Варшавское гетто
Варшавское гетто | |
---|---|
Также известен как | Немецкий : Варшавское гетто. |
Расположение | Варшава , оккупированная немцами Польша. |
Дата | Октябрь 1940 г. - май 1943 г. |
Тип инцидента | Тюремное заключение, массовые расстрелы, принудительные работы, голод, массовые депортации в Треблинку и Майданек. |
Преступники | Германия |
Участники | |
Организации | Шуцстаффель (СС), РСХА |
Лагерь | Треблинка , Майданек [1] |
Жертвы | |
Документация | |
Мемориалы |
Варшавское гетто ( нем . Warschauer Ghetto , официально Jüdischer Wohnbezirk in Warschau , «еврейский жилой район в Варшаве»; польский : getto warszawskie ) было крупнейшим из нацистских гетто во время Второй мировой войны и Холокоста . Он был создан в ноябре 1940 года немецкими властями на новой Генерал-губернаторства территории оккупированной Польши . На пике своего развития там содержалось до 460 000 евреев. [5] на площади 3,4 км 2 (1,3 кв. миль), в среднем 9,2 человека в номере, [6] [7] едва существовали на скудном продовольственном пайке. [7] Евреев депортировали из Варшавского гетто в нацистские концентрационные лагеря и центры массовых убийств. Летом 1942 года не менее 254 000 жителей гетто были отправлены в лагерь смерти Треблинка во время Großaktion Warschau под предлогом «переселения на Восток» в течение лета. [7] Гетто было разрушено немцами в мае 1943 года после того, как восстание в Варшавском гетто временно остановило депортации. Общее число погибших среди узников гетто оценивается как минимум в 300 000 человек, убитых пулями или газом. [8] в сочетании с 92 000 жертвами голода и связанных с ним болезней, восстанием в Варшавском гетто и жертвами окончательного разрушения гетто. [2] [9] [10] [11]
Фон
До Второй мировой войны большинство польских евреев проживало в торговых районах Муранув , Повонзки и Стара Прага . [12] Более 90% католиков жили дальше от коммерческого центра. [12] Еврейская община была там самой заметной, составляя более 88% жителей Муранова; с общей численностью около 32,7% населения левобережной и 14,9% правобережной Варшавы, или всего 332 938 человек по переписи 1931 года . [12] Многие евреи покинули город во время депрессии . [12] Антисемитское законодательство, бойкоты еврейского бизнеса и националистические планы польского правительства « endecja » после Пилсудского оказывают давление на евреев в городе. [13] В 1938 году еврейское население польской столицы оценивалось в 270 тысяч человек. [14]
Осада Варшавы продолжалась до 29 сентября 1939 года. Только 10 сентября люфтваффе произвело 17 бомбардировок города ; [15] три дня спустя 50 немецких самолетов атаковали центр города, нацеливаясь конкретно на Волю и Жолибож . Всего погибло около 30 000 человек. [15] и 10 процентов города было разрушено. [4] Вместе с наступающим вермахтом EG в город вошли айнзацгруппа IV и айнзацкоманды . 7 ноября 1939 года рейхсфюрер СС реорганизовал их в местную Службу безопасности (СД). Командир EG IV Йозеф Майзингер («Варшавский мясник») был назначен начальником полиции недавно образованного Варшавского округа . [15]
Создание гетто
К концу сентябрьской кампании число евреев в столице и ее окрестностях резко возросло: тысячи беженцев бежали с польско-немецкого фронта . [16] Менее чем за год число беженцев в Варшаве превысило 90 тысяч. [17] 12 октября 1939 года Генерал-губернаторство на оккупированной территории центральной Польши. Адольф Гитлер создал [18] Назначенный нацистами Еврейский совет ( Юденрат ) в Варшаве, комитет из 24 человек, возглавляемый Адамом Черняковым , отвечал за выполнение немецких приказов. [17] 26 октября евреи были мобилизованы в качестве принудительных работ для ликвидации последствий бомбежки и выполнения других каторжных работ. Месяц спустя, 20 ноября, банковские счета польских евреев и любые вклады, превышающие 2000 злотых , были заблокированы. [18] 23 ноября всем еврейским заведениям было приказано разместить еврейскую звезду на дверях и окнах . С 1 декабря всех евреев старше десяти лет обязали носить белую повязку , а 11 декабря им запретили пользоваться общественным транспортом. [18] 26 января 1940 года евреям запретили проводить совместные молитвы из-за «опасности распространения эпидемий». [19] Немецкие власти ввели талоны на питание , усилились меры по ликвидации всех еврейских общин в окрестностях Варшавы. К концу года еврейское население столицы достигло 359 827 человек. [17]
По приказу губернатора Варшавского округа Людвига Фишера 1 апреля 1940 года началось строительство стены гетто, окружавшей район Варшавы, населенный преимущественно евреями. Работу курировал Варшавский юденрат. [20] Нацистские власти изгнали 113 000 этнических поляков из этого района и приказали переселить 138 000 варшавских евреев из пригородов в центр города. [21] 16 октября 1940 года о создании гетто объявил немецкий генерал-губернатор Ганс Франк . [22] Первоначальное население гетто составляло 450 000 человек и занимало площадь 307 гектаров (760 акров). [17] [23] До начала Холокоста число заключенных в тюрьму евреев составляло около 375 000 человек. [24] и 400 000 (около 30% от общей численности населения столицы). [1] Площадь гетто составляла лишь около 2,4% от общей территории мегаполиса. [25]
15 ноября 1940 года немцы закрыли Варшавское гетто для внешнего мира. [16] Стена вокруг него имела высоту 3 м (9,8 фута) и была покрыта колючей проволокой . Беглецов расстреливали на месте. Немецкие полицейские из 61-го батальона устраивали вечеринки победы в те дни, когда у ограды гетто было расстреляно большое количество узников. [26] Границы гетто менялись, а его общая площадь постепенно сокращалась, так как численность пленных уменьшалась из-за вспышек инфекционных заболеваний, массового голода и регулярных казней. [21]
Гетто было разделено на две части вдоль улицы Хлодна Ulica Chłodna w Warszawie , которая была исключена из него из-за ее местного значения в то время (как одна из магистралей Варшавы с востока на запад). [27] Территория к юго-востоку от Хлодны была известна как «Маленькое гетто», а территория к северу от нее стала известна как «Большое гетто». Обе зоны были соединены на пересечении Хлодны с улицей Желязна, где были построены специальные ворота. В январе 1942 года ворота сняли и над ними построили деревянный пешеходный мост. [28] который стал одним из послевоенных символов Холокоста в оккупированной Польше . [29]
Администрация гетто
Первым комиссаром Варшавского гетто, назначенным Фишером, был штандартенфюрер СА Вальдемар Шен , который также руководил первоначальными переселениями евреев в 1940 году. [30] Он был истощателем, наиболее известным за организацию «искусственного голода» ( künstliche Hungersnot ) в январе 1941 года. Шен уничтожил практически все запасы продовольствия в гетто, что вызвало бурю негодования в высшем эшелоне СС. [31] Он был освобожден от своих обязанностей самим Франком в марте 1941 года и заменен комиссаром Хайнцем Ауэрсвальдом , «продюсером», прослужившим до ноября 1942 года. [32] Как и во всех нацистских гетто на территории оккупированной Польши , немцы возложили внутреннее управление на Совет юденрата евреев, возглавляемый « Эльтестером » (Старшим). [33] В Варшаве эта роль была отведена Адаму Чернякову, который выбрал политику сотрудничества с нацистами в надежде спасти жизни. Адам Черняков поделился своим мучительным опытом в девяти дневниках. [34] В июле 1942 года, когда немцы приказали ему увеличить контингент депортируемых, он покончил с собой. [35]
Сотрудничество Чернякова с немецкой оккупационной политикой было парадигмой отношения большинства европейских евреев к нацизму. Хотя его личность как президента Варшавского юденрата, возможно, не стала такой печально известной, как Хаим Румковский , альтэстер Лодзинского гетто ; политика СС, которой он следовал, была систематически антиеврейской.
Первый проект Чернякова от октября 1939 года; для организации Варшавского юденрата, было всего лишь перефразированием обычных отделов Кегилы : канцелярии, благосостояния, раввината, образования, кладбища, налогового отдела, бухгалтерского учета, статистики естественного движения населения... Но Кегиля была аномальным институтом. На протяжении всей своей истории в царской России он также служил инструментом государства, обязанным проводить политику режима внутри еврейской общины, даже несмотря на то, что эта политика часто была репрессивной и конкретно антиеврейской. — Люси Давидович , Война против евреев [33]
Совет старейшин внутренне поддерживался Еврейской полицией гетто ( Jüdischer Ordnungsdienst ), [17] сформирован в конце сентября 1940 года в составе 3000 человек и играл важную роль в обеспечении правопорядка, а также в выполнении специальных немецких постановлений, особенно после 1941 года, когда число беженцев и изгнанников в Варшаве достигло 150 000, или почти одной трети всего еврейского населения. население столицы. [19]
Католики и поляки в гетто
В январе 1940 года в гетто содержалось 1540 католиков и 221 человек других христианских конфессий, включая новообращенных евреев. По оценкам, на момент закрытия гетто в нем проживало около 2000 христиан, а со временем их число, возможно, выросло до более чем 5000. Многие из этих людей считали себя поляками, но по нацистским расовым критериям власти Германии классифицировали их как евреев. [36] [37] На территории гетто находились три христианские церкви: церковь Всех Святых , церковь Святого Августина и церковь Рождества Пресвятой Девы Марии . Церковь Всех Святых обслуживала евреев-христиан, содержавшихся в гетто. В то время приходской священник Марцелий Годлевский , который до войны был связан с Эндецией и антиеврейскими действиями, теперь стал участвовать в помощи евреям. В приходском приходе священник приютил и помог бежать многим, в том числе Людвику Гиршфельду , Луи-Кристофу Залески-Заменгофу и Ванде Заменгоф-Залеске . За свои действия в 2009 году он был посмертно награжден медалью «Праведник народов мира» . [36] [38]
Условия
Нацистские чиновники, намеревавшиеся искоренить гетто голодом и болезнями, ограничили продовольствие и медикаменты. [5] В 1941 году средний дневной рацион евреев в Варшаве был ограничен 184 калориями по сравнению с 699 калориями, разрешенными для поляков -неевреев , и 2613 калориями для немцев. [39] В августе рацион упал до 177 калорий на человека. Этот скудный продовольственный запас немецких властей обычно состоял из сухого хлеба, муки и картофеля самого низкого качества, круп, репы и небольшой ежемесячной добавки в виде маргарина, сахара и мяса. [40] В результате процветала экономика черного рынка , обеспечивающая до 80% продуктов питания в гетто. [5] [40] Кроме того, « Джойнт» открыл более 250 бесплатных столовых . [41] которые одновременно подавали до 100 000 обедов в день. [5]
Мужчины, женщины и дети принимали участие в контрабанде и незаконной торговле, были созданы частные мастерские по производству товаров для тайной продажи на «арийской» стороне города. Продовольствие часто провозили контрабандой одни дети, которые сотнями пересекали стену гетто любым возможным способом, иногда по нескольку раз в день, возвращаясь с товарами, которые могли весить столько же, сколько они сами. Безработица, приводящая к крайней нищете, была серьезной проблемой в гетто, а контрабанда часто была единственным источником существования для жителей гетто, которые в противном случае умерли бы от голода. [40] «Профессиональные» контрабандисты, напротив, часто становились относительно богатыми. [5]
В течение первых полутора лет тысячи польских евреев, а также некоторые цыгане в гетто были привезены из небольших городов и сельской местности, но, поскольку многие умерли от тифа и голода, общее количество жителей осталось примерно таким же. [42] Столкнувшись с неконтролируемым голодом и нехваткой медикаментов, группа еврейских врачей, заключенных в гетто, решила использовать возможность изучить физиологические и психологические последствия голода. [43] [44] гетто Исследование голода в Варшавском , [45] как теперь известно, это остается одним из наиболее тщательных исследований полуголодного состояния, проведенных на сегодняшний день. [44]
Образование и культура
Несмотря на серьёзные трудности, жизнь в Варшавском гетто сопровождалась просветительской и культурной деятельностью, как легальной, так и проводимой подпольными организациями. Были созданы больницы, общественные столовые, детские дома, центры беженцев и базы отдыха, а также школьная система. Некоторые школы были незаконными и действовали под видом столовых. Были секретные библиотеки, классы для детей и даже симфонический оркестр. Раввин Александр Фридман , [46] генеральный секретарь Агудат Исраэль в Польше был одним из лидеров Торы. [ нужны разъяснения ] в Варшавском гетто; он организовал подпольную сеть религиозных школ, в том числе «школу Есодей ха-Тора для мальчиков, школу Байс Яаков для девочек, школу начального еврейского обучения и три института углубленного изучения иудаики». [47] Эти школы, действовавшие под видом детских садов, медицинских центров и столовых, были местом прибежища тысяч детей и подростков и сотен учителей. В 1941 году, когда немцы дали официальное разрешение местному юденрату на открытие школ, эти школы вышли из укрытия и начали получать финансовую поддержку от официальной еврейской общины. [48] В этот период бывший кинотеатр «Фемина» стал театром. [49] Еврейский симфонический оркестр выступал на нескольких площадках, в том числе на Фемине . [50]
По оценкам Исраэля Гутмана , около 20 000 заключенных (из более чем 400 000) оставались на вершине общества гетто либо потому, что они были богаты до войны, либо потому, что смогли накопить богатство во время нее (в основном за счет контрабанды). Эти семьи и отдельные лица часто посещали рестораны, клубы и кафе, что резко контрастировало с экономическим неравенством жизни в гетто. [51] Тилар Маццео оценивает эту группу примерно в 10 000 человек — «богатых промышленников, многих руководителей советов юденрата , еврейских полицейских, спекулянтов-контрабандистов, владельцев ночных клубов [и] элитных проституток», которые проводили время в более чем шестидесяти кафе и ночных клубах, «танцуя». среди трупов». [52]
Производство немецких военных товаров
несколько немецких военных спекулянтов, таких как Тёббенс и Шульц . Вскоре после того, как гетто было закрыто от внешнего мира, в столице появилось [53] Поначалу они выступали посредниками между высшим командованием и еврейскими мастерскими. К весне 1942 года в отделе стикерей Абтейлунг со штаб-квартирой на улице Новолипие, 44 уже работало 3000 рабочих, производивших обувь, кожаные изделия, свитера и носки для Вермахта. Другие подразделения также шили меха и шерстяные свитера под охраной полиции Werkschutz . [54] Около 15 000 евреев работали в гетто на Вальтера Тёббенса из Гамбурга, осужденного военного преступника. [55] в том числе на своих заводах на улицах Проста и Лешно и в других местах. Его трудовая эксплуатация евреев была источником зависти для других узников гетто, живущих в страхе перед депортацией. [54] В начале 1943 года Тёббенс добился назначения комиссаром по депортации евреев в Варшаве, чтобы обеспечить безопасность своей рабочей силы и максимизировать прибыль. [56] В мае 1943 года Тёббенс перевел свой бизнес, в том числе 10 000 еврейских рабов, в казармы концентрационного лагеря Понятова . [57] Фриц Шульц отвез свое производство вместе с 6000 евреями в близлежащий концентрационный лагерь Травники . [53] [58]
Депортации Треблинки
Примерно 100 000 узников гетто уже умерли от болезней, связанных с голодом, еще до начала массовых депортаций летом 1942 года. Ранее в том же году, во время Ванзейской конференции под Берлином, « Окончательное решение» было приведено в действие. Это был секретный план массового убийства еврейских жителей Генерал-губернаторства. Методы обмана жертв были основаны на опыте, полученном в лагере смерти Хелмно ( Кульмгоф ). [59] Евреев, помещенных в гетто , собирали улицу за улицей под видом « переселения » и вели маршем к зоне ожидания Умшлагплац . [60] Оттуда их отправили на поездах, посвященных Холокосту , в лагерь смерти Треблинка , построенный в лесу в 80 километрах (50 миль) к северо-востоку от Варшавы. [61] Операцию возглавил немецкий комиссар по переселению Герман СС штурмбаннфюрер Хёфле от имени Заммерна-Франкенегга . Узнав об этом плане, лидер юденрата Адам Черняков покончил с собой. Его заменил Марек Лихтенбаум. [7] ему было поручено проводить облавы с помощью еврейской полиции гетто. О реальном положении дел никто не был проинформирован. [62]
Уничтожение евреев с помощью отравляющих газов проводилось в Треблинке II под эгидой операции «Рейнхард» , которая также включала Белжец , Майданек и Собибор . лагеря смерти [59] Около 254 000 узников Варшавского гетто (или, по разным данным, не менее 300 000) были отправлены в Треблинку во время Grossaktion Warschau и убиты там между Тиша бе-Ав (23 июля) и Йом Кипуром (21 сентября) 1942 года. [9] Соотношение евреев, убитых на месте Орпо и Сипо во время облав, и депортированных составляло примерно 2 процента. [59]
В течение восьми недель депортация евреев из Варшавы в Треблинку продолжалась ежедневно двумя маршрутными поездами: в каждом транспорте находилось от 4000 до 7000 человек, жаждущих воды; 100 человек в скотовоз. Первые ежедневные поезда прибывали в лагерь рано утром, часто после ночного ожидания на стоянке; и второй, в середине дня. [63] Доктор Януш Корчак , знаменитый педагог, отправился в Треблинку со своими детьми из приюта в августе 1942 года. Польские друзья и поклонники предложили ему шанс сбежать, но вместо этого он решил разделить судьбу дела всей своей жизни. [64] сразу же отправлял в зону раздевания Всех вновь прибывших отряд зондеркоманды , управлявший площадкой прибытия, , а оттуда в газовые камеры. Раздетые жертвы были задушены партиями по 200 человек с использованием угарного газа. В сентябре 1942 года были построены новые газовые камеры, в которых всего за 2 часа можно было убить до 3000 человек. Гражданским лицам было запрещено приближаться к территории лагеря. [62] За последние две недели акции, завершившейся 21 сентября 1942 года, около 48 000 варшавских евреев были депортированы на смерть. В последний транспорт с 2200 жертвами из польской столицы входили еврейская полиция, участвовавшая в депортациях, и их семьи. [65] В октябре 1942 года была сформирована Еврейская боевая организация (ЖОБ), которой было поручено противодействовать дальнейшим депортациям. Ее возглавил 24-летний Мордехай Анелевич . [2] Между тем, в период с октября 1942 по март 1943 года Треблинка приняла транспорты почти 20 000 иностранных евреев из немецкого протектората Богемии и Моравии через Терезиенштадт , а также из оккупированных Болгарией Фракии , Македонии и Пирота после соглашения с союзным нацистам болгарским правительством. [66]
К концу 1942 года стало ясно, что депортации привели к их смерти. [2] Подпольная активность сопротивления гетто в группе «Ойнег Шаббат» усилилась после того, как стало известно, что транспорты для «переселения» привели к массовым убийствам. [67] Также в 1942 году польского сопротивления офицер Ян Карский доложил западным правительствам о ситуации в гетто и лагерях смерти. Многие из оставшихся евреев решили сопротивляться дальнейшим депортациям и начали контрабандой ввозить оружие, боеприпасы и припасы. [2]
Восстание в гетто и окончательное разрушение гетто
18 января 1943 года, после почти четырех месяцев отсутствия депортаций, немцы внезапно вошли в Варшавское гетто, намереваясь продолжить облавы. В течение нескольких часов около 600 евреев были расстреляны, а еще 5000 изгнаны из своих домов. Немцы не ожидали сопротивления, но действия были остановлены сотнями повстанцев, вооруженных пистолетами и бутылками с зажигательной смесью. [68] [69] [70]
Подготовка к сопротивлению велась еще с осени прошлого года. [71] Начался первый случай еврейской вооруженной борьбы в Варшаве. Подпольщики из ŻOB ( Żydowska Organizacja Bojowa : Еврейская боевая организация) и ŻZW ( Żydowski Związek Wojskowy : Еврейский военный союз) поначалу добились значительных успехов, взяв под свой контроль гетто. Затем они забаррикадировались в бункерах и построили десятки боевых постов, остановив изгнание. несколько еврейских коллаборационистов из Жагева . В дальнейшем были казнены [42] Наступление фон Заммерна-Франкегга на подполье гетто оказалось безуспешным. Он был освобожден от должности Генрихом Гиммлером 17 апреля 1943 года и предстал перед военным трибуналом.
Последний штурм начался накануне Песаха 19 апреля 1943 года, когда в гетто вошли нацистские войска численностью в несколько тысяч человек. После первоначальных неудач 2000 солдат Ваффен-СС под командованием Юргена Штропа систематически сжигали и взрывали здания гетто, блок за блоком, собирая или убивая всех, кого могли захватить. Значительное сопротивление прекратилось 28 апреля, а нацистская операция официально завершилась в середине мая, символически завершившись сносом Большой синагоги Варшавы 16 мая. Согласно официальному отчету, по меньшей мере 56 065 человек были убиты на месте или депортированы. в немецко-фашистские концентрационные лагеря и лагеря смерти (Треблинка, Понятова, Майданек и Травники). [72] [ нужен лучший источник ] На месте гетто стал Варшавский концлагерь .
Сохранение остатков Варшавского гетто
Во время восстания гетто было почти полностью разрушено; однако ряд зданий и улиц уцелел, в основном на территории «малого гетто», которое было включено в состав арийской части города в августе 1942 года и не участвовало в боевых действиях. В 2008 и 2010 годах пограничные знаки Варшавского гетто были установлены вдоль границ бывшего еврейского квартала, где с 1940 по 1943 год стояли ворота гетто, деревянные пешеходные мосты через арийские улицы и здания, важные для узников гетто. Четыре дома на улице Пружна, 7, 9, 12 и 14 являются одними из самых известных оригинальных жилых домов, в которых в 1940–41 годах проживали еврейские семьи в Варшавском гетто. Они в основном остались пустыми со времен войны. Улица является центром ежегодного Варшавского еврейского фестиваля. В 2011–2013 годах здания под номерами 7 и 9 прошли масштабную реконструкцию и превратились в офисные помещения. [73] [74]
Синагога Ножиков также пережила войну. Он использовался немецким Вермахтом как конюшня. Сегодня синагога отреставрирована и снова используется как действующая синагога. Наиболее сохранившиеся фрагменты стены гетто находятся по адресу: улица Сенная, 55, улица Злота, дом 62, улица Валиков, дом 11 (два последних — стены довоенных построек). Рядом с местом, где немецкие войска вошли в гетто 19 апреля 1943 года, установлены два памятника героям Варшавского гетто , открытые в 1946 и 1948 годах. В 1988 году был построен каменный памятник в честь Умшлагплац. [74]
Также есть небольшой мемориал по адресу ул. Мила 18 в память о месте расположения штаба социалистического подполья ОББ во время восстания в гетто. скандальная статуя коленопреклоненного и молящегося Адольфа Гитлера В декабре 2012 года во дворе гетто была установлена . Работа итальянского художника Маурицио Каттелана под названием «HIM» вызвала неоднозначную реакцию во всем мире. Многие считают это излишне оскорбительным, в то время как другие, такие как главный раввин Польши Михаэль Шудрих , считают, что это заставляет задуматься и даже «поучительно». [75]
Жители Варшавского гетто
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2020 г. ) |
Потери
- Тося Альтман - боец сопротивления гетто, сбежала из гетто во время восстания 1943 года через канализацию. Умерла после того, как ее поймало гестапо , когда загорелся целлулоидный завод, на котором она укрывалась.
- Мордехай Анелевич - лидер сопротивления гетто в ОББ (псевдоним Аниолек ). Погиб вместе со многими своими товарищами на окруженном командном пункте .
- Давид Морик Апфельбаум – лидер сопротивления гетто и командир ŻZW. Погиб в бою во время восстания в гетто. [а]
- Мария Айзенштадт - певица, известная как Соловей гетто.
- Адам Черняков – инженер и сенатор, глава Варшавского юденрата (еврейского совета). Покончил жизнь самоубийством в 1942 году.
- Павел Файндер - первый секретарь Польской рабочей партии (ППР) с 1943 по 1944 год; убит немцами на руинах Варшавы в 1944 г.
- Павел Френкель – один из лидеров ŻZW (Еврейского военного союза ).
- Мира Фюрер – боец сопротивления гетто в ЗОБ. Погибла вместе со многими своими товарищами на окруженном ими командном пункте .
- Ицхак Гиттерман – директор Американского еврейского объединенного распределительного комитета в Польше, боец сопротивления. Погиб в бою во время восстания в гетто.
- Ицхак Каценельсон – педагог, поэт, драматург и боец сопротивления. Казнен в Освенциме-Биркенау в 1944 году.
- Януш Корчак – детский писатель, педиатр, детский педагог и владелец детского дома. Казнен вместе со своими сиротами в Треблинке в августе 1942 года после отказа оставить сирот и бежать.
- Саймон Пуллман – дирижер симфонического оркестра Варшавского гетто. Казнен в Треблинке в 1942 году.
- Эмануэль Рингельблюм – историк, политик и общественный деятель, лидер летописцев гетто . Обнаружен в Варшаве и казнен вместе с семьей в 1944 году.
- Калоним Кальман Шапира – великий раввин Пясечно . Казнен в Травниках во время акции «Эрнтефест» в 1943 году.
- Гершон Сирота – кантор, известный как «Еврейский Карузо». Был убит во время восстания.
- Цецилия Слапакова - журналистка и переводчица, убита в Треблинке в 1942 году или в Травниках в 1943 году вместе с дочерью.
- Владислав Шленгель – поэт Варшавского гетто; убит во время восстания 1943 года.
- Лидия Заменгоф – бахаи - эсперантистка , дочь доктора Л.Л. Заменгофа . Казнен в Треблинке в 1942 году.
- Натали Занд – невролог и ученый-исследователь. Практиковал в гетто врачом. Предполагается, что был казнен в Павяк в сентябре 1942 года. тюрьме
- Ицхак Сукник — боец Еврейской боевой организации . Был застрелен в бою при побеге.
Выжившие
- Рохл Ауэрбах – польский еврейский писатель и публицист; член группы летописцев гетто под руководством Эмануэля Рингельблюма . Умер в 1976 году.
- Мэри Берг - 15-летняя писательница (1939 г.), родившаяся от матери-американки в Лодзи ; Интернированный Павяк обменен на немецких военнопленных в марте 1944 года. [16] Умер в 2013 году.
- Адольф Берман – лидер еврейского подполья в Варшаве; член Zegota и CENTOS – умер в 1978 году.
- Ицхак Цукерман - лидер сопротивления гетто («Антек»), основатель кибуца Лохамей ха-Гетаот в Израиле. Умер в 1981 году.
- Марек Эдельман – польский политический и общественный деятель, кардиолог. Он был последним выжившим лидером ОББ. Умер в 2009 году.
- Джек П. Эйснер – автор книги «Переживший Холокост». Мальчик, который повесил еврейский флаг на горящее здание во время восстания в Варшавском гетто. ZZW истребитель. Памятник Холокоста. Умер в 2003 году. [б]
- Рубен Фельдшу (Бен Шем) (1900–1980) – сионистский писатель и политический деятель. [78]
- Джозеф Фриденсон — редактор Dos Yiddishe Vort . Умер в 2013 году.
- Бронислав Геремек – польский социальный историк и политик. Умер в 2008 году.
- Мартин Грей – офицер советской тайной полиции , американский и французский писатель. Умер в 2016 году.
- Митек Грохер – шведский писатель и активист памяти Холокоста.
- Александр Дж. Грот – профессор политологии Калифорнийского университета в Дэвисе . Автор книг «Линкольн: авторитарный спаситель» , «Демократии против Гитлера: миф, реальность и пролог» , «Голоса Холокоста » и «Сообщники: Рузвельт, Черчилль и Холокост» .
- Людвик Хиршфельд – польский микробиолог и серолог, умер в 1954 году.
- Мортон Камиен – польско-американский экономист, умер в 2011 году.
- Зивия Любеткин - лидер сопротивления гетто, «Алия Бет» активистка , позже вышла замуж за Цукермана. Умер в 1976 году.
- Владка Мид – участник сопротивления гетто; автор. Умер в 2012 году.
- Ури Орлев – израильский автор полуавтобиографического романа « Остров на Птичьей улице» , рассказывающий о своем опыте пребывания в Варшавском гетто.
- Марсель Райх-Раницки – немецкий литературный критик. Умер в 2013 году.
- Сол Розенберг – американский сталелитейный промышленник и филантроп. Умер в 2009 году. [79]
- Симха Ротем - боец сопротивления гетто («Казик»), активист Бериха , послевоенный охотник на нацистов. Умер в 2018 году.
- Ури Шулевиц – книжный иллюстратор
- Владислав Шпильман – польский пианист, композитор и писатель, герой фильма Пианист» « Романа Полански (выжившего в Краковском гетто ) по его мемуарам . Умер в 2000 году.
- Менахем Мендель Тауб – Каливер раввин в Израиле. Умер в 2019 году.
- Давид Вдовинский – психиатр, политический лидер Иргун в Польше, лидер сопротивления ŻZW, американский мемуарист. Умер в 1970 году.
- Богдан-Давид Войдовский – писатель и автор самого известного романа о Варшавском гетто «Хлеб rzucony umarłym» (1971; «Хлеб для усопших» , 1998).
Связанные люди
- Владислав Бартошевский – активист польского сопротивления организации «Жегота» в Варшаве.
- Хенрик Иваньский - офицер польского сопротивления, отвечающий за поддержку гетто. Умер в 1978 году. [с]
- Ян Карский - курьер польского сопротивления, сообщавший союзникам о гетто. Умер в 2000 году.
- Зофия Коссак-Щуцка – польская писательница, боец сопротивления Второй мировой войны и соосновательница Жеготы . Умер в 1968 году.
- Ирена Сендлер - участница польского сопротивления, которая вывезла контрабандой 2500 еврейских детей из гетто и помогла их спрятать, героиня фильма « Мужественное сердце Ирены Сендлер» . Умер в 2008 году.
- Шмуль Зигельбойм – польско-еврейский политик- социалист . В 1943 году покончил жизнь самоубийством в Лондоне в знак протеста против безразличия союзников к гибели Варшавского гетто.
См. также
- Казни на руинах Варшавского гетто (1943–1944).
- Группа 13 — еврейская коллаборационистская тайная полиция , также известная как еврейское гестапо , возглавляемая Авраамом Ганцвайхом.
- Одило Глобочник – нацистский лидер, ответственный за ликвидацию гетто
- Людвиг Хан – начальник Полиции безопасности и Службы безопасности (KdS) Варшавы
- Мила 18 - книга Леона Юриса
- Серебряный меч - роман о семье из Варшавы во время Второй мировой войны.
- Отчет Штропа - официальный нацистский отчет о восстании в гетто, 19 апреля 1943 г. - 24 мая 1943 г.
- Хронология лагеря смерти Треблинка
- Варшава на коленях – жест канцлера Германии Вилли Брандта
Примечания
- ↑ Хотя Апфельбаум указан во многих книгах и статьях, посвященных восстанию в Варшавском гетто, как один из командиров Еврейского военного союза (см.: Аренс, Моше (январь 2008 г.). «Развитие повествования о восстании в Варшавском гетто». Дела Израиля . 14 (1): 6–28. дои : 10.1080/13537120701705924 . S2CID 144134946 . ), а в его честь была названа площадь в Варшаве, историки Дариуш Либионка и Лоуренс Вайнбаум поставили под сомнение его существование. [76]
- ^ Мемуары Эйснера «Выживший» (опубликованные в 1980 году) оспариваются как ненадежный источник информации. [77]
- ↑ Хотя ему удалось убедить ряд историков в правдивости своей истории, согласно новому исследованию польско-израильской группы историков, отряд Иванского так и не вошел в гетто. Видеть: Дариуш Либионка ; Лоуренс Вайнбаум (2011). Герои, обманщики, описатели: вокруг Еврейского военного объединения . Варшава: Ассоциация Центра исследования Холокоста. ISBN 9788393220281 . [также в] Джошуа Д. Циммерман (2015). Польское подполье и евреи, 1939–1945 . Издательство Кембриджского университета. п. 218. ИСБН 978-1107014268 .
Ссылки
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Энциклопедия Холокоста (22 февраля 2023 г.). «Варшава» . Мемориальный музей Холокоста США.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Энциклопедия Холокоста (17 апреля 2023 г.). «Восстание в Варшавском гетто» . Мемориальный музей Холокоста США.
- ^ Энгелькинг и Леоциак (2013) , с. 71.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филпотт, Колин (2016). Реликвии Рейха: здания, оставленные нацистами . Перо и меч. п. 122. ИСБН 978-1473844254 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Мегарджи, Джеффри П. , изд. (2009). «Варшава». Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945 гг . Том. 2-Б. Блумингтон, Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Университета Индианы; Совместно с Мемориальным музеем Холокоста США. стр. 456–460. ISBN 978-0-253-35328-3 .
- ^ Бэйнс, Алиша (2016). мировая война Вторая Британская энциклопедия. стр. 100-1 190–200. ISBN 978-1680483529 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гутман, Израиль (1998). Сопротивление: восстание в Варшавском гетто . Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 118–119, 200. ISBN. 0395901308 .
- ^ Шапиро, Роберт Мозес (1999). Хроники Холокоста . Издано издательством КТАВ. п. 35 . ISBN 0-88125-630-7 – через Интернет-архив, 302 страницы.
300 000 евреев убиты пулями или газом. [страница 35]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Яд Вашем . «Лагерь смерти Треблинка в Генерал-губернаторстве » (PDF) . Действия Рейнхарда . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ Доктор Марцин Уринович. «Гросс-акция – Zagłada Warszawskiego Getta» [Гросс-акция – уничтожение Варшавского гетто]. Вестник Института национальной памяти, 7/7 (2007) Стр. 105–114 (на польском языке). Институт национальной памяти (ИПН) . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 11 декабря 2016 г. - путем прямой загрузки.
Ликвидация Варшавского гетто весной 1943 года означала немедленную или временно отсроченную смерть примерно 50 000 человек. люди. Между тем, Гросс Актион, так называемая Великое действие завершилось отправкой около 250 000 человек в лагерь смерти Треблинка. люди. Таким образом, именно лето 1942 года, а не весна 1943 года, было периодом фактической ликвидации варшавской еврейской общины.
- ↑ Статистические данные собраны на основе «Глоссария 2077 еврейских городов в Польше». Архивировано 8 февраля 2016 г. в Wayback Machine Виртуальным штетльским музеем истории польских евреев (на английском языке) , а также «Getta Żydowskie». Гедеона (на польском языке) и «Список гетто» Майкла Питерса из ARC.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гавришевский, Анджей (2009). Население Варшавы в 20 веке [ Население Варшавы в 20 веке ] (PDF) . Варшава: Институт географии и пространственного развития Польской академии наук. Станислав Лещицкий . стр. 191, 193, 195, 202–203. ISBN 978-83-61590-96-5 . ISSN 1643-2312 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. - путем прямой загрузки, 425 страниц.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Мельцер, Эмануэль (1997). Выхода нет: политика польского еврейства, 1935–1939 гг . Издательство колледжа Еврейского союза. стр. 131–144. ISBN 0878204180 – через Google Книги, 235 страниц.
- ^ Питер К. Гесснер (2000). «Варшава: Жизнь и смерть в гетто во время Второй мировой войны» . Польский академический информационный центр Университета Буффало. Архивировано из оригинала 30 января 2012 года . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вардзиньска, Мария (2009). Интеллигензакция (PDF) . Варшава: Институт Национальной комиссии памяти по расследованию преступлений против польского народа. стр. 46, 51–55, 88–89. Архивировано из оригинала (PDF) 10 мая 2019 г. – путем прямой загрузки.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Берг, Мэри ; Пентлин, Сьюзен Ли (2007) [1945]. Дневник Мэри Берг: детство в Варшавском гетто . Нью-Йорк: LB Fischer Publishing / Оксфорд: Oneworld Publications (2-е изд.). стр. 2–5, 38 . ISBN 978-1851684724 . Твердый переплет.
Глава I: Осажденная Варшава: ... дороги были забиты, и постепенно мы были полностью поглощены медленным, но неуклонным потоком человечества к столице. Миля за милей было одно и то же... как десятки тысяч провинциалов входили в Варшаву в надежде найти там приют.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Белявский, Кшиштоф; Дылевски, Адам; Краус, Анна; Ласковская, Юстина. «Варшава (часть 7)» . Виртуальный штетл . ПОЛИН Музей истории польских евреев . [Также в:] «Варшавское гетто (часть 2)» . Перевод Магдалены Войчик. Виртуальный штетл. Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 15 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гжесик, Юлиан (2011). Холокост – Zagłada Żydów (1939–1945) [ Холокост – Уничтожение евреев (1939–1945) ] (PDF) . Люблин, 3-е издание, переработанное. стр. 43–44, 54. Архивировано из оригинала (PDF) 12 апреля 2013 г. - путем прямой загрузки.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ствол, Исайя (1972). Юденрат: Еврейские советы в Восточной Европе под нацистской оккупацией . Университет Небраски Пресс. стр. 191, 475, 543–544. ISBN 080329428X .
Еврейская полиция научилась бить, обеспечивать порядок и отправлять людей в трудовые лагеря, и она является одним из факторов, удерживающих людей в узде. — Эмануэль Рингельблюм [544]
- ^ Чернякув, Адам ; Фукс, Мэриан (1983). Дневник Адама Чернякова в Варшавском гетто, 6 сентября 1939 г. — 23 июля 1942 г. Под редакцией и примечаниями Мариана Фукса. Варшава 1983: Национальное научное издательство . стр. 101. ISBN 9788301030421 – через Google Книги.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бергман, Элеонора. население Варшавы . Еврейское Виртуальный штетл . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 14 декабря 2016 г.
У вас нет универсальной синагоги. Синагоги и молитвенные дома Варшавы с конца 18 века до начала 21 века.
- ^ Макдонаф, Фрэнк (2008). Холокост . Лондон: Международное высшее образование Макмиллана. п. 41. ИСБН 978-1-137-02048-2 .
- ^ Саковская, Рута (1996). Варшавское гетто 1940–1945 гг . Р. Новицкий. стр. 7. ISBN 978-83-904639-1-9 .
- ^ Левин, Итамар; Нейман, Рэйчел (2004). Стены вокруг: грабеж варшавского еврейства во время Второй мировой войны и ее последствия . Издательская группа Гринвуд. п. 29. ISBN 0275976491 .
- ^ Варшавское гетто. Местная жизнь Варшавы, Путеводитель.
- ^ Браунинг (1998) , с. 41.
- ^ Хлодная улица . Варшава: Карты Google. 2016. 52°14'13,0" с.ш. 20°59'18,0" в.д.
- ^ Кайчик, Агнешка (3 февраля 2015 г.). «Мост через улицу Хлодную» . Еврейский исторический институт .
- ^ Джон Д. Клэр (2014), Варшавское гетто, 1940–43. Темы современной всемирной истории.
- ^ Гутман, Израиль (1989). Евреи Варшавы, 1939–1943: гетто, подполье, восстание . Издательство Университета Индианы. стр. 50, 98. ISBN. 0253205115 .
- ^ Браунинг, Кристофер (2005). «Перед «окончательным решением»: нацистская политика геттоизации в Польше (1940–1941)» (PDF) . Гетто 1939–1945 гг. Новые исследования и взгляды на определение, повседневную жизнь и выживание . Презентации симпозиума, USHMM. 18 из 175 в PDF. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ Яд Вашем. «Ауэрсвальд, Хайнц» (PDF) . Ресурсный центр Шоа, Международная школа исследований Холокоста. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. - путем прямой загрузки.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) [Также в:] Браунинг, Кристофер (2005). «Гетто 1939–1945. Новые исследования и взгляды на определение, повседневную жизнь и выживание» (PDF) . До «окончательного решения» . Мемориальный музей Холокоста США . PDF-файл, прямая загрузка. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Давидович, Люси С. (1975). Война против евреев 1933–1945 гг . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. стр. 228–229. ISBN 9781453203064 .
- ^ Хилберг, Старон и Кермиш (1979) .
- ^ Петр М.А. Цывинский , изд. (2004). «Адам Черняков» . Dia-pozytyw: Люди . Перевод Кристины Манетти. Институт Адама Мицкевича . Архивировано из оригинала 22 августа 2004 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кароль Мадай – Пастырская забота о евреях-католиках в Варшавском гетто Бюллетень IPN № 98 (3) / 2009 г., стр. 23–39
- ↑ Христиане в Варшавском гетто: Эпитафия для незапамятных , Питер Флориан Дембовский, 2005 г.
- ^ Дариуш Либионка (2005). «Антисемитизм, антииудаизм и польское католическое духовенство во время Второй мировой войны, 1939–1945» . В Роберте Блобауме (ред.). Антисемитизм и его противники в современной Польше . Издательство Корнельского университета. п. 256. ИСБН 0801489695 .
- ^ Роланд, Чарльз Г. (1992). «Сцены голода и голодной смерти» . Мужество в осаде: болезни, голод и смерть в Варшавском гетто . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 99–104 . ISBN 978-0-19-506285-4 . Проверено 25 января 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лаккер, Уолтер; Баумель, Джудит Тайдор (2001). Холокоста Энциклопедия Издательство Йельского университета. стр. 100-1 260–262. ISBN 0300138113 .
- ^ «Памяти Давида Гузика» . Архив Джойнта . Проверено 10 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вдовинский, Дэвид (1963). И мы не спасаемся . Нью-Йорк: Философская библиотека, стр. 222. ISBN 0-8022-2486-5 . Примечание: Харитон и Лазарь не являются соавторами мемуаров Вдовинского. Вдовинский считается единственным автором.
- ^ Энгелькинг, Барбара (2002). Холокост и память: опыт Холокоста и его последствия: исследование, основанное на личных рассказах . Лондон: Издательство Лестерского университета при сотрудничестве с Европейским еврейским издательским обществом. стр. 110–111. ISBN 9780567342775 . OCLC 741690863 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Виник, Майрон (2014). «Еврейское медицинское сопротивление в Варшавском гетто». В Майкле А. Гродине (ред.). Еврейское медицинское сопротивление во время Холокоста . Нью-Йорк; Оксфорд: Книги Бергана. ISBN 978-1-78238-417-5 .
- ^ Виник, Майрон; Оснос, Марта (1979). Голодная болезнь: исследования еврейских врачей в Варшавском гетто . Уайли.
- ^ Фарбштейн, Эстер (2007). Скрытые в громе: взгляды на веру, галаху и лидерство во время Холокоста . Том. 1. Издательство Фельдхайм . п. 31. ISBN 9789657265055 .
Фридман стремился проинформировать мировое еврейство о первых перевозках. Он отправил телеграмму, в которой говорилось: «Г-н. Амос сдержал свое обещание с пятой трети. Это намек на Амос 5:3 : «В городе, который выйдет с тысячей, останется сто, а у того, который выйдет с сотней, останется десять для дома Израилева».
- ^ Фридман, А. Зиша (1986) [1974]. Источники Торы . Иудаика Пресс. стр. xii–xxiii. ISBN 0910818045 – через фрагмент Google Книги.
- ^ Зейдман, Гилель. «Александр Зусия Фридман», в «Источниках Торы: Антология библейских комментариев» , Vol. 1. Нисон Л. Альперт, изд. The Judaica Press, Inc., 1974, стр. xii–xxiii.
- ^ Театр как императив в Варшавском гетто: художники и зрители в FEMINA Ежи Юрандота 1940–1942
- ^ Мариан Фукс (25 ноября 2013 г.). «Полигимния в Варшавском гетто» . Еврейский исторический институт. Архивировано из оригинала 21 августа 2020 года . Проверено 4 июля 2019 г.
- ^ Гутман, Израиль (1994). Сопротивление: восстание в Варшавском гетто . Бостон: Мемориальный музей Холокоста США. стр. 87 . ISBN 0395601991 . OCLC 29548576 .
- ^ Маццео, Тилар Дж. (2016). Дети Ирены: необыкновенная история женщины, которая спасла 2500 детей из Варшавского гетто (изд. книг Первой галереи в твердом переплете). Нью-Йорк: Саймон и Шустер. стр. 66–67. ISBN 9781476778501 . OCLC 928481017 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Менсзер, Джон (2015). «Магазин Тоббенса в Варшавском гетто» . Справочная информация к историям выживших . Пережившие Холокост: Энциклопедия.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «поиск по базе данных» . Варшавское гетто (на польском языке). Еврейский центр исследования Холокоста. Архивировано из оригинала 29 октября 2018 года . Проверено 19 декабря 2016 г.
- ^ Курцман, Дэн (2009). Фабрики Тоббенса Понятова . Да Капо Пресс. п. 346. ИСБН 978-0786748266 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Пауэлл, Лоуренс Н. (2000). Проблемная память . Университет Северной Каролины Пресс. п. 114. ИСБН 0807825042 .
- ^ Никосия, Фрэнсис; Невик, Дональд (2000). Колумбийский путеводитель по Холокосту . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 232. ИСБН 0231528787 .
К польским евреям добавились около 3000 словацких и австрийских евреев (лагерная элита), заранее высланных в Польшу и размещенных отдельно от остальных.
- ^ Ленарчик, Войцех; Либионка, Дариуш (2009). «Еврейский трудовой лагерь в Травниках» (PDF/HTML) . Эрнтефест, 3–4 ноября 1943 г. - Забытый эпизод Холокоста, стр. 183–210 . Государственный музей в Майданеке: 189–191. ISBN 978-83-925187-5-4 . Переброска енотов Шульца из Варшавского гетто.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Браунинг (1998) , «Августовские депортации в Треблинку». стр. 88–96 (115–123 в PDF).
- ^ Мемориальные музеи.org (2013). «Музей борьбы и мученичества Треблинки» . Воспоминание . Уве Ноймеркер (директор). Портал европейских памятных мест.
- ^ Копувка, Эдвард (4 февраля 2010 г.). Мемориал . Музей борьбы и мученичества в Треблинке. Филиал Краеведческого музея в Седльце [Музей борьбы и мученичества в Треблинке. Отдел Краеведческого музея в Седльце. Архивировано из оригинала 19 октября 2013 г. - через Интернет-архив.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эдельман, Марек (nd). «Бои в гетто». Варшавское гетто: 45-я годовщина восстания . Издательство «Интерпресс». стр. 17–39. с помощью «Восстание в Варшавском гетто, Марек Эдельман» . Литература Холокоста .
[Также в:] Мусял, Богдан (2004). «Треблинка – лагерь смерти «Акции Рейнхард» ». «Акция Рейнхардт»: геноцид евреев в Генерал-губернаторстве 1941–1944 гг . Оснабрюк. стр. 257–281. ISBN 978-3-929-75983-9 .
[А также:] «Операция Рейнхард: Депортации Треблинки» . Проект Низкор . Архивировано из оригинала 23 сентября 2013 года . Проверено 21 декабря 2016 г. [Источник:] AZ-LG Дюссельдорф: II 931638 , с. 49 и след., и AZ-LG Dusseldorf, XI-148/69 S , стр. 111 и след. - ^ Копувка и Рытел-Андрианик (2011) , стр. 94.
- ^ Лифтон, Бетти Джин (2006). Король детей: Жизнь и смерть Януша Корчака . Грифон Святого Мартина. 1-е издание. ISBN 0-312-15560-3 . Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 24 февраля 2024 г. [Также в:] «Ассоциация «Живое наследие Януша Корчака»» . Стокгольм, Швеция: Центр учебных технологий Флориды. Архивировано из оригинала 9 марта 2015 года . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Арад, Ицхак (1987). Белжец, Собибор, Треблинка . Издательство Индианского университета, Блумингтон, Индианаполис. стр. 97–99. ISBN 9780253342935 .
- ^ Энциклопедия Холокоста (10 июня 2013 г.). «Треблинка: Хронология» . Мемориальный музей Холокоста США. Архивировано из оригинала 5 июня 2012 года.
Депортации из Терезиенштадта и оккупированных Болгарией территорий, среди прочего.
- ^ Роберт Мозес Шапиро; Исследования Тадеуша, ред. (2009). Варшавское гетто Ойнег Шабес — Архив Рингельблюма. Каталог и Путеводитель Введение Сэмюэля Д. Кассоу. Издательство Индианского университета совместно с USHMM и Еврейским историческим институтом , Варшава. ISBN 978-0-253-35327-6 – через академические публикации Мемориального музея Холокоста США .
В течение многих лет Ойнег Шаббос тайно вел хронику условий жизни и прятал свои фотографии, записи и короткометражные фильмы в импровизированных капсулах времени . В мае 1942 года немцы начали снимать пропагандистский фильм « Гетто », который так и не был закончен. Кадры показаны в документальном фильме 2010 года под названием « Неоконченный фильм », который рассказывает о создании « Гетто » и соотносит сцены из фильма с их описаниями, которые Черняков упомянул в своем дневнике.
- ^ Симан, Мэри В. (25 августа 2013 г.). «Отзыв о героях, самозванцах, описателях о Еврейском военном объединении » . Герои, барыги и рассказчики: О еврейском военном союзе в Варшавском гетто . Ученые за мир на Ближнем Востоке (SPME).
- ^ Патт, Авиноам (2014). Генри, Патрик (ред.). Сопротивление в Варшавском гетто . ЦУА Пресс. стр. 414–425. ISBN 978-0813225890 – через Google Книги.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Шенбернер, Герхард (2004). Желтая звезда: Преследование евреев в Европе, 1933–1945 гг . Фордхэм Юнив Пресс. стр. 204–205. ISBN 0823223906 – через Google Книги.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Гилберт, Мартин (1986), Холокост , страницы 522–523.
- ^ Юрген Штроп . «Варшавского гетто больше нет» . Нацистский заговор и агрессия, том 3 – документ № 1061-PS . Проект Авалон: Юридическая библиотека Лилиан Гольдман. Архивировано из оригинала 26 ноября 2010 года.
- ^ Роберт Милкарек (2016). «Рецензия на книгу» . Рафал Хвищук, улица Пружна и еврейский квартал в Варшаве, Варшава: Австрийский культурный форум, 2013 . Форум польских евреев. Архивировано из оригинала 6 августа 2019 года . Проверено 11 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б УМСВ (2016). «Исторические места, связанные с еврейским народом Варшавы» . Иудаика . ратуша Варшава (официальный сайт). Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 11 декабря 2016 г.
- ^ «Спор по поводу статуи Адольфа Гитлера в Варшавском гетто» . Хранитель . 28 декабря 2012 года . Проверено 11 августа 2016 г.
- ^ Дариуш Либионка; Лоуренс Вайнбаум (22 июня 2007 г.). «Легендарный полководец» . Гаарец .
- ^ Дариуш Либионка; Лоуренс Вайнбаум (2011). Герои, обманщики, описатели: вокруг Еврейского военного союза (на польском языке). Варшава: Ассоциация Центра исследования Холокоста. стр. 534–535. ISBN 9788393220281 .
- ^ Лоуренс Вайнбаум, «Стряхнув пыль» История забытого летописца Варшавского гетто , Обзор еврейских политических исследований, том. 22 № 3-4 (осень 2010 г.).
- ^ «Умер бизнесмен Сол Розенталь» . Новости-Звезда . Монро, Луизиана . 31 января 2009 года . Проверено 12 декабря 2019 г.
Библиография
- Браунинг, Кристофер Р. (1998) [1992]. Обычные люди: 101-й резервный полицейский батальон и окончательное решение в Польше (PDF) . Книги о пингвинах. Архивировано (PDF) из оригинала 19 октября 2013 г.
- Эдельман, Марек (1994). Бои в гетто . Лондон: Закладки. ISBN 0-906224-56-Х . Полный текст в Эдельман, Марек. «Бои в гетто» . Литература Холокоста . Пенсильванский университет . Проверено 7 января 2024 г.
- Энгелькинг, Барбара ; Леочяк, Яцек (2009). Варшавское гетто: Путеводитель по погибшему городу . Перевод Эммы Харрис. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-11234-4 .
- Энгелькинг, Барбара ; Леочяк, Яцек (2013) [2001]. Варшавское гетто. Путеводитель по несуществующему городу . Варшава: Ассоциация Центра исследования Холокоста. ISBN 978-83-63444-27-3 .
- Гутман, Израиль (1994). Сопротивление: восстание в Варшавском гетто . Бостон, Массачусетс: Хоутон Миффлин. ISBN 0-395-60199-1 .
- Хильберг, Рауль ; Старон, Станислав; Кермиш, Йозеф, ред. (1979). Варшавский дневник Адама Чернякова: Прелюдия к гибели . Нью-Йорк: Штейн и Дэй. ISBN 9780812825237 .
- Копувка, Эдвард ; Рытель-Андрианик, Павел (2011). Треблинка II – Лагерь смерти [ Монография, гл. 3: Лагерь смерти Треблинка II ] (PDF) (на польском языке). Я дам им вечное имя. Исаия 56:5]. Дрогичинское научное общество . ISBN 978-83-7257-496-1 . Со списком католиков, спасших евреев из окрестностей Треблинки, избранными свидетельствами, библиографией, алфавитными указателями, фотографиями, аннотациями на английском языке и предисловиями исследователей Холокоста. Архивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2014 года . Проверено 9 февраля 2014 г. - путем прямой загрузки, 20,2 МБ.
- Корчак, Януш (2003). Дневник гетто . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-89604-004-5 – через Google Книги.
- Потыральска, Божена; Потыральский, Марек (2000). Варшава и гетто и гетто . Варшава: Б&М Потыральский. ISBN 83-901501-2-3 .
- Рингельблюм, Эммануэль (2015). Записки из Варшавского гетто: журнал Эммануэля Рингельблюма . Издательство Pickle Partners. ISBN 978-1786257161 – через предварительный просмотр Google Книг.
- Шпильман, Владислав (2003). Пианист: необычайно правдивая история выживания одного человека в Варшаве, 1939–1945 гг . Нью-Йорк: Пикадор. ISBN 0-312-31135-4 .
- Вдовинский, Давид (1985). И мы не спасены . Нью-Йорк: Философская библиотека. ISBN 978-0-8022-2486-6 . через образец в Kindle «И мы не спасаемся» . 1963. Архивировано из оригинала 22 декабря 2016 года.
Внешние ссылки
- Статья о Варшаве в Энциклопедии Холокоста — Мемориальный музей Холокоста США
- Фотографии из Варшавского гетто – онлайн-выставка из Яд Вашем
- Варшавское гетто из проекта «Пережившие Холокост и память»: «Не забывай тебя»
- до- и послевоенные фотографии Варшавы
- Исторические места еврейской Варшавы
- Интернет-база данных Варшавского гетто. Архивировано 17 июля 2013 года на сайте Wayback Machine , размещенном Польским центром исследований Холокоста.
- Топография террора: карты Варшавского гетто , автор Харри Теуниссен
- Подробная интерактивная карта Варшавского гетто, построенная на довоенном плане города.
- Яд Вашем - О Холокосте - Варшавское гетто. Архивировано 5 марта 2016 г., в Wayback Machine.
- Стихи о Варшавском гетто из архива Рингельблюма
- Лекция об Эмануэле Рингельблюме и Варшавском гетто докторе Генри Абрамсоне
- Художники Варшавского гетто.
- Валы Варшавы 1943–44 (документальный фильм) Андре Боссуа, 2014, программа «Активная европейская память» Европейской Комиссии.
- «Варшавское гетто – ад в центре города». Сбор свидетельств о Варшавском гетто
- Рохль Ауэрбах: Литература как социальная услуга и суповая кухня Варшавского гетто
- Варшава, Польша, в JewishGen