Архаическая Греция
История Греции |
---|
Портал Греции |
Архаическая Греция — период в греческой истории, продолжавшийся с ок. 800 г. до н.э. до второго персидского вторжения в Грецию в 480 г. до н.э., [1] после греческого средневековья , на смену которому пришел классический период . В архаический период греки расселились по Средиземному и Черному морям : к концу периода они были частью торговой сети , охватывающей все Средиземноморье.
Архаический период начался с массового увеличения греческого населения. [2] и о значительных изменениях, которые сделали греческий мир конца VIII века совершенно неузнаваемым с самого начала. [3] По мнению Энтони Снодграсса , архаический период был ограничен двумя революциями в греческом мире. Оно началось с «структурной революции», которая «нарисовала политическую карту греческого мира» и установила полисы , характерные греческие города-государства, а закончилось интеллектуальной революцией классического периода. [4]
В архаический период произошли изменения в греческой политике, экономике, международных отношениях, войне и культуре. Он заложил основу классического периода как в политическом, так и в культурном отношении. Именно в архаический период возник греческий алфавит , была составлена самая ранняя из сохранившихся греческих литератур, в Греции зародилась монументальная скульптура и краснофигурная керамика, а гоплиты стали ядром греческих армий.
В Афинах самые ранние институты демократии были реализованы при Солоне , а реформы Клисфена в конце архаического периода принесли афинскую демократию такой, какой она была в классический период. В Спарте многие институты, приписываемые реформам Ликурга, были введены в архаический период, регион Мессения был взят под спартанский контроль, илотаж был введен и была основана Пелопоннесская лига , которая сделала Спарту доминирующей державой в Греции.
Историография
[ редактировать ]Слово «архаический» происходит от греческого слова «archaios» , что означает «старый», и относится к периоду древнегреческой истории, предшествовавшему классическому периоду. Обычно считается, что архаический период длился с начала 8 века до нашей эры до начала 5 века до нашей эры. [5] с основанием Олимпийских игр в 776 г. до н. э. и Вторым персидским вторжением в Грецию в 480 г. до н. э., образующими условные даты начала и окончания. [6] Долгое время архаический период считался менее важным и исторически интересным, чем классический период, и изучался в первую очередь как его предшественник. [7] Совсем недавно архаичную Грецию стали изучать на предмет ее собственных достижений. [4] После такой переоценки значения архаического периода некоторые ученые возражали против термина «архаический» из-за его значения в английском языке как примитивного и устаревшего. Однако ни один термин, предложенный на замену, не получил широкого распространения, и этот термин все еще используется. [5]
Множество свидетельств о классическом периоде Древней Греции взято из письменных исторических источников, таких как « Фукидида История Пелопоннесской войны» . Напротив, никаких подобных свидетельств архаического периода не сохранилось. Сохранившиеся современные письменные описания жизни того периода представлены в форме стихов. Другие письменные источники архаического периода включают эпиграфические свидетельства, в том числе части сводов законов, надписи на вотивных приношениях и эпиграммы, начертанные на гробницах. Однако ни одно из этих свидетельств не находится в том количестве, в котором они сохранились с классического периода. [8] Недостаток письменных свидетельств компенсируется богатыми археологическими свидетельствами архаического греческого мира. Действительно, хотя большая часть знаний о классическом греческом искусстве исходит из более поздних римских копий, все сохранившееся архаическое греческое искусство является оригинальным. [9]
Другими источниками архаического периода являются традиции, записанные более поздними греческими писателями, такими как Геродот . [8] Однако эти традиции не являются частью какой-либо формы истории, которая была бы признана сегодня. Те, что были переданы Геродотом, были записаны независимо от того, верил ли он в их точность или нет. [10] Действительно, Геродот даже не зафиксировал никаких дат ранее 480 г. до н.э. [11]
Политические события
[ редактировать ]В политическом отношении архаический период видел развитие полиса ( или города-государства) как преобладающей единицы политической организации. Многие города по всей Греции попали под власть автократических лидеров, которых называли « тиранами ». Здесь также наблюдалось развитие права и систем общественного принятия решений, причем самые ранние свидетельства существования сводов законов и конституционных структур относятся к этому периоду. К концу архаического периода и афинская, и спартанская конституции, по-видимому, развились до своих классических форм.
Развитие полиса
[ редактировать ]В архаический период произошла значительная урбанизация и развитие концепции полиса, которая использовалась в классической Греции. Ко времени Солона , если не раньше, слово полис приобрело свое классическое значение: [12] и хотя на этом этапе становление полиса как политического сообщества все еще продолжалось, [13] Полис как городской центр возник в восьмом веке. [14] Однако полис не стал доминирующей формой социально-политической организации по всей Греции в архаический период, а на севере и западе страны он стал доминирующим лишь в какой-то момент в классический период. [15]
Процесс урбанизации в архаической Греции, известный как « синоецизм » – объединение нескольких небольших поселений в единый городской центр – происходил на большей части территории Греции в восьмом веке до нашей эры. И Афины, и Аргос , например, начали объединяться в отдельные поселения примерно в конце того столетия. [14] В некоторых поселениях это физическое объединение ознаменовалось строительством оборонительных городских стен, как это было в Смирне к середине восьмого века до нашей эры и в Коринфе к середине седьмого века до нашей эры. [14]
Кажется, что эволюцию полиса как социально-политической структуры, а не просто географической, можно объяснить этой урбанизацией, а также значительным ростом населения в восьмом веке. Эти два фактора создали потребность в новой форме политической организации, поскольку политические системы, существовавшие в начале архаического периода, быстро стали неработоспособными. [14]
Афины
[ редактировать ]Хотя в начале классического периода город Афины был доминирующим как в культурном, так и в политическом отношении, [9] только в конце шестого века до нашей эры она стала ведущей державой в Греции. [16]
Попытка государственного переворота Килона Афинского ( который стал тираном Афин ) может быть самым ранним событием в афинской истории, о чем ясно свидетельствуют древние источники, датируемые примерно 636 годом до нашей эры. [17] В это время кажется, что монархия в Афинах уже закончилась и архонт заменил ее в качестве самой важной исполнительной власти в государстве. [18] хотя архонтство могло принадлежать только членам Евпатридов , семей, составлявших афинскую аристократию. [19]
Самые ранние законы Афин были установлены Драконом в 621/0; [20] его закон об убийствах был единственным, сохранившимся до классического периода. Кодекс законов Драко был направлен на то, чтобы заменить частную месть первой и единственной реакцией человека на преступление, совершенное против него. [20] Однако свод законов Драконта не смог предотвратить напряженность между богатыми и бедными, которая послужила толчком к реформам Солона. [21]
В 594/3 г. до н. э. Солон был назначен « архонтом и посредником». [22] Точно неизвестно, в чем заключались его реформы. Он утверждал, что взял хорой , чтобы освободить землю, но точное значение слова «хорой» неизвестно; [22] их удаление, похоже, было частью проблемы гектемороев – еще одного слова, значение которого неясно. [23] Солону также приписывают отмену рабства для должников. [24] и установление ограничений на то, кому может быть предоставлено афинское гражданство. [25]
Солон провел радикальную конституционную реформу, заменив благородное происхождение в качестве требования к должности доходом. [25] Беднейшие слои населения, называемые тетами , не могли занимать никаких должностей, хотя могли посещать Собрание и суды, в то время как самый богатый класс — пентакосиомедины — был единственным человеком, имевшим право стать казначеем и, возможно, архонтом. [26] Он учредил Совет Четырехсот , [27] отвечал за обсуждение предложений, которые должны были поступить на рассмотрение Ассамблеи . [28] Наконец, Солон существенно ограничил полномочия архонта, предоставив гражданам право на апелляцию; их дело рассматривалось Ассамблеей. [29]
Вторая волна конституционной реформы в Афинах была начата Клисфеном в конце шестого века. Клисфен, по-видимому, переделил афинское население, ранее группировавшееся в четыре племени, на десять новых племен . [30] Был учрежден новый Совет из 500 человек , в который были представлены члены от каждой демы . Демам также было предоставлено право определять своих членов (что, в свою очередь, давало им влияние на членство в гражданском органе в целом) и в некоторой степени определять свои собственные судебные механизмы. [31] Эти реформы впервые дали гражданам чувство ответственности за то, что произошло в обществе. [32] Между реформами Солона и Клисфена афинская конституция стала явно демократической . [33]
Спарта
[ редактировать ]Конституция Спарты приняла форму, которую она имела в классический период восьмого века до нашей эры. [34] К классическому периоду спартанская традиция приписывала эту конституцию Ликургу Спартанскому , [35] который, по словам Фукидида, жил немногим более четырех столетий до окончания Пелопоннесской войны , примерно в конце девятого века. [36] Первая Мессенская война , происходившая, вероятно, примерно с 740 по 720 год до нашей эры. [37] видел усиление власти Герусии против собрания , [38] и порабощение мессенского населения илотами . [39] Примерно в это же время эфоры получили власть ограничивать действия царей Спарты. [34] Таким образом, к концу седьмого века конституция Спарты приняла свою классическую форму. [40]
Примерно с 560 г. до н. э. Спарта начала строить ряд союзов с другими греческими государствами, которые стали Пелопоннесским союзом такие города, как Элида , Коринф и Мегара . : к 550 г. в состав союза вошли [41] Эта серия союзов имела двойную цель: помешать городам Лиги поддерживать илотское население Мессении и помочь Спарте в ее конфликте с Аргосом , который в архаический период был наряду со Спартой одной из главных держав на Пелопоннесе. . [42]
Колонизация
[ редактировать ]В восьмом и седьмом веках до нашей эры греки начали расселяться по Средиземноморью , Мраморному и Чёрному морям . [43] Это было сделано не только для торговли, но и для основания поселений. Эти греческие колонии не зависели, как римские, от своего метрополия, а были самостоятельными независимыми городами-государствами. [43]
Греки поселились за пределами Греции двумя разными способами. Первый был в постоянных поселениях, основанных греками, которые сформировались как независимые полисы. Вторая форма заключалась в том, что историки называют эмпориями ; торговые фактории, которые занимали как греки, так и негреки и которые в первую очередь занимались производством и продажей товаров. Примеры поселений последнего типа можно найти в Аль-Мине на востоке и Питекуссае на западе. [44]
Первые греческие колонии находились на Сицилии . Многие из них были основаны выходцами из Халкиды , но другие греческие государства, такие как Коринф и Мегара, также были ответственны за первые колонии в этом районе. [45] К концу восьмого века до нашей эры греческие поселения на юге Италии также прочно обосновались. [46] В седьмом веке греческие колонисты расширили территории, на которых они заселили. На западе колонии были основаны даже в Марселе . На востоке, северной части Эгейского, Мраморного и Черного морей были основаны колонии. [47] Господствующим колонизатором в этих краях был Милет . [48] В то же время первые колонии, такие как Сиракузы и Мегара Гиблея, начали сами создавать колонии. [47]
На западе Сицилия и южная Италия были одними из крупнейших получателей греческих колонизаторов. На юге Италии было основано так много греческих поселений, что в древности она была известна как Magna Graecia – «Великая Греция». В последней четверти восьмого века новые греческие поселения основывались на Сицилии и на юге Италии в среднем по одному раз в два года, а греческие колонисты продолжали основывать города в Италии до середины пятого века до нашей эры. [49]
Тирания
[ редактировать ]Архаическую Грецию середины седьмого века до нашей эры иногда называют «эпохой тиранов». Слово τύραννος ( tyrannos , откуда английское «тиран») впервые появилось в греческой литературе в стихотворении Архилоха , для описания лидийского правителя Гигеса . [50] Самым ранним греческим тираном был Кипсел , который захватил власть в Коринфе в результате переворота в 655 году до нашей эры. [51] В середине седьмого века до нашей эры за ним последовал ряд других, таких как Ортагор в Сикионе и Феаген в Мегаре. [52]
Были даны различные объяснения возникновения тирании в седьмом веке до нашей эры. Самое популярное из этих объяснений восходит к Аристотелю , который утверждал, что тираны были созданы народом в ответ на то, что дворянство стало менее терпимым. [53] Поскольку нет никаких свидетельств того, что дворянство становилось все более высокомерным в этот период, современные объяснения тирании седьмого века пытались найти другие причины волнений среди людей. [54] Например, Роберт Дрюс утверждает, что тирании устанавливались людьми, которые контролировали частные армии, и что ранние тираны вообще не нуждались в поддержке народа. [55] в то время как Н.Г.Л. Хаммонд предполагает, что тирании были установлены в результате борьбы между конкурирующими олигархами, а не между олигархами и народом. [56]
Недавно историки начали подвергать сомнению существование «эпохи тиранов» седьмого века. В архаический период греческое слово tyrannos , по мнению Виктора Паркера, не имело того негативного значения, которое оно приобрело к моменту написания Аристотелем своей Конституции Афин . Когда Архилох использовал слово «тиран», оно было синонимом анакса (архаичного греческого слова, означающего «царь»). [57] Паркер датирует первое использование слова «тиранно» в негативном контексте первой половиной шестого века, по крайней мере через пятьдесят лет после того, как Кипсел пришел к власти в Коринфе. [58] Лишь во времена Фукидида стали последовательно различать тиранов и базилевсов («царей»). [59] Точно так же Грег Андерсон утверждал, что архаичные греческие тираны не считались незаконными правителями. [60] и его нельзя отличить от каких-либо других правителей того же периода. [61]
Демография
[ редактировать ]Греческое население удвоилось в течение восьмого века, в результате чего поселений стало больше и больше, чем раньше. В крупнейших поселениях, таких как Афины и Кносс, в 1000 г. до н. э. население могло составлять 1500 человек; к 700 году они могли вместить до 5000 человек. Это было частью более широкого явления роста населения в Средиземноморском регионе в то время, которое, возможно, было вызвано климатическим сдвигом, произошедшим между 850 и 750 годами, который сделал регион более прохладным и влажным. Это привело к увеличению населения на невозделываемые территории Греции и, вероятно, также послужило движущей силой зарубежной колонизации. [62]
Древние источники дают нам мало информации об уровне смертности в архаической Греции, но вполне вероятно, что до 18-летнего возраста дожило немногим более половины населения: перинатальная и детская смертность , вероятно, была очень высокой. [63] Следовательно, население архаической Греции было очень молодым – где-то от двух пятых до двух третей населения могло быть моложе 18 лет. Напротив, вероятно, менее одного из четырех человек были старше 40 лет и только один из 20 старше возраст 60 лет. [64]
Данные по человеческим останкам показывают, что средний возраст смерти увеличился в архаический период, но в отношении других показателей здоровья нет четкой тенденции. [65] Размер домов в некоторой степени свидетельствует о процветании общества; в восьмом и седьмом веках средний размер дома оставался постоянным и составлял около 45–50 м. 2 , но количество очень больших и очень маленьких домов увеличилось, что указывает на усиление экономического неравенства. С конца седьмого века эта тенденция изменилась: дома плотно группировались вокруг растущего среднего размера, а к концу архаического периода средний размер дома увеличился примерно до 125 м2. 2 . [66]
Экономика
[ редактировать ]Сельское хозяйство
[ редактировать ]В архаический период не вся пахотная земля в Греции была возделываема. Фермы, судя по всему, представляли собой небольшие, сплоченные единицы, сосредоточенные вблизи поселений. Они были очень диверсифицированы и одновременно выращивали самые разные культуры, чтобы последовательно использовать человеческие ресурсы в течение года и гарантировать, что неурожай любого урожая не станет слишком большой катастрофой. [67] севооборот Практиковался , поля оставляли под паром раз в два года. [68] Хотя предпочтение отдавалось пшенице, в некоторых частях Греции основным зерном был ячмень; там, где выращивали пшеницу, это была твердая , а не хлебная пшеница. [69] Наряду с этим фермеры выращивали бобовые, виноград, оливки, фрукты и овощи. Оливки и виноград, которые можно было перерабатывать соответственно в масло и вино, служили товарными культурами ; Фермеры, обрабатывавшие землю вблизи населенных пунктов, также могли продавать на рынке мягкие фрукты и листовые овощи. [70]
Животноводство имело второстепенное значение. Овец и коз, в частности, держали ради мяса, молока, шерсти и удобрений, но их было трудно содержать, а большие стада были признаком исключительного богатства. [71] Упряжка быков могла значительно увеличить производительность сельского хозяйства, но ее содержание было дорогостоящим. [72] Как и в Средние века, самые богатые члены греческого общества могли владеть большими стадами крупного рогатого скота. [73]
Эта модель, вероятно, сложилась до начала периода и оставалась относительно постоянной на протяжении всего периода. Идея о том, что этому предшествовал период скотоводства и что земледелие стало доминирующим только в течение архаического периода, не подтверждается археологическими или литературными данными. [74] Никаких технологических инноваций в сельском хозяйстве, похоже, не произошло, за исключением, возможно, более широкого использования железных орудий и более интенсивного использования навоза . [75]
Основным источником по практике земледелия того периода являются Гесиода » «Труды и дни , которые создают впечатление очень маленьких натуральных хозяйств, в которых владелец выполнял большую часть труда лично; внимательное прочтение показывает, что большая часть продукции должна быть продана с целью получения прибыли, большая часть работы должна выполняться рабами ( дулои или дмоэс ), а большая часть времени владельца должна проводиться вдали от фермы. [76] Труд рабов дополнялся чернорабочими, которые работали за зарплату в качестве издольщиков (так называемых гектемороев в Афинах) или для погашения долгов; эта практика, по-видимому, усилилась в восьмом веке, когда рост населения увеличил количество доступных рабочих, и усилилась в седьмом веке с появлением юридически закрепленных долгов, а статус рабочих все больше становился источником социальных разногласий. [77] [62]
Торговля
[ редактировать ]К концу восьмого века до нашей эры архаичный греческий мир был вовлечен в активную торговую сеть вокруг Эгейского моря. [78] Именно эта торговая сеть явилась источником ориентализующего влияния на греческое искусство начала архаического периода. Тем временем на западе торговля между Коринфом и Великой Грецией в Южной Италии и Сицилии процветала. [79]
Восточная торговля в основном охватывала греческие острова, например, Эгина выступала в качестве посредника между востоком и материковой Грецией. [80] Государства Восточной Греции в шестом веке стали чрезвычайно процветающими благодаря торговле с Азией и Египтом. [81] Из городов материка прибрежные города были крупнейшими получателями торговли с востока, особенно с Коринфа. [80]
В начале архаического периода Афины, похоже, не особенно активно участвовали в этой восточной торговле, и в Афинах было обнаружено очень мало примеров восточного импорта восьмого или начала седьмого веков. [82] Напротив, соседняя Эвбея имела торговые связи с Востоком еще в первой половине восьмого века. [83] а самая ранняя керамика с греческих островов, найденная в Аль-Мине в современной Сирии, происходит с Эвбеи. [84]
К шестому веку Греция была частью торговой сети, охватывающей все Средиземноморье. керамика шестого века Лаконская была найдена даже в Марселе и Карфагене на западе, на Крите на юге и в Сардисах на востоке. [85]
Чеканка монет
[ редактировать ]В начале архаического периода чеканка монет еще не была изобретена. Греки измеряли стоимость предметов или штрафов, используя в качестве расчетных единиц определенные ценные предметы, такие как быки, треножники и металлические вертелы . Как и на Ближнем Востоке, слитки использовались в качестве средства обмена драгоценных металлов , основном золото сначала в в основном серебро , но к началу шестого века . Вес этого слитка (часто известного как хаксилбер ) измерялся с использованием стандартных единиц, названных в честь их стоимости в виде металлических вертелов ( обелои ) и горстей ( драхмаи ) металлических вертелов; эти термины позже будут использоваться в качестве названий номиналов греческих монет. [86]
Чеканка монет была изобретена в Лидии около 650 г. до н.э. Она была быстро принята греческими общинами в западной части Малой Азии, хотя старая система слитков также продолжала использоваться. [87] Остров Эгина начал чеканить свои характерные «черепаховые» монеты еще до 550 г. до н.э., а оттуда чеканка распространилась в Афины, Коринф и на Кикладские острова в 540-х гг. до н.э. [88] Южная Италия и Сицилия до 525 г. до н. э., [89] и Фракия до 514 г. до н.э. [90] Большинство этих монет были очень маленькими и в основном использовались только внутри сообщества, которое их выпустило, но «черепахи» Эгины (с 530 или 520 г. до н. э.) и «совы» Афин (с 515 г. до н. э.) были выпущены в большом количестве. и экспортировался по всему греческому миру. [91]
Изображения на монетах первоначально быстро менялись, но все чаще каждое сообщество останавливалось на одном изображении или наборе изображений. [92] Некоторые из них были символом или изображением важного божества в городе или визуальными каламбурами в названии города. [93] но во многих случаях их значение неясно и может быть выбрано не по какой-либо особой причине. [94]
Причины быстрого и широкого распространения чеканки монет греками не совсем ясны, и было предложено несколько возможностей, которые не являются взаимоисключающими. Одной из возможностей является возросшая легкость торговли, которую обеспечила чеканка монет. Монеты имели стандартизированный вес, а это означало, что их ценность можно было определить, не взвешивая их. Более того, пользователям чеканки не было необходимости тратить время на определение того, является ли серебро чистым серебром; тот факт, что монета была выпущена сообществом, был обещанием того, что она будет стоить установленной стоимости. [95] Другая возможность заключается в том, что чеканка монет была принята специально для того, чтобы дать возможность общинам осуществлять выплаты своим гражданам, наемникам и ремесленникам прозрачным, справедливым и эффективным способом. Точно так же, когда от богатых членов сообщества требовалось внести свой вклад в развитие общества на фестивали и оборудование военно-морского флота, чеканка монет делала этот процесс более эффективным и прозрачным. [96] Третья возможность, что чеканка монет была принята как выражение независимости и идентичности сообщества, кажется анахронизмом. [97]
Культура
[ редактировать ]Искусство
[ редактировать ]В изобразительном искусстве для архаического периода характерен сдвиг в сторону изобразительного и натуралистического стилей. Это был период, когда в Греции появилась монументальная скульптура, и когда стили греческой керамики претерпели большие изменения : от повторяющихся узоров позднего геометрического периода до самых ранних краснофигурных ваз . В начале архаического периода наблюдались отчетливые ориентализирующие влияния, [98] как в гончарстве, так и в скульптуре.
Скульптура
[ редактировать ]В начале архаического периода греческая скульптура в основном состояла из небольших бронзовых изделий, особенно с изображением лошадей. [99] Также производились бронзовые человеческие фигурки, причем фигурки лошадей и людей в основном встречаются в религиозных святилищах. [100] К концу восьмого века фигурки лошадей стали гораздо менее распространены и «почти полностью» исчезли к 700 году до нашей эры. [101] В седьмом веке греческая скульптура испытала сильное восточное влияние, и мифические существа, такие как грифоны и сирены, стали гораздо более популярными. [102] Также в седьмом веке до нашей эры греческая скульптура начала непосредственно изображать богов. [103] практика, которая исчезла после окончания микенского периода. [99]
Скульптура человека в натуральную величину из твердого камня возникла в Греции в архаический период. [104] Частично это было вдохновлено древнеегипетской каменной скульптурой : [105] пропорции нью -йоркских куросов в точности соответствуют египетским правилам относительно пропорций человеческих фигур. [106] В Греции эти скульптуры лучше всего сохранились как религиозные посвящения и надгробия, но те же методы использовались и для создания культовых изображений. [104]
Самыми известными типами архаической скульптуры являются курос и коре , расположенные рядом с фронтальными статуями молодого мужчины или женщины в натуральную величину. [107] которые были разработаны примерно в середине седьмого века до нашей эры на Кикладах . [108] Вероятно, самой ранней корой было « Посвящение Никандры» , посвященное Артемиде в ее храме на Делосе между 660 и 650 годами до нашей эры. [109] а курои начали создавать вскоре после этого. [110] Курои и кораи использовались для обозначения как людей, так и божеств. [111] Известно, что некоторые курои, такие как Колосс Наксийцев примерно 600 г. до н.э., представляют Аполлона . [108] в то время как Фрасиклея Кора должна была изображать молодую женщину, чью могилу она изначально обозначала. [112]
В течение шестого века курои из Аттики стали более реалистичными и натуралистичными. Однако эта тенденция не проявляется нигде в греческом мире. [113] Этот жанр стал становиться менее распространенным во второй половине шестого века, поскольку влияние элиты, заказавшей курои, упало, и примерно к 480 куроям больше не производились. [114]
Керамика
[ редактировать ]В этот период произошел сдвиг в украшении греческой керамики от абстрактного стиля к фигуративному. [115] Во времена средневековья Греции , после падения микенской цивилизации , украшения греческой керамики основывались на все более сложных геометрических узорах. [116] Человеческие фигурки впервые появились на греческих горшках на Крите в начале девятого века до нашей эры, но не стали обычным явлением на керамике материковой Греции до середины восьмого века до нашей эры. [117]
Восьмой век стал свидетелем развития восточного стиля , который сигнализировал об отходе от более раннего геометрического стиля и накоплении влияний, полученных из Финикии и Сирии . Это ориентализирующее влияние, по-видимому, исходило от товаров, импортированных в Грецию с Ближнего Востока. [118]
В начале седьмого века до нашей эры художники-вазописцы в Коринфе начали развивать чернофигурный стиль . В это же время гончары стали использовать насечки в глине ваз для прорисовки контуров и деталей интерьера. [119] Этот вариант надреза, вероятно, взятый из восточных металлических изделий, позволял гончарам показывать мелкие детали своих украшений. [120]
Когда архаический период подошел к концу, в Афинах была изобретена краснофигурная керамика, первые образцы которой были изготовлены около 525 г. до н. э., вероятно, художником Андокидом . [121] Изобретение краснофигурной техники в Афинах произошло примерно в то же время, что и развитие других техник, таких как техника белого фона и техника Сикса . [122]
Литература
[ редактировать ]Самая ранняя дошедшая до нас греческая литература относится к архаическому периоду. Поэзия была преобладающей формой литературы того периода. [123] Наряду с господствующими лирико - эпическими традициями в архаический период начала развиваться трагедия , заимствующая элементы из существовавших ранее жанров архаической греческой поэзии. [124] К шестому веку до нашей эры появилась первая письменная проза в греческой литературе. [123]
Письмо
[ редактировать ]После окончания микенского периода искусство письма было утрачено в Греции: к девятому веку, вероятно, ни один грек не понимал систему письма линейного письма B бронзового века . [125] С девятого века до нашей эры в греческий мир стали привозиться предметы, исписанные финикийским письмом, и именно из этого финикийского письма греческий алфавит в восьмом веке до нашей эры развился . К середине восьмого века до нашей эры в археологических записях начинают встречаться керамические изделия с греческими надписями. [126]
Самые ранние известные надписи на греческом языке имеют тенденцию идентифицировать или объяснять объект, на котором они начертаны. [127] Возможно, самая ранняя известная греческая надпись находится на кувшине первой половины восьмого века до нашей эры, обнаруженном в Остерии дель Оса в Лациуме . [128] Большинство ранних надписей были написаны в стихах, хотя некоторые из Ионии были в прозе, под влиянием прозаических традиций восточных соседей Ионии. [127] С начала седьмого века на предметах стали писать проклятия и посвящения. [128] а к шестому веку сохранившиеся надписи включают публичные записи, такие как своды законов, списки должностных лиц и записи договоров. [127]
Поэзия
[ редактировать ]Греческая литература архаического периода была преимущественно поэзией, хотя самая ранняя проза датируется шестым веком до нашей эры. [123] Архаическая поэзия в первую очередь предназначалась для исполнения, а не для чтения, и ее можно условно разделить на три категории: лирическую , рапсодическую и цитародическую . [129] Исполнение стихов могло быть частным (чаще всего на симпозиуме ) или публичным. [130]
Хотя в Греции, безусловно, уже существовала литературная традиция, самые ранние из сохранившихся произведений принадлежат Гомеру . [131] Поэзия Гомера, хотя она датируется примерно тем временем, когда греки разработали письменность, должна была быть написана устно – самая ранняя сохранившаяся поэзия, которая наверняка была написана в письменной форме, - это поэзия Архилоха , написанная в середине седьмого века до нашей эры. [132] В отличие от классического периода, когда литературная культура Афин доминировала в греческом мире, архаическая поэтическая традиция была географически распространена. Сафо и Алкей , например, были с Лесбоса , Пиндар — из Фив , а Алкман — из Спарты . [133]
Начало греческой трагедии также уходит корнями в архаический период, хотя точная история ее неясна. [134] Соревнования в трагедии при Великой Дионисии начались в 530-х годах до н. э. [134] Аристотель считал, что ранняя трагедия развилась из дифирамба , хорового гимна Дионису ; приписывалось развитие от дифирамба к трагедии По древней традиции Феспиду . [135]
Религия
[ редактировать ]Данные табличек с линейным письмом B показывают, что боги, которым поклонялись в архаической и классической Греции, имели те же имена, что и те, которым поклонялись их микенские предшественники. [137] Однако в архаический период религиозная практика существенно изменилась.
Самым значительным изменением восьмого века стало появление постоянных храмов как обычного элемента святилищ, где в темные века, вероятно, не было зданий, специально используемых для культовых целей. [138] В седьмом веке это развитие храмов продолжилось с появлением первых монументальных каменных храмовых построек, начиная с храма Аполлона в Коринфе . [136] Эти храмы, вероятно, были построены для размещения культовых статуй бога. За исключением Крита , где, возможно, существовала непрерывная традиция культовых статуй микенского периода, эти культовые изображения были новым развитием греческой религии – нет никаких свидетельств того, что греческий культ Темных веков на материке использовал культовые изображения. [139]
Одновременно с появлением храмов увеличилось количество посвящений культовых мест. [138] В VII веке число сохранившихся посвящений снова уменьшается, но происходит и заметное изменение характера посвящений: от распространённых в VIII веке фигурок животных к фигуркам человека. [140] В восьмом веке некоторые святилища – например, в Олимпии – начали привлекать пожертвований из-за пределов этой территории. [138]
Олимпия
[ редактировать ]Святилище Зевса в Олимпии было культовым местом в темные века, а посвящения там датируются десятым веком до нашей эры. [141] но в восьмом веке произошло резкое увеличение количества посвящений: известно 160 фигурок животных из 9 века по сравнению с 1461 фигуркой из 8 века. [142] Бронзовые треножники и украшения также были обнаружены в качестве посвящений в архаичной Олимпии. Хотя большинство посвящений VIII века были изготовлены на Пелопоннесе , посвящения также пришли из Аттики и даже из Италии и восточного Средиземноморья. [142]
Этот огромный взрыв культовой активности в Олимпии, по-видимому, совпал с провозглашением Олимпийских игр как главного события. [143] Согласно греческой традиции, первые игры в Олимпии были учреждены Гераклом , но они вышли из практики, пока не были возрождены в 776 году до нашей эры. [144]
Дельфи
[ редактировать ]Дельфы , расположенные на склонах горы Парнас , были постоянно заселены с бронзового века, но первые свидетельства существования там святилища датируются восьмым веком до нашей эры, когда по обету . в археологических записях начинают появляться посвященные бронзовые треножники и статуэтки [145] В последней четверти восьмого века количество подношений в Дельфах значительно увеличилось, и есть свидетельства того, что эти подношения начали поступать со всей Греции. Этот общеэллинский интерес к святилищу в Дельфах, по-видимому, был вызван развитием там оракула . [146]
Погребальные практики
[ редактировать ]В архаический период в греческой погребальной практике произошел ряд изменений, при этом разнообразие греческой погребальной практики значительно возросло. [147]
В Афинах в эпоху Темных веков взрослых кремировали, а затем хоронили останки в глиняном сосуде вместе с керамикой и металлическим инвентарем . [148] Вскоре после 800 г. до н. э. захоронение заменило кремацию как основной способ избавления от тел взрослых, а количество и качество погребального инвентаря снизилось; в то же время горшки, используемые в качестве надгробий, стали значительно более сложными. К последней трети века детей и взрослых стали хоронить вместе (ранее были отдельные кладбища для взрослых и детей). Погребальный инвентарь стали оставлять в траншеях специально для подношений, которые были отделены от самих могил. Около 700 г. до н.э. Афины перешли от погребения обратно к кремации, но на этот раз кремация в могиле, а не на отдельном костре. [149]
Также около 700 г. до н. э. захоронения в Афинах почти полностью ограничивались конкретными кладбищами за пределами поселения. [149] В других поселениях за пределами Афин также стали проводить захоронения только в отведенных для этой цели местах, хотя на Крите и некоторых островах Эгейского моря это не было чем-то новым . [150] В некоторых других материковых городах, таких как Аргос и Коринф , также наблюдалось сокращение инвентаря. [151] В Афинах в шестом веке Солон издал законы, ограничивающие расточительность похорон, аналогичные ограничения были также введены в Гортине , Митилини и Спарте . [152]
Философия
[ редактировать ]В архаический период в Греции зародилось философское и научное мышление. [153] и взаимодействие греков с другими культурами Италии, Египта и Ближнего Востока в этот период оказало значительное влияние на их мышление. [154] В архаический период границы между дисциплинами еще не сложились, и поэтому мыслители, которые позже были идентифицированы как философы, также занимались практическими занятиями: Андреа Найтингейл описывает их как «прагматичных и полиматических ». [155] Например, древние традиции о Фалесе Милетском , традиционно считавшемся первым философом, также показывают его мастерство в таких различных областях, как астрономия, инженерное дело, политика, сельское хозяйство и торговля. [156]
Военные разработки
[ редактировать ]В архаический период наиболее значительным военным достижением стало внедрение гоплитовской греческими государствами войны. Это произошло в начале седьмого века до нашей эры. [157] Паноплия , или доспехи гоплита , начали появляться в восьмом веке; [158] самый ранний известный пример происходит из Аргоса в конце восьмого века. [159]
Хотя все части, составлявшие доспехи, использовались в Греции к концу восьмого века, самые ранние свидетельства того, что его носили как полный комплект доспехов, датируются примерно 675 годом до нашей эры, где он изображен на коринфском доспехе. роспись вазы. [160] Тактика фаланги , которую использовали гоплиты в классический период, похоже, была принята в середине седьмого века; [160] до этого момента все еще использовался старый стиль боя, при котором копья бросались в противника перед сближением. [161]
В военно-морской сфере в архаический период в Греции развивается трирема . В восьмом веке греческий флот начал использовать корабли- биремы с двумя рядами весел, а триремы с тремя рядами, похоже, стали популярными в седьмом веке. [162] Коринф, вероятно, был первым местом в греческом мире, где в середине седьмого века до нашей эры была принята на вооружение триера. [162] Лишь в середине шестого века трирема из-за своей дороговизны стала самой популярной конструкцией греческих линкоров. [162] Согласно Фукидиду , в этот период произошли первые греческие морские сражения; он датирует первое примерно 664 годом до нашей эры. [163]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шапиро 2007 , стр. 1–2.
- ^ Снодграсс 1980 , с. 19
- ^ Шапиро 2007 , с. 2
- ^ Jump up to: а б Снодграсс 1980 , с. 13
- ^ Jump up to: а б Шапиро 2007 , с. 1
- ^ Дэвис 2009 , стр. 3–4.
- ^ Снодграсс 1980 , с. 11
- ^ Jump up to: а б Шапиро 2007 , с. 5
- ^ Jump up to: а б Шапиро 2007 , с. 6
- ^ Осборн 2009 , с. 4
- ^ Осборн 2009 , с. 5
- ^ Холл 2007 , с. 41
- ^ Холл 2007 , с. 45
- ^ Jump up to: а б с д Холл 2007 , с. 43
- ^ Холл 2007 , с. 40
- ^ Бордман и Хаммонд 1982 , стр. xv
- ^ Эндрюс 1982 , стр. 368–9.
- ^ Эндрюс 1982 , стр. 364–5.
- ^ Эндрюс 1982 , с. 368
- ^ Jump up to: а б Кантарелла 2005 , с. 239
- ^ Эндрюс 1982 , с. 371
- ^ Jump up to: а б Эндрюс 1982 , с. 377
- ^ Эндрюс 1982 , с. 378
- ^ Эндрюс 1982 , с. 382
- ^ Jump up to: а б Эндрюс 1982 , с. 384
- ^ Эндрюс 1982 , с. 385
- ^ Эндрюс 1982 , с. 365
- ^ Эндрюс 1982 , с. 387
- ^ Эндрюс 1982 , стр. 388–9.
- ^ Осборн 2009 , с. 279
- ^ Осборн 2009 , с. 280
- ^ Осборн 2009 , стр. 281–2.
- ^ Осборн 2009 , с. 213
- ^ Jump up to: а б Хаммонд 1982b , с. 329
- ^ Осборн 2009 , с. 167
- ^ Хаммонд 1982a , с. 737
- ^ Хаммонд 1982b , с. 323
- ^ Хаммонд 1982b , стр. 329–330.
- ^ Хаммонд 1982b , с. 328
- ^ Осборн 2009 , стр. 171–2.
- ^ Хаммонд 1982b , с. 356
- ^ Осборн 2009 , стр. 271–5.
- ^ Jump up to: а б Бордман и Хаммонд 1982 , с. xiii
- ^ Антоначчо 2007 , с. 203
- ^ Антоначчо 2007 , с. 206
- ^ Антоначчо 2007 , стр. 206–207
- ^ Jump up to: а б Антоначчо 2007 , с. 207
- ^ Антоначчо 2007 , с. 208
- ^ Антоначчо 2007 , с. 202
- ^ Паркер 1998 , с. 150
- ^ Дрюс 1972 , с. 132
- ^ Дрюс 1972 , с. 135
- ^ Дрюс 1972 , с. 129
- ^ Дрюс 1972 , с. 130
- ^ Дрюс 1972 , с. 144
- ^ Хаммонд 1982b , с. 343
- ^ Паркер 1998 , с. 152
- ^ Паркер 1998 , с. 155
- ^ Паркер 1998 , с. 164
- ^ Андерсон 2005 , стр. 173–174.
- ^ Андерсон 2005 , с. 177
- ^ Jump up to: а б Моррис 2009 , стр. 66–67.
- ^ Осборн 2009 , с. 29
- ^ Осборн 2009 , стр. 29–30.
- ^ Моррис 2009 , стр. 69.
- ^ Моррис 2009 , стр. 70.
- ^ Осборн 2009 , с. 26
- ^ ван Вис 2009 , с. 450
- ^ Осборн 2009 , с. 27
- ^ Осборн 2009 , стр. 27–28.
- ^ ван Вис 2009 , стр. 450–451
- ^ Осборн 2009 , с. 34
- ^ ван Вис 2009 , с. 451
- ^ Осборн 2009 , с. 27; ван Вис 2009 , стр. 450–451
- ^ Моррис 2009 , стр. 67.
- ^ ван Вис 2009 , стр. 445–450
- ^ ван Вис 2009 , стр. 451–452
- ^ Маркое 1996 , с. 54
- ^ Маркое 1996 , с. 60
- ^ Jump up to: а б Маркое 1996 , с. 55
- ^ Бордман и Хаммонд 1982 , стр. xiv
- ^ Маркое 1996 , стр. 55–57.
- ^ Джеффри 1982 , с. 823
- ^ Джеффри 1982 , с. 282
- ^ Кук 1979 , с. 153
- ^ Кролл 2012 , стр. 33–37.
- ^ Гость 2012 , стр. 48–49
- ^ Шиди 2012 , стр. 106, 110; Ван Альфен 2012 , с. 89; Псома 2012 , с. 166 и далее.
- ^ Раттер 2012 , с. 128 и далее; Фишер-Боссерт 2012 , с. 143 и далее.
- ^ Псома 2012 , с. 157 и далее.
- ^ Шиди 2012 , с. 107; Ван Альфен 2012 , с. 89
- ^ Гость 2012 , стр. 43–48
- ^ Например, город Фокея выпустил монеты с изображением печати ( фоке по-гречески).
- ^ Спир 1990 , стр. 115–124
- ^ Кролл 2012 , с. 38
- ^ Мартин 1996 , стр. 267–280.
- ^ Мартин 1996 , с. 261; подробнее: Мартин 1986 г.
- ^ Бордман 1982 , с. 448
- ^ Jump up to: а б Осборн 1998 , с. 24
- ^ Осборн 1998 , с. 28
- ^ Осборн 1998 , с. 27
- ^ Осборн 1998 , с. 43
- ^ Осборн 1998 , с. 47
- ^ Jump up to: а б Бордман 1982 , с. 450
- ^ Бордман 1982 , с. 447
- ^ Осборн 1998 , с. 76
- ^ Хурвит 2007 , стр. 269–70.
- ^ Jump up to: а б Хурвит 2007 , с. 274
- ^ Хурвит 2007 , с. 271
- ^ Осборн 1998 , с. 75
- ^ Хурвит 2007 , стр. 271–2.
- ^ Хурвит 2007 , с. 272
- ^ Хурвит 2007 , с. 276
- ^ Хурвит 2007 , с. 277
- ^ Бордман 1982 , с. 451
- ^ Осборн 1998 , с. 29
- ^ Осборн 1998 , с. 30
- ^ Маркое 1996 , с. 50
- ^ Маркое 1996 , с. 53
- ^ Осборн 1998 , с. 46
- ^ Hurwit 2007 , стр. 278–9.
- ^ Хурвит 2007 , с. 279
- ^ Jump up to: а б с Власть 2016 , с. 58
- ^ Власть 2016 , с. 60
- ^ Снодграсс 1980 , с. 15
- ^ Осборн 2009 , с. 101
- ^ Jump up to: а б с Джеффри 1982 , с. 831
- ^ Jump up to: а б Осборн 2009 , с. 104
- ^ Власть 2016 , стр. 58–9.
- ^ Власть 2016 , стр. 62–3.
- ^ Кирк 1985 , с. 44
- ^ Кирк 1985 , с. 45
- ^ Курке 2007 , с. 141
- ^ Jump up to: а б Виннингтон-Ингрэм 1985 , с. 258
- ^ Виннингтон-Ингрэм 1985 , с. 259
- ^ Jump up to: а б Осборн 2009 , с. 199
- ^ Осборн 2009 , с. 45
- ^ Jump up to: а б с Осборн 2009 , с. 83
- ^ Осборн 2009 , с. 85
- ^ Осборн 2009 , с. 195
- ^ Осборн 2009 , стр. 87–8.
- ^ Jump up to: а б Осборн 2009 , с. 88
- ^ Осборн 2009 , с. 90
- ^ Осборн 2009 , с. 93
- ^ Осборн 2009 , с. 191
- ^ Осборн 2009 , стр. 191–2.
- ^ Осборн 2009 , с. 76
- ^ Осборн 2009 , стр. 76–7.
- ^ Jump up to: а б Осборн 2009 , с. 77
- ^ Осборн 2009 , стр. 77–8.
- ^ Осборн 2009 , с. 78
- ^ Камен 2007 , с. 102
- ^ Раафлауб 2009 , с. 575
- ^ Найтингейл 2007 , с. 171
- ^ Найтингейл 2007 , стр. 173–4.
- ^ Найтингейл 2007 , с. 174
- ^ Хант 2007 , с. 108
- ^ Хант 2007 , с. 111
- ^ Хант 2007 , рисунок 5.1.
- ^ Jump up to: а б Снодграсс 1965 , с. 110
- ^ Снодграсс 1965 , с. 111
- ^ Jump up to: а б с Хант 2007 , с. 124
- ^ Снодграсс 1965 , с. 115
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Грег (2005). «До Туранной были тираны: переосмысление главы ранней греческой истории». Классическая античность . 24 (2): 173–222. дои : 10.1525/ca.2005.24.2.173 .
- Эндрюс, А. (1982). «Рост Афинского государства». В Бордмане, Джон; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история . Том. III.iii (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Антоначчо, Карла М. (2007). «Колонизация: Греция в движении 900–480». В Шапиро, ХА (ред.). Кембриджский спутник архаической Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Бордман, Джон (1982). «Материальная культура архаической Греции». В Бордмане, Джон; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история . Том. III.iii (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Бордман, Джон; Хаммонд, ШФЛУ (1982). "Предисловие". В Бордмане, Джон; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история . Том. III.iii (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Кантарелла, Ева (2005). «Гендер, сексуальность и право». У Гагарина, Михаил; Коэн, Дэвид (ред.). Кембриджский справочник по древнегреческому праву . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Кук, РМ (1979). «Архаическая греческая торговля: три гипотезы». Журнал эллинистических исследований . 99 : 152–155. дои : 10.2307/630641 . JSTOR 630641 . S2CID 161378605 .
- Дэвис, Джон К. (2009). «Историография архаической Греции». В Раафлаубе, Курт А .; ван Вис, Ганс (ред.). Спутник архаической Греции . Издательство Блэквелл. стр. 3–21. ISBN 9781118451380 .
- Дрюс, Роберт (1972). «Первые тираны в Греции». Historia: Журнал древней истории . 21 (2).
- Фишер-Боссерт, Вольфганг (2012). «Чеканка Сицилии». В Меткалфе, Уильям Э. (ред.). Оксфордский справочник по греческой и римской чеканке . Издательство Оксфордского университета. стр. 142–156. ISBN 9780195305746 .
- Грант, Майкл (1988). Возвышение греков . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
- Холл, Джонатан М. (2007). «Полис, сообщество и этническая идентичность». В Шапиро, ХА (ред.). Кембриджский спутник архаической Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Хаммонд, ШФЛУ (1982a). «Лакония». В Бордмане, Джон; Эдвардс, IES; Хаммонд, ШФЛУ; Соллебергер, Э. (ред.). Кембриджская древняя история . Том. III.i (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Хаммонд, ШФЛУ (1982b). «Пелопоннес». В Бордмане, Джон; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история . Том. III.iii (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Хант, Питер (2007). «Военные силы». В Сабине, Филип; ван Вис, Ганс; Уитби, Майкл (ред.). Кембриджская история греческих и римских войн . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Харвит, Джеффри М. (2007). «Человеческая фигура в раннегреческой скульптуре и вазописи». В Шапиро, ХА (ред.). Кембриджский спутник архаической Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Джеффри, Л.Х. (1982). «Греческое алфавитное письмо». В Бордмане, Джон; Эдвардс, IES; Хаммонд, ШФЛУ; Соллбергер, Э. (ред.). Кембриджская древняя история . Том. III.i (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Камен, Дебора (2007). «Жизненный цикл в архаической Греции». В Шапиро, ХА (ред.). Кембриджский спутник архаической Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Кирк, GS (1985). «Гомер». В Истерлинге, ЧП; Нокс, Бернард М.В. (ред.). Кембриджская история классической литературы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Конук, Корай (2012). «Малая Азия до Ионического восстания». В Меткалфе, Уильям Э. (ред.). Оксфордский справочник по греческой и римской чеканке . Издательство Оксфордского университета. стр. 43–60. ISBN 9780195305746 .
- Курке, Лесли В. (2007). «Архаическая греческая поэзия». В Шапиро, ХА (ред.). Кембриджский спутник архаической Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Кролл, Джон Э. (2012). «Денежная основа ранней чеканки монет». В Меткалфе, Уильям Э. (ред.). Оксфордский справочник по греческой и римской чеканке . Издательство Оксфордского университета. стр. 33–42. ISBN 9780195305746 .
- Маркое, Гленн (1996). «Появление ориентализации в греческом искусстве: некоторые наблюдения об обмене между греками и финикийцами в 8-м и 7-м веках до нашей эры». Бюллетень американских школ восточных исследований . 301 (301): 47–67. дои : 10.2307/1357295 . JSTOR 1357295 . S2CID 163876380 .
- Мартин, ТР (1986). Суверенитет и чеканка монет в классической Греции . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691035802 .
- Мартин, TR (1996). «Зачем греческому «полису» изначально были нужны монеты?». Historia: Журнал древней истории . 45 (3): 257–283.
- Моррис, Ян (2009). «Революция восьмого века». В Раафлаубе, Курт А .; ван Вис, Ганс (ред.). Спутник архаической Греции . Издательство Блэквелл. стр. 64–80. ISBN 9781118451380 .
- Найтингейл, Андреа Уилсон (2007). «Философы в древнегреческой культуре». В Шапиро, ХА (ред.). Кембриджский спутник архаической Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Осборн, Робин (1998). Архаическое и классическое греческое искусство . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192842022 .
- Осборн, Робин (2009). Греция в процессе становления: 1200–479 до н.э. (2-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 9780203880173 .
- Паркер, Виктор (1998). «Τυραννος. Семантика политической концепции от Архилоха до Аристотеля». Гермес . 126 (2).
- Власть, Тимоти (2016). «Литература в эпоху архаики». Ин Хозе, Мартин; Шенкер, Дэвид (ред.). Спутник греческой литературы . Джон Уайли и сыновья.
- Псома, Селена (2012). «Греция и Балканы до 360 г. до н.э.». В Меткалфе, Уильям Э. (ред.). Оксфордский справочник по греческой и римской чеканке . Издательство Оксфордского университета. стр. 157–172. ISBN 9780195305746 .
- Раафлауб, Курт (2009). «Интеллектуальные достижения». В Раафлаубе, Курт А .; ван Вис, Ганс (ред.). Спутник архаической Греции . Издательство Блэквелл. стр. 3–21. ISBN 9781118451380 .
- Раттер, Северная Каролина (2012). «Чеканка Италии». В Меткалфе, Уильям Э. (ред.). Оксфордский справочник по греческой и римской чеканке . Издательство Оксфордского университета. стр. 128–140. ISBN 9780195305746 .
- Шапиро, ХА (2007). "Введение". В Шапиро, ХА (ред.). Кембриджский спутник архаической Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Шиди, Кеннет (2012). «Эгина, Киклады и Крит». В Меткалфе, Уильям Э. (ред.). Оксфордский справочник по греческой и римской чеканке . Издательство Оксфордского университета. стр. 105–127. ISBN 9780195305746 .
- Снодграсс, Энтони (1965). «Реформа гоплитов и история». Журнал эллинистических исследований . 85 : 110–122. дои : 10.2307/628813 . JSTOR 628813 . S2CID 163273750 .
- Снодграсс, Энтони (1980). Архаическая Греция: эпоха экспериментов . Лондон Мельбурн Торонто: ISBN JM Dent & Sons Ltd. 978-0-460-04338-0 .
- Спир, Дж. (1990). «Эмблемы в архаической Греции». Вестник Института классических исследований . 37 : 107–130. дои : 10.1111/j.2041-5370.1990.tb00222.x .
- Ван Альфен, Питер Г. (2012). «Чеканка Афин, шестой-первый век до нашей эры». В Меткалфе, Уильям Э. (ред.). Оксфордский справочник по греческой и римской чеканке . Издательство Оксфордского университета. стр. 88–104. ISBN 9780195305746 .
- Ван Вис, Ганс. (2009). «Экономика». В Раафлаубе, Курт А .; ван Вис, Ганс (ред.). Спутник архаической Греции . Издательство Блэквелл. стр. 444–467. ISBN 9781118451380 .
- Виннингтон-Ингрэм, РП (1985). «Истоки трагедии». В Истерлинге, ЧП; Нокс, Бернард М.В. (ред.). Кембриджская история классической литературы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архаический период: общество, экономика, политика, культура — Основание эллинского мира