Jump to content

Ио (мифология)

Этот
Ио в бычьих рогах, за которым присматривает Аргос по приказу Геры , античная фреска из Помпеи.
Обитель
Генеалогия
Родители Инах
Супруга
Дети

В греческой мифологии Ио ( /ˈaɪ.oʊ/ был [ : смертных ) ; древнегреческий любовников Ἰώ iːɔ̌ː] одним из Зевса . Аргосская , предком многих царей и героев, таких как Персей , Кадм , Геракл , Минос , Линкей Цефей принцесса, она была и Данай . Астроном Симон Мариус назвал спутник Юпитера в честь Ио в 1614 году.

Поскольку ее братом был Фороней , Ио также известна как Форонис (форма прилагательного от Форонея: «Фороней»). [1] Ее иногда сравнивали с египетской богиней Исидой , тогда как ее египетским мужем Телегоном был Осирис . [2] [3]

В большинстве версий легенды Ио была дочерью Инаха . [4] [5] хотя известны и другие предполагаемые генеалогии. Если бы ее отцом был Инах, то ее матерью, вероятно, была бы жена (и сестра) Инаха, Океанид нимфа Мелия , дочь Океана . [ нужна ссылка ] [а]

отца Ио звали Пейрен В « Каталоге женщин» , [6] и Акусилаем , [7] возможно, сын старшего Аргуса , также известного как Пейрас, Пейранф или Пейрас. [8] [9] Следовательно, Ио может быть идентична Каллитии , дочери Пиранта, как предполагает Исихий Александрийский . [10]

Географ II века нашей эры Павсаний упоминает еще одну, позднее Ио, потомка Форонея , дочери Иаса , [11] который сам был сыном Аргуса и Исмены [ сломанный якорь ] , дочь Асопа , [12] или Триопы и Сосиса ; Матерью Ио в последнем случае была Лекан. [13]

Мифология

[ редактировать ]
Юнона открывает Юпитер вместе с Ио Питер Ластман

Ио и Зевс

[ редактировать ]

Ио была жрицей богини Геры в Аргосе . [5] [12] чей культ ее отец Инах должен был привнести в Аргос. [5] Зевс заметил Ио, смертную женщину, и возжелал ее. В версии мифа, рассказанной в «Привязанном Прометее», она сначала отвергала ухаживания Зевса, пока отец не выгнал ее из своего дома по совету оракула. [14] По некоторым рассказам, Зевс затем превратил Ио в телицу , чтобы спрятать ее от жены; [5] другие утверждают, что сама Гера преобразовала Ио. [14] [15]

В версии истории, в которой Зевс преобразовал Ио, обман не удался, и Гера умоляла Зевса подарить ей телицу, что он, не имея оснований отказываться, и сделал. Пожалев несчастную девушку, Гея , богиня земли, создала фиалку ( др.-греч . ἴον , латинизированное : ion ), чтобы корова могла питаться, вырастая таким образом «из той, от которой она получила свое имя», исходя из неверного народного мнения. этимология . Различные цвета фиолетового цвета (красный, пурпурный, белый) менялись в зависимости от жизни Ио: красный для краснеющей девушки, фиолетовый для коровы, белый для звезд. [16] [17] [18] Затем Гера послала Аргуса Паноптеса , гиганта, у которого было 100 глаз, чтобы он наблюдал за Ио и не позволял Зевсу посетить ее, и поэтому Зевс послал Гермеса, чтобы отвлечь и в конечном итоге убить Аргуса. По словам Овидия, он сделал это, сначала убаюкивая его игрой на свирели и рассказывая истории. [19] Зевс освободил Ио, все еще в образе телицы. В некоторых мифах Гера использует глаза Аргуса, чтобы украсить перья своего павлина, чтобы поблагодарить великана за помощь.

Парис Бордоне , Юпитер и Ио . Гетеборгский художественный музей

Чтобы отомстить, Гера послала овода, который постоянно жалил Ио, заставляя ее без отдыха скитаться по миру. В конце концов Ио пересекла путь между Пропонтидой и Черным морем , получивший таким образом название Боспор (что означает «бычий проход »), где она встретила Прометея приковал на горе Кавказ , которого Зевс . Прометей утешал Ио сообщением о том, что она вернется в человеческий облик и станет прародительницей величайшего из всех героев Геракла (Геркулеса). Ио бежала через Ионическое море в Египет , где Зевс вернул ей человеческий облик. Там она родила Зевсу сына Эпафа , а также дочь Кероессу . Позже она вышла замуж за египетского царя Телегона. Их внук Данай в конце концов вернулся в Грецию со своими пятьюдесятью дочерьми ( Данаидами ), как вспоминается в Эсхила пьесе «Просители » .

Миф об Ио, должно быть, был хорошо известен Гомеру , который часто называет Гермеса Аргеифонтесом , что часто переводится как «убийца Аргуса», хотя эта интерпретация оспаривается Робертом Биксом . Уолтер Буркерт [20] отмечает, что история Ио была рассказана в древней эпической традиции по крайней мере четыре раза, следы которой мы имеем: в « Данаиде» , в «Форонисе» Фороней основал культ Геры, согласно Фабулам Гигина 274 и 143 — во фрагменте Гесиодического «Эгимиоса» , а также в столь же фрагментарном Гесиодическом « Каталоге женщин» . Траурное поминовение Ио отмечалось в Герайоне Аргоса в классические времена.

Древние связывали Ио с Луной, [21] а в Эсхила » « Привязанном Прометее , где Ио встречает Прометея, она называет себя «рогатой девственницей». Из-за ее отношений с Форонеем как сестрой (или потомком) Ио иногда называют Форонис. [22]

Ио в какой-то момент высадился в Дамалисе , и халкидоняне воздвигли на этом месте бронзовую корову. [23]

Ио как Исида

[ редактировать ]
Богиня Исида принимает Ио в Канопусе . Античные фрески в Помпеях

Лигд и его жена Телефуса были бедной парой, жившей на Крите . [24] Когда Телетуса беременеет, ее муж говорит ей, что они не могут позволить себе иметь дочь и что у них нет другого выбора, кроме как убить ребенка, если это дочь. Восемь месяцев спустя Ио, позже в истории упомянутая как Исида , приходит к Телефузе в видении и говорит ей, что она должна оставить свою дочь, когда она родится, и должна сказать мужу, что это мальчик по имени Ифис .

Позже по сюжету Исида (Ио) меняет пол Ифиса, когда она должна выйти замуж за свою невесту Ианту.

Генеалогия аргивян в греческой мифологии
Инах Мелия
Зевс Этот Фороней
Эпаф Мемфис
Ливия Посейдон
Это мило Ачироэ Агенор Телефасса
Данаус Слоны Египет Кадм Силикс Европа Финикс
Мантиней Гипермнестра Линкей Гармония Зевс
Полидорус
Спарта Лакедемон Окалеа Оба Агава Сарпедон Радамант
Аутоноэ
Эвридика Акрисий Этот Минос
Зевс Даная Семела Зевс
Персей Дионис
Цветовой ключ:

  Мужской
  Женский
  Божество

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ О Мелии как жене Инаха см. Библиотека (Псевдо-Аполлодор)
  1. ^ Льюис и Шорт. Латинский словарь . Форонис, Идис, ф. прил. , Фороней, поэт. для Аргосского [...] Подст. : Форонис, Идис, ф., Ио
  2. ^ Лемпьер, Джон (1809). Классический словарь . Д. и Г. Брюс. п. 355. Впоследствии она вышла замуж за Телегона, царя Египта, или Осириса, по другим сведениям, и относилась к своим подданным с такой мягкостью и человечностью, что после смерти получила божественные почести, и ей поклонялись под именем Исиды. [...] Иногда ее называют Форонис, по имени ее брата Форонея.
  3. ^ Бозе, Николя (1751). Энциклопедия (на французском языке). Значение этого термина было расширено еще дальше, и мы называем отчествами те имена, которые даются после имени брата или сестры, например, Форонис , то есть Исида Форонеи сестра . Резюме/перевод: «Термин отчество был расширен еще больше, включив в него имена, названные в честь брата или сестры, например, Форонис , что означает Исиду, сестру Форонея».
  4. ^ Эсхил, Прометей связан , 590; Аполлодор , 2.1.3 ; Геродот, Истории , 1.1; Овидий, «Метаморфозы» , 1.583.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Хаммонд, ШФЛУ; Скаллард, Х.Х., ред. (1970). Оксфордский классический словарь (2-е изд.). Оксфорд, Англия: Clarendon Press. п. 549 . ISBN  0-19-869117-3 .
  6. ^ Каталог женщин . фр. 124
  7. ^ Аполлодор , 2.1.3 ; Акусилай, фр.
  8. ^ М. Л. Уэст, Гесиодический каталог женщин: его природа, структура и происхождение (Оксфорд, 1985) 77
  9. ^ Павсаний , Описание Греции , 2.1.3; Гигин , Басни , 124.
  10. ^ Исихий Александрийский св Ὶὼ Каллифиесса
  11. ^ Павсаний, Описание Греции , 2.16.1
  12. ^ Перейти обратно: а б Аполлодор , 2.1.3 .
  13. ^ Схолия об Еврипида Оресте г. , 932
  14. ^ Перейти обратно: а б Ховатсон, MCL; Чиверс, И. (1993). Оксфордский краткий справочник по классической литературе . Оксфорд, Англия: Clarendon Press. стр. 288–9 . ISBN  0-19-282708-1 .
  15. ^ Эсхил , Просители , 291–9 (стр. 324, 325) .
  16. ^ Геопоника 6.22
  17. ^ Северус, Рассказы 1
  18. ^ Ашерсон 1884 , стр. 18-19 .
  19. ^ Овидий, Метаморфозы , I.650-730.
  20. ^ Буркерт, Homo Necans (1974) 1983:164, примечание 14, с библиографией.
  21. ^ Евстафия Фессалоникийского Комментарий к Дионису Перигете , 92; Византийская энциклопедия Суда с.в. «Ио», Исихий , св «Ио».
  22. ^ Цагалис, с. 409 , Пек, с. 200 ; например Овидий , Метаморфозы 1.668 , 2.524 .
  23. ^ Словарь греческой и римской биографии и мифологии, Дамалис.
  24. ^ Овидий Метаморфозы . книга 9, стихи 666–797.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 468ba926f7bb0d7fc62216b4fdf203c1__1722701820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/c1/468ba926f7bb0d7fc62216b4fdf203c1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Io (mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)