Кипарисс


В мифологии греческой Кипарисс или Кипарисс ( древнегреческий : Κυπάρισσος , латинизированный : Kuparissos , букв. «кипарис») был мальчиком, любимым Аполлоном или, в некоторых версиях, другими божествами. В самой известной версии истории любимым спутником Кипарисса был прирученный олень , которого он случайно убил своим охотничьим копьем , когда он спал в лесу. Горе мальчика было таково, что превратило его в кипарис , классический символ траура. Таким образом, миф является этиологическим, поскольку объясняет связь дерева с его культурным значением. Этот предмет в основном известен из эллинизированной латинской литературы и фресок из Помпеи . [ 1 ] Никакого культа греческого героя, посвященного Кипариссу, не обнаружено.
Семья
[ редактировать ]Согласно грамматику Сервию (IV и V века нашей эры), Кипарис был сыном Телефа и, следовательно, внуком Геракла . [ 2 ]
Мифология
[ редактировать ]Как миф об инициации
[ редактировать ]
Миф о Кипариссе, как и миф о Гиацинте , часто интерпретировался как отражение социального обычая педерастии в древней Греции , где мальчик был возлюбленным ( эроменос ) Аполлона. Педерастический миф представляет собой процесс посвящения во взрослую мужскую жизнь. [ 3 ] со «смертью» и преображением для эроменоса. «Во всех этих сказках, — отмечает Карл Кереньи , — красивые мальчики — двойники самого [Аполлона]». [ 4 ]
Олень в качестве подарка Аполлона отражает обычай архаического греческого общества, когда пожилой мужчина ( эрастес ) дарил своей возлюбленной животное, - действие, на которое часто ссылаются в росписи ваз . [ 5 ] В контексте инициации охота представляет собой контролируемую подготовку к мужественному военному искусству и испытательный полигон поведения, при этом олень олицетворяет дар добычи охотника. [ 6 ]
Точно так же миф использовался для объяснения связи кипариса с трауром и печалью. Форбс-Ирвинг утверждал, что кипарис как дерево траура был в основном римской традицией, и мало свидетельств того, что он играл такую роль в греческом обществе. [ 7 ] Однако возможно, что более ранний греческий источник мифа о Кипариссе значительно отличался от сохранившихся более поздних и первоначально использовался для объяснения именно связи кипариса с Аполлоном. [ 7 ]
Версия Овидия
[ редактировать ]
Приручение оленей может быть изобретением поэта Августа Овидия . [ 8 ] и позднее литературное изменение традиционной роли мальчика. [ нужна ссылка ] Кипарисс Овидия настолько убит горем из-за того, что случайно убил своего питомца, что просит Аполлона позволить его слезам течь навсегда. Затем бог превращает мальчика в кипарис ( лат . cupressus ), сок которого образует капли, подобные слезам, на стволе.
Овидий объединяет историю в историю Орфея , чья неспособность вернуть свою невесту Эвридику из подземного мира заставляет его отказаться от любви к женщинам в пользу любви к мальчикам. Когда Орфей играет на лире , от музыки движутся даже деревья; в следующей знаменитой кавалькаде деревьев положение кипариса в конце подсказывает переход к метаморфозе Кипарисса. [ 9 ]
Комментарии Сервия и ватиканского мифографа
[ редактировать ]
Согласно одному из ватиканских мифографов , другая римская традиция изображает любовника лесным богом Сильваном . [ 10 ] Обращение Вергилия к «Сильвану, несущему вырванный с корнем тонкий кипарис». [ 11 ] было объяснено комментарии Сервия в [ 12 ] как намек на любовную связь. В своем кратком отчете Сервий отличается от Овидия главным образом тем, что заменил Аполлона Сильваном, но также меняет пол оленя и возлагает ответственность за его смерть на бога:
Сильван любил мальчика (пуэра) по имени Кипарисс, у которого был ручной олень. Когда Сильванус непреднамеренно убил ее, мальчика охватила печаль. Бог-любовник превратил его в дерево, носящее его имя, которое, как говорят, он носит в качестве утешения. [ 13 ]
Неясно, изобретает ли Сервий эйцию , историю, объясняющую, почему Сильван был изображен держащим вечнозеленую ветвь, или записывает неизвестную версию. [ 14 ] В другом месте Сервий упоминает версию, в которой любовником Кипарисса был Зефир , Западный Ветер. [ 15 ] Кипарис, отмечает он, ассоциировался с подземным миром либо потому, что он не вырастает снова, если его слишком сильно подрезать, либо потому, что в Аттике траурные дома украшают кипарисами гирлянды. [ 16 ]
Кипарис в Фокиде
[ редактировать ]По другой традиции, Кипарисс, возможно, не та же самая фигура, был сыном Миньяса и мифическим основателем Кипарисса (Кипарисса) в Фокиде , которая позже была названа Антикирой . [ 17 ]
В ботанике
[ редактировать ]Слово Cupressus использовалось для рода кипарисов ; описания этот род впервые описал в 18 веке шведский биолог Линней . В наше время ведутся таксономические дебаты относительно того, какие виды следует сохранить в роду Cupressus . [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Седрик Г. Боултер и Джули Л. Бенц, «Красная фигура на чердаке пятого века в Коринфе», Hesperia 49.4 (октябрь 1980 г.), стр. 295-308. Авторы представляют возможную идентификацию Кипарисса на фрагменте коринфского горшка , № 36, с. 306. Фрески в четвертом помпейском стиле обсуждаются Андреасом Румпфом, «Кипариссос», Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts 63/64 (1948–49), стр. 83–90.
- ^ Новый Поли Брилла , св. Кипарисс ; Сервий , Комментарий к « Энеиде Вергилия » 3.680 .
- ^ Бернар Сержан, Гомосексуализм в греческой мифологии , 1984 (Глава 2), со вступительным словом Жоржа Дюмезиля , за которым следует главный Сержан.
- ^ Карл Кереньи , Боги греков (Темза и Гудзон, 1951), с. 140.
- ^ Подарки животных эпохи эрастов обсуждаются в том виде, в котором они появляются в росписи аттических ваз Гюнделя Кох-Гарнака, « Любовь мальчиков и подарки животных: их значение в афинской системе педерастического образования» (Берлин, 1983). [ нужна страница ]
- ^ Кох-Гарнак, любовь мальчиков и подарки животных . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Форбс Ирвинг, Пол MC (1990). Метаморфозы в греческих мифах . Кларендон Пресс . п. 261. ИСБН 0-19-814730-9 .
- ↑ Овидий рассказывает эту историю в «Метаморфозах», X 106ff.
- ^ Элейн Фэнтэм, Метаморфозы Овидия (Oxford University Press, 2004), стр. 162.
- ^ Рональд Э. Пепин, Мифографы Ватикана , 2008:17
- ^ Вергилий , Георгика 1.20: и несущий от корня нежность Силуана, кипарис.
- ^ Сервий , примечание к Георгике 1.20 ( латиница ).
- ↑ Здесь он полюбил мальчика по имени Кипарисс, у которого была очень ручная лань. Когда Сильван по незнанию убил ее, мальчик был истреблен горем: бог-любовник превратил его в кипарис своего имени, который, как говорят, он носит с собой как утешение.
- ^ Питер Ф. Дорси, Культ Сильвана: исследование римской народной религии (Brill, 1992), стр. 15–16. Сервий также упоминает эту версию в своем примечании к Эклоге 10.26.
- ^ Сервий, примечание к Энеиде 3.680.
- ^ Поэтому кипарисы подобны аду, то ли потому, что их срезают и больше не растут, то ли потому, что в Аттике роковые дома покрыты этим листом.
- ^ Стефан Византийский , св «Аполлония» и «Кипарис». Настоящая энциклопедия VIII, кол. 51, св «Кипариссос» [Хиршфельд].
- ^ К. Майкл Хоган и Майкл П. Фрэнкис. 2009 год [ нужна полная цитата ]
Ссылки
[ редактировать ]- Новый Поли Брилла: Энциклопедия древнего мира. Античность, Том 3 , Cat-Cyp, редакторы: Хуберт Канчик, Хельмут Шнайдер, Брилл , 2003. ISBN 978-90-04-12266-6 . Онлайн-версия на сайте Brill .
- Сервий , Servii grammarici qui fuuntur in Vergilii carmina commentarii , Том I, под редакцией Георгия Тило и Германнуса Хагена, Bibliotheca Teubneriana , Лейпциг, Тойбнер, 1881. Интернет-архив . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Кипарисом, на Викискладе?