Jump to content

Офельтес

Офельт, пойманный в ловушку змеи.

В мифологии греческой Офельт ( древнегреческий : Ὀφέλτης), также называемый Архемором (Αρχέμορος, Начало Судьбы), был сыном Ликурга из Немеи . Его мать по-разному именуется Эвридикой , Немеей или Амфитеей . В младенчестве он был убит змеем в Немее. В честь мальчика проводились погребальные игры, которые, как предполагалось, положили начало Немейским играм . [ 1 ]

Согласно Еврипиду, родителями Офельта были Ликург , жрец Зевса в Немее , и Эвридика. [ 2 ] Однако в латинском тексте Гигина отец Офельта назван «Ликом», а не Ликургом (вероятно, ошибка), и здесь он царь, а не священник. [ 3 ] Латинский поэт Стаций , вслед за Еврипидом, считает Ликурга и Эвридику родителями Офельта, однако для Статия Ликург является одновременно царем Немеи и жрецом Зевса. [ 4 ]

В согласии с Еврипидом Аполлодор также говорит, что Офельт, «впоследствии прозванный Архемором», был сыном Ликурга (его отцом был Ферес , сын Крефея ) и Эвридики, добавляя «или, как некоторые говорят, Амфитею», но подобно Гигину Аполлодор назначил Ликуга царем Немеи. [ 5 ] Схолия к » Пиндара «Немейским одам говорит, что у Эсхила мать Офельта — Немея, предположительно одноименная нимфа Немеи. [ 6 ]

Небольшая фигурка маленького мальчика, вероятно, Офельта, из Герона в Немее . Археологический музей Немеи, ТК 117.

Младенец Офельтес, убитый змеей, является частью истории Семи против Фив и происхождения Немейских игр . [ 7 ] По пути в Фивы Семеро, нуждающиеся в воде, останавливаются в Немее , где встречают Гипсипилу , которая является кормилицей Офельта. Помогая Семерым добыть воду, Гипсипила сбивает Офельта, и его убивает змея. Семеро убивают змея, а провидец Амфиарай , один из Семи, переименовывает ребенка в Архемора, что означает «Начало Судьбы», интерпретируя смерть ребенка как предвестник надвигающейся гибели Семи в Фивах. [ 8 ] Семеро устраивают поминальные игры в честь ребенка, которые стали началом Немейских игр.

Источники

[ редактировать ]

История Офельта, возможно, сыграла неотъемлемую часть утраченного греческого эпоса «Фиваида» (ок. 8 века до н.э. или начала 7 века до нашей эры). [ 9 ] Самая ранняя сохранившаяся ссылка на эту историю встречается во фрагменте Симонида (ок. 556–468 до н. э.), сохраненном Афинеем , в котором Офельт (называемый Афинеем «героем Архемором») описывается как «младенец», оплакиваемый как он умирает. [ 10 ] Его мать (неназванная в строках, приведенных Афинеем), похоже, была описана Симонидом как «увенчанная фиолетовой короной» ( ἰοστεφάνου ). [ 11 ] Следующее самое раннее упоминание встречается в стихотворении Вакхилида середины пятого века до нашей эры , в котором говорится, что аргивские герои, известные как Семь против Фив, учредили Немейские игры в честь Архемора, которого убил «огнеглазый чудовищный» змей. пока он спал, и его смерть была воспринята как предзнаменование «грядущей резни», то есть катастрофы, ожидающей Семерых в Фивах. [ 12 ] Пиндара (ок. 518 – 438 до н.э.) Немейские оды содержат несколько намеков на основание Немейских игр Адрастом , одним из Семи, но не сказано, почему. [ 13 ] Эсхил (ок. 525/524 – ок. 456/455 до н.э.), по-видимому, занимался этой историей, возможно, в своей утраченной пьесе «Немея» , поскольку пиндарические схолии сообщают нам, что Эсхил приписывал происхождение Немейских игр погребальным играм Архемора. [ 14 ]

Гипсипил

[ редактировать ]

Наиболее полное описание истории Офельта содержится в частично сохранившейся пьесе Еврипида « Гипсипила » (ок. 411–407 до н.э.). [ 15 ] Эта пьеса является самым ранним источником, в котором Гипсипила упоминается в истории Офельта, и вполне могла быть изобретением Еврипида. [ 16 ] Здесь Гипсипила, бывшая царица Лемноса и возлюбленная Ясона , стала рабыней и нянькой младенца Офельта, сына Ликурга, жреца Зевса в Немее , и его жены Эвридики. [ 17 ]

Семь против Фив, только что прибывшие в Немею, встречают Гипсипилу. [ 18 ] Амфиарай говорит ей, что им нужна вода для жертвоприношения, и она ведет Семерых к источнику. [ 19 ] Гипсипила приводит с собой Офельта, и каким-то образом, в минуту пренебрежения, Офельта убивает змея. [ 20 ] Эвридика собирается казнить Гипсипилу, но тут приходит Амфиарай. [ 21 ] сообщает Эвридике, что смерть ребенка была предначертана, и предлагает устроить погребальные игры в честь Офельта. [ 22 ] Амфиараю удается убедить Эвридику сохранить жизнь Гипсипиле, и игры проводятся. [ 23 ]

Гигин рассказывает о оракуле, который предупредил, что Офелта не следует ставить на землю, пока он не научится ходить, и говорит, что, чтобы не ставить ребенка прямо на землю, Гипсипила положила его на грядку с диким сельдереем, где он и лежал. убит змеем, охранявшим источник. Гигин связывает это с традицией вручения венков из сельдерея победителям Немейских игр . По словам Гигина, как и у Еврипида, Семь ходатайствуют за Гипсипилу, но с Ликургом, а не с Эвридикой. [ 24 ] Гигин также сообщает, что Немейские игры, учрежденные Семью на пути к разграблению Фив, проводились в честь Офельта (здесь называемого Архемором). [ 25 ]

Статиуса Фиваида

[ редактировать ]

Стаций в своей эпической поэме « Фиваида» , в которой рассказывается история Семи против Фив, также дает отчет об истории Офельта. [ 26 ] В « Фиваиде » отец Офельта Ликург — жрец Зевса (как у Еврипида) и царь Немеи (как у Гигина). [ 27 ]

Как и у Еврипида, Гипсипила, кормилица Ликурга и сына Эвридики Офельта, сталкивается с Семеркой против Фив, которым срочно нужна вода. [ 28 ] Однако, по словам Статия, Гипсипила не берет Офельта с собой к источнику, а вместо этого, спеша накормить Семерых водой, оставляет ребенка лежать на земле, «чтобы она не была слишком медлительна в качестве проводника». ". [ 29 ] Гипсипила ведет Семерых к источнику, и когда они напились досыта, они просят Гипсипилу рассказать им, кто она. [ 30 ] Гипсипила затем рассказывает Семерым свою историю: убийство мужчин лемнийскими женщинами, ее спасение своего отца Тоаса, посещение Лемноса аргонавтами, ее сыновей-близнецов Евнея и Тоаса от Ясона и то, как она появилась на свет. кормилица Офельта. [ 31 ] Тем временем, когда Гипсипила долго задерживалась у источника, рассказывая свою историю, и «не обращая внимания (по мнению богов) на ее отсутствие», Офельтес заснул в траве. [ 32 ] и, хотя и незаметно, его убивает невольный взмах хвоста огромной змеи, охраняющей священную рощу Зевса. [ 33 ]

Семь снова спасают Гипсипилу от казни, но здесь, как и в случае с Гигином, удерживается царь. [ 34 ]

Аполлодор

[ редактировать ]

Аполлодор обычно следует изложению этой истории Еврипидом, однако, согласно Аполлодору, как и в рассказе Статия, Гипсипила оставила Офельта позади, когда она вела Семерых к источнику. [ 35 ]

Героон Офельтеса

[ редактировать ]
Храм героя Офельта, Немея.

Географ II века нашей эры Павсаний описывает, как видел святыню в Немее, которую он называет «могилой Офельта» и которую он описывает как содержащую алтари, окруженные каменной стеной, а неподалеку насыпь земли, которую он идентифицирует как гробницу Отец Офельта Ликург. [ 36 ] Раскопки в Немее, проводимые Калифорнийским университетом , обнаружили вероятное место расположения святилища героя ( героона ) Офельтеса в 1979 году. В ходе раскопок была обнаружена территория под открытым небом, расположенная примерно в 100 метрах к юго-западу от храма Зевса, основанного в Архаический период . [ 37 ]

Гора Офельтес

[ редактировать ]

По словам Иоанна Цецеса было две горы , на Эвбее , одна из которых носила имя Офельта, а другая — Зарекса . [ 38 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Tripp, s.v. Opheltes; Parada, s.v. Opheltes 1; Smith, s.v. Opheltes 1 .
  2. ^ Ганц, с. 511; Коллард и Кропп, с. 251 ; Еврипид , Проба Гипсипила . iiia (Гипотеза) [= P. Oxy. 2455 фр. 14–15, 3652 столбца. i и ii.1-15] (Ликург как отец), фр. 752ч.26–28 (Ликург как жрец Зевса), фр. 757 (Эвридика как мать).
  3. ^ Браво, с. 118 ; Гигин , Притчи 15, 74, с примечанием Смита и Трзаскомы 15. Царь Ликург , с. 189: «мы нерешительно восстановили Ликурга за Лика, полагая, что это ошибка передачи, а не ошибка со стороны Гигина» (так же и у Гигина, Фабулы 74 и 273.6).
  4. ^ Браво, с. 119 ; Стаций , Фиваида 4.746–752 (отец), 5.632–634 (мать), 5.715–716 , 733 (царь), 5.638–641 , 5.643–644 (священник).
  5. ^ Аполлодор , 1.9.14 , 3.6.4 .
  6. ^ Ганц, с. 510; Браво, с. 110 .
  7. ^ Браво, стр. 101–140 ; Жесткий, с. 318 ; Ганц, с. 511; Симонид , фр. 553 PMG [= Athenaeus , Deipnosophistae 9.396e ]; Еврипид Гипсипил (Коллард и Кропп, стр. 250–321 ); Каллимах фр. 384.21–26 Пфайффер ; Гигин , Басни 74, 273,6; Овидий , Ибис 481–483 ; Проперций , Элегии 2.34.37–39 ; Стаций , Фиваида 4.727–6.345 ; Аполлодор , 1.9.14 , 3.6.4 ; Школы Пиндара (Браво, стр. 115 ); Второй Ватиканский мифограф 141 Боде [= Еврипид , тест Гипсипила . ва = 164 Пепин, стр. 166–167].
  8. ^ Хард, с. 318 ; Браво, с. 102 ; Трипп, св. Офельтес; Примечание Фрейзера 3 к Аполлодору , 3.6.4 .
  9. ^ Браво, стр. 103 ; Вест, стр. 7.
  10. ^ Ганц, с. 510; Браво, с. 104 ; Симонид , фр. 553 PMG [= Athenaeus , Deipnosophistae 9.396e ].
  11. ^ Молодец, с. 104 .
  12. ^ Ганц, с. 510; Браво, стр. 104–106 ; Вакхилиды , 9.10–24 .
  13. ^ Ганц, стр. 510–511; Браво, с. 106 ; Пиндар , Немейское 8.50–51 , 9.8–9 , 10.26–28 .
  14. ^ Браво, стр. 110 , 115 ; Примечание Фрейзера 1 к Аполлодору , 3.6.4 .
  15. ^ Ганц, с. 511; Коллард и Кропп, с. 251 ; Браво, стр. 106–110 . Сохранившиеся фрагменты пьесы с предисловием и примечаниями см. у Колларда и Кроппа, стр. 250–321 .
  16. ^ Ганц, с. 511; Коллард и Кропп, с. 251 ; Браво, стр. 109–110 .
  17. ^ Ганц, с. 511; Коллард и Кропп, с. 251 ; Еврипид , Проба Гипсипила . iiia (Гипотеза) [= P. Oxy. 2455 фр. 14–15, 3652 столбца. i и ii.1-15] (Ликург как отец), фр. 752ч.26–28 (Ликург как жрец Зевса), фр. 757 (Эвридика как мать), фр. 757.41–44 (Гипсипила в роли медсестры). Хотя в более поздних источниках Ликург является царем, здесь нет никаких указаний на это, см. Браво, п. 107 .
  18. ^ Еврипид , Гипсипил фр. 757.41–44 .
  19. ^ Еврипид , Гипсипил фр. 752ч , фр. 753 .
  20. ^ Еврипид , Гипсипил фр. 753д , фр. 754 , фр. 754а .
  21. ^ Еврипид , Гипсипил фр. 757.37–68 (Коллард и Кропп, стр. 294–297) .
  22. ^ Еврипид , Гипсипил фр. 757.69–144 (Коллард и Кропп, стр. 297–303 . Провидец Амфиарай, описывающий свою защиту Гипсипилы как полагающуюся «на благочестие» ( фр. 757.73 ), наводит на мысль о том, что смерть ребенка была предначертана богами.
  23. ^ Еврипид , Гипсипил фр. 759а.58–110 .
  24. ^ Браво, стр. 117–118 ; Гигин , Фабулы 74. Как отмечает Браво, оракул и объяснение происхождения крон сельдерея встречаются только у Гигина и, возможно, являются поздними изобретениями.
  25. ^ Браво, с. 118; Гигин , Басни 273.6.
  26. ^ Молодец, с. 118 .
  27. ^ Браво, с. 119 . О Ликурге как жреце Зевса см. Фиваида 5.638–641 («Ликург ... принося в жертву ... предлагал части недружественному громовержцу») и 5.643–644 , где говорится, что священнические обязанности удерживали Ликурга от участия в Аргосская война; о Ликурге как царе Немеи см. 5.715–716 («Ликург... царь»), 733 («правитель Немеи»).
  28. ^ Браво, с. 119 ; Стаций , Фиваида 4.778–779 (Гипсипила описывает себя как «приемную мать ребенка, вверенного моей заботе»), 4.746–752 (Семь встреч Гипсипилы, несущей «на груди» сына Ликурга Офелтеса), 5.632–634 ( Эвридика, мать Офельта).
  29. ^ Браво, с. 120 ; Стаций , Фиваида 4.785–789 .
  30. ^ Статиус , Фиваида 5.1–27 .
  31. ^ Статиус , Фиваида 5.28–498 .
  32. ^ Браво, с. 120 ; Стаций , Фиваида 5.499–504 .
  33. ^ Браво, стр. 120–121 ; Стаций , Фиваида 5.505–540 .
  34. ^ Браво, с. 121; Стаций , Фиваида 5.653–679 .
  35. ^ Ганц, с. 511; Аполлодор , 3.6.4 .
  36. ^ Браво, с. 3 ; Павсаний , 2.15.3 .
  37. ^ Браво, стр. 3 и далее. ; Миллер, 27–29 лет ; Коннелли, с. 238 .
  38. ^ Цец на Ликофроне , 373 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4af4ea38b81a1ca4a1b0be724704ef5c__1710958980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/5c/4af4ea38b81a1ca4a1b0be724704ef5c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Opheltes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)