Jump to content

Геноцид армян и Холокост

Плакат в Ереване , установленный во время празднования 100-летия геноцида армян в 2015 году, утверждает, что Холокост можно было предотвратить путем осуждения геноцида армян.

Связь между Геноцидом армян и Холокостом обсуждалась учеными. Большинство учёных считают, что между Геноцидом армян и Холокостом существует прямая причинно-следственная связь существует прямая причинно-следственная связь, однако некоторые из них не верят, что между двумя геноцидами .

Холокост и геноцид армян считаются образцовыми случаями геноцида двадцатого века.

В более общем плане ученые предполагают, что виновники Холокоста были вдохновлены примером Османской империи и наследием безнаказанности, о чем свидетельствует ссылка Гитлера на геноцид армян в речи 1939 года: «Кто, в конце концов, говорит сегодня об уничтожении армян?"

Терминология

[ редактировать ]

Термин « холокост » обычно использовался для описания резни в Хамидиане и геноцида армян перед Второй мировой войной , а также этот термин использовался для описания немецкого геноцида против евреев, геноцида, который в настоящее время называется Холокостом . [1] Например, Уинстон Черчилль использовал этот термин для описания геноцида армян перед началом Второй мировой войны . [2] [3] [4] [5]

Рафаэль Лемкин , который придумал термин «геноцид» для описания этой категории государственных преступлений , начал свое исследование геноцидов в 1921 году, после того как он прочитал отчеты о суде над Согомоном Тейлиряном , убийцей Талаат-паши , одного из организаторов геноцида армян. [6] [7] [8] [9] Когда он создал этот термин в 1943 или 1944 году, он специально привел геноцид армян как яркий пример геноцида. [10]

Геноцид армян был «первым неколониальным геноцидом двадцатого века». [11] Это произошло во время Первой мировой войны и было осуществлено турецким режимом и Комитетом Союза и Прогресса; CUP , в который входили Османская империя и Турецкая Республика. После того, как КЕП потерпела военные поражения в Балканских войнах против армянской армии. [ нужны разъяснения ] В начале Первой мировой войны Османская империя начала вторгаться в большую часть Европы, Особая организация начала резню народа Армении. Османские военизированные формирования совершили массовые убийства из-за отдельных актов сопротивления, совершенных некоторыми армянами. Османские военизированные формирования считали, что эти акты сопротивления были предшественником массовой революции, и они также опасались, что армяне попытаются претендовать на независимость. Начало геноцида произошло, когда «младотурецкий режим согнал сотни армян и повесил их на улицах Стамбула». [11] (Геноцид армян). Депортация и массовое убийство около миллиона армян произошли по пути маршей смерти в Сирийскую пустыню.

Холокост — геноцид примерно шести миллионов евреев , совершенный Национал-социалистической партии . нацистским режимом Он начался вскоре после того, как Адольф Гитлер и Национал-социалистическая партия пришли к власти. Нападения на еврейскую общину были вызваны экономическим и политическим кризисом, возникшим после того, как Германия проиграла Первую мировую войну (Введение в Холокост). Массовое убийство произошло не сразу, однако количество антисемитских законов принятых , таких как Нюрнбергские законы, [12] гарантировал, что еврейский народ подвергся дискриминации и был вытеснен из немецкой жизни. Между 1941 и 1945 годами Германия и ее союзные территории начали совершать массовые убийства евреев. Основными методами убийства были массовые расстрелы и отравления газом. [13] Геноцид был известен как « Окончательное решение еврейского вопроса» . [14]

Причинность

[ редактировать ]
Альфред Розенберг , главный теоретик нацизма , защищавший Таалат-пашу и геноцид армян в статье в прессе.

Историк Фрэнсис Никосия пишет, что геноцид армян и Холокост - два наиболее сравниваемых геноцида в двадцатом веке. [15] По мнению историка Роберта Мелсона , «Геноцид армян и Холокост являются типичными примерами тотального геноцида в двадцатом веке». [16]

По мнению историков Доминика Й. Шаллера и Юргена Циммерера [ де ] , широко распространено мнение, что существует причинно-следственная связь между геноцидом армян и Холокостом. [17] В 1920-е годы в немецкой прессе развернулись «большие дебаты о геноциде», в результате которых многие немецкие националисты решили, что геноцид оправдан как тактика. [18] [19] В своей книге «Оправдание геноцида» (2016) Стефан Ихриг пишет, что не существует «неопровержимых доказательств», доказывающих, что геноцид армян вдохновил Холокост. Однако, основываясь на различных доказательствах, он говорит, что нацисты были хорошо осведомлены о предыдущем геноциде и в определенной степени тоже были им вдохновлены. [20] Рецензируя книгу Ихрига, армянский историк Ваагн Аведян убежден, что «существует слишком много факторов, которые связывают эти два случая вместе». [21]

Омер Бартов , Эльдад Бен Аарон и Тесса Хофманн считают, что, по крайней мере, в какой-то степени нацистов вдохновил геноцид армян. [22] [23] [24]

Во время речи 1939 года сказал : Гитлер

Я привел в готовность свое формирование «Мертвая голова» — пока только на Востоке — с приказом отправлять на смерть безжалостно и без сострадания мужчин, женщин и детей польского происхождения и языка. Только так мы получим жизненное пространство ( Lebensraum необходимое нам ). Кто же сегодня говорит об уничтожении армян? [25]

Хотя эта версия речи оспаривается, почти наверняка Гитлер знал о геноциде армян, поскольку он был заядлым читателем газет, а геноцид широко освещался в прессе. [26] [27]

Макс Эрвин фон Шойбнер-Рихтер , близкий друг Адольфа Гитлера , который также был вице-консулом Германии в Эрзуруме во время геноцида армян.

По словам Ганнибала Трэвиса, « Чемберлен , Гесс , Розенберг , Сект , Шойбнер-Рихтер и фон Папен , вероятно, сыграли свою роль в том, чтобы побудить Гитлера использовать пример Турции в качестве модели для Польши». [26] [28]

По словам Ваагна Дадряна , Давида Мэйтаса и Яира Орона , виновники Холокоста воодушевились неспособностью наказать виновников геноцида армян. [29] [30] [31] По мнению ученого-международника М. Шерифа Бассиуни , решение не привлекать к ответственности османских военных преступников замедлило развитие международного права и затруднило судебное преследование нацистских военных преступников. После Второй мировой войны союзники поняли опасность безнаказанности и организовали Нюрнбергский процесс . [29]

Такие историки, как Ихриг и Йерсак, подчеркивали, что нацисты [ нужны разъяснения ] пришли к выводу, что геноцид может быть замаскирован под видом войны и останется безнаказанным. [27] [32] : 575  По словам Ихрига, «не может быть никаких сомнений в том, что нацисты включили геноцид армян, его «уроки», тактику и «выгоды» в свое мировоззрение и свой взгляд на новый расовый порядок, который они строили». [33]

Однако Угур Юмит Унгёр раскритиковал причинно-следственную связь. [30]

Отношения современников

[ редактировать ]

В Германии

[ редактировать ]

Некоторые видные члены нацистской партии были хорошо осведомлены о геноциде армян , например, Альфред Розенберг , один из главных теоретиков нацизма , который пытался свести к минимуму геноцид и защитить Таалат-пашу. [34] или Макс Эрвин фон Шойбнер-Рихтер , которому была посвящена первая часть «Майн кампф» , который был вице-консулом Германии в Эрзуруме во время геноцида армян и который задокументировал это. [35]

В 1933 году австрийско-еврейский писатель Франц Верфель опубликовал Сорок дней Муса-Дага» книгу « об армянском сопротивлении в Муса-Даге . Целью книги было не просто увековечить память о зверствах, совершенных против армян, но и предупредить людей о последствиях расовой ненависти в целом и о последствиях нацизма в частности. Во время Холокоста многие евреи находили параллели между своим опытом и книгой . [36] Израильский исследователь Холокоста Иегуда Бауэр отмечает, что роман Верфеля «почти физически связал Геноцид армян с Холокостом». [37]

Многие антинацисты сравнивали судьбу евреев в нацистской Германии с геноцидом армян. Например, Сопаде в отчете немецкого сопротивления за февраль 1939 года говорилось:

В настоящий момент в Германии происходит неудержимое истребление меньшинства посредством жестоких средств убийства, пыток до абсурда, грабежей, нападений и голодания. То, что случилось с армянами во время [мировой войны] в Турции, сейчас совершается против евреев, [но] медленнее и более систематически. [38]

Рихард Лихтхайм [ ru ] , один из немецких евреев, который, будучи молодым лидером сионистского движения, вел лихорадочные переговоры с лидерами иттихадистов в военной Турции, описал «хладнокровно спланированное истребление более миллиона армян (kaltblütig durchdacht)» как «сродни крестовому походу Гитлера против евреев в период 1940–1942 годов». [39] [40]

Турция, геноцид армян и Холокост

[ редактировать ]

По словам Тессы Хофманн , Гитлер был очарован фигурой Мустафы Кемаля Ататюрка и считал армян проигравшей нацией, которая «заслужила свою гибель». [24] Ганнибал Трэвис также считал, что Гитлер «одобрительно цитировал роль Кемаля Ататюрка в Турции». [41]

Политика Турции под руководством Ататюрка до 1938 года и Инёню до 1950 года оставалась симпатизирующей нацистской Германии до окончания Второй мировой войны . [42] Во время Холокоста Турция сознательно не позволяла еврейским эмигрантам найти там убежище, несмотря на несколько просьб еврейских чиновников, и открыто призывала к изгнанию еврейских беженцев из Турции . [42] Более того, Турция потребовала от нацистских властей скрыть специальные отметки в паспортах евреев, бегущих из Германии. Эти отметки позволили турецкой полиции идентифицировать евреев, арестовать их и впоследствии отправить обратно в Германию. [42]

Ибрагим Тали Онгорен , организовавший погромы в турецкой Фракии.

В Восточной Фракии кемалистская Турция начиная с 30-х годов организовывала погромы против евреев, называя их «кровопийцами турок» под руководством Ибрагима Тали Онгорена . Он заявил, что: [42]

«Фракийский еврей обладает такой моральной испорченностью и таким бесхарактерностью, что это бросается в глаза. Он вреден. [...] В еврейской концепции мира чести и достоинству нет места. [.. .] Евреи Фракии стремятся сделать Фракию идентичной Палестине. Для развития Фракии крайне необходимо не терпеть этот элемент [евреев] [...] продолжающий сосать кровь турок. [Евреи] представляют собой эту тайную опасность и, возможно, могут через свои рабочие клубы попытаться создать коммунистические ячейки в нашей стране, поэтому абсолютно необходимо [...] окончательно и самым радикальным образом решить проблему; [Еврейская] проблема». [42]

В мае 1941 года мужчины-немусульмане в Турции, в том числе турецкие евреи , были призваны в обязательные рабочие батальоны. [42] Также в 1941 году Инёню отказался разрешить «Струма » с более чем 770 еврейскими беженцами. румынскому судну [43] пришвартоваться в Турции и насильно отправил его обратно в море, где он впоследствии был потоплен советской подводной лодкой [42] в живых остался только один, Давид Столяр . [44]

Адольф Гитлер отправил останки Таалат-паши обратно в Турцию 25 февраля 1943 года в рамках официального совместного акта между нацистской Германией и Турцией . [45]

Сравнение

[ редактировать ]
был установлен мемориал в память Геноцида армян и Холокоста Ереване В 2006 году в (Армения) . [46]

По словам израильского историка Иехуды Бауэра ,

Различия между Холокостом и армянской резней менее важны, чем сходства – и даже если случай с Арменией не рассматривается как Холокост в той крайней форме, которую он принял по отношению к евреям, он, безусловно, наиболее близок к нему. [47]

Между геноцидом армян и Холокостом есть много общего, например, мировая война , попытка уничтожения членов этнорелигиозной общины , которые ранее были гражданами данного государства, [16] депортация в поездах и роль расизма и религиозных предрассудков. [48] Историк Ханс-Лукас Кизер утверждает: «В обоих случаях молодые имперские элиты и потенциальные спасители империй были травматическими свидетелями потери власти, престижа, территории и домов. В нестабильной политической ситуации и опасаясь имперского и личного краха, они преуспели в установлении однопартийного режима, который позволил им проводить политику изгнания и истребления, основанную на безумной, но расчетливой социальной дарвинистской инженерии». [49] Есть и различия: расовый антисемитизм не эквивалентен тюркскому национализму, который подпитывал геноцид армян, и в отличие от Холокоста, во время которого многие евреи погибли в лагерях смерти , методами геноцида армян были депортация, массовые убийства и голод. [16]

В 2010 году президент Армении заявил Серж Саргсян : «Нередко историки и журналисты обоснованно сравнивают Дейр-эз-Зор с Освенцимом , говоря, что «Дейр-эз-Зор — это Освенцим армян». Я думаю, что хронология заставляет нас сформулировать факты наоборот: «Освенцим — это Дейр-эз-Зор евреев». [50] [51]

Обелиск Хасану Мажару в Саду Праведников в Варшаве

Сравнение геноцида армян и Холокоста решительно отвергается во многих работах, написанных авторами, отрицающими геноцид армян. Такие работы пытаются апеллировать к еврейской аудитории, «подчеркивая уникальность и абсолютное различие между, с одной стороны, то, что на самом деле было настоящим ужасающим геноцидом, и, с другой стороны, то, что они называют мистификацией политически мотивированных заявлений армян о геноциде», - по словам историка Ричарда Ованнисяна . [52]

Сравнивая последствия двух случаев геноцида, Ваагн Аведян писал, что геноцид армян и Холокост переплетены не только с точки зрения воздействия, которое они оказали на соответствующие пострадавшие народы (преступников и жертв), но и также переплетается с тем, как воспоминания о них повлияли на эти народы. Геноцид армян оказал очевидное влияние на совершившую его немецкую элиту во время Второй мировой войны, а также оказал влияние на юридические последствия войны, когда Комиссия ООН по военным преступлениям привела резню армян в качестве примера преступлений против человечества в своем докладе. 1948 года и тем самым сослался на него как на прецедент для статьи 6 Нюрнбергской хартии , которая послужила основой для предстоящего пересмотра Конвенции ООН о геноциде . [37] : 129  В свою очередь, Холокост присутствовал практически во всех аспектах процесса признания геноцида армян, на Холокост ссылались оба лагеря, в соответствии с научным консенсусом, сторонники признания геноцида армян ссылались на Холокост всякий раз, когда они выступали за более широкое политическое признание геноцида армян, а отрицатели геноцида армян также ссылались на Холокост. Процесс политики памяти каждого случая, хотя и весьма диаметрально, сыграл значительную роль в формировании национальной идентичности и нарративов после Первой мировой войны в Турции и после Второй мировой войны в Германии, национальная идентичность и нарратив бывшей нации были сформированы отрицанием и ревизионизм , и национальная идентичность и нарратив последней нации были сформированы ее решением признать свои прошлые проступки, а также их последствия. [37]

Отрицание

[ редактировать ]

Хотя отрицание Геноцида армян является официальной политикой турецкого государства, Германия признала Холокост и выплатила ему репарации. Поэтому отрицание Холокоста является гораздо более маргинальным явлением. [53]

В деле «Перинчек против Швейцарии» (2015 г.) Европейский суд по правам человека постановил, что отрицание Геноцида армян подпадает под действие права на свободу слова, которое гарантируется статьей 10 Европейской конвенции по правам человека , тогда как государствам-членам разрешено криминализировать Холокост. отрицание. Профессор права Владислав Беловусов раскритиковал это решение за «создание спекулятивного различия между Холокостом и другими злодеяниями 20-го века», что равносильно тривиализации геноцида армян. [54]

В октябре 2020 года Facebook запретил отрицание Холокоста, но продолжал разрешать отрицание геноцида армян. Оно не объяснило никаких причин своего различного подхода к двум геноцидам. [55] [56] Бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров , сам имеющий смешанное армяно-еврейское происхождение, раскритиковал основателя Facebook Марка Цукерберга после того, как его страница в Facebook была закрыта после публикации интервью, в котором упоминался геноцид армян. «Таким образом, по словам Цукерберга, отрицание Холокоста теперь запрещено на Facebook, но тех, кто отрицает Геноцид армян, очень приветствуют на Facebook — и даже вознаграждают, блокируя страницы их жертв», — сказал Каспаров. [57] Армянская диаспора и группы по борьбе с ненавистью, такие как AGBU , Антидиффамационная лига (ADL) и Genocide Watch , призвали Facebook запретить на своей платформе отрицание Геноцида армян. [58]

[ редактировать ]

В 2001 году Франция приняла государственный закон, публично признавший Геноцид армян 1915 года. [59] Кроме того, в 2006 году законодательный орган Франции разработал проект закона (Предложение о законе о борьбе за существование геноцида в Армении), который дополнил бы предыдущий закон 2001 года. Новый закон сделает отрицание Геноцида армян уголовным преступлением. Лицо, которое отрицает, будет «подвергаться тюремному заключению на срок до одного года и/или уплате штрафа в размере 45 000 евро». [60] (Проект закона Франции о Геноциде армян:). Кроме того, державы Антанты в составе Великобритании, Франции и России, считавшиеся в мае 1915 года, во время Первой мировой войны, «осудили массовое убийство османским правительством армянского населения в восточной Анатолии, сославшись на «новые преступления… против человечества и цивилизации». [61] (Преступления против человечества и развитие международного права | Национальный музей Второй мировой войны | Новый Орлеан).

Во всем мире существует еще много разговоров, законов и праздников, связанных с Холокостом. США объявили 27 января Международным днем ​​памяти жертв Холокоста. После Второй мировой войны Германия запретила Национал-социалистическую партию (нацистскую партию), посчитав ее преступной организацией в попытке искупить свои прошлые действия. Германия также «...ввела уголовную ответственность за отрицание Холокоста, запретила использование знаков различия, связанных с режимом Гитлера, а также всех письменных материалов и изображений, пропагандирующих нацистскую партию». [62] (Законы об отрицании Холокоста и другие законы, криминализирующие пропаганду нацизма).

В 1946 году Международный военный трибунал в Нюрнберге, также известный как Нюрнбергский процесс, «предстал перед судом 24 наиболее важных военных и политических лидеров Третьего рейха…» [63] Девятнадцать из двадцати четырех были осуждены, трое оправданы. Двенадцать из девятнадцати были приговорены к смертной казни, трое были приговорены к пожизненному заключению, а четверо были приговорены к тюремному заключению на срок от десяти до двадцати лет. (Нюрнбергский процесс | Национальный музей Второй мировой войны | Новый Орлеан).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бьёрнлунд, Матиас (2018). «Комплексная история геноцида» . Международное исследование геноцида . 12 (1): 129–146. дои : 10.3138/gsi.12.1.10 . ISSN   2291-1847 . S2CID   165169019 . Несколько слов, которые являются синонимами слова «геноцид», использовались на разных языках, но термин «холокост» регулярно использовался в качестве термина для уничтожения христиан в Османской империи, по крайней мере, со времен резни Абдулхамида в 1890-х годах.
  2. ^ «Роберт Фиск: Забытый Холокост» . BelfastTelegraph.co.uk . 28 августа 2007 г. ISSN   0307-1235 . Проверено 9 ноября 2023 г.
  3. ^ Лэнгуорт, Ричард (05 сентября 2020 г.). «Уинстон Черчилль и Геноцид армян, 1914-23» . Проект Черчилля — Колледж Хиллсдейл . Проверено 9 ноября 2023 г.
  4. ^ Черчилль, Уинстон (1923). Мировой кризис 1916-1918 гг . Робартс – Университет Торонто. Лондон Баттерворт.
  5. ^ Робертсон, Джеффри (23 января 2015 г.). « Армяне хотят признания того, что резня 1915 года была преступлением » . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 9 ноября 2023 г.
  6. ^ Шабас, Уильям (2000). Геноцид в международном праве: преступления преступлений . Издательство Кембриджского университета. п. 25. Интерес Лемкина к этой теме восходит к его временам, когда он был студентом Львовского университета, когда он внимательно следил за попытками привлечь к ответственности виновных в массовых убийствах армян.
  7. ^ Моисей, А. Дирк (2004). Геноцид и поселенческое общество: насилие на границах и украденные дети коренных народов в истории Австралии . Книги Бергана. п. 21. Возмущенный тем, что виновные в геноциде армян в значительной степени избежали судебного преследования, Лемкин, который был молодым государственным прокурором в Польше, начал в начале 1930-х годов лоббировать международное право, криминализирующее уничтожение таких групп.
  8. ^ «Придумывание слова и отстаивание дела: история Рафаэля Лемкина». Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США (USHMM).
  9. ^ «История Геноцида» . Еврейский Всемирный Дозор. Архивировано из оригинала 11 апреля 2015 года . Проверено 11 апреля 2015 г. Геноцид армян (1915–1923) был первым в 20-м веке, привлекшим внимание всего мира; Фактически, Рафаэль Лемкин ввел свой термин «геноцид» в отношении массовых убийств этнических армян, совершенных младотурецким правительством Османской империи.
  10. ^ Аурон, Яир (2004). Банальность отрицания: Израиль и Геноцид армян . Издатели транзакций. п. 9. ...когда Рафаэль Лемкин придумал слово «геноцид» в 1944 году, он привел уничтожение армян в 1915 году как яркий пример геноцида.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Геноцид армян | Программа изучения геноцида» . gsp.yale.edu . Проверено 24 октября 2023 г.
  12. ^ «Нюрнбергские законы» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 9 ноября 2023 г.
  13. ^ «Газовые операции» .
  14. ^ « Окончательное решение»: Обзор» .
  15. ^ Никосия, Франция (2002 г.). «Банальность безразличия: сионизм и геноцид армян». Исследования Холокоста и геноцида . 16 (1): 117–119. дои : 10.1093/hgs/16.1.117 .
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мелсон, Роберт (1996). «Парадигмы геноцида: Холокост, Геноцид армян и современные массовые разрушения». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 548 : 157. дои : 10.1177/0002716296548001012 . ISSN   0002-7162 . S2CID   144586524 .
  17. ^ Шаллер, Доминик Дж.; Циммерер, Юрген (2008). «Поздние османские геноциды: распад Османской империи и младотурецкое население и политика истребления - введение». Журнал исследований геноцида . 10 (1): 7–14. дои : 10.1080/14623520801950820 . S2CID   71515470 .
  18. ^ Ихриг 2016 , глава «Оправдание геноцида».
  19. ^ Ихриг, Стефан (2015). «Оправдание геноцида в Веймарской Германии: Геноцид армян, немецкие националисты и убитые младотурки, 1919–1923». Ин Рюгер, Ян; Ваксманн, Николаус (ред.). Переписывание немецкой истории . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. п. 228. дои : 10.1057/9781137347794_12 . ISBN  978-1-137-34779-4 – через Springer Link.
  20. ^ Ихриг 2016 , стр. 333–334.
  21. ^ Аведян, Ваагн (20 ноября 2018 г.). «Оправдание геноцида: Германия и армяне от Бисмарка до Гитлера, Стефан Ихриг, Кембридж, Массачусетс, Гарвард, 2016, 460 стр., 35 долларов США (HC), ISBN 978-0674504790». Национальные документы . 46 (3): 532–535. дои : 10.1080/00905992.2017.1390980 . S2CID   159627934 .
  22. ^ Бартов, Омер (2002). «Чрезвычайное насилие и академический мир» . Международный журнал социальных наук (на французском языке). 174 (4): 561. doi : 10.3917/riss.174.0561 . ISSN   0304-3037 . Но в другом смысле он был очень неправ, поскольку геноцид армян остался в памяти и прежде всего самого Гитлера как эффективная политика, способствующая созданию нового национального государства.
  23. ^ Бен Аарон, Эльдад (2 сентября 2019 г.). «Признание Геноцида армян после его столетия: сравнительный анализ изменения позиций парламента» . Израильский журнал иностранных дел . 13 (3): 339–352. дои : 10.1080/23739770.2019.1737911 . hdl : 1887/92270 . ISSN   2373-9770 . S2CID   216270224 .
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хофманн, Т. Исследование геноцида армян в Османской империи (1915/16) и сравнительное исследование геноцида. http://www.aga-online.org/wp-content/uploads/TokyoFullVersion.pdf
  25. ^ Ихриг 2016 , с. 348.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трэвис, Ганнибал (01 января 2013 г.). «Вдохновил ли Гитлера Геноцид армян?» . Ближний Восток Ежеквартальный .
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ихриг 2016 , стр. 348–349.
  28. ^ Йохансон, Паула, изд. (2018). Геноцид армян . Взгляды на современную мировую историю. Нью-Йорк: Издательство Greenhaven. ISBN  978-1-5345-0120-1 .
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дадрян, Ваагн (1998). «Историческая и правовая взаимосвязь между Геноцидом армян и еврейским Холокостом: от безнаказанности к карающему правосудию» . Йельский журнал международного права . 23 (2). ISSN   0889-7743 .
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Юнгор, Угур Юмит (1 августа 2010 г.). «Рецензия на книгу: Грайр С. Карагеузян и Яир Аурон, Совершенная несправедливость: геноцид и кража армянского богатства» . Исследования и предотвращение геноцида . 5 (2). дои : 10.1353/gsp.2010.0000 . ISSN   1911-0359 . S2CID   143807073 .
  31. ^ «Международный уголовный суд: преследование худших преступников в мире» . МиннПост . 10 декабря 2013 года . Проверено 26 ноября 2020 г.
  32. ^ Джерсак, Тобиас (2000). «Возвращение: новый взгляд на нацистскую войну и планирование истребления». Исторический журнал . 43 (2): 565–582. дои : 10.1017/S0018246X99001004 . S2CID   159691488 .
  33. ^ Ихриг 2016 , с. 349.
  34. ^ Хофманн, Тесса (1 января 2007 г.). «Око за око: Убийство Талаат-паши на Харденбергштрассе в Берлине» . Хуберта фон Восс (ред.): Портреты надежды: армяне в современном мире . дои : 10.2307/j.ctt1btbz21.55 .
  35. ^ Акчам, Танер . Позорный поступок: Геноцид армян и вопрос ответственности Турции . Нью-Йорк: Метрополитен, 2006, стр. 121, 156, 158. ISBN   0-8050-8665-X
  36. ^ Ихриг, Стефан (18 апреля 2016 г.). «От Геноцида армян до Варшавского гетто» . Планшетный журнал .
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Аведян, Ваагн (2018). Знание и признание в политике памяти Геноцида армян . Рутледж. ISBN  978-1-13-831885-4 . : 87 
  38. ^ Ихриг 2016 , с. 333.
  39. ^ Ричард Лихтхайм, Возвращение, Мемуары раннего периода немецкого сионизма (Штутгарт, 1970), 287, 341.
  40. ^ Дадриан 1995 , с. 409.
  41. ^ Трэвис, Ганнибал (01 января 2013 г.). «Вдохновил ли Гитлера Геноцид армян?» . Ближний Восток Ежеквартальный . Гитлер и другие современные европейские лидеры восхищались Мустафой Кемалем Ататюрком как национальным лидером, который завоевал для турецкого народа необходимое ему жизненное пространство у славян и британцев. Выступая в 1925 году, Гитлер «подробно остановился на патриотизме и национальной гордости и одобрительно процитировал роль Кемаля Ататюрка в Турции и пример Муссолини, который двинулся на Рим» за несколько недель до этого.
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Гутштадт, Корри; Маннони, Оливье (2015). «Политика Турции во время Холокоста» . Revue d'Histoire de la Shoah (на французском языке). 203 (2): 195. дои : 10.3917/rhsho.203.0195 . ISSN   2111-885X .
  43. ^ «Кто погиб на Струме и сколько?» . www.jewishgen.org . Проверено 23 мая 2023 г.
  44. ^ Рубинштейн, Шимон. «Давид Столяр» . Личные трагедии как размышление о великой трагедии под названием Струма . Проверено 28 марта 2013 г.
  45. ^ Кизер, Ханс-Лукас (2018). Талат-паша: отец современной Турции, архитектор геноцида . Принстон (Нью-Джерси): Издательство Принстонского университета. п. 418. ИСБН  978-0-691-15762-7 . Тем не менее, его труп с помпой вернулся в Турцию 25 февраля 1943 года, через четыре года и четыре месяца после смерти Кемаля Ататюрка, в рамках совместного предприятия режимов Адольфа Гитлера и Исмета Иненю. Широко разрекламированный перенос останков Талаата из Берлина в Стамбул был не проявлением ревенанта в темный час истории, а официальным признанием и подтверждением основной истины о том, что республика многим была обязана Талаату и что это было связано с общим Турецко-германская история во время и после Первой мировой войны (которую Ататюрк не стремился признавать). Таким образом, оно отказалось от претензий на дистанцию ​​от наследия, которое, по сути, было неотъемлемой частью кемализма.
  46. ^ «Памятник Геноциду армян и Холокосту евреев установлен в парке Ереванского кольца» (на армянском языке). Арменпресс . 27 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 г.
  47. ^ Бауэр, Иегуда (1998). «Место Холокоста в современной истории» . В Роте, Джон К.; Беренбаум, Майкл (ред.). Холокост: религиозные и философские последствия . Дом Парагона. ISBN  978-1-55778-212-0 .
  48. ^ Диксон, Дженнифер М. (2015). «Нормы, повествования и исследования Геноцида армян». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 47 (4): 796–800. дои : 10.1017/S0020743815001002 . S2CID   156099844 .
  49. ^ Кизер, Ханс-Лукас (2010). «Германия и Геноцид армян 1915–17» . Фридман, Джонатан К. (ред.). Рутледж История Холокоста . Тейлор и Фрэнсис. дои : 10.4324/9780203837443.ch3 . ISBN  978-1-136-87060-6 .
  50. ^ Марутян, Арутюн (2014). «Музеи и памятники: сравнительный анализ армянского и еврейского опыта в политике памяти» . Этюды армянских современников (3): 57–79. дои : 10.4000/eac.544 . ISSN   2269-5281 .
  51. ^ «Выступление президента Сержа Саргсяна в Дейр-эз-Зоре» . президент.am . Канцелярия президента Армении. 25 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 г.
  52. ^ Ованнисян, Ричард Г. (2015). «Отрицание Геноцида армян 100 лет спустя: новые практики и их профессия» . Международное исследование геноцида . 9 (2): 228–247. дои : 10.3138/gsi.9.2.04 . S2CID   155132689 .
  53. ^ Гёкджян, Грегори Ф. (1998). «Диаспора и отрицание: Холокост и «вопрос» Геноцида армян». Диаспора: журнал транснациональных исследований . 7 (1): 3–24. дои : 10.1353/dsp.1998.0008 . S2CID   143573450 .
  54. ^ Беловусов, Владислав (13 февраля 2014 г.). «Геноцид армян против Холокоста в Страсбурге: тривиализация в сравнении» . Verfassungsblog . Проверено 21 ноября 2020 г.
  55. ^ Гамильтон, Изобель Ашер (13 октября 2020 г.). «Новый запрет Facebook на отрицание Холокоста не будет распространяться на другие геноциды» . Бизнес-инсайдер . Архивировано из оригинала 14 октября 2020 года.
  56. ^ Суонсон, Джоэл (15 октября 2020 г.). «Фейсбук запретил отрицание Холокоста. А как насчет других геноцидов?» . Форвард . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года.
  57. ^ Каспаров, Гарри (18 октября 2020 г.). «Таким образом, по словам Цукерберга, отрицание Холокоста теперь запрещено на ФБ, но тех, кто отрицает Геноцид армян, очень приветствуют на Фейсбуке — и даже вознаграждают, блокируя страницы их жертв» . Твиттер . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года.
  58. ^ Джибилиан, Изабелла (31 декабря 2020 г.). «В октябре Facebook запретил отрицание Холокоста на своей платформе. Группы по борьбе с ненавистью теперь хотят, чтобы гигант социальных сетей блокировал посты, отрицающие геноцид армян» . Бизнес-инсайдер . Архивировано из оригинала 1 января 2021 года.
  59. ^ «Закон Франции» . www.armenian-genocide.org .
  60. ^ «Проект закона Франции о Геноциде армян» (PDF) .
  61. ^ «Преступления против человечества и развитие международного права» . Национальный музей Второй мировой войны | Новый Орлеан . 15 сентября 2021 г. Проверено 24 октября 2023 г.
  62. ^ «Законы об отрицании Холокоста и другие законы, криминализирующие пропаганду нацизма» .
  63. ^ «Нюрнбергский процесс» . Национальный музей Второй мировой войны | Новый Орлеан . Проверено 24 октября 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f52649e20db052723fa8c4f3ddab1528__1718899980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/28/f52649e20db052723fa8c4f3ddab1528.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Armenian genocide and the Holocaust - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)