Jump to content

История Пелопоннесской войны

История Пелопоннесской войны
Крошечная рукопись X века « Фукидида » Истории .
Автор Фукидид
Язык Древнегреческий
Жанр История
Издатель Различный
Дата публикации
Конец V века до н.э.
Место публикации Афины

«История Пелопоннесской войны» представляет собой исторический отчет о Пелопоннесской войне (431–404 гг. до н. э.), которая велась между Пелопоннесским союзом (возглавляемым Спартой ) и Делосским союзом (возглавляемым Афинами ). Его написал Фукидид , афинский историк, который также служил афинским полководцем во время войны. Его описание конфликта считается классикой и считается одной из самых ранних научных работ по истории. История . разделена на восемь книг

Анализ истории обычно проводится в одном из двух лагерей. [1] С одной стороны, некоторые ученые, такие как Дж. Б. Бери, рассматривают эту работу как объективную и научную часть истории. Суждение Бьюри отражает эту традиционную интерпретацию «Истории » как «суровой в своей отстраненности, написанной с чисто интеллектуальной точки зрения, не обремененной банальностями и моральными суждениями, холодной и критической». [2]

С другой стороны, в соответствии с более поздними интерпретациями, связанными с критикой реакции читателей , « Историю» можно читать как литературное произведение, а не как объективную запись исторических событий. Эта точка зрения воплощена в словах У. Р. Коннора, который описывает Фукидида как «художника, который откликается, отбирает и умело аранжирует свой материал и развивает его символический и эмоциональный потенциал». [3]

Исторический метод

[ редактировать ]
П. Окси. 16 , фрагмент рукописи I века.

Фукидид считается одной из ключевых фигур в развитии западной истории, что делает его методологию предметом широкого анализа в области историографии . [4]

Хронология

[ редактировать ]

Фукидид — один из первых западных историков, применивших строгие стандарты хронологии, записывая события по годам, причем каждый год состоит из летнего сезона кампаний и менее активного зимнего сезона. Этот метод резко контрастирует с Геродотом .

Выступления

[ редактировать ]

Фукидид также широко использует речи, чтобы подробно рассказать о рассматриваемом событии. Хотя включение длинных речей от первого лица несколько чуждо современному историческому методу , в контексте древнегреческой устной культуры речи ожидаемы. К ним относятся обращения к войскам их генералов перед битвами и многочисленные политические речи как афинских, так и спартанских лидеров, а также дебаты между различными партиями. Из речей наиболее известна надгробная речь Перикла , которая встречается во второй книге. Будучи афинским полководцем на войне, Фукидид сам слышал некоторые из этих речей. В других выступлениях он опирался на свидетельства очевидцев. [5]

Однако эти речи вызывают подозрение в глазах классицистов, поскольку неясно, в какой степени Фукидид изменил эти речи, чтобы лучше прояснить суть представленных аргументов. Некоторые речи, вероятно, сфабрикованы в соответствии с его ожиданиями, как он выразился, «того, что требовалось в каждой ситуации» (1.22.1). [6]

Нейтралитет

[ редактировать ]

Несмотря на то, что Фукидид был афинянином и участником конфликта, часто считается, что он написал в целом беспристрастное описание конфликта по отношению к участвующим в нем сторонам. Во введении к статье он заявляет: «Моя работа — это не произведение, предназначенное для удовлетворения вкусов непосредственной публики, а созданное навечно» (1.22.4).

Однако есть учёные, которые в этом сомневаются. Эрнст Бадиан , например, утверждал, что Фукидид имеет сильную проафинскую предвзятость. [7] Вопреки такого рода сомнениям, другие ученые утверждают, что Фукидид имел в своих «Истории» скрытый мотив, а именно создать эпос, сравнимый с эпосами прошлого, такими как произведения Гомера , и что это привело его к созданию необъективного дуализма в пользу афиняне. [8] Работа действительно демонстрирует явную предвзятость в отношении определенных людей, вовлеченных в конфликт, таких как Клеон . [9]

Роль религии

[ редактировать ]

Боги не играют активной роли в творчестве Фукидида. Это сильно отличается от мнения Геродота, который часто упоминает роль богов, а также почти повсеместное божественное присутствие в стихотворениях Гомера , написанных несколько столетий назад . Вместо этого Фукидид считает, что история вызвана выбором и действиями людей.

Несмотря на отсутствие действий богов, религия и благочестие играют решающую роль в действиях спартанцев и в меньшей степени афинян. [10] Таким образом, природные явления, такие как землетрясения и затмения, рассматривались как религиозно значимые (1.23.3; 7.50.4). [11]

Рационализация мифа

[ редактировать ]

Несмотря на отсутствие богов в творчестве Фукидида, он по-прежнему во многом опирается на греческие мифы , особенно на Гомера , чьи произведения занимают видное место в греческой мифологии. Фукидид часто ссылается на Гомера как на источник информации, но всегда добавляет оговорку о дистанцировании, например: «Гомер показывает это, если это достаточно доказательств» и «предполагая, что в этом случае мы тоже должны доверять поэзии Гомера». [12]

Однако, несмотря на скептицизм Фукидида в отношении информации из вторых рук, такой как информация Гомера, он действительно использует эпосы поэта, чтобы сделать выводы о фактах Троянской войны . Например, хотя Фукидид считал число более 1000 греческих кораблей, отправленных в Трою , поэтическим преувеличением, он использовал «Каталог кораблей» Гомера , чтобы определить приблизительное количество присутствовавших греческих солдат. Позже Фукидид утверждает, что, поскольку Гомер никогда не упоминает об объединенном греческом государстве, доэллинские нации , должно быть, были настолько разобщены, что не могли должным образом организоваться для начала эффективной кампании. Фактически, Фукидид утверждает, что Трою можно было бы завоевать вдвое быстрее, если бы греческие лидеры правильно распределяли ресурсы и не отправляли большую часть армии в набеги за припасами.

Фукидид обязательно сообщает своему читателю, что он, в отличие от Гомера, не поэт, склонный к преувеличениям, а историк, чьи рассказы могут не доставлять «минутного удовольствия», но «чей предполагаемый смысл будет поставлен под сомнение правдой фактов». ." [13] Дистанцируясь от практики повествования Гомера, Фукидид ясно дает понять, что, хотя он и считает мифологию и эпос доказательствами, этим произведениям нельзя придать большого доверия, и что для того, чтобы точно изобразить события прошлого.

Предмет истории

[ редактировать ]

Первая книга «Истории», после краткого обзора ранней греческой истории и некоторых программных историографических комментариев, пытается объяснить, почему Пелопоннесская война разразилась в такое время и каковы были ее причины. За исключением нескольких коротких экскурсов (в частности, 6.54–58 об истребителях тиранов ), остальная часть «Истории» (книги со 2 по 8) жестко фокусируется на Пелопоннесской войне , исключая другие темы.

Хотя « История» концентрируется на военных аспектах Пелопоннесской войны, она использует эти события как средство, чтобы предложить несколько других тем, тесно связанных с войной. В нескольких отрывках он конкретно обсуждает социальные и культурные дегенеративные последствия войны для самого человечества. Особое внимание в « Истории» уделено беззаконию и злодеяниям, совершаемым греческими гражданами друг к другу во имя той или иной стороны в войне. Некоторые события, описанные в «Истории» , такие как Мелийский диалог , описывают ранние случаи реальной политики или силовой политики . Примечательно, что не исключено, что ошибки перевода повлияли на выводы реалистов относительно творчества Фукидида . [14]

История и власти в озабочена взаимодействием справедливости принятии политических и военных решений. Изложение Фукидида по этой теме решительно двойственно. Хотя История , кажется, предполагает, что соображения справедливости являются искусственными и неизбежно капитулируют перед властью, иногда она также демонстрирует значительную степень сочувствия тем, кто страдает от нужд войны.

По большей части в «Истории» не обсуждаются такие темы, как искусство и архитектура Греции.

Военная техника

[ редактировать ]
Иллюстрация греческой триеры

В « Истории» особое внимание уделяется развитию военных технологий. В нескольких отрывках (1.14.3, 2.75–76, 7.36.2–3) Фукидид подробно описывает различные нововведения в ведении осадных работ или морской войны. « История» придает большое значение военно-морскому превосходству, утверждая, что современная империя невозможна без сильного флота. Он утверждает, что это результат развития пиратства и прибрежных поселений в ранней Греции.

Важным в этом отношении было развитие в начале классического периода (ок. 500 г. до н.э.) триеры , главного военно-морского корабля на следующие несколько сотен лет. В своем акценте на морской мощи Фукидиду вторит современный военно-морской теоретик Альфред Тайер Махан , чья влиятельная работа «Влияние морской мощи на историю» помогла запустить гонку военно-морских вооружений перед Первой мировой войной.

В «Истории» объясняется, что основной причиной Пелопоннесской войны был «рост могущества Афин и тревога, которую это вызвало в Спарте» (1.23.6). Фукидид прослеживает развитие афинской власти через рост Афинской империи в период с 479 по 432 годы до нашей эры в первой книге « Истории» (1.89–118). Легитимность империи исследуется в нескольких отрывках, особенно в речи 1.73–78, где анонимная афинская миссия защищает империю на том основании, что она была свободно передана афинянам, а не взята силой. Эти афиняне защищают последующее расширение империи: «...характер дела сначала вынудил нас поднять нашу империю до ее нынешней высоты; страх был нашим главным мотивом, хотя честь и интерес пришли позже». (1.75.3)

Афиняне также утверждают, что «мы не сделали ничего экстраординарного, ничего противоречащего человеческой природе, приняв империю, когда она была нам предложена, а затем отказавшись от нее отказаться». (1.76) Они утверждают, что любой на их месте поступил бы точно так же. Спартанцы представляют собой более традиционную, осмотрительную и менее экспансивную силу. Действительно, афиняне почти уничтожены их величайшим актом имперского вмешательства — Сицилийской экспедицией, описанной в шестой и седьмой книгах «Истории » .

Науки о Земле

[ редактировать ]

Фукидид в своем описании цунами в Малийском заливе в 426 г. до н.э. впервые в истории естествознания соотносит землетрясения и волны с точки зрения причины и следствия. [15] [16]

Некоторые трудности интерпретации

[ редактировать ]

Фукидида История чрезвычайно насыщена и сложна. Его особая древнегреческая проза также очень сложна грамматически, синтаксически и семантически. Это привело к большому количеству научных разногласий по ряду вопросов интерпретации.

Страты композиции

[ редактировать ]

Принято считать, что Фукидид умер, продолжая работать над «Историей» , поскольку она заканчивается на полуслове и восходит только к 411 г. до н.э., оставляя открытыми шесть лет войны. Более того, существует большая неуверенность в том, намеревался ли он пересмотреть уже написанные разделы. существуют некоторые противоречия Поскольку между некоторыми отрывками « Истории» , было высказано предположение, что противоречивые отрывки были написаны в разное время и что мнение Фукидида по этому противоречивому вопросу изменилось. Тех, кто утверждает, что Историю можно разделить на различные уровни композиции, обычно называют «аналитиками», а тех, кто утверждает, что отрывки должны быть согласованы друг с другом, называют «унитаристами». [17] Этот конфликт называется дебатами о «слоях композиции». Отсутствие прогресса в этих дебатах на протяжении двадцатого века заставило многих ученых Фукидида объявить дискуссию неразрешимой и уклониться от этой проблемы в своих работах.

Источники

[ редактировать ]

« История » печально известна своей сдержанностью в отношении своих источников. Фукидид почти никогда не называет имена своих информаторов и лишь несколько раз ссылается на конкурирующие версии событий. Это резко контрастирует с Геродотом , который часто упоминает несколько версий своих историй и позволяет читателю решить, какая из них верна. Вместо этого Фукидид стремится создать впечатление целостного и неопровержимого повествования. Тем не менее, ученые стремились обнаружить источники, лежащие в основе различных разделов Истории . Например, повествование после изгнания Фукидида (4.108 и сл. ), Кажется, сосредоточено на пелопоннесских событиях больше, чем в первых четырех книгах, что приводит к выводу, что в то время он имел больший доступ к пелопоннесским источникам.

Часто кажется, что Фукидид утверждает, что знает мысли людей в ключевые моменты повествования. Ученые утверждают, что эти моменты являются свидетельством того, что он брал интервью у этих людей постфактум. Однако свидетельства Сицилийской экспедиции свидетельствуют против этого, поскольку Фукидид обсуждает мысли погибших там полководцев и с которыми у него не было бы возможности взять интервью. Вместо этого кажется вероятным, что, как и в случае с речами, Фукидид более свободен, чем считалось ранее, в выводах о мыслях, чувствах и мотивах главных героев своей «Истории» из их действий, а также из своего собственного представления о том, что было бы уместно или вероятно в такая ситуация.

Критические оценки

[ редактировать ]

Историк Дж. Б. Бери пишет, что работа Фукидида «маркирует самый длинный и самый решительный шаг, который когда-либо был сделан отдельным человеком к созданию истории такой, какая она есть сегодня». [18]

Историк Х.Д. Китто считает, что Фукидид писал о Пелопоннесской войне не потому, что это была самая значительная война в древности, а потому, что она причинила больше всего страданий. Действительно, некоторые отрывки из книги Фукидида написаны «с интенсивностью чувств, которую едва ли может превзойти сама Сапфо ». [19]

В своей книге «Открытое общество и его враги » Карл Р. Поппер пишет, что Фукидид был «возможно, величайшим историком, который когда-либо жил». Однако труд Фукидида, продолжает Поппер, представляет собой «интерпретацию, точку зрения; и в этом нам нет необходимости с ним соглашаться». В войне между афинской демократией и «арестованным олигархическим трайбализмом Спарты» мы никогда не должны забывать «невольную предвзятость» Фукидида и то, что «его сердце не было с Афинами, его родным городом»:

«Хотя он, по-видимому, не принадлежал к крайнему крылу афинских олигархических клубов, сговорившихся на протяжении всей войны с врагом, он, безусловно, был членом олигархической партии и другом ни афинского народа, ни демоса, сосланного ни его, ни его империалистической политики». [20]

» Фукидида « История оказала огромное влияние как на древнюю, так и на современную историографию . Многие современники и непосредственные преемники автора с энтузиазмом восприняли его; действительно, многие авторы стремились завершить незавершенную историю. Например, Ксенофонт написал свою «Эллинику» как продолжение работы Фукидида, начиная именно с того момента, когда « История » Фукидида заканчивается. В поздней античности репутация Фукидида несколько пострадала: такие критики, как Дионисий Галикарнасский, отвергли « Историю» как напыщенную и чрезмерно строгую. Люциан также пародирует его (среди прочего) в своей сатире «Правдивые истории» . Вудро Вильсон прочитал « Историю» во время своего путешествия через Атлантику на Версальскую мирную конференцию . [21]

В 17 веке английский философ Томас Гоббс (который сам перевел произведение) писал о Фукидиде следующее:

Многие отмечали, что Гомер в поэзии, Аристотель в философии, Демосфен в красноречии и другие древние в других знаниях все еще сохраняют свое первенство: ни один из них не превзошел, а некоторые и не приблизился к кому-либо в эти более поздние века. . К их числу справедливо причисляется и наш Фукидид; работник, не менее совершенный в своей работе, чем любой из первых; и у которого (я думаю, как и у многих других) способность к написанию истории находится на самом высоком уровне. [22]

Рукописи

[ редактировать ]
Эта рукопись представляет собой латинскую версию, переведенную (1450–1499) Лоренцо Валла , оформленную Франческо ди Антонио дель Кьерико и посвященную Папе Николаю V.

К наиболее важным рукописям относятся: Codex Parisinus suppl. гр. 255, Ватиканский кодекс 126, Лаврентианский кодекс 69.2, Палатинский кодекс 252, Кодекс Монако 430, Кодекс Монако 228 и Британский кодекс II, 727. [23]

Гренфелл и Хант обнаружили около 20 фрагментов папируса, скопированных где-то между I и VI веками нашей эры в Оксиринхе , включая Папирус Оксиринха 16 и 17 .

План работы

[ редактировать ]
  • Книга 1 [24]
  • Книга 2 (431–428 до н. э.)
  • Книга 3 (428–425 до н.э.)
  • Книга 4 (425–423 до н.э.)
  • Книга 5 (422–415 до н.э.)
  • Книга 6 (415–414 до н.э.)
    • Сицилийская экспедиция . 6,8–6,52
      • Ранняя история Сицилии. 6,1–6,6
      • Речи Никия и Алкивиада. 6,8–6,26
      • Дело Гермы . 6,27–6,29, 6,53
      • Отправление экспедиции на Сицилию . 6.30–6.32
      • Речи Гермократа и Афинагора в Сиракузах . 6.33–41
      • Прибытие афинян на Сицилию. 6.42–52
    • Отступление о Гармодии и Аристогитоне . 6,53–6,58
    • Вспомните и бегство Алкивиада . 6,60–6,61
    • Победа афинян при Сиракузах. 6,62–6,71
      • Спор между Гермократом и Евфемом в Камарине . 6,72–6,88
    • Алкивиад в Спарте. 6,88–6,93
    • Победы афинян при Сиракузах. 6,94–103
      • Спартанцы отправляют Гилиппа на Сицилию и сражаются с Афинами в Аргосе. 6.104–105
  • Книга 7 (414–413 до н. э.)
    • Прибытие Гилиппа в Сиракузы. 7,1–7,3
    • Укрепление Децелеи . 7.19–7.30
    • Успехи сиракузян.
    • Прибытие Демосфена
    • Поражение афинян при Эпиполах . 7.42–7.59
    • Глупость и упрямство Никия
    • Бои в Большой гавани
    • Отступление и уничтожение афинской армии. 7,72–7,87
  • Книга 8 (413–411 до н.э.)
    • Неверие и отчаяние в Афинах. 8.1
    • Союзники восстают. 8,2–4
    • Персы предлагают поддержку Спарте. 8,5
    • Истмийский фестиваль. 8,9
    • Алкамены. 8.10
    • Алкивиад призывает Эндия к восстанию. 8.12
    • Алкивиад призывает Хиос к восстанию. 8.14
    • Афины отменяют закон о резервных фондах. 8.15
    • Союз Спарты и Персии. 8.18
    • Хианцы поощряют восстание. 8.19
    • Общины Самоса свергают высшие классы. 8.21
    • Хианцы и спартанцы против Афин и Аргоса; Ионийцы побеждают дорийцев. 8.25
    • Гермократ готовит «добивающий удар» Афинам, Алкивиаду в Тейчиуссе. 8.26
    • Фриних = «разумный человек» отступает. 8.27
    • Тиссаферн раздает жалованье спартанцам. 8.29
    • Спартанский договор с Персией. 8.37
    • Конфликт между Педаитом и Астиохом. 8.39
    • Рабы покидают Хиос. 8.40
    • Лихас пытается пересмотреть договор с Персией. Спартанцы дают грекам не свободу, а «мидийского господина». 8.43
    • Родос восстает. 8.44
    • Астиоху приказано убить Алкивиада, который бежит из Спарты в Тиссаферн. 8.45
    • Алкивиад советует Тиссаферну позволить Афинам и Спарте изматывать друг друга. 8.46
    • Алкивиад планирует свое возвращение в Афины. 8.47–8.48
    • Писсандра, чтобы подготовить путь к возвращению Алкивиада. 8.49
    • Алкивиад предает Фриниха. 8.50
    • Фриних укрепляет Самос. 8.51
    • Алкивиад призывает Тиссаферна подружиться с Афинами. 8.52
    • Писандр в Афинах предлагает сделку: союз с Персией, конец демократии, возвращение Алкивиада. 8.53–8.54
    • Афины побеждают Хианса, Педарита. 8.55
    • Планы Алкивиада с Тиссаферном рушатся. 8.56
    • Тиссаферн решает сохранить равенство обеих сторон, платит Спарта. 8.57
    • еще один договор сделал ставку на Персию и Спарту. 8,58–8,59
    • Писандр – это олигархия в Афинах, смятение на Самосе. 8,63
    • Олигархия в Афинах, популярные лидеры убиты. «правительство пяти тысяч». 8,65
    • Олигархия торжествует. 8,65
    • Народные партии подозрительно относятся друг к другу. 8,66
    • Члены комиссии разрабатывают новую конституцию = тирания четырехсот. 8,67
    • Писандр, Фриних, Ферамен = лидеры олигархии. 8,68
    • 400 человек с кинжалами распускают совет (Буль). 8,69
    • Олигархи предлагают помириться со Спартой. 8.70
    • Спартанские войска движутся к стенам Афин. Олигархи снова предлагают мир со Спартой. 8,71
    • Моряки на Самосе отвергают олигархию. 8,72
    • Беспорядки на Самосе, афинские экипажи утверждают демократию, убиты 30 олигархов. 8,73
    • Преувеличенное сообщение на Самосе об ужасах в Афинах. 8,74
    • Фрасибул и Фрасилл лидеры демократической фракции на Самосе. 8,75
    • Армия сменяет олигархию на Самосе, Алкивиад обещает союз с Персией. 8,76
    • Дебаты на Самосе. 8,77
    • Солдаты Пелопа рвутся в бой, Астиох не желает сражаться на море. Флот Тиссаферна так и не прибыл. 8,78
    • Афиняне получили подкрепление, Пелоп не желает сражаться. 8,79
    • Восстание Византии. 8.80
    • Алкивиад вспоминает, обещает персам помощь. 8,81
    • Алкивиад, избранный полководцем, «отдал все свои дела в свои руки». 8,82
    • Тиссаферн не платит спартанским солдатам. 8,83
    • Моряки Пелопа угрожают Астиоху, которого отзывают и заменяют Миндаром. 8,84
    • Гермократ изгнан из Сиракуз, он выступает против союза Спарты с Персией. 8,85
    • Алкивиад предотвращает нападение самосских солдат на Афины, призывает положить конец 400. 8.86
    • Тиссаферн/Персия продолжает политику, позволяющую Афинам и Спарте изматывать друг друга. 8,87
    • Алкивиад знал, что Тиссаферн никогда не пошлет корабли на поддержку Спарты. 8,88
    • Олигархи в Афинах разрывают ряды, Терменес и Аристократ опасаются власти Алкивиада на Самосе. 8,89
    • Фриних, Аристарх, Писандр и Антифон, наиболее настроенные против демократии, снова апеллируют к Спарте. Укрепите Пирей. 8.90
    • Планы олигархов. 8,91
    • Олигархия рушится. 8,92
    • Олигархи и солдаты встречаются на Акрополе и соглашаются на реформы. 8,93
    • Появляются корабли Пелопа. 8,94
    • Корабли Пелопа разбивают афинян, Эвбея восстает. 8,95
    • Афины в отчаянии. «Лакедемоняне оказались самым удобным народом в мире для войны с афинянами». 8,96
    • 400 свергнуты, 5000 - «лучшее правительство» при жизни Тука. «Гоплитовая демократия», отсутствие платы за государственную службу (т.е. отсутствие тетов). 8,97
    • Писандр и Алексикл отступают в Децелею, Аристарх уводит варварских лучников в Эное. Олигархия закончилась. 8,98
    • Победа Фрасибула и Трасилла на море возрождает надежду Афин. 8.103–8.106
    • Алкивиад возвращается. 8.108
    • Резкое завершение истории. 8.109

Избранные переводы

[ редактировать ]
Титульный лист перевода Томаса Гоббса

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ К. Дж. Довер, «Фукидид как история» и «как литература», История и теория (1983) 22:54–63.
  2. ^ Дж. Б. Бери, История Греции , 4-е изд., (Нью-Йорк, 1975), стр. 252.
  3. ^ WR Коннор, Фукидид , (Принстон, 1984), стр. 231–32.
  4. ^ Морли, Невилл; Ли, Кристина (2014). «Введение: чтение Фукидида». Руководство к приему Фукидида . John Wiley & Sons, Ltd., стр. 1–4. ISBN  978-1-4051-9691-8 . OCLC   999625055 .
  5. ^ Фукидид (11 июня 2009 г.), Хаммонд, Мартин; Родс, П.Дж. (ред.), «История Пелопоннесской войны» , Oxford World's Classics: Фукидид: Пелопоннесская война , Oxford University Press, doi : 10.1093/oseo/instance.00266021 , ISBN  978-0-19-282191-1 , получено 15 октября 2021 г.
  6. ^ Дональд Каган, «Речи Фукидида и дебаты в Митилене», Йельские классические исследования (1975) 24:71–94.
  7. ^ Эрнст Бадиан, «Фукидид и начало Пелопоннесской войны. Краткий обзор историка» в книге « Конфликт, Антитезис и древний историк» , изд. Джун Эллисон, (Колумбус, 1990), стр. 46–91.
  8. ^ Грациози, Барбара. Изобретая Гомера: раннее восприятие эпоса , 2002, с. 118, ISBN   0-521-80966-5 .
  9. ^ Вестлейк, HD (2010). Особи у Фукидида . Издательство Кембриджского университета . п. 60. ИСБН  978-0-521-14753-8 .
  10. ^ Джордан, Боримир (1 января 1986 г.). «Религия у Фукидида». Труды Американской филологической ассоциации . 116 : 119–47. дои : 10.2307/283914 . JSTOR   283914 .
  11. ^ Лео Штраус «Предварительные наблюдения за богами в работе Сустаама» «Интерпретация: журнал политической философии» 1974 4: 1 1–16
  12. ^ Барбара Грациози, Изобретая Гомера: раннее восприятие эпоса , с. 121.
  13. ^ Фукидид, История Пелопоннесской войны . [ нужна страница ]
  14. ^ Экстайн, Артур М. (2003). «Фукидид, начало Пелопоннесской войны и основание теории международных систем» . Обзор международной истории . 25 (4): 757–774. дои : 10.1080/07075332.2003.9641012 . ISSN   0707-5332 . JSTOR   40110357 . S2CID   154821198 .
  15. ^ Фукидид , История Пелопоннесской войны   3.89.2–5
  16. ^ Смид, ТК: «Цунами» в греческой литературе», Греция и Рим , 2-я серия, Том. 17, № 1 (апрель 1970 г.), стр. 100–04.
  17. ^ Саид, Сюзанна (30 июля 2015 г.). «Гомер» . Оксфордская исследовательская энциклопедия классической литературы . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.3138 . ISBN  978-0-19-938113-5 . Проверено 17 октября 2021 г.
  18. ^ Бери, Дж. Б. (1958). Древнегреческие историки . Нью-Йорк: Dover Publications. п. 147.
  19. ^ Боукер, Стэн (1966). «Китто в Британской Колумбии» . Высоты . XLVI (16).
  20. ^ Поппер, Карл (12 ноября 2012 г.). Открытое общество и его враги . Рутледж. ISBN  978-1-136-70025-5 .
  21. ^ HW Brands, Артур Шлезингер Вудро Вильсон (Серия американских президентов ), Times Books, 2003 ISBN   978-0-8050-6955-6
  22. ^ Гоббс, Томас (1629). Восемь книг о Пелопоннесской войне, написанные Фукидидом, сыном Олора . п. 5.
  23. ^ Истории: книга 3. Отредактировано с примечаниями для использования в школах (Oxford Clarendon Press; 1901).
  24. ^ Растен, Джеффри С. (2023), Лоу, Полли (ред.), «Пролегомены к Пелопоннесской войне: Фукидид, Книга 1» , Кембриджский компаньон Фукидида , Cambridge University Press, стр. 77–88, doi : 10.1017/9781316227442.008 , ISBN  978-1-107-10705-2
  25. ^ Фукидид (11 июня 2009 г.). Пелопоннесская война . ОУП Оксфорд. ISBN  978-0-19-282191-1 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c3747d67a74eaa522e296d0d27450f3f__1720063740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/3f/c3747d67a74eaa522e296d0d27450f3f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Peloponnesian War - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)