Jump to content

Немецкое возмездие полякам, помогавшим евреям

Статья с расширенной защитой

Заявление губернатора Варшавского округа Людвига Фишера от 10 ноября 1941 года с угрозой смертной казни за помощь евреям.

Во время Холокоста в Польше (1939–1945) немецкие оккупационные власти применяли репрессивные меры против польских граждан нееврейского происхождения, которые помогали евреям, преследуемым нацистской Германией .

Приказы немецких оккупационных властей, в частности указ генерал-губернатора Ганса Франка от 15 октября 1941 г., предусматривали смертную казнь для любого поляка, давшего приют еврея или оказавшего ему иную помощь. На практике диапазон наказаний, применявшихся к лицам, помогавшим евреям, был широк, включая штрафы, конфискацию имущества, избиения, тюремное заключение, депортацию в нацистские концентрационные лагеря и смертную казнь. В соответствии с принципом коллективной ответственности, применявшимся немцами, возмездию подлежали семьи тех, кто помогал евреям, а иногда и целые местные общины.

Точное количество поляков, казненных немцами за помощь евреям, до сих пор точно не установлено. По оценкам, от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.

Немецкая антиеврейская политика в оккупированной Польше

В первые годы Второй мировой войны политика Германии в отношении «еврейского вопроса» в оккупированной Польше не была последовательной и последовательной. [ 1 ] Тем не менее, его основной целью было изолировать евреев, разграбить их собственность, эксплуатировать их посредством принудительного труда. [ 1 ] [ 2 ] и, на заключительном этапе, полностью удалить их с земель, находящихся под властью Третьего Рейха . [ 2 ] Первоначальный план борьбы с еврейским населением Польши был принят уже 21 сентября 1939 года, т. е. до окончания сентябрьской кампании . [ 3 ] состоялось совещание В этот день в Берлине под руководством группенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха , на котором присутствовали начальники главных отделов Главного управления полиции безопасности и командующий айнзацгруппами, действовавшими в Польше. [ 4 ] Тогда было установлено, что все евреи, проживающие на землях, которые должны были быть включены в состав Рейха , будут переселены в центральную Польшу. Массовым депортациям должно было предшествовать изгнание еврейского населения из сельской местности и его концентрация в крупных городских центрах. [ 4 ] На остальных оккупированных территориях предполагалось также принудительное переселение евреев в более крупные города, особенно расположенные вблизи железнодорожных путей. [ 4 ] Более того, в ходе встречи был принят ряд рекомендаций, включая создание «Советов еврейских старейшин» , проведение переписи еврейского населения, а также его маркировку и привлечение к принудительному труду. [ 3 ]

Еврейские мужчины отмечены лентами и звездами Давида. Лодзь, 1940 г.
Указ президента Германии в Варшаве от 18 декабря 1939 года, предписывающий евреям регистрировать свою собственность.
Строительство стен вокруг еврейского квартала в Варшаве, 1940 год.

Необходимость изоляции евреев от остального населения оккупированной Польши была подчеркнута в Мемориале об обращении с людьми на бывших польских территориях с расовой и политической точки зрения , составленном в ноябре 1939 Управлением расовой политики НСДАП . Среди прочего ее авторы писали, что «задачей немецкой администрации будет дифференцировать и склонить друг против друга поляков и евреев». [ 3 ] Рекомендации, касающиеся разжигания антагонизмов между поляками и евреями и другими национальными меньшинствами, включены также в « Мемориал о правовом положении немецкой политики в отношении поляков с национально-политической точки зрения» , подготовленный в январе 1940 года для Академии немецкого права. [ 5 ] [ 3 ]

Немецкий пропагандистский антисемитский плакат, написанный на польском языке. «ЕВРЕИ-ВШИ-ПЯТНИСТЫЕ-ТИФЫ» тусуются на улицах во время немецкой оккупации Польши.

С первых дней оккупации немцы обращались с еврейским населением в духе расистских законов Нюрнберга . [ 3 ] С сентября 1939 года оккупационные власти разных уровней издали приказы, предписывающие евреям носить специальные повязки или опознавательные знаки, а также маркировать свои квартиры и предприятия. [ 3 ] На территории Генерал-губернаторства эта политика была санкционирована указом генерал-губернатора Ганса Франка от 23 ноября 1939 года, который требовал от всех евреев старше десяти лет носить нарукавные повязки со звездой Давида . [ 3 ] Маркировка евреев вводилась и на территориях, включенных в состав Рейха, но делалось это обычно на основании секретных указаний, поскольку соответствующий закон был принят в Германии только осенью 1941 года. [ 3 ] Более того, в первые месяцы оккупации почти все города Генерал-губернаторства и страны Варта ввели далеко идущие ограничения на свободу передвижения евреев. С этой целью были использованы такие меры, как комендантский час, запрет покидать место жительства и запрет на использование различных видов транспорта. [ 3 ] Согласно указу Ганса Франка от 26 января 1940 г., евреям было запрещено путешествовать поездом. [ 3 ] [ 1 ] Со временем этот запрет распространился и на другие виды транспорта. [ 1 ] К нарушителям этих положений применялись строгие уголовные санкции, вплоть до смертной казни. [ 3 ]

Немцы также предпринимали действия, направленные на обнищание евреев и их исключение из экономической жизни оккупированной страны. [ 3 ] Промышленные, торговые и обслуживающие предприятия, принадлежавшие евреям, были конфискованы в большом количестве. Обширные ограничения также введены в сфере ремесленного производства, мелкой торговли, управления имуществом и денежных переводов. [ 3 ] [ 1 ] Юридически санкционированная «арианизация» еврейской собственности сопровождалась индивидуальными («дикими») мародерствами. [ 3 ] На евреев также взимались взносы и специальные налоги. [ 3 ] Представители еврейской интеллигенции были лишены права заниматься свободными профессиями и уволены с работы в государственных учреждениях. [ 6 ] [ 3 ] Указ, изданный Гансом Франком 26 октября 1939 года, включал принудительный труд для еврейского населения Генерал-губернаторства. [ 3 ] Через два года принудительный труд для евреев был введен на территориях, включенных в состав Рейха, однако лишь санкционировав положение дел, существовавшее там с первых месяцев оккупации. [ 3 ]

Следующим этапом антисемитской политики оккупанта стала геттоизация еврейского населения, официально оправданная экономическими, санитарными или политическими причинами. [ 3 ] В качестве предлога для изоляции евреев в закрытых районах немцы, среди прочего, использовали « Пасхальный погром » марта 1940 года, устроенный по немецкому вдохновению польскими крайними националистами. [ 7 ] Первое еврейское гетто было создано в октябре 1939 года в Петркуве-Трыбунальском . [ 3 ] В течение следующих нескольких месяцев в Генерал-губернаторстве и стране Варта было создано еще несколько гетто, в том числе гетто в Лодзи (февраль 1940 г.). [ 3 ] Начиная с сентября 1940 года процесс геттоизации стал более организованным. [ 3 ] В октябре того же года было принято решение о создании « Еврейского квартала в Варшаве ». [ 3 ] В марте 1941 года были созданы гетто в Кракове и Люблине . [ 3 ] Процесс геттоизации в Радомском районе Генерал-губернаторства произошел не позднее декабря 1941 года. [ 1 ] После начала германо-советской войны организация гетто на польских землях, ранее аннексированных СССР. [ 3 ] имело место. Создание закрытых еврейских общин сопровождалось постепенным сокращением числа более мелких гетто. [ 3 ] Концентрации и изоляции еврейского населения должен был послужить и нереализованный проект создания великой «резервации» для евреев на Люблинском воеводстве . [ 3 ]

Преследования еврейского населения сопровождались масштабной антисемитской пропагандистской кампанией, направленной против «арийского» населения – в первую очередь на поляков. [ 8 ] [ 6 ] Используя «гадзиновскую» прессу , кино или плакаты, оккупационные силы пытались углубить антисемитские настроения и стереотипы, которые уже были широко распространены в некоторых частях польского общества еще до войны. [ 6 ] [ 9 ] Немецкая пропаганда пыталась, среди прочего, обвинить евреев в развязывании войны и нехватке рабочих мест, а также дегуманизировать их в глазах польского общества, например, посредством обвинений в распространении инфекционных заболеваний (например, плакат «Евреи – вши» – брюшной тиф»). [ 2 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 3 ] После начала войны с СССР и открытия катынских могил лозунг « иудео-коммунизма ». также интенсивно использовался [ 9 ] Во многих случаях антисемитская пропаганда нашла свой путь на благодатную почву и повлияла на отношение поляков к евреям. [ 9 ] [ 6 ] даже после того, как было начато «окончательное решение». [ 8 ]

После начала вторжения в СССР (22 июня 1941 г.) антиеврейская политика оккупанта резко радикализировалась. Восточнее линии Риббентроп-Молотов начали свои действия немецкие айнзацгруппы, которые к концу 1941 года убили от 500 тыс. [ 6 ] до миллиона [ 10 ] Польские и советские евреи. началось уничтожение евреев страны Варта В декабре 1941 года в лагере смерти в Хелмно-над-Нерем . [ 3 ] К лету 1942 года все гетто в этом регионе прекратили свое существование, за исключением Лодзинского гетто. [ 3 ] С другой стороны, в ночь с 16 на 17 марта 1942 года начались депортации жителей гетто Люблина в лагерь смерти Белжец . [ 2 ] Закрытие Люблинского гетто положило начало массовому и систематическому истреблению польских евреев, проживавших на территории Генерал-губернаторства и Белостокского округа , который немцы позже окрестили криптонимом « Актион Рейнхардт ». [ 2 ] Более того, с середины 1942 года лагеря смерти, созданные немцами на оккупированных польских землях, стали местом расстрела евреев, депортированных из других европейских стран. [ 2 ] [ 3 ] К ноябрю 1943 года «Акция Рейнхардта» унесла жизни почти 2 миллионов человек. [ 2 ] Хотя во второй половине года организованные для этой операции лагеря смерти были закрыты, массовое уничтожение польских и европейских евреев продолжалось, главным образом в лагере Освенцим-Биркенау . [ 10 ] [ 6 ] В августе 1944 года состоялась ликвидация последнего гетто на оккупированных польских землях – Лодзинского гетто. [ 3 ] В результате немецкой политики истребления на оккупированных польских землях большинство из примерно 5,5 миллионов жертв Холокоста , в том числе не менее 2,8 миллиона польских евреев, были убиты. [ 11 ]

Возмездие полякам, помогающим евреям

Уголовное наказание за помощь евреям

Кости убитых в лагере смерти Треблинка . Фотография сделана летом 1945 года.

В 1941 году быстрое распространение инфекционных заболеваний в перенаселенных гетто и общая радикализация немецкой антиеврейской политики привели к ужесточению ограничений изоляции, наложенных на польских евреев. [ 1 ] [ 2 ] Хотя Второе ограничение проживания в Генерал-губернаторстве от 29 апреля 1941 года предусматривало тюремное заключение и штрафы за несоблюдение правил «ограничения проживания», с середины того же года евреев, захваченных за пределами гетто, обычно казнили на место - обычно основанное на предполагаемой «попытке побега». [ 1 ] Третье постановление об ограничении проживания в Генерал-губернаторстве от 15 октября 1941 года предусматривало смертную казнь для всех евреев, которые «покинут назначенный им район без разрешения», но вынесение приговора будет являться ответственностью немецких специальных судов . [ 1 ] [ 12 ] Наконец, в ноябре 1941 года немецкие полицейские власти издали так называемый приказ Schießbefehl, который разрешал полицейским расстреливать всех евреев, находившихся за пределами гетто (включая женщин и детей). [ 1 ] После начала «Акции Рейнхардт» немецкая жандармерия при поддержке совместных полицейских сил систематически выслеживала, захватывала и убивала беженцев из гетто, транспортов и лагерей. Этот этап Холокоста, названный немцами Юденьягд («охота на евреев»), длился до последних дней оккупации. [ 13 ]

Солдаты СС и полицейские позируют среди тел беженцев, выслеженных в лесах

Историки подсчитали, что в оккупированной Польше от 100 тыс. [ 2 ] до 300 тысяч [ 13 ] Евреи пытались скрыться «на арийской стороне». Немцы предприняли ряд действий, направленных на то, чтобы отговорить поляков оказывать какую-либо помощь евреям. Для достижения этой цели оккупационные власти умело применяли поощрения и наказания. [ 2 ] [ 9 ] С одной стороны, «арийское» население поощрялось разоблачать и выслеживать евреев в обмен на деньги или другие товары. В Варшаве доносчикам наградили по 500 злотых , а офицерам « голубой полиции » пообещали получить 1/3 его наличных. [ нужны разъяснения ] за поимку еврея, скрывавшегося «на арийской стороне». В сельской местности Варшавского района приз в виде 1 метра зерна. [ нужны разъяснения ] был награжден. Награда за донос могла также включать несколько килограммов сахара , литр спирта , небольшое количество дров, продуктов питания или одежды, принадлежащих потерпевшему. Известно, что в окрестностях Остроленки вознаграждение доносчикам составило 3 килограмма сахара, в Западной Малопольше – 500 злотых. [ нужны разъяснения ] и 1 килограмм сахара, в Красницком повяте – от 2 до 5 кг сахара, в Конинском повяте – имущество пострадавших и 0,5 кг сахара, в окрестностях Сандомира – литр спирта и 0,5 кг сахара, на Волыни – три литра водки. [ 1 ] Эти методы не остались без результатов. В польском обществе были люди, которые, руководствуясь наживой или антисемитизмом, активно преследовали, а затем выдавали, грабили или шантажировали скрывавшихся евреев. [ 1 ] [ 6 ] [ 14 ] В Варшаве численность « шмальцовников », шантажистов и доносчиков, часто объединявшихся в хорошо организованные банды, исчислялась в 3000–4000 человек. [ 15 ] В сельской местности существовали банды, состоявшие обычно из преступников, маргиналов общества. [ нужны разъяснения ] и объявили себя антисемитами [ 1 ] — которые выслеживали беглецов, а затем выдавали их немцам или грабили в одиночку, часто совершая убийства и изнасилования. [ 1 ] [ 14 ] [ 2 ]

Объявление о «переселении» евреев из Бохни, информирующее поляков о смертной казни за помощь евреям.

Немцы использовали офицеров польской синей полиции для участия в облавах и юденягде (поисковых операциях). Некоторые полицейские ревностно выполняли эти обязанности, в том числе принимали непосредственное участие в убийствах беглых евреев. [ 1 ] Польские лесники, члены добровольных пожарных дружин и члены сельской стражи. [ нужны разъяснения ] также принял участие в мероприятиях. Более того, польские деревенские старосты, мэры и государственные служащие были обязаны обеспечивать соблюдение немецких правил, касающихся захвата евреев и предотвращения получения ими помощи. [ 2 ]

В то же время оккупационные власти ввели драконовские наказания за сокрытие евреев или оказание им какой-либо помощи. [ 2 ] [ 6 ] По мнению Себастьяна Пионтковского и Яцека А. Млынарчика, «вехой на пути к полной изоляции еврейской общины от остального завоеванного населения» стало подписание Гансом Франком вышеупомянутого Третьего указа об ограничениях на проживание в Генерал-губернаторстве. (15 октября 1941 г.). Это был первый закон, предусматривающий смертную казнь для поляков, которые «сознательно предоставляют приют» евреям, проживающим за пределами гетто, без разрешения. [ 1 ] В этом документе также говорилось, что «подстрекатели и пособники подлежат такому же наказанию, как и преступник, покушение на деяние будет наказываться как совершенное деяние», но указывалось, что в более легких случаях может быть назначено тюремное заключение. Цель постановления была ясна: отговорить евреев искать спасения за пределами гетто и отговорить поляков помогать им. [ 16 ]

Вскоре после этого во всех округах Генерал-губернаторства были изданы приказы аналогичного содержания, подписанные местными губернаторами или руководителями СС и полиции . Во многих случаях аналогичные приказы и объявления публиковались и нижестоящими административными органами. Заявление губернатора Варшавского округа доктора Людвига Фишера от 10 ноября 1941 года было даже более строгим, чем постановление Франка, поскольку оно предусматривало смертную казнь для каждого поляка, который «сознательно предоставляет убежище или иным образом помогает скрывающимся евреям». путем предоставления им жилья (например, ночлега), питания, доставки их на транспортные средства всех видов». [ 12 ] [ 15 ]

Заявление командующего СС и полиции Варшавского округа от 5 сентября 1942 года об угрозе смертной казни за поддержку беглых евреев.

После начала «Акции Рейнхардт» евреи бежали из ликвидированных гетто или из конвоев в лагеря смерти. Это побудило власти Германии издать еще одну серию приказов, напоминающих польскому населению о смертной казни за попытку помочь еврейским беженцам. [ 17 ] В этом контексте можно упомянуть, среди прочего, заявление командующего СС и начальника полиции Варшавского округа оберфюрера СС Фердинанда фон Заммерна-Франкенегга от 5 сентября 1942 года и заявление главного административного офицера округа Пшемысльского округа доктора Хейниша о 27 июля 1942 г., полицейский указ старосты Санокского уезда доктора Класса от 14 сентября 1942 г., объявление городской старосты в Ченстохове Э. Франке от 24 сентября 1942 г., [ 12 ] приказ старосты Красникского уезда от 23 октября 1942 г., [ 14 ] и объявление старосты округа Дембица Шлютера от 19 ноября 1942 года. 21 сентября 1942 года штандартенфюрер СС Герберт Бётчер , руководитель СС и полиции Радомского округа , издал циркуляр местным административным и полицейским властям, который содержал следующие положения: [ 1 ] [ 12 ]

Опыт последних недель показал, что евреи, чтобы избежать эвакуации, бегут из небольших еврейских кварталов в коммунах. Эти евреи наверняка были приняты поляками. Я просил бы всех мэров как можно скорее разъяснить, что каждый поляк, принявший еврея, становится виновным согласно Третьему приказу об ограничении проживания в Генерал-губернаторстве от 15 октября 1941 года («Дз. Розп. Г.Г.», с. 595). [ 18 ] Их помощниками считаются и те поляки, которые хоть и не дают приюта беглым евреям, но все же дают им корм или продают им еду. Во всех случаях эти поляки подлежат смертной казни.

Объявление оккупационных властей Ченстоховы 24 сентября 1942 года, напоминающее о смертной казни для тех, кто помогает евреям.

28 октября 1942 года Верховный главнокомандующий СС и полиции в Генерал-губернаторстве обергруппенфюрер СС Фридрих Вильгельм Крюгер (HSSPF «Ост») издал распоряжение о создании так называемых остатков гетто в отдельных городах Люблинского и Варшавского округов. . [ 16 ] 10 ноября 1942 года аналогичный указ был издан для округов Кракова, Радома и Галиции. [ 19 ] В § 3 этих правил повторяется угроза смертной казни лицам, предоставляющим кров или пищу евреям, скрывающимся за пределами отведенных для этого жилых районов. В то же время были объявлены неуказанные полицейские санкции (sicherheitspolizeiliche Maßnahmen) против людей, не сообщающих оккупационным властям об известном факте присутствия евреев за пределами гетто (на практике это означало депортацию в концентрационный лагерь ). В конце 1942 года аналогичный указ для Белостокского округа издал гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох . Строгие наказания за помощь евреям были введены и в стране Варта .

Исполнение немецких постановлений

Согласно положениям Третьего указа об ограничении проживания в Генерал-губернаторстве и нижестоящим законам, смертная казнь была направлена ​​как против поляков, предоставивших убежище евреям, так и против поляков, предоставивших убежище евреям, [ 20 ] а также на тех, кто предлагал беглецам деньги, еду, воду или одежду, оказывал медицинскую помощь, обеспечивал транспорт или передавал подготовленную евреем корреспонденцию. [ 12 ] [ 21 ] Самые высокие наказания налагались на людей, которые помогали евреям из альтруистических побуждений, а также на тех, кто помогал евреям за вознаграждение или участвовал в коммерческих сделках с ними. В результате применения оккупантами принципа коллективной ответственности семьям лиц, осуществляющих уход, а иногда и целым местным сообществам грозило возмездие. Более того, на оккупированных польских землях немцы создали систему шантажа и зависимости, обязывающую поляков под угрозой жесточайших наказаний сообщать оккупационным властям о каждом случае сокрытия еврейских беглецов. В частности, поляки занимают должности на самых низких уровнях управления (сельские старосты, старосты гмин, чиновники). [ 2 ] [ 8 ]

Объявление от 16 ноября 1942 года о создании шести остатков гетто в Варшавском округе, напоминая о наказаниях за помощь евреям и за несообщение о факте оказания такой помощи.

На практике правила, запрещающие помощь еврейским беженцам, не всегда соблюдались с одинаковой строгостью. [ 2 ] [ 15 ] [ 22 ] В «Учете фактов репрессий против польских граждан за помощь еврейскому населению во время Второй мировой войны за 2014 год» указывается, что обвиняемые в поддержке евреев также получили такие наказания, как избиения, тюремное заключение, ссылка на принудительные работы , депортация в концентрационный лагерь. , конфискация имущества или штрафы. [ 23 ] Себастьян Пионтковский, ссылаясь на сохранившиеся документы специального суда в Радоме, указал, что особенно в случае небольших и одноразовых форм помощи – таких как предоставление беглецам еды, одежды или денег, указание пути, принятие корреспонденции – наказание могло быть ограничено тюремным заключением или ссылкой в ​​концентрационный лагерь. [ 24 ] Однако известны и многочисленные случаи, когда обнаружение беглеца приводило к казни всей польской семьи, принявшей его под свою крышу, а также ограблению и сожжению их имущества.

Указ Франка от 15 октября 1941 года предусматривал, что дела о помощи еврейским беженцам будут рассматриваться специальными немецкими судами . До 2014 года историкам удалось идентифицировать 73 польских гражданина, против которых специальные суды Генерал-губернаторства вели дела по этому поводу. Однако во многих случаях немцы отказывались проводить даже упрощенное судебное разбирательство, и захваченные евреи вместе со своими польскими опекунами были убиты на месте или в ближайшем полицейском участке или участке военной полиции . [ 1 ] [ 16 ] Подобный образ действий был санкционирован, среди прочего, секретным приказом командующего СС и полиции Радомского района, предписывавшим уничтожать на месте пленных евреев и их польских опекунов, а также сжигать здания, где находились Евреи были спрятаны. В то же время немцы позаботились о том, чтобы надлежащим образом огласить свое возмездие, чтобы запугать польское население и отговорить его от оказания какой-либо помощи евреям. С этой целью были запрещены захоронения жертв на кладбищах; вместо этого их хоронили на месте преступления, на близлежащих полях или в дорожных траншеях. [ 8 ]

Заявление командующего СС и начальника полиции Краковского округа о том, что 73 поляка были приговорены к смертной казни, в том числе четверо обвинялись в помощи евреям. 1944 год

Историки отмечают, что польские шантажисты и доносчики представляли очень серьезную угрозу для людей, помогающих евреям, а в Восточном Приграничье – дополнительно коллаборационистов и доверенных лиц украинского, белорусского или литовского происхождения. [ 8 ] [ 12 ] Барбара Энгелькинг подчеркивает, что из-за относительно слабой насыщенности сельской местности подразделениями немецкой полиции и жандармерии многие случаи разоблачения поляков, скрывающих евреев, должны были быть результатом сообщений, представленных их польскими соседями. Дариуш Либионка пришел к аналогичным выводам. [ 2 ] Однако реальный масштаб доносов до сих пор до конца не исследован. [ 2 ] [ 13 ]

Были также случаи, когда пленные евреи – под воздействием пыток или ложных обещаний сохранить свою жизнь – заявляли о пособничестве полякам немецким властям. Евреи также были среди информаторов немецкой полиции. [ 12 ]

Количество убитых поляков

Число поляков, убитых немцами за помощь евреям, до сих пор точно не установлено. Одной из причин может быть то, что людей, помогавших еврейским беженцам, часто убивали целыми семьями и скрывавшимися евреями. [ 25 ] [ 26 ] Более того, во времена Польской Народной Республики не проводилось глубоких исследований проблемы польской помощи евреям. Первые крупные публикации на эту тему появились лишь в 1960-е годы. По словам Гжегожа Берендта , коммунистические власти по разным причинам не заботились о всестороннем изучении феномена помощи или, шире, о польско-еврейских отношениях во время Второй мировой войны. Официальная историография сосредоточилась скорее на поиске положительных примеров поведения, которые затем можно было бы использовать для пропаганды на внутреннем и международном уровне. [ 8 ] [ 11 ]

Останки Михала Крука и поддерживаемого им Александра Хиршберга вывешены на всеобщее обозрение на улицах Пшемысля, сентябрь 1943 года.

Шимон Датнер , директор Еврейского исторического института в Варшаве , первым предпринял попытку составить список поляков, убитых за помощь евреям. [ 27 ] В 1968 году опубликовал брошюру «Лес праведных. Хартия из истории спасения евреев в оккупированной Польше» , в которой представил 105 задокументированных случаев преступлений, совершенных немцами против поляков, спасавших евреев. Датнер установил, что 343 поляка были убиты из-за помощи, оказанной евреям, и в 242 случаях было установлено имя жертвы. Среди выявленных жертв оказались 64 женщины и 42 ребенка. [ 28 ] [ 16 ] По оценкам Датнера, до 80% казней состоялись в сельской местности. Около 65% жертв были казнены, а еще 5% были сожжены заживо. Наибольшее количество задокументированных преступлений произошло соответственно в Краковском, Жешувском, Варшавском, Варшавском и Люблинском воеводствах. Кроме того, наибольшее количество жертв погибло в следующих воеводствах: Кракове, Жешуве, Люблине, Кельце и Варшаве. Датнер также заявил, что эти оценки были предварительными и неполными и охватывали только дела, рассмотренные до апреля 1968 года. [ 16 ]

От имени Главной комиссии по расследованию преступлений нацизма Вацлав Белявский [ 27 ] расследовал дела о преступлениях, совершенных немцами из-за пособничества евреям. В архиве Института национальной памяти в Варшаве имеется отдельный комплект из более чем 2000 папок с его материалами. На основе результатов расследования Белявский разработал брошюру под названием «Преступления, совершенные на поляках нацистами за помощь евреям» , которая во втором издании 1987 года содержала имена 872 убитых и сведения о почти 1400 анонимных жертвах. . В последующие годы этот список был проверен сотрудниками Главной комиссии по расследованию преступлений против польского народа , что привело к его частичному сокращению. [ 23 ] [ 27 ] В третье издание издания под названием «Те, кто помогал: польские спасатели евреев во время Холокоста» (Варшава, 1997 г.) были включены имена 704 поляков, убитых за помощь евреям. [ 29 ] [ 30 ] Выводы сотрудников комиссии показали, что 242 жителя Краковского района , 175 жителей Радомского района , 141 житель Варшавского района и 66 жителей Люблинского района среди пострадавших . В число 704 убитых не включены поляки, убитые в деревнях, которые немцы должны были уничтожить из-за поддержки евреев. В 2014 году историки ИНР оценили брошюру Белявского и подготовку книги «Те, кто помог…» «архаичны», но они «все еще отражают обсуждаемую тему». [ 23 ]

На основе данных, собранных до 2000 года, институт Яд Вашем выявил более 100 поляков, убитых из-за того, что они помогали евреям. Однако, по оценкам Исраэля Гутмана , фактическое число жертв «определенно выражалось в сотнях». [ 25 ]

В 2005 году сообщество, собравшееся вокруг фонда «Институт стратегических исследований», инициировало исследовательский проект под названием «Индекс поляков, убитых и репрессированных за помощь евреям во время Второй мировой войны». Институт национальной памяти , а также Главное управление государственных архивов , Государственный музей Освенцим-Биркенау , Институт Яд Вашем , Немецкий исторический институт в Варшаве и Еврейский исторический институт К сотрудничеству в проекте были приглашены . Исследователи, участвующие в проекте, проводили исследования в польских и зарубежных архивах (в том числе церковных ), а также в музеях, научно-исследовательских учреждениях, прессе, польской и иностранной литературе. По итогам этих работ Институт национальной памяти и Фонд ИСС опубликовали «Факты репрессий против польских граждан за их помощь во время Второй мировой войны» (Варшава, 2014). В нем перечислены имена 508 польских граждан (как этнических поляков, так и представителей национальных меньшинств), репрессированных за помощь евреям. По данным Секретариата, ясно, что 221 из 508 жертв были казнены или умерли в тюрьмах и концентрационных лагерях. [ 23 ] Еще тринадцать приговорены к смертной казни, но информации об исполнении приговора нет. Более того, не удалось установить судьбу нескольких десятков человек, отправленных в концлагеря или содержащихся в следственных изоляторах и тюрьмах.

Реестр является открытым, содержащаяся в нем информация будет проверяться и дополняться. При этом в первом издании описываются главным образом те случаи возмездия, обстоятельства которых ранее обычно не описывались более подробно. По этой причине в список 508 репрессированных не включены жертвы некоторых известных преступлений, совершенных против поляков, которые помогали евреям (в том числе семья Ульмы из Марковой , семьи Ковальских, Косиорса, Обучевичей и Скочила из Старого Цепелова и Рекувки , хранители бункера «Крыся» в Варшаве, Генрик Славик ). [ 23 ]

Примеры возмездия

Судьба семьи Ульмы из Марковой под Ланьцутом стала символом мученической смерти поляков, убитых за помощь евреям. Во второй половине 1942 года Юзеф Ульма принял восемь евреев из семей Гольдманов/Саллов, Грюнфельдов и Диднеров. Полтора года спустя на Улмас донес Влодзимеж Лесь, «синий полицейский», который завладел имуществом семьи Солл и намеревался избавиться от его законных владельцев. 24 марта 1944 года в Маркову прибыли немецкие жандармы из Ланьцута. Они застрелили Юзефа Ульму, его жену Викторию (которая была на поздних сроках беременности) и шестерых детей, старшему из которых было восемь лет, а младшему — полтора года. Вместе с Ульмасами погибли все скрывавшиеся евреи, в том числе две женщины и ребенок.

Зимой 1942 и 1943 годов немецкая жандармерия провела масштабную репрессивную акцию в районе Цепелова , направленную на запугивание польского населения и отговорку его от помощи евреям. 6 декабря 1942 года в деревнях Старый Цеппелюв и Рекувка был застрелен или сожжен заживо 31 поляк , в основном из семей Ковальских, Косиора, Обучевича и Скочиласа. Были также убиты двое беглецов-евреев. Двадцать детей в возрасте до 18 лет были убиты. Самой молодой жертве расправы было 7 месяцев, самой старшей – около 70 лет. Два дня спустя жандармы убили Марианну Сквиру, которая вместе с мужем участвовала в кампании помощи еврейским беженцам. Своеобразной кульминацией акции стало убийство, совершенное около 11 января 1943 года в деревне Зайончкув. Здесь были убиты вдова Станислава Воловец, четыре ее дочери в возрасте от 6 месяцев до 12 лет, зять Юзеф Елонек и хутор Францишек Заборский. Преступления были совершены в отместку за помощь еврейским беженцам семьей Воловец. Серия расстрелов жителей деревни под Цепелёвом стала одним из величайших преступлений, совершенных немцами против поляков, помогавших евреям.

провели как минимум шесть репрессивных акций, направленных против поляков, помогающих евреям жандармы из соседнего Липско За тот же период . 14 декабря 1942 года в деревне Окул были убиты Францишек Осойца, его жена Анеля и двухлетний сын Здислав. В декабре 1942 и январе 1943 года Липская жандармерия провела три репрессивные акции в колонии Бойска возле Солец-над-Вислой, в ходе которых были убиты 10 человек из семей Крычека, Кравчика и Боричика, а также два еврея, спрятавшихся в роще Францишека Пароля. (жена последнего была заключена в тюрьму в Радоме).

Масштабная репрессивная акция против поляков, поддерживающих евреев, была проведена также в окрестностях деревни Паулинув Соколовского уезда. Непосредственной причиной репрессивной акции стала деятельность агента провокатора, который, притворяясь побегом из транспорта в лагерь Треблинка , получил информацию о жителях села, помогавших евреям. 24 февраля 1943 года деревня Паулинув была окружена сильной штрафной экспедицией из Острова Мазовецкой . В результате умиротворения были убиты 11 местных поляков. Трое беженцев, воспользовавшихся их помощью, также были убиты.

Репрессивная акция против поляков, поддерживающих евреев, была проведена также в Панталовицах Пшеворского уезда. 4 декабря 1942 года группа жандармов и гестаповцев из Ланьцута приехала в село с молодой еврейской девушкой, которой пообещали сохранить ей жизнь в обмен на имена поляков, помогающих еврейским беженцам. Шестеро человек, опознанных девушкой, были расстреляны во дворе одного из хуторов. В доме убитого Владислава Дека жандармы обнаружили фотографию трех его братьев, которые, по словам еврейки, также были поставщиками продуктов питания. В результате той же ночью немцы направились в близлежащую деревню Хадле-Шклярске , где арестовали и расстреляли Станислава, Тадеуша и Бронислава Дек.

В отместку за поддержку беглецов-евреев была умиротворена деревня Пшевротне , а точнее ее окрестности Студзенец. 1 декабря 1942 года туда прибыло подразделение немецкой жандармерии, которое окружило здания и близлежащий лес. Семья Целлеров, скрывавшаяся в Штудзце, попала в руки немцев. Четверо ее членов были убиты на месте, а временно пощаженная Метла Зеллер подверглась пыткам, чтобы заставить ее отказаться от помощи. Несмотря на пытки, женщина ни на кого не указала. Поэтому ее и шестерых поляков из семей Дзюбека, Дронга, Помыкалы и Жака расстреляли.

Кроме того, за помощь евреям погибли следующие люди: [ 23 ]

  • Семья Баранек ( резня в Седлиске ) – 15 марта 1943 года в доме Винцента Баранека в деревне Седлиска возле Мехова появились немецкие полицейские, которые обнаружили четырех мужчин-евреев в укрытии между домом и хозяйственными постройками. Беглецы были расстреляны на месте, а вскоре после этого были убиты Винцентий Баранек, его жена Люция и двое их несовершеннолетних сыновей (9-летний Тадеуш и 13-летний Хенрик). Казни избежала мачеха Винцента Баранека, Катажина Баранек, урожденная Копач, которая, однако, на следующий день была передана немцам и расстреляна в Мехове.
  • Анна и Винцентий Бузовичи – супруги Бузовичи помогли евреям Сале Рубинович и Эльзе Шварцман сбежать из гетто в Козеницах, а затем предоставили им приют. Их двоюродная сестра или подруга Мария Ружанская должна была вручить удостоверение личности беглому еврею. Все трое были арестованы и приговорены к смертной казни по приговору Особого суда в Радоме 3 апреля 1943 года. Семья Бузовичей была казнена, о судьбе Ружанской информации не было.
  • Кароль и Текла Чованякови, Петр и Регина Вечеч, Каролина Марек – семьи много месяцев прятали еврейскую пару на своих фермах в Завойе. Информация по этому поводу дошла до немцев после того, как беженцы перебрались в другое место. В мае 1943 года гестапо арестовало Кароля Чованяка, его сына Станислава и Каролину Марек, работавшую в их доме. Месяц спустя Текла Чованяк была арестована, а в октябре 1943 года были арестованы Петр и Регина Вечеч. Супруги Вечеч были убиты в штаб-квартире гестапо в Макове-Подгалянском, а чета Чованяк и Каролина Марек были убиты в концентрационном лагере Освенцим-Биркенау. Сын семьи Чованьяк был депортирован на принудительные работы в Рейх.
  • Аполония и Станислав Гацонь – семейная пара из Янушковиц – спрятали десятилетнюю еврейскую девочку в своем доме в Ясельском уезде, ей не отказали, хотя их предупредили, что этот факт стал известен немцам. 28 мая 1943 года группа гестаповцев из Ясло пришла в дом Гаконя и расстреляла двух супругов и еврейскую девочку.
  • Катажина и Михал Герула, Роман Сегелин – семья Герула из Лодзинки-Гурны несколько месяцев прятала на своей ферме семерых евреев. 1 января 1944 года сотрудники Украинской вспомогательной полиции арестовали Михала Герулу и Романа Сегелина, а через два дня и Катаржину Герулу. Трое поляков вскоре были казнены. Троих евреев, найденных на хуторе Герула, украинские полицейские застрелили на месте.
  • владельцы земельной собственности Целестинов Марианна и Мечислав Гольцеры – в Томашув-Любельском повяте . 2 октября 1942 года они были застрелены немецкими жандармами, когда защищали евреев, работавших на их территории.
  • Елена, Кшиштоф и Геновефа Янус, Зофья и Мечислав Мадей – около 6 или 7 евреев прятались в домике Дзвоновице, принадлежащем семье Януса, недалеко от Бискупице недалеко от Пилицы. По доносу немцы появились там 12 января 1943 года. Были убиты 3 члена семьи Янус (женщина и двое детей), Мечислав Мадей и его жена Зофья, урожденная Янус, а также несколько скрывшихся евреев. Среди опекунов выжили только Станислав Янус и его сын Бронислав, которые в то время жили возле дома.
  • Катажина и Себастьян Казак – семья казаков из Бжузы Крулевской – неоднократно предоставляли временный приют еврейским беженцам. 23 марта 1943 года на хуторе Казак появились немецкие жандармы при содействии «голубых полицаев». Они нашли троих евреев, расстрелянных на месте. Также были убиты супруги Себастьян и Катаржина Казак. Лишь две дочери казаков избежали гибели.
  • Мария и Зигмунт Кмечичик, Адам Чайка – летом 1942 года семья Чайка из Либуши на некоторое время приняла под свою крышу еврея. Менее чем через полтора года он попал в руки немцев и на допросе раскрыл личности своих опекунов. В марте 1944 года немецкая полиция арестовала Станислава и Адама Чайки, а также Зигмунт Кмиецик и его жену Марию, урожденную Чайка. Через некоторое время Станислава освободили, но его брата и сестру убили в тюрьме Монтелупи в Кракове. Зигмунт Кмиецик был отправлен в концентрационный лагерь, где он, вероятно, и умер.
  • Францишка и Станислав Курпели – семья Курпелей жила в Леончине, недалеко от Красичина , где Станислав был надзирателем. На рубеже 1942/43 годов семья Курпелей спрятала в хозяйственных постройках 24 беглеца из Пшемысльского гетто. В результате доноса 21 мая 1944 года в Леонцин прибыли сотрудники Украинской вспомогательной полиции, арестовали семью Курпелей, трех их дочерей и четырех членов семьи Кохановичей, также проживавших в хуторе. 24 захваченных еврея были расстреляны на месте. Дочерей Кохановича и Курпеля через некоторое время отпустили, а Станислава и Францишека после тщательного расследования расстреляли.
  • Владислав Лодей и его семья. Семья Лодей жила в деревне Лубеня, недалеко от Илжи. Владислав помог почти 40 евреям бежать из гетто Илжи, а затем снабжал их едой и поддерживал их другими способами. В середине декабря 1942 года немцы прибыли в Лубению для его ареста. Они не нашли его дома, но убили его родителей Войцеха и Марианну Лодей. Задержали также жену разыскиваемого Викторию и четверых детей, старшему из которых было четырнадцать лет, а младшему шесть. Все пятеро были казнены 21 декабря в лесной инспекции Маркуле. Владислав Лодей пережил своих близких на десять дней. 31 декабря 1942 года он был арестован и убит «синим полицейским».
  • Людомир Марчак и Ядвига Салек-Денеко – Марчак, композитор и активист-социалист, во время оккупации участвовал в подпольной деятельности. Вместе с женой Марианной Бартулд скрывал беглецов из Варшавского гетто в квартире на улице Паньской и в приюте на улице Светоярской. 25 ноября 1943 г. уведомил немцев об осмотре второго упомянутого выше тайника, где арестовали Марчака, его соратницу Ядвигу Салек-Денеко пс. «Кася» и тринадцать евреев. После тщательного расследования был казнен Марчак, казнены также «Кася» и захваченные в плен беглецы.
  • Семья Ольшевских – осенью 1942 года семья Ольшевских из Скурнице недалеко от Коньских приняла под своей крышей десять евреев из семьи Вайнтрауб. 16 апреля 1943 года, вероятно, по доносу, на хутор прибыли немцы. Восемь евреев, прятавшихся в блиндаже, были зарезаны гранатами. Янина Ольшевская, ее четверо детей в возрасте от одного до восьми лет (Кристина, Ян, Богдан, Зофья), а также Мария Ольшевская и ее одиннадцатилетний сын Мариан были расстреляны. Хенрик Ольшевский (муж Янины) и Леон Ольшевский были депортированы в концентрационные лагеря, где и умерли. Из семьи Ольшевских выжили только Владислав и Войцех Ольшевские (пасынок и сын Марии), так как их не было в доме.
  • Хелена и Ян Пшеслак – учителя и общественные активисты из Явожно, которые в июле 1942 года помогли примерно дюжине беглецов из местного гетто спрятаться в школе в Явожненском районе Старой Гуты. В ночь с 12 на 13 июля 1942 года, скорее всего, по доносу, супруги были арестованы гестапо. После недолгого пребывания в тюрьме в Мысловицах их отправили в концлагерь Аушвиц-Биркенау, где они и умерли в сентябре 1942 года.
  • Зофия и Войцех Пула из Малеца помогали еврейским беженцам. 8 ноября 1942 года вместе с сыном Владиславом и дочерьми Яниной и Изабелой они были арестованы немцами. Все пятеро были заключены в тюрьму в Бжеско, а затем переведены в тюрьму Монтелупи в Кракове, после чего депортированы в лагерь Освенцим-Биркенау. Выжил только Владислав Пула.
  • Францишек Павел Рашея – врач-ортопед, профессор медицинских наук, заведующий хирургическим отделением Варшавской больницы Польского Красного Креста. Он много раз ездил в Варшавское гетто для консультаций. 21 июля 1942 года он был убит немцами в своей квартире на улице Хлодной, где помогал пациенту-еврею[186]. Казимеж Поллак и находившиеся в квартире евреи, вероятно, были убиты вместе с ним.
  • Семья Ребиша, Феликса Гавриша и Зофьи Миэлы – семья Ребиша из села Поломя Дембицкого уезда в 1942 году взяла под свою крышу не менее десяти евреев. Кроме того, семья Ребишей помогла подготовить укрытие для еврея Бюхнера. семья на соседней ферме, принадлежащей Зофии Миеле. 9 сентября 1943 года в селе появились немцы при содействии «синих полицаев». Они убили Анну и Юзефа Рембишей, их дочерей Софию и Викторию, сына Кароля, а также Феликса Гавриша (невесту Виктории), жившего в их доме. Были убиты и скрытые евреи (выжил только один). Через пять дней немцы вернулись в Поломию и убили Зофью Миэлу.
  • Мария Рогозинская и ее трехлетний сын Петр – на усадьбе Рогозинских в деревне Вербка Олькушского повята (ныне Заверцкий повят) прятались евреи и члены подполья. Примерно 11 января 1943 года там появились немецкие жандармы и на месте расстреляли двух скрывавшихся евреев, а также двух поляков. [ 31 ] В тот же день Марианна Рогозинская и ее трехлетний сын Петр попали в руки немцев. Оба они были доставлены в штаб-квартиру немецкой жандармерии в замке Пилица , где были убиты после жестокого допроса.
  • Адам Штарк – священник-иезуит, служащий в Слониме. Во время оккупации он с кафедры призывал на помощь евреев, собирал для них деньги и ценности, оформлял «арийские» документы, помогал спрятать и спасти еврейского ребенка-сироту. Он был казнен немцами в декабре 1942 года.
  • Мечислав Вольский и Януш Высоцкий – смотрители так называемого бункера «Крыся» в варшавском районе Охота, где в 1942–1944 годах прятались около 40 евреев, в том числе историк Эмануэль Рингельблюм с женой и сыном. 7 марта 1944 года тайник был обнаружен гестапо, а Мечислав и Януш вместе с находившимися под их опекой были арестованы. Через несколько дней все они были расстреляны на руинах Варшавского гетто.

Некоторые авторы считают помощь евреям причиной умиротворения таких деревень. [ 32 ] как: Бор Куновский (3/4 июля 1943 г., 43 жертвы), Циси (28 июня 1943 г., 25 жертв), Кробонош (26 мая 1942 г., 15 жертв), Лишно (18 мая 1942 г., 60 жертв), Обурки (ноябрь 1942 г., не менее нескольких десятков жертв), Парипсис (22 мая 1942 г., 8 жертв), Пшевротне (14 марта 1943 г., 36 жертв), Став (26 мая 1942 г., 8 жертв), Тарнув (май 1942 г., 40 жертв), Видлы (26 мая). 1942 год, несколько десятков жертв), Воля Пшибиславская [ 33 ] (10 декабря 1942 г., 19 жертв). [ 12 ] [ 34 ]

Последствия

Анализируя влияние немецких актов возмездия на отношение поляков к еврейским беженцам, следует учитывать тот факт, что решения о возможном предоставлении помощи принимались в ситуации, когда значительная часть польской нации была истреблена , а все этническое польское население оставалось под угрозой нацистского террора. [ 11 ] [ 12 ] [ 16 ] Первые месяцы правления немецкого правительства уже дали понять польскому обществу, что даже незначительные нарушения оккупационного порядка будут караться абсолютным и жестоким наказанием. Кроме того, немцы сознательно пытались предать гласности расправу над людьми, поддерживающими евреев, тем самым запугивая польское общество и отговаривая его от каких-либо мер поддержки. [ 35 ] [ 8 ] Многие историки считают, что страх перед немецким возмездием был одним из наиболее важных факторов, которые отговаривали поляков помогать еврейским беженцам. [ 26 ] [ 14 ] (другими важными факторами являются: значительная численность еврейского меньшинства и низкий уровень его ассимиляции, антисемитизм, военная бедность и деморализация). [ 11 ] [ 6 ]

Некоторые историки пришли к выводу, что основным мотивом помощи евреям было стремление к наживе. [ 22 ] Ян Томаш Гросс пришел к выводу, что сокрытие беглецов не может быть особо рискованным занятием, поскольку, по его мнению, мало кто станет подвергать опасности свою жизнь и жизнь своих близких только ради дохода. Гуннар С. Паулссон сравнил минимальное количество поляков, участвовавших в спасении евреев (160 000), с числом около 700 человек, зарегистрированных убитыми ГКБЗпНП-ИПН, и пришел к выводу, что вероятность смерти по этой причине составляет примерно 1 из 230. Принимая во внимание Учитывая оставшиеся угрозы, которым подвергались поляки, находящиеся под немецкой оккупацией, он решил, что помощь евреям на практике лишь в некоторой степени более рискованна, чем другие преступления против оккупационного порядка. В своей оценке: [ 15 ]

Драконовские правила, применяемые в массовом масштабе, вместо того, чтобы опошлить население, привели его к утрате и создали атмосферу беззакония, в которой [...] сокрытие евреев просто стало одним из многих незаконных действий, при которых люди регулярно рисковали своей жизнью. Принцип коллективной ответственности имел и противоположный эффект, поскольку донос еврея подвергал опасности его польских опекунов, что означало нарушение оккупационного порядка солидарности.

Однако другие историки подсчитали, что процент поляков, действовавших исключительно по финансовым соображениям, составлял всего от нескольких до двадцати. [ 11 ] процент. Марцин Уринович отмечает, что немецкий террор очень эффективно запугивал широкие круги польского общества, поэтому реальные угрозы, с которыми столкнулась личность, к которой обращалась за помощью, не имели прямой связи с уровнем страха, который она испытывала. В заключение он заявляет: [ 14 ]

Благодаря пониманию этого феномена мы можем гораздо лучше узнать ситуацию поляка, который столкнулся с дилеммой: помочь человеку, находящемуся в опасности, или нет. Больше не было более важным, действительно ли человек, которого попросили о помощи, рисковал чем-то в данное время и в данном месте. Важно то, смог ли этот человек, подвергшийся длительному стрессу и тревоге, преодолеть свои собственные слабости, преодолеть нечто гораздо более глубокое, чем чувство страха, или же она смогла испытать ужас захватчика, направленного непосредственно на нее. и ее близкие.

Барбара Энгелькинг отмечает, что страх перед немецкими репрессиями рос, особенно когда имели место случаи казней поляков, подозреваемых в поддержке еврейских беженцев в определенном районе. Подобные события часто оказывали серьезное влияние на положение скрывающихся евреев. [ 13 ] Известны случаи, когда демонстративные репрессивные действия, проводимые немцами, и даже сама угроза суровых наказаний достигали цели запугать местное население и существенно сократить помощь евреям. [ 36 ] В некоторых случаях страх перед доносом и суровыми наказаниями приводил к высылке беглецов в руки немцев. Случалось также, что поляки, которые по разным причинам не могли или не хотели скрывать беглецов-евреев, предпочитали убивать их вместо того, чтобы позволить им искать убежища в другом месте. [ 13 ] По словам одного из выживших евреев, история расправы над семьей Ульмы произвела такое шокирующее впечатление на местное население, что тела 24 евреев были позже найдены в районе Марковой, где польские воспитатели убили их из-за страха перед доносом. [ 37 ] Однако, по мнению историка Матеуша Шпитмы , это преступление произошло в соседней деревне Сиеца – причем, скорее всего, за два года до смерти Улмас. [ 38 ]

Число помогавших и выживших

Марек Арчинский считал, что «в условиях нацистского оккупационного террора, беспрецедентного в других местах, спасение евреев в Польше выросло до акта особой жертвы и героизма». [ 39 ] Однако в польском обществе нашлись люди, готовые пойти на такой риск. По оценкам Гуннара С. Паулссона , в различных формах помощи евреям участвовало от 280 000 до 360 000 поляков. [ 15 ] из них около 70–90 000 только в Варшаве. Тереза ​​Прекерова оценила количество помощников в 160–360 тысяч, [ 6 ] Марцин Уринович и 300 тысяч, [ 11 ] и Владислав Бартошевский - «не менее нескольких сотен тысяч». [ 12 ] По мнению Яна Жарина , число поляков, прямо или косвенно участвующих в спасении евреев, может достигать даже одного миллиона, а по мнению Рихарда Лукаса – как минимум от 800 тысяч до 1,2 миллиона. [ 40 ]

Трудно определить количество евреев, переживших немецкую оккупацию и скрывшихся среди поляков. Шмуэль Краковский утверждал, что на арийской стороне осталось в живых не более 20 тысяч человек. Исраэль Гутман подсчитал, что на оккупированной территории Польши выжило около 50 тысяч евреев, из которых от 30 до 35 тысяч выжили благодаря помощи поляков. По оценкам Терезы Прекеровой, от 30 до 60 тысяч евреев выжили, скрываясь среди польского населения («с их помощью или без»). [ 41 ] Гжегож Берендт подсчитал, что в оккупированной Польше выжило около 50 тысяч евреев «на арийской стороне». Гуннар С. Паулссон, с другой стороны, подсчитал, что в оккупированной Польше скрывались около 100 тысяч евреев, из которых почти 46 тысячам удалось пережить войну. По его словам, только в Варшаве скрывались 28 тысяч евреев, из которых удалось спасти почти 11,5 тысяч.

Сравнение с ситуацией в других оккупированных странах Европы.

Марек Арчинский отметил, что «ни в одной оккупированной стране нацисты не использовали такой далеко идущий репрессивный и жестокий террор для помощи еврейскому населению, как в Польше». [ 39 ] Аналогичные мнения высказали и другие историки. Однако, вопреки широко распространенному стереотипу, Польша была не единственной оккупированной страной в Европе, где любая помощь евреям грозила смертной казнью. Принцип коллективной ответственности за помощь скрывающимся евреям был введен немцами на оккупированных территориях СССР и в оккупированных балканских государствах, т.е. в странах, где под предлогом борьбы с партизанами они отказались от соблюдения норм гуманитарного права. .

С другой стороны, гораздо меньший риск был связан с помощью евреям в оккупированных странах Западной Европы или в государствах-союзниках Третьего рейха. [ 14 ] Оказание помощи евреям там обычно наказывалось конфискацией имущества, тюремным заключением или ссылкой в ​​концентрационный лагерь. Например, за помощь Анны Франк были арестованы два голландца, ни один из которых не был казнен. семье [ 42 ] Стефан Корбонский утверждал, что в Бельгии, Франции, Италии, Нидерландах, Норвегии не было ни одного случая вынесения смертного приговора лицу, помогающему еврейским согражданам. Только в Дании произошел инцидент, когда мужчину застрелили, когда он помогал евреям переправиться на паром в нейтральную Швецию. Однако в институте Яд Вашем отмечают, что известны случаи гибели западноевропейских граждан в концлагерях, куда они были депортированы из-за помощи евреям. Тем не менее, разница между реальностью оккупированной Польши и ситуацией в странах Западной Европы может быть измерена тем, что в Голландии удалось организовать публичные протесты против депортаций еврейского населения. [ 12 ]

Подсчеты Терезы Прекеровой показывают, что только от 1% до 2,5% взрослого польского населения участвовало в помощи евреям. [ 43 ] В Западной Европе число помощников было также невелико, хотя риск, связанный с этими действиями, был несравнимо ниже. [ 14 ]

Если предположить процент населения европейских стран, который в 1945 году составляли евреи, пережившие Холокост, то Польша не отличалась от среднего показателя в других оккупированных государствах. С другой стороны, в Нидерландах, где проживало мало евреев и антисемитские настроения были гораздо слабее, чем в Польше, потери еврейского населения были в процентном отношении сопоставимы с потерями польских евреев. Гуннар С. Паулссон подсчитал, что среди евреев, пытавшихся скрыться на арийской стороне в Варшаве и Голландии, процент выживших был почти одинаковым. Более того, его расчеты показывают, что «соотношение потерь» варшавских евреев и датских евреев было практически одинаковым. Паулссон, однако, заявил, что по разным причинам евреи, пытавшиеся спрятаться в сельских районах оккупированной Польши, имели гораздо меньше шансов на выживание. [ 15 ]

День памяти

К 1 января 2016 года число поляков, награжденных медалью « Праведник народов мира », составило 6620. Заслуженными являются, в большинстве случаев, люди, не связанные с широко понимаемым движением Сопротивления и оказавшие помощь евреям самостоятельно. счет. Среди удостоенных чести было несколько поляков, погибших в результате помощи евреям, в том числе пять членов семьи Баранек, Михал и Катажина Герула, Себастьян и Катажина Казак, Хенрик, Янина, Мария и Леон Ольшевские, проф. Францишек Павел Рашея, Мария Рогозиньска, Ядвига Салек-Денеко, отец Адам Штарк, Юзеф и Виктория Ульма, Мечислав Вольский и Януш Высоцкий. [ 23 ]

Памятники полякам, спасавшим евреев во время Второй мировой войны, были установлены в Кельце (1996 г.) и Лодзи (2009 г.). 24 марта 2004 года в Марковой был открыт памятник семье Ульмы. Кроме того, 17 марта 2016 года Музей поляков, спасающих евреев во время Второй мировой войны имени семьи Ульмы в Марковой открылся .

В 2008 году Институт национальной памяти и Национальный культурный центр инициировали образовательную кампанию «Жизнь за жизнь», направленную на то, чтобы показать настроения поляков, которые рисковали своей жизнью ради спасения евреев во время Второй мировой войны.

В марте 2012 года Национальный банк Польши представил монеты в память о трех польских семьях, убитых за помощь евреям: семье Ковальских из Старого Цепелова, семье Ульмы из Марковой и семье Баранек из Седлиски.

Истории поляков, убитых немцами за помощь евреям, представлены в документальных фильмах «Цена жизни» 2004 г. (реж. Анджей Бачинский), «Праведники народов мира» 2004 г. (реж. Дариуш Валушяк), «Жизнь за Жизнь» в 2007 г. (реж. Аркадиуш Голембевский) и «История Ковальских» 2009 г. (реж. Аркадиуш Голембевский, Мацей Павлицкий).

В 2019 году Институт Пилецкого запустил проект в память о поляках, убитых за помощь евреям во время Второй мировой войны, под названием « Названные по имени» . [ 44 ]

Ссылки

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Млынарчик, Яцек Анджей (2007). Цена жертвы: преступления, совершенные против поляков за помощь евреям в районе Цепелява . Пиентковский, Себастьян. Краков: Институт стратегических исследований. ISBN  9788387832629 . OCLC   313476409 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Операция Рейнхардт: уничтожение евреев в Генерал-губернаторстве . Либионка, Дариуш., Институт национальной памяти - Комиссия по расследованию преступлений против польского народа. Варшава: Институт национальной памяти. 2004. ISBN  8389078686 . OCLC   58471005 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из Айзенбах, Артур (1961). Гитлеровская политика уничтожения евреев . Книга и Знания.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Мальманн, Клаус-Майкл; Маттеус, Юрген; Циглер-Бродницка, Ева; Бёлер, Йохен (2009). Оперативные группы в Польше . Варшава: Беллона. ISBN  9788311115880 . OCLC   750967085 .
  5. Анонимный автор этого мемориала предположил, что по экономическим и логистическим причинам невозможно полностью изолировать евреев от польского элемента. По этой причине он рекомендовал оккупационным властям создать районы смешанного расселения (польско-еврейские, польско-украинские и т. д.) для разжигания антагонизмов по национальному признаку. См. Эйзенбах 1961?, стр. 171–172.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Прекерова, Тереза ​​(1982). Совет заговора по помощи евреям в Варшаве 1942–1945 (1-е изд.). Варшава: Национальный издательский институт. ISBN  8306006224 . OCLC   9254955 .
  7. ^ Варшава воюет 1939–1945: лексикон . Коморовский, Кшиштоф. Варшава. 2014. ISBN  9788311134744 . ОСЛК   915960200 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Барбара Полак. Бедные поляки ищут и экономят. Барбара Полак беседует с Гжегожем Берендтом, Мареком Вежбицким и Яном Жариным . «Вестник ИПН». 3 (98), 2009–03.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и Рингельблюм, Эмануэль (1988). Польско-еврейские отношения во время Второй мировой войны: замечания и наблюдения . Эйзенбах, Артур. (Ред. 1-е изд.). Варшава: Чительник. ISBN  830701686X . OCLC   18481731 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Снайдер, Тимоти (2011). Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным . Варшава: Свят Ксенжки. ISBN  9788377994566 . OCLC   748730441 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Поляки и евреи под немецкой оккупацией 1939–1945: исследования и материалы . Жбиковский, Анджей., Институт национальной памяти - Комиссия по расследованию преступлений против польского народа. Варшава: Институт национальной памяти — Комиссия по расследованию преступлений против польского народа. 2006. ISBN  8360464014 . OCLC   70618542 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Бартошевский, Владислав (2007). Это с моей родины: Поляки помогают евреям, 1939–1945 гг . Левиновна, Зофья. (3-е изд., доп. изд.). Варшава: Ассоциация ŻIH/Свят Ксенжки. ISBN  9788324707157 . OCLC   163569372 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Энгелькинг, Барбара (2011). Это такой прекрасный солнечный день - : судьба евреев, ищущих помощи в польской деревне, 1942–1945 (1-е изд.). Варшава: Ассоциация Центра исследования Холокоста. ISBN  9788393220229 . OCLC   715148392 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Золотые сердца или золотой урожай? : исследования о судьбах поляков и евреев в военное время . Ходакевич, Марек Ян, 1962–, Мушинский, Войцех Ежи, 1972– (1-е изд.). Варшава: Видау. «Факто». 2011. ISBN  9788361808053 . OCLC   738435243 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Паулссон, Гуннар С. (2009). Тайный город: евреи на арийской стороне Варшавы (1940–1945) . Олендер-Дмовска, Эльжбета, Энгелькинг, Барбара, 1962–, Леочяк, Яцек. (2-е изд.). Краков: Видав. Знак. ISBN  9788324012527 . ОСЛК   651998013 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Датнер, Саймон (1968). Лес праведников. Страница из истории спасения евреев в оккупированной Польше . Варшава: Книга и знания.
  17. ^ В большинстве случаев в качестве правовой основы для этих положений упоминался Третий приказ, ограничивающий проживание в Генерал-губернаторстве от 15 октября 1941 года; см. Бартошевский и Левиновна 2007?, стр. 652–654.
  18. ^ Через несколько дней объявления аналогичного содержания были опубликованы во всех уездах округа. См.: Млынарчик и Пионтковский 2007?, с. 70.
  19. ^ Der Hilfsrat für Juden "Zegota" 1942–1945: Auswahl von Dokumenten . Кунерт, Анджей Кшиштоф, Польша. Совет по охране памяти борьбы и мученичества. Варшау: Совет по охране памяти о борьбе и мученичестве. 2002. ISBN  8391666360 . OCLC   76553302 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  20. 18 июля 1943 года глава Главного управления юстиции «правительства» Генерал-губернаторства Курт Вилле издал циркуляр, адресованный «Окружным управлениям юстиции», в котором отметил, что в случае, «когда будет невозможно установить, покинул ли еврей самовольно отведенный ему район, а просто констатируется, что ему не разрешено въезжать в район за пределами его жилого квартала». Прямых юридических оснований для наказания человек, давший приют такому еврею. Однако он распорядился, чтобы при рассмотрении дел о помощи евреям следует учитывать и в таких случаях «основную идею, содержащуюся в § 4б, пункт 1, предложение 2, о борьбе с политическими, уголовными и медицинскими опасностями, исходящими от евреев». ". В частности, он рекомендовал назначить смертную казнь полякам, оказывающим помощь тем евреям, которые с самого начала не выполнили приказ о поселении в гетто. См. Датнер 1968?, с. 18.
  21. ^ Корбонский, Стефан (2011). Поляки, евреи и Холокост . Валуга, Гражина., Институт национальной памяти - Комиссия по расследованию преступлений против польского народа. Варшава: Институт национальной памяти — Комиссия по расследованию преступлений против польского народа. ISBN  9788376292700 . OCLC   747984730 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Гросс, Джон Томас; Грудзиньска-Гросс, Ирена (2011). Золотой урожай: что происходило на окраинах, истребление евреев . Краков: Издательство Знак. ISBN  9788324015221 . OCLC   719373395 .
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Александра Намысло, Гжегож Берендт (ред.): Реестр фактов репрессий против польских граждан за помощь еврейскому населению во время Второй мировой войны. Архивировано 3 января 2017 г. в Wayback Machine . Варшава: Институт национальной памяти и Институт стратегических исследований, 2014. ISBN   978-83-7629-669-2 .
  24. ^ Себастьян Пионтковски. Он был заключен в тюрьму Радома за помощь евреям . «Вестник ИПН». 3 (98), 2009–03.
  25. ^ Перейти обратно: а б Книга Праведников народов мира: спасение евреев во время Холокоста: Польша . Краковский, Шмуэль., Гутман, Израиль., Бендеры, Сара., Яд Са-Шем, Рашут ха-Зикарон ла-Шоах Шела-гевура. Краков: Фондовый институт стратегических исследований. 2009. ISBN  9788387832599 . OCLC   443558424 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  26. ^ Перейти обратно: а б Лукас, Ричард К. (2012). Забытый Холокост: поляки под немецкой оккупацией 1939–1944 гг . Стодульский, Славомир, Дэвис, Норман, 1939– (2-е изд., исправленное, дополненное и расширенное изд.). Познань: Издательство «Ребис». ISBN  9788375108323 . OCLC   822729828 .
  27. ^ Перейти обратно: а б с Вацлав Белявский: Преступления против поляков, совершенные нацистами за помощь евреям . Варшава: ГКБЖ-ИПН, 1987.
  28. Датнер также установил, что 248 евреев и четыре советских беглеца были убиты вместе с 343 поляками. См. Датнер 1968?, с. 115.
  29. В список включены как поляки, убитые немцами, так и несколько случаев, когда люди, скрывавшие евреев, были убиты украинскими националистами или обычными бандитами. См. Вальчак и др. 1997 ↓, с. 52,61,96.
  30. ^ Те, кто помогал: польские спасатели евреев во время Холокоста . Юскевич, Рышард., Сливчинский, Ежи Петр., Закшевский, Анджей., Главная комиссия по расследованию преступлений против польского народа - Институт национальной памяти., Польское общество Праведников народов мира. Варшава: Главная комиссия по расследованию преступлений против польского народа — Институт национальной памяти. 1993–1997 гг. ISBN  839088190X . OCLC   38854070 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  31. Одним из убитых поляков был Петр Подгурский. Его должны были застрелить, потому что он не сообщил немецким властям о сокрытии евреев в Вербце, хотя как деревенский стражник был обязан это сделать. См. Намысло 2009?, стр. 126 и 128.
  32. В некоторых случаях, помимо помощи евреям, причиной умиротворения считалась помощь советским беглецам и партизанам. См. Файковски и Релига 1981?, стр. 57–60, 322.
  33. Дариуш Либионка отметил, что расследование усмирения Воли Пшибырославской окружной комиссией по расследованию преступлений нацистов в Люблине не подтвердило тезис о том, что причиной преступления стала помощь, оказанная жителями села евреям. Из тринадцати допрошенных свидетелей только двое связали смерть трех из девятнадцати жертв с помощью, оказанной евреям. См. Либионка 2004?, стр. 323–324.
  34. ^ Юзеф Файковский, Ян Релига: Преступления нацистов в польской деревне 1939–1945 гг . Варшава: Книга и знания, 1981.
  35. В нацистской действительности информация о преступлениях, совершаемых немцами в отношении людей, помогающих евреям, часто преувеличивалась, что еще сильнее отражалось на социальных настроениях. Например, в Варшаве ходили слухи о якобы поджогах целых многоквартирных домов, где были обнаружены беглецы-евреи. См. Рингельблюм 1988?, стр. 116.
  36. ^ Пшемыслав Кухарчак. Жизнь еврея . «Воскресный гость». 49 (2007), 9 декабря 2007 г.
  37. ^ «Юзеф и Виктория Ульма» . Яд Вашем. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 14 июня 2018 г.
  38. ^ Матеуш Шпитма. Праведники и другие . "Связь". 10 (2011), 2011–10.
  39. ^ Перейти обратно: а б Арчинский, Марек (1983). Кодовое имя «Жегота» . Бальцерак, Веслав. (2-е изд.). Варшава: Чительник. ISBN  8307008328 . ОСЛК   12163510 .
  40. ^ Лукас, Ричард К. (2012). Забытый Холокост: поляки под немецкой оккупацией 1939–1944 гг . Стодульский, Славомир, Дэвис, Норман, 1939– (2-е изд., исправленное, дополненное и расширенное изд.). Познань: Издательство «Ребис». стр. 403. ISBN  9788375108323 . OCLC   822729828 .
  41. Прекерова подсчитала, что войну пережили от 380 до 500 тысяч польских евреев. Помимо тех, кто выжил, скрываясь среди поляков, она включила в себя число евреев, оказавшихся на неоккупированной территории СССР (свыше 200 тысяч), они пережили войну, защищаясь в лесных «лагерях выживания» или в строю партизан (от 10 тыс.). Им удалось выжить в немецких концентрационных лагерях (от 20 000 до 40 000), а также они служили в рядах Польских вооруженных сил на Западе и бежали в другие страны. См. Прекерова 1993?, с. 384.
  42. Это были Виктор Куглер и Йоханнес Клейман. Оба они были арестованы 4 августа 1944 года и после нескольких недель пребывания в амстердамских тюрьмах переправлены в трудовой лагерь в Амерсфорте (11 сентября). Клейман был освобожден 18 сентября по состоянию здоровья. Куглер, с другой стороны, находился в заключении до 1945 года, когда он бежал из лагеря, избежав таким образом депортации в Германию на принудительные работы. См. Фрэнк 2015?, стр. 313.
  43. ^ Полонский, Антоний (1990). Хранитель моего брата? Недавние польские дебаты о Холокосте . Оксфорд: Рутледж. ISBN  9780415755399 . ОСЛК   927100967 .
  44. ^ «Они почтили память семьи, убитой за сокрытие евреев. «Мы отменяем этот смертный приговор » . TVN Warszawa (на польском языке). 15 сентября 2020 г. Проверено 27 мая 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b1615f2a057934313e7a105f4eb3923f__1719739440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/3f/b1615f2a057934313e7a105f4eb3923f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
German retribution against Poles who helped Jews - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)