Холокост в Албании
Холокост в Албании | |
---|---|
Часть Холокоста и Второй мировой войны | |
Расположение | Оккупированная Италией и Германией Албания |
Дата | 1941–1944 |
Цель | евреи |
Тип атаки | Геноцид |
Летальные исходы | в. 600 |
Преступники | Нацистская Германия и ее пособники |
Защитники | 75 граждан Албании признаны Яд Вашем Праведниками народов мира (2018 г.) |
Холокост в Албании состоял из преступлений, совершенных против евреев в Албании, когда Албания находилась под итальянской и немецкой оккупацией во время Второй мировой войны . На протяжении всей войны около 2000 евреев искали убежища в Албании. большинству этих еврейских беженцев Местное население хорошо относилось к , несмотря на то, что сама Албания была оккупирована сначала фашистской Италией , а затем нацистской Германией . Албанцы часто укрывали еврейских беженцев в горных деревнях и перевозили их в порты Адриатики, откуда они бежали в Италию. Другие евреи присоединились к движениям сопротивления по всей стране.
Для 500 евреев, живших в Косово , ситуация была совершенно иной: около 40 процентов не пережили войну. После капитуляции Италии в сентябре 1943 года Германия оккупировала Албанию. В 1944 году была сформирована албанская Ваффен-СС дивизия — 21-я горнострелковая дивизия Ваффен СС « Скандербег» , которая арестовала и передала немцам 281 еврея из Косово, впоследствии депортированного в концлагерь Берген-Бельзен , где многие были убиты. . В конце 1944 года немцы были изгнаны из Албании, и страна стала коммунистическим государством под руководством Энвера Ходжи . Примерно в то же время силы Оси в аннексированных албанцами регионах Косово и Западной Македонии были разгромлены югославскими партизанами , которые впоследствии вновь включили эти территории в состав Югославии .
Около 600 евреев были убиты в оккупированной Осью Албании во время Холокоста . В самой Албании немцы убили пятерых евреев из одной семьи. Это единственные коренные евреи, убитые там в ходе войны. Сама Албания вышла из войны с населением евреев в одиннадцать раз большим, чем в начале, и насчитывало около 1800 человек. Большинство из них впоследствии эмигрировали в Израиль. Несколько сотен человек оставались в Албании до падения коммунизма в начале 1990-х годов, прежде чем сделать то же самое. В академических кругах нет единого мнения относительно того, почему уровень выживаемости евреев в Албании так резко отличался от показателей в Косово. Некоторые ученые утверждают, что свою роль сыграл традиционный кодекс чести, известный как беса , важная часть культуры собственно Албании. Другие ученые предполагают, что причиной была относительная снисходительность итальянских оккупационных властей в 1941–1943 годах, неспособность Германии разыскивать евреев в самой Албании в 1943–1944 годах так тщательно, как в других странах, а также недоверие косовских албанцев. иностранцев. По состоянию на 2018 год 75 граждан Албании были признаны Яд Вашем – Праведник народов мира .
Фон
Постосманский период
По данным албанской переписи 1930 года, проживало 24 еврея в Албании . В 1937 году еврейская община, насчитывавшая тогда около 300 человек, получила официальное признание в стране от короля Зога . До войны албанские евреи преимущественно жили в южной части страны, в основном в городе Влёра , который в 16 веке был примерно на одну треть еврейским населением. [1] Еврейская община в Косово с албанским большинством , являющемся частью соседней Югославии , насчитывала около 500 человек. [2] В позднюю османскую эпоху албанская национальная идеология развивалась таким образом, что не претендовала на принадлежность ни к одной религии и была направлена на примирение между различными конфессиями в стране. [3] После обретения Албанией независимости в 1912 году правительство страны начало внедрять идеологию религиозного примирения, и это стало заметным во время правления Зога, когда было закреплено равенство «всех вероисповеданий» и поощрялось большее религиозное разнообразие. [4]
В 1930-е годы еврейская община все больше интегрировалась в албанское общество, получив официальное признание со стороны правительства 2 апреля 1937 года. [5] Зог пошел еще дальше и помог еврейской иммиграции в Албанию и интеграции вновь прибывших евреев. [6] В 1934 году Герман Бернштейн , американский посол в Албании, который сам был евреем, заметил, что евреи не подвергаются дискриминации в стране, потому что «это одна из редких стран в современной Европе, где религиозные предрассудки и ненависть не существуют». . [5] С ростом нацизма ряд немецких евреев и австрийских евреев нашли убежище в Албании, а посольство Албании в Берлине продолжало выдавать визы евреям до конца 1938 года, в то время как ни одна другая европейская страна не желала этого делать. . [7] [а] Бернштейн сыграл решающую роль в убеждении албанского правительства продолжить выдачу евреям туристических и транзитных виз. Начиная с 1933 года, усилия Бернштейна привели к тому, что многие евреи бежали из Германии и Австрии, когда нацистская партия консолидировала власть, некоторые из которых использовали Албанию в качестве транзитного пункта, откуда они могли бежать в Соединенные Штаты, Турцию или Южную Америку. [6]
Итальянская оккупация
Наименее развитая страна Европы, Албания, на протяжении 1930-х годов подвергалась итальянской экономической и политической гегемонии. 25 марта 1939 года итальянский диктатор Бенито Муссолини предъявил Зогу ультиматум, требуя принятия итальянского военного протектората над Албанией. [10] Зог отказался, и 7 апреля Италия вторглась в Албанию и свергла его. [11] правительство Вскоре после этого к власти пришло квислинговское , которое возглавил самый богатый и влиятельный землевладелец Албании Шефкет Верлачи . Также было сформировано албанское «национальное собрание», которое быстро проголосовало за экономический и политический союз с Италией, тем самым сделав страну итальянским протекторатом . [12] Под руководством генерал-вице-короля Франческо Джакомони итальянские оккупационные власти ввели в действие законы, запрещающие еврейскую иммиграцию в Албанию, и обязали депортировать всех иностранных евреев, проживающих в стране. [13]
В течение месяца после итальянской оккупации Албанская фашистская партия ( албанский : Partia Fashiste e Shqipërisë , или PFSh). была сформирована [14] Он принял законы, которые не позволяли евреям присоединяться к нему и исключали их из таких профессий, как образование. [15] Состоит из этнических албанцев и итальянцев, проживающих в Албании. [16] партия существовала как филиал Итальянской фашистской партии ( итал . Partito Nazionale Fascista , или PNF), и ее члены были обязаны принести присягу на верность Муссолини. [14] Все албанские государственные служащие были обязаны присоединиться, и она стала единственной легальной политической партией в стране. [12] По мере развития Второй мировой войны Италия разрешила оккупированной Албании аннексировать прилегающие к ней территории, населенные албанцами, чтобы сформировать Великую Албанию , протекторат Италии, включавший большую часть Косово и часть западной Македонии, которая была отделена от Югославии после Оси держав вторжения . Страна в апреле 1941 года. [2] Хотя официально албанцы в Косово находились под властью Италии, им был предоставлен контроль над регионом, и им было предложено открыть албанские школы, которые были запрещены при югославском правлении. [17] Итальянские власти также предоставили им албанское гражданство и разрешили плавать под флагом Албании . [18] Итальянцы разместили в Великой Албании сотни тысяч солдат. Только в Косово дислоцировалось около 20 000 итальянских солдат и 5 000 полицейских и пограничников. Еще 12 000 солдат и 5 000 полицейских и пограничников были размещены в аннексированных албанцами районах современной Северной Македонии . [19] Итальянские оккупационные власти предупредили, что за каждого итальянского солдата, убитого или раненого на оккупированных югославских территориях, будет расстреляно не менее десяти заложников. [20]
Холокост
1939–1943
После вторжения в Югославию еврейская община в Великой Албании выросла за счет того, что евреи из Македонии и северной Сербии , а также еврейские беженцы из Германии, Австрии и Польши приехали в контролируемое Италией, аннексированное албанцами Косово и поселились в городах Приштина , Призрен и Урошевац . [2] Прибыло около 1000 беженцев, которых немецкие источники приписывают еврейской организации, которая отвечала за контрабанду евреев в страну. Беженцы не подвергались преследованиям на том уровне, который испытывали евреи на территориях, контролируемых Германией, поскольку итальянцы считали их имеющими экономическое значение и «представителями итальянских интересов за рубежом». [21] Итальянцы арестовали около 150 еврейских беженцев и переправили их в город Берат в Албании, где им дали возможность работать. [2] Также были арестованы 192 еврея из аннексированного Италией Которского залива , которые были переведены в концентрационные лагеря на территории Албании 27/28 июля 1941 года. Впоследствии они были переведены в лагеря в Италии. [22]
Население Албании очень защищало еврейских беженцев. Многие были перевезены в албанские порты на Адриатике, откуда они могли отправиться в Италию. Другие скрылись в отдаленных горных деревнях, а некоторые присоединились к движениям сопротивления по всей стране. [23] Сотни евреев получили фальшивые документы от албанских властей и были переправлены в Албанию в безопасное место. В других случаях евреев переводили в Албанию под ложным предлогом, что они больны тифом и нуждаются в стационарном лечении. [24] Под руководством генерал-вице-короля Франческо Джакомони итальянская администрация ввела в действие законы, запрещающие еврейскую иммиграцию в Великую Албанию, и предписала депортацию всех иностранных евреев в стране. [13] Однако эти законы выполнялись вяло, о чем свидетельствует тот факт, что по ним не было депортировано ни одного еврея, и хотя выезд из страны стал более трудным, иммиграция иностранных евреев в Великую Албанию продолжалась быстрыми темпами. Когда евреев обнаруживали пересекающими границу, албанские власти обычно отпускали их, чтобы они нашли убежище среди местных семей. [25] В некоторых случаях их грабили и убивали. [23] немцы подсчитали В январе 1942 года на Ванзейской конференции , что в Албании проживает 200 евреев. [26] В том же месяце евреи были интернированы итальянцами в лагерь в Приштине. [27] Хотя они опасались, что их передадут немцам, итальянский командир лагеря пообещал, что этого никогда не произойдет. 14 марта 1942 года итальянцы заблокировали лагерь и арестовали содержавшихся там евреев. [23] Пятьдесят один был передан немцам. [24] Впоследствии они были перевезены в концентрационный лагерь Саймиште в Независимом государстве Хорватия и убиты. [23] Других вместе с сербами увезли в лагерь в Берате, где они содержались до капитуляции Италии. [27] было интернировано около 500 евреев . в лагерях Берата, Круи и Кавая Во время итальянской оккупации [28]
1943–1945
Когда Италия капитулировала перед союзниками в сентябре 1943 года, все концентрационные лагеря в Великой Албании были распущены. [23] Вскоре после этого немцы вторглись и оккупировали Великую Албанию, и большая часть итальянских солдат, дислоцированных в стране, сдалась немцам. [29] Затем немецкие оккупационные власти начали истреблять всех евреев, живущих в самой Албании и в регионах оккупированной Оси Югославии, где доминируют албанцы. [30] Еврейская община в западной Македонии, которая осталась нетронутой итальянской оккупацией, подверглась нападению, и несколько групп евреев были отправлены в лагеря смерти. Их имущество и имущество позже были экспроприированы различными учреждениями, а также отдельными лицами. [31]
Немцы организовали реорганизацию коллаборационистского правительства Великой Албании вскоре после оккупации страны. 15 сентября при поддержке Германии был создан Албанский национальный комитет. Он управлял страной до тех пор, пока 3 ноября не был создан регентский совет, признанный Германией официальным правительством страны. был назначен Джафер Дева , коллаборационист из косовских албанцев и союзник Германии Министром внутренних дел . [19] Впоследствии Дева основал коллаборационистскую Вторую Призренскую лигу в Косово. [15] Предвидя прибытие немецких войск, начиная с сентября 1943 года евреи Албании бежали из городов и прятались в сельской местности, где их укрывали сельские албанцы. Некоторые евреи симулировали обращение в христианство или ислам, сохраняя при этом еврейскую идентичность. [32] После прихода к власти новой администрации немцы потребовали от албанских властей предоставить им списки евреев, подлежащих депортации. [5] Местные власти не подчинились и даже предоставили еврейским семьям поддельные документы. [33] В начале 1944 года немецкие оккупационные власти вновь потребовали от албанских чиновников составить список всех евреев, проживающих в стране. Албании Два местных еврейских лидера впоследствии обратились за помощью к коллаборационистскому премьер-министру Фрашери Мехди . Фрашери направил их к Деве, который имел репутацию человека, защищающего евреев, а также приказавшего совершать неоправданные акты насилия против своих политических оппонентов. [34] Сообщается, что Дева сообщил еврейским делегатам, что у него уже есть список евреев, живущих в Албании. [34] Он отказался передать список немцам и отклонил их просьбы собрать всех евреев страны в одном месте. [35] Дева сообщил немцам, что не предоставит им такой список, поскольку подобные требования представляют собой «вмешательство в дела Албании». Вскоре после этого Дева сообщил лидерам еврейской общины, что он успешно отклонил просьбу Германии. В июне 1944 года немцы еще раз потребовали от албанского коллаборационистского правительства составить список евреев страны, но албанские власти снова отказались. [36]
Ситуация в Косово была совершенно иной. [37] Там Дева начал вербовать косовских албанцев в ряды Ваффен-СС . [38] горнострелковая 21-я Ваффен дивизия по прозвищу «Скандербег » была сформирована 1 мая 1944 года. [39] 14 мая, [28] дивизия совершила набег на еврейские дома в Приштине, арестовала 281 местного и иностранного еврея и передала их немцам. [40] [41] 23 июня 249 из этих евреев были доставлены в концентрационный лагерь Берген-Бельзен , где многие были убиты. [42] Во время войны около 2000 евреев искали убежища в Великой Албании. [33] Число евреев, которые успешно использовали Великую Албанию для транзита, трудно оценить из-за тайного характера спасательных сетей, но оценки колеблются от 600 до 3000. [43] Около 210 косовских евреев были убиты. [44] [б] Это означает, что уровень смертности составляет около 40 процентов. [24] Во время Холокоста на всех территориях, контролируемых албанцами, было убито около 600 евреев. [5] [46] По меньшей мере 177 из них были убиты в Берген-Бельзене. [47] Несколько большее число пережило войну. [48] Практически все коренные евреи Албании пережили Холокост, как и почти все иностранные евреи, искавшие там убежища. [35] Единственными коренными евреями, убитыми в Албании, были пять членов семьи Ардет. [49] Шестой член семьи пережил войну. [50] Вместе с Данией и Болгарией Албания была одной из единственных европейских стран, оккупированных Осью, где удалось спасти большинство евреев. [35]
Анализ
Мнения среди ученых, а также в общественном дискурсе различаются относительно того, как интерпретировать высокий уровень выживаемости евреев в собственно Албании, а также резкий контраст в показателях выживаемости в собственно Албании и Косово. Некоторые эксперты приписывают «исключительное отличие» собственно Албании бесе , традиционному кодексу чести, который был важной частью культуры албанского нагорья. Беса обязывала албанцев предоставлять убежище и безопасный проход всем , кто ищет защиты, особенно если они поклялись сделать это. Неспособность обеспечить безопасный проход приведет к потере престижа. Свидетельства выживших евреев, а также албанских спасателей показали, что многие отдельные спасатели оправдывали свои действия ссылкой на беса . [35] Традиционно албанская историография также подчеркивала роль беса , а также других албанских культурных ценностей, существовавших на рубеже веков, чтобы объяснить высокий уровень выживаемости. Гипотезу беса также поддержали многие зарубежные ученые. С тех пор оно подверглось критике как «почти народное объяснение», которое на самом деле «полностью ограничено», по словам историка Моники Стафа, которая утверждает, что «албанские народные добродетели» сами по себе не могли бы успешно противостоять власти нацистов. Почти математическое воплощение Германией своей расовой философии. [32]
Стафа утверждает, что высокий уровень выживаемости также можно объяснить более сложной комбинацией факторов. Она ссылается на неспособность немецких оккупационных властей получить подробные списки евреев, проживающих в самой Албании, на бездействие итальянских оккупационных властей, а также на индивидуальный альтруизм, особенно со стороны лиц, находящихся у власти. Стафа подчеркивает важность неоднократного отказа албанских коллаборационистских властей передать немцам список евреев страны, отмечая, что в Европе препятствование попыткам Германии получить полные списки было связано с 10-процентным увеличением числа евреев страны. Выживаемость евреев. [51] Косово отличалось от собственно Албании тем, что немцам удалось получить списки евреев, несмотря на попытки некоторых чиновников косовских албанцев предотвратить это. Фишер отмечает, что немцы согласились с отказом албанского коллаборационистского правительства передать списки, потому что они хотели сохранить видимость того, что Германия предоставляет Албании «относительную независимость». Он также объясняет этой политикой отсутствие организованных усилий Германии по выслеживанию местных евреев. [52]
Косовские албанцы, как правило, были более враждебны по отношению к иностранцам, и профессор Пауль Мойзес связывает это отношение с албанско-сербским конфликтом и преследованиями со стороны Османской империи. В результате большинство косовских албанцев приветствовали поражение и раздел Югославии и были особенно благодарны любой державе, которая предлагала им «мечту о Великой Албании» и возможности «свести счеты» с местным сербским населением. Мойзес объясняет защиту, которую евреи получили в Косово в первые годы войны, относительно мягким отношением итальянских оккупационных властей, а не усилиями местного населения. [23] В самой Албании, по мнению Мойзеса, антисемитизм не был широко распространен, поскольку там было очень мало евреев. [53] По словам Стафы, антисемитское законодательство часто не принималось итальянскими властями в самой Албании. [54] Фишер отмечает, что когда было принято антисемитское законодательство, как это было в 1940 году, оно применялось нерешительно. Он также заявляет, что евреи не чувствовали особой необходимости скрывать свою личность в итальянский период и даже публично отмечали свои традиционные праздники. [55] Вместо этого Фишер объясняет относительную толерантность албанцев по отношению к евреям «более глубокой религиозной терпимостью», которая поощрялась религиозным разнообразием самой Албании. [56]
Последствия и наследие
С октября по ноябрь 1944 года югославские партизаны при поддержке как западных союзников, так и Советского Союза , а также при поддержке сил Болгарского Отечественного фронта и двух бригад албанских партизан вернули себе территорию Косово после ухода немцев. [57] Эта территория была вновь включена в состав Югославии . [15] Не имея шансов на победу, отступающие немцы помогли албанским коллаборационистам бежать из страны по мере приближения коммунистов. Многим не удалось бежать, и при поимке они были казнены коммунистами. [58]
28 ноября 1944 года албанские партизаны под командованием Энвера Ходжи одержали победу в Албании. [59] Впоследствии Ходжа установил тоталитарное сталинское правительство, которое поставило вне закона всю религиозную деятельность в стране. [60] По оценкам, в конце Второй мировой войны в Албании проживало 1800 евреев. [40] Еврейское население Албании увеличилось в одиннадцать раз в период с 1939 по 1945 год. [37] Еврейская община Косово так и не оправилась полностью от войны. [61] Немногие евреи остались в Косово, и многие эмигрировали в Израиль в коммунистический период. [15] Точно так же большинство евреев Албании решили эмигрировать после прихода к власти коммунистов. [62]
В 1999 году, во время войны в Косово , Израиль перебросил по воздуху группу косовских албанцев в безопасное место и разместил их в кибуцах в Йом ха-Шоа (День памяти жертв Холокоста). Потомок семьи косовских албанцев, приютивших евреев во время войны, остался с потомками семьи, которую они приютили. [63] [64] Единственное общественное место в Албании, посвященное Холокосту, — это небольшая экспозиция в Национальном историческом музее Тираны . Состоящий из фотографий, текстов, карт и документов военного времени, он был открыт 29 ноября 2004 года. [65] Документальный фильм « Спасение в Албании » о выживании евреев Албании был выпущен в 2009 году. [66] В 2013 году правительство Косово установило мемориальную доску в память косовских евреев, погибших во время Холокоста. [67] По состоянию на 2018 год 75 албанцев были признаны Яд Вашем Праведником народов мира. [68]
См. также
Сноски
- ^ Городская легенда , которая, по-видимому, возникла в 21 веке, утверждает, что физик Альберт Эйнштейн использовал Албанию в качестве транзитного пункта из Центральной Европы , что он укрылся в Тиране и получил от короля Зога албанский паспорт, которым он впоследствии воспользовался. сбежать в США. [8] На выставке, посвященной Холокосту в Национальном историческом музее Тираны, есть фотография Эйнштейна, сопровождаемая подписью, подтверждающей это утверждение. [9] Позже это заявление появилось в документальном фильме «Спасение в Албании» , а также в многочисленных сообщениях в социальных сетях и нескольких основных новостных статьях. Эдит Харджи, заместитель министра иностранных дел Албании, повторила это утверждение во время конференции ОБСЕ по толерантности и борьбе с дискриминацией в мае 2013 года. По словам Барбары Вольф, директора Архива Альберта Эйнштейна в Еврейском университете в Иерусалиме , архивов не существует. доказательства, подтверждающие утверждение о том, что Эйнштейн когда-либо ступал в Албанию или получал албанский паспорт. Биограф Эйнштейна Уолтер Айзексон соглашается, заявляя, что Эйнштейн никогда не посещал Албанию и что он использовал швейцарский паспорт, чтобы отправиться в Соединенные Штаты. [8]
- ^ Полный список погибших евреев в Косово не существует. В официальном государственном отчете Югославии, опубликованном в 1964 году, зафиксировано 74 погибших во время войны. [45]
Цитаты
- ^ Шейб .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Моисей 2011 , с. 93.
- ^ Дуйжингс 2002 , стр. 61–62.
- ^ Фишер 2007 , стр. 95–101.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Зеленый 2 апреля 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фишер 2007 , стр. 95–97.
- ^ Элси 2010 , с. 218.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Красники, 7 апреля 2017 г.
- ^ Перес 2013 , с. 41.
- ^ Биделе и Джеффрис 2007 , стр. 30–31.
- ^ Фишер 1999 , стр. 21–57.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Биделе и Джеффрис 2007 , с. 31.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Перес 2013 , с. 26.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лемкин 2008 , с. 102.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Франк 2010 , с. 97.
- ^ Фишер 1999 , стр. 45–46.
- ^ Иуда 2002 , стр. 27–28.
- ^ Рамет 2006 , с. 141.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томасевич 2001 , с. 152.
- ^ Родоньо 2006 , с. 345.
- ^ Родоньо 2006 , с. 387.
- ^ Томасевич 2001 , с. 597.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Моисей 2011 , с. 94.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Элси 2010 , стр. 144–145.
- ^ Фишер 2007 , с. 98.
- ^ Арад, Гутман и Маргалиот 1999 , стр. 254.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Израильский 2013 , с. 38.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Перес 2013 , с. 27.
- ^ Викерс 1999 , с. 152.
- ^ Моисей 2009 , с. 94.
- ^ Лакер и Баумель 2001 , с. 712
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стафа 2017 , стр. 38.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кровать 27 декабря 2012 года .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стафа 2017 , стр. 39.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бергер, 18 ноября 2013 г.
- ^ Стафа 2017 , стр. 40.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Элси 2010 , с. 219.
- ^ Фишер 1999 , с. 215.
- ^ Нафцигер 1992 , с. 21.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фишер 1999 , с. 187.
- ^ Иуда 2002 , с. 29.
- ^ Перес 2013 , стр. 27–28.
- ^ Фишер 2007 , с. 97.
- ^ Коэн 1996 , с. 83.
- ^ Франк 2010 , стр. 97–98.
- ^ Бартроп 2017 , с. 16.
- ^ Перес 2013 , с. 28.
- ^ Лакер и Баумель 2001 , с. 1.
- ^ Гилберт 2000 , с. 113.
- ^ Розетт и Спектор 2013 , с. 104.
- ^ Стафа 2017 , стр. 38–40.
- ^ Фишер 2007 , с. 99.
- ^ Моисей 2011 , стр. 94–95.
- ^ Стафа 2017 , стр. 36–37.
- ^ Фишер 2007 , стр. 98–99.
- ^ Фишер 2007 , с. 101.
- ^ Томасевич 2001 , с. 156.
- ^ Фишер 1999 , с. 237.
- ^ Элси 2010 , с. 194.
- ^ Плавт 1996 , с. 180
- ^ Фрэнк 2010 , с. 99.
- ^ Эрлих 2009 , с. 945.
- ↑ Трунсон, 13 апреля 1999 г.
- ↑ Гринберг, 2 мая 1999 г.
- ^ Перес 2013 , стр. 40–41.
- ↑ Марзук, 11 мая 2009 г.
- ^ Печи, 24 мая 2013 г ..
- ↑ Лифшиз, 19 января 2018 .
Ссылки
- Академическая литература
- Арад, Ицхак; Гутман, Израиль; Маргалиот, Авраам (1999). Документы о Холокосте: избранные источники об уничтожении евреев Германии и Австрии, Польши и Советского Союза . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-5937-9 .
- Бартроп, Пол Р. (2017). "Албания". В Бартропе, Пол Р. (ред.). Холокост: энциклопедия и собрание документов . Том. Я (А–К). Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 15–16. ISBN 978-1-44084-084-5 .
- Биделе, Робер; Джеффрис, Ян (2007). Балканы: посткоммунистическая история . Лондон, Англия: Рутледж. ISBN 978-0-203-96911-3 .
- Коэн, Филип Дж . (1996). Тайная война Сербии: пропаганда и обман истории . Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-0-89096-760-7 .
- Дуйзингс, Гер (2002). «Религия и политика «албанизма» ». В Швандлер-Стивенс, Стефани; Юрген Фишер, Бернд (ред.). Албанская идентичность: миф и история . Лондон, Англия: C. Hurst & Co., стр. 60–69. ISBN 978-0-25334-189-1 .
- Эрлих, Марк Аврум (2009). Энциклопедия еврейской диаспоры: истоки, опыт и культура . Том. 1. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-85109-874-3 .
- Элси, Роберт (2010). Исторический словарь Албании . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-7380-3 .
- Фишер, Бернд Юрген (1999). Албания в войне, 1939–1945 гг . Вест-Лафайет, Индиана: Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-8506-5531-2 .
- Фишер, Бернд Дж. (2007). «Евреи Албании в период Зогистов и Второй мировой войны». В Петтифере, Джеймсе; Назарко, Наставник (ред.). Укрепление религиозной толерантности для обеспечения безопасности гражданского общества в Албании и на Южных Балканах . Амстердам, Нидерланды: IOS Press. стр. 95–101. ISBN 978-1-58603-779-6 .
- Франк, Хаим (2010). «Антисемитизм в Югославии». В Петерсене, Ганс-Кристиан; Зальцборн, Самуэль (ред.). Антисемитизм в Восточной Европе: история и современность в сравнении . Берн, Швейцария: Питер Ланг. стр. 67–112. ISBN 978-3-631-59828-3 .
- Гилберт, Мартин (2000). Никогда больше: История Холокоста . Нью-Йорк: Вселенная. ISBN 978-0-78930-409-4 .
- Гилберт, Мартин (2009). Атлас Холокоста Рутледжа (4-е изд.). Лондон, Англия: Рутледж. ISBN 978-1-1351-0851-9 .
- Израильтянин, Рафаэль (2013). Лагеря смерти Хорватии: видения и пересмотры, 1941–1945 гг . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций. ISBN 978-1-4128-4975-3 .
- Иуда, Тим (2002). Косово: война и месть . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-09725-2 .
- Лакер, Вальтер Зеев; Баумель, Джудит Тайдор (2001). Энциклопедия Холокоста . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-08432-0 .
- Лемкин, Рафаэль (2008). Правление Оси в оккупированной Европе . Кларк, Нью-Джерси: Обмен юридическими книгами. ISBN 978-1-58477-901-8 .
- Лебель, Дженни (2008). Прилив и крушение: история евреев Вардарской Македонии . Нью-Хейвен, Коннектикут: Авотайну. ISBN 978-1-88622-337-0 .
- Мойзес, Пол (2009). «Геноцидный двадцатый век на Балканах». Джейкобс, Стивен Л. (ред.). Противостояние геноциду: иудаизм, христианство, ислам . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. стр. 151–182. ISBN 978-0-7391-3590-7 .
- Мойзес, Пол (2011). Балканские геноциды: Холокост и этнические чистки в ХХ веке . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-0665-6 .
- Нафцигер, Джордж (1992). «Организационная история немецких формирований СС 1939–1945» (PDF) . Цифровая библиотека общевойсковой научной библиотеки . Проверено 7 марта 2014 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Перес, Дэниел (2013). « Наша совесть чиста»: албанские элиты и память о Холокосте в постсоциалистической Албании». В Химке, Джон-Пол; Михлик, Джоанна Беата (ред.). Вынесение на свет темного прошлого: восприятие Холокоста в посткоммунистической Европе . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. стр. 25–58. ISBN 978-0-8032-4647-8 .
- Плаут, Джошуа Эли (1996). Греческое еврейство в двадцатом веке, 1913–1983: модели выживания евреев в греческих провинциях до и после Холокоста . Крэнбери, Нью-Джерси: Associated University Presss. ISBN 978-0-8386-3911-5 .
- Симеунович, Драган; Дольник, Адам (2013). «Угрозы безопасности насильственного исламистского экстремизма». В Кроссе, Шэрил; Кентера, Саво; Нация, Р. Крейг; Вукадинович, Радован (ред.). Формирование сообщества безопасности Юго-Восточной Европы в XXI веке: доверие, партнерство, интеграция . Бейзингсток, Англия: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-137-01020-9 .
- Стафа, Моника (июнь 2017 г.). «Отношение коллаборационистских правительств к защите евреев во время войны» . Журнал Англистикум . 6 (6). Тирана, Албания: Управление аудиовизуальных средств массовой информации: 35–40. ISSN 0742-3330 .
- Рамет, Сабрина П. (2006). Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918–2005 гг . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34656-8 .
- Родоньо, Давиде (2006). Европейская империя фашизма: итальянская оккупация во время Второй мировой войны . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-84515-1 .
- Розетт, Роберт; Спектор, Шмуэль (2013). Энциклопедия Холокоста . Абингдон-на-Темзе, Англия: Рутледж. ISBN 978-1-13596-950-9 .
- Томасевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945: оккупация и сотрудничество . Сан-Франциско, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-3615-2 .
- Викерс, Миранда (1999). Албанцы: современная история . Лондон, Англия: IB Tauris. ISBN 978-1-86064-541-9 .
- Йоманс, Рори (2006). "Албания". В Бламире, Киприан; Джексон, Пол (ред.). Мировой фашизм: Историческая энциклопедия . Том. 1. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 31–32. ISBN 978-1-57607-940-9 .
- Новостные репортажи
- Бергер, Джозеф (18 ноября 2013 г.). «Проливая свет на малоизвестную историю спасения евреев от нацистов в Албании» . Нью-Йорк Таймс .
- Кама, Аида (27 декабря 2012 г.). «Албанцы спасли евреев от депортации во Второй мировой войне» . Немецкая волна .
- Грин, Дэвид Б. (2 апреля 2013 г.). «Евреи-албанцы укрепляются» . Гаарец .
- Гринберг, Джоэл (2 мая 1999 г.). «Израиль-должник приютил семью косовских албанцев» . Нью-Йорк Таймс .
- Красники, Микра (7 апреля 2017 г.). «Стремление подделать историю» . Приштина Инсайт .
- Лифшиз, Кнаан (19 января 2018 г.). «Что заставило албанцев-мусульман рисковать своей жизнью, спасая евреев от Холокоста?» . Таймс Израиля .
- Марзук, Лоуренс (11 мая 2009 г.). «Спасение в Албании: как тысячи евреев были спасены от Холокоста» . Балканский взгляд .
- Печи, Эдона (24 мая 2013 г.). «Косово устанавливает мемориальную доску жертвам Холокоста» . Балканский взгляд .
- Траунсон, Ребекка (13 апреля 1999 г.). «Израильтяне приветствуют группу беженцев, помня Холокост» . Лос-Анджелес Таймс .
- Интернет
- Шейб, Ариэль. «Виртуальный тур по еврейской истории Албании» . jewishvirtuallibrary.org . Американо-израильское кооперативное предприятие.
Внешние ссылки
- Албания, еврейская виртуальная библиотека
- Евреи в Албании , Яд Вашем сайт
- Спасение евреев в Албании глазами Яд Вашем Файлы Праведников народов мира , сайт Яд Вашем.