Тезей
Тезей | |
---|---|
![]() | |
Обитель | Элизиум |
Символы | Меч , Коринфский шлем (иногда) |
Фестивали | Тезия |
Персональная информация | |
Рожденный | |
Умер | |
Родители | Эгей и Эфра или Посейдон и Эфра |
Супруги | Федра , Ариадна |
Потомство | Демофонт , Акамас |
Часть серии о |
Греческая мифология |
---|
![]() |
Божества |
Герои и героизм |
Связанный |
![]() ![]() |
Тезей ( Великобритания : / ˈ θ iː sj uː s / , США : / ˈ θ iː s i ə s / ; Греческий : Θησεύς [tʰɛːsěu̯s] ) — божественный герой и основатель Афин из греческой мифологии . Мифы о Тесее, его путешествиях, подвигах и друзьях на протяжении веков давали материал для повествования.
Тесея иногда называют сыном Эгея , царя Афин. [1] , а иногда и как сын бога Посейдона . Его воспитывала мать Эфра , и, обнаружив свою связь с Эгеем, он отправляется в Афины по суше, переживая по пути множество приключений. Достигнув Афин, он обнаруживает, что Эгей женат на Медее (бывшей жене Ясона ), которая замышляет против него заговор.
Самая известная легенда о Тесее — убийство им Минотавра , получеловека-полубыка. Затем он объединяет Аттику под властью Афин: синоикисмос («жить вместе»). Ему как царю-объединителю приписывают строительство дворца на крепости Акрополя . Павсаний сообщает, что после синоикисмоса культ Афродиты Тесей установил на южном склоне Акрополя («Афродиты всего народа»).
используются Плутарха В « Жизни Тесея» различные рассказы о смерти Минотавра, побеге Тесея, а также его романтической связи и предательстве Ариадны , дочери царя Миноса . [я]
Плутарха — построить жизнь, параллельную Жизни Ромула Открытая цель , мифу об основании Рима. Источники Плутарха, не все тексты которых сохранились независимо, включают Ферекида (середина пятого века до н. э.), Демона (ок. 400 г. до н. э.), Филохора и Клидема (оба — четвертый век до н. э.). [2] Как предмет мифа, существование Тесея как реального человека не доказано, но ученые полагают, что он, возможно, был жив в эпоху поздней бронзы. [3] или, возможно, как царь в 8 или 9 веке до нашей эры. [4]
Рождение и ранние годы


Эгей , один из первобытных царей Афин , был бездетным. Желая иметь наследника, он обратился за советом к Дельфийскому оракулу . Ее загадочные слова были: «Не ослабляйте выпуклое отверстие бурдюка, пока не достигнете высоты Афин, чтобы не умереть от горя». Эгей не понял пророчества и был разочарован. Он спросил совета у своего хозяина Питфея , царя Трезена . Питфей понял пророчество, напоил Эгея и подарил Эгею свою дочь Эфру . [5]
Но, следуя указанию Афины во сне, Эфра покинула спящего Эгея и переправилась вброд на остров Сфаирию, лежавший недалеко от берега Трезена. Там она совершила возлияние Сфайросу (возничему Пелопса) и Посейдону и ночью была одержима морским богом. Эта смесь дала Тесею сочетание божественных и смертных качеств в его природе; такое двойное отцовство, с одним бессмертным и одним смертным, было знакомой чертой других греческих героев . После того как Эфра забеременела, Эгей решил вернуться в Афины. Однако перед отъездом он закопал свои сандалии и меч под огромным камнем. [ii] и сказали Эфре, что, когда их сын вырастет, он должен сдвинуть камень, если он будет достаточно героическим, и забрать знаки себе в качестве доказательства своего царского происхождения. В Афинах к Эгею присоединилась Медея , которая покинула Коринф после убийства детей, которых она родила Ясону , и взяла Эгея в качестве своего нового супруга.
Таким образом, Тесей вырос на земле своей матери. Когда Тесей вырос и стал молодым человеком, он сдвинул камень и вернул себе знаки своего отца. Затем его мать рассказала ему правду о личности его отца и о том, что он должен вернуть меч и сандалии царю Эгею, чтобы заявить о своем первородстве. Чтобы отправиться в Афины, Тесей мог выбрать путь по морю (это был безопасный путь) или по суше, следуя по опасному пути вокруг Саронического залива , где он встретил цепочку из шести входов в Подземный мир . [iii] каждый охраняется хтоническим врагом. Молодой, смелый и амбициозный, Тесей решил пойти в одиночку сухопутным путем и по пути победил множество бандитов.
Шесть подвигов


Шесть входов в подземный мир, более известные как Шесть подвигов, следующие:
- На первом месте, которым был Эпидавр , посвященный Аполлону и целителю Асклепию , Тесей перевернул ситуацию с хтоническим бандитом Перифетом , Носителем дубины, который сбил своих противников с ног на землю, отобрав у него толстый посох, который часто идентифицирует Тесея. в вазовых росписях.
- У Истмийского входа в подземный мир находился разбойник по имени Синис , которого часто называли «Питокамптес» ( греч . Πιτυοκάμπτης , букв. «Тот, кто гнет сосны»). Он ловил путников, привязывал их между двумя соснами , склонившимися к земле, а затем отпускал деревья, разрывая своих жертв на части . Тесей убил его своим методом. Затем он соблазнил дочь Синиса, Перигуну , родив ребенка Меланиппа .
- В другом деле к северу от перешейка , в месте под названием Кроммион , он убил огромную свинью, Кроммионскую свинью , выведенную старой старухой по имени Фея. В некоторых версиях саму свиноматку называют Феей. « Библиотеке » В Псевдо-Аполлодора кроммионская свинья описывается как потомок Тифона и Ехидны .
- Около Мегары разбойник по имени Скирон заставлял путников, идущих по узкой тропинке в скале, мыть ноги. Пока они стояли на коленях, он столкнул их со скалы позади них, где их съела гигантская черепаха (или, в некоторых версиях, морское чудовище). Тесей столкнул его со скалы, где он тоже был съеден.
- Другим из этих врагов был Керкион , царь святого места Элевсина , который вызывал прохожих на борцовский поединок и, победив их, убил их. Тесей победил Церкиона в борьбе, а затем вместо этого убил его.
- Последним разбойником был Прокруст Носилщик, у которого было две кровати, одну из которых он предлагал прохожим на Элевсинской равнине. Затем он заставил их поместиться в него, либо растянув их, либо отрезав им ноги. Поскольку у него было две кровати разной длины, ни одна не поместилась. Тесей снова применил к нему метод Прокруста, отрезав ему ноги и обезглавив топором.
Медея, Марафонский бык, Андрогей и Паллантид.

Когда Тесей прибыл в Афины, он не сразу раскрыл свою истинную личность. Эгей оказал ему гостеприимство, но с подозрением отнесся к намерениям молодого и могущественного незнакомца. Супруга Эгея Медея сразу же признала Тесея сыном Эгея и беспокоилась, что Тесей будет выбран наследником царства Эгея вместо ее сына Медуса . Она пыталась организовать убийство Тесея, попросив его поймать Марафонского быка , эмблему критской власти.

По пути в Марафон Тесей укрылся от бури в хижине древней женщины по имени Гекала . Она поклялась принести жертву Зевсу , если Тесею удастся поймать быка. Тесей поймал быка, но когда вернулся в хижину Гекалы, она была мертва. В ее честь Тесей дал ее имя одному из демов Аттики, сделав его жителей в некотором смысле своими приемными детьми.
Когда Тесей с победой вернулся в Афины, где принес в жертву Быка, Медея попыталась его отравить. В последнюю секунду Эгей узнал сандалии и меч и выбил кубок с отравленным вином из рук Тесея. Таким образом отец и сын воссоединились, а Медея бежала в Азию . [6]
Когда Тесей появился в городе, его репутация опередила его, поскольку он путешествовал по пресловутой прибрежной дороге из Трезена и убил там некоторых из самых грозных бандитов. Вскоре надежды Паллантидов на преемство бездетного Эгея были бы потеряны, если бы они не избавились от Тесея (Паллантиды были сыновьями Палланта и племянниками царя Эгея , жившего тогда при царском дворе в святилище Дельфийского Аполлона). [7] Поэтому они устроили ему ловушку. Одна группа из них шла на город с одной стороны, в то время как другая ждала в засаде возле места под названием Гаргеттус. План заключался в том, что после того, как Тесей, Эгей и дворцовая стража будут вытеснены спереди, другая половина застанет их врасплох сзади. Однако Тесея не обманули. Узнав об этом плане от глашатая по имени Леос, он в полночь выполз из города и застал Паллантидов врасплох. «Затем Тесей внезапно напал на отряд, находившийся в засаде, и перебил их всех. После этого отряд с Палладой рассеялся», - сообщил Плутарх. [8]
Тесей и Минотавр
Пасифая царя Миноса , жена критского , имела несколько детей. Старший из них, Андрогей , отплыл в Афины, чтобы принять участие в Панафинейских играх , которые проводились там каждые четыре года. Будучи сильным и умелым, он показал себя очень хорошо, выиграв некоторые турниры безоговорочно. Вскоре он стал любимцем публики, к большому негодованию Паллантидов, которые убили его, навлекая на себя гнев Миноса.

Когда царь Минос узнал о том, что случилось с его сыном, он приказал критскому флоту отплыть в Афины. Минос спросил у Эгея убийц его сына, сказав, что, если они будут переданы ему, город будет спасен. Однако, не зная, кто были убийцы, царь Эгей сдал на милость Миноса весь город. Его возмездие заключалось в том, чтобы в конце каждого Великого года , который наступал после каждых семи циклов солнечного календаря, семь самых отважных юношей и семь самых красивых девушек должны были сесть в лодку и быть отправленными в качестве дани на Крит, никогда чтобы увидеться снова.
По другой версии, царь Минос вел войну с афинянами и добился успеха. Затем он потребовал, чтобы с интервалом в девять лет семь афинских мальчиков и семь афинских девочек отправлялись на Крит, чтобы их съел Минотавр , получеловек-полубык-монстр, живший в Лабиринте , созданном Дедалом .
В третий раз Тесей вызвался поговорить с чудовищем, чтобы остановить этот ужас. Он занял место одного из юношей и отправился в путь с черным парусом, пообещав своему отцу Эгею, что в случае успеха вернется с белым парусом. [iv] Как и другие, Тесей был лишен оружия во время плавания. По прибытии на Крит Ариадна , дочь царя Миноса, влюбилась в Тесея и по совету Дедала дала ему клубок ниток (клубок), чтобы он мог найти выход из Лабиринта. [v] Той ночью Ариадна проводила Тесея в Лабиринт, и Тесей пообещал, что, если он вернется из Лабиринта, он возьмет с собой Ариадну. Как только Тесей вошел в Лабиринт, он привязал один конец мотка веревки к дверному косяку и размахивал своим мечом, который скрывал от стражников внутри своей туники. Тесей следовал инструкциям Дедала, данным Ариадне: идти вперед, всегда вниз и никогда не влево или вправо. Тесей пришел в самое сердце Лабиринта и на спящего Минотавра. Зверь проснулся, и произошла ужасная драка. Тесей одолел Минотавра своей силой и вонзил мечу зверю в горло (согласно одному схолию из «Пятой Немейской оды» Пиндара, Тезей задушил его). [9]
Обезглавив зверя, Тесей использовал веревку, чтобы выбраться из Лабиринта, и ему удалось сбежать вместе со всеми молодыми афинянами и Ариадной, а также ее младшей сестрой Федрой . Затем он и остальная часть команды уснули на пляже острова Наксос, где они остановились на обратном пути в поисках воды. Затем Тесей покинул Ариадну, где Дионис в конце концов нашел ее и женился на ней. На обратном пути с Крита он также остановился на острове Делос , где, по словам Плутарха , «Тесей танцевал с юными афинянами танец, до сих пор исполняемый жителями острова, состоящий из извилистых и извилистых движений, воспроизводящих формы лабиринта. Диархос утверждает, что этот танец называется «Журавль». [10] Тесей забыл поставить белые паруса вместо черных, поэтому его отец, царь, полагая, что он мертв, покончил жизнь самоубийством, бросившись со скалы Суниона в море, в результате чего этот водоем был назван Эгейское море.
Корабль Тесея
Согласно Плутарха « Жизни Тесея» , корабль, на котором Тесей вернулся с минойского Крита в Афины , несколько столетий хранился в афинской гавани в качестве памятника.
Корабль, на котором вернулись Тесей и афинский юноша , имел тридцать весел и сохранялся афинянами вплоть до времен Деметрия Фалерея . [мы] ибо они убрали старые доски, когда они гнили, и положили вместо них новые, более прочные бревна... [11]
Корабль нужно было поддерживать в мореходном состоянии, поскольку в обмен на успешную миссию Тесея афиняне обязались чтить Аполлона впредь каждый год . Таким образом, афиняне отправили религиозную миссию на остров Делос (одно из самых священных святилищ Аполлона) на афинской государственной галере — самом корабле — чтобы принести свою верность богу. Чтобы сохранить чистоту события, с момента начала религиозной церемонии до возвращения корабля с Делоса, что заняло несколько недель, не было разрешено никаких казней. [12]
Чтобы сохранить корабль, все изношенное или сгнившее дерево было заменено; Таким образом, философам было неясно, какая часть первоначального корабля осталась, что порождало философский вопрос о том, следует ли считать его «тем же самым» кораблем или нет. Подобные философские вопросы о природе идентичности иногда называют парадоксом « Корабля Тесея ».
Несмотря на эти проблемы, афиняне сохранили корабль. Они верили, что Тесей был реальной исторической личностью, и корабль давал им осязаемую связь с его божественным происхождением.
Тесей и Пирифой

Лучшим другом Тесея был Пирифой , царь лапифов . Пирифой слышал истории о храбрости и силе Тесея в бою, но ему нужны были доказательства, поэтому он угнал стадо крупного рогатого скота Тесея и прогнал его из Марафона , а Тесей пустился в погоню. Пиритой поднял руки, и пара встретилась, чтобы сразиться, но были настолько впечатлены грациозностью, красотой и смелостью друг друга, что поклялись в дружбе. [13] и присоединился к калидонской охоте на кабана .
В «Илиаде I» Нестор причисляет Пирифоя и Тесея «героической славы» к раннему поколению героев своей юности, «самых сильных людей, которых породила Земля, самых сильных людей против самых сильных врагов, дикого горного племени, которое они совершенно уничтожено». Никаких следов такой устной традиции, которую слушатели Гомера узнали бы в намеке Нестора, в литературном эпосе не сохранилось. Позже Пирифой готовился жениться на Гипподамии . Кентавры . были гостями на свадебном пиру, но напились и попытались похитить женщин, в том числе Гипподамию Лапифы выиграли последовавшую битву.

В » Овидия « Метаморфозах Тесей сражается и убивает Эврита , «самого свирепого из всех свирепых кентавров». [14] на свадьбе Пирифоя и Гипподамии .
Также, по словам Овидия, Федра, жена Тесея, чувствовала себя обделенной любовью мужа к Пирифою, и использовала это как предлог, чтобы попытаться убедить своего пасынка Ипполита согласиться быть ее любовником, поскольку Тесей также пренебрегал своим сыном, потому что он предпочитал проводить долгое время со своим спутником. [15] [16]
Похищение Персефоны и встреча с Аидом

Тесей, великий похититель женщин, и его закадычный друг Пирифой , поскольку они были сыновьями Зевса и Посейдона, поклялись жениться на дочерях Зевса. [17] Тесей, по старой традиции, [18] выбрали Хелен , и вместе они похитили ее, намереваясь держать ее до тех пор, пока она не станет достаточно взрослой, чтобы выйти замуж. Пирифой выбрал Персефону , хотя она уже была замужем за Аидом , царем подземного мира. Они оставили Елену с матерью Тесея, Эфрой в Афидне , откуда ее спасли Диоскуры .
Ради Пирифоя они довольно неразумно отправились в подземный мир, во владения Персефоны и ее мужа Аида . Пока они бродили по окрестностям Тартара , Тесей присел отдохнуть на камне. При этом он почувствовал, как его конечности изменились и стали жесткими. Он попытался подняться, но не смог. Он был прикреплен к скале. Когда он повернулся, чтобы крикнуть своему другу, он увидел, что Пирифой тоже кричит. Вокруг него собралась ужасная банда фурий со змеями в волосах, с факелами и длинными кнутами в руках. Перед этими чудовищами храбрость героя иссякла и он был уведен на вечное наказание.
Многие месяцы в полутьме сидел Тесей неподвижно, прикованный к скале, оплакивая и друга, и самого себя. В конце концов его спас Геракл , пришедший в подземный мир для выполнения своего 12-го задания. Там он убедил Персефону простить его за участие в опрометчивом предприятии Пирифоя. Итак, Тесей был возвращен в верхние слои воздуха, но Пирифой так и не покинул царство мертвых, поскольку, когда Геракл попытался освободить Пирифоя, подземный мир потрясся. Затем они решили, что эта задача непосильна любому герою, и ушли. Когда Тесей вернулся в Афины, он обнаружил, что Диоскуры увезли Елену и Эфру в Спарту .
Федра и Ипполит
Федра , вторая жена Тесея и дочь царя Миноса, родила Тесею двух сыновей, Демофонта и Акама . Когда эти двое были еще в младенчестве, Федра влюбилась в Ипполита , сына Тесея от амазонок царицы Ипполиты . Согласно некоторым версиям этой истории, Ипполит пренебрег Афродитой, чтобы стать последовательницей Артемиды , поэтому Афродита в наказание заставила Федру влюбиться в него. Он отверг ее из целомудрия.
Альтернативно, в версии Еврипида, Ипполит , медсестра Федры рассказала Ипполиту о любви своей любовницы, и он поклялся, что не раскроет медсестру как свой источник информации. Чтобы гарантировать, что она умрет достойно , Федра написала Тесею на табличке, утверждая, что Ипполит изнасиловал ее, прежде чем повеситься. Тесей поверил ей и использовал одно из трех желаний, полученных от Посейдона, против своего сына. Из-за проклятия лошади Ипполита испугались морского чудовища, обычно быка, и потащили своего всадника на смерть. Позже Артемида расскажет Тесею правду, пообещав отомстить за своего верного последователя другому последователю Афродиты.
В версии, изложенной римским драматургом Сенекой , под названием «Федра» , после того, как Федра сказала Тесею, что Ипполит изнасиловал ее, Тесей призвал Нептуна (как он сделал Посейдона в интерпретации Еврипида) убить его сына. [19] Услышав известие о смерти Ипполита от рук морского чудовища Нептуна, Федра покончила жизнь самоубийством из-за вины, поскольку она не хотела, чтобы Ипполит умер. [20]
По другой версии, Федра просто сказала Тесею Ипполиту, что изнасиловал ее, а не покончила с собой. [ нужна ссылка ] Дионис наслал дикого быка, который напугал лошадей Ипполита. [ нужна ссылка ]
Вокруг Ипполита вырос культ, связанный с культом Афродиты . Девушки, собиравшиеся выйти замуж, предлагали ему пряди своих волос. Культ считал, что Асклепий воскресил Ипполита и что он жил в священном лесу недалеко от Ариции в Лациуме .
Другие истории и смерть Тесея
По некоторым источникам [21] Тесей также был одним из аргонавтов , хотя Аполлоний Родосский утверждает в « Аргонавтике» [ нужна ссылка ] что Тесей в это время все еще находился в подземном мире. Оба утверждения несовместимы с тем, что Медея была женой Эгея к тому времени, когда Тесей впервые приехал в Афины. Вместе с Федрой Тесей породил Акамаса , который был одним из тех, кто прятался в Троянском коне во время Троянской войны . Тесей приветствовал странствующего Эдипа и помог Адрасту похоронить Семерых против Фив .
Ликомед с острова Скирос сбросил Тесея со скалы после того, как он потерял популярность в Афинах. В 475 г. до н. э., в ответ на оракул, Кимон Афинский, завоевавший для афинян Скирос, определил как останки Тесея «гроб огромного трупа с бронзовым наконечником копья на боку и мечом». (Плутарх, Жизнь Тесея ). [22] Останки, найденные Кимоном, были перезахоронены в Афинах. Раннее современное название Тесейон (Храм Тесея) было ошибочно применено к Храму Гефеста, который, как считалось, был фактическим местом могилы героя .
Адаптации мифа


Литература
- Софокла « В трагедии Эдип в Колоне» главным героем является Тезей.
- Еврипида Трагедия «Ипполит» и Сенеки » « Федра вращаются вокруг смерти сына Тесея.
- В Джеффри Чосера эпическом рыцарском романе « История рыцаря », одном из Кентерберийских рассказов , Тесей — герцог Афинский, муж Иполиты и защитник Емели, сестры Иполиты, для которой два рыцаря Фив, Арките и Паламон , сражайся.
- Якоб Эйрер написал пьесу «Тезей» (1618).
- » Расина В « Федре (1677) представлены Тесей, а также Ипполит и главная героиня Федра.
- Тесей — выдающийся персонаж в роли герцога Афинского в Уильяма Шекспира пьесах «Сон в летнюю ночь» и «Два благородных родственника» . Ипполита также появляется в обеих пьесах.
- В рассказе 1898 года « История Персея и головы Горгоны» описана мифическая история Тесея.
- Ф. Л. Лукаса Эпическая поэма «Ариадна» (1932) представляет собой эпическую переработку мифа о Лабиринте: Эгл, одна из жертвенных девушек, сопровождающих Тесея на Крит, — возлюбленная Тесея, Минотавр — это сам Минос в маске быка, а Ариадна — узнав на Наксосе о ранней любви Тесея к Эглу, решает оставить его ради Идеала [Диониса]. [23]
- Андре Жида » « Тезея (1946) представляет собой вымышленную автобиографию, в которой мифический герой Афин, уже пожилой, рассказывает историю своей жизни, начиная с беззаботной юности и заканчивая убийством Минотавра.
- Мэри Рено ( « Король должен умереть» 1958) представляет собой драматический пересказ легенды о Тесее, начиная с его детства в Тройзене и заканчивая возвращением с Крита в Афины. Несмотря на то, что он вымышленный, он, как правило, соответствует духу и колориту самых известных вариаций оригинальной истории. Продолжение - «Морской бык» (1962) о дальнейшей карьере героя.
- Эванджелин Уолтон Исторический фантастический роман «Меч выкован» (1983) рассказывает историю Тесея и Антиопы. [24]
- Роман Фрэн Росс 1974 года «Орео» во многом основан на мифе о Тесее. [25]
- Стивен Добинс написал стихотворение «Тезей в лабиринте » (1986), в котором пересказывается миф об Ариадне, Тесее и Минотавре, в частности чувства Ариадны.
- В выпуске № 12 «Ночь страха» серии комиксов , озаглавленного «Bul-Whipped» , Тесей и Минотавр воскрешаются тетей комикса Клаудией Хино, которая является реинкарнацией Ариадны .
- Книга Кира Булычева 1993 года «Покушение на Тезея» ( по-русски : «Покушение на Тезея» ) рассказывает о заговоре с целью убийства человека во время тура в виртуальной реальности , в котором он проживает жизнь Тесея.
- Алексея Рябинина Книга « Тесей. История древних богов, богинь, царей и воинов» (2018) представляет собой пересказ мифов о Тесее, Эгее, Минотавре, Ариадне, Пирифое и других персонажах греческой мифологии. [26] [27]
- В романе Троя Деннинга « » 1996 года Страницы боли рассказывается о Тесее, страдающем амнезией, который пытается восстановить свое прошлое, взаимодействуя с некоторыми из наиболее ярких существ вселенной Planescape .
- Стивена Прессфилда Роман «Последняя из амазонок » (2002) пытается поместить встречу Тесея и последующий брак с Антиопой, а также последовавшую за этим войну в исторически правдоподобную обстановку.
- Хорхе Луис Борхес представляет вариацию мифа в рассказе « Дом Астериона » ( исп . «La Casa de Asterión» ).
- Британский комик Тони Робинсон написал версию истории Тесея под названием «Тесей: Супергерой» .
- В Джина Вулфа » « Книге нового солнца , действие которой происходит в очень отдаленном будущем, главный герой читает историю, в которой миф о Тесее, кажется, смешивается с историей битвы на Хэмптон-Роудс – предположительно из-за путаницы между Минотавром и УСС Монитор . (В этой версии персонаж Тесей теперь является сыном студента .)
Опера, кино, телевидение и видеоигры
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2021 г. ) |
- «Тезе» (1675) — ранняя французская опера Жана-Батиста Люлли на либретто Филиппа Кино по мотивам Овидия. [28]
- «Тезео» (1713) — опера-серия Георга Фридриха Генделя на либретто Николы Франческо Хайма по мотивам Кино. [29]
- В опере «Ипполит и Арисия» (1733) Жана-Филиппа Рамо по мотивам Расина Тезей фигурирует как персонаж. [ нужна ссылка ]
- Вымышленные версии Тесея и Минотавра появляются в итальянском 1960 года о мечах и сандалиях фильме Teseo contro il Minotauro. [30] и фильм ужасов 2006 года «Минотавр» . [31]
- В фильме «Бессмертные» (2011), уникальной и модернизированной адаптации легенды, Генри Кавилл играет Тесея в битве за спасение человечества от злого человека-короля Гипериона, который стремится освободить заключенных в тюрьму Титанов , чтобы бросить вызов богам. [32]
- В видеоигре Hades Тесей вместе с Минотавром ( в игре которого зовут Астериус) выступают в роли боссов Элизиума , третьего уровня игры. [33]
Ссылки
Пояснительные примечания
- ^ «Поэтому могу ли я преуспеть в очистке Басни, заставив ее подчиниться разуму и принять подобие Истории. Но там, где она упрямо пренебрегает вызвать к себе доверие и отказывается признать какой-либо элемент вероятности, я буду молиться за добрых читателей, и такие, которые снисходительно воспринимают рассказы древности». (Плутарх, Жизнь Тесея , в переводе Бернадота Перрена).
- ↑ Камень, «в котором было углубление, достаточно большое, чтобы вместить эти объекты», — говорит Плутарх.
- ↑ По сравнению с Геркулесом и его подвигами , «Тесей занят только священными входами, расположенными в землях Афин» (Ruck and Staples 1994:204).
- ↑ Плутарх цитирует Симонида о том, что альтернативный парус, подаренный Эгеем, был не белым, а «алым парусом, окрашенным нежным цветком пышного каменного дуба ». (Плутарх, 17.5).
- ↑ Ариадна иногда изображается на вазах с нитью, намотанной на веретено .
- ↑ Деметрий Фалерей был выдающимся оратором и государственным деятелем, который правил Афинами в течение десяти лет, прежде чем был изгнан в 307 г. до н.э.
Цитаты
- ^ Аполлодор , 1.9.16 ; Гигин , Басни 14 , 48 , 173 , 241 , 244 , 251 , 257 и 270.
- ^ Куэва, Эдмунд П. (1996). «Ариадна Плутарха в «Херее и Каллирое» Харитона». Американский журнал филологии , 117 (3): 473–84.
- ^ Грин, Эндрю. «Тесей, герой Афин» . Проверено 25 ноября 2018 г.
- ^ Морфорд, Марк; Ленардон, Роберт Дж.; Шам, Майкл. «Классическая мифология, десятое издание» . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 года . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ Морфорд, Марк ПО, Роберт Дж. Ленардон и Майкл Шам. 2014. Классическая мифология (10-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Медея | Характеристика, семья и пьесы» . Британская энциклопедия . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ Плутарх, Жизнь Тесея , XII.
- ^ Плутарх Жизнь Тесея , XIII
- ^ Кереньи, Карл (1959). Герои греков. п. 232, примечание 532.
- ^ Плутарх Тесей 21.
- ^ Плутарх . «Тесей» . Массачусетский технологический институт . Проверено 17 января 2013 г.
- ^ Купер, Джон М.; Хатчинсон, Д.С., ред. (1997). Платон: Полное собрание сочинений . Индианаполис: Хакетт. п. 37 . ISBN 0-87220-349-2 .
- ^ «ПЛУТАРХ, ТЕЗЕЙ» . classics.mit.edu . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ Овидий, Метаморфозы XII: 217–153.
- ^ «ОВИД, ГЕРОИДЫ IV - Библиотека классических текстов Теоя» . theoi.com . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ Овидия Героиды , 4
- ↑ Схолия по «Илиаде III.144» и фрагменту (№ 227) Пиндара , согласно Кереньи 1951:237, примечание 588.
- ^ Афиней , Deipnosophistae 13.4 (557a) ;ср. Кереньи (1959:234) и прим.
- ^ «Сенатор Фаед . 941–949» .
- ^ «Сенатор Фаэд. 1159–1198» .
- ^ Аполлодор, 1.9.16
- ^ Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . Издательство Гарвардского университета. п. 206. ИСБН 9780674362819 .
- ^ Лукас, Флорида (2014). Ариадна . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107677524 .
- ^ Уолтон, Эванджелин (1983). « Меч выкован » . Обзоры Киркуса . Проверено 16 марта 2016 г.
- ^ Маллен, Гарриетт Маллен (1 марта 2002 г.). « Яблочный пирог с корочкой Орео»: рецепт своеобразного американского романа Фрэн Росс» . МЕЛУС . 27 (1): 107–129. дои : 10.2307/3250639 . ISSN 0163-755X . JSTOR 3250639 .
- ^ Рябинин, Алексей (2018). Тезей. История древних богов, богинь, королей и воинов . Санкт-Петербург : Антология. ISBN 978-5-6040037-6-3 .
- ^ О. Зданов. Жизнь и приключения Тесея . // «КП», 14.02.2018.
- ^ «Тезее» Люлли . Бостонский фестиваль старинной музыки . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ «Тезео» Генделя – введение» . bachtrack.com . 7 декабря 2008 года . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ «Минотавр, дикий зверь Крита» . Почтовый ящик . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ «Минотавр (2005) – Джонатан Инглиш» . AllMovie . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Сингх, Тарсем (11 ноября 2011 г.), Immortals (боевик, драма, фэнтези), Relativity Media, Virgin Produced, Mark Canton Productions , получено 13 декабря 2022 г.
- ^ «Радость любви к Тесею из Аида» . Камень, Бумага, Дробовик . Проверено 15 мая 2024 г.
Дальнейшее чтение
Первоисточники
- Псевдо-Аполлодор, Библиотека
- Овидий , Метаморфозы
- Плутарх , Тезей
Вторичные источники
- Буркерт, Уолтер , греческая религия (1985)
- Стивен Добинс , Тесей в лабиринте (1986) https://www.jstor.org/stable/20600617
- Кереньи, Карл , Герои греков (1959)
- Прайс, Энн, «В поисках Тесея» (Лондон, 1970) исследует миф о Тезее-Минотавре-Ариадне и его историческую основу, а также более поздние его интерпретации и адаптации в западной культуре.
- Рак, Карл А. П. и Дэнни Стейплс, Мир классического мифа : гл. IX «Тесей: создание новых Афин» (1994), стр. 203–222.
- Сидерис, Афанасий, Тесей во Фракии. . (София, 2015) представлены новые иконографические источники и рассмотрена роль Тесея в государственной идеологии Афин и его дар-дипломатии с Фракией
- фон ден Хофф, Ральф (2015). «СМИ для Тесея или разные образы афинского полисного героя». В Фоксхолле, Лин; Герке, Ханс-Иоахим; Лураги, Нино (ред.). Намеренная история: вращение времени в Древней Греции . Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг. стр. 161–188. ISBN 978-3-515-11288-8 .
- Уокер, Генри Дж., Тезей и Афины , Oxford University Press (США, 1995). Наиболее тщательное научное исследование архаического происхождения Тесея, классических мифов и культов, а также его места в классической литературе.
Внешние ссылки



- (Проект Теой) Плутарх: Жизнь Тесея
- Комикс греческих мифов: История Тесея, часть. 1 балл. 2 балла. 3 История Тесея в формате комикса от компании «Greek Myth Comix».
- Иконографическая база данных Института Варбурга (изображения Тесея)
- Греческие мифологические герои
- Мифологические фехтовальщики
- Аргонавты
- Монархи-основатели
- Короли Афин
- Короли в греческой мифологии
- Дети Посейдона
- Герои, отправившиеся в Аид
- Персонажи VI книги «Энеиды»
- Аттические персонажи греческой мифологии
- Тезей
- Мужские шекспировские персонажи
- Персонажи «Сна в летнюю ночь»
- Мифологические короли