Jump to content

Наслаждение

В философии и психоанализе континентальной наслаждение — это нарушение субъектом регулирования удовольствия. Оно связано с разделением и расщеплением субъекта, которое спонтанно вынуждает субъекта преступать запреты, налагаемые на наслаждение, и выходить за пределы принципа удовольствия . [1] За этим пределом удовольствие становится болью, прежде чем этот первоначальный «болезненный принцип» разовьется в то, что Жак Лакан называл наслаждением ; [2] это страдание , воплощенное в замечании Лакана о «откате, налагаемом на всех, поскольку оно включает в себя ужасные обещания, подходом наслаждения как такового». Он также связал наслаждение с комплексом кастрации и особенно с агрессивностью влечений к смерти .

В лакановском психоанализе

[ редактировать ]

Английские издания произведений Жака Лакана обычно оставляют наслаждение непереведенным, чтобы передать его специализированное использование. [3] Лакан впервые разработал свою концепцию оппозиции между наслаждением и принципом удовольствия на своем семинаре «Этика психоанализа» (1959–1960). Лакан считал, что «есть наслаждение, выходящее за рамки принципа удовольствия». [4] связан с частичным приводом. Однако, по мнению Лакана, результатом нарушения принципа удовольствия является не увеличение удовольствия, а боль, поскольку субъект может вынести лишь определенное количество удовольствия. На своем более позднем семинаре «Другая сторона психоанализа» (1969–1970) Лакан представил концепцию «избыточного наслаждения » (франц. plus-de-jouir ), вдохновленную концепцией Маркса о прибавочной стоимости : он считал objet petit а как избыток наслаждения , не имеющий потребительной стоимости и сохраняющийся просто ради наслаждения .

Лакан считал, что наслаждение по своей сути фаллично , то есть оно не связано с « Другим » как таковым. Однако на своем семинаре «Encore» (1972–1973) Лакан представил идею специфически женского наслаждения , заявив, что женщины имеют «по отношению к тому, что фаллическая функция обозначает наслаждение , дополнительное наслаждение ... наслаждение тела». что... за пределами фаллоса ». [5] Это женское наслаждение невыразимо, поскольку и женщины, и мужчины могут испытывать его, но ничего о нем не знать. [ нужна ссылка ] Джейн Галлоп отметила, что «невозможно дать адекватный перевод наслаждения », добавив, что крайне важно «не ассимилировать его, а сохранить его чужеродность». [6]

В философии и теории литературы

[ редактировать ]

Словенский философ Славой Жижек , известный теоретик лакана, принял этот термин в свою философию; он также играет важную роль в творчестве Юлии Кристевой и Ролана Барта .

В своей по теории литературы книге 1973 года «Удовольствие от текста » Барт делит воздействие текстов на две части: plaisir (в переводе «удовольствие») и наслаждение . Это различие соответствует дальнейшему различению, которое Барт проводит между «читательскими» и «писательскими» текстами. Удовольствие от текста соответствует читательскому тексту, который не оспаривает позицию читателя как субъекта . Писательский текст дает блаженство, которое взрывает литературные коды и позволяет читателю вырваться из своей субъектной позиции.

Для Барта plaisir — это «удовольствие… связанное с культурным наслаждением и идентичностью, с культурным наслаждением идентичностью, с гомогенизирующим движением эго». [7] Как Ричард Миддлтон выразился , « Плезир , таким образом, возникает в результате действия структур значения, посредством которых субъект познает самого себя; наслаждение разрушает эти структуры». [8]

В феминистской теории

[ редактировать ]

Французская писательница-феминистка Элен Сиксу использует термин «наслаждение» для описания формы женского удовольствия или сексуального восторга, сочетающего в себе умственные, физические и духовные аспекты женского опыта, граничащего с мистическим общением: «взрыв, распространение, бурление, изобилие... доставляет удовольствие». (jouit) в безграничности». [9] Сиксу утверждает, что наслаждение является источником творческой силы женщины и что подавление наслаждения не позволяет женщинам обрести свой собственный, полностью наделенный силой голос. [10] [11] Понятие наслаждения исследуется Сиксу и другими авторами в их работах по Écriture feminine , направлению феминистской литературной теории, зародившемуся во Франции в начале 1970-х годов.

Другие феминистки утверждают, что фрейдистская « истерия » — это наслаждение, искаженное патриархальной культурой, и говорят, что наслаждение — это трансцендентное состояние, которое представляет собой свободу от репрессивной линейности. В предисловии к « Новорожденной женщине » Сиксу литературный критик Сандра Гилберт пишет: «Чтобы избежать иерархических связей и тем самым приблизиться к тому, что Сиксу называет наслаждением , которое можно определить как практически метафизическое исполнение желания , выходящее далеко за рамки [простого] удовлетворение ... [Это] сплав эротического, мистического и политического». [12]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дж. Чайлдерс/Г. Под ред. Хентзи, Колумбийский словарь современной литературной и культурной критики (1995), стр. 162-3
  2. ^ Дилан Эванс, Вводный словарь лакановского психоанализа (2002), стр.93
  3. ^ Дилан Эванс, Вводный словарь лакановского психоанализа
  4. ^ Лакан, с. 184
  5. ^ Цитируется в J. Mitchell/J. Ред. Роуз, Женская сексуальность (1982), с. 145.
  6. ^ Галоп, Джейн (1 июля 1984 г.). «За пределами принципа наслаждения» . Представления . 7 (7): 110–115. дои : 10.2307/2928458 . ISSN   0734-6018 . JSTOR   2928458 .
  7. ^ Барт, Роланд. «Смерть автора». Изображение—Музыка—Текст. Пер. и изд. Стивен Хит. Нью-Йорк: Хилл, 1977.
  8. ^ Миддлтон, Ричард (1990/2002). Изучение популярной музыки . Филадельфия: Издательство Открытого университета. ISBN   0-335-15275-9 .
  9. ^ Цитируется в Э.Д. Эрмарте, Продолжение истории (1992), с. 160. Первоначально в Сиксу, Элен и Катрин Клеман: Новорожденная женщина . Перевод Бетси Винг, с. 91.
  10. ^ Введение в Cixous. Архивировано 9 апреля 2004 г. в Wayback Machine.
  11. ^ Дж. Фиске (1989). Понимание массовой культуры . Рутледж.
  12. ^ Гилберт, Сандра М. Введение. Новорожденная женщина. Элен Сиксу и Кэтрин Клеман, 1975. Пер. Бетси Уинг. Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1986.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c97f907d056cfd60eb1513dd76686f8__1718636100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/f8/3c97f907d056cfd60eb1513dd76686f8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jouissance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)