Ехидна (мифология)

В греческой мифологии Ехидна ( / ɪ ˈ k ɪ d n ə / ; греч . Ἔχιδνα , транслит . Эхидна , букв. «змея», произносится [ékʰidna] ) [2] была чудовищем, полуженщиной-полузмеей, жившей одна в пещере. Она была подругой грозного монстра Тифона и матерью многих самых известных монстров греческих мифов. [3]
Генеалогия
[ редактировать ]Генеалогическое древо Ехидны варьируется в зависимости от автора. [4] Самая старая генеалогия, относящаяся к Ехидне, «Теогония » Гесиода (ок. 8–7 веков до н. э.), неясна по нескольким пунктам. Согласно Гесиоду, Ехидна родилась от «она», которую Гесиод, вероятно, имел в виду как морскую богиню Чето , что делает вероятным отцом Ехидны морского бога Форкиса ; однако «она» вместо этого может относиться к Океаниде Каллирое , что сделало бы Хрисаора потомка Медузы отцом Ехидны. [5] Мифограф Ферекид Афинский (V век до н. э.) называет Ехидну дочерью Форкиса , не называя матери. [6]
Другие авторы дают ехидне других родителей. По словам географа Павсания (2 век нашей эры), у Эпименида (7 или 6 век до нашей эры) Ехидна была дочерью океаниды Стикс (богини реки Стикс) и некоего Пейраса (иным образом неизвестного Павсанию). [7] в то время как, по мнению мифографа Аполлодора (I или II век нашей эры), Ехидна была дочерью Тартара и Геи . [8] В одном из рассказов орфической традиции Ехидна была дочерью Фанеса (орфического отца всех богов). [9]
Описание
[ редактировать ]Ехидна Гесиода была наполовину красивой девушкой, наполовину грозной змеей. Гесиод описал «богиню свирепую Ехидну» как плотоядное «чудовище, неодолимое», которое не походило ни на «смертных людей», ни на «бессмертных богов», а было «наполовину нимфой со сверкающими глазами и прекрасными щеками, а наполовину на огромная змея, великая и ужасная, с крапчатой кожей», которая «не умирает и не стареет во все дни свои». [10] Очевидная ассоциация Гесиода с поеданием сырого мяса со змеиной половиной Ехидны позволяет предположить, что он, возможно, предполагал, что змеиная половина Ехидны заканчивалась змеиной головой. [11] Аристофан (конец V века до н.э.), который делает ее обитательницей подземного мира, дает Ехидне сто голов (предположительно змеиных), что соответствует сотне змеиных голов, которые, по словам Гесиода, были у ее партнера Тифона . [12]
В орфическом повествовании (упомянутом выше) Ехидна описывается как имеющая голову красивой женщины с длинными волосами и тело змеи от шеи вниз. [13] Нонн в своей «Дионисии» описывает Ехидну как «отвратительную» с «ужасным ядом». [14]
Потомство
[ редактировать ]

Согласно , » Гесиода «Теогонии «ужасный» и «беззаконный» Тифон «влюбился в [Ехидну], девушку с беглыми глазами», и она родила «свирепое потомство». [15] Сначала был Орфрус , [16] двуглавый пес, охранявший скот Гериона , второй Цербер , [17] многоголовый пес, охранявший врата Аида , и, в-третьих, Лернейская гидра , [18] многоглавый змей, у которого, когда ему отрубили одну голову, выросли две назад. В «Теогонии» упоминается вторая двусмысленная «она» как мать Химеры ( огнедышащего зверя, который был наполовину львом, наполовину козлом и имел змееголовый хвост), что может относиться к Ехидне, хотя, возможно, к Гидре или даже Кето. вместо этого имелось в виду. [19] Далее Гесиод называет еще двух потомков Ехидны, Сфинкса , чудовище с головой женщины и телом крылатого льва, и Немейского льва , убитого Гераклом в качестве своего первого подвига. Согласно Гесиоду, эти двое были потомками сына Ехидны Ортра и еще одной двусмысленной «она», которую можно прочитать по-разному: Химера, сама Ехидна или, опять же, даже Чето. [20] Во всяком случае, у лирика Ласа из Гермионы (6 век до н.э.) родителями Сфинкса являются Ехидна и Тифон, [21] в то время как у драматурга Еврипида (5 век до н.э.) мать Ехидна, не упоминая отца. [22] Упоминая Цербера и «других чудовищ» как потомков Ехидны и Тифона, мифограф Акусилай (6 век до н. э.) добавляет кавказского орла , съевшего печень Прометея . [23] Ферекид также называет орла Прометея, [24] и добавляет Ладона (хотя Ферекид не использует это имя), дракона, охранявшего золотые яблоки в саду Гесперид (по Гесиоду, потомков Кето и Форкиса). [25]
Более поздние авторы в основном сохраняют этих потомков Ехидны и Тифона, добавляя при этом других. Аполлодор , помимо названий в качестве своих потомков Ортра, Химеры (ссылаясь на Гесиода в качестве источника), Сфинкса, Кавказского орла, Ладона и, вероятно, Немейского льва (назван только Тифон), также добавляет Кроммионскую Свинью , убитую герой Тесей (не упомянутый Гесиодом). [26] Гигин [27] в своем списке потомков Ехидны (все от Тифона) он сохраняет из вышеперечисленных Цербера, Химеру, Сфинкса, Гидру и Ладона и добавляет «Горгону» (под которой Гигин означает мать Медузы Гесиода , тогда как три Горгоны , одной из которых была Медуза, были дочерьми Кето и Форкиса), колхидского дракона , охранявшего Золотое руно. [28] и Сцилла . [29]
Нонн делает Ехидну матерью безымянного, плюющегося ядом, «огромного» сына, со «змеиными» ногами, союзника Кроноса в его войне с Зевсом , убитого Аресом . [30] Гарпии , у Гесиода дочери Фавмаса и Океаниды Электры , [31] в одном источнике говорится, что это дочери Тифона, [32] и поэтому, возможно, их тоже считали дочерьми Ехидны. Точно так же морские змеи, напавшие на троянского жреца Лаокоона во время Троянской войны назвал , которых Квинт Смирней «ужасными монстрами смертоносного выводка Тифона», также могли считать потомками Ехидны. [33] Ехидну иногда отождествляют с Змеей, которая была матерью Геракла Косского , одноименного царя скифов , вместе с его братьями Агафирсом («сильно разъяренным»). [34] и Гелон (см. ниже).
Список основных потомков
[ редактировать ]В следующей таблице перечислены основные потомки Ехидны, данные Гесиодом, Аполлодором или Гигином.
Легенда:
- ✓✓ = Ехидна и Тифон являются родителями
- ✓? = В качестве родителя указана только ехидна
- ?✓ = В качестве родителя указан только Тифон
- ?? = Ехидна и Тифон, возможно, подразумевались как родители
- ? = Ехидна, возможно, имела в виду родительницу
Примечания:
- ↑ У Квинта Смирнея Ехидна и Тифон являются родителями Цербера, а Орф - его братом.
- ↑ Неясно, кого Гесиод имел в виду под матерью Химеры: Ехидну, Гидру или Чето. См. Клэй, с. 159, с н. 34 ; Ганц, с. 22.
- ^ Аполлодор цитирует Гесиода как источник того, что Химера является потомком Тифона и Ехидны.
- ^ а б Гесиод называет Сфинкса и Немейского льва потомками сына Ехидны Ортра и двусмысленного «она» в строке 326 «Теогонии » , которое читается по-разному как Химера, сама Ехидна или даже Чето. См. Клэй, с. 159, с н. 34 ; Большинство 2018а, с. 29 н. 20 ; Ганц, с. 23; Колдуэлл, с. 47 строк 326; Вест 1966, с. 356 строка 326 ἡ δ' ἄρα .
- ↑ Гигин говорит, что Луна («Луна») вырастила Немейского льва в пещере с двумя ртами.
- ^ Гигин называет три возможных происхождения кавказского орла: Тифон и Ехидна, Терра и Тартар, или что он был создан Вулканом и дал жизнь Юпитеру.
- ↑ Гесиод (хотя и не называет его Ладоном) называет родителей дракона Чето и Форкисом.
- ^ а б У Гесиода и Аполлодора три Горгоны, Стено , Эвриала и Медуза, являются дочерьми Кетона и Форкиса.
- ↑ Для Гигина Горгона была матерью Медузы .
- ^ У Аполлодора Кратеида является матерью Сциллы, а Триен ( Тритон ?) или Форк (вариант Форкиса) - отцом.
Пещера
[ редактировать ]По словам Гесиода, Ехидна родилась в пещере и, по-видимому, жила одна (в той самой пещере, а может быть, и в другой), как описывает ее Гесиод, «под тайными частями святой земли… глубоко под полой скалой вдали от бессмертные боги и смертные люди», место, назначенное богами, где она «охраняет стражу в Ариме». [35] (Хотя здесь Гесиод, возможно, имеет в виду домашнюю пещеру матери Ехидны Чето.) [36] Возможно, именно из этой пещеры Ехидна «уносила прохожих». [37]
Гесиод находит пещеру Ехидны в Ариме ( εἰν Ἀρίμοισιν ). По-видимому, это то самое место, где в Зевс » Гомера «Илиаде своими молниями хлещет землю вокруг супруга Ехидны Тифона, описываемую как земля Аримоев ( εἰν Ἀρίμοις ), «где люди говорят, что находится ложе [кровать] ] Тифея», Тифей — другое имя Тифона. [38] Но ни Гомер, ни Гесиод ничего больше не говорят о том, где могла бы находиться эта Арима. Вопрос о том, имелось ли в виду историческое место и его возможное местоположение, с древних времен был предметом спекуляций и споров. [39]
Географ Страбон (ок. 20 г. н.э.) обсуждает этот вопрос довольно подробно. [40] Несколько мест, Киликия , Сирия , Лидия и остров Питекуса (современная Искья ), каждый из которых по-разному связан с Тифоном, указаны Страбоном как возможные места для «Аримы» Гесиода (или «Аримоев» Гомера).
Регион в окрестностях древнего киликийского прибрежного города Корикус (современный Кызкалеси, Турция ) часто связывают с рождением Тифона. Поэт Пиндар (ок. 470 г. до н. э.), у которого Тифон родился в Киликии и вырос в «знаменитой Киликийской пещере». [41] явный намек на Корикийскую пещеру , [42] также есть Зевс, убивающий Тифона «среди Аримоев». [43] Историк четвертого века до нашей эры Каллисфен расположил горы Аримой и Арима в Киликии, недалеко от реки Каликад , Корикийской пещеры и мыса Сарпедон. [44] В схолии b к «Илиаде 2.783», сохраняющей возможную орфическую традицию, Тифон родился «при Аримоне в Киликии». [45] а Нонн упоминает «окровавленную пещеру Арима» Тифона в Киликии. [46]
Прямо за заливом Исс от Корика , в древней Сирии, находилась гора Касиос (современная Джебель-Акра в Турции) и река Оронт , которая, как говорят, была местом битвы Тифона и Зевса. [47] По словам Страбона, историк Посидоний отождествлял аримоев с арамейцами Сирии. [48]
По некоторым данным, вместо этого Арима располагалась на вулканической равнине в верховьях реки Гедиз, называемой Катацекаумена («Сожженная земля»), расположенной между древними королевствами Лидия, Мисия и Фригия , недалеко от горы Тмол (современный Боздаг) и Сарды , древняя столица Лидии. [49] По словам Страбона, некоторые помещали Аримоев и битву между Тифоном и Зевсом в Катакекаумене, [50] в то время как Ксанф Лидийский добавил, что там правил «некий Аримус». [51] Страбон также сообщает нам, что, по мнению «некоторых», «ложе Тифона» Гомера (и, следовательно, Аримои) располагалось «в лесистом месте, в плодородной земле Хайда», причем Хайд — это другое название Сардиса (или его Акрополь), и что Деметрий Скепсис считал, что Аримои наиболее вероятно находились «в стране Катацекаумены в Мисии». [52] Поэт третьего века до нашей эры Ликофрон поместил в этом регионе логово Ехидны. [53]
Другое место, упомянутое Страбоном как связанное с Аримой, — это вулканический остров Питекуссы у побережья древних Кум в Италии. По словам Ферекида Афинского , Тифон бежал к Питекусам во время битвы с Зевсом. [54] и, по словам Пиндара, Тифон погребен под островом. [55] Страбон сообщает о «мифе» о том, что, когда Тифон «поворачивает свое тело, извергается пламя и вода, а иногда даже небольшие острова, содержащие кипящую воду». [56] Связь с Аримой происходит от греческого названия острова Pithecussae, которое происходит от греческого слова, обозначающего обезьяну, и, по словам Страбона, жители острова говорили, что «аримои» также было этрусским словом, обозначающим обезьян. [57]
Квинт Смирней находит ее пещеру «недалеко от границ Вечной Ночи». [58]
Смерть
[ редактировать ]Хотя для Гесиода Ехидна была бессмертной и нестареющей, [59] по словам Аполлодора, Ехидна продолжала охотиться на несчастных «прохожих», пока ее окончательно не убил, пока она спала, Аргус Паноптес , стоглазый великан, служивший Гере . [60]
Скифская ехидна
[ редактировать ]От историка пятого века до нашей эры Геродота мы узнаем о существе, которое, хотя Геродот не называет ехидной, называется ехидной ( «змея») и во многих отношениях напоминает гесиодическую ехидну. Она была наполовину женщиной, наполовину змеей, жила в пещере и была известна как фигура матери, в данном случае как прародительница скифов (а не чудовищ). [61]
По словам Геродота, греки, жившие в Понте , регионе на южном побережье Черного моря , рассказали историю встречи Геракла с этим змеиным существом. Геракл гнал скот Гериона через территорию, которая позже стала Скифией , когда однажды утром он проснулся и обнаружил, что его лошади исчезли. Разыскивая их, он «нашёл в пещере существо двойной формы, наполовину девушку, наполовину змею; над ягодицами она была женщиной, под ними — змеей». У нее были лошади, и она пообещала вернуть их, если Геракл займется с ней сексом. Геракл согласился, и у нее родилось от него три сына: Агафирс , Гелон и Скиф. Она спросила Геракла, что ей делать с его сыновьями: «Оставить ли мне их здесь (так как я царица этой страны) или отослать их к тебе?». И Геракл дал ей лук и пояс и сказал ей, что, когда мальчики вырастут, тот, кто натянет лук и наденет пояс, сохранит его, а остальных изгонит. Младший сын Скиф выполнил требования и стал основателем и эпонимом скифов.
Змея в Деяниях Филиппа
[ редактировать ]Возможно, родственным существу Гесиодовой Ехидне является «Гадюка» ( Ехидна ), брошенная в бездну апостолом Филиппом в апокрифических Деяниях Филиппа . [62] Называлась «драконом» ( дракаина ) и «матерью змей». [63] эта ехидна правила многими другими чудовищными драконами и змеями и жила в закрытом храме в Иераполисе , [64] где ей поклонялись жители этой земли. Она вместе со своим храмом и священниками была поглощена дырой в земле, разверзшейся под ней в результате проклятия Филиппа. [65]
Дельфин
[ редактировать ]Ехидна, возможно, была связана с чудовищем, убитым Аполлоном в Дельфах . Хотя этим чудовищем обычно называют змея-самца Пифона , в древнейшем повествовании об этой истории, в гомеровском гимне Аполлону , бог убивает безымянную змею ( дракаину ), впоследствии названную Дельфиной , которая была приемной матерью Тифона. . [66] Ехидна и Дельфина имеют несколько общих черт. [67] Обе были полудева и полузмея, [68] и то и другое было «чумой» ( πῆμα ) для людей. [69] И оба были тесно связаны с Тифоном и Корикианской пещерой. [70]
Иконография
[ редактировать ]Никаких древних изображений Ехидны не сохранилось. [71] По словам Павсания, Ехидна была изображена вместе с Тифоном в дорико-ионическом храмовом комплексе шестого века до нашей эры в Амикле , известном как трон Аполлона, спроектированном Батиклом Магнезийским . [72] Павсаний идентифицирует две стоящие фигуры слева как Ехидну и Тифона, а Тритонов справа — , при этом никаких других подробностей относительно этих фигур не приводится.
См. также
[ редактировать ]- Ехидна - однопроходное млекопитающее Австралии и Новой Гвинеи, названное в честь мифологического монстра.
- Наги - раса водных существ из индуистской мифологии, которые также являются полузмеями.
- Нюва - богиня в древнекитайской мифологии, стену наиболее известная тем, что создала человечество и восстановила небесную , часто изображается с телом змеи или нижней частью ее тела, напоминающей змею.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Огден 2013b, с. 13 .
- ^ Вариант ἔχις , «гадюка» от протоиндоевропейского *h₁égʰi- (см. Бикс, RSP (2009). Этимологический словарь греческого языка . Брилл. п. 489. ).
- ^ Огден 2013a, с. 81 .
- ^ Обсуждение различной генеалогии Ехидны см. в Ogden 2013a, стр. 148–150 .
- ^ Гесиод , Теогония 270-300 . Хотя Герберт Дженнингс Роуз просто говорит, что «неясно, о каких родителях идет речь», Атанассакис , с. 44 , говорится, что Форций и Чето являются «более вероятными кандидатами на роль родителей этого отвратительного существа, которое породило серию монстров и бедствий». Проблема возникает из-за двусмысленного референта местоимения «она» в «Теогонии » 295 . Хотя некоторые считают, что это «она» относится к Каллиро (например, Смит с Ехидной ; Морфорд, стр. 162), согласно Клею, стр. 162. 159 н. 32 , «современный научный консенсус» читается Чето, см., например, Most 2018a, p. 27 н. 16 («Вероятно, Чето»); Ганц, с. 22 («Форкис и Кето производят ехидну»); Колдуэлл, стр. 7, 46 строк 295–303 («предположительно Кето»); Вест 1966, с. 249 строка 295 («вероятно, Кето»); Грималь, св Ехидна («Форкий и Кето»).
- ^ Ферекид , фр. 7 Фаулер = FGrHist 3 F 7 (Фаулер 2000, стр. 278 ); Гошек, с. 678.
- ^ Эпименид апуд Павсаний , 8.18.2 ; Фаулер 2013, с. 9 .
- ^ Аполлодор , Библиотека 2.1.2 . Согласно неоплатонику шестого века нашей эры Олимпиодору , Тифон, Ехидна и Пифон были потомками Тартара и Геи, причем каждый из них был причиной определенного вида беспорядка, в случае Ехидны, «причиной, мстившей и наказывающей разумные души; и следовательно, высшие ее искусства — это искусства девственницы, а низшие — искусства змеи», см. Taylor 1824, стр. 76–77 n. 63 .
- ^ Мейснер, с. 135; Орфический Фрагмент 58 Керн = Афинагор , Апология 20 ( с. 397 ); ван ден Брук, с. 137 н. 20 ; Фаулер 2013, с. 9 .
- ^ Гесиод , Теогония 295-305 (Эвелин-Уайт) .
- ^ Огден 2013a, с. 81 .
- ^ Аристофан , Лягушки 473–474 ; Гошек. п. 678. Огден 2013а, с. 81 , называет описание Аристофана «буйным», которое «не обязательно должно относиться к канону», см. также Ogden 2013b, стр. 65–66 . О стоглавом Тифоне см. Гесиод , Теогония 825 ; см. также Эсхил (?), Прометей, связанный 351 ; Аполлодор , 1.6.3 . Пиндар , Пифиан 1.16 ; 8.15–16 и Олимпиец 4.7 , все дают Тифону сто голов, но Пиндар , фрагмент 93 апуд Страбон , 13.4.6 (Раса, стр. 328–329 ) дает Тифону пятьдесят.
- ^ Орфический фрагмент 58 Керн = Афинагор , Апология 20 ( с. 397 ); ван ден Брук, с. 137 н. 20 ; Фаулер 2013, с. 9 .
- ^ Нонн , Дионисия 18.273 и далее. (II стр. 82–83) .
- ^ Гесиод , Теогония 306–314 (Эвелин-Уайт) . Сравните с Ликофроном , Александра 1351 и сл. (стр. 606–607) , где Ехидна упоминается как супруга Тифона ( δάμαρ ).
- ^ Аполлодор , Библиотека 2.5.10 также содержит Ортра как потомка Ехидны и Тифона. Квинт Смирней , Posthomerica (или Падение Трои ) 6.249–262 (стр. 272–273) считает Цербера потомком Ехидны и Тифона, а Ортра — его братом.
- ^ Акусилай , фр. 13 Фаулер (Фаулер 2000, стр. 11 ; Фриман, стр. 15 фрагмент 6 ), Вакхилиды , Ода 5.62 , Софокл , Женщины Трахиса 1097–1099 , Каллимах , фрагмент 515 Пфайффер (Трипанис, стр. 258–259 ), Овидий , Метаморфозы 4.500–501 , 7.406–409 , Гигин , Fabulae Preface , 151 , и Квинт Смирней, loc. цит. , также Цербер является потомком Ехидны, хотя только Акусилай, Гигин и Квинт Смирней упоминают Тифона как отца.
- ^ Гигин , Fabulae Preface , 30 (упоминается только Тифон), 151 также имеет Гидру и является потомком Ехидны и Тифона.
- ↑ Референт слова «она» в Теогонии 319 неясен, см. Clay, p. 159, с н. 34 ; Ганц, с. 22 («Ехидна… Гидра… или еще менее вероятно Кето»); Большинство 2018а, с. 29 н. 18 («вероятно, Ехидна»); Колдуэлл, с. 47 строк 319–325 («вероятно, Ехидна, а не Гидра»); Вест, стр. 254–255, строка 319 ἡ δὲ («Ехидна или Гидра?»).
- ↑ Референт слова «она» в Теогонии 326 неясен, см. Clay, p. 159, с н. 34 ; Большинство 2018а, с. 29 н. 20 («Наверное, Химера»); Ганц, с. 23 («[Химера] ... или, возможно, Ехидна»); Колдуэлл, с. 47 строк 326 («либо Ехидна, либо Химера»); Вест 1966, с. 356 строка 326 ἡ δ' ἄρα («гораздо вероятнее... Химера», чем Ехидна).
- ↑ Ласус Гермионы , фрагмент 706A (Кэмпбелл, стр. 310–311 ).
- ^ Еврипид , Финикийские женщины 1019–1020 ; Огден 2013а, с. 149 н. 3 .
- ^ Акусилай , фр. 13 Фаулер (Фаулер 2000, стр. 11 ; Фриман, стр. 15, фрагмент 6 ); Фаулер 2013, с. 28 ; Ганц, с. 22; Огден 2013a, стр. 149–150 .
- ^ Ферекид , фр. 7 Фаулер (Фаулер 2000, стр. 278 ); Фаулер 2013, стр. 21 , 27–28 ; Ганц, с. 22; Огден 2013a, стр. 149–150 .
- ^ Ферекид , фр. 16b Фаулер (Фаулер 2000, стр. 286 ); Гесиод, Теогония 333–336 ; Фаулер 2013, с. 28 ; Огден 2013а, с. 149 н. 3 ; Гошек, с. 678. Первым, кто назвал дракона Ладоном, является Аполлоний Родосский , Argonautica 4.1396 (стр. 388–389) , что делает Ладона земнородным, см. Fowler 2013, p. 28 н. 97 . Цец , Хилиадес 2.36.360 (Кисслинг, стр. 54 ; английский перевод: Берковиц, стр. 33 ), также Тифон является отцом Ладона.
- ^ Аполлодор , Библиотека 2.5.10 (Орф), 2.3.1 (Химера), 3.5.8 (Сфинкс), 2.5.11 (Кавказский орел), 2.5.11 (Ладон), 2.5.1 (Немейский лев), Эпитом 1.1 (Кроммионская свинья).
- ^ Гигин , к басням Предисловие , 151 .
- ^ Сравните с Аполлонием Родосским , Argonautica , 2.1208–1215 (стр. 184–185) , где дракон является потомком Геи от Тифона (Гошек, стр. 678).
- ^ См. также Вергилий , Цирис 67; Лайн, стр. 130–131 . Другие дают для Сциллы других родителей. Некоторые авторы называют Кратеиду матерью Сциллы, см. Гомер , Одиссея 12.124–125 ; Овидий , Метаморфозы 13.749 ; Аполлодор , E7.20 ; Сервий о Вергилии Энеиде 3.420; и учеба. по Платону , Республика 9.588c. Ни Гомер, ни Овидий не упоминают отца, но Аполлодор говорит, что отцом был Триен (или Тритон ?) или Форк, аналогично схолиаст Платона, возможно, вслед за Аполлодером, называет отцом Тиррена или Форка, тогда как Евстафий у Гомера, Одиссея 12.85, дает имя отца. отец как Тритон. Гесиодический Мегалай Эхоай (фр. 262 МВт = Большинство 200 ) называет Гекату и Форбаса родителями Сциллы, а Акусилай , фр. 42 Фаулер (Фаулер 2013, стр. 32 ) говорит, что родителями Сциллы были Геката и Форкис (так же, как и схол. Одиссея 12.85). Аполлоний Родосский , Argonautica 4. 828–829 (стр. 350–351) говорит, что «Геката, называемая Кратеидой», и Форкис были родителями Сциллы. Семос Делосский ( FGrHist 396 F 22) говорит, что Кратеида была дочерью Гекаты и Тритона и матерью Сциллы от Деймоса. Стесихор , F220 PMG (Кэмпбелл, стр. 132–133) называет Ламию матерью Сциллы, возможно, Ламии, которая была дочерью Посейдона . Обсуждение происхождения Сциллы см. Fowler 2013, p. 32 , Огден 2013а, с. 134 ; Ганц, стр. 731–732; и записка Фрейзера к Аполлодору, E7.20 .
- ^ Нонн , Дионисия 18.273 и далее. (II стр. 82-83) ; Огден 2013а, с. 150 н. 4 ; Гошек, с. 678
- ^ Гесиод, Теогония , 265–269 ; то же самое относится и к Аполлодору , 1.2.6 , и Гигину , Fabulae Preface (хотя в Fabulae 14 их родители указаны как Фавмас и Оксомена). В « Эпименида» Теогонии (3В7) они являются дочерьми Океана и Геи , а в «Ферекиде Сиросском» (7В5) они являются дочерьми Борея (Ганц, стр. 18).
- ^ Валерий Флакк , Аргонавтика 4.428, 516 .
- ^ Хосок, с. 678; см. Квинт Смирней , Posthomerica (или Падение Трои ) 12.449–453 (стр. 518–519) .
- ^ Могилы, Индекс: св. Агафирс.
- ^ Гесиод , Теогония 295-305 (Эвелин-Уайт) ; Ганц, с. 22; Огден 2013а, с. 161 .
- ^ Вест 1966, с. 250 строка 301 о ; Ганц, с. 22.
- ^ Аполлодор , Библиотека 2.1.2 .
- ^ Гомер , Илиада 2.783 ; Фонтенроуз, с. 72 ; Вест 1966, с. 251 строка 304 εἰν Ἀρίμοισιν ; Лейн Фокс, с. 288; Огден 2013а, с. 76 ; Фаулер 2013, с. 28 . Уэст отмечает, что «диван» Тифона, кажется, «не только там, где он лежит, но и там, где он держит свою супругу»; сравните с Квинтом Смирнеем , 8.97–98 (стр. 354–355) .
- ^ Подробное обсуждение см. в Lane Fox, особенно стр. 39 , 107 , 283–301 ; 317–318 . См. также West 1966, стр. 250–251, строка 304 εἰν Ἀρίμοισιν ; Огден 2013а, с. 76 ; Фаулер 2013, стр. 28–30 .
- ^ Страбон , 13.4.6 .
- ^ Пиндар , Пифиан 1.15–17 ; сравните с Пиндаром , Пифианом 8.15–16 , который называет Тифона «Киликийцем», Эсхилом (?), Прометеем Связанным 353–356 , который называет Тифона «землерожденным обитателем киликийских пещер», и Аполлодором , 1.6.3 , который Тифон родился в Киликии и поместил выведенного из строя Зевса в «Корикийскую пещеру» Тифона. См. также Нонн , Дионисияка 1.140. (I стр. 12–13) , 1.154. (I стр. 14–15) , 1.258–260 (I стр. 20–23) , 1.321 (I стр. 26–27) , 2.35 (I стр. 46–47) , 2.631 и далее. (I стр. 90–91) .
- ^ Фонтенроуз, стр. 72–73 ; Вест 1966, с. 251 строка 304 в Аримоазене ( c ).
- ^ Пиндар , фрагмент 93 апуд Страбон , 13.4.6 (Раса, стр. 328–329 ).
- ^ Каллисфен FGrH 124 F33 = Страбон , 13.4.6 ; Огден 2013а, с. 76 ; Огден 2013b, с. 25 ; Лейн Фокс , с. 292. Лейн Фокс , стр. 292–298, связывает Ариму с хеттскими топонимами «Эримма» и «Аримматта», которые он связывает с Корикийской пещерой.
- ^ Кирк, Рэйвен и Шофилд. стр. 59–60 нет. 52 ; Огден 2013b, стр. 36–38 ; Ганц, стр. 50–51, Огден 2013a, с. 76 н. 46 .
- ^ Нонн , Дионисия 1.140 (I стр. 12–13) .
- ^ Страбон , 16.2.7 ; Аполлодор , 1.6.3 ; Огден 2013а, с. 76 .
- ^ Страбон , 16.4.27 . Согласно Уэсту 1966, с. 251: «Это отождествление [Аримоев с арамейцами] повторяется и в наше время». Например, для Фонтенроза, с. 71 , «Аримои, по-видимому, являются арамейцами, а страна — либо Сирия, либо Киликия, скорее всего, последняя, поскольку в более поздних источниках это обычно земля Тифона». См. также Уэст (1997), с. 301 н. 70. Но Лейн Фокс, стр. 107 , 291–298 , отвергает эту идентификацию, вместо этого приводя доводы в пользу происхождения слова «Арима» от хеттских топонимов «Эримма» и «Аримматта».
- ^ Лейн Фокс, стр. 289–291 , отвергает Катацекаумен как место нахождения гомеровских «Аримоев».
- ^ Страбон , 12.8.19 , сравните с Диодором Сицилийским 5.71.2–6 , в котором говорится, что Зевс убил Тифона во Фригии.
- ^ Страбон , 13.4.11 .
- ^ Страбон , 13.4.6 . О Хайде см. также Гомер , Илиада 20.386 .
- ^ Ликофрон , Александра 1351 и сл. (стр. 606–607) связывает «ужасное ложе» Ехидны с озером, известным как озеро Гигея или Колое (современное озеро Мраморное ), см. Роберт, стр. 334 и далее; Лейн Фокс, стр. 290–291 . Об озере Гигея см. Гомер , Илиада 2.864–866 ; Геродот , 1,93 ; Страбон , 13.4.5–6 .
- ^ Ферекид , фр. 54 Фаулер (Фаулер 2000, стр. 307); Фаулер 2013, с. 29 ; Ганц, с. 50.
- ^ Итак Страбон, 5.4.9 , 13.4.6 ; Лейн Фокс, с. 299, Огден 2013а, с. 76 . Пиндар, Пифиан 1.15–20 , похоронил Тифона под гораздо более обширным регионом, чем просто Питекуссы, хотя он не упоминает остров по имени, простирающийся от горы Этна на Сицилии до «окруженных морем скал над Кумами» (Лейн Фокс , с. 299, утверждает, что «утесы», упомянутые Пиндаром, относятся к скалам острова Искья). Сравните с Пиндаром, Олимпийцем 4.6–7 , у которого Тифон также находится под Этной.
- ^ Страбон, 5.4.9 .
- ^ Страбон, 13.4.6 ; Лейн Фокс, стр. 298–301 ; Огден 2013а, с. 76 н. 47 ; Фаулер 2013, с. 29 .
- ^ Квинт Смирней , Posthomerica (или Падение Трои ) 6.260 и далее. (стр. 272–273) .
- ^ Гесиод , Теогония 305 .
- ^ Аполлодор , Библиотека 2.1.2 . Ганц, стр. 201–202 не находит «следов» такого рассказа в архаической литературе.
- ^ Геродот , 4.8–10 ; Ганц, с. 409; Огден 2013b, стр. 16–17 ; Огден 2013а, с. 81 с н. 71 ; Фонтенроуз, стр. 97–100 . В то время как скифскую ехидну иногда отождествляют с гесиодической ехидной (например, Grimal, s.vv. Echidna, Scythes, Ogden 2013b описывает скифскую ехидну как «по-видимому, зачисленную на» гесиодическую ( стр. 13 ) и утверждает, что «не существует какой-либо конкретной основания сделать вывод, что эти двое «полностью идентифицируемы» ( стр. 17 ). Сравните с Диодором Сицилийским , 2.43.3 .
- ^ Английский перевод Деяний Филиппа см. в Buvon; английский перевод избранных отрывков (относящихся к драконам) см. также в Ogden 2013b, стр. 207–215. О возможной связи между «Гадюкой» и гесиодической ехидной см. Ogden 2013a, стр. 81–82 , 422–425; Огден 2013b, с. 16 , с. 216 ; Фонтенроуз, стр. 95–96 .
- ^ Деяния Филиппа , 8.17 (V); Бовон, с. 79; Огден 2013b, с. 208.
- ^ Деяния Филиппа , Мученичество 19 (V); Бовон, с. 99; Огден 2013b, стр. 213–214.
- ^ Деяния Филиппа , Мученичество 26–27 (V); Бовон, стр. 101–102; Огден 2013b, стр. 214–215.
- ^ Гимн Аполлону (3) 300–306 , 349–369 ; Огден 2013a, стр. 40 и далее. ; Ганц, с. 88; Фонтенроуз, стр. 14–15 ; п. 94 . Аполлодор , 1.6.3 , например, называет ее Дельфиной.
- ^ Фонтенроуз, стр. 94–97 утверждает, что Ехидна и Дельфина (наряду с Чето и, возможно, Сциллой) были разными именами одного и того же существа.
- ^ Аполлодор , 1.6.3 называет Дельфину одновременно дракаиной и «полуживотной девушкой»; см. Огден 2013a, с. 44 ; Фонтенроуз, с. 95 .
- ^ Гимн Аполлону (3) 304 : πῆμα ; Гесиод , Теогония 329 : πῆμ᾽ .
- ↑ Согласно Аполлодору , 1.6.3 , Тифон поставил Дельфину стражницей отрубленных сухожилий Зевса в Корикийской пещере; см. Огден, 2013а, с. 42 ; Фонтенроуз, с. 94 .
- ^ Хошек, с. 679; Огден 2013a, стр. 80–81. 37 . Идентификация Ехидны, сражающейся с Гераклом, на реставрации фронтона Афинского Акрополя (см., например, Гарднер, стр. 159 ) теперь отвергается.
- ^ Гарднер, с. 78 ; Павсаний , 18.03.10 .
Ссылки
[ редактировать ]- Эсхил (?), Прометей, связанный с Эсхилом, с английским переводом Герберта Вейра Смита, доктора философии, в двух томах. Том 2. Кембридж, Массачусетс. Издательство Гарвардского университета. 1926. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921 г. ISBN 0-674-99135-4 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Аполлоний Родосский , Аполлоний Родий: Аргонавтика , перевод Роберта Купера Ситона, В. Хайнемана, 1912. Интернет-архив
- Аристофан , Лягушки , Мэтью Диллон, редактор, Цифровая библиотека Персея, Университет Тафтса, 1995. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Атанассакис, Апостол Н. , Гесиод: Теогония, Труды и дни, Щит , JHU Press, 2004. ISBN 978-0-8018-7984-5 .
- Вакхилиды , Оды в переводе Дайаны Арнсон Сварлиен. 1991. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Афинагор , Апология , переводчик преподобного Б.П. Праттена, в Доникейской христианской библиотеке: Переводы сочинений отцов до 325 г. н.э., Vol. II Юстин Мученик и Афинагор , Эдинбург, Т. и Т. Кларк, Джордж-стрит, 38, 1870 г.
- Бовон, Фрасуа, Кристофер Р. Мэтьюз, Деяния Филиппа: новый перевод , Baylor University Press, 2012. ISBN 978-1-60258-655-0 .
- Колдуэлл, Ричард, Теогония Гесиода , Focus Publishing/R. Компания Пуллинз (1 июня 1987 г.). ISBN 978-0-941051-00-2 .
- Кэмпбелл, Дэвид А., Греческая лирика III: Стесихор, Ивикус, Симонид и другие , издательство Гарвардского университета, 1991. ISBN 978-0674995253 .
- Клэй, Дженни Штраус, Космос Гесиода , издательство Кембриджского университета, 2003. ISBN 978-0-521-82392-0 .
- Диодор Сицилийский , Диодор Сицилийский: Историческая библиотека . Перевод CH Oldfather. Двенадцать томов. Классическая библиотека Леба . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: Уильям Хайнеманн, Лтд., 1989.
- Еврипид , «Финикийские женщины » в переводе Э. П. Кольриджа в «Полной греческой драме » под редакцией Уитни Дж. Оутс и Юджина О'Нила-младшего. Том 2. Нью-Йорк. Случайный дом. 1938 год.
- Фонтенроуз, Джозеф Эдди, Питон: исследование дельфийского мифа и его истоков , University of California Press , 1959. ISBN 9780520040915 .
- Фаулер, Р.Л. (2000), Ранняя греческая мифография: Том 1: Текст и введение , Oxford University Press, 2000. ISBN 978-0198147404 .
- Фаулер, Р.Л. (2013), Ранняя греческая мифография: Том 2: Комментарий , Oxford University Press, 2013. ISBN 978-0198147411 .
- Фриман, Кэтлин, помощник философов-досократиков: полный перевод фрагментов Дильса, Fragmente Der Vorsokratiker , издательство Гарвардского университета, 1983. ISBN 9780674035010 .
- Ганц, Тимоти, Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Гарднер, Эрнест Артур , Справочник по греческой скульптуре , Macmillan and Co. Лимитед, Лондон, 1911 год.
- Грейвс, Роберт, Греческие мифы: полное и окончательное издание. Пингвин Букс Лимитед. 2017. ISBN 978-0-241-98338-6 , 024198338X
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996, ISBN 978-0-631-20102-1 .
- Геродот ; Истории , А. Д. Годли (переводчик), Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1920; ISBN 0674991338 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер, «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924 г.
- Гомеровский гимн Аполлону (3) , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гошек, Радислав, «Ехидна» в Lexicon Iconographicum Classic Mythology (LIMC) III.1. Артемис Верлаг, Цюрих и Мюнхен, 1986 год. ISBN 3760887511 .
- Гигин, Гай Юлий , Мифы о Гигине . Отредактировано и переведено Мэри А. Грант, Лоуренс: University of Kansas Press, 1960.
- Керн, Отто . Orphicorum фрагмента , Берлин, 1922. Интернет-архив.
- Кирк, Г.С., Дж.Э. Рэйвен, М. Шофилд, Философы-досократы: критическая история с подборкой текстов , издательство Кембриджского университета, 29 декабря 1983 г. ISBN 9780521274555 .
- Лейн Фокс, Робин , Путешествующие герои: в эпическую эпоху Гомера , Vintage Books, 2010. ISBN 9780679763864 .
- Ликофрон , Александра (или Кассандра ) в Каллимахе и Ликофроне с английским переводом А.В. Майра; Аратус, с английским переводом Г. Р. Майра , Лондон: В. Хайнеманн, Нью-Йорк: Г. П. Патнэм, 1921. Интернет-архив.
- Лайн, ROAM, Цирис: стихотворение, приписываемое Вергилию , Cambridge University Press, 2004. ISBN 9780521606998 .
- Мейснер, Дуэйн А., Орфическая традиция и рождение богов , Oxford University Press , 2018. ISBN 978-0-190-66352-0 .
- Морфорд, Марк ПО, Роберт Дж. Ленардон, Классическая мифология , восьмое издание, Oxford University Press, 2007. ISBN 978-0-19-530805-1 .
- Мост, GW (2018a), Гесиод, Теогония, Труды и дни, Свидетельства, отредактировано и переведено Гленном В. Мостом, Классическая библиотека Леба № 57, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2018. ISBN 978-0-674-99720-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Мост, GW (2018b), Гесиод: Щит, Каталог женщин, Другие фрагменты , Классическая библиотека Леба , № 503, Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета , 2007, 2018. ISBN 978-0-674-99721-9 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Нонн , Дионисий ; перевод Роуз, WHD , I Книги I – XV. Классическая библиотека Леба № 344, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1940. Интернет-архив.
- Огден, Дэниел (2013a), Дракон: миф о драконе и культ змеи в греческом и римском мирах , Oxford University Press, 2013. ISBN 9780199557325 .
- Огден, Дэниел (2013b), Драконы, змеи и убийцы в классическом и раннехристианском мирах: справочник , Oxford University Press. ISBN 978-0-19-992509-4 .
- Овидий , Метаморфозы , Брукс Мор. Бостон. Cornhill Publishing Co., 1922. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Пиндар , Одес , Диана Арнсон Сварлиен. 1990. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Квинт Смирней , Квинт Смирней: Падение Трои , Переводчик: А.С. Уэй; Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, 1913. Интернет-архив.
- Рэйс, Уильям Х., Немейские оды. Истмийские оды. Фрагменты , отредактированные и переведенные Уильямом Х. Рейсом. Классическая библиотека Леба 485. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1997, исправлено в 2012 году. ISBN 978-0-674-99534-5 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Роберт, Луи, «Документы Малой Азии», Бюллетень греческой переписки . Том 106 , 1982. стр. 309–378.
- Роуз, Герберт Дженнингс, «Ехидна» в Оксфордском классическом словаре , Хаммонд и Скаллард (редакторы), второе издание, Oxford University Press, 1992. ISBN 0-19-869117-3
- Смит, Уильям , Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873).
- Страбон , География , перевод Горация Леонарда Джонса; Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: Уильям Хайнеманн, Лтд. (1924). ЛакусКёртис , книги 6–14, в цифровой библиотеке Персея.
- Софокл , Женщины Трахиса , Перевод Роберта Торранса. Хоутон Миффлин. 1966. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Тейлор, Томас (1806), Коллектанеа; или сборники, состоящие из сборников, помещенных Томасом Тейлором в европейских и ежемесячных журналах. С приложением, содержащим несколько ранее не печатавшихся гимнов того же автора .
- Тейлор, Томас (1824 г.), Мистические гимны Орфея: переведенные с греческого и продемонстрированные как призывы, которые использовались в Элевсинских мистериях , К. Уиттингем.
- Трипанис, Калифорния, Гельцер, Томас; Уитмен, Седрик, Каллимах, Мусей, Эция, Ямби, Гекал и другие фрагменты. Герой и Леандер , издательство Гарвардского университета, 1975. ISBN 978-0-674-99463-8 .
- Цецес , Хилиадес , редактор Готлиб Кисслинг, FCG Vogel, 1826. (Английский перевод, Книги II–IV, Гэри Берковиц. Интернет-архив ).
- Валериус Флакк, Гай , Аргонавтика , перевод Дж. Х. Мозли, Классическая библиотека Леба , том 286. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1928 г.
- ван ден Брук, Р. , Исследования гностицизма и александрийского христианства , BRILL, 1996. ISBN 9789004106543 .
- Уэст, ML (1966), Гесиод: Теогония , Издательство Оксфордского университета.
- Уэст, М.Л. (1997), Восточная грань Геликона: западноазиатские элементы в греческой поэзии и мифах , Oxford University Press. ISBN 0-19-815042-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ехидной (мифология) на Викискладе?