Поезд Кастнер
Ключевые люди | Рудольф Кастнер (1906–1957) Будапештский комитет помощи и спасения Адольф Эйхман (1906–1962) Курт Бехер (1909–1995) |
---|---|
Расположение | Будапешт , Венгрия |
Отправление | Пятница, 30 июня 1944 г. по центральноевропейскому времени . [1] | , ок. 23:00
Диверсия | Концентрационный лагерь Берген-Бельзен недалеко от Ганновера, 9 июля, на борту 1684 пассажира. |
Прибытие | В августе и декабре 1944 года в Швейцарию прибыло 1670 пассажиров. |
Поезд Кастнер – это название, которое обычно дается спасательной операции, которая спасла жизни более 1600 евреев из Венгрии во время Второй мировой войны . [2] Он состоял из 35 вагонов для скота, которые покинули Будапешт 30 июня 1944 года, во время немецкой оккупации Венгрии, и в конечном итоге благополучно прибыли в Швейцарию после того, как нацистам был уплачен большой выкуп. [1] Поезд был назван в честь Рудольфа Кастнера , венгерско-еврейского юриста и журналиста, который был одним из основателей Будапештского комитета помощи и спасения , группы, которая контрабандой вывозила евреев из оккупированной Европы во время Холокоста . Кастнер вел переговоры с Адольфом Эйхманом , немецким офицером СС, ответственным за депортацию венгерских евреев в Освенцим в оккупированной немцами Польше, о том, чтобы позволить более 1600 евреям бежать в обмен на золото, алмазы и деньги. [3] Сделка вызвала споры и стала предметом многочисленных дискуссий и критики: некоторые обвиняли Кастнера в сотрудничестве с нацистами, в то время как другие утверждают, что он сделал трудный выбор, чтобы спасти жизни.
Поезд был организован во время депортации в Освенцим в мае – июле 1944 года 437 000 венгерских евреев, три четверти из которых были убиты в газовых камерах. [4] Его пассажиры были выбраны из самых разных социальных слоев, среди них было около 273 детей, многие из которых остались сиротами. [5] 150 самых богатых пассажиров заплатили по 1500 долларов (что эквивалентно 26 000 долларов в 2023 году) каждый, чтобы прикрыть свой побег и побег других. [6] После нескольких недель путешествия, включая переправу в концентрационный лагерь Берген-Бельзен в Германии, 1670 выживших пассажиров достигли Швейцарии в августе и декабре 1944 года.
Кастнер эмигрировал в Подмандатную Палестину в 1947 году. Он был представителем министра торговли и промышленности, когда его переговоры с Эйхманом стали предметом споров. В апреле или мае 1944 года Кастнеру сообщили о массовом убийстве, произошедшем в Освенциме. После войны распространились обвинения в том, что он не сделал ничего, чтобы предупредить широкую общественность, а вместо этого сосредоточился на попытках спасти меньшее число людей. Включение в поезд его семьи, а также 388 человек из гетто в его родном городе Коложвар укрепило мнение его критиков о том, что его действия были корыстными. [7]
Кульминацией обвинений стало то, что Кастнер был обвинен в информационном бюллетене в пособничестве нацистам. Правительство подало в суд за клевету от его имени, а адвокат обвиняемого превратил процесс в обвинение руководству Мапай (Лейбористской партии) и его предполагаемой неспособности помочь европейским евреям. Судья вынес решение против правительства, постановив, что Кастнер «продал свою душу дьяволу», ведя переговоры с Эйхманом и выбрав некоторых евреев для спасения, не предупредив при этом других. [8] Кастнер был убит в Тель-Авиве в марте 1957 года. [9] Девять месяцев спустя Верховный суд Израиля отменил большую часть решений суда низшей инстанции, заявив в решении 4–1, что судья «серьезно допустил ошибку». [10]
Организатор [ править ]
Рудольф Кастнер (1906–1957), также известный как Исраэль Резсо Кастнер, родился в Клуже , Австро-Венгрия . [11] Кастнер учился на юридическом факультете, затем работал журналистом в газете «Уй Келет» в качестве спортивного репортера и политического обозревателя. [12] Он также стал помощником доктора Йожефа Фишера , члена румынского парламента и ведущего члена Национальной еврейской партии, а в 1934 году женился на дочери Фишера Эржебет. [13]
Кастнер приобрел репутацию политического посредника и присоединился к партии Ихуд, позже известной как Мапай , левой сионистской партии. [12] Он также помог создать Комитет помощи и спасения вместе с Джоэлом и Ханси Брандом , Самуэлем Спрингманном, Отто Комоли , будапештским инженером, Эрно Силадьи из Хашомер Хацаир и некоторыми другими. [14]
По словам Джоэла Брэнда, группа помогла 22 000–25 000 евреев в оккупированной нацистами Европе достичь относительной безопасности в Венгрии в период с 1941 по март 1944 года, до немецкого вторжения в эту страну 19 марта того же года. [15]
Пассажиры [ править ]
Пассажиров выбирала комиссия, в которую входили Кастнер, Отто Комоли и Ханси Бранд из Комитета помощи и спасения, а также Жигмонд Леб, бывший президент православной общины в Клуже. [6] Израильский ученый-правовед Ашер Маоз пишет, что Кастнер заявил Сионистскому конгрессу после войны в отчете, который он написал о действиях Комитета помощи и спасения, что он рассматривает поезд как «Ноев ковчег», потому что в нем было поперечное сечение еврейской общины, и в частности людей, работавших на государственной службе. [4]
По словам Йено Кёльба, пассажира, который вел дневник, всего было 972 пассажира женского пола и 712 мужчин; самому старшему было 82 года, самому младшему было всего несколько дней. [16] Ладислав Лёб , другой пассажир (см. справа), пишет, что точное количество пассажиров, находившихся на борту, когда поезд покинул Будапешт, остается неопределенным, поскольку на ранних этапах пути несколько пассажиров высадились, опасаясь, что поезд окажется в Освенциме, а другие заняли свои места. Несколько женщин в последнюю минуту бросили на борт своих маленьких детей. [17] Что известно, так это то, что, когда поезд (неожиданно) прибыл в концентрационный лагерь Берген-Бельзен недалеко от Ганновера 9 июля, было зарегистрировано 1684 пассажира. [18]
По словам Лёба, среди пассажиров были 199 сионистов из Трансильвании и 230 из Будапешта, а также 126 ортодоксальных и ультраортодоксальных евреев, среди них 40 раввинов; одним из раввинов был Джоэл Тейтельбаум , сатмарский ребе. Были ученые, художники, домохозяйки, крестьяне, фермеры, промышленники, банкиры, журналисты, учителя и медсестры. [5] писатель Бела Жолт На борту находились , психиатр Леопольд Сонди , оперный певец Дежё Эрнстер , художник Иштван Ирсай и Питер Мунк , который стал бизнесменом в Канаде. [19] Также присутствовало 388 человек из родного города Кастнера, Клужа, включая членов семьи. [20] Его матери, Хелен Кастнер, было предоставлено место, как и его брату Эрно, его беременной жене Богьо (она родила дочь Жужи в Швейцарии в декабре 1944 года), а также ее отцу Йожефу Фишеру и другим родственникам Богьо. На борту находились Эрне Силадьи из Комитета помощи и спасения, а также мать, сестра и племянница Джоэла Бранда Маргит, а также дочери Отто Комоли и Саму Штерна , ведущие члены Центрального еврейского совета (Юденрата). [21]
Портер пишет, что каждому пассажиру разрешили взять с собой две смены одежды, шесть комплектов нижнего белья и еду на 10 дней. [21] были выплачены три чемодана с наличными, драгоценностями, золотом и акциями на сумму около 1000 долларов на человека (что эквивалентно 17 000 долларов в 2023 году). Офицеру СС Курту Бехеру в качестве выкупа [18]
Путешествие [ править ]
Линц, Австрия [ править ]
Часть серии статей о Холокост |
Кровь за товар |
---|
По словам Бауэра, поезд был остановлен на венгерско-австрийской границе, откуда он мог направиться на запад или на восток, в Освенцим. Пассажиры начали паниковать; он утверждает, что Джоэл Тейтельбаум и его партия разослали сообщения с просьбой спасти их, и только их.
Гершель Фридман в своей книге «Mei'Afeiloo Loir Goodel» ( иврит : מאפילה לאור גדול ) о Тейтельбауме приводит документацию о том, что Тейтельбаум пытался вместе с Химом Ротом спасти весь поезд. Эйхман решил по причинам, которые остаются неясными, направить поезд в концентрационный лагерь Берген-Бельзен на северо-западе Германии, недалеко от Ганновера. [22] хотя утверждалось, что это было результатом того, что Эйхман увеличил свои требования, которые не могли быть немедленно выполнены, в результате чего его заложники остались «на льду». [23]
Поезд прошёл через Линц в Австрии, где пассажиры высадились и были отправлены на военную дезинсекционную станцию для медицинского осмотра и принятия душа. Их заставляли раздеваться и часами стоять обнаженными, ожидая приема медицинского персонала или принятия душа; женщины подверглись тщательному осмотру врачей, предположительно в поисках вшей. Им также брили головы и лобковые области. [24]
Некоторые пассажиры полагали, что душевые окажутся газовыми камерами, что, как пишет Лёб, подтвердил с усмешкой один из охранников СС. [24]
Бауэр приводит эти опасения как свидетельство того, что венгерско-еврейская община была хорошо осведомлена об информации о газовых камерах внутри Освенцима. [22] В период с августа 1943 по май 1944 года Рудольф Врба и трое других беглецов из Освенцима передали информацию о газовых камерах евреям и другим чиновникам; именно к этой информации, по мнению Врбы, Кастнер имел доступ, но не распространял ее достаточно широко. [25]
Берген-Бельзен, Германия [ править ]
Когда в воскресенье, 9 июля, поезд прибыл в Берген-Бельзен, пассажиров поместили в специальный отсек, известный как Унгарнлагер (венгерский лагерь), где их держали неделями, а в некоторых случаях и месяцами. Лёб пишет, что их ежедневный рацион состоял из 330 граммов серого плотного хлеба, 15 граммов маргарина, 25 граммов джема, 1 литра овощного супа (в основном из репы), 1,5 литров заменителя кофе, а иногда и сыра или колбасы, причем молоко и дополнительные пайки для детей до 14 лет. [26] Группе было разрешено организовать себя и свою деятельность. Обосновавшись, мужчины избрали Йожефа Фишера президентом и начали вести повседневную деятельность. [27] Среди пассажиров было так много интеллектуалов, что регулярно проводились поэтические чтения и лекции по истории, философии и религиозному образованию. [28] Условия проживания были примитивными: в каждой комнате ютилось по 130–160 человек. Ладислав Лёб описывает типичную ночь, основываясь на дневнике Сидонии Девечери, еще одного пассажира:
Жена раввина тщетно пытается остановить драку своих детей четырех и восьми лет на ее койке. Соседи, не спящие из-за шума, ругаются на них. Женщина кричит, потому что по ее лицу пробежала мышь. Клопы переваливаются с верхних койок на нижние. Другая женщина кричит, потому что маленький мальчик на койке над ней пролил на нее банку из-под варенья, которую он использует как ночной горшок. У кого-то коклюш. Другой маленький мальчик умоляет мать не бить его, потому что во сне он намочился на койке, которую делит с ней. Она это делает, и он визжит. Бывшая танцовщица ночного клуба рассказывает грязные истории о своих бывших коллегах изысканному преподавателю православного языка, который не знает, затыкать ли ей уши или смеяться. Избалованная богатая жена развесила свою одежду на все имеющиеся гвозди, не оставив никому места. Отрывок заканчивается словами: «В 24 часа из 24 не бывает ни минуты молчания…» [29]
Швейцария [ править ]
Первая партия из 318 пассажиров прибыла в Швейцарию 18 августа 1944 года, остальные — в декабре. Сообщается, что в декабре 1944 года в Швейцарию прибыло около 1350 пассажиров. [30] В конечном итоге пассажиры были освобождены благодаря усилиям Рехи Штернбух , а также «Джойнт» . еврейской организации по оказанию помощи [31] Было несколько рождений и смертей, и около 17 человек продолжали содержаться под стражей в Берген-Бельзене под разными предлогами. Например, некоторые из первых пассажиров, объявивших себя румынами по прибытии в Берген-Бельзен, были вынуждены остаться после того, как король Михаил сверг проосевое правительство Иона Антонеску в Румынии, объединив нацию с союзниками. [32] Всего спасено около 1670 человек. [33] Группа разместилась в швейцарской деревне Ко , недалеко от Монтрё, в реквизированных бывших роскошных отелях. Ортодоксальные евреи были размещены в отеле «Регина» (бывший «Гранд-отель»), а остальные — в отеле «Эспланада» (бывший «Ко-Палас» ). [34]
Суд над Кастнером [ править ]
Транспорт сыграл важную роль в судебном процессе по делу Кастнера в Израиле в 1954 году, в ходе которого правительство Израиля предъявило иск Малхиэлю Грюнвальду , политическому памфлетисту, за клевету после того, как он самостоятельно опубликовал брошюру, обвиняющую Кастнера, тогдашнего представителя израильского правительства, в сотрудничество. Главной деталью обвинений Грюнвальда было то, что Кастнер согласился на спасение в обмен на молчание о судьбе массы венгерских евреев. Это обвинение было принято судом, в результате чего судья Бенджамин Халеви заявил, что Кастнер «продал свою душу дьяволу». [8] Большая часть решений была отменена Верховным судом Израиля посмертно, в 1958 году. Суд оставил в силе вердикт судьи Халеви о том, каким образом Кастнер давал показания после войны от имени офицера СС Курта Бехера . [35]
Кастнер был убит возле своего дома в Тель-Авиве в марте 1957 года в результате этого решения и последующей огласки.
См. также [ править ]
- Убийство Кастнера (2008)
- Перевозка узников концлагеря в Тироль , попытка нацистов перевезти высокопоставленных заключенных из концлагеря Дахау подальше от наступающих западных союзников, апрель 1945 года.
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Относительно 30 июня см. Bauer (1994), p. 199; дату и время (30 июня, около 23:00) см. Löb (2009), стр. 50, 97; на 35 скотовозов см. стр. 97. Портер (2007), с. 234 пишет, что поезд отправился из Будапешта в полчаса после полуночи в субботу, 1 июля. Чаще всего упоминается число пассажиров — 1684 человека. Именно этот номер был зарегистрирован, когда поезд прибыл в концлагерь Берген-Бельзен. Число пассажиров, находившихся в поезде на момент отправления из Будапешта, неизвестно, поскольку люди запрыгивали и выходили из него во время движения поезда.
- ^ «ЕПЧИ – Рудольф Кастнер» . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ Брэм, Рэндольф Л. (22 июня 2004 г.). «Спасательные операции в Венгрии: мифы и реальность» . Восточноевропейский ежеквартальный журнал . 38 (2): 173. Архивировано из оригинала 28 марта 2020 года . Проверено 28 марта 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сравнение с Ноевым ковчегом см. в Kastner (1945), стр. 61–62, цитируется в Maoz (2000). Архивировано 13 сентября 2012 г. на archive.today ; Бауэр (1994), с. 198; Портер (2007), с. 234; и Лёб (2009), с. 89
- О 437 000 евреев и о том, что три четверти были убиты, см. Bauer (1994), с. 156
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лёб (2009), стр. 117–18
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бауэр (1994), с. 198
- ^ Бауэр (1994), стр. 150 и далее, 197, 199–200.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коэн (2010), стр. 578–579 ; Портер (2007), стр. 403–405; Вайц (1996) , с. 5; Журнал Time (11 июля 1955 г.) ; «Нью-Йорк Таймс» (3 июля 1955 г.) ; Нью-Йорк Таймс (30 июня 1955 г.)
- ^ New York Times (16 марта 1957 г. и 8 января 1958 г.) .
- ^ New York Times (16 января 1958 г. , 17 января 1958 г.) и 18 января 1958 г .; Журнал Time (27 января 1958 г.)
- ^ Коложвар стал Клужем, Румыния, в 1918 году, затем был возвращен Венгрии в 1940 году, а затем возвращен Румынии в 1947 году.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Портер (2007), стр. 9–10, 15–18.
- ^ Лёб (2009), с. 72.
- ^ Бауэр (1994), стр. 152–153.
- ^ «Показания Джоэла Брэнда». Архивировано 29 октября 2018 года в Wayback Machine , Суд над Адольфом Эйхманом, заседание 56, часть 1/4, 29 мая 1961 года.
- ^ Информацию о Кёлбе и цифрах см. в Löb (2009), стр. 115; на века см. Porter (2007), стр. 1, 235.
- ^ Лёб (2009), с. 114
- О двухлетнем польском мальчике, которого мать в последнюю минуту бросила в поезд, см. Porter (2007), p. 234.
- См. также Рейс (28 февраля 2008 г.)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бауэр (1994), стр. 197–199.
- ^ Брахам (2004); о Мунк см. Porter (2007), p. 3
- ^ Бауэр (1994), с. 197
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Портер (2007), с. 233 и далее
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бауэр (1994), с. 199; также см. Портер (2007), с. 236
- ^ «Звездный час православия – еврейское действие» . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лёб (2009), стр. 102–105
- ^ Гутман, Израиль; Беренбаум, Майкл; Музей, Мемориал Холокоста США (28 марта 1998 г.). Анатомия лагеря смерти Освенцим . Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253208842 – через Google Книги.
- ^ Лёб (2009), стр. 125–126
- ^ Портер (2007), стр. 238.
- ^ Портер (2007), стр. 237–239.
- ^ Лёб (2009), с. 124
- ^ «Мемориал Кастнера» . www.kasztnermemorial.com .
- ^ «Звездный час православия – еврейское действие» . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ «Свидетельство выжившего еврея Артура Стерна» . Ютуб. 14 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ Лёб (2009), стр. 114, 198-200
- ^ Филипп Моттю, Ко, от Прекрасной эпохи к моральному перевооружению , Баконьер, Женева, 1969, стр. 48
- ^ Вайц, Йечиам (1996). «Холокост на суде: влияние процессов над Каштнером и Эйхманом на израильское общество». Израильские исследования . 1 (2): 1–26. дои : 10.2979/ISR.1996.1.2.1 . JSTOR 30245489 . S2CID 143986761 .
Источники [ править ]
- Бауэр, Иегуда (1994). Евреи на продажу? Нацистско-еврейские переговоры, 1933–1945 гг . Издательство Йельского университета.
- Брэм, Рэндольф (2004). «Спасательные операции в Венгрии: мифы и реальность» , East European Quarterly , 38 (2): стр. 173–203.
- Коэн, Боаз (2010). «Холокост на общественной площади Израиля» , Питер Хейс и Джон К. Рот (ред.). Оксфордский справочник по изучению Холокоста . Издательство Оксфордского университета.
- Хильберг, Рауль (2003) [1961]. Уничтожение европейских евреев . Издательство Йельского университета.
- Карны, Мирослав (1998) [1994]. «Отчет Врбы и Ветцлера» в книге Майкла Беренбаума и Исраэля Гутмана (ред.). Анатомия лагеря смерти Освенцим . Издательство Университета Индианы.
- Кастнер, Рудольф (1945). Отчет Еврейского комитета спасения из Будапешта 1942-1945 гг . Ваадат Эзра Во-Хазалах Бе-Будапешт (перевод Эгона Майера как Отчет Еврейского комитета спасения за 1942–1945 годы , Центр еврейских исследований).
- Лёб, Ладислав (2009). Резсо Кастнер. Дерзкое спасение венгерских евреев: рассказ выжившего . Рэндом Хаус/Пимлико; впервые опубликовано как « Борьба с сатаной: смелая спасательная миссия Резсо Кастнера» (2008). Джонатан Кейп.
- Маоз, Ашер (2000). «Историческое судебное решение: суды, комиссии по расследованию и «историческая правда»» , «Обзор права и истории» , том 18, номер 3, осень.
- Портер, Анна (2007). Поезд Кастнера . Дуглас и Макинтайр.
- Рейш, Мэтью (28 февраля 2008 г.). «Испорченный спаситель?» , Таймс Высшее образование .
- Журнал Time (11 июля 1955 г.). «На суде»
- Журнал Time (27 января 1958 г.). «Оправдание доктора Кастнера» .
- Врба, Рудольф (2002). Я сбежал из Освенцима . Книги о баррикадах.
- Вайц, Йечиам (1996). «Суд над Холокостом: влияние процессов над Каштнером и Эйхманом на израильское общество» , Israel Studies 1 (2), стр. 1–26.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бильский, Леора (2001). «Осуждение зла на суде над Кастнером» , «Обзор закона и истории» , том 19, № 1, весна.
- Бильский, Леора (2004). Трансформирующее правосудие: израильская идентичность на суде . Издательство Мичиганского университета.
- Блюменталь, Ральф (21 октября 2009 г.). «Когда-то его называли пособником нацистов, теперь он спаситель» , The New York Times .
- Хехт, Бен (1997) [1961]. Предательство . Мила Пресс.
- Майер, Эгон. «Мемориал Кастнера»
- Сегев, Том (2000). Седьмой миллион: израильтяне и Холокост . Книги совы.
Внешние ссылки [ править ]
- Список пассажиров Национальной библиотеки Израиля .