Эрик Эриксон
Эрик Эриксон | |
---|---|
Рожденный | Эрик Саломонсен 15 июня 1902 г. |
Умер | 12 мая 1994 г. | (91 год)
Гражданство |
|
Супруг | |
Дети | 4, включая Кая Т. Эриксона |
Награды |
|
Академическое образование | |
Влияния | |
Академическая работа | |
Дисциплина | Психология |
Субдисциплина | |
Учреждения | |
Известные студенты | Ричард Сеннетт |
Известные работы |
|
Известные идеи | Теория психологического развития |
Под влиянием |
Эрик Хомбургер Эриксон (урожденный Эрик Саломонсен ; 15 июня 1902 — 12 мая 1994) — американский детский психоаналитик, известный своей теорией психосоциального развития человека. Он придумал термин « кризис идентичности» .
Несмотря на отсутствие университетского образования, Эриксон работал профессором в известных институтах, включая Гарвард , Калифорнийский университет в Беркли , [9] и Йель . Обзор общей психологии , опубликованный в 2002 году, поставил Эриксона на 12-е место среди самых выдающихся психологов 20-го века. [10]
Ранняя жизнь [ править ]
Мать Эриксона, Карла Абрахамсен, происходила из известной еврейской семьи из Копенгагена , Дания . Она была замужем за биржевым маклером-евреем Вальдемаром Исидором Саломонсеном, но на момент зачатия Эрика прожила с ним отдельно в течение нескольких месяцев. О биологическом отце Эрика мало что известно, за исключением того, что он был датчанином нееврейского происхождения. Узнав о своей беременности, Карла сбежала во Франкфурт-на-Майне в Германии , где Эрик родился 15 июня 1902 года и получил фамилию Саломонсен. [11] Она сбежала из-за того, что зачала Эрика вне брака, и личность биологического отца Эрика так и не была раскрыта. [9]
После рождения Эрика Карла выучилась на медсестру и переехала в Карлсруэ, Германия . В 1905 году она вышла замуж за еврейского педиатра Теодора Хомбургера. В 1908 году имя Эрика Саломонсена было изменено на Эрик Хомбургер, а в 1911 году его официально усыновил отчим. [12] Карла и Теодор сказали Эрику, что Теодор был его настоящим отцом, открыв ему правду только в позднем детстве; он всю жизнь горько сожалел об обмане. [9]
Развитие идентичности , по-видимому, было одной из величайших забот Эриксона в его жизни, а также центральным элементом его теоретической работы. Будучи пожилым человеком, он писал о своем юношеском «замешательстве идентичности» в европейские дни. «Моя путаница в идентичности, - писал он, - временами была на грани между неврозом и подростковым психозом». Дочь Эриксона написала, что «настоящая психоаналитическая личность» ее отца не была установлена до тех пор, пока он «не заменил фамилию своего отчима [Хомбургер] на имя собственного изобретения [Эриксон]». [13] Решение сменить фамилию пришло к нему, когда он начал свою работу в Йельском университете, а имя «Эриксон» было принято семьей Эрика, когда они стали американскими гражданами. [9] Говорят, что его детям понравилось то, что их больше не будут называть «Гамбургерами». [9]
Эрик был высоким светловолосым голубоглазым мальчиком, воспитанным в иудейской религии. Из-за этой смешанной идентичности он стал объектом фанатизма как со стороны еврейских, так и со стороны нееврейских детей. В храмовой школе сверстники дразнили его за то, что он нордик ; в гимназии его дразнили за то, что он еврей. [14] В Das Humanistische Gymnasium его основными интересами были искусство, история и языки, но у него не было общего интереса к школе, и он окончил ее без академических отличий. [15] После окончания школы, вместо того, чтобы посещать медицинскую школу, как того хотел его отчим, он поступил в художественную школу в Мюнхене , что очень понравилось его матери и ее друзьям.
Неуверенный в своем призвании и своем месте в обществе, Эрик бросил школу и начал длительный период скитаний по Германии и Италии в качестве странствующего художника вместе со своим другом детства Питером Блосом и другими. Для детей из известных немецких семей «год странствий» не был редкостью. Во время своих путешествий он часто продавал или обменивал свои эскизы с людьми, которых встречал. В конце концов Эрик понял, что никогда не станет полноценным художником, вернулся в Карлсруэ и стал учителем рисования. Пока он работал преподавателем, наследница наняла Эрика для рисования и, в конечном итоге, обучения ее детей. Эрик очень хорошо работал с этими детьми, и в конечном итоге его наняли многие другие семьи, близкие к Анне и Зигмунду Фрейдам. [9] В течение этого периода, который длился до тех пор, пока ему не исполнилось двадцать пять лет, он продолжал бороться с вопросами о своем отце и конкурирующими идеями этнической, религиозной и национальной идентичности. [16]
и Психоаналитический обучение опыт
Когда Эриксону было двадцать пять, его друг Питер Блос пригласил его в Вену, чтобы преподавать искусство. [9] в небольшой школе Берлингем-Розенфельд для детей, чьи богатые родители проходили психоанализ у Зигмунда Фрейда дочери , Анны Фрейд . [17] Анна заметила чувствительность Эриксона к детям в школе и посоветовала ему изучать психоанализ в Венском психоаналитическом институте, где видные аналитики Август Айххорн , Хайнц Хартманн и Пауль Федерн были среди тех, кто руководил его теоретическими исследованиями. Он специализировался на детском анализе и прошел тренинг-анализ у Анны Фрейд. Хелен Дойч и Эдвард Бибринг руководили его первоначальным лечением взрослого человека. [17] Одновременно он изучал метод обучения Монтессори , ориентированный на развитие ребенка и сексуальные стадии. [18] [ не удалось пройти проверку ] В 1933 году он получил диплом Венского психоаналитического института. Это, а также его диплом Монтессори должны были стать единственными заслугами Эриксона в работе всей его жизни.
США [ править ]
В 1930 году Эриксон женился на Джоан Моват Серсон , канадской танцовщице и художнице, с которой Эриксон познакомился на костюмированном балу. [8] [19] [20] Во время их брака Эриксон принял христианство. [21] [22] В 1933 году, с приходом к власти Адольфа Гитлера в Германии, сожжением книг Фрейда в Берлине и потенциальной нацистской угрозой для Австрии, семья покинула обедневшую Вену со своими двумя маленькими сыновьями и эмигрировала в Копенгаген . [23] Не имея возможности восстановить датское гражданство из-за требований к проживанию, семья уехала в Соединенные Штаты, где гражданство не было проблемой. [24]
В Соединенных Штатах Эриксон стал первым детским психоаналитиком в Бостоне и занимал должности в Массачусетской больнице общего профиля , Центре ориентации судьи Бейкера, а также в Гарвардской медицинской школе и психологической клинике. Это было в то время, когда он завоевал исключительную репутацию клинициста. В 1936 году Эриксон покинул Гарвард и поступил на работу в Йельский университет , где работал в Институте социальных отношений и преподавал в медицинской школе . [25]
Эриксон продолжал углублять свой интерес к областям, выходящим за рамки психоанализа, и исследовать связи между психологией и антропологией. Он установил важные контакты с такими антропологами, как Маргарет Мид , Грегори Бейтсон и Рут Бенедикт . [26] Эриксон сказал, что его теория развития мышления основана на его социальных и культурных исследованиях. В 1938 году он покинул Йельский университет, чтобы изучать племя сиу в Южной Дакоте в их резервации. После учебы в Южной Дакоте он отправился в Калифорнию, чтобы изучать племя Юрок . Эриксон обнаружил различия между детьми племен сиу и юрок. Это положило начало жизненному увлечению Эриксона показу важности событий в детстве и того, как на них влияет общество. [27]
В 1939 году он покинул Йельский университет, и Эриксоны переехали в Калифорнию, где Эрика пригласили присоединиться к команде, занимавшейся лонгитюдным исследованием развития детей для Калифорнийского университета в Беркли Институте защиты детей . Кроме того, в Сан-Франциско он открыл частную практику по детскому психоанализу.
Находясь в Калифорнии, он смог провести свое второе исследование детей американских индейцев, когда присоединился к антропологу Альфреду Крёберу в поездке в Северную Калифорнию для изучения юрок . [15]
В 1950 году, после публикации книги « Детство и общество» , благодаря которой он наиболее известен, Эриксон покинул Калифорнийский университет, когда Калифорнийский закон о кредитовании потребовал от профессоров подписать клятву верности . [28] С 1951 по 1960 год он работал и преподавал в Центре Остина Риггса , известном психиатрическом лечебном учреждении в Стокбридже, штат Массачусетс , где он работал с эмоционально проблемными молодыми людьми. Другой известный житель Стокбриджа, Норман Роквелл , стал пациентом и другом Эриксона. В это время он также работал приглашенным профессором в Питтсбургском университете , где работал с Бенджамином Споком и Фредом Роджерсом в детском саду «Арсенал» Западного психиатрического института . [29]
Он вернулся в Гарвард в 1960-х годах в качестве профессора человеческого развития и оставался там до выхода на пенсию в 1970 году. [30] В 1973 году Национальный фонд гуманитарных наук выбрал Эриксона для чтения лекции Джефферсона , высшей награды США за достижения в области гуманитарных наук . Лекция Эриксона называлась «Измерения новой идентичности» . [31] [32]
Теории развития и эго [ править ]
Эриксону приписывают то, что он был одним из создателей эго-психологии , которая подчеркивала роль эго как нечто большее, чем просто слуга Оно. Хотя Эриксон принял теорию Фрейда, он не сосредоточился на отношениях между родителями и детьми и придавал большее значение роли эго, особенно развитию личности как личности. [33] По мнению Эриксона, среда, в которой жил ребенок, имела решающее значение для обеспечения роста, адаптации, источника самосознания и идентичности. Эриксон получил Пулитцеровскую премию. [34] и Национальная книжная премия США в категории «Философия и религия». [35] за правду Ганди (1969), [36] который больше сосредоточился на его теории применительно к более поздним этапам жизненного цикла.
Обсуждая развитие, Эриксон редко упоминал возрастную стадию развития. Фактически он назвал это длительным подростковым периодом , что привело к дальнейшему исследованию периода развития между подростковым возрастом и молодой взрослостью, называемого формирующейся взрослостью . [37] Теория развития Эриксона включает различные психосоциальные кризисы, каждый из которых строится на основе предыдущих стадий. [38] Результат каждого конфликта может иметь отрицательное или положительное влияние на развитие человека, однако отрицательный результат может быть пересмотрен и исправлен на протяжении всей жизни. [39] Эго-идентичность в сравнении с путаницей ролей: Эго-идентичность позволяет каждому человеку иметь чувство индивидуальности, или, как сказал бы Эриксон: «Эго-идентичность, тогда, в своем субъективном аспекте, представляет собой осознание того факта, что существует тождественность и непрерывность методов синтеза эго и непрерывность своего значения для других». [40] Однако путаница ролей, по мнению Барбары Энглер, — это «неспособность воспринимать себя как продуктивного члена собственного общества». [41] Эта неспособность воспринимать себя как продуктивного члена представляет собой большую опасность; это может произойти в подростковом возрасте, при поиске работы.
Теория личности [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2016 г. ) |
Ниже перечислены жизненные этапы Эриксона в порядке восьми этапов, на которых они могут быть приобретены, а также «добродетели», которые Эриксон приписал этим этапам (эти добродетели подчеркнуты).
- Надежда , базовое доверие против базового недоверия . Этот этап охватывает период младенчества (0–1,5 года), который является наиболее фундаментальным этапом жизни, поскольку на этом этапе строятся все остальные. [42] Разовьется ли у ребенка базовое доверие или базовое недоверие, это не просто вопрос воспитания. Оно многогранно и имеет сильные социальные компоненты. Это зависит от качества материнских отношений. [43] Мать осуществляет и отражает на ребенке свои внутренние представления о надежности, ощущении собственной значимости и т. д. Важной частью этого этапа является обеспечение стабильного и постоянного ухода за младенцем. Это помогает ребенку развить доверие, которое может перейти в отношения, отличные от родительских. Кроме того, дети развивают доверие к другим людям, которые могут их поддержать. [44] Если это удается, у ребенка развивается чувство доверия, которое «формирует у ребенка основу чувства идентичности». Неспособность развить это доверие приведет к чувству страха и ощущению, что мир непоследователен и непредсказуем.
- Воля , автономия против стыда . Этот этап охватывает раннее детство в возрасте примерно 1,5–3 лет и знакомит с концепцией автономии против стыда и сомнений. Ребенок начинает обнаруживать зачатки своей независимости, и родители должны помочь ребенку научиться выполнять основные задачи «самостоятельно». Разочарование может привести к тому, что ребенок усомнится в их эффективности. На этом этапе ребенок обычно пытается научиться пользоваться туалетом. [45] Кроме того, ребенок раскрывает свои таланты и способности, и важно обеспечить ему возможность исследовать эти виды деятельности. Эриксон утверждает, что важно предоставить детям свободу в исследованиях, но также создать среду, благоприятную для неудач. Поэтому родитель не должен наказывать или ругать ребенка за невыполнение задания. Стыд и сомнения возникают, когда ребенок чувствует себя некомпетентным в выполнении заданий и выживании. Воля достигается при успехе на этом этапе. Дети, добившиеся успеха на этом этапе, будут обладать «самоконтролем без потери самооценки». [44]
- Цель , инициатива и чувство вины . Этот этап охватывает детей дошкольного возраста от трех до пяти лет. Есть ли у ребенка возможность делать что-то самостоятельно, например, одеваться самостоятельно? Дети на этом этапе взаимодействуют со сверстниками, создают свои собственные игры и занятия. На этом этапе дети практикуют независимость и начинают принимать собственные решения. [46] Если ему позволить принимать эти решения, у ребенка разовьется уверенность в своей способности руководить другими. Если ребенку не разрешают принимать определенные решения, то развивается чувство вины. Вина на этой стадии характеризуется ощущением себя обузой для других, и поэтому ребенок обычно представляет себя последователем, поскольку ему не хватает уверенности, чтобы поступить иначе. [47] Дополнительно ребенок задает много вопросов для формирования знаний об окружающем мире. Если на вопросы отвечают критически и снисходительно, у ребенка также разовьется чувство вины. Успех на этом этапе приводит к целеустремленности, которая является нормальным балансом между двумя крайностями. [44]
- Компетентность , трудолюбие против неполноценности . Эта область совпадает с «латентным» периодом психоанализа и охватывает детей школьного возраста до подросткового возраста. Дети сравнивают свою самооценку с окружающими. Друзья могут оказать существенное влияние на рост ребенка. [48] Ребенок может распознать серьезные различия в личных способностях по сравнению с другими детьми. Эриксон уделяет особое внимание учителю, который должен следить за тем, чтобы дети не чувствовали себя неполноценными. На этом этапе значение группы друзей ребенка в его жизни возрастает. Часто на этом этапе ребенок пытается доказать свою компетентность в том, что вознаграждается в обществе, а также развивать удовлетворение своими способностями. Поощрение ребенка усиливает чувство адекватности и компетентности в достижении целей. Ограничения со стороны учителей или родителей приводят к сомнениям, сомнениям и нежеланию в своих способностях и, следовательно, могут не достичь полных возможностей. Компетентность, достоинство этого этапа, развивается, когда достигается здоровый баланс между двумя крайностями. [44]
- Верность , идентичность против смешения ролей . Этот раздел посвящен подростковому возрасту, то есть людям от двенадцати до восемнадцати лет. Это происходит, когда мы начинаем задавать себе вопросы и задавать вопросы, касающиеся того, кто мы и чего хотим достичь. Кто я, как мне вписаться? Куда я иду в жизни? Подросток исследует и ищет свою уникальную индивидуальность. Это делается путем рассмотрения личных убеждений, целей и ценностей. Нравственность личности также исследуется и развивается. [44] Эриксон считает, что если родители позволят ребенку исследовать, они сами определят свою идентичность. Однако если родители будут постоянно заставлять их соответствовать своим взглядам, подросток столкнется с замешательством личности. Подросток также смотрит в будущее с точки зрения трудоустройства, отношений и семьи. Изучение ролей, которые они выполняют в обществе, имеет важное значение, поскольку у подростка начинает развиваться желание вписаться в общество. Верность характеризуется способностью доверять другим и принимать других, даже с различиями. Кризис идентичности является результатом смешения ролей и может заставить подростка попробовать другой образ жизни. [44]
- Любовь , близость против изоляции . Это первая стадия развития взрослого человека. Такое развитие обычно происходит в молодом возрасте, то есть в возрасте от 18 до 40 лет. Этот этап знаменует собой переход от размышлений о себе к размышлениям о других людях в мире. Мы социальные существа, и поэтому нам необходимо быть с другими людьми и строить с ними отношения. Свидания, брак, семья и дружба важны на этом этапе их жизни. Это связано с увеличением роста интимных отношений с окружающими. [44] Важно отметить, что развитие эго на более раннем этапе жизни (средний подростковый возраст) является сильным предиктором того, насколько хорошо близость для романтических отношений будет развиваться в зрелом возрасте. [49] Успешно формируя любовные отношения с другими людьми, люди могут испытывать любовь и близость. В этих отношениях они также чувствуют безопасность, заботу и преданность. [44] Более того, если люди смогут успешно разрешить кризис близости и изоляции, они смогут достичь добродетели любви. [50] Те, кому не удается построить прочные отношения, могут чувствовать себя изолированными и одинокими.
- Забота , генеративность против застоя . Второй этап взрослой жизни наступает в возрасте от 40 до 65 лет. В это время люди обычно устроены в своей жизни и знают, что для них важно. Человек либо добивается успехов в своей карьере, либо движется в ней осторожно и не уверен, хочет ли он заниматься этим до конца своей трудовой жизни. Также в это время человек может заниматься воспитанием своих детей. Если они родители, то они переоценивают свои жизненные роли. [51] Это один из способов внести свой вклад в общество, а также повысить производительность труда и участие в общественной деятельности и организациях. [44] Люди, реализующие концепцию генеративности, верят в следующее поколение и стремятся творчески воспитать его посредством таких практик, как воспитание детей, обучение и наставничество. [52] Чувство генеративности может считаться значимым как для человека, так и для общества, иллюстрируя его роль эффективных родителей, лидеров организаций и т. д. [53] Если человека не устраивает то, как складывается его жизнь, он обычно сожалеет о решениях, которые принял в прошлом, и испытывает чувство бесполезности. [54]
- Мудрость , целостность Эго против отчаяния. Эта стадия затрагивает возрастную группу от 65 лет и старше. За это время человек достиг последней главы в своей жизни, и выход на пенсию приближается или уже наступил. Люди на этом этапе должны научиться принимать ход своей жизни, иначе они будут оглядываться на нее с отчаянием. [55] Эго-целостность означает принятие жизни во всей ее полноте: побед и поражений, того, что удалось и что не удалось. Мудрость является результатом успешного выполнения этой последней задачи развития. Мудрость определяется как «осведомленная и беспристрастная забота о самой жизни перед лицом самой смерти». [56] Наличие чувства вины по поводу прошлого или неспособность достичь важных целей в конечном итоге приведет к депрессии и безнадежности. Достижение достоинств сцены предполагает ощущение успешной жизни. [44]
- О девятой стадии см. Стадии психосоциального развития Эриксона § Девятая стадия .
Благоприятные результаты каждой стадии иногда называют добродетелями — термином, используемым в контексте работы Эриксона применительно к медицине и означающим «потенции». Эти добродетели также интерпретируются как «сильные стороны», которые считаются присущими индивидуальному жизненному циклу и последовательности поколений. [57] Исследования Эриксона показывают, что каждый человек должен научиться удерживать обе крайности каждой конкретной задачи жизненного этапа в напряжении друг с другом, не отвергая ни одну сторону напряжения, ни другую. Только когда обе крайности в задаче жизненного этапа поняты и приняты как необходимые и полезные, может проявиться оптимальное достоинство для этого этапа. Таким образом, «доверие» и «недоверие» должны быть поняты и приняты, чтобы реалистичная «надежда» стала жизнеспособным решением на первом этапе. Аналогичным образом, «честность» и «отчаяние» должны быть поняты и приняты, чтобы действенная «мудрость» стала жизнеспособным решением на последнем этапе.
Психология религии [ править ]
Писатели-психоаналитики всегда занимались неклинической интерпретацией культурных явлений, таких как искусство, религия и исторические движения. Эрик Эриксон внес настолько значительный вклад, что его работа была хорошо принята религиоведами и послужила стимулом для создания вторичной литературы. [58]
Психология религии Эриксона начинается с признания того, как религиозная традиция может взаимодействовать с базовым чувством доверия или недоверия ребенка. [59] Что касается теории личности Эриксона, выраженной в его восьми стадиях жизненного цикла, каждая из которых имеет свои различные задачи, которые необходимо освоить, каждая из них также включает в себя соответствующую добродетель, как упоминалось выше, которые образуют таксономию религиозной и этической жизни. Эриксон расширяет эту концепцию, подчеркивая, что индивидуальная и социальная жизнь человека характеризуется ритуализацией, «согласованным взаимодействием между по крайней мере двумя людьми, которые повторяют его через значимые промежутки времени и в повторяющихся контекстах». Такая ритуализация предполагает внимательное внимание к тому, что можно назвать церемониальными формами и деталями, высшие символические значения, активное участие участников и чувство абсолютной необходимости. [60] Каждая стадия жизненного цикла включает свою собственную ритуализацию с соответствующим ритуализмом: нуминозный против идолизма, рассудительный против законничества, драматический против олицетворения, формальный против формализма, идеологический против тотализма, аффилиативный против элитарного, поколенческий против авторитизма и интегральный. против догматизма. [61]
Пожалуй, самым известным вкладом Эриксона в психологию религии были его психобиографии длиной в книгу « Молодой человек Лютер: исследование психоанализа и истории » о Мартине Лютере и «Истина Ганди » о Мохандасе К. Ганди , за которые он замечательно получил Пулитцеровскую премию. и Национальная книжная премия . Обе книги пытаются показать, как развитие детства и родительское влияние, социальный и культурный контекст и даже политические кризисы сливаются с личностной идентичностью. Эти исследования демонстрируют, как каждый влиятельный человек обнаружил мастерство, как индивидуальное, так и социальное, в то, что Эриксон назвал бы историческим моментом. Такие люди, как Лютер или Ганди, были тем, кого Эриксон называл Homo Religiosus, людьми, для которых последний вызов жизненного цикла целостности и отчаяния является пожизненным кризисом, и они становятся одаренными новаторами, чье собственное психологическое лечение становится идеологическим прорывом для своего времени. [58]
Личная жизнь [ править ]
Эриксон женился на американской танцовщице и художнице канадского происхождения Джоан Эриксон (урожденной Саре Лукреции Серсон) в 1930 году, и они оставались вместе до его смерти. [21]
У Эриксонов было четверо детей: Кай Т. Эриксон , Джон Эриксон, Сью Эриксон Блоланд и Нил Эриксон. Его старший сын Кай Т. Эриксон — американский социолог . Их дочь Сью, «интегративный психотерапевт и психоаналитик», [62] описала своего отца как человека, которого всю жизнь мучило чувство личной неадекватности. [63] Он думал, что, объединив ресурсы со своей женой, он сможет «добиться признания», которое могло бы вызвать чувство адекватности. [64]
Эриксон умер 12 мая 1994 года в Харвиче, Массачусетс. Он похоронен на Первом конгрегационалистском церковном кладбище в Харвиче. [65]
Библиография [ править ]
Основные работы [ править ]
- Детство и общество (1950)
- Молодой человек Лютер: исследование психоанализа и истории (1958)
- Проницательность и ответственность (1966) [66]
- Идентичность: молодежь и кризис (1968) [67]
- Правда Ганди: об истоках воинствующего ненасилия (1969) [36]
- История жизни и исторический момент (1975) [68]
- Игрушки и причины: этапы ритуализации опыта (1977) [69]
- Взрослая жизнь (отредактированная книга, 1978) [70]
- Жизненно важное участие в старости (совместно с Дж. М. Эриксоном и Х. Кивником, 1986) [71]
- Эриксон, Эрик Х.; Эриксон, Джоан М. (1997). Жизненный цикл завершен (расширенная ред.). Нью-Йорк: WW Norton & Company (опубликовано в 1998 г.). ISBN 978-0-393-34743-2 .
Коллекции [ править ]
- Идентичность и жизненный цикл. Избранные статьи (1959) [72]
- «Взгляд на вещи - Избранные статьи с 1930 по 1980 годы, Эрик Х. Эриксон» изд. С. Шляйн, WW Norton & Co, Нью-Йорк, (1995)
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берстон 2007 , с. 93.
- ^ Стивенс 2008 , с. 109.
- ^ Маклеод, Сол (2017) [2008]. «Эрик Эриксон» . Просто Психология . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Хиткоут 2010 , с. 257.
- ^ Экенфельс 2008 , с. VII.
- ^ Осмер и Бриджерс 2018 .
- ^ Ирландия, Коридон (17 октября 2013 г.). «Говард Гарднер: «Благословение влияния» » . Гарвардская газета . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет . Проверено 20 октября 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Эрик Эриксон, 91 год, психоаналитик, изменивший взгляды на человеческий рост, умер» . Нью-Йорк Таймс . 13 марта 1994 года . Проверено 19 октября 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г «Эрик Эриксон» . Энциклопедия . 2018.
- ^ Хаггблум и др. 2002 .
- ^ Фридман 2000 , с. 29.
- ^ «Эрик Х. Эриксон» . Sweet Briar, Вирджиния: Колледж Sweet Briar. Архивировано из оригинала 15 мая 2013 года . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ Эриксон Блоланд 2005 , стр. 62, 64.
- ^ Хоар 2002 , с. 8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стивенс 1983 , гл. 1.
- ^ Хоар 2002 , стр. 8–9.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хоар 2002 , с. 9.
- ^ «Эрик Х. Эриксон» . Эриксоновский институт . Проверено 3 апреля 2016 г.
- ^ Стивенс 2008 , с. 8.
- ^ Шляйн, Стивен, изд. (2009) [2005]. «Документы Стивена Шляйна и Эрика Эриксона» . Кембридж: Гарвардский университет. Архивировано из оригинала 12 марта 2014 года . Проверено 11 марта 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томас, Роберт МакДжи. Младший (8 августа 1997 г.). «Джоан Эриксон умерла в 95 лет; сформировавшееся мнение о жизненных циклах» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ Энглер 2008 , с. 151; Фадиман и Фрагер 2002 , с. 208.
- ^ Олсен, Родни Д.; Фридман, Лоуренс Дж. (декабрь 2000 г.). «Архитектор идентичности: биография Эрика Х. Эриксона». Журнал американской истории . 87 (3): 1112. дои : 10.2307/2675414 . ISSN 0021-8723 . JSTOR 2675414 .
- ^ Хоар 2002 , с. 10.
- ^ «Эрик Эриксон | Американский психоаналитик | Британника» . www.britanica.com . Проверено 4 декабря 2021 г.
- ^ Хоар 2002 , с. 11.
- ^ «В этот день» . Нью-Йорк Таймс . 2010.
- ^ Бори, К. Джордж (2006) [1997]. «Эрик Эриксон, 1902–1994» . Шиппенсбург, Пенсильвания: Шиппенсбургский университет . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ Фридман 2000 , стр. 253, 261–262.
- ^ «Эрик Эриксон» . Psychology.fas.harvard.edu . Проверено 4 декабря 2021 г.
- ^ Эриксон 1974 .
- ^ Стаде, Джордж (19 мая 1976 г.). «Общества нашего национального характера» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 октября 2017 г.
- ^ Байнум-Грант, Даминга; Трэвис-Динкинс, Маргарет (2010). Очерк психиатрической помощи Шаума . Нью-Йорк: McGraw Hill Professional. п. 8. ISBN 978-0-07-162364-3 .
- ^ «Пулитцеровская премия 1970 года» . Пулитцеровские премии . Нью-Йорк: Колумбийский университет . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ «Национальная книжная премия – 1970» . Нью-Йорк: Национальный книжный фонд . Проверено 8 марта 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Х., Эриксон, Эрик (1969). Истина Ганди: об истоках воинствующего ненасилия . Нортон. OCLC 868769096 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Арнетт 2000 .
- ^ «Эрик Эриксон» . Psychology.fas.harvard.edu . Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ Фогель-Скибилиа, Сюзанна Э.; МакНалти, Кэтрин Коэн; Бакстер, Бет; Миллер, Стив; Обедайте, Макс; Фрезе, Фредерик Дж. (2009). «Процесс восстановления с использованием стадий человеческого развития Эриксона» . Общественный журнал психического здоровья . 45 (6): 405–414. дои : 10.1007/s10597-009-9189-4 . ISSN 0010-3853 . ПМК 2791471 . ПМИД 19533350 .
- ^ Эриксон, Эрик Х. (1963). Детство и общество (2-е изд.). Нью-Йорк: WW Norton & Company. Цитируется в Энглер 2014 , с. 142.
- ^ Энглер 2014 , с. 143.
- ^ «Базовое доверие и недоверие: теория Эрика Эриксона - видео и стенограмма урока» . исследование.com . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Ротенберг, Кен Дж. (1 декабря 1995 г.). «Социализация доверия: межличностное доверие родителей и детей». Международный журнал поведенческого развития . 18 (4): 713–726. дои : 10.1177/016502549501800408 . ISSN 0165-0254 . S2CID 145704944 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Маклеод, Сол (2017). «Эрик Эриксон» . Просто Психология .
- ^ Виджойо, Эрийоно Буди; Мустикасари, Мустикасари (23 мая 2020 г.). «Психосоциальные аспекты модели Эриксона поведения при пользовании туалетом для детей ясельного возраста: практический пример» . Индонезийский научный журнал по сестринскому делу . 3 (1): 1–9. дои : 10.31000/jiki.v3i1.1485 . ISSN 2580-3077 .
- ^ Харрелл, Кристен; Стек, Маргарет (2020), «Инициатива против вины», в Зейглер-Хилл, Вирджил; Шакелфорд, Тодд К. (ред.), Энциклопедия личности и индивидуальных различий , Cham: Springer International Publishing, стр. 2257–2259, doi : 10.1007/978-3-319-24612-3_597 , ISBN 978-3-319-24612-3 , S2CID 241069450
- ^ «[PDF] Эрик Эриксон | Психосоциальные стадии — Просто психология — Скачать PDF бесплатно» . docuri.com . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Эриксон, Эрик Х. (1997). Жизненный цикл завершен . Джоан М. Эриксон (Расширенная версия под ред.). Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0-393-03934-Х . ОСЛК 35198742 .
- ^ Бейерс, Вим; Зайффге-Кренке, Инге (2 марта 2010 г.). «Предшествует ли идентичность близости? Проверка теории Эриксона о романтическом развитии молодых людей 21 века» . Журнал подростковых исследований . 25 (3): 387–415. дои : 10.1177/0743558410361370 . hdl : 1854/LU-941691 . ISSN 0743-5584 . S2CID 44281123 .
- ^ Хатчисон, Элизабет (2007). Аспекты человеческого поведения: меняющийся жизненный курс . Таузенд-Оукс, Калифорния: Публикации SAGE. п. 290. ИСБН 978-1-4129-4126-6 .
- ^ Слейтер 2003 .
- ^ Ван Де Уотер, Донна А.; МакАдамс, Дэн П. (1989). «Генеративность и Эриксоновская «вера в вид» ». Журнал исследований личности . 23 (4): 435–449. дои : 10.1016/0092-6566(89)90013-5 . ISSN 0092-6566 .
- ^ Слейтер, Чарльз Л. (2003). «Генеративность против застоя: разработка Эриксоном взрослой стадии человеческого развития». Журнал развития взрослых . 10 (1): 53–65. дои : 10.1023/а:1020790820868 . ISSN 1068-0667 . S2CID 140501567 .
- ^ Кэппс, Дональд (1 сентября 2004 г.). «Десятилетия жизни: перемещение этапов Эриксона». Пастырская психология . 53 (1): 3–32. дои : 10.1023/B:PASP.0000039322.53775.2b . ISSN 1573-6679 . S2CID 144519449 .
- ^ Вестерхоф, Гербен Дж.; Больмейер, Эрнст Т.; Макадамс, Дэн П. (1 мая 2017 г.). «Связь целостности эго и отчаяния с личностными качествами и психическим здоровьем» . Журналы геронтологии: серия B. 72 (3): 400–407. дои : 10.1093/geronb/gbv062 . ISSN 1079-5014 . ПМИД 26443014 .
- ^ Эриксон и Эриксон 1997 , с. 61.
- ^ Кэппс, Дональд (2014). Вербальные портреты Эрика Эриксона: Лютер, Ганди, Эйнштейн, Иисус . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд. п. 106. ИСБН 978-1-4422-4151-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вульф, Дэвид М. (1991). Психология религии: классические и современные взгляды . Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. стр. 369–398. ISBN 0-471-50236-7 .
- ^ Эриксон, Эрик Х. (1980). Идентичность и жизненный цикл . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 64. ИСБН 0-393-00949-1 .
- ^ Эриксон, Эрик Х. (1966). «Онтогенез ритуализации у человека». Философские труды Лондонского королевского общества, серия B. 251 (772): 337–349. Бибкод : 1966RSPTB.251..337E . дои : 10.1098/rstb.1966.0019 . S2CID 83998401 .
- ^ Эриксон, Эрик Х. (1982). Завершенный жизненный цикл: обзор . Нью-Йорк: WW Нортон. стр. 32–33. ISBN 0-393-30229-6 .
- ^ Эриксон Блоланд, Сью (2015). «Покажите мне героя, и я напишу вам трагедию» . Новый Философ . № 10. Беседовал Боаг, Зан. ISSN 2201-7151 . Архивировано из оригинала 20 октября 2017 года . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Лейтер, Роберт (29 ноября 1999 г.). «Разъедающая природа славы» . Обзор еврейского мира . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Эриксон Блоланд 2005 , стр. 67.
- ^ Энциклопедия американской жизни Скрибнера
- ^ Эриксон, Эрик Х. (1994). Проницательность и ответственность: лекции об этических последствиях психоаналитического прозрения (изд. Norton pbk). Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0-393-31214-3 . OCLC 31741383 .
- ^ Кемф, Джон П. (1969). «Эрик Х. Эриксон. Идентичность, молодость и кризис. Нью-Йорк: WW Norton Company, 1968». Поведенческая наука . 14 (2): 154–159. дои : 10.1002/bs.3830140209 . ISSN 1099-1743 .
- ^ Эриксон, Эрик Х. (1975). История жизни и исторический момент (Первое изд.). Нью-Йорк: Нортон. ISBN 0-393-01103-8 . ОСЛК 1055523 .
- ^ Эриксон, Эрик Х. (1978). Игрушки и поводы: этапы ритуализации опыта . Бояре. ISBN 0-7145-2629-0 . OCLC 315744364 .
- ^ Эрик Х. Эриксон (1978). Взрослая жизнь: очерки (1-е изд.). Нью-Йорк: Нортон. ISBN 0-393-01165-8 . OCLC 3414835 .
- ^ Эриксон, Эрик Х.; Джоан М. Эриксон; Хелен К. Кивник (1986). Жизненно важное участие в старости (1-е изд.). Нью-Йорк: Нортон. ISBN 0-393-02359-1 . OCLC 13821644 .
- ^ Эриксон, Эрик Х. (1959). Идентичность и жизненный цикл: избранные статьи . Издательство международных университетов. OCLC 1016208029 .
Цитируемые работы [ править ]
- Арнетт, Джеффри Дженсен (2000). «Нарождающаяся взрослая жизнь: теория развития от позднего подросткового возраста до двадцатых годов». Американский психолог . 55 (5): 469–480. CiteSeerX 10.1.1.462.7685 . дои : 10.1037/0003-066x.55.5.469 . ISSN 1935-990Х . ПМИД 10842426 .
- Берстон, Дэниел (2007). Эрик Эриксон и американская психика: эго, этика и эволюция . Лэнхэм, Мэриленд: Джейсон Аронсон. ISBN 978-0-7657-0495-5 .
- Экенфельс, Эдвард Дж. (2008). Врачи на службе людей: восстановление гуманизма в медицине через студенческую общественную работу . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-4315-4 .
- Энглер, Барбара (2008). Теории личности: Введение (8-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Издательство Wadsworth. ISBN 978-0-547-14834-2 .
- ——— (2014). Теории личности: Введение (9-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Издательство Wadsworth. ISBN 978-1-285-08880-8 .
- Эриксон, Эрик Х. (1974). Размеры новой идентичности . Лекции Джефферсона по гуманитарным наукам. Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 978-0-393-00923-1 .
- Эриксон Блоланд, Сью (2005). В тени славы: мемуары дочери Эрика Х. Эриксона . Нью-Йорк: Викинг Пресс. ISBN 978-0-670-03374-4 .
- Фадиман, Джеймс ; Фрагер, Роберт (2002). Личность и личностный рост (5-е изд.). Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. ISBN 978-0-13-040961-4 .
- Фридман, Лоуренс Джейкоб (2000). Архитектор идентичности: биография Эрика Х. Эриксона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-00437-5 .
- Хаггблум, Стивен Дж.; Уорник, Рене; Уорник, Джейсон Э.; Джонс, Винесса К.; Ярбро, Гэри Л.; Рассел, Тенеа М.; Бореки, Крис М.; МакГахи, Рейган; Пауэлл, Джон Л. III; Бобры, Джейми; Монте, Эммануэль (2002). «100 самых выдающихся психологов ХХ века» . Обзор общей психологии . 6 (2): 139–152. дои : 10.1037/1089-2680.6.2.139 . ISSN 1939-1552 . S2CID 145668721 . Проверено 20 октября 2017 г.
- Хиткоут, Энн (2010). «Развитие Эриком Берном теории эго-состояния: с чего все началось и кто на него повлиял?» (PDF) . Журнал транзактного анализа . 40 (3–4): 254–260. дои : 10.1177/036215371004000310 . ISSN 2329-5244 . S2CID 51749399 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2016 года . Проверено 20 октября 2017 г.
- Хоар, Кэрол Хрен (2002). Эриксон о развитии во взрослом возрасте: новые идеи из неопубликованных статей . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513175-8 .
- Осмер, Ричард; Бриджерс, Линн (2018) [2015]. «Джеймс Фаулер» . Христианские педагоги ХХ века . Ла Мирада, Калифорния: Университет Биола . Проверено 27 августа 2020 г.
- Паранджпе, Ананд К. (2005). «Эриксон, Эрик Хомбургер». В Шуке, Джон Р. (ред.). Словарь современных американских философов . Том. 2. Бристоль, Англия: Континуум Томмеса. стр. 734–737. doi : 10.1093/acref/9780199754663.001.0001 . ISBN 978-1-84371-037-0 .
- Стивенс, Ричард (1983). Эрик Эриксон: Введение . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-312-25812-2 .
- ——— (2008). Эрик Х. Эриксон: исследователь идентичности и жизненного цикла . Бейзингсток, Англия: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-4039-9986-3 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Андерсен, округ Колумбия (1993). «За пределами слухов и редукционизма: текстовый диалог с Эриком Х. Эриксоном». Обзор психоистории . 22 (1): 35–68. ISSN 0363-891X . ПМИД 11623368 .
- Бондюран, Джоан В .; Фишер, Маргарет В.; Сазерленд, доктор юридических наук (1971). «Ганди: психоаналитический взгляд». Обзор истины Ганди: об истоках воинствующего ненасилия Эриксон, Эрик Х. Американский исторический обзор . 76 (4): 1104–1115. дои : 10.2307/1849243 . ISSN 0002-8762 . JSTOR 1849243 .
- Бренман-Гибсон, Маргарет (1997). «Наследие Эрика Гамбургера Эриксона». Психоаналитический обзор . 84 (3): 329–335. ISSN 0033-2836 . ПМИД 9279928 .
- Кэппс, Дональд ; Кэппс, Уолтер Х .; Брэдфорд, М. Джеральд, ред. (1977). Встреча с Эриксоном: историческая интерпретация и религиозная биография . Миссула, Монтана: Scholars Press.
- Карни, Дж. Э. (1993). « « Она действительно так ужасна?»: Преследование Карлом Меннингером Эрика Эриксона». Обзор психоистории . 22 (1): 119–153. ISSN 0363-891X . ПМИД 11623367 .
- Коулз, Роберт (1970). Эрик Х. Эриксон: рост его творчества . Бостон: Литтл, Браун и компания. OCLC 898775065 .
- Коулз, Роберт; Фицпатрик, Джей-Джей (1976). «Сочинения Эрика Х. Эриксона». Обзор психоистории . 5 (3): 42–46. ISSN 0363-891X . ПМИД 11615801 .
- Кранден, Роберт М. (1973). «Фрейд, Эриксон и историк: библиографический обзор». Канадский обзор американских исследований . 4 (1): 48–64. дои : 10.3138/CRAS-004-01-04 . ISSN 0007-7720 . ПМИД 11634791 . S2CID 35564701 .
- Дуван, Элизабет (1997). «Эрик Эриксон: критические времена, критическая теория» (PDF) . Детская психиатрия и развитие человека . 28 (1): 15–21. дои : 10.1023/А:1025188901554 . hdl : 2027.42/43955 . ISSN 1573-3327 . ПМИД 9256525 . S2CID 22049620 .
- Игл, Моррис (1997). «Вклад Эрика Эриксона». Психоаналитический обзор . 84 (3): 337–347. ISSN 0033-2836 . ПМИД 9279929 .
- Элмс, Алан К. (2008). «Эриксон, Эрик Хомбургер». В Кортге, Норетта (ред.). Новый словарь научной биографии . Том. 2. Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Группа Гейла. стр. 406–412. ISBN 978-0-684-31322-1 .
- Эванс, Ричард И. (1967). Диалог с Эриком Эриксоном . Диалоги с выдающимися авторами теории личности. Нью-Йорк: EP Dutton & Co. OCLC 4930459 .
- Фитцпатрик, Джей-Джей (1976). «Эрик Х. Эриксон и психоистория». Вестник клиники Меннингер . 40 (4): 295–314. ISSN 0025-9284 . ПМИД 791417 .
- Геталс, Джордж В. (1976). «Эволюция сексуальной и генитальной близости: сравнение взглядов Эрика Х. Эриксона и Гарри Стэка Салливана». Журнал Американской академии психоанализа . 4 (4): 529–544. дои : 10.1521/jaap.1.1976.4.4.529 . ISSN 1546-0371 . ПМИД 799636 .
- Хоффман, Л.Е. (1993). «Эриксон о Гитлере: истоки «образов Гитлера и немецкой молодежи» ». Обзор психоистории . 22 (1): 69–86. ISSN 0363-891X . ПМИД 11623369 .
- Массон, Дж. Л. (1974). «Индия и бессознательное: Эрик Эриксон о Ганди». Международный журнал психоанализа . 55 (4): 519–529. ISSN 1745-8315 . ПМИД 4616017 .
- Роазен, Пол (1976). Эрик Х. Эриксон: Сила и пределы видения . Нью-Йорк: Свободная пресса.
- ——— (1993). «Эрик Х. Эриксон как учитель». Обзор психоистории . 22 (1): 101–117. ISSN 0363-891X . ПМИД 11623366 .
- Шнелл, Р.Л. (1980). «Вклад в психоисторию: IV. Индивидуальный опыт в историографии и психоанализе: значение Эрика Эриксона и Роберта Коулза». Психологические отчеты . 46 (2): 591–612. дои : 10.2466/pr0.1980.46.2.591 . ISSN 0033-2941 . ПМИД 6992185 . S2CID 35340912 .
- Строзье, Чарльз Б. (1976). «Дисциплинированная субъективность и психоисторик: критический взгляд на работу Эрика Х. Эриксона». Обзор психоистории . 5 (3): 28–31. ISSN 0363-891X . ПМИД 11615797 .
- Валлерстайн, Роберт С .; Гольдбергер, Лео , ред. (1998). Идеи и идентичности: жизнь и творчество Эрика Эриксона . Мэдисон, Коннектикут: Издательство международных университетов. ISBN 978-0-8236-2445-4 .
- Вайнер, МБ (1979). «Уход за пожилыми людьми. Психологическое старение: аспекты нормальной личности и развития в старости. Часть II. Эрик Эриксон: решение психосоциальных задач». Журнал сестринского дела . 12 (5): 27–28. ПМИД 374748 .
- Уэлчман, Кит (2000). Эрик Эриксон: его жизнь, работа и значение . Букингем, Англия: Издательство Открытого университета. ISBN 978-0-335-20157-0 .
- Вургафт, Льюис Д. (1976). «Эрик Эриксон: От Лютера до Ганди». Психоаналитический обзор . 63 (2): 209–233. ISSN 0033-2836 . ПМИД 788015 .
- Зок, Хетти (2004). Психология крайней важности: вклад Эрика Х. Эриксона в психологию религии (2-е изд.). Амстердам: Родопи. ISBN 978-90-5183-180-1 .
Внешние ссылки [ править ]
- 1902 рождения
- 1994 смертей
- Американские евреи 20-го века
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Американские психологи XX века
- Американские писатели XX века
- Немецкие писатели-мужчины XX века
- Американские христиане
- Американские психологи развития
- Американцы датского происхождения
- Американские психоаналитики
- Анализы Анны Фрейд
- Врачи Центра Остина Риггса
- Переходит в христианство из иудаизма
- Эго психология
- Немецкие христиане
- Немецкий народ датско-еврейского происхождения
- Немецкие психоаналитики
- Преподаватели Гарвардской медицинской школы
- Факультет психологии Гарвардского университета
- Американские социологи-евреи
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в США
- Еврейские философы
- Еврейские психоаналитики
- Лауреаты Национальной книжной премии
- Люди из Стокбриджа, Массачусетс
- Натурализованные граждане США
- Психологи религии
- Пулитцеровская премия для победителей в области документальной литературы
- факультет Питтсбургского университета
- Писатели из Франкфурта