Моделирование (психология)
Моделирование – это:
- метод, используемый в некоторых когнитивно-поведенческих техниках психотерапии , при котором клиент учится исключительно путем подражания, без каких-либо конкретных вербальных указаний терапевта, и
- общий процесс, в котором люди служат моделями для других, демонстрируя поведение, которому другие подражают [1] [2] Этот процесс чаще всего обсуждается в отношении детей.
Слово «моделирование» относится как к поведению учащегося, так и к поведению учителя.
Альберта Исследование Бандуры
Концепция поведенческого моделирования наиболее запоминающимся образом была представлена Альбертом Бандурой в его знаменитом эксперименте с куклой Бобо в 1961 году . В этом исследовании 72 ребенка в возрасте от трех до пяти лет были разделены на группы и наблюдали, как взрослый партнер взаимодействует с разнообразными игрушками в экспериментальной комнате, включая надутую куклу Бобо. Для детей, которым был присвоен неагрессивный режим, конфедерат игнорировал куклу. У детей, отнесенных к агрессивному состоянию, сообщник большую часть времени физически агрессировал к кукле и кричал на нее.
После того как сообщник выходил из комнаты, детям предоставлялась возможность индивидуально взаимодействовать с подобными игрушками. Дети, наблюдавшие за неагрессивным поведением сообщника, спокойно играли с игрушками и редко прибегали к насилию по отношению к кукле Бобо. Дети, наблюдавшие за агрессивным сообщником, с большей вероятностью имитировали поведение сообщника, ударяя, пиная и крича на куклу Бобо. [3]
влияющие на поведенческое моделирование , Факторы
факторы Психологические
Бандура предположил, что четыре компонента способствуют поведенческому моделированию. [4] [5]
- Внимание: наблюдатель должен наблюдать и обращать внимание на моделируемое поведение.
- Удержание: наблюдатель должен достаточно хорошо запомнить поведение, чтобы воссоздать его.
- Воспроизведение: наблюдатель должен физически воссоздать действия, которые он наблюдал на этапе 1.
- Подкрепление: смоделированное поведение наблюдателя должно быть вознаграждено.
факторы Неврологические
Система зеркальных нейронов , расположенная в лобной доле мозга, представляет собой сеть нейронов, которые становятся активными, когда животное либо выполняет определенное поведение, либо наблюдает, что такое поведение совершает другое животное. Например, когда обезьяна хватает объект, активируются одни и те же зеркальные нейроны, и когда она наблюдает, как это делает другая обезьяна. [6] Хотя значение зеркальных нейронов все еще остается предметом споров в научном сообществе, многие считают их основным биологическим компонентом имитационного обучения. [7] [8]
В нейро-лингвистическом программировании [ править ]
Моделирование является важным компонентом нейролингвистического программирования (НЛП), в области которого разработаны специализированные методы моделирования.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ ВанденБосс, Гэри (2006) Психологический словарь APA . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
- ^ Вестен, Д.; Бертон Л. и Ковальски Р. (2006) Психология: издание для Австралии и Новой Зеландии. Милтон, Квинсленд. Джон Уайли и сыновья.
- ^ Бандура, Альберт (1961). «Передача агрессии через имитацию агрессивных моделей» (PDF) . Журнал аномальной и социальной психологии . 63 (3): 575–582. дои : 10.1037/h0045925 . ПМИД 13864605 . S2CID 18361226 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2018 г. - через Стэнфордский университет.
- ^ Брюэр, Кери Р. (1998). «Эффективность обучения с помощью наблюдения как функция характеристик модели: исследование важности социальной власти». Журнал социального поведения и личности . 26 : 1–10. дои : 10.2224/сбп.1998.26.1.1 .
- ^ Грусек, Джоан Э. (1992). «Теория социального обучения и психология развития: наследие Роберта Сирса и Альберта Бандуры». Журнал психологии развития . 28 (5): 776–786. дои : 10.1037/0012-1649.28.5.776 .
- ^ Чон, Хёнджин (28 февраля 2018 г.). «От нейронов к социальным существам: краткий обзор исследований системы зеркальных нейронов и их социально-психологических и психиатрических последствий» . Клиническая психофармакология и неврология . 16 (1): 18–31. дои : 10.9758/cpn.2018.16.1.18 . ПМК 5810456 . ПМИД 29397663 .
- ^ Якобоно, Марко (2009). «Имитация, эмпатия и зеркальные нейроны». Ежегодный обзор психологии . 60 : 653–670. дои : 10.1146/annurev.psych.60.110707.163604 . ПМИД 18793090 .
- ^ Мольнар-Сакач, Иштван (22 февраля 2005 г.). «Уловление намерений других с помощью собственной системы зеркальных нейронов» . ПЛОС Биология . 3 (3): е79. дои : 10.1371/journal.pbio.0030079 . ПМЦ 1044835 . ПМИД 15736981 .