Комплекс отца
Комплекс отца в психологии — это комплекс — группа бессознательных — который конкретно относится к образу или архетипу отца ассоциаций или сильных бессознательных импульсов , . Эти импульсы могут быть как положительными (восхищение и поиск старших отцов), так и отрицательными (недоверие или страх).
Зигмунд Фрейд и психоаналитики после него рассматривали отцовский комплекс и, в частности, амбивалентные чувства к отцу со стороны ребенка мужского пола, как аспект Эдипова комплекса . [1] Напротив, Карл Юнг придерживался точки зрения, что и мужчины, и женщины могут иметь отцовский комплекс, который, в свою очередь, может быть как положительным, так и отрицательным. [2]
Фрейд и Юнг
[ редактировать ]Общее понимание
[ редактировать ]Использование термина «комплекс отца» возникло в результате плодотворного сотрудничества Фрейда и Юнга в первом десятилетии двадцатого века — в то время, когда Фрейд писал о невротиках, «что, как выразился Юнг, они заболевают теми же комплексами, против которых мы страдаем». нормальные люди тоже борются». [3]
В 1909 году Фрейд сделал «Комплекс отца и решение идеи крысы» центральным элементом своего исследования Человека -Крысы ; Фрейд рассматривал возобновление детской борьбы с отцовской властью как основу современных навязчивых состояний Человека-Крысы . [4] В 1911 году Фрейд писал, что «в случае со Шребером мы снова оказываемся на знакомой почве отцовского комплекса»; [5] годом ранее Фрейд утверждал, что комплекс отца — страх, неповиновение и неверие отцу — формирует у пациентов-мужчин наиболее важное сопротивление его лечению. [6]
Комплекс отца также находился в концептуальном ядре « Тотема и табу» (1912–1913). Даже после разрыва с Юнгом, когда среди фрейдистов «комплекс» стал термином, к которому следует обращаться с осторожностью, комплекс отца оставался важным в теоретизировании Фрейда в двадцатые годы; [7] - например, оно заметно появилось в «Будущем иллюзии» (1927). [8] Другие члены круга Фрейда свободно писали об амбивалентной природе комплекса. [9] Однако к 1946 году, когда Отто Фенихель составил краткое изложение первых полувека психоанализа, отцовский комплекс стал относиться к более широкому спектру Эдипова комплекса в целом. [10]
После раскола Фрейда и Юнга Юнг в равной степени продолжал использовать отцовский комплекс для освещения отношений отца и сына, как, например, в случае с зависимым от отца пациентом, которого Юнг называл « fils a papa » (относительно него Юнг писал: [отец] все еще является гарантом его существования»), [11] или когда Юнг заметил, как позитивный отцовский комплекс может привести к чрезмерной готовности верить во власть. [12] Однако Юнг и его последователи были в равной степени готовы использовать эту концепцию для объяснения женской психологии, например, когда негативно заряженный отцовский комплекс заставлял женщину чувствовать, что все мужчины, вероятно, будут вести себя несговорчиво, осуждающе и резко в одном и том же образе. [13]
Раскол Фрейда и Юнга
[ редактировать ]И Фрейд, и Юнг использовали отцовский комплекс как инструмент для освещения своих личных отношений. Например, по мере того, как их ранняя близость углублялась, Юнг написал Фрейду, прося его «позволить мне наслаждаться вашей дружбой не как дружбой равных, а как дружбой отца и сына». [14] Однако, оглядываясь назад, и юнгианцы, и фрейдисты отмечают, что Юнг был вынужден подвергнуть сомнению теории Фрейда, что указывало на существование негативного комплекса отца под позитивным комплексом. [15] — под его избранной и откровенной позицией любимого сына. [16]
Возможно, неудивительно, что комплекс в конечном итоге привел к конфликтам между парой и усилил их: Юнг обвинял Фрейда в том, что он «относится к своим ученикам как к пациентам... А вы, как отец, сидите на вершине». [17] В своих попытках освободиться от своей психоаналитической фигуры отца Юнг отвергал термин «отцовский комплекс» как венское обзывательство – несмотря на то, что он сам использовал его в прошлом для освещения именно таких ситуаций. [18]
Постмодернизм: отсутствующий отец
[ редактировать ]В то время как идея отцовского комплекса изначально развивалась в связи с тяжелым викторианским патриархом, к новому тысячелетию вместо этого возникла отцовского авторитета постмодернистская озабоченность потерей — отсутствием отца. [19] Наряду с переходом от фрейдистского акцента на роли отца к акценту теории объектных отношений на матери, психоанализ имел тенденцию выделять поиск отца и негативные последствия отключенного отца. [20]
С французской точки зрения даже высказывалось предположение, что это выражение почти полностью отсутствует в современном психоанализе. [6] Хотя постлаканианцы , безусловно, продолжают обсуждать идею «Ватеркомплекса», [21] Тем не менее, в постмодернистском словаре психоанализа, скорее всего, вместо термина Джеймса М. Херцога (1980) появится статья «Отцовский голод»: стремление сына и потребность в контакте с фигурой отца. [22]
Однако юнгианцы, такие как Эрих Нейман, продолжали использовать концепцию отцовского комплекса для изучения отношений отца и сына и их последствий для вопросов власти, отмечая, с одной стороны, как преждевременная идентификация с отцом, исключающая борьбу поколений, может ведут к бездумному консерватизму, тогда как, с другой стороны, вечный бунтарь против отцовского комплекса обнаруживается в архетипе вечного сына . [23] Они также применили аналогичный анализ к женщине с негативным отцовским комплексом, для которой сопротивление мужским внушениям и мужскому авторитету может стать эндемичным. [13]
Отец голод
[ редактировать ]Эксперт по расстройствам пищевого поведения Марго Д. Мейн использовала концепцию «отцовского голода» в своей книге « Отцы, дочери и еда » (ноябрь 1991 г.). [24] Особое внимание уделено отношениям с дочерью. Такой отцовский голод, вызванный отсутствием отца, может оставить у дочери нездоровый вид нарциссизма и преобладающий поиск внешних источников самооценки. [25] Мейн далее исследовал стремление всех детей к связи с отцом и то, как неудовлетворенный голод отца влияет на расстройство пищевого поведения и другие психические заболевания.
В современной психоаналитической теории Джеймс М. Херцог « Голод отца: исследования со взрослыми и детьми». [26] обращается к бессознательной тоске, которую испытывают многие мужчины и женщины по заботливому отцу. Кроме того, важность отцовского обеспечения как для сыновей, так и для дочерей на соответствующих стадиях развития рассматривается в трудах Майкла Дж. Даймонда (см. « Мой отец до меня» , WW Norton, 2007). [27]
Юнгианцы подчеркивали силу родительского голода , заставляющего человека неоднократно искать нереализованные части архетипа отца во внешнем мире. [28] Один из ответов, предложенный мужчинам, — перейти к генеративности ; найти в себе потерянного отца, внутреннего отца, и передать его своим преемникам, [29] тем самым переходя от требования родительского руководства к его предоставлению. [30]
Культурные примеры
[ редактировать ]Понятие «отцовского комплекса» до сих пор процветает в культуре в целом. Например, Чеслав Милош писал об Альберте Эйнштейне : «Все в нем апеллировало к моему отцовскому комплексу, моей тоске по защитнику и лидеру». [31]
Бобом Диланом был связан с отцовским комплексом как отказ от своего настоящего отца и отцовского имени. Выбор псевдонима [32] Однако после этого выбора он стал искать ряд отцовских фигур или «идолов», как он их называл, чтобы они выступили в роли отца-исповедника. [33] прежде чем снова оставить каждого позади по очереди. [34]
Однако английский писатель Д. Х. Лоуренс отверг идею комплекса отца применительно к нему самому, назвав его комплексом дурака. [35]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Э. Роккелейн, Словарь психологических теорий Elsevier (2006), с. 111
- ^ Мэри Энн Мэттун, Юнг и человеческая психика (2005), с. 91
- ^ Зигмунд Фрейд, О сексуальности (PFL 7), с. 188
- ^ Зигмунд Фрейд, Истории болезни II (PFL 9), с. 80 и с. 98
- ^ Истории болезни II с. 191
- ^ Jump up to: а б «Роджер Перрон, «Отцовский комплекс» » . Архивировано из оригинала 23 апреля 2009 г. Проверено 9 марта 2011 г.
- ^ Рональд Бриттон , Вера и воображение (1998), с. 207
- ^ Зигмунд Фрейд, Цивилизация, общество и религия (PFL 12), с. 204
- ^ Редактор Эдварда Тиммса, Фрейд и женщина-ребенок: Мемуары Фрица Виттельса (1995), с. 118
- ^ Отто Фенихель, Психоаналитическая теория неврозов (Лондон, 1946), с. 95-6
- ^ К.Г. Юнг, Практика психотерапии (Лондон, 1993), с. 155
- ^ К. Г. Юнг, Архетипы и коллективное бессознательное (Лондон, 1996), с. 214
- ^ Jump up to: а б Маттон, с. 79
- ^ Цитируется по Питеру Гей, Фрейд: Жизнь для нашего времени (Лондон, 1989), с. 202
- ^ Маттон, с. 103
- ^ Гей, с. 227
- ^ Юнг, цитируется в Gay, p. 234-5
- ^ Гей, с. 234-8
- ^ Розалинда Кауард, Священные коровы (Лондон, 1999), с. 130
- ^ Патрик Кейсмент, Дальнейшее обучение у пациента (Лондон, 1997), с. 68 и с. 116
- ^ Лила Дж. Калнич, / Стюарт В. Тейлор, Мертвый отец, с. 48
- ^ Салман Ахтар , Большой словарь психоанализа (2009), с. 106
- ^ Эрих Нейман, Происхождение и история сознания (1995), с. 190
- ↑ Отец-голод: отцы, дочери и еда (Карлсбад, Калифорния: Gurze Books, ноябрь 1991 г.)
- ^ Сюзетт А. Хенке, Разрушенные предметы (2000), с. 160
- ^ Отец Голод: Исследования со взрослыми и детьми (Нью-Йорк: Routledge, 2001)
- ^ «Психология в перспективе: Комплекс» . Архивировано из оригинала 25 января 2021 г. Проверено 5 ноября 2006 г.
- ^ Энтони Стивенс, О Юнге (Лондон, 1990), с. 121; Архетип (Лондон, 1982), с. 115
- ^ Гейл Шихи, Новые проходы (Лондон, 1996), с. 284
- ^ Теренс Реал, я не хочу об этом говорить (Дублин, 1997), с. 321-2
- ^ Чеслав Милош, Родное царство (1981), стр. 282.
- ^ Дэниел Карлин, в издании Нила Коркорана, « Вы, мистер Джонс?» (Лондон, 2002 г.), с. 41
- ^ Редактор Крейга МакГрегора, Боб Дилан: Ретроспектива (1975), стр.44
- ^ Боб Дилан, стихотворение Джоанни (1972), стр. 7-8.
- ^ Виттер Биннер, Путешествие с гением (1974), с. 156
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Элиз Уэйкерман, Потеря отца (1984)
- Бет М. Эриксон, Тоска по папе (1998)