Офельтес

В мифологии греческой Офельт ( древнегреческий : Ὀφέλτης), также называемый Архемором (Αρχέμορος, Начало Судьбы), был сыном Ликурга из Немеи . Его мать по-разному именуется Эвридикой , Немеей или Амфитеей . В младенчестве он был убит змеем в Немее. В честь мальчика проводились погребальные игры, которые, как предполагалось, положили начало Немейским играм . [ 1 ]
Семья
[ редактировать ]Согласно Еврипиду, родителями Офельта были Ликург , жрец Зевса в Немее , и Эвридика. [ 2 ] Однако в латинском тексте Гигина отец Офельта назван «Ликом», а не Ликургом (вероятно, ошибка), и здесь он царь, а не священник. [ 3 ] Латинский поэт Стаций , вслед за Еврипидом, считает Ликурга и Эвридику родителями Офельта, однако для Статия Ликург является одновременно царем Немеи и жрецом Зевса. [ 4 ]
В согласии с Еврипидом Аполлодор также говорит, что Офельт, «впоследствии прозванный Архемором», был сыном Ликурга (его отцом был Ферес , сын Крефея ) и Эвридики, добавляя «или, как некоторые говорят, Амфитею», но подобно Гигину Аполлодор назначил Ликуга царем Немеи. [ 5 ] Схолия к » Пиндара «Немейским одам говорит, что у Эсхила мать Офельта — Немея, предположительно одноименная нимфа Немеи. [ 6 ]

История
[ редактировать ]Младенец Офельтес, убитый змеей, является частью истории Семи против Фив и происхождения Немейских игр . [ 7 ] По пути в Фивы Семеро, нуждающиеся в воде, останавливаются в Немее , где встречают Гипсипилу , которая является кормилицей Офельта. Помогая Семерым добыть воду, Гипсипила сбивает Офельта, и его убивает змея. Семеро убивают змея, а провидец Амфиарай , один из Семи, переименовывает ребенка в Архемора, что означает «Начало Судьбы», интерпретируя смерть ребенка как предвестник надвигающейся гибели Семи в Фивах. [ 8 ] Семеро устраивают поминальные игры в честь ребенка, которые стали началом Немейских игр.
Источники
[ редактировать ]Рано
[ редактировать ]История Офельта, возможно, сыграла неотъемлемую часть утраченного греческого эпоса «Фиваида» (ок. 8 века до н.э. или начала 7 века до нашей эры). [ 9 ] Самая ранняя сохранившаяся ссылка на эту историю встречается во фрагменте Симонида (ок. 556–468 до н. э.), сохраненном Афинеем , в котором Офельт (называемый Афинеем «героем Архемором») описывается как «младенец», оплакиваемый как он умирает. [ 10 ] Его мать (неназванная в строках, приведенных Афинеем), похоже, была описана Симонидом как «увенчанная фиолетовой короной» ( ἰοστεφάνου ). [ 11 ] Следующее самое раннее упоминание встречается в стихотворении Вакхилида середины пятого века до нашей эры , в котором говорится, что аргивские герои, известные как Семь против Фив, учредили Немейские игры в честь Архемора, которого убил «огнеглазый чудовищный» змей. пока он спал, и его смерть была воспринята как предзнаменование «грядущей резни», то есть катастрофы, ожидающей Семерых в Фивах. [ 12 ] Пиндара (ок. 518 – 438 до н.э.) Немейские оды содержат несколько намеков на основание Немейских игр Адрастом , одним из Семи, но не сказано, почему. [ 13 ] Эсхил (ок. 525/524 – ок. 456/455 до н.э.), по-видимому, занимался этой историей, возможно, в своей утраченной пьесе «Немея» , поскольку пиндарические схолии сообщают нам, что Эсхил приписывал происхождение Немейских игр погребальным играм Архемора. [ 14 ]
Гипсипил
[ редактировать ]Наиболее полное описание истории Офельта содержится в частично сохранившейся пьесе Еврипида « Гипсипила » (ок. 411–407 до н.э.). [ 15 ] Эта пьеса является самым ранним источником, в котором Гипсипила упоминается в истории Офельта, и вполне могла быть изобретением Еврипида. [ 16 ] Здесь Гипсипила, бывшая царица Лемноса и возлюбленная Ясона , стала рабыней и нянькой младенца Офельта, сына Ликурга, жреца Зевса в Немее , и его жены Эвридики. [ 17 ]
Семь против Фив, только что прибывшие в Немею, встречают Гипсипилу. [ 18 ] Амфиарай говорит ей, что им нужна вода для жертвоприношения, и она ведет Семерых к источнику. [ 19 ] Гипсипила приводит с собой Офельта, и каким-то образом, в минуту пренебрежения, Офельта убивает змея. [ 20 ] Эвридика собирается казнить Гипсипилу, но тут приходит Амфиарай. [ 21 ] сообщает Эвридике, что смерть ребенка была предначертана, и предлагает устроить погребальные игры в честь Офельта. [ 22 ] Амфиараю удается убедить Эвридику сохранить жизнь Гипсипиле, и игры проводятся. [ 23 ]
Гигин
[ редактировать ]Гигин рассказывает о оракуле, который предупредил, что Офелта не следует ставить на землю, пока он не научится ходить, и говорит, что, чтобы не ставить ребенка прямо на землю, Гипсипила положила его на грядку с диким сельдереем, где он и лежал. убит змеем, охранявшим источник. Гигин связывает это с традицией вручения венков из сельдерея победителям Немейских игр . По словам Гигина, как и у Еврипида, Семь ходатайствуют за Гипсипилу, но с Ликургом, а не с Эвридикой. [ 24 ] Гигин также сообщает, что Немейские игры, учрежденные Семью на пути к разграблению Фив, проводились в честь Офельта (здесь называемого Архемором). [ 25 ]
Статиуса Фиваида
[ редактировать ]Стаций в своей эпической поэме « Фиваида» , в которой рассказывается история Семи против Фив, также дает отчет об истории Офельта. [ 26 ] В « Фиваиде » отец Офельта Ликург — жрец Зевса (как у Еврипида) и царь Немеи (как у Гигина). [ 27 ]
Как и у Еврипида, Гипсипила, кормилица Ликурга и сына Эвридики Офельта, сталкивается с Семеркой против Фив, которым срочно нужна вода. [ 28 ] Однако, по словам Статия, Гипсипила не берет Офельта с собой к источнику, а вместо этого, спеша накормить Семерых водой, оставляет ребенка лежать на земле, «чтобы она не была слишком медлительна в качестве проводника». ". [ 29 ] Гипсипила ведет Семерых к источнику, и когда они напились досыта, они просят Гипсипилу рассказать им, кто она. [ 30 ] Гипсипила затем рассказывает Семерым свою историю: убийство мужчин лемнийскими женщинами, ее спасение своего отца Тоаса, посещение Лемноса аргонавтами, ее сыновей-близнецов Евнея и Тоаса от Ясона и то, как она появилась на свет. кормилица Офельта. [ 31 ] Тем временем, когда Гипсипила долго задерживалась у источника, рассказывая свою историю, и «не обращая внимания (по мнению богов) на ее отсутствие», Офельтес заснул в траве. [ 32 ] и, хотя и незаметно, его убивает невольный взмах хвоста огромной змеи, охраняющей священную рощу Зевса. [ 33 ]
Семь снова спасают Гипсипилу от казни, но здесь, как и в случае с Гигином, удерживается царь. [ 34 ]
Аполлодор
[ редактировать ]Аполлодор обычно следует изложению этой истории Еврипидом, однако, согласно Аполлодору, как и в рассказе Статия, Гипсипила оставила Офельта позади, когда она вела Семерых к источнику. [ 35 ]
Героон Офельтеса
[ редактировать ]
Географ II века нашей эры Павсаний описывает, как видел святыню в Немее, которую он называет «могилой Офельта» и которую он описывает как содержащую алтари, окруженные каменной стеной, а неподалеку насыпь земли, которую он идентифицирует как гробницу Отец Офельта Ликург. [ 36 ] Раскопки в Немее, проводимые Калифорнийским университетом , обнаружили вероятное место расположения святилища героя ( героона ) Офельтеса в 1979 году. В ходе раскопок была обнаружена территория под открытым небом, расположенная примерно в 100 метрах к юго-западу от храма Зевса, основанного в Архаический период . [ 37 ]
Гора Офельтес
[ редактировать ]По словам Иоанна Цецеса было две горы , на Эвбее , одна из которых носила имя Офельта, а другая — Зарекса . [ 38 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Tripp, s.v. Opheltes; Parada, s.v. Opheltes 1; Smith, s.v. Opheltes 1 .
- ^ Ганц, с. 511; Коллард и Кропп, с. 251 ; Еврипид , Проба Гипсипила . iiia (Гипотеза) [= P. Oxy. 2455 фр. 14–15, 3652 столбца. i и ii.1-15] (Ликург как отец), фр. 752ч.26–28 (Ликург как жрец Зевса), фр. 757 (Эвридика как мать).
- ^ Браво, с. 118 ; Гигин , Притчи 15, 74, с примечанием Смита и Трзаскомы 15. Царь Ликург , с. 189: «мы нерешительно восстановили Ликурга за Лика, полагая, что это ошибка передачи, а не ошибка со стороны Гигина» (так же и у Гигина, Фабулы 74 и 273.6).
- ^ Браво, с. 119 ; Стаций , Фиваида 4.746–752 (отец), 5.632–634 (мать), 5.715–716 , 733 (царь), 5.638–641 , 5.643–644 (священник).
- ^ Аполлодор , 1.9.14 , 3.6.4 .
- ^ Ганц, с. 510; Браво, с. 110 .
- ^ Браво, стр. 101–140 ; Жесткий, с. 318 ; Ганц, с. 511; Симонид , фр. 553 PMG [= Athenaeus , Deipnosophistae 9.396e ]; Еврипид Гипсипил (Коллард и Кропп, стр. 250–321 ); Каллимах фр. 384.21–26 Пфайффер ; Гигин , Басни 74, 273,6; Овидий , Ибис 481–483 ; Проперций , Элегии 2.34.37–39 ; Стаций , Фиваида 4.727–6.345 ; Аполлодор , 1.9.14 , 3.6.4 ; Школы Пиндара (Браво, стр. 115 ); Второй Ватиканский мифограф 141 Боде [= Еврипид , тест Гипсипила . ва = 164 Пепин, стр. 166–167].
- ^ Хард, с. 318 ; Браво, с. 102 ; Трипп, св. Офельтес; Примечание Фрейзера 3 к Аполлодору , 3.6.4 .
- ^ Браво, стр. 103 ; Вест, стр. 7.
- ^ Ганц, с. 510; Браво, с. 104 ; Симонид , фр. 553 PMG [= Athenaeus , Deipnosophistae 9.396e ].
- ^ Молодец, с. 104 .
- ^ Ганц, с. 510; Браво, стр. 104–106 ; Вакхилиды , 9.10–24 .
- ^ Ганц, стр. 510–511; Браво, с. 106 ; Пиндар , Немейское 8.50–51 , 9.8–9 , 10.26–28 .
- ^ Браво, стр. 110 , 115 ; Примечание Фрейзера 1 к Аполлодору , 3.6.4 .
- ^ Ганц, с. 511; Коллард и Кропп, с. 251 ; Браво, стр. 106–110 . Сохранившиеся фрагменты пьесы с предисловием и примечаниями см. у Колларда и Кроппа, стр. 250–321 .
- ^ Ганц, с. 511; Коллард и Кропп, с. 251 ; Браво, стр. 109–110 .
- ^ Ганц, с. 511; Коллард и Кропп, с. 251 ; Еврипид , Проба Гипсипила . iiia (Гипотеза) [= P. Oxy. 2455 фр. 14–15, 3652 столбца. i и ii.1-15] (Ликург как отец), фр. 752ч.26–28 (Ликург как жрец Зевса), фр. 757 (Эвридика как мать), фр. 757.41–44 (Гипсипила в роли медсестры). Хотя в более поздних источниках Ликург является царем, здесь нет никаких указаний на это, см. Браво, п. 107 .
- ^ Еврипид , Гипсипил фр. 757.41–44 .
- ^ Еврипид , Гипсипил фр. 752ч , фр. 753 .
- ^ Еврипид , Гипсипил фр. 753д , фр. 754 , фр. 754а .
- ^ Еврипид , Гипсипил фр. 757.37–68 (Коллард и Кропп, стр. 294–297) .
- ^ Еврипид , Гипсипил фр. 757.69–144 (Коллард и Кропп, стр. 297–303 . Провидец Амфиарай, описывающий свою защиту Гипсипилы как полагающуюся «на благочестие» ( фр. 757.73 ), наводит на мысль о том, что смерть ребенка была предначертана богами.
- ^ Еврипид , Гипсипил фр. 759а.58–110 .
- ^ Браво, стр. 117–118 ; Гигин , Фабулы 74. Как отмечает Браво, оракул и объяснение происхождения крон сельдерея встречаются только у Гигина и, возможно, являются поздними изобретениями.
- ^ Браво, с. 118; Гигин , Басни 273.6.
- ^ Молодец, с. 118 .
- ^ Браво, с. 119 . О Ликурге как жреце Зевса см. Фиваида 5.638–641 («Ликург ... принося в жертву ... предлагал части недружественному громовержцу») и 5.643–644 , где говорится, что священнические обязанности удерживали Ликурга от участия в Аргосская война; о Ликурге как царе Немеи см. 5.715–716 («Ликург... царь»), 733 («правитель Немеи»).
- ^ Браво, с. 119 ; Стаций , Фиваида 4.778–779 (Гипсипила описывает себя как «приемную мать ребенка, вверенного моей заботе»), 4.746–752 (Семь встреч Гипсипилы, несущей «на груди» сына Ликурга Офелтеса), 5.632–634 ( Эвридика, мать Офельта).
- ^ Браво, с. 120 ; Стаций , Фиваида 4.785–789 .
- ^ Статиус , Фиваида 5.1–27 .
- ^ Статиус , Фиваида 5.28–498 .
- ^ Браво, с. 120 ; Стаций , Фиваида 5.499–504 .
- ^ Браво, стр. 120–121 ; Стаций , Фиваида 5.505–540 .
- ^ Браво, с. 121; Стаций , Фиваида 5.653–679 .
- ^ Ганц, с. 511; Аполлодор , 3.6.4 .
- ^ Браво, с. 3 ; Павсаний , 2.15.3 .
- ^ Браво, стр. 3 и далее. ; Миллер, 27–29 лет ; Коннелли, с. 238 .
- ^ Цец на Ликофроне , 373 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Афиней, Ученые банкетеры, Том IV: Книги 8-10.420e , отредактированный и переведенный С. Дугласом Олсоном, Классическая библиотека Леба № 235, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2008. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-99626-7 .
- Вакхилиды , Оды в переводе Дайаны Арнсон Сварлиен. 1991. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Браво, Хорхе Дж., III, Раскопки в Немее IV: Храм Офельтеса , Univ of California Press, ISBN 9780520967878 .
- Каллимах , Мусей , Аэтия, Ямби, Гекал и другие фрагменты, Герой и Леандр , отредактированные и переведенные К. А. Трипанисом, Т. Гельцером, Седриком Х. Уитменом, Классическая библиотека Леба № 1. 421, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1973. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-99463-8 .
- Коллард, Кристофер и Мартин Кропп (2008b), Фрагменты Еврипида: Эдип-Хрисипп: Другие фрагменты , Классическая библиотека Леба № 506. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2008. ISBN 978-0-674-99631-1 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Коннелли, Джоан Бретон, Загадка Парфенона , Knopf Doubleday Publishing Group, 2014. ISBN 9780385350501 .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 . Гугл Книги .
- Гигин, Гай Юлий , Фабулы в Аполлодора библиотеке Гигина и Фабулы : два справочника по греческой мифологии, перевод, с введениями Р. Скотта Смита и Стивена М. Трзаскома , Hackett Publishing Company, 2007. ISBN 978-0-87220-821-6 .
- Миллер, Стивен Г. , Немея: Путеводитель по месту и музею , University of California Press, 1990. ISBN 9780520065901 .
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Парада, Карлос, Генеалогический справочник по греческой мифологии , Йонсеред, Пауль Остремс Фёрлаг, 1993. ISBN 978-91-7081-062-6 .
- Пепин, Рональд Э., Мифографы Ватикана , издательство Fordham University Press, 2008. ISBN 9780823228928 .
- Пиндар , Немейские оды. Истмийские оды. Фрагменты , отредактированные и переведенные Уильямом Х. Рейсом. Классическая библиотека Леба № 485. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1997. ISBN 978-0-674-99534-5 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Проперций , Элегии под редакцией и переводом Г. П. Гулда. Классическая библиотека Леба 18. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1990. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Смит, Уильям , Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873). Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Статиус , Фиваида , Том I: Фиваида: Книги 1–7 , отредактированный и переведенный доктором Шеклтоном Бэйли, Классическая библиотека Леба № 207, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2004. ISBN 978-0-674-01208-0 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Стесихор , Ивик , Симонид . Греческая лирика, том III: Стесихор, Ивик, Симонид и другие . Отредактировано и переведено Дэвидом А. Кэмпбеллом. Классическая библиотека Леба 476 . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1991.
- Трипп, Эдвард, Справочник Кроуэлла по классической мифологии , Thomas Y. Crowell Co; Первое издание (июнь 1970 г.). ISBN 069022608X .
- Уэст, ML (2003), Фрагменты греческого эпоса: от седьмого до пятого веков до нашей эры , отредактированный и переведенный Мартином Л. Уэстом, Классическая библиотека Леба № 497, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2003. ISBN 978-0-674-99605-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .