Jump to content

Психология религии

Психология религии состоит из применения психологических методов и структур интерпретации к разнообразному содержанию религиозных традиций, а также к религиозным и нерелигиозным людям. Различные методы и концепции можно обобщить в соответствии с классическим различием между естественнонаучным и гуманитарно-научным подходами. Первый кластер представляет собой объективные, количественные и желательно экспериментальные процедуры проверки гипотез о причинно-следственных связях между объектами исследования. Напротив, гуманитарно-научный подход получает доступ к человеческому миру опыта, используя качественные, феноменологические и интерпретационные методы. Этот подход направлен на распознавание значимых, а не причинно-следственных связей между явлениями, которые человек пытается понять.

Психологи религии преследуют три основных проекта:

  1. систематическое описание, особенно религиозного содержания, взглядов, опыта и выражений
  2. объяснение происхождения религии как в истории человеческого рода, так и в жизни отдельных людей с учетом разнообразия влияний
  3. определение последствий религиозных взглядов и поведения как для человека, так и для общества в целом.

Психология . религии впервые возникла как самосознательная дисциплина в конце XIX века, но все три из этих задач имеют историю, насчитывающую много столетий до этого [1]

Обзор [ править ]

Задача психологии религии, по существу, тройная:

  1. предоставить подробное описание объектов исследования, будь то общее религиозное содержание (например, ритуальные обряды традиции) или индивидуальный опыт, отношения или поведение
  2. объяснить в психологических терминах возникновение таких явлений, независимо от того, происходят ли они в жизни отдельных людей.
  3. прояснить последствия (плоды, как выразился Уильям Джеймс) этих явлений для отдельных людей и общества в целом. [1] Эти плоды могут быть как положительными, так и отрицательными.

Первая, описательная задача, естественно, требует уточнения терминов – прежде всего слова «религия» . Историки религии уже давно подчеркивают проблематичный характер этого термина. Они отмечают, что его использование на протяжении веков существенно изменилось, как правило, в сторону овеществления . [2] Ранние психологи религии полностью осознавали эти трудности, обычно признавая, что выбранные ими определения были в некоторой степени произвольными. [3] С ростом позитивистских тенденций в психологии в XX веке, особенно с требованием, чтобы все явления операционализировались с помощью количественных процедур, психологи религии разработали множество шкал, большинство из которых были разработаны для использования христианами-протестантами. [4] Факторный анализ также использовался как психологами, так и социологами религии , чтобы установить фиксированное ядро ​​измерений и соответствующий набор шкал. Оправдание и адекватность этих усилий, особенно в свете конструктивистских и других постмодернистских точек зрения, остаются предметом дискуссий.

В последние несколько десятилетий, особенно среди клинических психологов , появилось предпочтение терминам «духовность» и «духовный», а также попытки отличить их от «религии» и «религиозного». Особенно в Соединенных Штатах «религия» для многих стала ассоциироваться с сектантскими институтами, их обязательными вероучениями и ритуалами, что придало этому слову негативный оттенок; « Духовность », напротив, позитивно конструируется как глубоко индивидуальная и субъективная, как универсальная способность воспринимать и согласовывать свою жизнь с высшими реалиями. [5] Фактически, «духовность» также претерпела эволюцию на Западе с того времени, когда она была, по сути, синонимом религии в ее первоначальном, субъективном значении. [6] Сегодня продолжаются усилия по « операционализации » этих терминов, при этом мало внимания уделяется их истории в западном контексте и при очевидном реалистическом предположении, что в основе их лежат фиксированные качества, идентифицируемые с помощью эмпирических процедур. [7]

Шниткер и Эммонс предположили, что понимание религии как поиска смысла имеет последствия в трех психологических областях: мотивации, познании и социальных отношениях. Когнитивные аспекты связаны с Богом и целеустремленностью, мотивационные — с необходимостью контроля, а религиозный поиск смысла также вплетен в социальные сообщества. [8]

История [ править ]

Эдвин Диллер Старбак [ править ]

Эдвин Диллер Старбак считается пионером психологии религии, а его книга «Психология религии » (1899 г.) считается первой книгой в этом жанре. Эта книга получила одобрение Уильяма Джеймса, написавшего к ней предисловие. [9] Работа Старбака повлияет на собственную книгу Джеймса «Разнообразия религиозного опыта» , где Джеймс благодарит его в предисловии за то, что он «передал мне свою большую коллекцию рукописных материалов». [10] В самой книге Джеймс упоминает имя Старбака 46 раз и цитирует его десятки раз. [9]

Уильям Джеймс [ править ]

Американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842–1910) считается большинством психологов религии основателем этой области. [11] Он был президентом Американской психологической ассоциации и написал один из первых учебников по психологии. В психологии религии влияние Джеймса сохраняется. Его разнообразие религиозного опыта [12] считается классической работой в этой области, а ссылки на идеи Джеймса часто встречаются на профессиональных конференциях.

Джеймс проводил различие между институциональной религией и личной религией. Институциональная религия относится к религиозной группе или организации и играет важную роль в культуре общества. Личную религию, в которой человек имеет мистический опыт , можно испытать независимо от культуры. Джеймса больше всего интересовало понимание личного религиозного опыта.

Изучая личный религиозный опыт , Джеймс проводил различие между религиозностью здорового и болезненного духа . Люди, предрасположенные к здоровому мышлению, склонны игнорировать зло в мире и сосредотачиваться на позитиве и добре. Джеймс использовал примеры Уолта Уитмена и религиозного движения « лечения разума », чтобы проиллюстрировать здоровое мышление в «Разнообразиях религиозного опыта» . Напротив, люди, предрасположенные к болезненной религии, не могут игнорировать зло и страдания и нуждаются в объединяющем опыте, религиозном или другом, чтобы примирить добро и зло. Джеймс включил цитаты Льва Толстого и Джона Баньяна, чтобы проиллюстрировать больную душу.

Уильяма Джеймса Гипотеза прагматизма проистекает из эффективности религии. Если человек верит в религию и совершает религиозную деятельность, и эти действия приносят результат, то эта практика представляется подходящим выбором для человека. Однако если религиозные процессы малоэффективны, то нет смысла продолжать эту практику.

ранние теоретики Другие

ГВФ Гегель [ править ]

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) описал все системы религии, философии и социальных наук как выражения основного стремления сознания узнавать себя и свое окружение, а также фиксировать свои открытия и гипотезы. Таким образом, религия — это лишь форма того поиска знаний, в рамках которого человек фиксирует различные переживания и размышления. Другие, различными способами компилируя и классифицируя эти сочинения, формируют консолидированное мировоззрение, сформулированное этой религией, философией, социальными науками и т. д. Его работа «Феноменология духа» представляла собой исследование того, как различные типы письма и мышления основаны на и переосмыслены. сочетаются с индивидуальным и групповым опытом различных мест и времен, влияя на современные формы знаний и мировоззрений, действующие среди населения. Эта деятельность представляет собой функционирование неполного группового разума, где каждый получает доступ к записанной мудрости других. Его работы часто включают подробные описания психологических мотивов, вовлеченных в мышление и поведение, например, борьбу сообщества или нации за познание себя и, таким образом, за правильное управление собой. В системе Гегеля религия является одним из главных хранилищ мудрости, которую можно использовать в этой борьбе, представляя собой огромный массив воспоминаний из прошлого человечества на различных стадиях его развития.

Зигмунд Фрейд [ править ]

Групповое фото 1909 года перед Университетом Кларка . Первый ряд: Зигмунд Фрейд , Г. Стэнли Холл , Карл Юнг . Задний ряд: Абрахам Брилл , Эрнест Джонс , Шандор Ференци .

Зигмунд Фрейд (1856–1939) давал объяснения происхождения религии в своих различных трудах. В «Тотеме и табу » он применил идею Эдипова комплекса (включающего неразрешенные сексуальные чувства, например, сына к матери и враждебность к отцу) и постулировал его возникновение на первичной стадии развития человека. [13]

В книге «Моисей и монотеизм» Фрейд реконструировал библейскую историю на основе своей общей теории. [14] Его идеи были также развиты в «Будущем иллюзии» . [15] Когда Фрейд говорил о религии как об иллюзии , он утверждал, что это «фантастическая структура, от которой человек должен освободиться, если он хочет вырасти до зрелости».

Фрейд рассматривает идею Бога как версию образа отца , а религиозную веру как по сути инфантильную и невротическую . Авторитарная религия, считал Фрейд, дисфункциональна и отчуждает человека от самого себя.

Карл Юнг [ править ]

Швейцарский психоаналитик Карл Юнг (1875–1961) занял совершенно иную позицию: он был более благосклонен к религии и больше озабочен позитивной оценкой религиозного символизма . Юнг считал вопрос о метафизическом существовании Бога неразрешимым для психолога и принял своего рода агностицизм . [16]

Юнг постулировал, помимо личного бессознательного (примерно приняв концепцию Фрейда), коллективное бессознательное , которое является хранилищем человеческого опыта и содержит « архетипы » (т.е. базовые образы, универсальные в том смысле, что они повторяются независимо от культуры). Вторжение этих образов из бессознательного в область сознания он рассматривал как основу религиозного опыта , а зачастую и художественного творчества. Некоторые из работ Юнга были посвящены объяснению некоторых архетипических символов и включают его работы по сравнительной мифологии .

Альфред Адлер [ править ]

Австрийский психиатр Альфред Адлер (1870–1937), расставшийся с Фрейдом, подчеркивал роль целей и мотивации в своей «Индивидуальной психологии» . Одна из самых известных идей Адлера заключается в том, что мы пытаемся компенсировать неполноценность, которую ощущаем в себе. Отсутствие власти часто лежит в основе чувства неполноценности. Один из способов, которым религия входит в эту картину, — это наша вера в Бога, которая характерна для нашей склонности стремиться к совершенству и превосходству. Например, во многих религиях Бог считается совершенным и всемогущим и повелевает людям также быть совершенными. Если мы тоже достигнем совершенства, мы станем едины с Богом. Отождествляя себя с Богом таким образом, мы компенсируем свои несовершенства и чувство неполноценности.

Наши представления о Боге являются важными индикаторами того, как мы смотрим на мир. По словам Адлера, эти идеи со временем изменились, поскольку изменилось наше видение мира – и наше место в нем. Рассмотрим пример, который предлагает Адлер: традиционная вера в то, что люди были намеренно помещены на землю как окончательное творение Бога, заменяется идеей, что люди эволюционировали путем естественного отбора . Это совпадает с взглядом на Бога не как на реальное существо, а как на абстрактное представление сил природы. Таким образом, наш взгляд на Бога изменился с конкретного и конкретного на более общий. С точки зрения Адлера, это относительно неэффективное восприятие Бога, поскольку оно настолько общее, что не может передать четкое ощущение направления и цели.

Для Адлера важно то, что Бог (или идея Бога) побуждает людей действовать и что эти действия действительно имеют реальные последствия для нас самих и других. Наш взгляд на Бога важен, потому что он воплощает наши цели и направляет наши социальные взаимодействия.

По сравнению с наукой , еще одним общественным движением, религия более эффективна, поскольку она более эффективно мотивирует людей. По мнению Адлера, только когда наука начнет охватывать один и тот же религиозный пыл и будет способствовать благосостоянию всех слоев общества, эти двое станут более равными в глазах людей.

Гордон Олпорт [ править ]

В своей книге 1950 года «Человек и его религия » [17] Гордон Олпорт (1897–1967) иллюстрирует, как люди могут по-разному использовать религию. [18] Он проводит различие между зрелой религией и Незрелая религия . Зрелое религиозное чувство — вот как Олпорт охарактеризовал человека, чей подход к религии динамичен, непредубежден и способен поддерживать связь между противоречиями. Напротив, незрелая религия корыстна и обычно представляет собой негативные стереотипы, которые люди имеют о религии.

Совсем недавно это различие было заключено в терминах «внутренняя религия», относящихся к подлинной, искренней набожной вере , и «внешняя религия», относящихся к более утилитарному использованию религии как средства для достижения цели, например, посещение церкви. получить социальный статус . Эти аспекты религии измерялись по шкале религиозной ориентации Олпорта и Росса. [19] Третью форму религиозной ориентации описал Дэниел Бэтсон . Это относится к обращению с религией как с открытым поиском. [20]

В частности, Бэтсон рассматривал это как включающее готовность позитивно относиться к религиозным сомнениям, признание того, что религиозная ориентация может измениться, и экзистенциальную сложность, веру в то, что религиозные убеждения человека должны формироваться на основе личных кризисов, которые человек пережил в своей жизни. Бэтсон называет внешние, внутренние и поиски соответственно религией как средством, религией как целью и религией как поиском и измеряет эти конструкции с помощью Инвентаря религиозной жизни. [20]

Эрик Х. Эриксон [ править ]

Эрик Эриксон (1902–1994) наиболее известен своей теорией психологического развития, корни которой лежат в психоаналитической важности идентичности личности. Его биографии Ганди и Мартина Лютера раскрывают позитивный взгляд Эриксона на религию. Он считал, что религии оказывают важное влияние на успешное развитие личности , поскольку они являются основным способом продвижения культурами добродетелей, связанных с каждым этапом жизни. Религиозные ритуалы способствуют этому развитию. Теория Эриксона не получила систематического эмпирического исследования, но она остается влиятельной и уважаемой теорией в психологическом изучении религии.

Эрих Фромм [ править ]

Американский ученый Эрих Фромм (1900–1980) модифицировал теорию Фрейда и представил более сложное описание функций религии. В своей книге «Психоанализ и религия» он ответил на теории Фрейда, объяснив, что часть модификации заключается в том, что Эдипов комплекс основан не столько на сексуальности, сколько на «гораздо более глубоком желании», а именно, на детском желании оставаться привязанным к защите. цифры. Правильная религия, по мнению Фромма, в принципе может способствовать раскрытию высших потенциальных возможностей человека, но на практике религия имеет тенденцию вновь становиться невротичной. [21]

По мнению Фромма, людям нужна стабильная система взглядов. Религия удовлетворяет эту потребность. По сути, люди жаждут ответов на вопросы, на которые нет ответа ни в одном другом источнике знаний, и на которые, кажется, может ответить только религия. Однако для того, чтобы религия выглядела здоровой, необходимо дать чувство свободы воли. Авторитарное представление о религии кажется вредным. [22]

Рудольф Отто [ править ]

Рудольф Отто (1869–1937) был немецким протестантским богословом и исследователем сравнительного религиоведения . Самая известная работа Отто «Идея святого» (впервые опубликованная в 1917 году под названием « Das Heilige ») определяет концепцию святого как нечто сверхъестественное . Отто объяснил нуминозное как «нерациональный, нечувственный опыт или чувство, основной и непосредственный объект которого находится вне личности». Это тайна (лат. mysterium tremendum ), которая завораживает ( fascinans одновременно ) и пугает; Тайна, вызывающая трепет и восхищение, пытающаяся объяснить ту невыразимую и, возможно, сверхъестественную эмоциональную реакцию удивления, влекущую нас к, казалось бы, обычным и/или религиозным переживаниям благодати . Это чувство эмоционального удивления очевидно лежит в основе всех религиозных переживаний. Благодаря этому эмоциональному чуду мы приостанавливаем свой рациональный ум для нерациональных возможностей.

Идея Святого также установила парадигму изучения религии, которая фокусируется на необходимости осознать религиозное как нередуцируемую, самостоятельную категорию. Примерно в период с 1950 по 1990 годы эта парадигма подвергалась сильным нападкам, но с тех пор вновь резко вернулась.

Современные мыслители [ править ]

Автобиографические отчеты о психологии религии 20-го века как области были предоставлены многочисленными современными психологами религии, в основном базирующимися в Европе, а также несколькими психологами из США, такими как Ральф В. Худ и Дональд Кэппс . [23]

Аллен Берг [ править ]

Аллен Бергин известен своей статьей 1980 года «Психотерапия и религиозные ценности», которая известна как веха в научном признании того, что религиозные ценности на практике действительно влияют на психотерапию. [24] [25] Он получил награду «За выдающийся профессиональный вклад в знания» от Американской психологической ассоциации в 1989 году и был назван бросающим вызов «психологической ортодоксии, подчеркивающей важность ценностей и религии в терапии». [26]

Роберт А. Эммонс [ править ]

Роберт А. Эммонс предложил теорию «духовных стремлений» в своей книге 1999 года « Психология предельных интересов » . [27] Опираясь на эмпирические исследования, Эммонс утверждал, что духовные стремления способствуют интеграции личности, поскольку они существуют на более высоком уровне личности.

Ральф В. Худ младший [ править ]

Ральф В. Худ-младший — профессор психологии Университета Теннесси в Чаттануге . Он бывший редактор «Журнала научных исследований религии» и бывший соредактор «Архива психологии религии» и «Международного журнала психологии религии». Он бывший президент 36-го отдела Американской психологической ассоциации и лауреат премии Уильяма Джеймса. Он опубликовал несколько сотен статей и глав книг по психологии религии, а также является автором, соавтором и редактором тринадцати томов, посвященных психологии религии. [28]

Кеннет Паргамент [ править ]

Кеннет Паргамент известен своей книгой «Психология религии и преодоления трудностей» (1997). [29] а также за книгу 2007 года о религии и психотерапии и продолжительную исследовательскую программу по религиозному преодолению трудностей. Он профессор психологии в Государственном университете Боулинг-Грин ( Огайо , США ).опубликовал более 100 статей по теме религии и духовности в психологии. Паргамент руководил разработкой анкеты под названием «RCOPE» для измерения религиозных стратегий преодоления трудностей. [30] Паргамент выделил три типа стилей борьбы со стрессом : [31]

  1. Совместный, при котором люди сотрудничают с Богом, чтобы справиться со стрессовыми событиями;
  2. Отсрочка, при которой люди оставляют все Богу; и
  3. Самостоятельный, при котором люди не полагаются на Бога и стараются решать проблемы исключительно своими силами. Он также описывает четыре основные позиции по отношению к религии, которые придерживаются психотерапевты в своей работе с клиентами, которые он называет религиозно- отверженной , эксклюзивной , конструктивистской и плюралистической позицией. [29] [32]

Джеймс Хиллман [ править ]

Джеймс Хиллман в конце своей книги «Переосмысление психологии » меняет позицию Джеймса о рассмотрении религии через психологию, призывая вместо этого рассматривать психологию как разновидность религиозного опыта. Он заключает: «Психология как религия предполагает представление всех психологических событий как воздействия Богов на душу. [33] "

Джулиан Джейнс [ править ]

Джулиан Джейнс , прежде всего в своей книге «Происхождение сознания при распаде двухпалатного разума» , предположил, что религия (и некоторые другие психологические явления, такие как гипноз и шизофрения) являются пережитком относительно недавнего периода человеческого развития, до появления сознания. Джейнс выдвинул гипотезу, что вербальные команды-галлюцинации помогали первобытному человеку, находившемуся без сознания, выполнять задачи, способствующие выживанию человека. Начиная примерно с 10 000 г. до н.э., избирательное давление способствовало галлюцинаторным вербальным командам социального контроля, и они стали восприниматься как внешний, а не внутренний голос, приказывающий человеку предпринять какие-то действия. Поэтому их часто объясняли как происходящие от невидимых богов, духов и предков. [34]

Гипотезы о роли религии [ править ]

Существуют три основные гипотезы о роли религии в современном мире.

Секуляризация [ править ]

Первая гипотеза, секуляризация , утверждает, что наука и технология заменят религию. [35] Секуляризация поддерживает отделение религии от политики, этики и психологии. Развивая эту позицию еще дальше, Тейлор объясняет, что секуляризация отрицает трансцендентность, божественность и рациональность религиозных верований. [36]

трансформация Религиозная

Оспаривание гипотезы секуляризации привело к значительным изменениям, в результате чего появилась гипотеза религиозной трансформации. [37] Эта точка зрения предполагает, что общие тенденции к индивидуализму и социальной дезинтеграции приведут к изменениям в религии, делая религиозную практику более индивидуализированной и духовно ориентированной. [38] Ожидается, что это, в свою очередь, приведет к увеличению духовных поисков, хотя и не только в религиозных учреждениях. [39] эклектика , основанная на множестве религиозных/духовных систем и движениях Нью-Эйдж . Также прогнозируется, что результатом станет [40] [41]

разрыв Культурный

В ответ на гипотезу религиозной трансформации Рональд Инглхарт возобновил гипотезу секуляризации. Его аргумент основан на предпосылке, что религия развивается для удовлетворения человеческой потребности в безопасности. Поэтому развитие социальной и экономической безопасности в Европе объясняет соответствующую ее секуляризацию отсутствием потребности в религии. [42] Однако религия продолжает существовать в странах третьего мира, где процветает социальная и экономическая нестабильность. Ожидается, что общим эффектом будет растущее культурное неравенство. [43]

Идея о том, что религиозность возникает из потребности человека в безопасности, также получила развитие в исследованиях, изучающих религиозные убеждения как компенсаторный механизм контроля. Эти исследования мотивированы идеей о том, что люди стремятся поддерживать убеждения в порядке и структуре, чтобы предотвратить убеждения в хаосе и случайности. [44] [45]

В экспериментальных условиях исследователи также проверили компенсаторный контроль в отношении восприятия людьми внешних систем, таких как религия или правительство. Например, Кей и его коллеги [46] обнаружили, что в лабораторных условиях люди с большей вероятностью одобряют широкие внешние системы (например, религию или социально-политические системы), которые навязывают порядок и контроль в их жизни, когда им стимулируют пониженный уровень личного контроля. В этом исследовании исследователи предполагают, что, когда личный контроль человека снижается, его мотивация верить в порядок оказывается под угрозой, что приводит к компенсации этой угрозы за счет приверженности другим внешним источникам контроля.

Психометрические подходы к религии [ править ]

С 1960-х годов психологи религии использовали методологию психометрии для оценки того, насколько человек может быть религиозным. Примером может служить шкала религиозной ориентации Олпорта и Росса. [19] который измеряет отношение респондентов к внутренней и внешней религии, как описано Олпортом.Более поздние анкеты включают универсальную возрастную шкалу IE Горсача и Венейбла, [47] Опись религиозной жизни Бэтсона, Шенрада и Вентиса, [20] и Пересмотренный индекс духовного опыта Genia. [48] Первый обеспечивает независимую от возраста оценку двух религиозных ориентаций Олпорта и Росса. Второй измеряет три формы религиозной ориентации: религия как средство (внутренняя), религия как цель (внешняя) и религия как поиск. Третий оценивает духовную зрелость по двум факторам: Духовная поддержка и Духовная открытость.

Религиозные ориентации и религиозные аспекты [ править ]

Некоторые опросники, такие как Шкала религиозной ориентации , касаются различных религиозных ориентаций, таких как внутренняя и внешняя религиозность, имея в виду разные мотивы религиозной преданности. Совершенно иной подход, использованный, например, Глоком и Старком (1965), заключался в перечислении различных аспектов религии, а не различных религиозных ориентаций, что связано с тем, как человек может проявлять различные формы религиозности. [49] Типология Глока и Старка описала пять измерений религии – доктринальное, интеллектуальное, этико-последовательное, ритуальное и основанное на опыте. [49] В более поздних работах эти авторы подразделяли ритуальное измерение на религиозный и публичный ритуал, а также уточняли, что их различие религии по множеству измерений не идентично различению религиозных ориентаций. Хотя некоторые психологи религии сочли полезным применить многомерный подход к религии с целью разработки психометрической шкалы, как объясняет Вульф, существуют серьезные разногласия по поводу того, следует ли действительно рассматривать религию как многомерную. [50]

для оценки религиозного опыта Анкеты

То, что мы называем религиозным опытом, может сильно различаться. Существуют сообщения о сверхъестественных событиях, которые трудно объяснить с рациональной научной точки зрения. С другой стороны, существуют также свидетельства, которые, кажется, просто передают чувство мира или единства – то, что, возможно, имеет отношение к большинству из нас, религиозных или нет. При классификации религиозного опыта, возможно, полезно рассматривать его как объяснимый с помощью одной из двух теорий: объективистского тезиса или субъективистского тезиса.

Объективист сказал бы, что религиозный опыт является доказательством существования Бога. Однако другие критиковали надежность религиозного опыта. Английский философ Томас Гоббс спросил, как можно отличить разговор с Богом во сне от разговора во сне с Богом. [51]

Субъективистская точка зрения утверждает, что нет необходимости рассматривать религиозные переживания как свидетельство существования реального существа, которого мы называем Богом. С этой точки зрения важным является сам опыт и влияние, которое он оказывает на человека. [52]

к Развивающие религии подходы

Многие рассматривали сценические модели, такие как модели Жана Пиаже и Лоуренса Кольберга , чтобы объяснить, как у детей развиваются представления о Боге и религии в целом.

Модель Джеймса Фаулера [ править ]

Самая известная поэтапная модель духовного или религиозного развития принадлежит Джеймсу У. Фаулеру , психологу развития из теологической школы Кэндлера , в его книге «Стадии веры» . [53] [54] Он следует за Пиаже и Кольбергом и предлагает целостное поэтапное развитие веры (или духовного развития) на протяжении всей жизни. Эти стадии развития веры соответствовали теории когнитивного развития Кольберга Пиаже и стадиям нравственного развития . [55]

Исследование длиной в книгу содержит шесть стадий развития веры, предложенных Джеймсом Фаулером:

Нет. Фаулер Возраст Пиаже
0 Недифференцированный
Вера
0–2 года Сенсорно-моторный
1 Интуитивно-
Проективный
2–7 лет Предэксплуатационный
2 Мифический-
Буквальный
7–12 лет Бетон эксплуатационный
3 Синтетический-
Общепринятый
12+ лет Формально-операционный
4 Индивидуально-Рефлексивный 21+ лет
5 соединительный 35+ лет
6 Универсализация 45+
  • Стадия 0 – «Первобытная или недифференцированная» вера (от рождения до 2 лет) характеризуется ранним осознанием безопасности окружающей среды (т. е. тепла, безопасности и надежности в сравнении с обидой, пренебрежением и жестоким обращением). Если человек получает последовательное воспитание, у него разовьется чувство доверия и безопасности по отношению ко Вселенной и божественному. И наоборот, негативный опыт приведет к развитию недоверия ко Вселенной и божественному. Переход к следующему этапу начинается с интеграции мышления и языка, что облегчает использование символов в речи и игре.
  • Стадия 1 – «Интуитивно-проективная» вера (от трех до семи лет), характеризуется незащищенным воздействием психики на Бессознательное и характеризуется относительной изменчивостью моделей мышления. [56] Религия познается главным образом через опыт, истории, образы и людей, с которыми человек контактирует.
  • 2 стадия – «мифо-буквальная» вера (в основном у школьников), характеризуется твердой верой людей в справедливость и взаимность Вселенной, а их божества почти всегда антропоморфны . В это время метафоры и символический язык часто неправильно понимаются и воспринимаются буквально.
  • 3-й этап – «синтетико-конвенциональная» вера (возникающая в подростковом возрасте; от 12 лет до взрослой жизни) характеризуется подчинением авторитету и религиозным развитием личности. Любые конфликты с убеждениями на этом этапе игнорируются из-за страха угрозы со стороны несоответствий.
  • Стадия 4 – «Индивидуально-рефлексивная» вера (обычно от двадцати пяти до конца тридцати лет) – это стадия тревоги и борьбы. Человек берет на себя личную ответственность за свои убеждения и чувства . Когда человек может размышлять о своих собственных убеждениях, он становится открыт для новой сложности веры, но это также увеличивает осознание конфликтов в своих убеждениях.
  • Стадия 5 – «Конъюнктивная» вера (кризис среднего возраста), признает парадокс и трансцендентность, связывающую реальность за символами унаследованных систем. Индивид разрешает конфликты предыдущих стадий посредством сложного понимания многомерной, взаимозависимой «истины», которую невозможно объяснить каким-либо конкретным утверждением.
  • Стадия 6 – «Универсальная» вера: Человек будет относиться к любому человеку с состраданием, поскольку он или она рассматривает людей как представителей универсального сообщества, и к нему следует относиться с соблюдением универсальных принципов любви и справедливости.

Модель Фаулера вдохновила на проведение значительного объема эмпирических исследований развития веры, хотя сам Фаулер когда-либо проводил лишь малую часть таких исследований. Шкала развития веры Гэри Лика, или FDS, была подвергнута факторному анализу компанией Leak. [57]

Другие гипотезы [ править ]

Другие теоретики в области психологии развития предполагают, что религиозность естественна для маленьких детей . В частности, у детей может быть естественное представление о дуализме разума и тела, которое поддается убеждению, что разум может продолжать жить после смерти тела. Кроме того, дети имеют тенденцию видеть свободу действий и замысел человека там, где их нет, и предпочитают креационистское объяснение мира, даже когда их воспитывают родители, которые этого не делают. [58] [59]

Исследователи также изучили динамику системы привязанности как предиктор опыта религиозного обращения в детстве и подростковом возрасте. Одной из гипотез является гипотеза соответствия, [60] который утверждает, что люди с надежной родительской привязанностью с большей вероятностью испытают постепенное обращение. Согласно гипотезе соответствия, считается, что внутренние рабочие модели фигуры привязанности человека увековечивают его или ее восприятие Бога как надежной основы. Другая гипотеза, связывающая стиль привязанности с опытом обращения, — это гипотеза компенсации. [61] в котором говорится, что люди с ненадежной привязанностью с большей вероятностью испытают внезапное обращение, поскольку они компенсируют свои ненадежные отношения привязанности поиском отношений с Богом. Исследователи проверили эти гипотезы, используя лонгитудинальные исследования и рассказы людей о своем опыте обращения. Например, одно исследование, посвященное изучению стилей привязанности и обращений подростков в религиозные летние лагеря Young Life, привело к получению доказательств, подтверждающих гипотезу соответствия посредством анализа личных рассказов и проспективного наблюдения за участниками лагеря Young Life, со смешанными результатами для гипотезы компенсации. [62]

Джеймс Алкок обобщает ряд компонентов того, что он называет «двигателем Бога», «рядом автоматических процессов и когнитивных предубеждений, [которые] в совокупности делают веру в сверхъестественное автоматическим стандартом». К ним относятся магическое мышление , обнаружение агентов , теория разума , ведущая к дуализму , представление о том, что «объекты и события [служат] преднамеренной цели» и т. д. [63]

Эволюционная и когнитивная психология религии [ править ]

Эволюционная психология базируется на гипотезе о том, что, как и сердечная, легочная, мочевыделительная и иммунная системы, познание имеет функциональную структуру, имеющую генетическую основу, а потому возникло в результате естественного отбора . Как и другие органы и ткани, эта функциональная структура должна быть универсально распространена среди людей и должна решать важные проблемы выживания и размножения. Эволюционные психологи стремятся понять когнитивные процессы, понимая функции выживания и воспроизводства, которым они могут служить.

Паскаль Бойер — одна из ведущих фигур в когнитивной психологии религии, новой области исследований, возникшей менее пятнадцати лет и объясняющей психологические процессы, лежащие в основе религиозной мысли и практики. В своей книге «Объяснение религии » Бойер показывает, что не существует простого объяснения религиозного сознания . Бойер в основном занимается объяснением различных психологических процессов, связанных с приобретением и передачей идей о богах. Бойер опирается на идеи когнитивных антропологов Дэна Спербера и Скотта Атрана , которые первыми утверждали, что религиозное познание представляет собой побочный продукт различных эволюционных адаптаций, включая народную психологию, и целенаправленных нарушений врожденных ожиданий относительно того, как устроен мир (например, бестелесные существа с мыслями и эмоциями), которые делают религиозные познания яркими и запоминающимися.

Религиозные люди приобретают религиозные идеи и практики посредством социального воздействия. Ребенок дзэн- буддиста не станет христианином -евангелистом или воином -зулусом без соответствующего культурного опыта. Хотя простое разоблачение не вызывает определенного религиозного мировоззрения (человек может быть воспитан католиком, но покинуть церковь), тем не менее, некоторая разоблачение, похоже, необходимо – этот человек никогда не изобретет католицизм из воздуха. Бойер говорит, что когнитивная наука может помочь нам понять психологические механизмы, объясняющие эти явные корреляции, и тем самым позволит нам лучше понять природу религиозных убеждений и практик.

Бойер выходит за рамки ведущих течений в господствующей когнитивной психологии и предполагает, что мы можем использовать эволюционную биологию, чтобы разгадать соответствующую ментальную архитектуру. В конце концов, наш мозг — биологические объекты, и лучшим натуралистическим объяснением его развития в природе является теория эволюции Дарвина . Поскольку ментальная архитектура демонстрирует сложные процессы и структуры, можно предположить, что это результат эволюционных процессов, происходящих на протяжении огромных периодов времени. Как и все биологические системы, разум оптимизирован для обеспечения выживания и воспроизводства в эволюционной среде. С этой точки зрения все специализированные когнитивные функции в целом служат этим репродуктивным целям.

Для Стивена Пинкера универсальная склонность к религиозным убеждениям является настоящей научной загадкой. Он считает, что адаптационистские объяснения религии не соответствуют критериям адаптации. Альтернативное объяснение состоит в том, что религиозная психология является побочным продуктом многих частей разума, которые изначально развивались для других целей.

Религия и молитва [ править ]

Религиозная практика часто проявляется в той или иной форме молитвы . Недавние исследования были сосредоточены конкретно на влиянии молитвы на здоровье. Меры молитвы и указанные выше меры духовности оценивают разные характеристики и не должны считаться синонимами.

Молитва довольно распространена в Соединенных Штатах. Около 55% американцев сообщают, что молятся ежедневно. [64] Однако практика молитвы более распространена и практикуется более последовательно среди американцев, выполняющих другие религиозные обряды. [65] На Западе существует четыре основных типа молитвы. Полома и Пендлтон, [66] [67] использовал факторный анализ, чтобы выделить четыре типа молитвы: медитативную (более духовное, молчаливое мышление), ритуальную (чтение), прошенную (обращение просьб к Богу) и разговорную (общее общение с Богом). Дальнейшее научное исследование молитвы с использованием факторного анализа выявило три измерения молитвы. [68] Первым фактором Лэдда и Спилки было осознание себя, стремление внутрь. Их вторым и третьим факторами были стремление вверх (к Богу) и стремление вовне (к другим). Это исследование, похоже, поддерживает современную модель молитвы как связи (с самим собой, высшим существом или другими).

Дейн и Литтлвуд (2008) предполагают, что молитвенную жизнь человека можно рассматривать в диапазоне от незрелой до зрелой. Прогрессия по шкале характеризуется изменением взгляда на цель молитвы. Вместо того, чтобы использовать молитву как средство изменения реальности ситуации, более зрелый человек будет использовать молитву, чтобы попросить помощи в решении непреложных проблем и приблизиться к Богу или другим людям. Было показано, что это изменение точки зрения связано с переходом человека в подростковый возраст. [69]

Молитва, по-видимому, имеет значение для здоровья. Эмпирические исследования показывают, что внимательное чтение и чтение Псалмов (из Священных Писаний) может помочь человеку успокоиться и сосредоточиться. [70] [71] Молитва также положительно коррелирует со счастьем и религиозным удовлетворением. [66] [67] В исследовании, проведенном Фрэнсисом, Роббинсом, Льюисом и Барнсом, изучалась связь между частотой молитв, о которых сообщают сами люди, и показателями психотизма и невротизма в соответствии с сокращенной формой пересмотренного личностного опросника Айзенка (EPQR-A). Исследование включало выборку из 2306 учащихся, посещающих протестантские и католические школы в высокорелигиозной культуре Северной Ирландии. Данные показывают отрицательную корреляцию между частотой молитв и психотизмом. Данные также показывают, что у студентов-католиков частая молитва имеет положительную корреляцию с уровнем невротизма. [72] Лэдд и Макинтош предполагают, что поведение, связанное с молитвой, такое как склонение головы и скрещивание рук в позе почти эмбриона, наводит на мысль о действиях «социального прикосновения». Такая молитва может подготовить человека к позитивному просоциальному поведению после молитвы благодаря таким факторам, как усиление притока крови к голове и носовое дыхание. [73] В целом, во всех исследованиях довольно последовательно обнаруживалась небольшая польза для здоровья. [74]

Были предложены три основных пути объяснения этой тенденции: эффект плацебо, корректировка фокуса и отношения и активация процессов исцеления. [75] Эти предложения были расширены Бреслином и Льюисом (2008), которые построили модель пяти путей между молитвой и здоровьем со следующими посредниками: физиологическими, психологическими, плацебо, социальной поддержкой и духовными. Духовный посредник отличается от остальных тем, что его потенциал для эмпирического исследования в настоящее время неосуществим. Хотя концептуализации ци, вселенского разума, божественного вмешательства и т.п. выходят за рамки научного наблюдения, они включены в эту модель как возможные связи между молитвой и здоровьем, чтобы не исключать без необходимости сверхъестественное из более широкого разговора психологии. и религия. [76]

Религия и ритуалы [ править ]

Другой важной формой религиозной практики является ритуал. [77] Религиозные ритуалы охватывают широкий спектр практик, но их можно определить как выполнение аналогичных действий и речевых выражений, основанных на предписанных традициях и культурных нормах. [78]

Шефф предполагает, что ритуал обеспечивает катарсис , эмоциональное очищение посредством дистанцирования. [79] Это эмоциональное дистанцирование позволяет человеку испытывать чувства с некоторой разлукой и, следовательно, с меньшей интенсивностью. Однако с тех пор концепция религиозного ритуала как интерактивного процесса созрела и стала более научно обоснованной. С этой точки зрения ритуал предлагает средство катарсиса посредством поведения, которое способствует установлению связи с другими людьми и позволяет выражать эмоции. [80] Этот акцент на связи контрастирует с разделением, которое, кажется, лежит в основе взглядов Шеффа.

Дополнительные исследования предполагают наличие социального компонента ритуала. Например, результаты показывают, что ритуальное исполнение указывает на групповую приверженность и не позволяет незакрепленным получить членские преимущества. [81] Ритуал может помочь подчеркнуть моральные ценности, которые служат групповыми нормами и регулируют общество. [82] Это также может усилить приверженность моральным убеждениям и вероятность удовлетворения этих социальных ожиданий. [83] Таким образом, выполнение ритуалов может способствовать стабильности социальной группы.

Роберт Сапольски видит сходство между ритуалами, сопровождающими обсессивно-компульсивное расстройство , и религиозными ритуалами. По его словам, религиозные ритуалы уменьшают напряжение и тревогу, связанные с расстройством, и приносят облегчение в результате практики в социальном сообществе. [84]

Религия личностное функционирование и

Религия и здоровье [ править ]

Существует обширная литература о взаимосвязи между религией и здоровьем. Взаимосвязь между религией и здоровьем изучали более 3000 эмпирических исследований, в том числе более 1200 в 20 веке. [85] и более 2000 дополнительных исследований в период с 2000 по 2009 год. [86]

Психологи считают, что религия может принести пользу как физическому, так и психическому здоровью различными способами, включая поощрение здорового образа жизни, создание сетей социальной поддержки и поощрение оптимистического взгляда на жизнь; молитва и медитация также могут улучшить физиологическое функционирование. [87] Тем не менее, религия не является уникальным источником здоровья и благополучия, и нерелигиозность также имеет свои преимущества. [88] Хабер, Джейкоб и Спенглер рассмотрели, как различные аспекты религиозности могут по-разному влиять на пользу для здоровья. [89]

Религия и личность [ править ]

В некоторых исследованиях изучалось, существует ли «религиозная личность». Исследования пятифакторной модели личности показывают, что люди, считающие себя религиозными, с большей вероятностью будут покладистыми и добросовестными. [90] Точно так же люди, считающие себя духовными, с большей вероятностью будут экстравертами и открытыми, хотя это зависит от поддерживаемого типа духовности. [91] Например, люди, поддерживающие фундаменталистские религиозные убеждения, с большей вероятностью будут иметь низкий показатель фактора открытости. [90]

Религия и предрассудки [ править ]

Чтобы изучить роль религиозных убеждений в установлении групповой идентичности, исследователи также провели исследования, посвященные религии и предрассудкам. Некоторые исследования показали, что более высокие религиозные взгляды могут быть важными предикторами негативного отношения к расовым или социальным чужакам. [92] [93] Эти эффекты часто концептуализируются в рамках межгрупповой предвзятости, когда религиозные люди отдают предпочтение членам своей внутренней группы (ингрупповой фаворитизм) и проявляют неприязнь к членам своей чужой группы (унижение чужой группы). Доказательства, подтверждающие религиозную межгрупповую предвзятость, были подтверждены во многих религиозных группах, включая нехристианские группы, и считается, что они отражают роль групповой динамики в религиозной идентификации. Во многих исследованиях, касающихся религии и предрассудков, религиозный прайминг применяется как в лабораторных, так и в натуралистических условиях. [94] [95] с доказательствами, подтверждающими сохранение внутригруппового фаворитизма и принижения чужой группы у людей с высокой религиозностью.

В последнее время репаративная или конверсионная терапия , религиозно мотивированный процесс, направленный на изменение сексуальности человека, стала предметом пристального внимания и осуждена со стороны некоторых правительств, благотворительных организаций ЛГБТ и профессиональных организаций по терапии/консультированию.

Религия и наркотики [ править ]

Американский психолог Джеймс Х. Леуба (1868–1946) в «Психологическом исследовании религии» объясняет мистический опыт психологически и физиологически, указывая на аналогии с определенными переживаниями, вызванными наркотиками. Леуба решительно выступал за натуралистическое отношение к религии, которое он считал необходимым, если религиозную психологию следует рассматривать с научной точки зрения. Шаманы во всем мире и в разных культурах традиционно использовали наркотики, особенно психоделики , для своих религиозных переживаний. В этих сообществах употребление наркотиков приводит к сновидениям (видениям) из-за сенсорных искажений. Психоделический опыт часто сравнивают с необычными формами сознания, например, с теми, которые возникают во время медитации . [96] и мистические переживания . [96] Растворение эго часто называют ключевой особенностью психоделического опыта. [97]

Уильям Джеймс также интересовался мистическими переживаниями с точки зрения употребления наркотиков, что побудило его провести несколько экспериментов с закисью азота и даже пейотом. Он заключает, что, хотя откровения мистика верны, они верны только для мистика; для других это, безусловно, идеи, которые следует принять во внимание, но они не претендуют на истину без личного опыта.

Религия психические заболевания и

Хотя многие исследователи привели доказательства положительной роли религии в здоровье, другие показали, что религиозные убеждения, практики и опыт могут быть связаны с психическими заболеваниями различного рода. [98] ( расстройства настроения , расстройства личности и психические расстройства ). [98] В 2012 году группа психиатров , поведенческих психологов , неврологов и нейропсихиатров из Гарвардской медицинской школы опубликовала исследование, в котором предложено разработать новую диагностическую категорию психических расстройств, связанных с религиозным бредом и гиперрелигиозностью . [98]

Они сравнили мысли и поведение самых важных фигур в Библии ( Авраама , Моисея , Иисуса Христа и Павла ). [98] с пациентами, страдающими психическими расстройствами, относящимися к психотическому спектру, с использованием различных кластеров расстройств и диагностических критериев ( DSM-IV-TR ), [98] и пришел к выводу, что эти библейские персонажи «могли иметь психотические симптомы, которые послужили вдохновением для их откровений». [98] такие как шизофрения , шизоаффективное расстройство , маниакальная депрессия , бредовое расстройство , мания величия , слухо - зрительные галлюцинации , паранойя , синдром Гешвинда (особенно Пола) и аномальные переживания, связанные с височной эпилепсией (ВЛЭ). [98] Авторы предполагают, что Иисус стремился обречь себя на смерть (« самоубийство по доверенности »). [98]

Исследования пошли дальше и также сосредоточились на моделях психопатологии социальных . [98] анализ новых религиозных движений и лидеров харизматических культов, таких как Дэвид Кореш , лидер « Ветви Давидианства» , [98] и Маршалл Эпплуайт , основатель культа Небесных Врат . [98] Исследователи пришли к выводу, что «если считать, что Дэвид Кореш и Маршалл Эпплвайт обладают убеждениями психотического спектра, то предпосылка становится несостоятельной, что диагноз психоза должен жестко основываться на неспособности поддерживать социальную группу. Появляется подгруппа людей с психотическими симптомами. способны формировать интенсивные социальные связи и сообщества, несмотря на крайне искаженное представление о реальности. Существование более социально функционирующей группы людей с симптомами психотического типа подтверждается исследованиями, показывающими, что психотические переживания включают как странные, так и не странные. убеждения, подобные бреду, часто встречаются среди населения в целом. Это подтверждает идею о том, что психотические симптомы, вероятно, лежат в континууме». [98]

Религия и психотерапия [ править ]

Религиозные убеждения клиентов все чаще учитываются в психотерапии с целью улучшения обслуживания и эффективности лечения. [99] Результатом развития стала теистическая психотерапия. Концептуально он состоит из теологических принципов, теистического взгляда на личность и теистического взгляда на психотерапию. [100] Следуя явной стратегии минимизации, терапевты пытаются свести к минимуму конфликт, признавая свои религиозные взгляды, уважая при этом религиозные взгляды клиента. [101] Утверждается, что это расширяет возможности терапевтов напрямую использовать религиозные практики и принципы в терапии, такие как молитва, прощение и благодать. В отличие от такого подхода, психоаналитик Робин С. Браун утверждает, что наши духовные обязательства остаются неосознанными. Опираясь на работы Юнга, Браун предполагает, что «наши предубеждения могут быть приостановлены только в той степени, в которой они больше не являются нашими предубеждениями». [102]

Пастырская психология [ править ]

Одним из применений психологии религии является пастырская психология, использование психологических открытий для улучшения пастырской заботы, оказываемой пасторами и другим духовенством , особенно в том, как они поддерживают обычных членов своих общин . Пастырская психология также занимается улучшением практики капелланов в здравоохранении и в армии . Одной из основных задач пастырской психологии является улучшение практики пастырского консультирования . Пастырская психология является темой, представляющей интерес для профессиональных журналов, таких как « Журнал психологии и христианства» и « Журнал психологии и теологии» . В 1984 году Томас Оден середины 20-го века подверг резкой критике пастырское попечение и пастырскую психологию, которая руководила им, за то, что они полностью отказались от своих классических/традиционных источников и стали подавляюще доминируемыми современными психологическими влияниями Фрейда , Роджерса и других. [103] Совсем недавно другие описывали пастырскую психологию как область, испытывающую противоречие между психологией и теологией . [104]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вульф, DM (2010). Психология религии. В Д. А. Лиминг, К. Мэдден и С. Мэриан (ред.), Энциклопедия психологии и религии (стр. 732–735). Нью-Йорк; Лондон: Спрингер.
  2. ^ Смит, WC (1963). Смысл и конец религии: новый подход к религиозным традициям человечества. Нью-Йорк: Макмиллан.
  3. ^ Вульф, DM (1999). Психологи определяют религию: закономерности и перспективы вековых поисков. В JG Platvoet и AL Molendijk (ред.), «Прагматика определения религии: контексты, концепции и соревнования» (стр. 207–224). Лейден: Брилл
  4. ^ Хилл, ПК, и Худ, Р.В., младший (ред.). (1999). Меры религиозности.» Бирмингем, Алабама: Издательство религиозного образования.
  5. ^ Шлехофер ММ; Омото AM; Адельман-младший (2008). «Чем различаются «религия» и «духовность»? Существуют определения среди пожилых людей». Журнал научного изучения религии . 47 (3): 411–425. дои : 10.1111/j.1468-5906.2008.00418.x .
  6. ^ Принсипи В (1983). «К определению духовности». Науки Religieuses/Исследования религии . 12 (2): 127–141. дои : 10.1177/000842988301200201 . S2CID   147334479 .
  7. ^ Хилл, ПК (2005). Измерение в психологии религии и духовности: современное состояние и оценка. В Палуциане и Парке (2005)
  8. ^ Шниткер, Сара (2013). «Духовное устремление и поиск святого: религия как осмысленное целенаправленное поведение». Международный журнал психологии религии . 23 (4): 315–324. дои : 10.1080/10508619.2013.795822 . S2CID   144746762 .
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уайт, Кристофер. «Измеренная вера: Эдвин Старбак, Уильям Джеймс и научная реформа религиозного опыта». Гарвардское теологическое обозрение . 101 (3/4): 431–450.
  10. ^ Джеймс, Уильям (1917). Разнообразие религиозного опыта: исследование человеческой природы . Лонгман . п. VI.
  11. ^ Спилка, Худ, Хунсбергер и Горсач, 2003, Психология религии, стр. 24
  12. ^ Джеймс, В., Разнообразие религиозного опыта , Кембридж, Массачусетс, Гарвардский университет, 1985.
  13. ^ Фрейд, С., Тотем и табу: сходство между психической жизнью дикарей и невротиков , Нью-Йорк, Додд, 1928.
  14. ^ Фрейд, С., Моисей и монотеизм , Лондон, The Hogarth Press и Институт психоанализа, 1939.
  15. ^ Фрейд, С., Будущее иллюзии , перевод У. Д. Робсона-Скотта, Нью-Йорк, Ливерайт, 1928.
  16. ^ Юнг, «О природе психики», CW8, Афоризмы 362, 420.
  17. ^ Олпорт 1950 .
  18. ^ Утечка, Гэри К. (2002). «Исследовательский факторный анализ шкалы религиозной зрелости» . БНЕТ Великобритания . CBS Interactive Inc. Проверено 22 марта 2010 г.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Олпорт и Росс 1967 .
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бэтсон, компакт-диск; Шенраде, П.; Вентис, Л. (1993). Религия и личность . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-506208-3 .
  21. ^ Фромм, Эрих (1950). Психоанализ и религия . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета . ISBN  978-0-300-00089-4 . Проверено 10 февраля 2010 г.
  22. ^ Бургер, Джерри (2007). Личность . Стэмфорд, Коннектикут: Cengage Learning . стр. 122–123. ISBN  978-0-495-09786-0 . Проверено 10 февраля 2010 г.
  23. ^ Бельзен, Джейкоб А., изд. (2012). Психология религии: автобиографические отчеты . Нью-Йорк: Спрингер. ISBN  978-1-4614-1601-2 . OCLC   773924284 .
  24. ^ Бергин А.Е. (1980). «Психотерапия и религиозные ценности» . Журнал консалтинговой и клинической психологии . 48 (1): 95–105. дои : 10.1037/0022-006x.48.1.95 . ПМИД   7365049 .
  25. ^ Слайф, BD и Wholery, М. (2003). «Понимание дисциплинарного значения: история статьи Аллена Бергина о ценностях 1980 года». В книге Р. Штернберга (ред.) « Анатомия воздействия: что сделало великие произведения психологии великими?» Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
  26. ^ Бергин Аллен Э. (1990). «Цитирование - награда за выдающийся профессиональный вклад в знания». Американский психолог . 45 (4): 474. дои : 10.1037/h0091603 . Как цитируется в Сведин Э.Г. (2003). «Рецензия на книгу: Вечные ценности и личностный рост: Путеводитель по вашему пути к духовному, эмоциональному и социальному благополучию», Аллен Э. Бергин. Журнал AMCAP . 28 (1): 41.
  27. ^ Эммонс, Роберт А. (1999). Психология предельных интересов: Мотивация и духовность личности . Нью-Йорк: Гилфорд. ISBN  978-1-57230-935-7 .
  28. ^ «Профессор, член аспирантуры» . www.utc.edu . Проверено 8 февраля 2017 г.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кеннет И. Паргамент (1997). Психология религии и преодоления трудностей: теория, исследования, практика . Нью-Йорк: Гилфорд. ISBN   978-1-57230-664-6
  30. ^ Паргамент Кеннет И.; Кениг Гарольд Г.; Перес Лиза М. (2000). «Множество методов религиозного преодоления трудностей: разработка и первоначальная проверка RCOPE». Журнал клинической психологии . 56 (4): 519–543. doi : 10.1002/(SICI)1097-4679(200004)56:4<519::AID-JCLP6>3.0.CO;2-1 . ПМИД   10775045 . S2CID   5100797 .
  31. ^ Паргамент Кеннет И.; Кеннелл Джозеф; Хэтэуэй Уильям; Гревенгоед Нэнси; Ньюман Джон; Джонс Венди (1988). «Религия и процесс решения проблем: три стиля преодоления трудностей». Журнал научного изучения религии . 27 (1): 90–104. дои : 10.2307/1387404 . JSTOR   1387404 .
  32. ^ Брайан Дж. Зиннбауэр и Кеннет И. Паргамент (2000). Работа со священным: Четыре подхода к религиозным и духовным вопросам в консультировании . Журнал консультирования и развития , v78 n2, стр. 162–171. ISSN   0748-9633
  33. ^ Джеймс Хиллман, Пересмотр психологии , HarperCollins, Нью-Йорк, 1977, стр. 227
  34. ^ Джейнс, Джулиан (1976). Происхождение сознания в результате распада двухпалатного разума (1-е изд.). Бостон: Хоутон Миффлин. стр. 131–143. ISBN  978-0395329320 .
  35. ^ Гилл, Р. (2001). «Будущее религиозного участия и веры в Британии и за ее пределами» . В РК Фенн (ред.). Блэквеллский спутник социологии религии . Оксфорд: Блэквелл. стр. 279–291. ISBN  978-0-631-21241-6 . Проверено 25 апреля 2010 г.
  36. ^ Тейлор, К. (2007). Светский век . Кембридж, Массачусетс: Белкнап. ISBN  978-0-674-02676-6 . Проверено 25 апреля 2010 г.
  37. ^ Крыша, туалет (1993). Поколение искателей: духовные путешествия поколения бэби-бума . Сан-Франциско: ХаперСанФранциско. ISBN  978-0-06-066963-8 .
  38. ^ Хилл, ПК; Паргамент, Ки ; Худ, RW ; Маккалоу, Мэн; Свайерс, JP; Ларсон, Д.Б.; и др. (2000). «Концептуализация религии и духовности: точки соприкосновения, отправные точки» (PDF) . Журнал теории социального поведения . 30 : 51–77. дои : 10.1111/1468-5914.00119 . Проверено 25 апреля 2010 г.
  39. ^ Вутноу, Р. (1998). После рая: духовность в Америке с 1950-х годов . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-22228-1 . Проверено 25 апреля 2010 г. сейчас 1988 год после рая.
  40. ^ Бесеке, К. (2007). «За пределами буквализма: рефлексивная духовность и религиозный смысл» . В NT Аммермане (ред.). Повседневная религия: наблюдение за современной религиозной жизнью . Нью-Йорк: Оксфордский университет. стр. 169–186. ISBN  978-0-19-530541-8 . Проверено 25 апреля 2010 г.
  41. ^ Эрвье-Леже, Д. (2001). «Индивидуализм, утверждение веры и социальная природа религии в современности» . В РК Фенн (ред.). Компаньон Блэквелла по социологии религии . Оксфорд: Блэквелл. стр. 161–175. ISBN  978-0-631-21241-6 . Проверено 25 апреля 2010 г.
  42. ^ Кейси, М. (1996). К Богу: древняя мудрость западной молитвы . Лигуори, Миссури: Лигуори/Триумф. п. 25. ISBN  978-0-89243-890-7 . Архивировано из оригинала 23 января 2013 года . Проверено 25 апреля 2010 г.
  43. ^ Норрис, П.; Инглхарт, Р. (2004). Священное и светское: Религия и политика во всем мире . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-83984-6 . Проверено 25 апреля 2010 г.
  44. ^ Дешен, М.; Янссен, Дж.; ван Книппенберг, А. (2000). «Унижение и дистанцирование как стратегии управления терроризмом: сдерживающая роль необходимости закрытия и проницаемости групповых границ». Журнал личности и социальной психологии . 79 (6): 923–932. дои : 10.1037/0022-3514.79.6.923 . ПМИД   11138761 .
  45. ^ Кей, AC; Хименес, MC; Йост, Дж.Т. (2002). «Кислый виноград, сладкие лимоны и упреждающая рационализация статус-кво». Pers Soc Psychol Bull . 28 (9): 1300–1312. дои : 10.1177/01461672022812014 . S2CID   17012565 .
  46. ^ Кей, AC; Гоше, Д.; Нэпьер, Дж.Л.; Каллан, MJ; Лаурин, К. (2008). «Бог и правительство: Тестирование компенсаторного механизма управления поддержкой внешних систем». Журнал личности и социальной психологии . 95 (1): 18–35. дои : 10.1037/0022-3514.95.1.18 . ПМИД   18605849 .
  47. ^ Горсач, РЛ; Венейбл, Дж. Дэниел (1983). «Разработка возрастной универсальной шкалы IE». Журнал научного изучения религии . 22 (2): 181–187. дои : 10.2307/1385677 . JSTOR   1385677 .
  48. ^ Геня, В. (1997). «Индекс духовного опыта: пересмотр и реформация». Обзор религиозных исследований . 38 (4): 344–361. дои : 10.2307/3512195 . JSTOR   3512195 .
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Глок, Сай и Старк, Р., Религия и общество в напряжении , Чикаго, Рэнд МакНелли, 1965.
  50. ^ Вульф 1997 .
  51. ^ Саутвелл, Г. «Объективист» . Философия религии . Великобритания . Проверено 26 апреля 2010 г.
  52. ^ Саутвелл, Г. «Субъективист» . Философия религии . Великобритания . Проверено 26 апреля 2010 г.
  53. ^ Фаулер, Дж. (1971), Этапы веры , Сан-Франциско: Харпер и Роу
  54. ^ Эванс и др. 2010 , с. 196.
  55. ^ Эванс и др. 2010 , стр. 196–197.
  56. ^ Вольски Конн 1986 , стр. 226–232.
  57. ^ Утечка 2008 г.
  58. ^ Блум, П. (январь 2007 г.). «Религия естественна». Наука развития . 10 (1): 147–151. дои : 10.1111/j.1467-7687.2007.00577.x . ПМИД   17181713 . S2CID   38118605 .
  59. ^ Эванс, Э. (май 2001 г.). «Когнитивные и контекстуальные факторы возникновения разнообразных систем убеждений: создание против эволюции». Когн Психол . 42 (3): 217–66. CiteSeerX   10.1.1.370.1532 . дои : 10.1006/cogp.2001.0749 . ПМИД   11305883 . S2CID   18389002 .
  60. ^ Блум, П. (январь 2007 г.). «Религия естественна». Наука развития . 10 (1): 147–151. дои : 10.1207/s15327582ijpr1404_1 . ПМИД   17181713 . S2CID   26583211 .
  61. ^ Киркпатрик, Луизиана; Шейвер, PR (1990). «Теория привязанности и религия: детские привязанности, религиозные убеждения и обращение». Журнал научного изучения религии . 29 (3): 315–334. дои : 10.2307/1386461 . JSTOR   1386461 .
  62. ^ Сара А. Шниткера; Тенель Дж. Портерб (7 июня 2012 г.). «Привязанность предсказывает обращение подростков в молодости». Международный журнал психологии религии . 22 (3): 198–215. дои : 10.1080/10508619.2012.670024 . S2CID   143907203 .
  63. ^ Алкок, Джеймс (2018). «Божья машина». Скептический исследователь . 42 (5): 32–38.
  64. ^ Частота молитвы (Отчет). Исследование Пью. 2014 . Проверено 20 января 2022 г.
  65. ^ Фрэнсис Л. и Эванс Т. (2001). «Психология христианской молитвы: обзор эмпирических исследований». В Л. Фрэнсисе и Дж. Эстли (ред.). Психологический взгляд на молитву . Леоминстер, Великобритания: Gracewing. дои : 10.1007/978-1-4020-9018-9_14 .
  66. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Полома, ММ; Пендлтон, Б.Ф. (1989). «Изучение типов молитвы и качества жизни: исследовательская записка». Обзор религиозных исследований . 31 (1): 46–53. дои : 10.2307/3511023 . JSTOR   3511023 .
  67. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Полома, ММ; Пендлтон, Б.Ф. (1991). «Влияние молитвы и молитвенного опыта» (PDF) . Журнал психологии и теологии . 19 : 71–83. дои : 10.1177/009164719101900107 . S2CID   148910104 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2010 г. Проверено 25 апреля 2010 г.
  68. ^ Лэдд, КЛ; Спилка, Б. (2002). «Внутрь, наружу и вверх: познавательные аспекты молитвы» (PDF) . Журнал научного изучения религии . 41 (3): 475–484. дои : 10.1111/1468-5906.00131 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2010 г. Проверено 25 апреля 2010 г.
  69. ^ Дейн, Саймон; Литтлвуд, Роланд (2008). «Психология молитвы и разработка анкеты молитвенного опыта». Психическое здоровье, религия и культура . 11 (1): 39–52. дои : 10.1080/13674670701384396 . S2CID   143824787 .
  70. ^ Дайсингер, Л. (2005). Псалмодия и молитва в трудах Евагрия Понтийского . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-927320-1 . Проверено 25 апреля 2010 г.
  71. ^ Кадлюбовский, Э. (1992) [1951]. Сочинения из молитвы сердечной «Добротолюбие» . Перевод Палмера, GEH Лондон: Faber & Faber. ISBN  978-0571163939 .
  72. ^ Фрэнсис Лесли Дж.; Роббинс Мэнди; Алан Льюис Кристофер; Барнс Л. Филип (2008). «Молитва и психологическое здоровье: исследование среди учеников шестого класса, посещающих католические и протестантские школы в Северной Ирландии» (PDF) . Психическое здоровье, религия и культура . 11 (1): 85–92. дои : 10.1080/13674670701709055 . S2CID   56432949 .
  73. ^ Лэдд, Кевин Л.; Макинтош, Дэниел Н. (2008). «Смысл, Бог и молитва: физические и метафизические аспекты социальной поддержки». Психическое здоровье, религия и культура . 11 (1): 23–38. дои : 10.1080/13674670701475053 . hdl : 2022/24898 . S2CID   17610578 .
  74. ^ Нельсон, Дж. М. (2009). Психология, религия и духовность . Нью-Йорк: Спрингер. п. 456. ИСБН  978-0-387-87572-9 .
  75. ^ Робинсон, PW; Тиль, М.; Бэкус, М.; Мейер, Э. (2006). «Вопросы духовности в конце жизни в детской реанимации» . Педиатрия . 118 (3): с719–29. дои : 10.1542/пед.2005-2298 . ПМИД   16950963 . S2CID   25258043 . Проверено 25 апреля 2010 г.
  76. ^ Бреслин Майкл Дж., Алан Льюис Кристофер (2008). «Теоретические модели природы молитвы и здоровья: обзор». Психическое здоровье, религия и культура . 11 (1): 9–21. дои : 10.1080/13674670701491449 . S2CID   143548119 .
  77. ^ Старк, Р.; Часы, К. (1968). Американское благочестие: природа религиозной приверженности . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . Проверено 25 апреля 2010 г.
  78. ^ Раппапорт, Р. (1990). Ритуалы и религия в становлении человечества . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 24. ISBN  978-0-521-22873-2 .
  79. ^ Шефф, Ти Джей (1979). Катарсис в целительстве, ритуале и драме . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-04125-7 . Проверено 25 апреля 2010 г. Катарсис в целительстве, ритуале и драме.
  80. ^ Шумейкер, Дж. Ф. (1992). Религия и психическое здоровье . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-506985-3 . Проверено 25 апреля 2010 г.
  81. ^ Сосис, Р. (2004). «Адаптивная ценность религиозного ритуала: ритуалы способствуют сплочению группы, требуя от ее членов поведения, подделать которое слишком дорого» . Американский учёный . 92 (2): 166–172. дои : 10.1511/2004.46.928 . Проверено 25 апреля 2010 г.
  82. ^ Райх, К. (1990). «Ритуалы и социальная структура: моральное измерение». . В Х.-Г. Хеймброк; HB Bougewinjinse (ред.). Современные исследования ритуалов: перспективы психологии религии . Амстердам: Родопи. стр. 121–134. ISBN  978-90-5183-178-8 . Проверено 25 апреля 2010 г.
  83. ^ Хинде, Р.А. (2005). «Теория режимов: некоторые теоретические соображения». . В Х. Уайтхаусе; Р. МакКоли (ред.). Разум и религия: Психологические и когнитивные основы религиозности . Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира. стр. 31–55. ISBN  978-0-7591-0619-2 . Проверено 25 апреля 2010 г.
  84. ^ Сапольский, Р.М. (1998). «Обходя одеяло ради Бога». Проблема с тестостероном: и другие очерки по биологии человеческого положения . Нью-Йорк: Пробный камень, Саймон и Шустер. стр. 263–270. ISBN  978-0-684-83409-2 . Проверено 18 октября 2023 г. Существует тревожное сходство между ритуалами обсессивно-компульсивных людей и ритуалами наблюдательных религиозных людей. [...] для практиков большинства религиозных ортодоксальных течений ритуалы очищения себя и еды, проверки, выхода и входа в места, а также нумерологии поглощают каждый день. [...] Будь то нумерология чисел Радуйся, Мария, ритуальное использование четок, детали крещения, правила входа и выхода из церквей, магия, вложенная в число 3 или количество Крестных станций, Римский католицизм легко соответствует уже обсуждавшимся моделям. То же самое наблюдается и в протестантских религиях. Даже среди лютеран (выбранных из-за отсутствия витиеватости) нет недостатка в подробных правилах - молитвы, различающиеся по времени суток, молитвы, различающиеся по четным и нечетным годам, точные порядки крещения и исповеди, пешие ритуалы. стирка [...]. [...] Лютеранство полно четких ограничений в отношении музыки. Гимн, сопровождающий Лютеранскую Книгу Богослужения, содержит строгий контрольный список того, что можно и чего нельзя делать органисту [...].
  85. ^ Кениг, Гарольд Г .; Маккалоу, Майкл Э .; Ларсон, Дэвид Б. (2001). Справочник по религии и здоровью (1-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-511866-7 . OCLC   468554547 .
  86. ^ Кениг, Гарольд Г .; Кинг, Дана Э.; Карсон, Верна Беннер (2012). Справочник по религии и здоровью (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195335958 . OCLC   691927968 .
  87. ^ Левин 2001 .
  88. ^ Гален, Люк Уильям; Клот, Джеймс Д. (1 сентября 2011 г.). «Психическое благополучие религиозных и нерелигиозных людей: свидетельства криволинейных отношений». Психическое здоровье, религия и культура . 14 (7): 673–689. дои : 10.1080/13674676.2010.510829 . ISSN   1367-4676 . S2CID   145774074 .
  89. ^ Хабер, Джейкоб и Спенглер 2007 .
  90. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сароглу, В. (2002). «Религия и пять факторов личности: метааналитический обзор». Личность и индивидуальные различия . 32 : 15–25. дои : 10.1016/s0191-8869(00)00233-6 .
  91. ^ Макдональд Д.А. (февраль 2000 г.). «Духовность: описание, измерение и отношение к пятифакторной модели личности». Журнал личности . 68 (1): 153–97. дои : 10.1111/1467-6494.t01-1-00094 . ПМИД   10820684 . S2CID   23675899 .
  92. ^ Холл, ДЛ (февраль 2010 г.). «Почему мы не практикуем то, что проповедуем? Метааналитический обзор религиозного расизма». Обзор личности и социальной психологии . 14 (1): 126–39. дои : 10.1177/1088868309352179 . ПМИД   20018983 . S2CID   8678150 .
  93. ^ Уитли, Бернард Э. (2009). «Религиозность и отношение к лесбиянкам и геям: метаанализ». Международный журнал психологии религии . 19 (1): 21–38. дои : 10.1080/10508610802471104 . S2CID   144916048 .
  94. ^ Холл, Д.; Мац Д. и Вуд В. (апрель 2010 г.). «Распространение христианских религиозных концепций усиливает расовые предрассудки». Социальная психология и наука о личности . 1 (2): 119–126. дои : 10.1177/1948550609357246 . S2CID   33951420 .
  95. ^ Джордан П. ЛаБуффа; В. Роватт; М. Джонсон и К. Финкл (18 июня 2012 г.). «Различия в отношении к аутгруппам в религиозном и нерелигиозном контекстах». Журнал психологии религии . 22 (1): 1–9. дои : 10.1080/10508619.2012.634778 . S2CID   145173517 .
  96. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мильер, Рафаэль; Кархарт-Харрис, Робин Л.; Роузман, Леор; Траутвейн, Финн-Матис; Беркович-Оана, Авива (04 сентября 2018 г.). «Психоделики, медитация и самосознание» . Границы в психологии . 9 : 1475. doi : 10.3389/fpsyg.2018.01475 . ISSN   1664-1078 . ПМК   6137697 . ПМИД   30245648 .
  97. ^ Летеби, Крис; Герранс, Филип (30 июня 2017 г.). «Самоосвобождение: растворение эго в психоделическом опыте» . Нейронаука сознания . 2017 (1): nix016. дои : 10.1093/nc/nix016 . ISSN   2057-2107 . ПМК   6007152 . ПМИД   30042848 .
  98. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Мюррей, Эван Д.; Каннингем, Майлз Г.; Прайс, Брюс Х. (октябрь 2012 г.). «Рассмотрение роли психотических расстройств в истории религии». Журнал нейропсихиатрии и клинических нейронаук . 24 (4). Американская психиатрическая ассоциация : 410–426. дои : 10.1176/appi.neuropsych.11090214 . ISSN   1545-7222 . OCLC   823065628 . ПМИД   23224447 . S2CID   207654711 .
  99. ^ Бергин, А.Е. (1980). «Психотерапия и религиозные ценности» . Журнал консалтинговой и клинической психологии . 48 (1): 95–105. дои : 10.1037/0022-006x.48.1.95 . ПМИД   7365049 .
  100. ^ Ричардс, PS (2005). «Теистическая интегративная психотерапия». . У Л. Сперри; Е. П. Шафранское (ред.). Духовно-ориентированная психотерапия . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. стр. 259–285 . Проверено 25 апреля 2010 г.
  101. ^ Ричардс, PS; Бергин, А. (1997). Духовная стратегия консультирования и психотерапии . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. ISBN  978-1-55798-434-0 .
  102. ^ Браун, RS (2017). Психоанализ за пределами метафизики: мышление в сторону постреляционного . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж (стр. 68).
  103. ^ Оден, Томас К. (1984). Уход за душами в классической традиции . Филадельфия: Фортресс Пресс. ISBN  978-0-8006-1729-5 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2005 г. (полный текст онлайн). В таблицах 1–3 он продемонстрировал, что в учебниках по пастырской заботе цитаты психологов (таких как Фрейд , Юнг и Роджерс ) полностью заменили цитаты традиционных мыслителей пастырской заботы (таких как Августин , Григорий Великий и Златоуст ) между конец 19 века и середина 20 века.
  104. ^ Эрманно Павези (2010). «Пастырская психология как поле напряжения между богословием и психологией». Христианская биоэтика . 16 (1): 9–29. дои : 10.1093/cb/cbq001 . ISSN   1744-4195 .

Цитируемые работы [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Атран, С. (2002). Мы верим в богов: эволюционный ландшафт религии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-517803-6 .
  • Азиз, Роберт (1990). Психология религии и синхронности К.Г. Юнга (10-е изд.). СУНИ Пресс . ISBN  978-0-7914-0166-8 .
  • Бендек Сотиллос, С., изд. (2013). Психология и вечная философия: исследования сравнительного религиоведения . Блумингтон, Индиана: Мировая мудрость. ISBN  978-1-936597-20-8 .
  • Эриксон, Э. (1958). Молодой человек Лютер: исследование психоанализа и истории . Нью-Йорк: WW Нортон.
  • Фонтана, Д. (2003). Психология, религия и духовность . Уайли. ISBN  978-1-4051-0806-5 .
  • Фуллер, Арканзас (1994). Психология и религия: восемь точек зрения (3-е изд.). Лэнхэм, доктор медицины: Литтлфилд Адамс. ISBN  0-8226-3036-2 .
  • Худ, RW ; Спилка, Б.; Хансбергер, Б.; Горсач, Р. (1996). Психология религии: эмпирический подход . Нью-Йорк: Гилфорд. ISBN  1-57230-116-3 .
  • Джонс, Дэвид (2009). Психология Иисуса . Нэшвилл: Вальжан Пресс. ISBN  978-09820757-2-2 .
  • Юнг, К.Г. (1933). Современный человек в поисках души . Нью-Йорк: Харкорт Брейс.
  • Юнг, К.Г. (1962). Психология и религия . Издательство Йельского университета.
  • Юнг, К.Г. (1984). Психология и западная религия . Издательство Принстонского университета.
  • Кугельманн, Роберт (2011). Психология и католицизм: спорные границы . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-00608-9 .
  • Левенталь, К.М. (2000). Психология религии: Краткое введение . Оксфорд: Публикации Oneworld. ISBN  978-1-85168-212-6 .
  • Мейснер, В. (1984). Психоанализ и религиозный опыт . Лондон и Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-03751-7 .
  • Палуциан, Р. (1996). Приглашение к психологии религии (2-е изд.). Нью-Йорк: Аллин и Бэкон. ISBN  0-205-14840-9 .
  • Сароглу, В., изд. (2014). Религия, личность и социальное поведение . Нью-Йорк: Psychology Press. ISBN  978-1-84872-665-9 .
  • Сароглу, В. (2021). Психология религии . Психология всего. Рутледж. ISBN  978-0-8153-6812-0 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1e1e6b057ca699a6537dbe560101f67__1718703060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/67/c1e1e6b057ca699a6537dbe560101f67.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Psychology of religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)