Ликург (из Немеи)
В мифологии греческой Ликург ( /laɪˈkɜːrɡəs/ ; древнегреческий : Λυκοῦργος Lykoûrgos , древнегреческий: /lykôrɡos/ ), также пишется Ликургос или Ликургос , был сыном Фереса и мужем Эвридики (или Амфифеи ), от которой он был отцом Офельта . В самых ранних сведениях Ликург был жрецом Немейского Зевса , а в более поздних — царем Немеи .
Когда армия Семи против Фив проходила через Немею на пути к Фивам , маленький сын Ликурга Офельт был убит змеей по неосторожности его няни Гипсипилы . Говорят, что погребальные игры ребенка послужили началом Немейских игр , а гробница Ликурга, как говорят, находилась в роще Немейского Зевса . [ 1 ]
Семья
[ редактировать ]Согласно Еврипиду , Ликург был родом из долины реки Асоп к западу от Немеи, и он и его жена Эвридика были родителями Офельта. [ 2 ] У Гигина также Эвридика является матерью Офельта. [ 3 ] однако в латинском тексте Гигина отец Офельта был царем Немеи по имени «Лик». [ 4 ] а не Ликурга — вероятно, ошибка. [ 5 ] Латинский поэт Стаций , вслед за Еврипидом, считает Ликурга и Эвридику родителями Офельта, однако для Статия Ликург родом из Аргоса и является одновременно царем Немеи и жрецом Зевса. [ 6 ]
Согласно Аполлодору , отец Офельта Ликург был сыном Фереса , который был сыном Крефея и основателем Феры в Фессалии . У Фереса был еще один сын Адмет . Ликург переселился в Немею и женился на Эвридике («или, как некоторые говорят, на Амфифее»), от которой у него родился Офелтес . [ 7 ]
Павсаний описывает изображение на амиклском троне Аполлона , на котором были изображены Адраст и Тидей , двое из Семи, против Фив , останавливающие борьбу между Амфиараем , еще одним из Семи, и «Ликургом, сыном Пронакса». [ 8 ] Если это относится к событию во время остановки Семерых в Немее, то это, по-видимому, означало бы, что в какой-то версии истории отец Офельта Ликург был сыном Пронакса , а не сыном Фереса, как в рассказе Аполлодора. [ 9 ] Однако более вероятно, что Ликург в сцене, описанной Павсанием, отличался от Ликурга, отца Офельта. [ 10 ]
Мифология
[ редактировать ]Еврипид
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о Ликурге встречается в Еврипида частично сохранившейся пьесе « Гипсипила» . [ 11 ] Гипсипила, бывшая царица Лемноса и любовница Ясона , в пьесе Еврипида стала рабыней Ликурга и нянькой Ликурга и маленького сына его жены Эвридики Офельтеса. [ 12 ] Сохранившиеся фрагменты пьесы содержат лишь несколько кратких упоминаний о Ликурге. В ранней сцене Амфиарай , один из Семи против Фив , только что приехав в дом Ликурга в священной роще Немейского Зевса, спрашивает Гипсипилу, чей это дом, и она отвечает: [ 13 ]
- Они известны как богатые чертоги Ликурга, которого из всей Асопии выбрали хранителем храма нашего местного Зевса.
То есть Ликург – жрец Немейского Зевса, [ 14 ] из Асопии, области долины реки Асоп , содержащей Флий и расположенной к западу от Немеи. [ 15 ] Хотя в более поздних источниках он является царем, в сохранившихся фрагментах пьесы Еврипида нет никаких указаний на это. [ 16 ] В более поздней сцене мы узнаем, что Ликург отсутствует. [ 17 ] и фрагментарная версия пьесы относится к гостям его дома, которые «поселились у жены Ликурга», [ 18 ] еще раз предполагая отсутствие Ликурга. [ 19 ]
Гигин
[ редактировать ]Гигин ссылается на историю Офельта в Фабулах 15, 74 и 273. [ 20 ] Во всех трех полученных нами латинских текстах имя отца Офельта содержит «Лик», однако, вероятно, это путаница с «Ликургом», либо первоначально Гигином, либо, что более вероятно, при передаче латинского текста. [ 21 ] И, в отличие от рассказа Еврипида, в версии Гигина он царь, а не священник. [ 22 ] Гигин также рассказывает об оракуле — возможно, данном Ликургу, хотя Гигин об этом не говорит, — который предупреждал, что Офельта нельзя ставить на землю, пока он не научится ходить. [ 23 ] В отличие от пьесы Еврипида, где от имени Гипсипилы обращаются к разъяренной матери Эвридике и которую нужно умиротворить, в рассказе Гигина это Ликург. [ 24 ]
Стоя
[ редактировать ]латинского поэта Статия Эпическая поэма « Фиваида» , в которой рассказывается история Семерых против Фив, также повествует о смерти маленького сына Ликурга Офельта. [ 25 ] Хотя в более ранних источниках встречаются лишь мимолетные упоминания о Ликурге, он играет существенную роль в Статия версии истории . Здесь Ликург — жрец Зевса (как у Еврипида), и царь Немеи (как у Гигина). [ 26 ]
В то время как у Еврипида Ликург происходит из «Азопии», региона к западу от Немеи, Статий Ликург происходит из Аргоса . [ 27 ] Он называет Ликурга «Инахианцем», т.е. родственником Инаха , легендарного первого царя Аргоса , [ 28 ] в то время как Адраст , нынешний царь Аргоса и лидер Семи, говорит о Ликурге: «Наше происхождение одно». [ 29 ] Возникает вопрос, почему Ликург не присоединился к своим собратьям-аргивянам в их войне против Фив, и на самом деле герой Тидей , один из Семи, называет Ликурга «трусом», говоря: «Когда твои соотечественники со всех сторон стекались к оружию, ты только среди спешащих колонн спокоен». [ 30 ] Однако Статиус дает объяснение, в котором говорится, что отсутствие Ликурга в войне Семи с Фивами вызвано священническими обязанностями и пророческими предупреждениями:
- ... не принимая участия в Аргосской войне; не то чтобы ему не хватало мужества, но храм и алтари удерживали его. И еще не выпали из его головы оракул богов и древние предупреждения, слово, полученное из глубины святилища: «Ликург, ты принесешь первую смерть Диркейской [т. е. Фиванской] войне». Об этом он знает; пыль Марса поблизости печалит его, он морщится от труб и желает зла обреченной армии. [ 31 ]
Здесь «первой смертью» окажется сын Ликурга Офельт.
Проходя через Немею по пути в Фивы, Семь, остро нуждающиеся в воде, встречают Гипсипилу с ее питомцем, младенцем Офельтесом. [ 32 ] Спеша накормить Семерых водой, Гипсипила оставляет Офелтеса лежать на земле, а сама ведет Семерых к ближайшему источнику. [ 33 ] Тем временем, оставленный без присмотра, Офельтес убит змеем, охраняющим священную рощу Зевса. [ 34 ]
В отличие от пьесы Еврипида, где надо сдерживать Эвридику, здесь, как и в «Гигине», — Ликурга. [ 35 ] Услышав о смерти своего сына, Ликург приходит в ярость, намереваясь убить Гипсипилу своим мечом, но Семь вмешиваются, чтобы защитить Гипсипилу. [ 36 ] Ожесточенная битва между аргивянами, Ликургом и его последователями почти разгорается, но, наконец, Адрасту удается успокоить обе стороны. [ 37 ] и провидец Амфиарай , еще один из Семи, может умилостивить Ликурга, сказав ему, что смерть Офельтса была предопределена богами, и что его сын теперь бог и ему будут «оказаны вечные почести». [ 38 ]
Аполлодор
[ редактировать ]По словам мифографа Аполлодора , Ликург, сын Фереса из Фессалии , переселился в Немею, женился на Эвридике (или, как он добавляет, «некоторые говорят, на Амфитее») и стал отцом Офельта. [ 39 ] Аполлодор также дает краткий отчет об истории Офельта, в которой Ликург упоминается только как царь Немеи и владелец кормилицы Офельта Гипсипилы. [ 40 ]
Могила
[ редактировать ]Географ II века Павсаний , описывая место Немейских игр , упоминает, что видел там «гробницу Ликурга, отца Офельта». [ 41 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Grimal, s.v. Lycurgus 3; Tripp, s.v. Lycurgus 3; Hard, pp. 318 , 425 , 426 ; Parada, s.v. Lycurgus 3; Smith, s.v. Lycurgus 4 .
- ^ Ганц, с. 511; Коллард и Кропп, с. 251 ; Еврипид , Проба Гипсипила . iiia (Гипотеза) [= П. Окси. 2455 фр. 14–15, 3652 столбца. i и ii.1-15] (Ликург как отец), фр. 752ч.26–28 (Ликург как жрец Зевса), фр. 757 (Эвридика как мать).
- ^ Гигин , Басни 273.6.
- ^ Гигин , Басни 15, 74, 273.6.
- ^ Браво, с. 118 ; Смит и Тшаскома, с. 189, примечание 15: « Царь Ликург : мы нерешительно восстановили Ликурга для Лика, полагая, что это ошибка передачи, а не ошибка со стороны Гигина» (так же и у Гигина, Фабулы 74 и 273.6).
- ^ Браво, с. 119 ; Стаций , Фиваида 4.746–752 (отец), 5.632–634 (мать), 5.715–716 , 733 (царь), 5.638–641 , 5.643–644 (священник).
- ^ Хард, стр. 425 , 426 ; Парад, св Ликург 3; Аполлодор , 1.9.14 .
- ^ Ганц, с. 511; Павсаний , 18.03.12 .
- ^ Gantz, pp. 511–512; Grimal, s.v. Lycurgus 3.
- ^ Ганц, с. 512; Стоп, с.вв. Ликург 3, Ликург 4 (считая их отдельными). Согласно схолии к » Пиндара « Немейским одам , Адраста у отца Талая был сын Пронакс, и то же самое можно сказать и в Аполлодоре, 1.9.13 , где также упоминается, что у Пронакса был сын Ликург, Аполлодор , который был отцом Офельта.
- ^ Браво, с. 107 . Сохранившиеся фрагменты пьесы Еврипида с введением и примечаниями см. в Collard and Cropp, стр. 250–321 .
- ^ Ганц, с. 511; Коллард и Кропп, с. 251 ; Еврипид , Проба Гипсипила . iiia (Гипотеза) [= П. Окси. 2455 фр. 14–15, 3652 столбца. i и ii.1-15] (Ликург как отец), фр. 757 (Эвридика как мать), фр. 757.41–44 (Гипсипила в роли медсестры).
- ^ Еврипид , Гипсипил фр. 752ч.20–28 .
- ^ Коллард и Кропп, стр. 275 4 ; Браво, стр. 107 .
- ^ Молодец, с. 107 .
- ^ Молодец, п. 107 .
- ^ Еврипид , Гипсипил фр. 752е .
- ^ Еврипид , Проба Гипсипила . iiia (Гипотеза) [= P. Oxy. 2455 фр. 14–15, 3652 столбца. i и ii.1-15].
- ^ Браво, п. 107 с примечанием 40.
- ^ Браво, с. 118 ; Гигин , Басни 15, 74, 273.
- ^ Браво, стр. 118 ; Смит и Тшаскома, стр. 189, примечание 15.
- ^ Гигин , Басни 15, 74.
- ^ Гигин , Басни 74.
- ^ Браво, с. 118 ; Гигин , Басни 74.
- ^ Молодец, с. 118 .
- ^ Браво, с. 119 . О Ликурге как жреце Зевса см. Фиваида 5.638–641 («Ликург ... в жертву ... предложил части недружелюбному громовержцу») и 5.643–644 («храм и алтари сдерживали его»); о Ликурге как царе Немеи см. 5.667 («царь»), 715–716 («Ликург... царь»), 719 («царь»), 733 («правитель Немеи»).
- ^ Молодец, с. 119 .
- ^ Статиус , Фиваида 4.749 .
- ^ Статиус , Фиваида 5.670 .
- ^ Статиус , Фиваида 5.676–678 .
- ^ Статиус , Фиваида 5.643–649 .
- ^ Браво, с. 119 ; Стаций , Фиваида 4.730–745 (нуждается в воде), 4.746–749 (встреча с Гипсипилой, несущей Офельта «у груди»), 4.778–779 (Гипсипила описывает себя как «приемную мать ребенка, вверенного моей заботе»).
- ^ Браво, с. 120 ; Стаций , Фиваида 4.785–789 .
- ^ Браво, стр. 120–121 ; Стаций , Фиваида 5.505–540 .
- ^ Молодец, с. 121 .
- ^ Статиус , Фиваида 5.653–679 .
- ^ Статиус , Фиваида 5.691–703 .
- ^ Статиус , Фиваида 5.731–753 .
- ^ Аполлодор , 1.9.14 .
- ^ Аполлодор , 3.6.4 .
- ^ Хард, с. 426 ; Павсаний , 2.15.3 .
Ссылки
[ редактировать ]- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Браво, Хорхе Дж., III, Раскопки в Немее IV: Храм Офельтеса , Univ of California Press, ISBN 9780520967878 .
- Коллард, Кристофер и Мартин Кропп (2008b), Фрагменты Еврипида: Эдип-Хрисипп: Другие фрагменты , Классическая библиотека Леба № 506. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2008. ISBN 978-0-674-99631-1 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996. ISBN 978-0-631-20102-1 .
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 . Гугл Книги .
- Гигин, Гай Юлий , Фабулы в Аполлодора библиотеке Гигина и Фабулы : два справочника по греческой мифологии, перевод, с введениями Р. Скотта Смита и Стивена М. Трзаскома , Hackett Publishing Company, 2007. ISBN 978-0-87220-821-6 .
- Парада, Карлос, Генеалогический справочник по греческой мифологии , Йонсеред, Пауль Остремс Фёрлаг, 1993. ISBN 978-91-7081-062-6 .
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Смит, Уильям , Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873). Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Статиус , Фиваида , Том I: Фиваида: Книги 1–7 , отредактированный и переведенный доктором Шеклтоном Бэйли, Классическая библиотека Леба № 207, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2004. ISBN 978-0-674-01208-0 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Трипп, Эдвард, Справочник Кроуэлла по классической мифологии , Thomas Y. Crowell Co; Первое издание (июнь 1970 г.). ISBN 069022608X .