Ио (мифология)
Этот | |
---|---|
Обитель | |
Генеалогия | |
Родители | Инах |
Супруга |
|
Дети |
В греческой мифологии Ио ( /ˈaɪ.oʊ/ был [ : смертных ) ; древнегреческий любовников Ἰώ iːɔ̌ː] одним из Зевса . Аргосская , предком многих царей и героев, таких как Персей , Кадм , Геракл , Минос , Линкей Цефей принцесса, она была и Данай . Астроном Симон Мариус назвал спутник Юпитера в честь Ио в 1614 году.
Поскольку ее братом был Фороней , Ио также известна как Форонис (форма прилагательного от Форонея: «Фороней»). [1] Ее иногда сравнивали с египетской богиней Исидой , тогда как ее египетским мужем Телегоном был Осирис . [2] [3]
Греческие божества ряд |
---|
Нимфы |
Семья
[ редактировать ]В большинстве версий легенды Ио была дочерью Инаха . [4] [5] хотя известны и другие предполагаемые генеалогии. Если бы ее отцом был Инах, то ее матерью, вероятно, была бы жена (и сестра) Инаха, Океанид нимфа Мелия , дочь Океана . [ нужна ссылка ] [а]
отца Ио звали Пейрен В « Каталоге женщин» , [6] и Акусилаем , [7] возможно, сын старшего Аргуса , также известного как Пейрас, Пейранф или Пейрас. [8] [9] Следовательно, Ио может быть идентична Каллитии , дочери Пиранта, как предполагает Исихий Александрийский . [10]
Географ II века нашей эры Павсаний упоминает еще одну, позднее Ио, потомка Форонея , дочери Иаса , [11] который сам был сыном Аргуса и Исмены [ сломанный якорь ] , дочь Асопа , [12] или Триопы и Сосиса ; Матерью Ио в последнем случае была Лекан. [13]
Мифология
[ редактировать ]Ио и Зевс
[ редактировать ]Ио была жрицей богини Геры в Аргосе . [5] [12] чей культ ее отец Инах должен был привнести в Аргос. [5] Зевс заметил Ио, смертную женщину, и возжелал ее. В версии мифа, рассказанной в «Привязанном Прометее», она сначала отвергала ухаживания Зевса, пока отец не выгнал ее из своего дома по совету оракула. [14] По некоторым рассказам, Зевс затем превратил Ио в телицу , чтобы спрятать ее от жены; [5] другие утверждают, что сама Гера преобразовала Ио. [14] [15]
В версии истории, в которой Зевс преобразовал Ио, обман не удался, и Гера умоляла Зевса подарить ей телицу, что он, не имея оснований отказываться, и сделал. Пожалев несчастную девушку, Гея , богиня земли, создала фиалку ( др.-греч . ἴον , латинизированное : ion ), чтобы корова могла питаться, вырастая таким образом «из той, от которой она получила свое имя», исходя из неверного народного мнения. этимология . Различные цвета фиолетового цвета (красный, пурпурный, белый) менялись в зависимости от жизни Ио: красный для краснеющей девушки, фиолетовый для коровы, белый для звезд. [16] [17] [18] Затем Гера послала Аргуса Паноптеса , гиганта, у которого было 100 глаз, чтобы он наблюдал за Ио и не позволял Зевсу посетить ее, и поэтому Зевс послал Гермеса, чтобы отвлечь и в конечном итоге убить Аргуса. По словам Овидия, он сделал это, сначала убаюкивая его игрой на свирели и рассказывая истории. [19] Зевс освободил Ио, все еще в образе телицы. В некоторых мифах Гера использует глаза Аргуса, чтобы украсить перья своего павлина, чтобы поблагодарить великана за помощь.
Чтобы отомстить, Гера послала овода, который постоянно жалил Ио, заставляя ее без отдыха скитаться по миру. В конце концов Ио пересекла путь между Пропонтидой и Черным морем , получивший таким образом название Боспор (что означает «бычий проход »), где она встретила Прометея приковал на горе Кавказ , которого Зевс . Прометей утешал Ио сообщением о том, что она вернется в человеческий облик и станет прародительницей величайшего из всех героев Геракла (Геркулеса). Ио бежала через Ионическое море в Египет , где Зевс вернул ей человеческий облик. Там она родила Зевсу сына Эпафа , а также дочь Кероессу . Позже она вышла замуж за египетского царя Телегона. Их внук Данай в конце концов вернулся в Грецию со своими пятьюдесятью дочерьми ( Данаидами ), как вспоминается в Эсхила пьесе «Просители » .
Миф об Ио, должно быть, был хорошо известен Гомеру , который часто называет Гермеса Аргеифонтесом , что часто переводится как «убийца Аргуса», хотя эта интерпретация оспаривается Робертом Биксом . Уолтер Буркерт [20] отмечает, что история Ио была рассказана в древней эпической традиции по крайней мере четыре раза, следы которой мы имеем: в « Данаиде» , в «Форонисе» — Фороней основал культ Геры, согласно Фабулам Гигина 274 и 143 — во фрагменте Гесиодического «Эгимиоса» , а также в столь же фрагментарном Гесиодическом « Каталоге женщин» . Траурное поминовение Ио отмечалось в Герайоне Аргоса в классические времена.
Древние связывали Ио с Луной, [21] а в Эсхила » « Привязанном Прометее , где Ио встречает Прометея, она называет себя «рогатой девственницей». Из-за ее отношений с Форонеем как сестрой (или потомком) Ио иногда называют Форонис. [22]
Ио в какой-то момент высадился в Дамалисе , и халкидоняне воздвигли на этом месте бронзовую корову. [23]
Ио как Исида
[ редактировать ]Лигд и его жена Телефуса были бедной парой, жившей на Крите . [24] Когда Телетуса беременеет, ее муж говорит ей, что они не могут позволить себе иметь дочь и что у них нет другого выбора, кроме как убить ребенка, если это дочь. Восемь месяцев спустя Ио, позже в истории упомянутая как Исида , приходит к Телефузе в видении и говорит ей, что она должна оставить свою дочь, когда она родится, и должна сказать мужу, что это мальчик по имени Ифис .
Позже по сюжету Исида (Ио) меняет пол Ифиса, когда она должна выйти замуж за свою невесту Ианту.
|
Галерея
[ редактировать ]- Юпитер и Ио Антонио да Корреджо
- Ио, признанная своим отцом , Виктор Оноре Янссенс (вторая половина 17 века)
- Гера и Ио работы Николаеса Питерсоона Берхема Младшего (около 1669 г.)
- Юпитер и Ио работы Джона Хоппнера (1785) в Денверском художественном музее.
- Из недавно открытого храма муз работы Бернара Пикара (1733 г.), Гейдельбергский университет.
- Юнона (Гера) передает Ио Аргусу Паноптесу работы Франческо де Мура (1740–1750) в Музее современного искусства Тренто и Роверето , Италия.
- Юпитер, Юнона и Ио работы Джованни Амброджо Фигино (1599 г.) в Пинакотеке Маласпина. Родительское учреждение Musei Civici, Павия.
- Юпитер и Ио, замеченные Юноной Андреа Сакки и Пьером Франческо Мола (1600–1699) в Кедлстон-холле , Дербишир (Аккредитованный музей)
- Юнона, Юпитер и Ио автора Гербранд ван ден Экхаут
- Юпитер, Юнона и Ио , Арнольд Хубракен
- Юпитер и Ио , картина Джейкоба Пайнаса в Музее Фицуильяма , Великобритания.
- Юпитер и Ио работы Хендрика Гольциуса (1589 г.) в Художественном музее округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес.
Примечания
[ редактировать ]- ^ О Мелии как жене Инаха см. Библиотека (Псевдо-Аполлодор)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Льюис и Шорт. Латинский словарь .
Форонис, Идис, ф. прил. , Фороней, поэт. для Аргосского [...] Подст. : Форонис, Идис, ф., Ио
- ^ Лемпьер, Джон (1809). Классический словарь . Д. и Г. Брюс. п. 355.
Впоследствии она вышла замуж за Телегона, царя Египта, или Осириса, по другим сведениям, и относилась к своим подданным с такой мягкостью и человечностью, что после смерти получила божественные почести, и ей поклонялись под именем Исиды. [...] Иногда ее называют Форонис, по имени ее брата Форонея.
- ^ Бозе, Николя (1751). Энциклопедия (на французском языке).
Значение этого термина было расширено еще дальше, и мы называем отчествами те имена, которые даются после имени брата или сестры, например, Форонис , то есть Исида Форонеи сестра .
Резюме/перевод: «Термин отчество был расширен еще больше, включив в него имена, названные в честь брата или сестры, например, Форонис , что означает Исиду, сестру Форонея». - ^ Эсхил, Прометей связан , 590; Аполлодор , 2.1.3 ; Геродот, Истории , 1.1; Овидий, «Метаморфозы» , 1.583.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хаммонд, ШФЛУ; Скаллард, Х.Х., ред. (1970). Оксфордский классический словарь (2-е изд.). Оксфорд, Англия: Clarendon Press. п. 549 . ISBN 0-19-869117-3 .
- ^ Каталог женщин . фр. 124
- ^ Аполлодор , 2.1.3 ; Акусилай, фр.
- ^ М. Л. Уэст, Гесиодический каталог женщин: его природа, структура и происхождение (Оксфорд, 1985) 77
- ^ Павсаний , Описание Греции , 2.1.3; Гигин , Басни , 124.
- ^ Исихий Александрийский св Ὶὼ Каллифиесса
- ^ Павсаний, Описание Греции , 2.16.1
- ^ Перейти обратно: а б Аполлодор , 2.1.3 .
- ^ Схолия об Еврипида Оресте г. , 932
- ^ Перейти обратно: а б Ховатсон, MCL; Чиверс, И. (1993). Оксфордский краткий справочник по классической литературе . Оксфорд, Англия: Clarendon Press. стр. 288–9 . ISBN 0-19-282708-1 .
- ^ Эсхил , Просители , 291–9 (стр. 324, 325) .
- ^ Геопоника 6.22
- ^ Северус, Рассказы 1
- ^ Ашерсон 1884 , стр. 18-19 .
- ^ Овидий, Метаморфозы , I.650-730.
- ^ Буркерт, Homo Necans (1974) 1983:164, примечание 14, с библиографией.
- ^ Евстафия Фессалоникийского Комментарий к Дионису Перигете , 92; Византийская энциклопедия Суда с.в. «Ио», Исихий , св «Ио».
- ^ Цагалис, с. 409 , Пек, с. 200 ; например Овидий , Метаморфозы 1.668 , 2.524 .
- ^ Словарь греческой и римской биографии и мифологии, Дамалис.
- ^ Овидий Метаморфозы . книга 9, стихи 666–797.
Библиография
[ редактировать ]- Эсхил , Просители на персидском языке. Семь против Фив. Просители. Привязанный Прометей , отредактированный и переведенный Аланом Х. Зоммерштейном, Классическая библиотека Леба № 145, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2009. ISBN 978-0-674-99627-4 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Аноним (1805 г.). Геопоника: Сельскохозяйственные занятия . Том. II. Перевод Томаса Оуэна. Лондон .
- Ашерсон, Фердинанд (1884). Берлинские исследования классической филологии и археологии . Берлин, Германия: Голгофа.
- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921 г. ISBN 0-674-99135-4 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Овидий . Метаморфозы , Том I: Книги 1–8 . Перевод Фрэнка Джастуса Миллера. Отредактировано ГП Гулдом. Классическая библиотека Леба № 42. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1916. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Пек, Уильям Тейн (редактор), Первая и вторая книги «Метаморфоз Овидия» , Ginn & Company, 1900.
- Цагалис, Христос, Фрагменты раннегреческого эпоса I: Антикварный и генеалогический эпос , Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2017. ISBN 978-3-11-053287-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Theoi.com: Ио: нимфа наяда Арголиды и Египта. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine. Собирает основные ссылки в греческой и латинской литературе в переводе.
- Гравюры Ио Гольциуса из коллекции Де Верда
- Иконографическая база данных Института Варбурга (около 250 изображений Ио и Аргуса). Архивировано 17 декабря 2013 г. в Wayback Machine.
- Греческие мифологические жрицы
- Смертные женщины Зевса
- Мифологические быки
- Дети Инаха
- Метаморфозы персонажей
- Метаморфозы в животных в греческой мифологии
- Исида
- Аргивские персонажи греческой мифологии
- Египетские персонажи в греческой мифологии
- Египет в греческой мифологии
- Деяния Геры
- Деяния Гермеса
- Метаморфозы в цветы в греческой мифологии
- Дела Геи