Социальные основы мысли и действия
Автор | Альберт Бандура |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Психология ; Социальная Психология |
Издатель | Прентис Холл ; |
Дата публикации | 1986 |
Страницы | 617 |
ISBN | 978-0-13-815614-5 |
ОКЛК | 12080269 |
Социальные основы мысли и действия: теория социального познания — знаковая работа в психологии, опубликованная в 1986 году Альбертом Бандурой . Книга расширяет первоначальную теорию социального научения Бандуры до комплексной теории человеческой мотивации и действий, анализируя роль когнитивных, опосредованных, саморегуляционных и саморефлексивных процессов в психосоциальном функционировании. Бандура впервые выдвинул свой тезис о взаимном детерминизме в книге «Социальные основы мысли и действия» .
Книга была первоначально опубликована в США в 1986 году. Были опубликованы переводы на китайский, русский и испанский языки. [1] Книга была рецензирована и обсуждена в нескольких профессиональных журналах по общественным наукам. [2] [3] [4] [5] [6] [7] и широко цитируется в профессиональной литературе по психологии . [8] социология , [9] и другие поля. [10]
Затронутые темы [ править ]
Часть серии о |
Психология |
---|
Социальные основы мысли и действия: теория социального познания состоит из 10 глав:
- 1. Модели человеческой природы и причинности.
- 2. Обучение через наблюдение .
- 3. Активное обучение.
- 4. Социальное распространение и инновации.
- 5. Прогнозирующее знание и предусмотрительность .
- 6. Стимулы-мотиваторы.
- 7. Заместительные мотиваторы.
- 8. Механизмы саморегулирования .
- 9. Самоэффективность .
- 10. Когнитивные регуляторы.
Он также содержит предисловие, авторский и предметный указатель и 60-страничный справочный раздел. В предисловии объяснялось следующее:
Для удобства... теориям необходимо дать краткие названия, [и] теоретический подход, представленный в этом томе, обычно обозначается как теория социального обучения , [хотя] сфера применения этого подхода всегда была намного шире, чем его описательное название, которое становится все более растущее несоответствие.... [и] еще больше усугубляется тем, что несколько теорий с разными постулатами - теория влечения Долларда и Миллера , теория ожиданий Роттера и теория обусловленности Паттерсона - все носят ярлык социального обучения. В целях более подходящего и четкого обозначения теоретический подход в этой книге обозначен как социальная когнитивная теория . Социальная часть терминологии признает социальные истоки многих человеческих мыслей и действий; когнитивная часть признает влиятельный причинный вклад мыслительных процессов в человеческую мотивацию, аффект и действие. (стр. XII)
Отзывы и влияние [ править ]
Отзывы появились в Современная психология , [2] Академия управленческого обзора , [3] и Современная социология . [4] Этому также был посвящен специальный раздел в первом выпуске «Психологического исследования» . [5] [6] [7] [11]
В книге «Современная психология » Роберт А. Барон писал, что, по его мнению, книга «представляет собой работу, имеющую большое значение для этой области» и имеет «высокий (иногда потрясающий) уровень сложности, [который] очевиден не только в теоретической перспективе. но и в чрезвычайно широком объеме тома». [2] : 413 Книга
настолько наполнена интригующими открытиями и сложными гипотезами, что, несомненно, потребуется несколько поколений исследователей, чтобы оценить весь его потенциал... Более века психологи искали «большую теорию» человеческого поведения — ту, которая предоставит всеобъемлющее, точное и полезное описание этой сложной и увлекательной темы... социальная когнитивная теория еще не дает такого описания, [но я] различаю в ее огромной широте и сложности очертания великой теории, которую мы ищем. [2] : 415
В Академии обзора менеджмента что Эдвин А. Локк написал,
Это блестящая и важная книга, которую следует обязательно прочитать всем докторантам в области организационного поведения, управления человеческими ресурсами и производственно-организационной психологии... Я также рекомендую ее исследователям и консультантам в области организаций. Это классика, которую будут цитировать десятилетиями. [3] : 169
В специальном разделе первого номера журнала Psychoological Inquiry что за 1990 год Джон Ф. Килстром и Джудит М. Харацкевич написали,
Публикация « Социальных основ мысли и действия » Альберта Бандуры … стала значительным событием в истории научного изучения личности. Он дает подробный отчет о приобретении знаний и навыков, имеющих отношение к личности и социальному взаимодействию, дает новый взгляд на мотивационные проблемы, представляющие давний интерес, и предлагает всеобъемлющую основу для интеграции психологии личности и социальной психологии ... Бандура - центральная фигура. в движении от статических концептуализаций личности с точки зрения типов и черт к более динамичному взгляду, который подчеркивает взаимодействие между человеком и его или ее социальным окружением... его книга знаменует собой самый дальний отход, когда-либо сделанный теорией социального научения. из своих истоков в бихевиоризме ... [5] : 86
Также в этом специальном разделе Ричард М. Лернер , психолог развития , начал с цитирования нескольких ключевых идей из книги Бандуры и написал, что «набор идей, процитированных в начале этой статьи, не будет рассматриваться как особенно новый для современной теории развития». психологи». [6] : 93 Однако далее он заявил, что
что делает цитируемые идеи весьма значительными и фактически провокационными... так это то, что они написаны не психологом развития , [а] Альбертом Бандурой этой страны , одним из наиболее заслуженно известных личностных и социальных психологов . Книга Бандуры (1986)... является важным заявлением... Учитывая научный статус Бандуры... научных вкладов, настолько плодотворных, что ее суть является обязательным знанием для всех людей, стремящихся получить образование в области психологии... его книга , таким образом, событие огромной исторической важности для изучения личности и социальной психологии, да и для этой дисциплины в целом. Столь настойчиво вплетая развитие в саму ткань явлений, изучаемых личностными и социальными психологами, книга Бандуры знаменует конец одной эпохи, одного способа «ведения бизнеса» в этих областях психологии и подготавливает почву для начала. совсем о другом. [6] : 93
В третьем комментарии к этому специальному разделу Дональд Х. Мейхенбаум написал, что он «полностью согласен» с оценкой Бароном книги Бандуры как «сложной, красноречивой и амбициозной попытки создать «великую теорию» человеческого поведения». [7] : 96 Далее он предположил, что «мало что не предлагается для иллюстрации потенциала социальной когнитивной теории… Если Американскую психологическую ассоциацию когда-нибудь попросят внести свой вклад в создание капсулы времени, чтобы проиллюстрировать то, что занимало психологов в 1970-х и начале 1980-х годов, Я от всей души рекомендую книгу Бандуры». [7] : 96 Однако Мейхенбаум также писал, что «концептуальная основа и язык социальной когнитивной теории могут быть соблазнительными. Требуется осторожность! Возможно, лучшее место, чтобы подчеркнуть необходимость такой осторожности, - это контекст почтения». [7] : 97 Он выразил предостережения по трем вопросам:
- Природа теории самоэффективности . «Является ли «большая теория» просто выражением здравого смысла?» [7] : 97 «Концепция воспринимаемой самоэффективности несет в себе тяжелое бремя объяснения столь разнообразного поведения. Когда объяснение слишком многого означает, что человек на самом деле не объясняет хорошо какую-то одну вещь?» [7] : 98 (Мейхенбаум подробно цитировал Смедслунда. [12] )
- Более широкие последствия . Мейхенбаум счел «обсуждение Бандурой природы социальных основ мысли и действия несколько узким, [поэтому он] бросил вызов Бандуре и другим теоретикам социальной когнитивной деятельности рассмотреть последствия работ Болдуина (1894), Мида (1934). ), Бахтин (Морсон, 1986), Выготский (1978), Верч (1985) и Рогофф (1982), каждый из которых глубокомысленно писал о социальной формулировке сознания». [7] : 99
- Роль когнитивных структур . «Именно в отношении когнитивных структур ... социальная когнитивная теория является самой слабой... Бандура [имеет в виду] «структуры знаний, убеждения, сценарии, стереотипы и прототипы» (стр. 218). Являются ли это эквивалентными концепциями? ... [Я предсказываю], что по мере того, как теоретики социального познания возьмутся за сложную задачу понимания природы когнитивных структур и аффективных тем, предполагаемые барьеры между теоретиками социального обучения и теоретиками психодинамической ориентации разрушятся». [7] : 99
В ответе, который был опубликован вместе с этими тремя комментариями в «Психологическом расследовании» , Бандура ответил на то, что он назвал «несколько загадочных неверных истолкований социальной когнитивной теории». [11] : 102 в комментарии Мейхенбаума . Бандура заявил, что «в двух главах рассматривается, как... структуры знаний приобретаются посредством обучения с помощью наблюдения, выводов из исследовательского опыта, информации, передаваемой посредством обучения, и инновационного когнитивного синтеза ранее существовавших знаний». [11] : 102 и что «экуменические призывы к унификации социальных когнитивных и психодинамических теорий не подкреплены никакими эмпирическими доказательствами превосходства теоретической гибридизации». [11] : 104 Бандура ответил на два других отзыва, которые он назвал «вдумчивыми»: [11] : 101 расширяя природу триадной взаимной причинности , «взаимозависимости [психологического] процесса и структуры», [11] : 102 и о том, как определяется и измеряется самоэффективность в отношении конкретных областей функционирования и навыков. Он отметил, что «основное современное движение в психологии происходит от расплывчатых, комплексных когнитивных структур к более предметно-связанным компетенциям». [11] : 102
Помимо литературы по психологии, в Современной социологии» « Спенсер Э. Кэхилл писал, что
Бандура, возможно, не представил всеобъемлющую и междисциплинарную теорию социальных основ мысли и действия , которую он обещает в предисловии, но он продвигает дело. Его концепция личности, его анализ когнитивных процессов, вовлеченных в приобретение и реализацию поведения, а также его разрушительная критика ряда теоретических точек зрения — все это является важным вкладом. [4] : 13
Однако Кэхилл также раскритиковал книгу по нескольким причинам. Он выразил обеспокоенность тем, что
Выход Бандуры за пределы дисциплинарных границ слишком ограничен. Например, хотя человек из социально-когнитивной теории Бандуры очень похож на... человека из мидовой социологической психологии, Бандура игнорирует всю эту традицию... Его список различных способов, которыми человек «отключает» внутренний контроль, несет в себе поразительное сходство с «Техникой нейтрализации» Сайкса и Мацы Бандуры (1957), однако никаких упоминаний об этом нет.... [и] Хотя модель триадной взаимности предполагает, что окружающая среда и поведение рекурсивно определяют друг друга, он, по-видимому, не осознает этого. ... многочисленных анализов символических интеракционистов , этнометодологов и других социологов . [4] : 13
Кэхилл также выразил обеспокоенность тем, что Бандура «тщательно изучает эмпирические исследования на предмет технических недостатков, если их результаты не согласуются с его теоретическим анализом, но он не применяет те же строгие стандарты к исследованиям, которые подтверждают его аргументы. Хотя этого и следовало ожидать, читатель должен быть знаком с рассматриваемым исследованием, чтобы адекватно оценить эмпирические данные, которыми руководствуется Бандура». [4] : 13
Издания [ править ]
Оригинальное и единственное англоязычное издание было опубликовано в США в 1986 году издательством Prentice Hall . Также было опубликовано несколько иностранных (неанглоязычных) изданий. Издания на английском, китайском и испанском языках:
- Бандура, Альберт (1986). Социальные основы мысли и действия: теория социального познания . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. ISBN 978-0-13-815614-5 .
- Бандура, Альберт Бандура (и Ин Линь, пер.) (2001) (2001) Социальные основы мысли: социальная эпистемология (Si xiang he xing dong de she hui ji chu: She hui ren zhi lun) (Социальные основы мысли и действия, китайский). ) Шанхай: Издательство Восточно-Китайского педагогического университета (Хуа донг ши фан да сюэ чу бан она ISBN ). 978-7-5617-2770-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: multiple names: authors list (link) ISBN 7-5617-2770-4 , OCLC 50519981 (2 тома, 34 и 964 страницы) - Бандура, Альберт (Мария Саплана, пер.) (1987). Мысль и действие: Социальные основы . Барселона, Испания: Мартинес Рока. ISBN 978-84-270-1162-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: multiple names: authors list (link) ISBN 84-270-1162-8 , OCLC 503227218 (651 страница) - Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с. ISBN 5-8071-0040-9
Бандура заявил, что также опубликован русский перевод. [1]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Резюме Альберта Бандуры , по состоянию на 30 мая 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Роберт А. Барон (1987). «Очертания «большой теории» ». Современная психология: Обзор книг АПА . 32 (5). Американская психологическая ассоциация : 413–415. дои : 10.1037/027106 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эдвин А. Локк (1987). «Без названия [обзор книги Альберта Бандуры «Социальные основы мысли и действия]». Обзор Академии менеджмента . 12 (1). Академия управления : 169–171. дои : 10.5465/amr.1987.4306538 . JSTOR 258004 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Спенсер Э. Кэхилл (1987). «Смогут ли они когда-нибудь встретиться?». Современная социология . 16 (1). Американская социологическая ассоциация : 12–13. дои : 10.2307/2071177 . JSTOR 2071177 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джон Ф. Килстром и Джудит М. Харацкевич (1990). «Эволюционная веха в психологии личности». Психологический опрос . 1 (1): 86–92. дои : 10.1207/s15327965pli0101_23 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Ричард М. Лернер (1990). «Вплетение развития в ткань личности и социальной психологии: о значении «Социальных основ мысли и действия» Бандуры ». Психологический опрос . 1 (1): 92–96. дои : 10.1207/s15327965pli0101_24 . JSTOR 1449723 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дональд Х. Мейхенбаум (1990). «Отдавая дань уважения: создавая проблемы». Психологический опрос . 1 (1): 96–100. дои : 10.1207/s15327965pli0101_25 .
- ^ База данных PsycINFO вернула 6407 совпадений и 5134 совпадений в рецензируемых журналах по поисковому запросу: «re = бандура и re = социальные основы мысли и действия: социальная когнитивная теория» (по состоянию на 26 марта 2011 г.).
- ^ База данных Sociological Abstracts вернула 224 совпадения и 209 совпадений в рецензируемых журналах по поисковому запросу: «re = бандура и re = социальные основы мысли и действия: социальная когнитивная теория» (по состоянию на 26 марта 2011 г.).
- ^ Google Scholar ( здесь ) перечисляет более 19 000 цитат (по состоянию на 26 марта 2011 г.).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Альберт Бандура (1990). «Некоторые размышления об размышлениях». Психологический опрос . 1 (1): 101–105. дои : 10.1207/s15327965pli0101_26 .
- ^ Ян Смедслунд (1978). «Теория самоэффективности Бандуры: набор теорем здравого смысла». Скандинавский журнал психологии . 19 (1): 1–14. дои : 10.1111/j.1467-9450.1978.tb00299.x . ISSN 0036-5564 .