Jump to content

Тотем и табу

Тотем и табу
Обложка первого издания
Автор Зигмунд Фрейд
Оригинальное название Тотем и табу: Некоторые сходства в психической жизни дикарей и невротиков
Переводчики Авраам Брилл
Джеймс Стрейчи
Язык немецкий
Предмет Антропология , археология , психоанализ
Издатель Маяк Пресс
Дата публикации
1913
Тип носителя Распечатать
Текст Тотем и табу в Wikisource

Тотем и табу: сходства между психической жизнью дикарей и невротиков , или Тотем и табу: некоторые точки соприкосновения между психической жизнью дикарей и невротиков ( нем . Totem und Tabu: Einige Übereinstimmungen im Seelenleben der Wilden und der Neurotiker ), книга Зигмунда Фрейда , основателя психоанализа , вышедшая в 1913 году, в которой автор применяет свои работы в областях археологии , антропологии и изучения религии. Это сборник из четырех эссе, вдохновленных работами Вильгельма Вундта и Карла Юнга и впервые опубликованных в журнале Imago (1912–13): «Ужас инцеста», «Табу и эмоциональная амбивалентность», «Анимизм, магия и Всемогущество мысли» и «Возвращение тотемизма в детстве».

Хотя «Тотем и табу» считается одним из классических произведений антропологии, [ нужна ссылка ] Эта работа , сравнимая с » Эдварда Бернетта Тайлора ( «Первобытной культурой 1871 г.) и » сэра Джеймса Джорджа Фрейзера ( «Золотой ветвью 1890 г.), сейчас горячо обсуждается антропологами. Культурный антрополог Альфред Л. Кребер был одним из первых критиков «Тотема и табу» , опубликовав критику этой работы в 1920 году. Некоторые авторы видели в этой работе искупающую ценность.

Фрейд, который давно интересовался социальной антропологией и посвятил себя изучению археологии и предыстории , писал, что работы Вильгельма Вундта и Карла Юнга дали ему «первый стимул» для написания эссе, включенных в «Тотем и табу» . Произведение дважды переводилось на английский язык: сначала Авраамом Бриллом , а затем Джеймсом Стрейчи . [1] На Фрейда повлияли работы Джеймса Джорджа Фрейзера , в том числе «Золотая ветвь» (1890). [2]

Краткое содержание

[ редактировать ]

«Ужас инцеста» касается на инцест, табу принятого обществами, верящими в тотемизм .

Фрейд исследует систему тотемизма среди аборигенов Австралии . У каждого клана есть тотем (обычно животное, иногда растение или сила природы), и людям не разрешается вступать в брак с теми, у кого тот же тотем, что и у них самих. Фрейд рассматривает эту практику как предотвращение инцеста. Тотем передается по наследству, либо через отца, либо через мать. Отношения отца также касаются не только его отца, но и каждого мужчины в клане, который гипотетически мог быть его отцом. Он связывает это с идеей о том, что маленькие дети называют всех друзей своих родителей тетями и дядями. Существуют также дополнительные брачные классы, иногда целых восемь, которые группируют тотемы вместе и, следовательно, ограничивают выбор мужчиной партнерш. Он также говорит о широко распространенной практике избегания в культурах островов Тихого океана и Африки. Многие культуры не позволяют братьям и сестрам каким-либо образом взаимодействовать, как правило, после полового созревания. Мужчинам не разрешается оставаться наедине со свекровью или произносить имена друг друга. Он объясняет это тем, что после определенного возраста родители часто живут за счет детей, чтобы выдержать брак, и что свекрови могут слишком привязываться к зятям. Подобные ограничения существуют между отцом и дочерью, но они существуют только с момента полового созревания до помолвки.

В работе «Табу и эмоциональная амбивалентность» Фрейд рассматривает связь табу с тотемизмом. Фрейд использует свои концепции проекции и амбивалентности , разработанные во время работы с невротическими пациентами в Вене, для обсуждения взаимосвязи между табу и тотемизмом.

Подобно невротикам , «примитивные» люди испытывают двойственное отношение к большинству людей в своей жизни, но не признаются в этом сознательно. Они не признаются, что, как бы они ни любили свою мать, в ней есть что-то, что они ненавидят. Подавленная часть этой амбивалентности (часть ненависти) проецируется на других. У туземцев ненавистные части проецируются на тотем, например: «Я не хотел, чтобы моя мать умерла; тотем хотел, чтобы она умерла».

Фрейд расширяет эту идею амбивалентности, включив в нее отношения граждан к своему правителю. В церемониях вокруг королей, которые часто бывают весьма жестокими (например, король морит себя голодом в лесу в течение нескольких недель), он считает два функционирующих уровня «мнимым» (т. е. королю оказывают почести) и «настоящий» (т.е. короля пытают). Он использует примеры, чтобы проиллюстрировать табу в отношении правителей. Он говорит, что на королей Ирландии действовали ограничения, например, они не могли посещать определенные города или в определенные дни недели. [3]

В «Анимизме, магии и всемогуществе мысли» Фрейд исследует анимизм и нарциссическую фазу, связанную с примитивным пониманием вселенной и ранним либидинозным развитием. Вера в магию и колдовство проистекает из переоценки психических действий, в результате чего структурные состояния разума переносятся на мир: эта переоценка сохраняется как у примитивных людей, так и у невротиков. Анимистический внутренней образ мышления определяется «всемогуществом мысли», проекцией психической жизни на внешний мир. Это воображаемое построение реальности прослеживается также в навязчивом мышлении, бредовых расстройствах и фобиях . Фрейд отмечает, что всемогущество мысли сохранилось и в магической сфере искусства. Последняя часть эссе завершает связь между магией (паранормальным явлением) , суевериями и табу, утверждая, что практики анимизма являются всего лишь прикрытием инстинктивного подавления (Фрейд).

В «Возвращении тотемизма в детстве» Фрейд сочетает одну из наиболее умозрительных теорий Чарльза Дарвина об устройстве ранних человеческих обществ (одиночный альфа-самец, окруженный гаремом самок, подобно расположению группировок горилл ) с теория ритуала жертвоприношения, взятая у Уильяма Робертсона Смита, пришла к выводу, что истоки тотемизма лежат в единственном событии, когда группа доисторических братьев, изгнанных из группы альфа-самцов, вернулась, чтобы убить своего отца, которого они одновременно боялись и уважали. В этом отношении Фрейд расположил начало Эдипова комплекса у истоков человеческого общества и постулировал, что всякая религия, по сути, представляет собой расширенную и коллективную форму вины и амбивалентности, призванную справиться с убийством фигуры отца (которое он рассматривал как истинный первородный грех ).

Ранние обзоры

[ редактировать ]

В 1914 году «Тотем и табу» получили отрицательный отзыв от Карла Фуртмюллера в Zentralblatt für Psychology und Psychotherapie . Другие обзоры, написанные между 1912 и 1920 годами, включают обзоры психоаналитика Вильгельма Штекеля в Zentralblatt für Psychology und Psychotherapie , невролога и психиатра Уильяма Алансона Уайта в Psychoanalytic Review , биографа Фрэнсиса Хакетта в The New Republic , психолога Уильяма Макдугалла в Mind и антрополог Альфред Л. Кребер в книге «Американский антрополог» . [4]

Фуртмюллер писал, что работа показала растущую «изоляцию Фрейда от научного мира». Он обвинял Фрейда в игнорировании критики, направленной против его теории, и возражал против того, чтобы Фрейд основывал свои исследования на теории Эдипова комплекса. Он приписывал Фрейду «компактный обзор» запутанного состояния исследований тотемизма, но считал, что психоаналитикам было трудно заниматься этим предметом, потому что они не могли основывать свои выводы на «опыте из первых рук», и что Фрейд придавал слишком большое значение «вере тотемистических прислужников в то, что они являются потомками тотемного животного». Он раскритиковал попытку Фрейда объяснить тотемизм посредством параллелей с «психологической жизнью» детей, утверждая, что аналитические результаты, использованные Фрейдом, имели сомнительную точность и мало что сделали для «решения проблемы тотемизма», и что Фрейд не смог объяснить почему тотем был представлен в виде животного. Он также считал неправильным Фрейда, считая экзогамию одной из важнейших особенностей тотемизма. Полагая, что Фрейд проявлял «острый ум», он обвинял его в «свободной игре фантазии», где была необходима «логическая аргументация», и в неправильном понимании работ Дарвина. Он писал, что Фрейд объяснял мораль как «продукт общественного договора» и сравнивал Эдипов комплекс с «первородным грехом человечества». [5]

Взгляды антропологов

[ редактировать ]

Тотем и Табу стали широко известны в США к концу Первой мировой войны . По словам Аннемари Де Ваал Малефит, книга вызвала «гневную реакцию» антропологов даже на основании одного лишь подзаголовка. [6] антропологов В число критиков «Тотема и табу» входил Кребер, который описывал Фрейда как «галантного и вдохновляющего авантюриста в этнологии», но отвергал идею о том, что теории Фрейда могут объяснить социальное происхождение и этапы эволюции. [7] Франц Боас , считавший метод Фрейда в «Тотеме и табу» односторонним и бесполезным для продвижения понимания культурного развития, [6] и Роберт Ранульф Маретт , который назвал эту работу «просто такой историей». [8] Клод Леви-Стросс раскритиковал Тотем и Табу в своей книге «Элементарные структуры родства» (1948). [9]

Кребер опубликовал переоценку «Тотема и табу» в 1952 году. [10] Марвин Харрис описал «Тотем и Табу» как олицетворение того, что последователи Боаса считали «худшей формой эволюционных спекуляций», критикуя «грандиозность его компаса, неубедительность его доказательств… общность его выводов» и его «анахронистическую структуру». ". По его мнению, эта работа не подготовила «ортодоксальных фрейдистов» к тому, чтобы иметь дело с разнообразием культурно детерминированных структур личности, выявленных в работах Бронислава Малиновского , Маргарет Мид и Рут Бенедикт . [11] Питер Фарб написал, что «Тотем и табу » «демонстрирует, на что пойдет теоретик, чтобы найти объяснение» тотемизму, добавив, что, несмотря на разногласия по другим вопросам, антропологи к 1968 году согласились, что эта работа «полностью дискредитирована». [12]

Взгляды психоаналитиков

[ редактировать ]

Геза Рохейм , антрополог и психоаналитик, считал «Тотем и табу» одной из величайших вех в истории антропологии, сравнимой только с «Первобытной культурой» сэра Джеймса Джорджа Фрейзера Эдварда Бернетта Тайлора (1871) и «Золотой ветвью» (1890). Рохайм охарактеризовал «Тотем и табу» как «эпохальную работу» как в антропологии, так и в социальных науках в целом. Рохайм в конце концов отказался от предположений «Тотема и табу» , но продолжал считать его классической работой, создавшей психоаналитическую антропологию. Вильгельм Райх , вслед за Иоганном Якобом Бахофеном и другими авторами, утверждал, что ранние человеческие общества были матриархальными, и что это исключает теорию Фрейда о происхождении цивилизации в «Тотеме и табу» . Райх утверждал, что теория Фрейда о том, что Эдипов комплекс был основным фактором в развитии цивилизации, игнорирует культурную относительность Эдипова комплекса, который, опираясь на работы Малиновского, он рассматривал только как результат патриархального порядка. [13]

Сам Фрейд считал «Возвращение тотемизма в детстве» своим лучшим написанным произведением, а «Тотем и Табу» в целом оставался одним из его любимых произведений. [14]

Другие ответы

[ редактировать ]

Классик Джейн Эллен Харрисон назвала «Тотем и табу» одним из самых важных произведений в своей интеллектуальной жизни. Работу Харрисона «Фемида: исследование социальных истоков греческой религии» (1912) сравнивают с «Тотемом и табу» , поскольку Харрисон и Фрейд пытались найти универсальный механизм, объясняющий происхождение религии. [15] Романист Томас Манн писал, что «Тотем и табу» произвели на него более сильное впечатление, чем любое другое произведение Фрейда, и что из всех произведений Фрейда оно имело величайшие художественные достоинства. [14] Феминистка Симона де Бовуар раскритиковала Тотем и Табу в книге «Второй пол» (1949), написав, что Фрейд вынужден «изобретать странные вымыслы», чтобы объяснить переход от «человека к обществу»; она видела в неспособности объяснить этот переход неудачей психоанализа. [16] Жорж Батай утверждал, что Фрейд был введен в заблуждение «поверхностным знанием этнографических данных», типичным для его времени, и пришел к выводу, что табу на прикосновение к трупам обычно противодействует желанию прикоснуться к ним. [17]

Классик Норман О. Браун раскритиковал работу в книге «Жизнь против смерти » (1959), написав, что Фрейд соотносит психосексуальные стадии развития с этапами истории, тем самым рассматривая историю как «процесс взросления». Браун рассматривал эту точку зрения как «остаток оптимизма и рационализма восемнадцатого века» и считал ее неадекватной как для истории, так и для психоанализа. [18] Мифолог Джозеф Кэмпбелл Фрейда считал «Тотем и табу» Юнга и «Психологию бессознательного» (1912) двумя ключевыми работами, положившими начало систематической интерпретации этнологических материалов на основе идей, полученных в результате изучения невротиков. [19] Критик Рене Жирар писал в книге «Насилие и священное» (1972), что, несмотря на неприятие «Тотема и табу» «современной критикой», ее концепция коллективного убийства близка темам его собственного творчества. [20]

Историк Питер Гей предположил в книге «Фрейд: Жизнь для нашего времени » (1988), что в «Тотеме и табу» Фрейд сделал догадки более изобретательные, чем догадки философа Жан-Жака Руссо . Гей заметил, что «Тотем и табу» отчасти были попыткой Фрейда превзойти своего соперника Юнга, и что работа полна свидетельств того, что «нынешние бои Фрейда отразились на его прошлой истории, сознательной и бессознательной». [21] Критик Гарольд Блум утверждал в книге «Американская религия» (1992), что «Тотем и табу» не пользуется большим признанием среди антропологов, чем Книга Мормона , и что между этими двумя работами есть параллели, например, озабоченность многоженством . [22]

Рихард Шехнер раскритиковал Фрейда за то, что он в «Тотеме и табу» предположил , что некоторые люди более «примитивны», чем другие. [23] Психолог Дэвид П. Бараш пришел к выводу, что в «Тотеме и табу» Фрейд «сочетает в себе своеобразную, почти сумасшедшую фантазию с поразительной глубиной и оригинальностью». [24] Энтони Эллиотт утверждал, что концепция Фрейда о социальной и культурной организации страдает ограничениями и что из-за антропологических знаний, которые стали доступны после «Тотема и табу» , теории, предложенные там Фрейдом, теперь имеют мало сторонников. Эллиотт писал, что «попытка Фрейда закрепить Эдипов комплекс в основополагающем событии вытесняет его решающее понимание радикально творческой силы человеческого воображения», приписывая реальным событиям «то, что на самом деле является продуктом фантазии». Эллиот добавил, что Фрейду следует отдать должное за то, что он показал, что «реальность не предопределена и не естественна», а скорее структурирована социальными и техническими рамками, созданными людьми, и что «индивидуальная субъективность и общество предполагают друг друга». [25]

Доминик Бурден писал, что в «Тотеме и табу » Фрейд «развивает идею, которая явно смущает современных психоаналитиков, но которая существенна для логики фрейдистской мысли: идея филогенетики ». [26] Философ Миккель Борх-Якобсен и психолог Сону Шамдасани утверждали, что в «Тотеме и табу» Фрейд применил к истории «тот же метод интерпретации, который он использовал в уединении своего кабинета, чтобы «реконструировать» забытые и подавленные воспоминания своих пациентов». [27]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Диксон, Альберт; Фрейд, Зигмунд (1990). Библиотека Пингвина Фрейда, том 13: Истоки религии . Книги о пингвинах. стр. 45, 46, 49. ISBN.  0-14-013803-Х .
  2. ^ Кларк, Рональд В. (1980). Фрейд: Человек и дело . Лондон: Джонатан Кейп и Вайденфельд и Николсон. п. 353.
  3. ^ Фрейд, Зигмунд Тотем и табу , Лондон, WW Нортон, 1989, стр. 59.
  4. ^ Килл, Норман (1988). Фрейд без оглядки: обзоры его работ, 1893–1939 гг . Мэдисон, Коннектикут: Intertational Universities Press, Inc., стр. 387–417. ISBN  0-8236-2055-7 .
  5. ^ Киль, Норман (1988). Фрейд без оглядки: обзоры его работ, 1893–1939 гг . Мэдисон, Коннектикут: Издательство международных университетов. стр. 393–396. ISBN  0-8236-2055-7 .
  6. ^ Jump up to: а б Де Ваал Малефийт, Аннемари (1974). Образы человека: история антропологической мысли . Нью-Йорк: Альфред А. Кнпоф. п. 295 . ISBN  0-394-48330-8 .
  7. ^ Кребер, Альфред, Л. (1920). «Тотем и табу: этнологический психоанализ» . Американский антрополог . 22 (1): 48–55. дои : 10.1525/aa.1920.22.1.02a00050 . JSTOR   660103 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  8. ^ Гей, Питер (1995). Фрейд: Жизнь для нашего времени . Лондон: Папермак. п. 327. ИСБН  0-333-48638-2 .
  9. ^ заключительная глава Клода Леви-Стросса, 562–563–564 страницы издания Мутона де Грюйтера, Берлин, 2002 г., « Элементарные структуры родства» (1949), Нидхэм, Родни, изд.
  10. ^ Харрис, Марвин (1971). Возникновение антропологической теории: история теорий культуры . Компания Томаса Й. Кроуэлла. п. 431 . ISBN  0-690-703228 .
  11. ^ Харрис, Марвин (1971). Возникновение антропологической теории: история теорий культуры . Компания Томаса Й. Кроуэлла. стр. 425–6 . ISBN  0-690-703228 .
  12. ^ Фарб, Питер (1978). Восхождение человека к цивилизации: культурное восхождение индейцев Северной Америки . Нью-Йорк: EP Даттон. стр. 67–68. ISBN  0-525-15270-9 .
  13. ^ Робинсон, Пол (1990). Фрейдистские левые . Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета. стр. 50–51, 89–90 . ISBN  0-8014-9716-7 .
  14. ^ Jump up to: а б Диксон, Альберт; Фрейд, Зигмунд (1990). Библиотека Пингвина Фрейда, том 13: Истоки религии . Книги о пингвинах. п. 47. ИСБН  0-14-013803-Х .
  15. ^ Акерман, Роберт (2002). Школа мифов и ритуалов: Дж. Г. Фрейзер и кембриджские ритуалисты . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 116, 124. ISBN.  0-415-93963-1 .
  16. ^ Бовуар, Симона де (2009). Второй секс . Лондон: Винтажные книги. п. 56. ИСБН  978-0-099-49938-1 .
  17. ^ Батай, Жорж (2001). Эротика . Лондон: Книги Пингвина. п. 47. ИСБН  0-14-118410-8 .
  18. ^ Браун, Норман О. (1985). Жизнь против смерти: психоаналитический смысл человеческой истории . Ганновер: Издательство Уэслианского университета. п. 14. ISBN  0-8195-6144-4 .
  19. ^ Кэмпбелл, Джозеф (1960). Маски Бога: первобытная мифология . Лондон: Секер и Варбург. п. 16.
  20. ^ Жирар, Рене (2005). Насилие и священное . Нью-Йорк: Континуум. п. 204. ИСБН  0-8264-7718-6 .
  21. ^ Гей, Питер (1995). Фрейд: Жизнь для нашего времени . Лондон: Папермак. стр. 325–6. ISBN  0-333-48638-2 .
  22. ^ Блум, Гарольд (1992). Американская религия: появление постхристианской нации . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. С. 106–7 . ISBN  0-671-67997-Х .
  23. ^ Шехнер, Ричард (1994). Ингольд, Тим (ред.). Сопутствующая энциклопедия антропологии: человечество, культура и социальная жизнь . Лондон: Рутледж. стр. 635–6. ISBN  0-415-16421-4 .
  24. ^ Бараш, Дэвид П. (1998). Представления о человеческой природе: Из Бхагавад-гиты . Прентис Холл. п. 116. ИСБН  0-13-647587-6 .
  25. ^ Эллиотт, Энтони (2002). Психоаналитическая теория: Введение . Пэлгрейв. п. 43. ИСБН  0-333-91912-2 .
  26. ^ Бурден, Доминик (2007). Психоанализ от Фрейда до наших дней: История, концепции, практика . Париж: Бреаль. п. 89. ИСБН  978-2749507460 .
  27. ^ Борх-Якобсен, Миккель; Шамдасани, Сону (2012). Файлы Фрейда: исследование истории психоанализа . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 179–180. ISBN  978-0-521-72978-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 757aea0f6eee7ccd5ff889f51beb1829__1721769240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/75/29/757aea0f6eee7ccd5ff889f51beb1829.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Totem and Taboo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)