Наслаждение
В философии и психоанализе континентальной наслаждение — это нарушение субъектом регулирования удовольствия. Оно связано с разделением и расщеплением субъекта, которое спонтанно вынуждает субъекта преступать запреты, налагаемые на наслаждение, и выходить за пределы принципа удовольствия . [1] За этим пределом удовольствие становится болью, прежде чем этот первоначальный «болезненный принцип» разовьется в то, что Жак Лакан называл наслаждением ; [2] это страдание , воплощенное в замечании Лакана о «откате, налагаемом на всех, поскольку оно включает в себя ужасные обещания, подходом наслаждения как такового». Он также связал наслаждение с комплексом кастрации и особенно с агрессивностью влечений к смерти .
В лакановском психоанализе
[ редактировать ]Часть серии статей о |
Психоанализ |
---|
![]() |
Английские издания произведений Жака Лакана обычно оставляют наслаждение непереведенным, чтобы передать его специализированное использование. [3] Лакан впервые разработал свою концепцию оппозиции между наслаждением и принципом удовольствия на своем семинаре «Этика психоанализа» (1959–1960). Лакан считал, что «есть наслаждение, выходящее за рамки принципа удовольствия». [4] связан с частичным приводом. Однако, по мнению Лакана, результатом нарушения принципа удовольствия является не увеличение удовольствия, а боль, поскольку субъект может вынести лишь определенное количество удовольствия. На своем более позднем семинаре «Другая сторона психоанализа» (1969–1970) Лакан представил концепцию «избыточного наслаждения » (франц. plus-de-jouir ), вдохновленную концепцией Маркса о прибавочной стоимости : он считал objet petit а как избыток наслаждения , не имеющий потребительной стоимости и сохраняющийся просто ради наслаждения .
Лакан считал, что наслаждение по своей сути фаллично , то есть оно не связано с « Другим » как таковым. Однако на своем семинаре «Encore» (1972–1973) Лакан представил идею специфически женского наслаждения , заявив, что женщины имеют «по отношению к тому, что фаллическая функция обозначает наслаждение , дополнительное наслаждение ... наслаждение тела». что... за пределами фаллоса ». [5] Это женское наслаждение невыразимо, поскольку и женщины, и мужчины могут испытывать его, но ничего о нем не знать. [ нужна ссылка ] Джейн Галлоп отметила, что «невозможно дать адекватный перевод наслаждения », добавив, что крайне важно «не ассимилировать его, а сохранить его чужеродность». [6]
В философии и теории литературы
[ редактировать ]Словенский философ Славой Жижек , известный теоретик лакана, принял этот термин в свою философию; он также играет важную роль в творчестве Юлии Кристевой и Ролана Барта .
В своей по теории литературы книге 1973 года «Удовольствие от текста » Барт делит воздействие текстов на две части: plaisir (в переводе «удовольствие») и наслаждение . Это различие соответствует дальнейшему различению, которое Барт проводит между «читательскими» и «писательскими» текстами. Удовольствие от текста соответствует читательскому тексту, который не оспаривает позицию читателя как субъекта . Писательский текст дает блаженство, которое взрывает литературные коды и позволяет читателю вырваться из своей субъектной позиции.
Для Барта plaisir — это «удовольствие… связанное с культурным наслаждением и идентичностью, с культурным наслаждением идентичностью, с гомогенизирующим движением эго». [7] Как Ричард Миддлтон выразился , « Плезир , таким образом, возникает в результате действия структур значения, посредством которых субъект познает самого себя; наслаждение разрушает эти структуры». [8]
В феминистской теории
[ редактировать ]Французская писательница-феминистка Элен Сиксу использует термин «наслаждение» для описания формы женского удовольствия или сексуального восторга, сочетающего в себе умственные, физические и духовные аспекты женского опыта, граничащего с мистическим общением: «взрыв, распространение, бурление, изобилие... доставляет удовольствие». (jouit) в безграничности». [9] Сиксу утверждает, что наслаждение является источником творческой силы женщины и что подавление наслаждения не позволяет женщинам обрести свой собственный, полностью наделенный силой голос. [10] [11] Понятие наслаждения исследуется Сиксу и другими авторами в их работах по Écriture feminine , направлению феминистской литературной теории, зародившемуся во Франции в начале 1970-х годов.
Другие феминистки утверждают, что фрейдистская « истерия » — это наслаждение, искаженное патриархальной культурой, и говорят, что наслаждение — это трансцендентное состояние, которое представляет собой свободу от репрессивной линейности. В предисловии к « Новорожденной женщине » Сиксу литературный критик Сандра Гилберт пишет: «Чтобы избежать иерархических связей и тем самым приблизиться к тому, что Сиксу называет наслаждением , которое можно определить как практически метафизическое исполнение желания , выходящее далеко за рамки [простого] удовлетворение ... [Это] сплав эротического, мистического и политического». [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дж. Чайлдерс/Г. Под ред. Хентзи, Колумбийский словарь современной литературной и культурной критики (1995), стр. 162-3
- ^ Дилан Эванс, Вводный словарь лакановского психоанализа (2002), стр.93
- ^ Дилан Эванс, Вводный словарь лакановского психоанализа
- ^ Лакан, с. 184
- ^ Цитируется в J. Mitchell/J. Ред. Роуз, Женская сексуальность (1982), с. 145.
- ^ Галоп, Джейн (1 июля 1984 г.). «За пределами принципа наслаждения» . Представления . 7 (7): 110–115. дои : 10.2307/2928458 . ISSN 0734-6018 . JSTOR 2928458 .
- ^ Барт, Роланд. «Смерть автора». Изображение—Музыка—Текст. Пер. и изд. Стивен Хит. Нью-Йорк: Хилл, 1977.
- ^ Миддлтон, Ричард (1990/2002). Изучение популярной музыки . Филадельфия: Издательство Открытого университета. ISBN 0-335-15275-9 .
- ^ Цитируется в Э.Д. Эрмарте, Продолжение истории (1992), с. 160. Первоначально в Сиксу, Элен и Катрин Клеман: Новорожденная женщина . Перевод Бетси Винг, с. 91.
- ^ Введение в Cixous. Архивировано 9 апреля 2004 г. в Wayback Machine.
- ^ Дж. Фиске (1989). Понимание массовой культуры . Рутледж.
- ^ Гилберт, Сандра М. Введение. Новорожденная женщина. Элен Сиксу и Кэтрин Клеман, 1975. Пер. Бетси Уинг. Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1986.
Внешние ссылки
[ редактировать ]