Танатос
Танатос | |
---|---|
Олицетворение мирной смерти | |
![]() Танатос в образе крылатого юноши, опоясанного мечом. Скульптурный мраморный барабан-колонна из храма Артемиды в Эфесе , ок. 325–300 гг . до н.э. | |
Обитель | Преисподняя |
Символ | Тета , Мак , Бабочка , Меч , Перевернутый факел. |
Родители | Никс одна [1] Эреб и Никс [2] |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Мать |
Греческие божества ряд |
---|
Персонификации |
Список |
В греческой мифологии Танатос ( / ˈ θ æ n ə t ɒ s / ; [3] Древнегреческий : Θᾰ́νᾰτος , Танатос , произносится на Древнегреческий : [tʰánatos] « Смерть », [4] от θνῄσκω thnēskō «(Я) умираю, умираю» [5] [6] ) был олицетворением смерти . Он был второстепенной фигурой в греческой мифологии, о которой часто упоминали, но редко появлялись лично.
Его имя транслитерируется на латыни как Танатус , но его аналог в римской мифологии — Морс или Летум. [ нужна ссылка ]
В мифах и поэзии
[ редактировать ]Греческий « поэт Гесиод установил в своей Теогонии» , что Танатос не имеет отца, но является сыном Никсы ( Ночи) и братом Гипноса (Сна). [7]
Гомер ранее описал Гипноса и Танатоса как братьев-близнецов в своей эпической поэме « Илиада» поручил им , где Зевс через Аполлона быструю доставку убитого героя Сарпедона на его родину, в Ликию .
Затем [Аполлон] поручил его (Сарпедону) быстрым гонцам, которые должны были доставить его, Гипносу и Танатосу, братьям-близнецам, и эти двое вскоре положили его в богатой сельской местности широкой Ликии. [8]
Среди братьев и сестер Танатоса были и другие отрицательные персонификации, такие как Герас (Старость), Ойзис (Страдание), Морос (Гибель), Апате (Обман), Момус (Вина), Эрида (Раздор), Немезида (Возмездие) и Ахерусианец . Стигийский лодочник Харон . Танатос был широко связан с тремя Мойрами (для Гесиода также дочерьми Ночи), особенно с Атропос , которая сама по себе была богиней смерти. Иногда его называют исключительно мирной смертью, в то время как кровожадный Керес олицетворял насильственную смерть. Его обязанности Проводника мертвых иногда заменял Гермес Психопомпос. И наоборот, Танатос мог возникнуть как простой аспект Гермеса, прежде чем позже стал отличаться от него. [ нужна ссылка ]
Характер бога установлен Гесиодом в следующем отрывке из «Теогонии»:
И там обитают дети темной Ночи, Сон и Смерть, ужасные боги. Сияющее Солнце никогда не смотрит на них своими лучами, ни когда оно восходит на небо, ни когда оно спускается с неба. И первый из них мирно бродит по земле и по широкой спине моря и благосклонен к людям; но у другого сердце железное, и дух его внутри него безжалостен, как медь: кого бы он ни схватил однажды из людей, он держит крепко: и он ненавистен даже бессмертным богам. [7]
Таким образом, Танатос считался безжалостным и неразборчивым, ненавидимым – и ненавистным по отношению к – как смертным, так и богам. в которых он фигурирует, Танатоса иногда можно было перехитрить, что дважды совершил хитрый король Сизиф Коринфа Но в мифах , . Когда пришло время умирать Сизифу, Зевс приказал Танатосу заковать Сизифа в Тартар . Сизиф обманул смерть, обманом заключив Танатоса в его собственные кандалы, тем самым предотвратив смерть любого смертного, пока Танатос был закован в цепи.
В конце концов Арес , кровожадный бог войны, разочаровался в сражениях, которые он спровоцировал, поскольку ни одна из сторон не могла понести никаких потерь. Он освободил Танатоса и передал его пленителя богу. Сизиф избежал Смерти во второй раз, убедив Персефону позволить ему вернуться к жене, заявив, что она так и не устроила ему должных похорон. насильно утащил Сизифа обратно в Подземный мир На этот раз Гермес , где он был приговорен к вечному разочарованию в Тартаре: он катил валун на холм только для того, чтобы тот покатился обратно, когда он приблизился к вершине. [9] [10] [11]
К этому эпизоду относится фрагмент из произведения Алкея , греческого лирика VI века до нашей эры:
Царь Сизиф, сын Эолоса , мудрейший из людей, полагал, что он хозяин Танатоса; но, несмотря на свою хитрость, он дважды пересек водоворот Ахерона по велению судьбы. [12]

Будучи сыном Эола (и, таким образом, потомком титана Прометея ), Сизиф был фигурой более чем смертной: когда дело касалось обычных людей, Танатоса обычно считали неумолимым. Единственный раз, когда ему удалось помешать претендовать на смертную жизнь, было вмешательство героя Геракла , сына Зевса . Танатос пришла, чтобы забрать душу Алкестиды , которая предложила свою жизнь в обмен на продолжение жизни ее мужа, царя Адмета из Фераи . Геракл в то время был почетным гостем в доме Адмета и предложил отплатить царскому гостеприимству, сразившись с самой Смертью за жизнь Алкестиса. Когда Танатос вознесся из Аида , чтобы заявить права на Алкестиду, Геракл набросился на бога и одолел его, получив право оставить Алкестиду, в то время как Танатос бежал, обманув свою жертву. [13]
Еврипид в «Алкестиде» :
Танатос: Много разговоров. Разговоры не принесут вам ничего. Тем не менее женщина идет со мной в дом Аида. Я иду забрать ее сейчас и посвятить своим мечом, ибо все, чьи волосы острижены в знак посвящения острием этого клинка, преданы богам внизу. [14]
В искусстве
[ редактировать ]

Орфический гимн , призывающий Танатоса, приведенный здесь в переводе конца XVIII века:
До смерти, окуривание манной.
Услышь меня, о Смерть, чья империя безгранична
распространяется на смертные племена всех видов.
От тебя зависит доля нашего времени,
чье отсутствие продлевает жизнь, чье присутствие заканчивается.
Твой вечный сон разрывает яркие складки
которым душа, притягивая тело, удерживает:
общий для всех, любого пола и возраста,
ибо ничто не ускользнет от твоей всеразрушительной ярости.
Не молодость сама по себе твоя милость может принести,
энергичный и сильный, убитый тобой преждевременно.
В тебе известен конец творений природы,
только в тебе разрешается всякий суд.
Никакого просительного искусства, твоего ужасного контроля над гневом,
никакие обеты не отменяют цели твоей души.
О благословенная сила, внемли моей горячей молитве,
и человеческая жизнь с возрастом обильно запасается. [15]
В более поздние эпохи, когда переход от жизни к смерти в Элизиуме стал более привлекательным вариантом, Танатос стал рассматриваться как прекрасная Эфеба . Его больше ассоциировали с нежной кончиной, чем с горестной кончиной. Многие римские саркофаги изображают его как крылатого мальчика, очень похожего на Купидона : «Эрос со скрещенными ногами и перевернутым факелом стал самым распространенным из всех символов Смерти», - отмечает Артур Бернард Кук . [16]
Танатоса также изображали спящим младенцем на руках своей матери Никс, или юношей, несущим бабочку ( древнегреческое слово «ψυχή» может означать, среди прочего, душу, бабочку или жизнь) или венок из маков . (маки ассоциировались с Гипносом и Танатосом из-за их гипнагогических свойств и возможной смерти, вызванной чрезмерным воздействием их).
Его часто изображают несущим перевернутый факел (держат его перевернутым в руках), символизируя угасшую жизнь. Обычно его описывают как крылатого и с мечом на поясе. В » Еврипида « Алкестиде (438 г. до н. э.) он изображен одетым в черное и с мечом в руках. Танатос редко изображался в искусстве без своего брата-близнеца Гипноса.
Танатос также известен на Евфрониос Краторе, где он и его брат Гипнос несут тело Сарпедона в его дом для захоронения. [17] [18] Здесь он изображен взрослым бородатым мужчиной с крыльями, как и его брат.

В психологии и медицине
[ редактировать ]

Согласно Зигмунду Фрейду , у людей есть инстинкт жизни, который он назвал « Эросом », и влечение к смерти, которое обычно (хотя и не сам Фрейд) называет «Танатос». Это постулируемое влечение к смерти якобы вынуждает людей совершать рискованные и саморазрушительные действия, которые могут привести к их собственной смерти. Такое поведение, как поиск острых ощущений и агрессия, рассматривается как действия, проистекающие из этого инстинкта Танатоса.
Однако некоторые ученые утверждают, что существует мало доказательств того, что у большинства людей есть специфическое стремление к саморазрушению. По их мнению, поведение, которое изучал Фрейд, можно объяснить более простыми и известными процессами, такими как предвзятость значимости (например, человек злоупотребляет наркотиками, потому что обещание немедленного удовольствия более убедительно, чем интеллектуальное знание о вреде когда-нибудь в будущем) и риске. расчеты (например, человек безрассудно водит машину или занимается опасными видами спорта, потому что повышение статуса и репродуктивный успех перевешивают риск травмы или смерти).
Танатофобия — это боязнь вещей, связанных со смертью и смертностью или напоминающих о ней, таких как трупы или кладбища. Это связано с некрофобией , хотя последний термин обычно относится к конкретному страху перед трупами, а не к страху смерти в целом.
Танатология — это академическое и научное исследование смерти среди людей. Он исследует обстоятельства смерти человека, горе, которое пережили близкие умершего, а также более широкое социальное отношение к смерти, такое как ритуалы и увековечение памяти. Это прежде всего междисциплинарное исследование, которое часто проводят специалисты в области сестринского дела, психологии, социологии, психиатрии, социальной работы и ветеринарии. Также описаны телесные изменения, сопровождающие смерть и послесмертный период.
Танатофорная дисплазия , названная так из-за ее летальности при рождении, является наиболее распространенной летальной врожденной скелетной дисплазией с предполагаемой распространенностью от одного на 6400 до одного на 16700 рождений. Его имя Танатофор в переводе с греческого означает «несущий смерть».
Эвтаназия , «хорошая смерть» по-гречески, — это действие или практика прекращения жизни человека, который в противном случае испытал бы тяжелые, неизлечимые страдания или инвалидность. Обычно это предполагает смертельную инъекцию или приостановку экстренного медицинского лечения. Доктор Джек Кеворкян назвал свое устройство для эвтаназии Танатрон. [19]
В популярной культуре
[ редактировать ]Божество упоминается в рассказе Майо Хосино Танатос-но Юваку ( букв. «Приглашение Танатоса»), который послужил источником вдохновения для написания поп-песни Yoru ni Kakeru японского дуэта Yoasobi . [20]
«Thanatos -If I Can't Be Yours-» — песня, написанная для фильма «Конец Евангелиона» и использованная в качестве музыки в финальных титрах. Сингл с английскими текстами в исполнении дуэта Loren&Mash был выпущен 1 августа 1997 года и содержит жестокие и пессимистичные тексты, связанные со смертью.
В Рика Риордана романе «Сын Нептуна » Танатос — бог смерти и помощник Аида. Силы Геи захватывают Танатоса, позволяя своим мертвым союзникам быстро вернуться к жизни. Он возобновляет свои обязанности после того, как его спасли Перси, Хейзел и Фрэнк. [21]
В японской ролевой видеоигре Persona 3 2006 года Танатос является повторяющимся сюжетным моментом, а также второстепенным талисманом игры, присутствующим на обложке коробки для для PlayStation Portable порта игры и ее римейка 2024 года, Persona 3. Перезагрузить .
См. также
[ редактировать ]- Смертельный драйв
- Танаточувствительность
- Танатоз
- танатология
- Бледный Всадник , один из Четырех Всадников Апокалипсиса , также называемый Танатос.
- Танатофобия
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гесиод , Теогония 212 .
- ^ Гигин , к басням Предисловие ; Цицерон , О природе богов 3.17.
- ^ «Танатос, н.» ОЭД онлайн . Издательство Оксфордского университета. Сентябрь 2014 года . Проверено 18 ноября 2014 г.
- ^ θάνατος . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ θνῄσκω у Лидделла и Скотта .
- ^ RSP Beekes , Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 533.
- ^ Jump up to: а б Гесиод , Теогония 758 и далее, пер. Эвелин-Уайт, греческий эпос 8 или 7 века до нашей эры.
- ^ Гомер, Илиада 16. 681 и далее, пер. Латтимор, греческий эпос VIII века до нашей эры.
- ^ Псевдо-Аполлодор. Библиотека, 1.9.3. Архивировано 2 апреля 2022 г. в Wayback Machine.
- ^ «Гомерос, Одиссея, 11.13» . Цифровая библиотека Персея . Проверено 9 октября 2014 г.
- ^ Одиссея , xi. 593
- ^ Алкей, Фрагмент 38а, пер. Кэмпбелл, Vol. Греческая лирика I, .
- ^ «Геракл» . www.timelessmyths.com . Проверено 11 декабря 2015 г.
- ^ Еврипид, Алкестида 19 и далее, пер. Веллакотт, греческая трагедия ок. 5 век до н.э.
- ^ Томас Тейлор (1792 г.). Гимны Орфея: Тр. с греческого оригинала: с предварительной диссертацией о жизни и теологии Орфея . Б. Уайт и сыновья. стр. 224–228.
- ^ Кук, Зевс: исследование древней религии , 1940:1045., цитирует Адольфа Фуртвенглера в книге Вильгельма Генриха Рошера, Подробный лексикон греческой и римской мифологии .
- ^ «Еуфрониос Кратер: Продолжающаяся сага (ок. 515 г. до н.э.) - Блог древней истории» . Ancientstandard.com . Проверено 28 сентября 2017 г.
- ^ Фон Ботнер, Дитрих (1987). «Евфроний и Мемнон? Наблюдения над краснофигурным фрагментом» (PDF) . Журнал Метрополитен-музея .
- ^ «ПБС.орг» . ПБС . Архивировано из оригинала 28 июля 2018 г. Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ «Дебютная песня YOASOBI, которую все знают, но оригинальный автор неизвестен никому... История Золушки Майи Хосино» . Sports Hochi (на японском языке), Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ Риордан, Р. (2013). Сын Нептуна . Книги о черепахе.
Ссылки
[ редактировать ]- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах» и «Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
