Альберт Бандура

Альберт Бандура
Бандура в 2005 году
Рожденный ( 1925-12-04 ) 4 декабря 1925 г.
Умер 26 июля 2021 г. ) ( 2021-07-26 ) ( 95 лет
Национальность
Альма-матер Университет Британской Колумбии ( бакалавр )
Университет Айовы ( магистр , доктор философии )
Известный Социальная когнитивная теория
Самоэффективность
Теория социального обучения
Эксперимент с куклой Бобо
Человеческое агентство
Взаимный детерминизм
Награды Премия Э. Л. Торндайка (1999)
Научная карьера
Поля Психология , Психология развития , Психология образования , Социальная психология
Учреждения Стэнфордский университет

Альберт Бандура (4 декабря 1925 — 26 июля 2021) — канадско-американский психолог. Он был профессором социальных наук в психологии в Стэнфордском университете . [1]

Бандура был ответственен за вклад в область образования и в несколько областей психологии, включая социальную когнитивную теорию , терапию и психологию личности , а также оказал влияние на переход от бихевиоризма к когнитивной психологии . Он известен как создатель теории социального обучения , теории социального познания и теоретической конструкции самоэффективности , а также ответственен за влиятельный эксперимент с куклой Бобо в 1961 году . [2] Этот эксперимент с куклой Бобо продемонстрировал концепцию обучения с наблюдением, когда дети наблюдали, как взрослый бьет куклу, и в результате делали то же самое.

Опрос 2002 года поставил Бандуру на четвертое место среди наиболее цитируемых психологов всех времен после Б. Ф. Скиннера , Зигмунда Фрейда и Жана Пиаже . [3] При жизни Бандуру широко называли величайшим из ныне живущих психологов. [4] [5] [6] [7] и как один из самых влиятельных психологов всех времен. [8] [9]

Ранняя жизнь [ править ]

Бандура родился в Мундаре , Альберта, открытом городе с населением около четырехсот жителей, и был младшим ребенком в семье из шести человек. Ограничения образования в таком отдаленном городе, как этот, заставили Бандуру стать независимым и целеустремленным в плане обучения, и эти изначально развитые качества оказались очень полезными в его долгой карьере. [10] Бандура имел польское и украинское происхождение; его отец был из Кракова, Польша, а мать была из Украины. [11]

Родители Бандуры оказали ключевое влияние на то, что он побудил его искать предприятия за пределами маленькой деревушки, в которой они жили. Летом после окончания средней школы Бандура работал на Юконе , чтобы защитить Аляскинское шоссе от затопления. Позже Бандура считал, что его работа в северной тундре стала причиной его интереса к человеческой психопатологии . Именно во время этого опыта на Юконе он познакомился с субкультурой употребления алкоголя и азартных игр, что помогло расширить его кругозор и диапазон взглядов на жизнь. [11]

Бандура прибыл в США в 1949 году и получил гражданство в 1956 году. В 1952 году он женился на Вирджинии Варнс (1921–2011). [12] и они воспитали двух дочерей, Кэрол и Мэри. [13]

и академическая карьера Образование

Бандура посещал курсы психологии в колледже и увлекся этим предметом. за три года, в 1949 году, получив степень бакалавра Бандура окончил Университет Британской Колумбии , получив премию Болокана в области психологии, а затем переехал в тогдашний эпицентр психологии, Университет Айовы , где в 1951 году получил степень магистра. и доктор философии по клинической психологии в 1952 году. Артур Бентон был его научным руководителем в Айове. [14] давая Бандуре прямое академическое происхождение от Уильяма Джеймса , [15] в то время как Кларк Халл и Кеннет Спенс были влиятельными сотрудниками. Во время своего пребывания в Айове Бандура стал поддерживать стиль психологии, который стремился исследовать психологические явления посредством повторяемых экспериментальных испытаний. Его включение таких психических явлений, как образность и репрезентация , а также его концепция взаимного детерминизма , которая постулировала отношения взаимного влияния между агентом и его средой, ознаменовали радикальный отход от доминирующего бихевиоризма того времени. Расширенный набор концептуальных инструментов Бандуры позволил более эффективно моделировать такие явления, как обучение с помощью наблюдения и саморегуляция, а также предоставил психологам практический способ теоретизировать о психических процессах в отличие от менталистских конструкций психоанализа и психологии личности . [9]

Постдокторская работа [ править ]

По окончании учебы он прошел постдокторскую стажировку в Центре ориентации Уичито. В следующем, 1953 году, он принял должность преподавателя в Стэнфордском университете , которую занимал до тех пор, пока не стал почетным профессором в 2010 году. [16] В 1974 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации (АПА), крупнейшей в мире ассоциации психологов. [17] Позже Бандура заявил, что единственная причина, по которой он согласился баллотироваться на выборах АПА, заключалась в том, что он хотел получить свои 15 минут славы без каких-либо намерений быть избранным. Он также работал спортивным тренером. [18]

Исследования [ править ]

Первоначально на Бандуру повлияла работа Роберта Сирса о семейных предшественниках социального поведения и идентификационном обучении, и он отказался от исследований психоаналитической теории. [19] Свое первоначальное исследование он направил на роль социального моделирования в человеческой мотивации , мышлении и действиях. В сотрудничестве с Ричардом Уолтерсом, своим первым аспирантом, он занимался исследованиями социального научения и агрессии . Их совместные усилия проиллюстрировали решающую роль моделирования в человеческом поведении и привели к созданию программы исследований детерминант и механизмов обучения с помощью наблюдения .

обучения Теория социального

Альберт Бандура выступает с докладом о теории социального обучения и развлекательном образовании в Стэнфордском университете в марте 2015 года.
Альберт Бандура выступает на тему теории социального обучения и развлекательного образования в Стэнфордском университете в марте 2015 года.

На начальном этапе исследований Бандуры анализировались основы человеческого обучения и готовность детей и взрослых имитировать поведение, наблюдаемое у других, в частности, агрессию. В своем исследовании Бандура обнаружил, что модели являются важным источником изучения новых моделей поведения и достижения изменений в поведении в институциональных условиях. [20]

Теория социального научения утверждает, что существует три регуляторные системы, которые контролируют поведение. Во-первых, предшествующие стимулы сильно влияют на время и реакцию поведения. Стимул, который возникает до поведенческой реакции, должен быть соответствующим социальному контексту и исполнителям. Во-вторых, влияние обратной связи также выполняет важную функцию. После реакции подкрепление, основанное на опыте или наблюдении, сильно повлияет на возникновение такого поведения в будущем. В-третьих, важность когнитивных функций в социальном обучении. Например, для возникновения агрессивного поведения некоторые люди легко злятся при виде или мысли о людях, с которыми они столкнулись враждебно, и эта память приобретается в процессе обучения. [21]

Теория социального обучения стала одной из теоретических основ развлекательно-образовательного метода создания социально полезных развлечений, впервые разработанного Мигелем Сабидо . Бандура и Сабидо установили тесные отношения и еще больше усовершенствовали теорию и практику. [22]

Его исследования вместе с Уолтерсом привели к написанию его первой книги «Подростковая агрессия» в 1959 году, за ней последовала «Социальное обучение и развитие личности» в 1963 году, а в 1973 году — «Агрессия: анализ социального обучения» . В период, когда доминировал бихевиоризм в духе Б. Ф. Скиннера , Бандура считал, что единственные поведенческие модификаторы вознаграждения и наказания в классическом и оперантном обусловливании неадекватны в качестве основы и что многие виды человеческого поведения были заимствованы у других людей. Бандура начал анализировать способы лечения чрезмерно агрессивных детей, выявляя источники насилия в их жизни. Первоначальные исследования в этой области начались в 1940-х годах под руководством Нила Миллера и Джона Долларда ; его продолжающаяся работа в этом направлении в конечном итоге завершилась экспериментом с куклой Бобо , который привел к его трактату 1977 года « Теория социального обучения» . [23] Многие из его инноваций возникли в результате его сосредоточения на эмпирических исследованиях и воспроизводимых исследованиях, в отличие от Зигмунда Фрейда популярных теорий психоанализа . [24] В 1974 году Стэнфордский университет предоставил ему почетную кафедру, и он стал профессором социальных наук Дэвида Старра Джордана в области психологии.

В 1961 году Бандура провел спорный эксперимент, известный как эксперимент с куклой Бобо , призванный показать, что сходному поведению научились люди, формирующие свое собственное поведение после действий моделей. Эксперимент с куклой Бобо показал, как на молодых людей влияют действия взрослых. Когда взрослых хвалили за агрессивное поведение, дети с большей вероятностью продолжали бить куклу. Однако когда взрослых наказали, они тоже перестали бить куклу. Многие считают, что результаты этого эксперимента Бандуры помогли сместить фокус академической психологии с чистого бихевиоризма на когнитивную психологию . [25]

теория - Социально когнитивная

К середине 1980-х годов исследования Бандуры приобрели более целостный характер, и его анализ имел тенденцию давать более полный обзор человеческого познания в контексте социального обучения. Теория, которую он расширил из теории социального обучения, вскоре стала известна как социальная когнитивная теория.

В основе теории социального обучения Альберта Бандуры лежит идея о том, что люди могут учиться, наблюдая и копируя наблюдаемое поведение других. В качестве альтернативы более ранним работам коллеги-психолога Б. Ф. Скиннера, который был известен как сторонник бихевиористской теории, психологи Альберт Бандура и Роберт Сирс представили гипотезу социального научения. [26]

Социальные основы действия и мысли

В 1986 году Бандура опубликовал « Социальные основы мысли и действия: теория социального познания» , в которой он переосмыслил индивидуумов как самоорганизующихся, проактивных, саморефлексирующих и саморегулирующихся, в отличие от ортодоксальной концепции людей как управляемых. внешними силами. Он выдвинул концепции триадической взаимной причинности , которая определяла связи между человеческим поведением, факторами окружающей среды и личными факторами, такими как когнитивные, аффективные и биологические события, а также взаимного детерминизма , управляющего причинными отношениями между такими факторами. Акцент Бандуры на способности агентов к самоорганизации и саморегулированию в конечном итоге положил начало его более поздним работам по самоэффективности . [27]

Самоэффективность [ править ]

Исследуя процессы, с помощью которых моделирование облегчает фобические расстройства у страдающих змеефобией, он обнаружил, что убеждения в самоэффективности (которые у людей с фобией были в их собственных возможностях облегчить свою фобию) опосредовали изменения в поведении и возбуждении страха. Он запустил крупную программу исследований по изучению влиятельной роли самореферентного мышления в психологическом функционировании. Хотя он продолжал исследовать и писать по теоретическим проблемам, касающимся множества тем, с конца 1970-х годов он уделял много внимания изучению роли убеждений в самоэффективности в функционировании человека. [28]

В 1986 году он опубликовал книгу «Социальные основы мышления и действия: социальная когнитивная теория» , в которой предложил социальную когнитивную теорию человеческого функционирования, которая отводит центральную роль когнитивным, опосредованным, саморегуляционным и саморефлексивным процессам в адаптации человека. и изменить. Эта теория уходит своими корнями в агентную точку зрения, которая рассматривает людей как самоорганизующихся, проактивных, саморефлексирующих и саморегулирующихся, а не просто как реактивные организмы, сформированные силами окружающей среды или движимые внутренними импульсами. Его книга «Самоэффективность: осуществление контроля» была опубликована в 1997 году. [29]

Образовательное приложение [ править ]

Социально-когнитивные теории Бандуры также были применены к образованию, в основном уделяя особое внимание самоэффективности , саморегуляции , обучению с помощью наблюдения и взаимному детерминизму . Исследование Бандуры показало, что высокая воспринимаемая самоэффективность побуждает учителей и учеников ставить более высокие цели и повышает вероятность того, что они посвятят себя этим целям. [30] [31] В образовательной среде самоэффективность означает уверенность ученика или учителя в участии в определенных действиях, которые помогут им достичь определенных целей. [32] [33]

Смерть [ править ]

Бандура умер в своем доме в Стэнфорде 26 июля 2021 года от застойной сердечной недостаточности в возрасте 95 лет. [34]

Награды [ править ]

Бандура получил более шестнадцати почетных степеней , в том числе Университета Британской Колумбии , Университета Оттавы , Университета Альфреда , Римского университета , Летбриджского университета , Университета Саламанки в Испании, Университета Индианы , Университета Нью-Брансуика. , Пенсильванский государственный университет , Лейденский университет , Свободный университет Берлина , Аспирантура Городского университета Нью-Йорка , Университет Жауме I в Испании, Афинский университет , Университет Альберты и Университет Катании . [35]

В 1980 году он был избран членом Американской академии искусств и наук . [17] В 1980 году он получил Премию за выдающийся научный вклад от Американской психологической ассоциации за новаторство в исследованиях в области саморегулируемого обучения . [36] В 1999 году он получил Премию Торндайка за выдающийся вклад психологии в образование от Американской психологической ассоциации, а в 2001 году он получил Премию за выдающиеся достижения от Ассоциации по развитию поведенческой терапии. Он был лауреатом Премии за выдающийся вклад в психологию от Американской психологической ассоциации и Премии за выдающиеся достижения от Западной психологической ассоциации , премии Джеймса МакКина Кеттелла от Американского психологического общества и золотой медали за выдающийся прижизненный вклад в психологию. Наука от Американского психологического фонда . В 2008 году он получил Университета Луисвилля премию Гравемейера за вклад в психологию. [37]

В 2014 году он был удостоен звания кавалера Ордена Канады «за фундаментальный вклад в социальную психологию, особенно за раскрытие влияния наблюдения на человеческое обучение и агрессию». [38] наградил его медалью науки В 2016 году президент Национальной Барак Обама . [39]

Почетные общества [ править ]

Международное почетное общество психологии Psi Chi

Основные книги [ править ]

Следующие книги имеют более 5000 цитирований в Google Scholar:

Другие его книги

  • Бандура А. и Уолтерс Р.Х. (1959). Подростковая агрессия . Рональд Пресс: Нью-Йорк.
  • Бандура, А. (1962). Социальное обучение через подражание . Издательство Университета Небраски: Линкольн, Небраска.
  • Бандура А. и Уолтерс Р.Х. (1963). Социальное обучение и развитие личности . Холт, Райнхарт и Уинстон, ИНК: Нью-Джерси.
  • Бандура, А. (1969). Принципы модификации поведения . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
  • Бандура, А. (1971). Психологическое моделирование: противоречивые теории . Чикаго: Олдин · Атертон.
  • Бандура, А. (1973). Агрессия: анализ социального обучения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
  • Бандура А. и Рибес-Инеста Эмилио. (1976). Анализ правонарушений и агрессии . Lawrence Erlbaum Associates, INC: Нью-Джерси.
  • Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
  • Бандура, А. (2015). Моральное размежевание: как люди причиняют вред и живут с собой . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Стоит.

Примечания [ править ]

  1. ^ «Национальная медаль науки президента: сведения о получателе | NSF — Национальный научный фонд» . www.nsf.gov . Проверено 14 октября 2021 г.
  2. ^ «Умер Альберт Бандура, создатель теории социального обучения» . Служба новостей штата . 29 июля 2021 г. . Проверено 22 марта 2023 г.
  3. ^ Хаггблум SJ (2002). 100 самых выдающихся психологов 20 века , Обзор общей психологии, 6 (2). 139–152.
  4. ^ «Демонстрация самых лучших онлайн-видео по психологии» . Все о психологии.com. Архивировано из оригинала 27 декабря 2010 года . Проверено 30 декабря 2010 г.
  5. ^ Фостер, Кристина (2 июля 2003 г.). «Журнал STANFORD: сентябрь/октябрь 2006 г. > Особенности > Альберт Бандура» . Стэнфордалумни.орг. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Проверено 30 декабря 2010 г.
  6. ^ Ванкувер, The (6 декабря 2007 г.). «Легенда психологии канадского происхождения выиграла приз в 200 000 долларов» . Канада.com. Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 года . Проверено 30 декабря 2010 г.
  7. ^ Клэй, Ребекка А. (март 2016 г.). «Альберт Бандура получает Национальную медаль науки» . Монитор по психологии . 47 (3): 8 . Проверено 12 февраля 2020 г.
  8. ^ «10 самых влиятельных психологов» . Psychology.about.com. 24 сентября 2010 года. Архивировано из оригинала 21 января 2016 года . Проверено 30 декабря 2010 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б К. Джордж Бори (4 декабря 1925 г.). «Альберт Бандура» . Webspace.ship.edu . Проверено 30 декабря 2010 г.
  10. ^ «Бандура, Альберт». Психологи и их теории для студентов . Эд. Кристин Крапп. Том. 1. Детройт: Гейл, 2005. 39–66. Виртуальная справочная библиотека Гейла. Веб. 3 апреля 2012 г.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Биография АЛЬБЕРТА БАНДУРЫ | Психолог | Социальная психология | Стэнфордский университет | Калифорния» . albertbandura.com . Проверено 22 июня 2021 г.
  12. ^ «Вирджиния Белль Бандура, 6 декабря 1921 г. - 10 октября 2011 г., Стэнфорд, Калифорния» в Lasting Memories: онлайн-каталог некрологов и воспоминаний жителей Среднего полуострова . (по состоянию на 6 декабря 2012 г.)
  13. ^ «Биографии маркиза онлайн: Подробности профиля, Альберт Бандура» . Маркиз Кто есть кто . Проверено 6 августа 2012 г.
  14. ^ «Смотрите в конце страницы собственное заявление Бандуры» . Des.emory.edu. Архивировано из оригинала 15 июня 2012 года . Проверено 30 декабря 2010 г.
  15. ^ «Профессиональная генеалогия Бандуры» . Des.emory.edu. Архивировано из оригинала 9 мая 2012 года . Проверено 30 декабря 2010 г.
  16. ^ «Альберт Бандура» . Британника . Проверено 11 марта 2021 г.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Книга участников, 1780–2010: Глава B» (PDF) . Американская академия искусств и наук . Проверено 17 мая 2011 г.
  18. ^ М.Г. Линдзи; В.М. Рунян (ред.). История психологии в автобиографии (том IX) . Архивировано из оригинала 26 февраля 2008 года . Проверено 6 августа 2012 г.
  19. ^ Грузец, JE (21 июля 2020 г.). «Теория социального обучения и психология развития: наследие Роберта Сирса и Альберта Бандуры» . Международный журнал наук о развитии . 14 (5): 67–88. ISSN   2191-7485 .
  20. ^ Генри П. Симс-младший и Чарльз С. Манц (1982): Теория социального обучения, Журнал управления организационным поведением, 3:4, 55–63.
  21. ^ Бандура, А. (1973). Агрессия: анализ социального обучения. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
  22. ^ «Альберт Бандура: Сила мыльных опер [Видео] Альберт Бандура: Сила мыльных опер [Видео] - Кино перемен» . www.cinemaofchange.com . 13 декабря 2017 г. Проверено 28 декабря 2018 г.
  23. ^ «Альберт Бандура» . Criminology.fsu.edu. 30 ноября 1998 г. Архивировано из оригинала 11 апреля 2011 г. Проверено 30 декабря 2010 г.
  24. ^ Эванс, Р. (1988). «Альберт Бандура: Часть 1» . Набор данных PsycEXTRA . Проверено 14 марта 2024 г.
  25. ^ «Бандура и Бобо» . Ассоциация психологических наук – APS . Проверено 9 марта 2021 г.
  26. ^ «Теория социального обучения Альберта Бандуры» . Проверено 26 марта 2024 г.
  27. ^ Бетц, Нэнси Э. (июнь 2004 г.). «Вклад теории самоэффективности в профориентацию: личная точка зрения» . Ежеквартальный журнал «Развитие карьеры» . 52 (4): 340–353. дои : 10.1002/j.2161-0045.2004.tb00950.x .
  28. ^ «Теория самоэффективности | Просто психология» . www.simplypsychology.org . Проверено 9 марта 2021 г.
  29. ^ Бандура, Альберт (1997). Самоэффективность: осуществление контроля . ISBN  978-0-7167-2626-5 . ОСЛК   36074515 .
  30. ^ Голас, Дж. (2010. «Эффективные программы подготовки учителей: устранение разрыва между доступностью образовательных технологий и их использованием». «Международный форум преподавания и обучения, 6» (1), 16–18
  31. ^ Бандура, А.; Барбаранелли, К. (1996). «Многогранное влияние убеждений в самоэффективности на академическую деятельность». Развитие ребенка, 67 дюймов (3), 1206–1222 гг.
  32. ^ Элрих, Р.Дж.; Русс-Эфт, Д. (2011). «Применение социальной когнитивной теории к академическому консультированию для доступа к результатам обучения студентов». Журнал НАКАДА, 31 (2), 5–15.
  33. ^ Бандура, А.; Вуд, Р. (1989). «Влияние воспринимаемой управляемости и стандартов производительности на саморегуляцию принятия сложных решений». Журнал личности и социальной психологии, 56 (5), 805–814.
  34. ^ Гуд, Эрика (29 июля 2021 г.). «Альберт Бандура, ведущий психолог агрессии, умер в возрасте 95 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 июля 2021 г.
  35. ^ «Биографический очерк АЛЬБЕРТА БАНДУРА | Психолог | Социальная психология | Стэнфордский университет | Калифорния» . albertbandura.com . Проверено 23 июня 2021 г.
  36. ^ Барри Циммерман. Посвящение: Альберт Бандура. Современная педагогическая психология (октябрь 1986 г.), 11 (4), стр. 306
  37. ^ «2008- Альберт Бандура» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 г.
  38. ^ «Генерал-губернатор объявляет о 95 новых назначениях в Орден Канады» . 26 декабря 2014 г.
  39. ^ «Альберт Бандура получит Национальную медаль науки» . Проверено 2 октября 2020 г.

Ссылки [ править ]

Внешние ссылки [ править ]