Рабочее гетто
Радомское гетто | |
---|---|
Расположение | Радом , оккупированная немцами Польша. 51 ° 14' с.ш., 21 ° 06' в.д. / 51,24 ° с.ш., 21,10 ° в.д. |
Тип инцидента | Тюремное заключение, массовые расстрелы, принудительные работы, голод, депортации в лагеря смерти. |
Преступники | СС , Батальоны полиции порядка |
Жертвы | 33000 евреев |
Радомское гетто — нацистское гетто, созданное в марте 1941 года в городе Радом во время нацистской оккупации Польши с целью преследования и эксплуатации польских евреев . Официально он был закрыт снаружи в апреле 1941 года. [1] Полтора года спустя ликвидация гетто началась в августе 1942 года и закончилась в июле 1944 года, когда примерно 30 000–32 000 жертв (мужчин, женщин и детей) были депортированы на поездах Холокоста на смерть в лагерь смерти Треблинка . [2]
Фон
Во время вторжения в Польшу город Радом был захвачен немецкими войсками 8 сентября 1939 года. Общая численность населения на тот момент составляла 81 000 человек, из которых 25 000 были евреями. [3] 30 ноября 1939 года Фриц Кацманн группенфюрер СС из Зельбстшуца, который ранее руководил операциями по убийствам во Вроцлаве , [4] и в Катовице , [5] был назначен руководителем СС и полиции (SSPF) оккупированного Радома. За его прибытием последовало бессмысленное насилие и грабежи ради личной выгоды. Кацманн приказал немедленно казнить еврейских лидеров. [5] До создания гетто многие евреи были вынуждены работать на принудительных работах . Одной из первых задач по приказу Германии было восстановление довоенного польского оружейного завода «Лучник», поврежденного в результате нападения, для удовлетворения военных нужд Германии. На протяжении всей войны фабрика была основным местным нацистским работодателем. [3]
Немцы заставили еврейскую общину платить взносы, конфисковали ее ценности и бизнес. [3] Тем не менее запасы драгоценных металлов уже были исчерпаны, поскольку евреи Радома, особенно еврейские женщины из «Визо», за несколько месяцев до вторжения сделали огромные пожертвования в фонд польских военно-воздушных сил. Даже наименее удачливые евреи с гордостью покупали облигации ПВО до мая 1939 года. [6]
Вскоре после вторжения, примерно в сентябре – октябре 1939 года, СС провели внезапные рейды на синагоги. Молящихся вытащили и отправили в спецназ. Синагога Радома была осквернена нацистами, а ее обстановка уничтожена. Чтобы внушить страх, солдаты СС провели с камнем над головой еврейского члена городского совета Йойну (Йону) Зильберберга и избили его. [3] Его жена погибла в результате несчастного случая дома всего за несколько месяцев до этого, выпав из окна, когда пыталась повесить занавески, оставив двоих детей. [7] Примерно в декабре 1939 – январе 1940 года был создан юденрат , который служил посреднической организацией между немецким командованием и местной еврейской общиной. тысяча человек была отправлена в трудовые лагеря Люблинской резервации. Летом 1940 года В декабре немецкий генерал-губернатор Ганс Франк, находившийся в Кракове, приказал изгнать из города 10 000 евреев. Лишь 1840 человек были депортированы из-за технических трудностей. Весной 1941 года в Радоме проживало около 32 000 евреев. [3] Кацманн оставался там до операции «Барбаросса» . [5]
История гетто
Город Радом принял евреев, изгнанных из других мест Польши, в том числе евреев-узников Краковского гетто, потому что Краков – согласно желанию гауляйтера Ганса Франка – должен был стать «самым расово чистым» городом на территории Генерал-губернаторства и служить его Немецкая столица. Генерал-губернатор Франк издал приказ о создании гетто в Радоме в марте 1941 года. Неделей ранее Еврейскую полицию гетто для помощи в переселении. новая нацистская администрация сформировала [3] Евреям было дано десять дней на то, чтобы покинуть свои довоенные дома и поселиться в зоне гетто вместе со своими семьями. Территория была разделена на две части, как и во многих других польских городах. Ворота гетто были закрыты снаружи 7 апреля 1941 года. [3] около 33 000 польских евреев Там собралось ; 27 000 в главном гетто и около 5 000 в меньшем гетто в пригороде. Большая часть территории гетто не была обнесена стеной; барьеры были образованы самими зданиями, а выходы контролировались еврейской и польской полицией. «Большое гетто» было создано на улице Валовой в центральном районе Средместье, а «маленькое гетто» - в районе Глинице. [3]
Как и во других гетто многих оккупированной Польши , голод не был редкостью. Выдаваемый немцами рацион на человека в гетто составлял 100 граммов (3,5 унции) хлеба в день. Тем не менее условия в Радомском гетто были в среднем лучше, чем во многих других современных гетто в оккупированной нацистами Европе . [3]
В первые месяцы 1942 года немцы провели ряд акций, арестовав или казнив без суда и следствия различных лидеров еврейской общины. Немцы начали всерьез ликвидировать Радомское гетто, начиная с августа 1942 года в рамках операции «Рейнхард» . Первая крупная депортация опустошила меньшее гетто Глинице. [3] Немцам помогали подразделения польской голубой полиции . [8] и «Хивис» . [9] К концу августа в Радоме оставалось около 2000 евреев. [3] Депортированных евреев отправили в лагеря смерти (в первую очередь Треблинку и Освенцим ). Остатки Радомского гетто были превращены во временный трудовой лагерь. Последние евреи Радома были выселены в июне 1944 года, когда 26 июня последние жители были депортированы в Освенцим. [3] Лишь несколько сотен евреев из Радома пережили войну.
Побег и спасение
Среди польских спасателей евреев самая заметная роль принадлежала доктору Ежи Борисовичу , [10] директор психиатрической больницы в Радоме, расположенной на улице Варшавской. Нацисты пощадили это сооружение только потому, что бывшее здание церкви нельзя было использовать для каких-либо военных нужд. Евреи, включая детей, ежедневно получали помощь от Борисовича, а также от его медицинского персонала в условиях полной секретности. [10] Самым драматичным было спасение людей, страдавших в гетто от брюшного тифа . Борисович лечил Мордехая Анелевича , лидера Еврейской боевой организации, сыгравшего важную роль в организации восстания в Варшавском гетто . Однако большинство его пациентов не пережили Холокост. [10] Анелевич погиб во время восстания. [11] Звание Праведника народов мира Борисовичу было присвоено посмертно, в 1984 году, через четыре года после его смерти 5 июня 1980 года. [10]
Среди поляков, убитых нацистами за спасение евреев, был 60-летний Адам Рафалович, живший в Радоме, расстрелянный 18 сентября 1942 года за оказание помощи еврею; [12] В Радомском уезде таких убийств было больше. Группа жителей деревни Цепелюв недалеко от Радома, в том числе Петр Скочилас и его восьмилетняя дочь Леокадия, были заживо сожжены полицейским батальоном 6 декабря 1942 года за укрытие евреев. [13] был подожжен еще один сарай, полный людей В тот же день в соседней Рекувке , и 33 поляка, спасавших евреев, были сожжены заживо, в том числе семьи Обучевича, Ковальского и 14 Косиоров. [13] Роман Ян Шафранский, 64 года, живший в Радоме со своей женой Ядвигой, был пойман, когда укрывал еврейскую девочку Анну Керц (1937 года рождения); девушку убили, его отправили в концлагерь Гросс-Розен , где он и погиб. Его жену отправили в Равенсбрюк , но она выжила. [14]
См. также
- Холокост в оккупированной Польше
- Хронология Треблинки
- Список еврейских гетто в оккупированной немцами Польше
Примечания
- ^ Кшиштоф Белявский (2015). «Гетто в Радомиу» . Виртуальный штетл . ПОЛИН Музей истории польских евреев . стр. 1–2 . Проверено 12 марта 2015 г.
- ^ Статистические данные, составленные на основе «Глоссария 2077 еврейских городов в Польше». Архивировано 8 февраля 2016 г. в Wayback Machine Виртуальным штетльским музеем истории польских евреев (польский), а также «Getta Żydowskie». Гедеона ( польский ) и «Список гетто» Майкла Питерса из ARC. По состоянию на 12 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Энциклопедия еврейских общин в Польше «Радом», том VII (Польша) , перевод главы «Радом» из Пинкаса Хакехиллота Полина, издано Яд Вашем
- ^ Вальдемар «Скипион» Садай (27 января 2010 г.). «Фриц Фридрих Кацманн» . Руководитель группы СС и генерал-лейтенант Ваффен-СС и полиции . Генерал СС и Ваффен-СС . Проверено 31 января 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Клаудия Кунц (2 ноября 2005 г.). «Решение еврейского вопроса в округе Галичина» СС Мана Кацмана » (PDF) . Лекция Рауля Хильберга . Университет Вермонта: 2, 11, 16–18 . Проверено 30 января 2015 г.
- ^ Радомский еженедельник (28 апреля 1939 г.). «Еврейские женщины возглавляют пожертвования в Фонд обороны. Большая коллекция золота. Увеличение подписок» [Еврейские женщины возглавляют пожертвования в Фонд обороны] ( DjVu отсканированный документ ) . Радомский еженедельник, № 17 / IV год . Трибуна. стр. 1–3 . Проверено 13 марта 2015 г.
- ^ Новы-Глос (16 апреля 1938 г.). «Шокирующая смерть жены советника» ( DjVu встроенный Java-апплет , требующий установки виртуальной машины ) . Еврейский утренний журнал . Варшава: Новы Глос. п. 4 . Проверено 13 марта 2015 г.
- ^ Мемориальный музей Холокоста США. Энциклопедия лагерей и гетто, 1933–1945 , том 2, часть A, под редакцией Джеффри П. Мегарджи , страница 291
- ^ «Травники» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 21 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Доктор Мария Чесельска, изд. Клара Джекл (2014). «Ежи Борисович (1904–1980)» . Присвоено звание «Праведник народов мира» . Sprawiedliwi.org.pl. п. 1 . Проверено 13 марта 2015 г.
- ^ Зерталь, Идит (2005). Холокост Израиля и политика государственности . Издательство Кембриджского университета . п. 27. ISBN 978-0-521-85096-4 .
- ^ Рышард Вальчак (1 января 1996 г.). Те, кто помогал: польские спасатели евреев во время Холокоста . Главная комиссия по расследованию преступлений против польского народа — Институт национальной памяти. п. 109. ИСБН 978-83-908819-0-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Преступление в Старом Цепелёве и Рекувке - история семей Ковальских, Обучевичей, Скочиласов и Косиоров | Польские праведники» . Сайт праведника.org.pl . Проверено 12 июня 2019 г.
- ^ Русек, Малгожата (9 марта 2018 г.). «Священник, спасший еврейского ребенка, вернул себе имя» . Gazeta Wyborcza: Magazyn Radomski (на польском языке) . Проверено 12 июня 2019 г.
Дальнейшее чтение
- Себастьян Пионтковский, « Радом – очерк истории города », Радом 2000, ISBN 83-914912-0-Х .
- Себастьян Пёнтковский « Дни жизни, дни смерти. Еврейское население Радома в 1918–1950 годах », Главное управление государственных архивов, Варшава, 2006 г., ISBN 83-89115-31-Х
- Мэнни Стейнберг описывает жизнь ребенка в Радомском гетто, Амстердамское издательство, 2015 г.: ISBN 9789082103137 . Также на французском языке: Souvenirs d'un survivant de la Shoah, на немецком: Протест против забвения и на итальянском: Il Grido di Protesta: Memorie dell'Olocausto.
- Марлот Вандель, Личное свидетельство о сокрытии в детстве в Радомском гетто (PDF-файл, прямая загрузка) Yadvashem.org - Свидетельство Марлота Ванделя, страницы. 3-4.