Ко Палас Отель
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2015 г. ) |
Ко Палас Отель | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Архитектурный стиль | эклектичный |
Город или город | Монтрё , Во |
Страна | Швейцария |
Завершенный | 7 июля 1902 г. |
Клиент | Эми Чессекс |
Проектирование и строительство | |
Архитектор(ы) | Юджин Йост |
Отель Caux Palace ( французский : Palace-Hôtel ) — бывший дворцовый отель, расположенный в деревне Ко , в городе Монтрё в Во кантоне , в Швейцарии .
Построенный на горе Ко швейцарским архитектором Эженом Жостом, он был открыт 7 июля 1902 года. Здание стоит на террасе длиной 400 метров и украшено множеством башен и башенок с цветной плиткой, что делает его примечательной особенностью. пейзажа Монтрё, видимого со всей Ривьеры Монтрё . Вскоре он стал международным местом проведения: сначала в начале 20 века как роскошный отель, а затем, с 1946 года, как международный конференц-центр, посвященный восстановлению Европы под руководством команды Швейцарских инициатив перемен . Сейчас здесь также находится Швейцарская школа гостиничного менеджмента (SHMS), которая использует помещения во время школьных семестров, а инициатива «Инициативы перемен» продолжает ежегодно организовывать там летние конференции. Отель Caux-Palace внесен в список культурных ценностей национального значения Швейцарии .
История
[ редактировать ]Ко перед дворцовым отелем
[ редактировать ]До 1875 года территория вокруг Ко была малонаселенной. «Горы Ко» всегда использовались в качестве пастбищ для местных фермеров, а дорога к перевалу Яман была кратчайшим путем к долинам Сарин и Симменталь. В 1875 году, принимая во внимание быстрое развитие туризма на берегу озера, где в 1837 году открылись первые отели в Монтрё и в 1841 году в Террите , Эмиль Моннье решил превратить своё шале на горе Ко в гостиницу, чтобы принимать бродяг. который начал исследовать склон горы. Это развитие сначала затронуло деревню Глион , находящуюся на полпути между Монтре и Ко: дорога в Глион была открыта в 1850 году, а канатная дорога была открыта между Территетом и Глионом в 1883 году.
Примерно в то же время местные предприниматели осознали потенциал Ко, расположенного почти на 1000 метров над Глионом. Среди них были Филипп Фошер, родившийся в 1844 году, и его жена Луиза Вотье, оба занимавшиеся гостиничным бизнесом. В 1890 году Фошер купил в этом районе каменоломню и за три года построил Гранд-отель Ко, причем весь необходимый материал доставлялся на строительную площадку мулами из -за отсутствия других транспортных средств.
Железная дорога от Глиона до Ко и до вершины Роше-де-Нэ была построена в то же время и открыта в 1892 году всего после 15 месяцев работ, что стало техническим достижением, реализованным под руководством известного инженера путей сообщения Лауби. Продление этой железной дороги между Монтрё и Глионом будет ждать еще 27 лет. В то же время дорогу на Ко открыл подрядчик общественных работ Пьер Ботелли.
Немедленный успех Гранд-отеля, который привлек в Ко многих выдающихся людей, побудил других предпринимателей задумать отель Caux Palace. [ 1 ]
Строительство отеля Caux Palace.
[ редактировать ]
Через пять лет после открытия Гранд-отеля Ами Чессекс , владелец гранд-отеля Territet на берегу озера, решил построить новый отель на принадлежащем ему участке земли в Ко, прямо под Гранд-отелем Ко, хотя территория была довольно неряшливый. В начале 1899 года Чессекс и Фошер основали совместное предприятие с капиталом в 2,5 миллиона швейцарских франков. В начале 1900 года эта компания выпустила облигаций на сумму 3 миллиона (а в 1903 году выпустила еще на 500 000 франков).
Первый этап работ заключался в строительстве дополнительного этажа над Гранд-отелем, что сразу увеличило его вместимость на 80 мест. Затем в 1900 году начались строительные работы дворца Ко. Главным требованием было сделать его самым современным, самым роскошным и самым большим отелем, когда-либо построенным в Швейцарии. По замыслу главного архитектора Эжена Жоста , строительство началось с 400-метровой несущей стены вдоль территории отеля, что позволило создать красивый сад у подножия будущего отеля и прогуляться вдоль этого бельведера, от которого будущие Ко Клиенты Palace Hotel смогут насладиться уникальным видом на величественный пейзаж Женевского озера и Альп .
Руководить работами на объекте должен был Альфред Даулте, один из заместителей Йоста. Это была трудная работа, учитывая, что на объекте работало до 800 рабочих, а ход строительства находился под пристальным личным контролем Ами Чессекса, который дважды в неделю приезжал с Территета и без колебаний отдавал приказы, противоречащие приказам Далте. Тем не менее, строительные и отделочные работы были завершены чуть более чем за два года, и 7 июля 1902 года отель Caux Palace был официально открыт в присутствии президента исполнительной власти кантона г-на Косси и всего правительства Во . В бухгалтерских книгах Société immobilière de Caux общая стоимость строительства составила 2 555 949 швейцарских франков. [ 1 ]
«Прекрасная эпоха»
[ редактировать ]Как и его предшественник, отель Caux Grand Hotel, отель Caux Palace имел мгновенный успех. Среди посетителей были такие знаменитости, как Саша Гитри , Поль Моран , Ромен Роллан , Эдгар Уоллес , принц Ибн Сауд , будущий король Саудовской Аравии , Джон Д. Рокфеллер и махараджа Бароды . Последний часто останавливался в Ко, занимая большую часть четвертого этажа. Его личная комната в юго-западном углу здания имела великолепный вид и была обставлена мебелью из лимонного дерева, специально разработанной для махараджи. Эта исключительная мебель и первоначальная отделка этого помещения сохранились до наших дней.
Иногда требовалось две-три недели ожидания, прежде чем клиентам была предоставлена привилегия проживания в отеле Caux Palace. Поэтому после открытия отеля Caux Palace в Ко было построено несколько небольших отелей, таких как «Pavillon des Fougères» (позже «Hotel Alpina») или «Hotel Maria». В 1905 году в Ко была открыта школа, в 1906 году построена англиканская часовня, в 1907 году — католическая. Примерно в те же годы было построено множество частных шале. Объекты зимних видов спорта включали лыжные и санные трассы, три катка для катания на коньках и бобслейную трассу. Всемирная федерация бобслея и Всемирная федерация хоккея с шайбой . В Ко были созданы [ 1 ]
Темные годы
[ редактировать ]1 августа 1914 года положило конец золотым годам роскошного туризма в Швейцарии. В течение нескольких дней большинство клиентов покинули отели, которые оставались пустыми в течение следующих пяти лет. 10 августа несколько оставшихся клиентов Grand Hotel были переведены в отель Caux Place, после чего Grand Hotel был закрыт. В 1917 году Ами Чессекс умерла, после трех лет борьбы за то, чтобы удержать компанию на плаву. Совокупные потери в конце войны составят 1 миллион швейцарских франков.
В 1919 году война наконец прекратилась, и все могло вернуться на круги своя, но курс швейцарских франков был высоким, а отели Ко не полностью соответствовали новым ожиданиям клиентов. Таким образом, несмотря на финансовую реструктуризацию компании в 1919 году, дела оставались разочаровывающими. В 1925 году Гранд-отель был отремонтирован и переименован в отель «Регина» в память об Сисси императрице Австро -Венгрии , которая проживала здесь в 1898 году, незадолго до того, как была убита в Женеве.
1927 и 1928 годы принесли, наконец, значительные улучшения для отелей Ко. Вторая финансовая реструктуризация произошла в 1929 году с целью собрать 1 миллион франков на ремонт отеля Caux Palace. Кубок мира по бобслею был организован в Ко в 1930 году. К сожалению, годы с 1930 по 1935 год были самыми трудными из-за мирового финансового кризиса. Стоимость индивидуальной акции Société immobilière de Caux упала примерно с 200 франков в 1900 году до 1 франка в 1936 году. Четвертой финансовой реструктуризации оказалось недостаточно, чтобы исправить ситуацию, и правление выставило отели на продажу по мере того, как убытки росли. .
В 1938 году железная дорога была переведена с паровой на электрическую, и лыжная мода возродила интерес к Ко. Отель Caux Palace был переименован в Hotel Esplanade и теперь ориентирован на менее эксклюзивную аудиторию. Однако в 1939 году ему пришлось окончательно прекратить всю деятельность. [ 1 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]После отеля Caux Palace, большинству других отелей также пришлось постепенно закрыться. В 1941 году отель «Регина» был признан банкротом и дважды продан. Отель Caux Palace вновь открылся в мае 1944 года как центр содержания пилотов английских и американских ВВС, сбежавших из итальянских лагерей для военнопленных. Затем с ноября 1944 г. по июль 1945 г. их заменили итальянские гражданские беженцы, а с декабря 1944 г. - венгерские беженцы- евреи . Эта последняя группа состояла из 1670 человек, находившихся в поезде Каштнера . В память об этом конвое на террасе Ко был посажен дуб, а в 1999 году здесь была открыта мемориальная доска. На ней написано: «В память о еврейских беженцах, размещенных здесь во время Второй мировой войны, и в память о тех, кто был изгнан швейцарцами. границы. Мы не забудем их». [ 2 ]
Эти различные посетители Ко сильно ухудшили здания. Все, что могло иметь рыночную стоимость, например, дверные ручки, замки, краны и т. д., было разобрано и продано. На этом разорение создателей отеля Caux Palace завершилось. Кроме земли и каркаса здания, от 9–10 миллионов швейцарских франков, вложенных в него с 1890 года, ничего не осталось. Однако позже выяснилось, что смотритель отеля «Ко Палас» Роберт Оберсон был способны спрятать и хранить множество ценных предметов мебели, а также посуды и столовых приборов. [ 1 ]
Спасение отеля Caux Palace
[ редактировать ]В 1946 году заброшенный отель Caux Palace, а также бывший Гранд-отель и другие небольшие гостиничные здания в Ко выглядели так, будто их конец. Обанкротившееся Société Immobilière de Caux попало в руки его главного банкира, Banque populaire de Montreux , который искал быстрый выход и выставил всю партию на рынок по очень низкой цене. Наиболее вероятным исходом стал снос здания с целью повторного использования его материалов.
сделал неожиданный шаг, Но уроженец Женевы дипломат Филипп Моттю подав заявку на строительство здания вместе с небольшой группой швейцарцев. Выпускник факультета теологии и политологии Женевского университета, Филипп Моттю был связан с Фрэнком Бухманом и Оксфордской группой с середины 1930-х годов, и в 1943 году у него постоянно возникала мысль: «Если Швейцарию пощадит война, наша задача будет предоставить в распоряжение Фрэнка Бухмана место, где европейцы, раздираемые ненавистью, страданиями и обидами, смогут встретиться друг с другом». [ 3 ]
Банкиры, а также города Монтрё мэр прекрасно понимали преимущества наличия международного конференц-центра в районе Монтрё и предложили «скидочную» цену в 1 050 000 швейцарских франков, давая «Моральному перевооружению» приоритет перед другими участниками торгов. Поскольку Фонд Ко , который будет управлять отелем Ко Палас в ближайшие десятилетия, еще не создан, договор купли-продажи был подписан 25 мая 1946 года Филиппом Мотту и Робертом Ханлозером от своего имени. 1 июля 1946 года , потребуется 95 индивидуальных швейцарских доноров. Чтобы получить сумму в 450 000 франков, запрошенную в качестве первого первоначального взноса Пожертвования в натуральной форме, такие как мебель и ковры, также собирались со всей Швейцарии, чтобы помочь отремонтировать бывший дворец.
В течение шести недель команда международных волонтеров день и ночь трудилась под руководством швейцарского инженера Роберта Ханлозера и его заместителя, голландского архитектора Япа де Бура, чтобы отремонтировать внутреннюю часть дома. 9 июля 1946 года первый обед, приготовленный на только что открытой новой кухне, был подан 150 гостям. Летом 1946 года новый конференц-центр Ко посетило 3000 человек. Были оборудованы общежития, и некоторых участников пришлось разместить в близлежащих гостиницах. В 1946 и 1947 годах был проведен ряд необходимых преобразований, чтобы приспособить здание к его новому предназначению: преобразование бального зала в театр, новый, более просторный вестибюль и т. д. Из-за отсутствия достаточного количества коек Фонд Ко купил Гранд-отель и отель «Мария» в 1947 году и отель «Альпина» в 1949 году, а также различные здания меньшего размера.
Конференц-центр Ко
[ редактировать ]В течение следующих 50 лет отель Caux Palace не претерпел каких-либо других существенных модификаций. Его история отмечена длинной чередой встреч, организованных MRA , которые в некоторых случаях имели политические последствия. [ 1 ] [ 4 ]
- 1946–1950: многочисленные встречи с участием французских и немецких участников, среди которых были будущие сторонники соглашений Сообщества угля и стали , которые установили отношения взаимного доверия через Ко. Французский депутат Ирен Лор возглавила группы из Ко через Германию, чтобы попросить прощения и начать диалог.
- 1950: визит делегации из 60 человек, состоящей из японских политических и профсоюзных лидеров, среди которых несколько будущих членов кабинета министров. В подарок они привезли небольшой деревянный крест, сделанный из древесины ствола дерева, найденного посреди опустошенного города Хиросима . [ 5 ]
- 1950: визит группы рурских шахтеров, всех членов или лидеров Коммунистической партии Германии , которые хотели добавить уважение к моральным ценностям и личным переменам в основу мысли партии, и были исключены из нее, оставаясь прочно укорененными в моральных принципах. Перевооружение.
- 1950–1956: стартовавшая в Ко акция против коррупции в бразильских гаванях возглавилась международной командой MRA. Эта акция распространилась на Рио-де-Жанейро фавелы .
- 1950–1953: многочисленные визиты делегаций рабочих, менеджеров и работодателей, особенно из Франции, которые создали в Ко необходимые условия для успешных коллективных переговоров , что привело к подписанию 1 февраля 1951 года первого коллективного договора во Франции .
- 1953–1960: Ко стал площадкой для контактов между лидерами африканских и других колонизированных стран и представителями колониальных держав. Он добился диалога в целях мирной деколонизации в Тунисе и Марокко и примирения в Кении после восстания Мау-Мау .
- 1961: смерть Фрэнка Бухмана . Последующие переходные годы замедлили ход деятельности MRA, в том числе в Ко, но Фонду Ко удалось поддержать конференции в Ко.
- 1964: международное соглашение о стабилизации цен на джут, достигнутое благодаря активному, основанному на принципах лоббированию французского промышленника Роберта Кармайкла, члена Совета Фонда Ко.
- 1967: открытие центра MRA в Панчгани (Индия), что расширило сферу деятельности MRA в Азии.
- 1968–1969: визит семи делегаций из Южного Тироля / Альто-Адиджио, который позволил мирно разрешить там острый конфликт между немецкоязычным и италоязычным сообществами.
- 1977–1980: в тесной связи с Ко, борьба за мирную независимость бывшей Родезии (ныне Зимбабве ).
- 1986: запуск Круглого стола Ко , совместной инициативы руководителей президентов европейских, японских и американских компаний, среди которых Рюдзабуро Каку ( Canon ) и Фриц Филипс ( Philips ).
- 1986–1995: межличностные встречи между представителями противоборствующих групп активизировали усилия по примирению в Ливане , Камбодже , Сомалиленде , Южной Африке , а также среди этнических общин крупных городов в ОЭСР . странах
- 1993: запуск программы «Основы свободы»: благодаря своим контактам в Восточной Европе, западноевропейские команды MRA запустили серию тренингов по этическим предпосылкам здоровой демократии. эта программа превратилась в украинскую организацию. Несколько лет спустя
- 1994: Запуск Международного этического кодекса поведения для компаний под названием «Принципы Caux для бизнеса» Круглым столом Caux , за которым последовала разработка метода самооценки этики компании.
- 2000–2010: действия за мир и примирение в Бурунди и в районе Великих африканских озер в партнерстве с FDFA (министерством иностранных дел Швейцарии). Встречи между правительственными чиновниками и лидерами повстанцев проходили попеременно в Ко и на местах.
- 2002: была основана федерация, объединяющая около 30 национальных дочерних ассоциаций, Международная ассоциация «Инициативы перемен» со штаб-квартирой в Ко.
- 2008–2012: по инициативе Мохамеда Сахнуна Ко-форумы по человеческой безопасности объединили дипломатов, политиков и неправительственные организации вокруг важных проблем человеческой безопасности: конфликтов, управления природными ресурсами, неустойчивой экономической политики и т. д.
- 2013–2015: конференции «Дети как субъекты трансформации общества» (CATS) собрали в Ко специалистов по правам ребенка , педагогов и делегации детей и подростков со всего мира.
Архитектура и стиль
[ редактировать ]Здание отеля Caux-Palace удивляет наблюдателя как своими размерами, так и эклектичным стилем. [ 6 ]
Общий стиль
[ редактировать ]часто Стиль здания называют неосредневековым , за что отель Caux Palace получил прозвище « Замок Спящей Красавицы ».
- «На самом деле это ни в коем случае не археологическая реконструкция. Архитектор Эжен Жост использовал только некоторые элементы, имеющие средневековое сходство – возможно, вдохновленные близлежащим Шильонским замком , замком, который Жост хорошо знал, восстановив его: бартизаны , машины и две поддерживаемые башни кронштейнами , которые подчеркивают жилой дом… Их стиль едва ли можно назвать средневековым: правда, он включает в себя несколько форм капота и несколько круглых арок, но также и флорентийский. полукруглые арки в стиле неоренессанс с замковыми камнями , двойные цвета во французском стиле Людовика XIII , добавление к этому кусочков резного дерева и цветной глазурованной плитки, которые принадлежат как курортному стилю, так и викторианскому «Heimatstil»… Поэтому можно сказать, что Отель Caux Palace построен не в неосредневековом, а в «постнесредневековом» стиле. Его архитектор свободно цитировал средневековые модели (замки), которые он не мог по-настоящему имитировать, потому что они были слишком далекими. из своей типологии он повторно использовал лишь некоторые детали, воплотив в жизнь целые средневековые или даже неосредневековые образы». [ 6 ]
Оживление фасада
[ редактировать ]Изучая фасады всех отелей, построенных Эженом Жостом, профессор Дэйв Люти из Лозаннского университета заметил, что, чтобы избежать того, чтобы отель выглядел как казарма, как это могло произойти из-за длинных рядов окон гостиничных номеров, выровненных по горизонтали, Йост ухитрился уравновесить горизонталь. развертывание фасадов за счет почти грубого артикуляции вертикальных объемов и использования нескольких декоративных ниш, которые создают динамику в различных частях фасада (акцент на слуховых окнах и крышах, контрастирующих с углами, оставленными без какого-либо декора).
В случае с отелем Ко Палас, который, вероятно, можно считать шедевром Жоста, [ 6 ] Южный фасад, содержащий 271 окно, искусно разделен на пять частей и украшен многочисленными выступающими элементами, такими как балконы , эркеры или карнизная галерея на последнем этаже. В отличие от этой части здания помещения общего пользования оборудованы очень большими эркерами , которые несколько размывают восприятие здания со стороны сада: такие резкие масштабные изменения типичны для эклектичной архитектуры ; они указывают на функцию каждой части здания и, объединяя их, противопоставляют им, чтобы предупредить посетителя о его собственной субъективности: большое или маленькое — относительные ценности.
Если смотреть вблизи, отель Caux Palace представляет собой впечатляющее зрелище из-за своих монументальных размеров (что, возможно, является его главным сходством с так называемыми средневековыми моделями), но он никогда не «давит» наблюдателя; издалека видны только его карниз , крыша и башенки : отель Caux Palace, похожий на диадему, установленную на вершине горы Ко, становится гигантской рекламой этого места. [ 6 ] Таким образом, отель Caux Palace вполне отражает новую тенденцию, заложенную Эженом Жостом:
- «Играя с различными свободными элементами, такими как балконы, лоджии, резной декор, архитектор собирает их в композицию, которая порывает с академическим подходом классических стилей. Постепенно отказываясь от классических структур, построенных вокруг фасций , карнизов и пилястр , которые характеризуют большую часть продукции. в то время Йост подарил этому отелю фасад, который в 1900 году принадлежал только этому типу архитектуры». [ 6 ]
Функциональность
[ редактировать ]В случае с отелем Caux Palace, как и в других своих гостиничных проектах, Эжен Жост в первую очередь сосредоточился на общей планировке и фасадах. Он развернул свои монументальные здания до такой степени, что размеры стали вредны для использования.
- «Затем клиенту приходится преодолевать долгую прогулку между входом в отель и своим номером (в отличие от традиционных отелей), но по пути он сталкивается со многими открытиями. Размеры пространств, по которым он идет, разнообразие источников света , роскошь декоров также удивляет. Хотя распределение комнат может быть и не «рациональным» в том смысле, в котором это было бы у Виолле-ле-Дюка или Гуаде , оно продумано как архитектурная прогулка, вокруг которой происходит параллель. мир услуг и слуги вращаются». [ 6 ]
Ремонт
[ редактировать ]За прошедшие годы Фонд Ко провел несколько реконструкций, самой впечатляющей из которых была полная реконструкция крыш в 1980-х годах; глазурованную плитку подходящего цвета можно было найти только в районе Дижона ( Франция ) и закупили ее при финансовой поддержке ассоциации «Французские инициативы перемен» . Столовая была переделана в 1959 году, и фреску финского художника Леннарта Сегерстроле тогда к ней добавили .
Прибытие Швейцарской школы гостиничного менеджмента (SHMS) в 1995 году в качестве арендатора вне сезона конференций позволило Фонду Ко сделать больше для поддержания и улучшения стареющего здания и его окрестностей. В некоторых случаях речь шла о соблюдении более жестких новых правил: была проведена реконструкция кухни в соответствии с самыми передовыми профессиональными нормами, установлены необходимые системы пожарной сигнализации и противопожарные двери в стратегически важных местах, установлена система раздельного сбора мусора. системы отвода сточных и дождевых вод и т. д. Еще одной ключевой работой является постепенная реконструкция более 200 ванных комнат, которые более или менее сохранились в начале 20 века. В других случаях возникла необходимость адаптироваться к требованиям педагогической деятельности ШМС: создание учебных аудиторий и нового амфитеатра, добавление интернет-кафе. Некоторые конструкции, такие как беседка на первом этаже , также подверглись необходимому ремонту.
Однако с точки зрения культурного наследия самой интересной работой стала реконструкция большого зала и некоторых исторических помещений в 2007 и 2008 годах при поддержке Foundation Pro Patria, Loterie Romande и JP Morgan Chase. [ 7 ] [ 8 ] Задача заключалась в том, чтобы очистить и восстановить фрески на стенах и потолке большого зала, созданные бернским художником Отто Хаберером в 1902 году. Потолок был особенно важен как один из крупнейших, когда-либо написанных в Швейцарии, и как только один все еще в исходном состоянии. Он также уникален своим оформлением в стиле швейцарского ар-деко и купольной формой. Реставрационные работы фресок позволили уменьшить визуальное воздействие различных изменений, которые они претерпели во времени, максимально сохранить первоначальную суть украшений и выявить две дополнительные фрески, украшающие декоративные каминные полки большого зала . [ 8 ]
Этими ремонтными работами руководили специалисты Оливье Гийо и Жюлиан Джеймс под руководством отдела «Памятники и достопримечательности» штата Во, а также швейцарского архитектора Эрика Жегера из Фонда Ко. [ 8 ]
В конце 2015 года Фонд CAUX-Initiatives of Change заменил систему отопления, перейдя с жидкого топлива на (местное) дровяное отопление. от ископаемого топлива В результате выбросы CO 2 сократились на 590 тонн в год. Мазутные котлы и резервуары были установлены в начале 1960-х годов взамен шести первоначальных угольных котлов 1902 года. [ 9 ]
Вымышленные отсылки
[ редактировать ]Ко, «где тысяча окон отеля горела под лучами позднего солнца», является одним из мест, показанных в Ф. Скотта Фицджеральда романе «Ночь нежна» (1934).
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Информация в этом разделе взята из исторической книги Филиппа Моттю: Caux from Belle Epoque to Moral Rearmament, опубликованной издательством La Baconnière, Невшатель, Швейцария, 1969 год.
- ↑ См . дневник венгерского беженца из поезда Каштнер , историческую выставку в книжном магазине Caux. Архивировано 30 августа 2011 г. на Wayback Machine , а также документ о беженцах на веб-сайте CAUX-Initiatives of Change. Архивировано 29 апреля 2014 г. по адресу Машина обратного пути .
- ^ История рождения конференц-центра в Ко, написанная Филиппом Моттю, 1997 г., в указателе кантональных архивов, Лозанна, Во.
- ↑ О последних годах см. презентацию президента Фонда Ко от 8 июля 2012 года, посвященную открытию 5-го Форума по безопасности человека в Ко с участием бывшего президента Швейцарии г-жи Мишлин Кальми-Рей. «Выступление Антуана Жольмеса, президента Фонда Ко» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 ноября 2013 г. Проверено 31 августа 2015 г.
- ↑ Французская статья информационного агентства Protestinfo, опубликованная 7 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дэйв Люти, Эжен Жост, архитектор вновь открытого прошлого, Presses Polytechniques et Universitaire Romandes, Лозанна, 2001, стр. 52-54, ISBN 2880744563
- ^ «Краткая заметка на сайте Pro Patria (на французском языке)» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 31 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Подробную статью см. в швейцарском профессиональном периодическом издании «Bâtir», журнал romand de la Construction Suisse, ноябрь 2007 г., страницы 17–22 (на французском языке).
- ^ Ко-Палас меняет большие котлы, статья в газете 24 Heures Daily [1]
Эта страница переведена со страницы французской Википедии. Основными источниками являются:
- Филипп Моттю: Ко, от Прекрасной эпохи к моральному перевооружению, опубликовано в 1969 году в Баконьере, Невшатель, Швейцария.
- Дэйв Люти: Эжен Жост, архитектор заново открытого прошлого, Presses Polytechniques et Universitaire Romandes, Лозанна, 2001, стр. 52–54, ISBN 2880744563 .