Jump to content

Океаническое чувство

Картина человека, тянущегося к природе
Манфред и альпийская ведьма , Джон Мартин

В письме Зигмунду Фрейду . в 1927 году Ромен Роллан придумал фразу « океаническое чувство » для обозначения «ощущения « вечности » , ощущения « единства с внешним миром в целом», вдохновленного примером Рамакришны , среди других мистиков. [1] [2] По мнению Роллана, это чувство является источником всей религиозной энергии, пронизывающей различные религиозные системы, и можно с полным основанием называть себя религиозным на основании одного лишь этого океанического чувства, даже если он отрекается от всякой веры и от всякой иллюзии. [3] Фрейд обсуждает это чувство в своих работах «Будущее иллюзии» (1927) и «Цивилизация и ее недовольство» (1929). Там он считает это фрагментарным пережитком своего рода сознания, которым обладает младенец, который еще не дифференцировал себя от других людей и вещей. [4]

5 декабря 1927 года Роллан придумал эту фразу в письме к Фрейду , написав, что ему следует учитывать духовные переживания, или «океаническое чувство», в своих психологических работах: [5] [6]

Но мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали спонтанное религиозное чувство или, точнее, религиозное ощущение, которое есть... простой и непосредственный факт ощущения вечного (который вполне может быть и не не вечным, а просто без ощутимые пределы и словно океанические). [7]

В строгом переводе:

Но мне бы хотелось, чтобы вы анализировали спонтанное религиозное чувство или, точнее, религиозное чувство, которое есть... простой и непосредственный факт чувства вечного (которое вполне может быть не вечным, а просто без ощутимых пределов и подобно океаническому). [8]

Роллан основывал свое описание на примере Рамакришны, который испытал свой первый духовный экстаз в возрасте шести лет. [9] [10] Начиная с 10-го или 11-го года обучения в школе трансы стали обычным явлением, и к последним годам его жизни Рамакришны периоды самадхи случались почти ежедневно. [10]

Роллан описывал трансы и мистические состояния, переживаемые Рамакришной и другими мистиками, как « океаническое» чувство, которое испытал и Роллан. [11] По описанию Роллана, это «ощущение «вечности», ощущение чего-то безграничного, необъятного», «чувство неразрывной связи, единения с внешним миром в целом». [1] Роллан считал, что универсальное человеческое религиозное чувство напоминает это «океаническое чувство». [12] В своей книге 1929 года « Жизнь Рамакришны » Роллан провел различие между чувствами единства и вечности, которые Рамакришна испытывал в своих мистических состояниях, и интерпретацией этих чувств Рамакришной как богини Кали . [13]

Фрейд заканчивает «Будущее иллюзии» обсуждением этой концепции и возобновляет дискуссию в начале « Цивилизации и ее недовольства» , отвечая на просьбу Роллана. Там он приписывает концепцию анонимному другу.

объяснение Фрейда

[ редактировать ]

Фрейд утверждает, что «океаническое чувство», если оно существует, — это сохранившееся с младенчества «примитивное эго-чувство». Примитивное чувство эго предшествует созданию эго и существует до тех пор, пока мать не перестанет кормить грудью. До этого ребенка регулярно кормят грудью в ответ на его плач и он понятия не имеет, что грудь ему не принадлежит. Поэтому у младенца нет понятия « я » или, скорее, он считает грудь частью себя. Фрейд утверждает, что те, кто во взрослом возрасте испытывают океаническое чувство, на самом деле испытывают сохраненное примитивное чувство эго. Эго, напротив, возникает, когда у него отнимают грудь, и предполагает признание младенцем того, что оно отделено от материнской груди и, следовательно, что существуют другие люди. Фрейд утверждает, что сосуществование этого первичного эго-чувства с эго у некоторых людей не обязательно противоречит психоаналитической теории. Главный аргумент в пользу этого состоит в том, что психоаналитическая теория утверждает, что все мысли сохраняются благодаря сохранению психической энергии. Следовательно, «океаническое чувство», описываемое как единство с миром или безграничность, — это просто описание чувства, которое испытывает младенец до того, как он узнает, что в мире есть другие люди. [4] [14]

Другие объяснения

[ редактировать ]

Актуальность позиции Ромена в отношении океанического чувства была признана учеными, которые выступают за более широкое понимание религии и духовности, предлагая трансформационную модель психологии, подтверждающую утверждения мистиков. [15] [14] Нейротеология, с другой стороны, исследует неврологическую основу религиозных переживаний , таких как единство со вселенной и экстатический транс. [16]

Вначале спонтанные переживания Рамакришны интерпретировались как эпилептические припадки . [17] [18] [19] [20] интерпретация, которая была отвергнута самим Рамакришной. [19] По словам Анила Д. Десаи, Рамакришна страдал психомоторной эпилепсией. [20] также называется височной эпилепсией . [21] [примечание 1]

Эти переживания также могут быть вызваны намеренно. Эндрю Б. Ньюберг , Юджин Г. д'Акуили и Винс Рауз обнаружили, что «интенсивно сфокусированное духовное созерцание вызывает изменение в активности мозга, которое заставляет человека воспринимать трансцендентные религиозные переживания как прочную, осязаемую реальность. Другими словами, ощущение, которое буддисты называют единством со Вселенной ». [22]

Болгарско-французский философ Юлия Кристева пишет об океаническом чувстве в книге «Черное солнце: депрессия и меланхолия» . Ее концепция аналогична концепции Фрейда, связывающей это чувство с инфантильной регрессией. [23] Совсем недавно ученый-чернокожий и поэт Джеки Ван написал о понятии океанического чувства в статье «Океаническое чувство и коммунистический аффект», обрисовав в общих чертах его историческое развитие через работы Роллана и его отношение к Спинозе , Фрейду , Кристевой , наконец, связав его с чернота и травма Среднего прохода , как обсуждал Фред Мотен . [24]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ См.: Девинский, Дж.; Шахтер, С. (2009). «Вклад Нормана Гешвинда в понимание поведенческих изменений при височной эпилепсии: лекция в феврале 1974 года». Эпилепсия и поведение . 15 (4): 417–24. дои : 10.1016/j.yebeh.2009.06.006 . ПМИД   19640791 . S2CID   22179745 . за описание характеристик височной эпилепсии, включая повышенную религиозность как «очень яркую особенность». См. также Синдром Гешвинда , где описаны поведенческие феномены, наблюдаемые у некоторых пациентов с височной эпилепсией, и Джесс Хилл , «В поисках Бога в припадке: связь между височной эпилепсией и мистицизмом» , где описаны некоторые непосредственные описания вызванных эпилепсией «видений и трансоподобные состояния».
  1. ^ Перейти обратно: а б Робертс, Роберт (18 ноября 2016 г.). «Эмоции в христианской традиции» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
  2. ^ Массон 2012 , с. 33 .
  3. ^ Онтология религиозности: океаническое чувство и ценность пережитого опыта
  4. ^ Перейти обратно: а б Фрейд, Зигмунд. Цивилизация и ее недовольство , стр. 11–13 .
  5. ^ Роланд, Алан (март 1998 г.). «Рамакришна: мистический, эротический или и то, и другое?». Журнал религии и здоровья . 37 : 31–36. дои : 10.1023/A:1022956932676 . S2CID   21072291 .
  6. ^ «Океаническое чувство» Анри Вермореля и Мадлен Вермораль в Международном словаре психоанализа .
  7. ^ Массон 2012 , с. 34 .
  8. ^ Парсонс 1999 , с. 36 .
  9. ^ Залески и Залески 2005 , стр. 162–163.
  10. ^ Перейти обратно: а б Бхавук 2003 .
  11. ^ Парсонс 1999 , с. 37 .
  12. ^ Торговник, Марианна (1998). Первобытная страсть: мужчины, женщины и поиск экстаза . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 12. ISBN  9780226808376 . OCLC   445179421 .
  13. ^ Парсонс 1999 , с. 114 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Остоу 2006 , с. 3 .
  15. ^ Парсонс 1999 .
  16. ^ Бертон 2008 .
  17. ^ Нивел 1976 , с. 70 .
  18. ^ Вивекананда 2005 , с. 482.
  19. ^ Перейти обратно: а б Адисварананда 2005 , с. 65.
  20. ^ Перейти обратно: а б Катрак 2006 .
  21. ^ Беннетт 1962 .
  22. ^ Ньюберг, Эндрю Б .; д'Акуили, Юджин Г .; Раузе, Винс (2002). Почему Бог не уходит. Наука о мозге и биология убеждений . Нью-Йорк: Ballantine Books . ISBN  0-345-44034-Х .
  23. ^ «Океаническое чувство и коммунистический аффект» . Джулия Тофана, аптекарь . Декабрь 2016 года . Проверено 24 февраля 2021 г.
  24. ^ «Океаническое чувство и коммунистический аффект» . Джулия Тофана, аптекарь . Декабрь 2016 года . Проверено 24 февраля 2021 г.

Общие и цитируемые источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf929d0f4eee830e59164b931caec2c5__1711162080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/c5/bf929d0f4eee830e59164b931caec2c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Oceanic feeling - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)