Jump to content

Ромен Роллан

Ромен Роллан
Ромен Роллан, 1914 год.
Ромен Роллан, 1914 год.
Рожденный ( 1866-01-29 ) 29 января 1866 г.
Кламси , Франция
Умер 30 декабря 1944 г. ( 1944-12-30 ) (78 лет)
Везле , Франция
Занятие
Период 1902–1944
Заметные награды Нобелевская премия по литературе
1915
Супруг Клотильда Бреаль, м. 1892–1901; Жифи Ромен Роллан , м. 1934–1944 гг.
Родственники Мадлен Роллан (сестра)
Подпись

Ромен Роллан (англ. Французский: [ʁɔmɛ̃ ʁɔlɑ̃] ; 29 января 1866 — 30 декабря 1944) — французский драматург, прозаик, эссеист, историк искусства и мистик , удостоенный Нобелевской премии по литературе в 1915 году «как дань высокому идеализму его литературных произведений, а также за симпатию и любовь истина, с которой он описал разные типы людей». [1]

Он был ведущим сторонником Иосифа Сталина во Франции, а также известен своей перепиской с Зигмундом Фрейдом и влиянием на него .

Биография

[ редактировать ]

Роллан родился в Кламси, Ньевр, в семье, в которой были как богатые горожане, так и фермеры. В своем «Внутреннем путешествии» (1942) он интроспективно пишет о себе как о представителе «античного вида». Он отобразил этих предков в «Кола Брюньоне» (1919).

Принятый в Высшую нормальную школу в 1886 году, он сначала изучал философию, но независимость духа заставила его отказаться от этого, чтобы не подчиняться господствующей идеологии. Он получил степень по истории в 1889 году и провел два года в Риме, где его встреча с Мальвидой фон Мейзенбуг , которая была другом Ницше и Вагнера , и открытие им итальянских шедевров сыграли решающую роль в развитии его мысли. Вернувшись во Францию ​​в 1895 году, он получил докторскую степень, защитив диссертацию «Происхождение современного лирического театра». Histoire de l'opéra en Europe avant Lulli et Scarlatti ( Истоки современного лирического театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти ). В течение следующих двух десятилетий он преподавал в различных лицеях Парижа, а затем с 1902 по 1911 год возглавил недавно созданную музыкальную школу Высшей школы социальных исследований. В 1903 году он был назначен на первую кафедру истории музыки в Сорбонне . некоторое время руководил в 1911 году музыкальной секцией в Французский институт во Флоренции . [2]

Его первая книга была опубликована в 1902 году, когда ему было 36 лет. Выступая за «народный театр», он внес значительный вклад в демократизацию театра. Как гуманист он воспринял творчество философов Индии («Беседы с Рабиндранатом Тагором » и Мохандасом Ганди ). На Роллан сильное влияние оказала философия Веданты Индии, в первую очередь через работы Свами Вивекананды . [3]

Требовательный, но робкий молодой человек, он не любил преподавать. Он был неравнодушен к молодости: Жан-Кристоф, Оливье и их друзья, герои его романов, — молодые люди. Но с реальными людьми, как с юношами, так и со взрослыми, Роллан поддерживал лишь отдаленные отношения. Он был прежде всего писателем. Уверенный, что литература обеспечит ему скромный доход, он ушел из университета в 1912 году. [ нужна ссылка ]

Ромен Роллан всю жизнь был пацифистом. Он был одним из немногих крупных французских писателей, сохранивших свои пацифистские интернационалистические ценности; он переехал в Швейцарию. Он протестовал против Первой мировой войны в книгах Au-dessus de la Mêlée [ fr ] (1915), «Над битвой» (Чикаго, 1916). В 1924 году его книга о Ганди способствовала укреплению репутации индийского ненасильственного лидера, и они встретились в 1931 году. Роллан был вегетарианцем . [4] [5]

В мае 1922 года он присутствовал на Международном конгрессе прогрессивных художников и подписал «Прокламацию об основании Союза прогрессивных международных художников». [6]

В 1928 году Роллан и венгерский ученый, философ и экспериментатор в области естественной жизни Эдмунд Бордо Секели основали Международное биогенное общество, чтобы продвигать и расширять свои идеи интеграции разума, тела и духа. [ нужна ссылка ] В 1932 Роллан был одним из первых членов Всемирного комитета против войны и фашизма , организованного Вилли Мюнценбергом . Роллан раскритиковал контроль Мюнценберга над комитетом и был против его базирования в Берлине . [7]

Роллан переехал в Вильнев , на берег Женевского озера, чтобы посвятить себя писательству. Его жизнь прерывалась проблемами со здоровьем и поездками на художественные выставки. Его визит в Москву (1935) по приглашению Максима Горького стал возможностью встретиться с Иосифом Сталиным , которого он считал величайшим человеком своего времени. [8] Роллан неофициально был послом французских художников в Советском Союзе . Хотя он восхищался Сталиным, он пытался вмешаться в преследование своих друзей. Он пытался обсудить свои опасения со Сталиным, участвовал в кампании за освобождение активиста левой оппозиции и писателя Виктора Сержа и написал Сталину письмо с просьбой о помиловании Николая Бухарина . Во время заключения Сержа (1933–1936) Роллан согласился заняться публикацией произведений Сержа во Франции, несмотря на их политические разногласия.

Ромен Роллан с Иосифом Сталиным , 1935 год.

В 1937 году он вернулся жить в Везле , который в 1940 году был оккупирован немцами. Во время оккупации он изолировался в полном одиночестве. Не прекращая своей работы, в 1940 году он закончил мемуары. Он также внес последние штрихи в свое музыкальное исследование жизни Людвига ван Бетховена . Незадолго до смерти он написал «Пеги» (1944), в котором исследует религию и социализм в контексте своих воспоминаний. Он умер 30 декабря 1944 года в Везле.

В 1921 году его близкий друг австрийский писатель Стефан Цвейг опубликовал его биографию (на английском языке Romain Rolland: The Man and His Works ). Цвейг глубоко восхищался Ролланом, которого он однажды назвал «моральным сознанием Европы» в годы беспорядков и войны в Европе. Цвейг подробно описал свою дружбу с Ролланом в своей автобиографии (на английском языке «Мир вчерашнего дня» ), обсуждая, например, их неудачные попытки организовать конференцию антивоенных интеллектуалов из обоих воюющих лагерей в нейтральной Швейцарии. [9]

Виктор Серж был признателен за вмешательство Роллана в его защиту, но в конечном итоге полностью разочарован отказом Роллана публично порвать со Сталиным и репрессивным советским режимом. В записи от 4 мая 1945 года, через несколько недель после смерти Роллана, в «Записных книжках Сержа: 1936-1947» язвительно отмечается, что «в семидесятилетнем возрасте автор «Жана-Кристофа» позволил залить себя кровью, пролитой тиранией, которой он был верный поклонник». [10]

Герман Гессе посвятил Сиддхартху Ромену Роллану, «моему дорогому другу».

Народный театр

[ редактировать ]

Самый значительный вклад Роллана в театр заключается в его пропаганде «популярного театра» в его эссе «Народный театр » ( Le Théâtre du peuple , 1902). [11] «Есть только одно необходимое условие для возникновения нового театра, — писал он, — чтобы сцена и зрительный зал были открыты для масс, могли вместить народ и действия народа». [12] Книга не была опубликована до 1913 года, но большая часть ее содержания появилась в Revue d'Art Dramatique между 1900 и 1903 годами. Роллан попытался применить свою теорию на практике в своих мелодраматических драмах о Французской революции « Дантон» (1900) и «Дантон». Четырнадцатого июля (1902 г.), но именно его идеи стали основным ориентиром для последующих практиков . [11]

«Народ постепенно был завоеван классом буржуазии , проникся его мыслями и теперь хочет только походить на него. Если вы жаждете народного искусства, начните с создания народа!»
Ромен Роллан, Народный театр (1903). [13]

Это эссе является частью более общего движения на рубеже веков к демократизации театра. « Ревю» провело конкурс и попыталось организовать «Всемирный конгресс народного театра», а по всей Европе открылся ряд народных театров, в том числе движение Freie Volksbühne («Свободный народный театр») в Германии и « Театр дю Народ» Мориса Поттехера. во Франции. Роллан был учеником Поттехера и посвятил «Народный театр» ему .

Однако подход Роллана более агрессивен, чем поэтическое видение театра Поттекером как замены «социальной религии», приносящей единство нации. Роллан обвиняет буржуазию в присвоении театра, приводящем его к упадку , а также в пагубных последствиях ее идеологического доминирования. Предлагая подходящий репертуар для своего народного театра, Роллан отвергает классическую драму, считая, что она либо слишком сложна, либо слишком статична, чтобы представлять интерес для масс. Опираясь на идеи Жан-Жака Руссо , он вместо этого предлагает «эпический исторический театр «радости, силы и разума», который напомнит народу о его революционном наследии и оживит силы, работающие на благо нового общества» (по словам Жан -Жака Руссо). Брэдби и Маккормик, цитируя Роллана). [14] Роллан считал, что люди станут лучше, увидев героические образы своего прошлого. Влияние Руссо можно обнаружить в концепции Роллана о театре- празднике , акценте, раскрывающем фундаментальный антитеатральный предрассудок : «Театр предполагает жизнь бедную и взволнованную, людей, ищущих в мечтах убежища от мыслей. Если бы мы были счастливее и свободнее мы не должны жаждать театра [...] Народ счастливый и свободный нуждается в праздниках больше, чем в театрах, он всегда увидит в себе самое прекрасное зрелище ». [15]

Программный лист к постановке Пискатора 1922 года драмы Роллана «Время придет » (1903) в Центральном театре Берлина .

Драмы Роллана ставили одни из самых влиятельных театральных режиссеров двадцатого века, в том числе Макс Рейнхардт и Эрвин Пискатор . [16] Пискатор поставил мировую премьеру пацифистской драмы Роллана « Время придет » ( Le Temps viendra , написанная в 1903 году) в сценическим Центральном театре Берлина, который открылся 17 ноября 1922 года с музыкой К. Прингсхайма и оформлением О. Шмальхаузена и М. Мейера. . [17] В пьесе рассматриваются связи между империализмом и капитализмом, обращение с вражеским гражданским населением и использование концентрационных лагерей , все из которых драматизированы через эпизод англо- бурской войны . [18] Пискатор описал свое отношение к пьесе как «полностью натуралистическое », при этом он стремился «достичь максимально возможного реализма в игре и декорациях». [19] стиль пьесы Несмотря на излишне риторический , постановка получила положительные отзывы. [18]

Самый известный роман Роллана — это десятитомный роман «Жан-Кристоф» (1904–1912), который «объединяет его интересы и идеалы в истории немецкого музыкального гения, который делает Францию ​​своим вторым домом и становится проводником взглядов Роллана на мировую музыку». музыка, социальные вопросы и взаимопонимание между народами». [20] Другие его романы - «Кола Брюньон» (1919), «Клерамбо» (1920), «Пьер и Люс» (1920) и его второй роман-флюв, семитомная «Очарованная любовь» (1922–1933).

Академическая карьера

[ редактировать ]
Марка СССР, посвященная 100-летию со дня рождения Ромена Роллана в 1866 году.

Он стал учителем истории в лицее Анри IV , затем в лицее Луи ле Великого и членом Французской школы Рима , затем профессором истории музыки в Сорбонне и профессором истории в Высшей нормальной школе.

Переписка с Рихардом Штраусом

[ редактировать ]

В 1899 году Роллан начал обширную переписку с немецким композитором Рихардом Штраусом (английский перевод под редакцией Ролло Майерса занимает 239 страниц, включая некоторые дневниковые записи). [21] В то время Штраус был знаменитым дирижером произведений Вагнера , Листа , Моцарта и собственных тональных стихотворений . В 1905 году Штраус завершил свою оперу «Саломея» , основанную на стихотворной пьесе Оскара Уайльда , первоначально написанную на французском языке. Штраус основал свою версию Саломеи на немецком переводе Хедвиг Лахманн , исполнение которого он видел в Берлине в 1902 году. Из уважения к Уайльду Штраус хотел создать параллельную французскую версию, которая была бы как можно ближе к оригинальному тексту Уайльда, и он написал Роллану с просьбой помочь в этом проекте. [22]

Роллан поначалу сопротивлялся, но последовал длительный обмен мнениями, занявший 50 страниц издания Майерса, и в конце концов Роллан внес 191 предложение по улучшению либретто Штрауса/Уайльда. [22] Получившаяся французская версия « Саломеи» впервые была представлена ​​в Париже в 1907 году, через два года после немецкой премьеры. [22] После этого в письмах Роллана регулярно обсуждались оперы Штрауса, включая случайную критику либреттиста Штрауса Гуго фон Гофмансталя : «Я только сожалею, что великому писателю, который дает вам такие блестящие либретти, слишком часто не хватает чувства театра». [21]

Роллан был пацифистом и согласился со Штраусом, когда тот отказался подписать Манифест немецких художников и интеллектуалов, поддерживающих роль Германии в Первой мировой войне. Роллан отметил ответ Штрауса в своей дневниковой записи за октябрь 1914 года: «Декларации о войне и политике не подходит художнику, который должен уделять все свое внимание своим творениям и своим работам» ( Майерс, стр. 160 ) .

Переписка с Фрейдом

[ редактировать ]

В 1923 году началась переписка между психоаналитиком Зигмундом Фрейдом и Ролланом, который обнаружил, что восхищение, которое он выказывал Фрейду, встречалось в равной мере взаимным (Фрейд заявил в письме к нему: «Что мне было разрешено обменяться с вами приветствием останется счастливым воспоминанием до конца моих дней»). [23] Эта переписка познакомила Фрейда с концепцией « океанического чувства », которую Роллан разработал в ходе изучения восточного мистицизма . Свою следующую книгу «Цивилизация и ее недовольство» (1929) Фрейд открыл дискуссией о природе этого чувства, которое, как он упомянул, было отмечено ему анонимным «другом». Этим другом был Роллан. Роллан продолжал оказывать большое влияние на творчество Фрейда, продолжая их переписку вплоть до смерти Фрейда в 1939 году. [24]

Библиография

[ редактировать ]
Ромен Роллан в 1914 году на балконе своего дома.
Год Работа Примечания
1888 Детская любовь  
1891 Лес Бальони Неопубликовано при жизни.
1891 Эмпедокл
( Эмпедокл )
Неопубликовано при жизни.
1891 Орсино (спектакль) Неопубликовано при жизни.
1892 Последний суд над Луи Беркеном
( Последний суд над Луи Беркеном )
 
1895 Истоки современного лирического театра
( Истоки современного лирического театра )
Академический трактат, получивший премию Французской академии.
1895 История оперы до Люлли и Скарлатти
( История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти )
Диссертация на соискание ученой степени доктора литературы.
1895 Почему искусство живописи у итальянцев XVI века пришло в упадок? Латинскоязычная диссертация об упадке итальянской масляной живописи в XVI веке.
1897 Сент-Луис  
1897 воздух Историко-философская драма
1898 Волки
( Волки )
Историко-философская драма о деле Дрейфуса . Написанная в соавторстве с Морисом Шварцем и переведенная Барреттом Х. Кларком, в 1932 году пьеса была показана в 29 спектаклях в Нью-Йорке. [25]
1899 Триумф разума
( Триумф Разума )
Историко-философская драма
1899 Джордж Дантон Историко-философская драма
1900 Идеалистический яд  
1901 Бетховенские фестивали в Майнце
( Празднование Бетховена в Майнце )
 
1902 Четырнадцатое июля
( 14 июля – День взятия Бастилии )
Историко-философская драма
1902 Франсуа-Мийе  
1903 Жизнь Бетховена
( Жизнь Бетховена )
Новелла
1903 Придет время
( Время придет )
Драма
1903 Народный театр
( Народный театр )
Основополагающий очерк демократизации театра.
1904 Ла Монтеспан Историко-философская драма
1904–1912 Жан-Кристоф Цикл из десяти томов, разделенный на три серии — «Жан-Кристоф» , «Жан-Кристоф в Париже » и «Конец путешествия» , изданные Cahiers de la Quinzaine.
1904 Рассвет Первый том серии Жан-Кристоф
1904 Утро
( Утро )
Второй том серии Жан-Кристоф
1904 Подросток
( Подросток )
Третий том серии Жан-Кристоф
1905 Восстание
( Восстание )
Четвертый том серии Жан-Кристоф
1907 Жизнь Микеланджело
( Жизнь Микеланджело )
Биография
1908 Музыканты наших дней
( Современные музыканты )
Сборник статей и очерков о музыке
1908 Музыканты прошлых лет
( Музыканты прошлого )
Сборник статей и очерков о музыке
1908 Ярмарка на площади Первый том серии «Жан-Кристоф в Париже».
1908 Антуанетта Второй том серии «Жан-Кристоф в Париже» .
1908 В доме
( Дома )
Третий том серии «Жан-Кристоф в Париже» .
1910 Гендель
( Коммерция )
 
1910 Друзья
( Друзья )
Первый том серии « Конец путешествия» .
1911 Жизнь Толстого
( Жизнь Толстого )
Биография
1911 Пылающий куст Второй том серии « Конец путешествия» .
1912 Новый день Третий том серии «Конец путешествия» .
1911 Жан-Кристоф: Рассвет. Утро . Молодость . Бунт На английском языке первые четыре тома опубликованы в одном. Генри Холт и компания. Перевод Гилберта Кэннана
1911 Жан-Кристоф в Париже: Рыночная площадь. Антуанетта. Дом На английском языке вторые три тома опубликованы в одном. Генри Холт и компания. Перевод Гилберта Кэннана
1915 Жан-Кристоф: Конец путешествия: Любовь и дружба. Неопалимая Купина. Новый рассвет На английском языке последние три тома опубликованы в одном. Генри Холт и компания. Перевод Гилберта Кэннана
1912 Скромная героическая жизнь
( Смиренная жизнь героя )
 
1915 Над схваткой
( Над битвой )
Пацифистский манифест
1915 Получил Нобелевскую премию по литературе.
1917 Слава русской революции
( Салют русской революции )
 
1918 За Интернационал Духа
( За Интернационал Духа )
 
1918 Эпоха ненависти
( Эпоха ненависти )
 
1919 Кола Брюньон Бургундская история и основа «Кола Брюньон» оперы Дмитрия Кабалевского
1919 вот оно Играть
1919 Предшественники
( Предтечи )
 
1920 Клерамбо  
1920 Пьер и Люси  
1921 Выбранные страницы
( Выбранные страницы )
 
1921 Бунт машин
( Восстание машин )
 
1922 Аннет и Сильви Первый том «Очарованной души»
1922 Побеждённые  
1922–1933 Зачарованная душа
( Очарованная душа )
Семь томов
1923 Основал обзор Европа
1924 Лето
( Лето )
Второй том Зачарованной души
1924 Махатма Ганди  
1924 Игра любви и смерти
( Игра любви и смерти )
основа «Игра любви и смерти» . оперы Яна Циккера
1926 Пасхальные цветы  
1927 Мать и сын
( Мать и дитя )
Третий том Зачарованной души
1928 Леонидес  
1928 От героики к аппассионате
( От героического к страстному )
 
1929 Очерк о мистике действия
( Исследование мистики действия )
 
1929 Индия жива
( Живая Индия )
Эссе
1929 Жизнь Рамакришны
( Жизнь Рамакришны )
Эссе
1930 Жизнь Вивекананды
( Жизнь Вивекананды )
Эссе
1930 Вселенское Евангелие Эссе
1930 Гете и Бетховен
( Гете и Бетховен )
Эссе
1933 Предвестник Четвертый том Зачарованной души
1935 Пятнадцать лет борьбы  
1936 Попутчики  
1937 Песня Воскресения
( Песня Воскресения )
 
1938 Бессмертные страницы Руссо.
( «Бессмертные страницы Руссо »)
 
1939 Робеспьер Историко-философская драма
1942 Внутреннее путешествие
( Внутреннее путешествие )
 
1943 Собор прерван
( Прерванный собор )
Тома I и II
1945 Пеги Посмертная публикация
1945 Собор прерван Том III, посмертно

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Люкконен, Петри. «Ромэн Роллан» . Книги и писатели (kirjasto.sci.fi) . Финляндия: Куусанкоски Публичная библиотека . Архивировано из оригинала 24 сентября 2014 года.
  2. ^ Хендерсон, Роберт (2001). «Ромен Роллан». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  3. ^ «Мысли о Рамакришне» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2008 года . Проверено 4 октября 2008 г.
  4. ^ Уолтерс, Керри С; Портмесс, Лиза. (1999). Этическое вегетарианство: от Пифагора до Питера Сингера . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 135-138. ISBN   0-7914-4044-3
  5. ^ "Ромэн Роллан (1866-1944)" . Международный вегетарианский союз.
  6. ^ ван Дусбург, Тео (22 октября 2010 г.). «Де Стиль, «Краткий обзор материалов [Конгресса международных прогрессивных художников] с последующими заявлениями групп художников» (1922)» . Modernistarchitecture.wordpress.com . Росс Лоуренс Вульф . Проверено 30 ноября 2018 г.
  7. ^ Сеплер, Ларри (1987). Под тенью войны: фашизм, антифашизм и марксисты, 1918–1939 гг . Издательство Колумбийского университета. п. 80. ИСБН  978-0-231-06532-0 . Проверено 6 марта 2015 г.
  8. ^ Майкл Дэвид-Фокс, . «Героическая жизнь» друга сталинизма: Ромен Роллан и советская культура». Славоника 11.1 (2005): 3-29.
  9. ^ Цвейг, Стефан, Вчерашний мир , стр.101 (1953) .
  10. ^ Серж, Виктор (2019). Тетради: 1936-1947 гг . Нью-Йорк: Обзоры книг Нью-Йорка . стр. 506–509. ISBN  978-1-68137-270-9 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвид Брэдби, «Роллан, Ромен». В Кембриджском путеводителе по театру. Эд. Мартин Бэнэм. (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1998). ISBN   0-521-43437-8 . стр.930.
  12. ^ Ромен Роллан, Le Théâtre du peuple (Париж: Альбин Мишель) стр.121. Цитируется Дэвидом Брэдби и Джоном Маккормиком, Народный театр (Лондон: Крум Хелм и Тотова, Нью-Джерси: Роуман и Литтлфилд, 1978). ISBN   0-8476-6073-7 . стр. 16.
  13. ^ Цитируется Дэвидом Брэдби и Джоном Маккормиком, Народный театр (Лондон: Крум Хелм и Тотова, Нью-Джерси: Роуман и Литтлфилд, 1978). ISBN   0-8476-6073-7 . стр.32.
  14. ^ Дэвид Брэдби и Джон Маккормик, Народный театр (Лондон: Крум Хелм и Тотова, Нью-Джерси: Роуман и Литтлфилд, 1978). ISBN   0-8476-6073-7 . стр.32.
  15. ^ Цитируется Дэвидом Брэдби и Джоном Маккормиком, Народный театр (Лондон: Крум Хелм и Тотова, Нью-Джерси: Роуман и Литтлфилд, 1978). ISBN   0-8476-6073-7 . стр. 32-33.
  16. ^ См. Джон Уиллетт, Театр Эрвина Пискатора: полвека политики в театре , Лондон: Метуэн, 1978 (стр. 15, 35, 46–7, 179). ISBN   0-413-37810-1 .
  17. ^ Фишер (1929, 353).
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хью Роррисон в «Пискаторе» (1929, 55–56).
  19. ^ Фишер (1929, 58).
  20. ^ Джон Круикшанк, «Роллан, Ромен», в Энтони Торлби (редактор), «Пингвин-спутник литературы 2: Европейская литература» . Хармондсворт: Пингвин, 1969, с. 661.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рихард Штраус; Ромен Роллан (1968). Ролло Майерс (ред.). Рихард Штраус и Ромен Роллан: Переписка . Колдер, Лондон.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джеймс Морвуд (2018). Рихарда Штрауса « Саломея и французский текст Оскара Уайльда» . Уайлдин (52): 63–73. JSTOR   48569305 . Проверено 30 июля 2022 г.
  23. ^ Уильям Б. Парсонс, Загадка океанического чувства: пересмотр психоаналитической теории мистицизма (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1999) 23, [ ISBN отсутствует ] 2 апреля 2007 г. Архивировано 4 июня 2011 г. в Wayback Machine .
  24. ^ Уильям Б. Парсонс, Загадка океанического чувства: пересмотр психоаналитической теории мистицизма (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1999) 19, [ ISBN отсутствует ] 2 апреля 2007 г. Архивировано 4 июня 2011 г. в Wayback Machine.
  25. ^ Лахман, Марвин (2014). Злодейская сцена: криминальные пьесы на Бродвее и в Вест-Энде . МакФарланд. ISBN  978-0-7864-9534-4 . OCLC   903807427 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фишер, Дэвид Джеймс. Ромен Роллан и политика интеллектуального взаимодействия (2003)
  • Дэвид-Фокс, Майкл. «Героическая жизнь» друга сталинизма: Ромен Роллан и советская культура». Славоника 11.1 (2005): 3-29. Онлайн [ мертвая ссылка ]
  • Цвейг, Стефан. Ромен Роллан: Человек и его работа (1921) ( онлайн )
[ редактировать ]

Электронные издания

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2e9b790b921cee8966eb593d7ac6302f__1718423700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/2f/2e9b790b921cee8966eb593d7ac6302f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Romain Rolland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)