Фиваида (латинская поэма)
Фиваида | |
---|---|
от Статиуса | |
![]() Картина маслом Генри Фюзели 1786 года, изображающая проклятие Эдипа. | |
Написано | 80–90 гг. н.э. |
Язык | латинский |
Жанр (ы) | Эпическая поэзия |
Метр | Дактилический гекзаметр |
Линии | 9748 |
Фиваида написанная ( / ˈ θ iː b eɪ . ɪ d / ; латынь : Thēbaïs , букв. «Песнь о Фивах») — латинская эпическая поэма, римским поэтом Статием . Опубликованный в начале 90-х годов нашей эры, он содержит 9748 строк, объединенных в 12 книг, и повествует о столкновении двух братьев, Этеокла и Полиника , за трон греческого города Фив . После того как Полиник отправляется в изгнание, он заключает союз семи греческих князей и отправляется в военную кампанию против своего брата.
Хотя ее исходный материал происходит преимущественно из греческой литературной традиции , « Феваида» имеет тесные связи с другими латинскими текстами, такими как Вергилия » «Энеида и трагедии Сенеки Младшего . Центральные темы стихотворения включают отношения между политикой и семьей, гражданскую войну и аморальные действия, которые она порождает. в стихотворении Критики также отметили новаторское изображение римской мифологии . Следуя по стопам Овидия «Метаморфоз» , Статиус использовал эпизодическую структуру, которая скрепляется тонкими связями между отдельными эпизодами.
«Фиваида » не была широко читана в древности , но пользовалась большим уважением на протяжении всего Средневековья языках были написаны многочисленные адаптации поэмы , когда на народных . Сохранившийся в эпоху Каролингского Возрождения , текст Фиваиды достиг современности , не получив того признания, которое он когда-то имел. В то время как ученые-классики 19-го и начала 20-го века критиковали стихотворение за отсутствие оригинальности и вкуса, возрождение критического интереса с тех пор приблизило его к центру литературного канона .
Краткое содержание
[ редактировать ]Подготовка к войне
[ редактировать ]« Фиваида» начинается с изображения Эдипа , бывшего царя Фив . Выколов себе глаза, он отказался от своего королевства, узнав, что убил своего отца Лая и совершил кровосмешение со своей матерью Иокастой . Он накладывает проклятие на своих сыновей, Этеокла и Полиника , которые отвернулись от него из-за его преступлений. Ярость Тисифона отправляется в Фивы, чтобы посеять раздор среди братьев. В городе Этеокл и Полиник заключают договор, предусматривающий, что правление городом будет попеременно между ними ежегодно, в то время как другой проведет год в изгнании . Этеоклу предоставляется первый срок на посту царя.
Происходит совет богов, на котором Юпитер решает, что вовлечет города Фив и Аргос в войну друг против друга. По договору с братом Полиник сослан и скитается по Греции . В разгар сильной бури он ищет убежища во дворце Адраста , царя Аргоса. На пороге дворца он вступает в ожесточенный спор с Тидеусом , изгнанным принцем из Калидона . Их битва прерывается Адрастом, который приглашает их в свой дворец.
На пиру в честь бога Аполлона Адраст предлагает двум изгнанникам жениться на его малолетних дочерях. Он также объясняет, что праздник посвящен легенде из истории его города: после победы Аполлоназмея Пифона, он отправился к царю Аргоса Кротопу , чтобы очиститься. Там он влюбился в царскую дочь (безымянную в Фиваиде, но названный Псаматой Каллимахом) [1] и оплодотворил девушку. Она держала свою беременность в секрете, опасаясь реакции отца, и родила сына (Лина по другим источникам, но безымянного в Фиваиде). [2] которого она поручила вырастить пастуху. В В неосторожный момент дикие собаки сожрали младенца. Услышав это, принцесса призналась в своем тяжелом положении отцу, который наказал ее смертью. Затем Аполлон создал монстра, пожирающего детей, и послал его наказать жителей королевства. Юный герой Кореб, не желая, чтобы катастрофа продолжалась, убил чудовище. Еще больше разозлившись на это, Аполлон наслал на Аргос чуму. Увидев это, Кореб отправился к богу. недавно возведенное святилище в Дельфах и противостоял ему, выразив желание пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти свой родной город от гнева бога. Движимый этим, бог решил пощадить Коребуса и его город. После этого аргивяне ежегодно отмечали праздник в честь Аполлона.

Аргия и Деипила, дочери Адраста, выходят замуж за Полиника и Тидея соответственно. Таким образом, их отец заключает военный союз со своими зятьями. Свадебная церемония омрачена дурными предзнаменованиями, вызванными тем, что Аргиа носила Ожерелье Гармонии , проклятый предмет, который впервые носила Гармония , жена мифического основателя Фив Кадма . Полиник мечтает вернуть себе трон и просит поддержки у своих новых союзников. Если не считать войны, Тидеуса отправляют с посольством в Фивы.
Этеокла посещает призрак его деда Лая, который предупреждает его о намерениях брата. Получив такое указание, он отвергает аргивское посольство и отправляет группу из 50 воинов устроить засаду на Тидея на пути домой; в завязавшейся битве Тидей в одиночку убивает всех фиванских солдат, кроме одного. Меон, единственный выживший, возвращается во дворец и обвиняет Этеокла в гибели десятков фиванцев. Он убивает себя в ожидании царского наказания.
Юпитер поручает Марсу подстрекать жителей Аргоса к войне. По прибытии Тидея Адраст по-прежнему не хочет идти войной на Фив. Через несколько дней он поддается давлению своих союзников и позволяет своим провидцам Амфиараю и Мелампу узнать, санкционирована ли война богами. Хотя предзнаменования предвещают ужасное поражение, решено, что Аргос должен выступить против Фив. Обе стороны начинают готовиться к войне. В Аргосе семь князей собирают свои войска: Полиник, Адраст, Тидей, Амфиарай, Капаней , Гиппомедон и Партенопей . В Фивах вспыхивает паника при известии о подготовке аргосской армии. Этеокл приказывает провидцу Тиресию посоветоваться с богами. В некромантическом ритуале он предсказывает ужасающую войну с хорошим исходом для Фив.
Немея
[ редактировать ]Когда аргивяне проходят через Немею по пути в Фивы, их замечает бог Вакх , питающий симпатии к фиванцам. Чтобы предотвратить прибытие армии, он отводит всю воду из этого района. Аргивян страдает от сильной жажды, но их спасает молодая женщина по имени Гипсипила, которая показывает им дорогу к ближайшему ручью. После того, как они пьют из мутной реки, Гипсипила рассказывает, что она дочь Тоаса , бывшего царя острова Лемнос .

В повествовании, занимающем почти полностью пятую книгу, принцесса рассказывает историю о том, как она пришла в Немею: женщины Лемноса не уважали богиню Венеру , которая в ответ вдохновляет своих мужей на военный поход против Фракии. . В отсутствие мужчин женщины впадают в безумие и сговариваются убить всех детей мужского пола на острове. Когда лемнианцы возвращаются, их тоже убивают свои жены. Только Гипсипилу не затрагивает состояние женщины, и она уводит своего отца Тоаса в безопасное место в сундуке. Затем она становится королевой Лемноса.
Через некоторое время аргонавты проходят мимо Лемноса на обратном пути из Колхиды . Хотя женщины пытаются помешать им высадиться, аргонавты вторгаются на остров и в результате массового изнасилования создают новое население лемнианцев. Гипсипила изнасилована их лидером Джейсоном и рожает двух сыновей. Несмотря на свое потомство, аргонавты решают покинуть остров. Когда слух о том, что Тоас выжил, достигает острова, Гипсипил вынуждена бежать. Захваченная пиратами , принцесса продана Ликургу , царю Немеи, который делает ее кормилицей своего маленького сына Офельта .
Пока Гипсипил разговаривает с аргивянами, Офельт спит без присмотра. Большая змея, посвященная Юпитеру, задевает ребенка своей чешуей и убивает его. Аргосские князья нападают на змея, чтобы отомстить за смерть ребенка; Капанею удается убить его, и тем самым он навлекает на себя враждебность Юпитера. Родители Офельта, Ликург и его жена Эвридика, обвиняют Гипсипилу в пренебрежении к их сыну. Стремясь защитить своего спасителя, аргивяне устраивают переполох во дворце Ликурга, от которого Гипсипилу спасают ее сыновья Тоас и Евней, прибывшие на поиски пропавшей матери.
На следующий день аргивская принцесса собирается во дворце, чтобы присутствовать на похоронах Офельта. Вырублена древняя роща, чтобы получить строительный материал для роскошного костра . После кремации тела ребенка на этом месте возводят храм. Следуя общей эпической традиции, аргивяне предлагают устраивать погребальные игры в честь умершего мальчика. В играх участвует аргосская армия, и они служат мифом происхождении о Немейских игр , которые отмечались в древности.
Война в Фивах
[ редактировать ]Разгневанный задержкой Немейского моря, Юпитер посылает Марс, чтобы побудить аргивян продолжить свой марш. Преодолевая сопротивление Вакха, аргивская армия пробивается к Фивам. Тем временем фиванцы собирают свою армию, а Антигона , сестра враждующих братьев, смотрит вниз с городских стен. В повествовательном приеме, известном как тейхоскопия , старый слуга рассказывает ей обо всех известных воинах, участвовавших в фиванском войске.
Ночью после прибытия аргивян в Фивы Иокаста посещает их лагерь в надежде выступить посредником между своими сыновьями. Однако Тайдеус отвергает ее и резко отправляет обратно в город. Аргивяне продолжают убивать тигров Вакха - кощунство , из-за которого вспыхивает их первая конфронтация с фиванцами. Амфиарай с помощью своего покровителя Аполлона в ярости убивает десятки врагов, пока большая пропасть не открывается и не поглощает его в подземный мир. Он первый из семи принцев, которые умерли.
Обеспокоенные известием о его смерти, аргивяне заключают краткое перемирие. Они проводят ночь, оплакивая свою потерю, в то время как фиванцы празднуют победу. Утром следующего дня Тиодамаса на место погибшего провидца назначают . После своего вступления на престол он проводит тщательно продуманный ритуал в честь богов. Резня начинается на второй день боя. Тидей сражается с фиванским царевичем Гемоном . Одержав победу, он неистовствует и убивает множество фиванских солдат, в том числе Атиса, жениха сестры Полиника Исмены . Когда он нацелился на Этеокла, Тидея перехватывает фиванский герой Меланипп , которого Тидей убивает, но не раньше, чем получает смертельную рану. Выведенный из-под рассудка ненавистью к человеку, который смертельно ранил его, и болью умирания, Тидеус разбивает череп Меланипуса и пожирает его мозги.Обе стороны в ужасе от ужасного поступка Тайдеуса и пытаются завладеть его телом. Гиппомедон сражается с целым войском фиванцев, чтобы сохранить труп, но Тисифона обманом заставляет его покинуть место происшествия. Он продолжает сражаться в русле реки Исменус , но совершает ошибку, убивая внука речного бога Кренея . Спровоцированная река вступает в битву и топит Гиппомедона. Аталанта , мать Партенопея, видит во сне смерть сына. Богиня Диана пытается вмешаться от ее имени, но Аполлон говорит ей, что юношу невозможно спасти. Партенопею дается последняя серия убийств, прежде чем он будет убит Дриасом .

В Аргосе группа женщин молится Юноне , чтобы она пришла на помощь их армии. Богиня отправляет свою вестницу Ирис в пещеру сна, где просит самого Сна вмешаться. Он подчиняется и насылает глубокий сон на фиванскую армию. Группа аргивян под предводительством Тиодамаса вторгается в фиванский осадный лагерь и устраивает резню. Два юноши, Димас и Гоплей , пытаются вернуть тела Тидея и Партенопея. Задержанные фиванцами, они умирают на телах, которые пытались украсть.
Теперь аргивяне атакуют крепость Фив. В городе Тиресий советуется с богами и получает предзнаменование: Менокей , сын главного фиванца Креонта и племянник Иокасты, должен быть принесен в жертву, чтобы достичь мира. Молодой человек с радостью принимает предзнаменование, взбирается на стены города и убивает себя на глазах у обеих армий. На аргивской стороне Капаней сам взбирается на стены и в избытке высокомерия клянется бросить вызов самому Юпитеру; бог, в свою очередь, поражает его молнией.
Тисифона и ее сестра Мегера побуждают Полиника бросить вызов Этеоклу на единоборство, чтобы решить исход войны. Этеокл колеблется, но Креон убеждает его принять дуэль, в то время как Антигона и Иокаста пытаются разрядить ситуацию. Встретившись на равнине перед городом, братья дерутся и убивают друг друга. Иокаста убивает себя, услышав эту новость. Креон сменяет Этеокла на посту царя Фив, когда остальная часть аргивской армии уходит.
Вмешательство Тесея
[ редактировать ]В Фивах Меноэка хоронят по-царски, а остальных погибших на войне кремируют. Креонт заявляет, что откажет в захоронении мертвых аргивян. Вдовы аргосской армии отправляются на поиски тел своих мужей. Узнав об указе Креонта, они решают разделиться: вдова Полиника Аргия отправляется в Фивы, остальные женщины — в Афины, чтобы искать защиты у царя Тесея .
Аргия встречает Антигону на месте тела Полиника. Оплакивая общую утрату, они сжигают его тело на костре Этеокла. В Афинах аргивянки ищут убежища у Алтаря Милосердия . Вернувшись из экспедиции против амазонок , Тесей соглашается прийти им на помощь. Он направляет свою армию к Фивам, где разгромляет измученных защитников и убивает короля Креона.
Структура
[ редактировать ]Следуя модели Вергилия » « Энеиды , « Фиваида» разделена на 12 книг, каждая из которых содержит от 720 до 946 строк дактилического гекзаметра . [3] Общепризнанной теории о внутренней структуре стихотворения не существует, хотя существующие подходы можно резюмировать следующим образом: 1) две равные половины по образцу « Энеиды» ; [4] 2) четыре четверти трех книг («триады»), основанные на смысловых разрывах между отдельными книгами, [5] и 3) четыре асимметричных тематических раздела. [6] Несмотря на это, большинство ученых признают три основных раздела: [7]
- Книги 1–4: подготовка к войне, приготовления в Аргосе и Фивах.
- Книги 5–6: Аргосская армия в Немее, которую иногда называют мора («задержка»). [8]
- Книги 7–11: война в Фивах, смерть семи принцев.
Темы
[ редактировать ]Политика
[ редактировать ]По словам классика Кэтлин Коулман , «Фиваида» демонстрирует «особенно римскую озабоченность отношениями между политикой и семьей». [9] Политика Фив неразрывно связана с политикой ее царской семьи: разрыв между Этеоклом и Полиником приводит к расколу внутри фиванского государства и в конечном итоге приводит к гражданской войне . [10] Другим аспектом этой темы является доминирование актеров-мужчин над их современницами, что отражает патриархальное общество Флавиева Рима . [9] Стаций разделяет эту озабоченность со своим эпическим предшественником Луканом , чей Bellum Civile изображал гражданскую войну между Помпеем и Цезарем как крах их брачных уз. [11]
Моральное и богословское мировоззрение
[ редактировать ]Изображение богов Статием знаменует собой отход от мифологического антропоморфизма, проявленного Гомером и Вергилием, в сторону аллегории . Писатель К.С. Льюис считал развитие этого повествовательного приема важным предшественником средневековых форм аллегорического письма. [12] Льюис иллюстрирует эту точку зрения своим анализом изображения Марса в « Фиваиде» : вместо того, чтобы играть мифологическую роль, бог всегда находится в состоянии слепого гнева и стал олицетворением концепции войны. [13]
в стихотворении Еще одна важная тема — изображение нефаса . На языке римского морального дискурса этот термин обозначает что-то или кого-то, нарушающее социальные и религиозные нормы. [14] «Фиваида » , как пишет классик Рэндалл Ганибан, уникальна в латинской поэзии в той степени, в которой ее главные герои предаются такому поведению без серьезного морального сопротивления. [15] Хотя герои поэмы совершают акты исключительной жестокости, их не уравновешивает милосердный состав богов. Вместо этого отношение богов было описано как «враждебность или безразличие». [16] Таким образом, мир Фиваиды можно рассматривать как антиримский, поскольку он потворствует беспрепятственному представлению одного из самых строгих религиозных табу Рима . [17]
Эпизодичность
[ редактировать ]В отличие от других римских эпосов (в частности, « Энеиды ») поэма не следует линейной форме развития сюжета. Вместо этого он включает в себя множество слабо связанных друг с другом эпизодов . Это наблюдение наиболее актуально в преддверии войны и традиционно рассматривалось как поэтический недостаток. [18] Продолжительное пребывание аргивян в Немее типично для этой тенденции. Рассказ Гипсипилы, включенный в Немейский эпизод, представляет собой почти целую книгу материалов, не относящихся к фиванской легенде. [19] не связаны друг с другом, Хотя на первый взгляд эпизоды «Фиваиды» они представляют собой сложную carmen perpetuum («непрерывную песню») в духе » Овидия «Метаморфоз : эпопею, состоящую из разнообразных нитей, которые скреплены сложной внутренней структурой. [20]
Текстовая история
[ редактировать ]Дата
[ редактировать ]
Хотя точная датировка «Фиваиды» неизвестна , считается, что стихотворение было написано во время правления Домициана (80-е годы нашей эры) и опубликовано в начале 90-х годов. Сам Статиус утверждает, что потратил двенадцать лет на сочинение своего стихотворения: [21] в то время как предисловие к его первой книге «Сильве» , сборнику стихотворений, публикуемых время от времени с 91 года, [22] упоминает о своей публикации. [23] Эти обстоятельства побудили некоторых критиков предполагать дату публикации в 90 или 91 году. [22] Латинист Фиваида Д. Р. Шеклтон Бейли , с другой стороны, пишет, что была «вероятно» опубликована в 92 году. [24] Стихи на несколько лет предшествуют сочинению « Ахиллеиды », второго, незаконченного эпоса Статия, начатого в 95 году. [4]
Передача инфекции
[ редактировать ]Текст поэмы, известный современному читателю, взят из нескольких средневековых рукописей , уходящих своими корнями в 9 век нашей эры. [25] Считается, что эта традиция делится на две отдельные ветви. Один из них, обозначенный как P как сокращение от Puteaneus, представлен единственной рукописью, написанной в аббатстве Корби и хранящейся в Париже . Другой, обозначенный как ω, породил множество потомков, хотя его первоначальная копия, известная как архетип , утеряна. [25] P и ω во многих случаях предлагают различающийся текст, при этом P считается менее искаженным ошибками. [26] Первое печатное издание на основе этих рукописей вышло в Риме около 1470 года. [26]
Влияния
[ редактировать ]Задолго до того, как Стаций написал « Фиваиду» , фиванская легенда присутствовала в древнегреческой литературной культуре . Фиваида , возможно, была частью Эпического цикла , группы архаичных стихотворений-гекзаметров, о которых сохранилось мало свидетельств из первых рук. [27] Одноименное стихотворение написал поэт Антимах , живший в IV веке до нашей эры. Неизвестно, использовал ли Статиус свою работу, поскольку она сохранилась лишь в небольшом количестве фрагментов. [28] Афинский драматург Софокл написал три известные пьесы о Фивах ( «Царь Эдип» , «Эдип в Колоне » и «Антигона» ), хотя никакого устойчивого взаимодействия с ними не доказано. [27] » Еврипида Недавно было показано, что « Фениссы и » Эсхила «Семь против Фив , две пьесы, которые пользовались большой популярностью в Риме, повлияли на изображение Статием Фиванской войны. [29]
Среди латинской литературной традиции « Энеида », эпос Вергилия о страданиях Энея . основным образцом Статия послужила [4] Его долг перед этим конкретным стихотворением выражен в конце «Фиваиды » , где поэт призывает свое стихотворение «не бросать вызов божественной Энеиде , но следовать за ней на расстоянии и всегда уважать ее шаги». [30] Поэма также опирается на различные поэтические тексты первого века нашей эры, наиболее важными из которых являются «Метаморфозы» Лукана Овидия, «Гражданская война» и трагедии Сенеки Младшего . [31]
Прием
[ редактировать ]Античность и средневековье
[ редактировать ]Через поколение после Статия сатирик Ювенал заявил, что Фиваида по-прежнему привлекала постоянное внимание римской публики. [32] Несмотря на его показания, мало других свидетельств того, что стихотворение пользовалось большим распространением до поздней античности . [33] Поэт Клавдиан , писавший при дворе императора Гонория около 400 г. н. э., подражал многим стилистическим особенностям, обнаруженным в « Фиваиде» . [34] Сохранившееся в эпоху Каролингского Возрождения , стихотворение широко читалось в эпоху Высокого Средневековья , что вызвало такие адаптации, как среднеирландский Togail na Tebe («Разрушение Фив»). [35] Джозеф Эксетерский , племянник архиепископа Болдуина Эксетерского , писал стихи по образцу Фиваиды Майкл Дьюар описал , которую латинист как «самую чувствительную и умную» среди средневековых поклонников Статиуса. [35]
Фиваида сыграла важную роль в творчестве итальянского поэта Данте Алигьери . Его влияние на « Божественную комедию» , по словам Дьюара, «явно и вездесуще». [36] Увлечение Данте Статием, которого он ошибочно считал христианином , [22] иллюстрируется его появлением рядом с Вергилием на пятой террасе Чистилища . [37]
Современные подходы
[ редактировать ]Современные классики на не уважали Фиваиду протяжении большей части XIX и первой половины XX века. Их взгляды были основаны на отвращении к кажущемуся недостатку оригинальности Статия и его связям с самодержавным режимом императора Домициана. [38] Представляя такие взгляды, латинист Роберт Максвелл Огилви писал в 1980 году, что « Фиваида ни о чем». Нельзя сказать, что [39] Наряду с общей переоценкой имперских латинских текстов , во второй половине 20-го века наблюдался всплеск критического интереса к стихотворению. В 1973 году книга Дэвида Весси «Статиус и Фиваида» представила сочувственное исследование, в котором все же признавались некоторые недостатки, традиционно приписываемые учеными-классиками. [38] К концу века ревизионистская школа мысли интерпретировала « Фиваиду» как тонкую критику автократического правительства. [40] С тех пор стихотворение было реабилитировано и заняло место ближе к центру литературного канона. [41]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ П. Дж. ван ден Брук, «Повествование об Адрасте в Фиваиде Статиуса как пример внутритекстовой поэтики»
- ^ П. Дж. ван ден Брук, «Повествование об Адрасте в Фиваиде Статиуса как пример внутритекстовой поэтики»
- ^ Гибсон 2006 , с. XXIX, н. 44.
- ^ Jump up to: а б с Шеклтон Бэйли 2003 , с. 3.
- ^ Весси 1973 , стр. 317–20.
- ^ Весси 1973 , стр. 321–2.
- ^ Весси 1973 , с. 321.
- ^ Арико 2020 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Коулман 2003 , с. 12.
- ^ Харди 1993 , с. 95.
- ^ Харди 1993 , с. 91.
- ^ Льюис 1936 , стр. 49–50.
- ^ Льюис 1936 , с. 50–1.
- ^ Ганибан 2007 , с. 34.
- ^ Ганибан 2007 , с. 37.
- ^ Доминик 1994 , с. 1.
- ^ Ганибан 2007 , с. 43.
- ^ Коулман 2003 , с. 14.
- ^ Харди 1993 , с. 170.
- ^ Весси 1973 , с. 328.
- ^ Stat. Theb. 12.811–12
- ^ Jump up to: а б с Ховатсон 2011 .
- ^ Стат. Лес 1 прив. 6.
- ^ Шеклтон Бэйли 2003 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Рив 1984 , с. 394.
- ^ Jump up to: а б Рив 1984 , с. 395.
- ^ Jump up to: а б Весси 1973 , с. 69.
- ^ Дьюар 1991 , с. хххх – ххх.
- ^ Маринис 2015 , стр. 343–4.
- ^ Stat. Theb. 12.816–7.
- ^ Ганибан 2007 , с. 8.
- ^ Юв. 7.82–4.
- ^ Дьюар 1991 , с. xxxvii.
- ^ Дьюар 1991 , с. xxxvii–viii.
- ^ Jump up to: а б Дьюар 1991 , с. xxxix.
- ^ Дьюар 1991 , с. xliv.
- ^ Шеклтон Бэйли 2003 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Коулман 2003 , с. 10.
- ^ Ахль 1984 , стр. 2808.
- ^ Коулман 2003 , с. 11.
- ^ Доминик, Ньюлендс и Жерве, 2015 , с. 4.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Ахль, Фредерик (1984). «Стаций Фиваида : пересмотр». Взлет и падение римского мира . II (32,5): 2803–2912.
- Арико, Джузеппе (2020). «Повествовательные стратегии в Фиваиде Статия» . Классический обзор . 70 (2): 1–2.
- Коулман, Кэтлин М. (2003). «Недавняя стипендия». Статус II: Фиваида 1–7 . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 9–37. ISBN 978-0-674-01208-0 .
- Дьюар, Майкл (1991). Стаций, Фиваида IX . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-814480-9 .
- Доминик, Уильям Дж. (1994). Мифический голос Статиуса: власть и политика в Фиваиде . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-09972-2 .
- Доминик, Уильям Дж.; Ньюлендс, Кэрол Э.; Жерве, Кайл (2015). «Читающий статус». Спутник Брилла Статиуса . Лейден: Брилл. стр. 1–27. ISBN 978-90-04-28470-8 .
- Ганибан, Рэндалл Т. (2007). Стаций и Вергилий: Фиваида и переосмысление Энеиды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-16911-0 .
- Гибсон, Брюс (2006). Статиус, Сильваэ 5 Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-927715-5 .
- Харди, Филип (1993). Эпические преемники Вергилия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-42562-9 .
- Ховатсон, MC, изд. (2011). «Статус» . Оксфордский справочник классической литературы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-954854-5 .
- Льюис, CS (1936). Аллегория любви: исследование средневековой традиции . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-1-107-65943-8 .
- Маринис, Агис (2015). «Фиваида Статия и греческая трагедия: Наследие Фив». В Доминике, Уильям Дж.; Ньюлендс, Кэрол Э.; Жерве, Кайл (ред.). Спутник Брилла Статиуса . Лейден: Брилл. стр. 343–61. ISBN 978-90-04-21789-8 .
- Рив, Майкл Д. (1984). «Стаций: Фиваида». В Рейнольдсе, штат Мэриленд; Уилсон, Н.Г. (ред.). Тексты и передача: обзор латинской классики . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 394–6. ISBN 978-0-19-814456-4 .
- Шеклтон Бейли, доктор медицинских наук (2003). Статус II: Фиваида 1–7 . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01208-0 .
- Весси, Дэвид (1973). Стаций и Фиваида . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-14751-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Томчик, Мелиссанда (2023). Рассветы и закаты в Фиваиде Стацей . Лейден; Бостон: Брилл. ISBN 9789004537132 .