Швеция и Холокост
Швеция была нейтральным государством во время Второй мировой войны и не принимала непосредственного участия в Холокосте в оккупированной Германией Европе . Тем не менее, шведское правительство поддерживало важные экономические связи с нацистской Германией , и в стране было широко известно о ее политике преследования, а с 1942 года - массового уничтожения евреев .
До войны антисемитизм не стал основной политической проблемой, и шведы широко критиковали жестокость нацистской политики. Несмотря на это, страна продолжала ужесточать иммиграционное законодательство и приняла несколько еврейских беженцев от преследований нацистов. В рамках официальной политики нейтралитета Швеция поддерживала связи с нацистской Германией на протяжении всей Второй мировой войны. Шведские дипломаты знали об уничтожении евреев еще в январе 1942 года, но не предприняли никаких действий. В последующие месяцы новости об истреблении подробно сообщили шведские газеты.
Отношение шведских официальных лиц к этому вопросу начало меняться после ареста и депортации евреев в оккупированной немцами Норвегии . В последние годы войны она оказывала официальную поддержку попыткам спасения евреев в оккупированных немцами Дании и Венгрии , что способствовало укреплению самооценки Швеции как «гуманитарной сверхдержавы» в послевоенной Европе.
Фон
[ редактировать ]Евреи и антисемитизм в Швеции
[ редактировать ]Еврейское население Швеции было небольшим, но быстро росло после Первой мировой войны в результате еврейской эмиграции из Восточной Европы. В стране действовал ряд небольших антисемитских политических групп и партий, в том числе возникшая в 1933 году Национал-социалистическая рабочая партия ( Nationalsocialistiska Arbetarepartiet ). Джон Гилмор пишет: «По своим антисемитским характеристикам Швеция в 1930-е годы шла в ногу с большинство других основных демократических европейских обществ». [ 1 ] Хотя дискриминация и насилие в отношении евреев после захвата власти нацистской партией в Германии в 1933 году были широко известны в Швеции, он заявил, что отношение Швеции к евреям связано с собственными традициями и социальной историей Швеции:
Как общество оно оставалось расслоенным по классам, скованным уважением, строгим с формальностью и ксенофобским, особенно по отношению к евреям. Хотя в своем антисемитизме Швеция твердо придерживалась основных европейских традиций , шведы в значительной степени отвергали экстремистскую политику и жестокость нацистов. Тем не менее, сочетание интереса к расовой категоризации и узкого национализма в сочетании с традицией национальной заботы о себе означало, что большинство не смогло оценить безотлагательность довоенного тяжелого положения еврейских беженцев. Многим шведам оставалось всего одно поколение до крайней нищеты, болезней и недоедания, как в городах, так и в сельской местности. Неудивительно, что их первой заботой было собственное экономическое благополучие. [ 2 ]
Швеция впервые ввела контроль над иммиграцией в 1927 году, а затем ужесточила его еще больше в 1938 году. Это было мотивировано «страхом перед большими, неконтролируемыми потоками беженцев», особенно восточноевропейцев и евреев. [ 3 ] Около 3000 еврейских беженцев из Германии прибыли в Швецию в 1939 году. Студенты Уппсальского университета в том же году протестовали против приема небольшого числа врачей-евреев-беженцев. [ 4 ] Однако официальный отказ принять большее число беженцев подвергся критике со стороны меньшинства шведов, в частности, газеты Göteborgs Handels- och Sjöfartstidning и гуманитарного активиста Натанаэля Бескова . [ 5 ]
Нейтралитет и Вторая мировая война
[ редактировать ]Швеция была нейтральным государством с 1814 года и управлялась коалицией всех основных партий. После начала Второй мировой войны в 1939 году страна попыталась развивать экономические отношения как с нацистской Германией, так и с Соединенным Королевством , с особой целью обеспечить собственные запасы продовольствия. Немецкие войска вторглись и оккупировали Норвегию и Данию в апреле 1940 года, в то время как Финляндия вступила в союз фактический с нацистской Германией с 1941 года. Во время войны Швеция экспортировала железную руду , используемую в немецкой военной промышленности, и поддерживала торговую политику , которая в первую очередь благоприятствовала нацистской Германии и Оккупированная немцами Европа. [ 6 ] Омарк отмечает, что «Германия, очевидно, получила от Швеции то, что ей больше всего было нужно» и никогда всерьез не рассматривала возможность вторжения. [ 7 ] Вызывает споры тот факт, что шведское правительство также разрешило немецким солдатам, находящимся в отпуске , путешествовать через свою территорию из оккупированной немцами Норвегии, прежде чем эта практика была окончательно прекращена в августе 1943 года. [ 8 ] Лишь в ноябре 1944 года Швеция под значительным давлением союзников прекратила торговлю с нацистской Германией. [ 9 ]
Омарк пишет, что «нейтралитет был не только официальной политикой правительства во время войны, но и рекомендуемой позицией для шведских граждан. Швед должен сесть в лодку и не участвовать в публичных демонстрациях за или против каких-либо государств, находящихся в состоянии войны». [ 10 ] Чтобы сохранить свой нейтралитет, национальные газеты подверглись цензуре, и правительство «действительно пыталось скрыть информацию о жестокости нацистской Германии в целом, а также о преследовании евреев и Холокосте». [ 11 ] Тем не менее, существовала некоторая симпатия к военным целям нацистов и антикоммунизму, а также к нацистским расовым теориям , которые пересекались с нордизмом . Несколько сотен шведских граждан вызвались служить в Ваффен-СС , а некоторые, как сообщается, служили охранниками в лагере смерти Треблинка . [ 12 ]
Холокост
[ редактировать ]Вторжение Германии в Советский Союз в июне 1941 года ознаменовало усиление нацистских преследований евреев. Вскоре начались массовые убийства на оккупированных территориях Советского Союза. Решение начать облавы и депортацию евреев из других частей оккупированной немцами Европы для уничтожения было принято к январю 1942 года. В Швеции Министерство иностранных дел получило новости о политике уничтожения. В ходе случайной беседы в поезде шведскому дипломату Йорану фон Оттеру рассказали об уничтожении евреев в лагере смерти Белжец офицером СС в августе 1942 года. Он сообщил эту информацию министерству в надежде, что оно публично осудит зверства. , хотя никаких действий предпринято не было. [ 13 ] Несмотря на это, Пол А. Левин пишет, что «шведские официальные лица и, по сути, большая часть читателей газет имели столько же или больше информации о многих деталях «окончательного решения», чем их коллеги в других нейтральных или союзных странах». [ 9 ]
Хотя шведские газеты писали о нацистских концентрационных лагерях с 1933 года, их освещение эскалации преследований евреев было неравномерным. В частности, провинциальные консервативные газеты мало публиковали эту тему до освобождения лагерей союзниками в 1945 году. Несмотря на это, шведская пресса начала публиковать подробные отчеты об уничтожении евреев в оккупированной немцами Европе еще осенью . 1942 года, а еврейские газеты, такие как «Юдиск Крёника» и «Юдиск Тидскриф», регулярно публиковали репортажи на эту тему. [ 14 ]
В октябре 1942 года власти оккупированной немцами Норвегии начали серию операций по задержанию небольшого еврейского населения страны , насчитывавшего около 2000 человек. Об этом сообщили шведские СМИ. [ 15 ] но Министерство иностранных дел «довольно медленно осознало, что происходит». [ 3 ] Большинство норвежских евреев было задержано в ходе первых операций, но норвежскому сопротивлению удалось переправить некоторых еврейских беженцев через границу в Швецию на так называемом транспорте Карла Фредриксена . Считается, что таким образом удалось спасти до 1100 человек. [ 3 ]
Хотя в последние годы войны Швеция все больше осознавала Холокост и участвовала в официально санкционированных попытках спасения, Пол А. Левин отмечает, что «правительство и народ Швеции ответили удручающим отсутствием щедрости по отношению к тем немногим евреям, которые нуждались в помощи и оказались в ситуации, когда помощь Швеции - как в 1930-х, так и в начале 1940-х годов - могла бы изменить ситуацию». [ 9 ] Однако он отметил, что «некоторые шведские чиновники, в отличие от своих коллег в других либеральных демократиях, все чаще предпочитают участвовать в прямых усилиях по спасению евреев. Там, где раньше они были безразличны к тяжелому положению некоторых немногих евреев, они пришли к пониманию что их предыдущий ответ был неадекватным. Важно отметить, что эти в основном чиновники среднего звена пользовались поддержкой своего политического начальства». [ 16 ]
Всего 10 шведов были признаны Праведниками народов мира израильским институтом Яд Вашем .
Спасательные работы при поддержке государства
[ редактировать ]Дания, сентябрь – ноябрь 1943 г.
[ редактировать ]Дания подверглась вторжению Германии в апреле 1940 года, но впоследствии смогла сохранить более высокую степень внутренней автономии, чем многие другие части оккупированной немцами Европы, до политического кризиса в августе 1943 года. население было передано датскому сопротивлению в сентябре 1943 года. Получив одобрение шведского правительства, оно успешно эвакуировало 8000 датских евреев в Швецию в октябре и ноябре 1943 года. [ 17 ]
Венгрия, июль – декабрь 1944 г.
[ редактировать ]Венгрия была одним из первых союзников нацистской Германии, но, как независимое государство, сохраняла значительную степень автономии в своих внутренних делах, включая обращение со своим значительным еврейским населением. Однако в марте 1944 года он был захвачен немецкими войсками, когда стало известно, что венгерский режим пытался начать секретные переговоры с союзниками, и немцы быстро реализовали планы по уничтожению своих евреев . По запросу недавно созданного Совета по делам военных беженцев (WRB) правительство Соединенных Штатов в мае 1944 года обратилось к нейтральным державам с просьбой расширить свои дипломатические представительства в Венгрии в надежде, что большое количество иностранных наблюдателей сможет поддержать новый режим. умерить свою политику перед наступлением советских войск на Восточном фронте . [ 18 ] не был профессиональным дипломатом, он Хотя Рауль Валленберг был выбран для миссии в Будапешт в июне 1944 года. Она финансировалась и координировалась WRB, а не шведским правительством.
Валленберг прибыл в июле 1944 года. Ему было разрешено выдавать евреям различные формы защитных пропусков, что дипломатическая миссия уже делала в небольших масштабах по собственной инициативе. [ 19 ] В конечном итоге он выдал несколько сотен виз и 10 000 защитных пропусков с помощью шведского поверенного в делах в Будапеште Пера Ангера . [ 17 ] Аналогичные инициативы одновременно были предприняты отдельными швейцарскими и испанскими дипломатами в Будапеште. После окружения города советские войска в декабре 1944 года захватили Будапешт, а Валленберг был задержан и исчез. Принято считать, что он умер или был казнен в советском плену, возможно, в 1947 году. [ 20 ] Первоначально считалось, что действия Валленберга спасли около 100 000 евреев; по более поздним оценкам, это число составляет от 7 000 до 9 000 человек. [ 21 ]
Белые автобусы
[ редактировать ]Многие считали неизбежным, что союзники выиграют войну к началу 1945 года. Фольке Бернадот , граф Висборгский , использовал свое положение дипломата и вице-президента Шведского Красного Креста для переговоров с немцами о соглашении, согласно которому концентрационные лагеря заключенных в районах, все еще находящихся под контролем нацистов, собирали и отправляли в Швецию. Инициатива исходила от норвежского дипломата Нильса Кристиана Дитлеффа и изначально была направлена на спасение исключительно заключенных датского и норвежского происхождения. 15 000 мирных жителей, преимущественно норвежских и датских политических заключенных, были эвакуированы Шведским Красным Крестом до мая 1945 года. Однако несколько сотен датских евреев, интернированных в Терезиенштадтском гетто . среди эвакуированных было [ нужна ссылка ]
Послевоенные представления
[ редактировать ]В послевоенные годы шведское правительство уделяло особое внимание своим гуманитарным действиям по спасению евреев как средству отклонения критики своих экономических и политических отношений с нацистской Германией. Историк Ингрид Ломфорс утверждает, что это «посеяло семя образа Швеции как «гуманитарной сверхдержавы»» в послевоенной Европе и ее заметное участие в Организации Объединенных Наций . [ 13 ] Описывая политику нейтралитета и гуманитарную помощь во время войны, Левин утверждал, что в послевоенные годы:
Шведских студентов учили, что вместо того, чтобы помогать «одной стороне» или другой в достижении их грязных националистических целей (а на самом деле подавляющее большинство шведов желало победы союзников), их лидеры «боролись» за мир – более высокий, более благородный. идеалы, чем те, которые мотивируют воюющие стороны. В результате В этой интерпретации шведская память о войне пронизана порой довольно самодовольным чувством морального превосходства, но, что особенно важно, омрачено сохраняющимся чувством вины за то, что он не участвовал в борьбе с нацизмом. [ 22 ]
Исследования Холокоста оставались маргинальными в научных кругах Швеции. В 1999 году сообщалось, что на тему Швеции и Холокоста было опубликовано только два исследования. [ 22 ] Утверждалось, что это отражало широко распространенную идеологию фолькхеммета , связанную со шведской социал-демократией, которая рассматривала прошлое только как источник моральных указаний для перспективного национального проекта, основанного на социальных улучшениях. [ 23 ] Левин, американский историк, преподававший большую часть своей карьеры в Уппсальском университете , является автором ряда влиятельных исследований по этой теме и сыграл важную роль в появлении образования о Холокосте в Швеции. [ нужна ссылка ]
С 1990-х годов вопрос о похвале или порицании реакции страны на Холокост стал спорным политическим предметом в Швеции. [ 24 ] Существенная общественная дискуссия о степени осведомленности Швеции о Холокосте произошла после публикации романа « Не желая видеть » ( Att inte vilja se , 2014) автора Яна Гийу , в котором утверждалось, что лишь немногие шведы знали о Холокосте. Холокост до того, как шведская пресса опубликовала отчеты об освобождении союзниками нацистских концентрационных лагерей в 1945 году. [ 4 ]
Йоран Перссон , бывший премьер-министр Швеции, основал Международный альянс памяти Холокоста в 1998 году. В 2018 году шведское правительство объявило о своем намерении построить музей Холокоста, призванный «сосредоточиться на выживших шведах и собирать предметы, интервью и документы об их опыте». . Он также объявил о своем намерении создать «центр», посвященный Валленбергу. [ 25 ] Несмотря на задержку, было решено, что Шведский музей Холокоста будет расположен в Стокгольме, а не в Мальмё , где в последнее время сообщалось о большом количестве антисемитских инцидентов. Его планируют открыть в 2022 году. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гилмор 2010 , с. 18.
- ^ Гилмор 2010 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с Омарк 2015 , с. 310.
- ^ Jump up to: а б Зандер 2015 , с. 285.
- ^ Гилмор 2010 , стр. 18–19.
- ^ « Обзор «обналичивания денег»: трофеи «нейтралитета» » . Уолл Стрит Джорнал .
- ^ Омарк 2015 , с. 300.
- ^ Åmark 2015 , стр. 300–1.
- ^ Jump up to: а б с Левин 2005 , с. 81.
- ^ Омарк 2015 , с. 312.
- ^ Омарк 2015 , с. 301.
- ^ Виклунд, Матс (17 сентября 2011 г.). «Мрачная правда о том, как нейтральная Швеция скрывала свое сотрудничество с нацистами» . Независимый. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 г. Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Ледель, Йоханнес (9 ноября 2020 г.). «Швеция борется с «угрызениями совести» из-за проигнорированной информации о Холокосте» . Времена Израиля . Проверено 27 февраля 2021 г.
- ^ Зандер 2015 , с. 287.
- ^ Гилмор 2010 , с. 192.
- ^ Левин 2005 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б Омарк 2015 , с. 311.
- ^ Мац 2012 , стр. 110–114.
- ^ Мац 2012 , стр. 138.
- ^ Адерет, Офер (7 августа 2016 г.). «Окончательно ли раскрыта тайна смерти Рауля Валленберга?» . Гаарец . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Брахам 2004 , с. 183-4.
- ^ Jump up to: а б Левин 2005 , с. 84.
- ^ Левин 2005 , с. 86.
- ^ Зандер 2015 , с. 290.
- ^ «Швеция открывает музей для скандинавских людей, переживших Холокост» . «Джерузалем Пост» . Еврейское телеграфное агентство . 8 сентября 2018 года . Проверено 27 февраля 2021 г.
- ^ Долстен, Жозефин (30 сентября 2020 г.). «Швеция выделяет 1,1 миллиона долларов на начало работы над своим первым музеем Холокоста» . Времена Израиля . Проверено 6 марта 2021 г.
Цитаты
[ редактировать ]- Омарк, Клас (2015). «Шведский антинацизм и сопротивление нацистской Германии во время Второй мировой войны». Современная церковная история . 28 (2): 300–312. JSTOR 24713121 .
- Брэм, Рэндольф Л. (2004). «Спасательные операции в Венгрии: мифы и реальность». Восточноевропейский ежеквартальный журнал . 34 (2): 173–203.
- Гилмор, Джон (2010). Швеция, свастика и Сталин: шведский опыт во Второй мировой войне . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748627462 .
- Левин, Пол А. (2005). «Куда идут исследования Холокоста в Швеции? Некоторые мысли об истории Леванде и других шведских вопросах». Исследования Холокоста . 11 (1): 75–98. дои : 10.1080/17504902.2005.11087141 .
- Мац, Йохан (2012). «Швеция, США и миссия Рауля Валленберга в Венгрию в 1944 году». Журнал исследований холодной войны . 14 (3): 97–148. JSTOR 26924084 .
- Зандер, Ульф (2015). «В эпицентре бури: Швеция и Холокост» . Revue d'Histoire de la Shoah (203): 277–290. дои : 10.3917/rhsho.203.0277 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хойман, Йоханнес; Рудберг, Понтус, ред. (2021). Память о раннем Холокосте в Швеции: архивы, свидетельства и размышления . Чам: Пэлгрейв-Макмиллан. ISBN 9783030555313 .
- Квист, Карин (2002). «Исследование антисемитских настроений в шведском Utlänningsbyrån военного времени ». В Чесарани, Дэвид; Левин, Пол А. (ред.). Свидетели Холокоста: переоценка . Лондон: Фрэнк Касс. стр. 199–211. ISBN 978-0714682433 .
- Левин, Пол А. (1996). От безразличия к активизму: шведская дипломатия и Холокост, 1938-1944 гг . Уппсала: Acta Universitatis Upsaliensis. ISBN 978-9155437992 .
- Нордлунд, Свен (2002). « Война окончена, теперь вы можете идти домой!» Еврейские беженцы и шведский рынок труда в тени Холокоста». В Чесарани, Дэвид; Левин, Пол А. (ред.). Свидетели Холокоста: переоценка . Лондон: Фрэнк Касс. стр. 171–198. ISBN 978-0714682433 .
- Рудберг, Понт (2019). Шведские евреи и Холокост . Лондон: Рутледж. ISBN 9780367348748 .
- Уоллерман, Анна (2018). «Один день из жизни: арианизация перед Верховным судом Швеции 1941–42». Обзор права и истории . 36 (3): 593–617. дои : 10.1017/S0738248018000184 .