Jump to content

Дафна

Дафна
Лавровая нимфа
Член Наяд
Античная фреска Аполлона и Дафны из Помпеи, I век.
Обитель Фессалия , Аркадия или Лакония.
Генеалогия
Родители (1) Пеней и Креуса
(2) Ладон и Гея
(3) Ladon and Stymphalis
(4) Амиклас
Братья и сестры (1) Мениппа , Стилб и Гипсей
(2, 3) Метоп

Дафна ( / ˈ d æ f n i / ; DAFF -урожденная ; греч . Δάφνη , Dáphnē , букв. ' лавр ' ), [1] Фигура в греческой мифологии — наяда , разновидность нимфы женского пола , связанная с фонтанами, колодцами, источниками, ручьями, ручьями и другими водоемами.

Существует несколько версий мифа, в котором она появляется, но общее повествование, встречающееся в греко-римской мифологии, таково, что из-за проклятия, наложенного свирепым гневом бога Купидона , сына Венеры , на бога Аполлона ( Феба ), она стала невольным объектом увлечения Аполлона , который преследовал ее против ее воли. Незадолго до того, как он поцеловал Дафну, она призвала своего речного бога-отца, который превратил ее в лавровое дерево, тем самым помешав Аполлону.

С тех пор Аполлон стал особенно почитать лавр. На Пифийских играх , которые проводились каждые четыре года в Дельфах в честь Аполлона, лавровый венок, собранный в долине Темпе в Фессалии в качестве приза раздавался . Поэтому позже стало принято награждать победителей-полководцев, спортсменов, поэтов и музыкантов наградами в виде лавровых венков, которые носили в качестве венка на голове. « Поэт-лауреат» — известный современный пример такого лауреата, относящийся к эпохе раннего Возрождения в Италии. По мнению Павсания, причина этого была «просто и исключительно потому, что, согласно господствующему преданию, Аполлон влюбился в дочь Ладона (Дафну)». [2] Большинство художественных изображений мифа сосредоточены на моменте превращения Дафны.

В древних источниках по-разному говорится, что Дафна была дочерью (1) фессалийского речного бога Пенея. [3] нимфой ) Креусой или (2) другим аркадским речным божеством Ладоном (Оронтом [4] от Ge (Земля) [5] и Стимфалис, [6] или, наконец, король Амикла из Амиклы . [7]

Мифология

[ редактировать ]
Аполлон и Дафна , мраморная скульптура, сделанная в 1622–1625 годах Бернини Овидия (1598–1680) по мотивам «Метаморфоз» , Галерея Боргезе , Рим. Изображение начальной стадии трансформации Дафны: ее пальцы изображены как лавровые ветви, а пальцы ног укореняются в земле.

Самый ранний источник мифа о Дафне и Аполлоне — Филарх , цитируемый Парфением Никейским . Позднее римский поэт Овидий делает пересказ этой греческой легенды, который появляется в его произведении «Метаморфозы» .

Преследование местной нимфы богом -олимпийцем , являющееся частью архаической формы религиозного культа в Греции, получило в « Метаморфозах» архи-анекдотический поворот. [8] римского поэта Овидия (умер в 17 г. н. э.). Согласно этой версии, увлечение Аполлона было вызвано стрелой с золотым наконечником, выпущенной в него Купидоном , сыном Венеры , который хотел наказать Аполлона за оскорбление его навыков стрельбы из лука, прокомментировав: «Что тебе делать с человеческим оружием, ты распутный мальчик?", [9] и продемонстрировать силу стрелы любви. Эрос также выстрелил в Дафну, но стрелой со свинцовым наконечником, в результате чего она бежала от Аполлона.

Воодушевленный внезапной любовью, Аполлон постоянно преследовал Дафну. Он пытался заставить ее прекратить бегство, говоря, что не хочет причинять ей вреда. Когда она продолжала бежать, Аполлон сокрушался, что, хотя он и знал лекарственные травы, ему не удалось вылечиться от раны, нанесенной стрелой Купидона. Когда Аполлон наконец догнал ее, Дафна взмолилась о помощи своему отцу, речному богу Пенею из Фессалии . [10] которая немедленно начала свое превращение в лавровое дерево ( Laurus nobilis ):

тяжелое онемение охватило ее члены, тонкая кора сомкнулась на груди, волосы превратились в листья, руки в ветки, ноги, еще мгновение назад столь быстрые, увязли в медленно растущих корнях, лицо потерялось в кроне. Осталась только ее сияющая красота. [11]

Но даже это не угасило пыла Аполлона, и, обняв дерево, он почувствовал, как ее сердце все еще бьется. Затем он заявил:

«Моя невеста, — сказал он, — поскольку ты никогда не сможешь быть, по крайней мере, сладким лавром, ты будешь моим деревом. Моей приманкой, моими кудрями, моим колчаном ты будешь обвивать». [12]

Услышав его слова, Дафна сгибает свои ветви, не в силах остановить это.

Парфений

[ редактировать ]

Версия покушения на присягу Дафны, менее известная со времен Возрождения, была рассказана эллинистическим поэтом Парфением в его Erotica Pathemata , «Страдания любви», которую он приписывает эллинистическому историку Филарху . [13] В этом самом раннем письменном рассказе Дафна — смертная девушка, дочь Амикла . [14] увлекается охотой и полна решимости остаться девственницей; ее преследует мальчик Левкипп («белый жеребец»), который переодевается в девичий наряд, чтобы присоединиться к ее банде охотниц. Ему также удается завоевать ее невинную привязанность. Это злит Аполлона, и он внушает девушке остановиться, чтобы искупаться в реке Ладон; там, как все раздеваются догола, раскрывается хитрость, как в мифе о Каллисто , и оскорбленные охотницы вонзают копья в Левкиппа. В этот момент внимание Аполлона привлекается, и он начинает собственное преследование. Дафна, спасаясь от нападок Аполлона, молит Зевса о помощи. Зевс превращает ее в лавровое дерево. Современный редактор Парфения отмечает довольно неуклюжий переход, связывающий два повествования. [15]

Павсаний

[ редактировать ]
Аполлон (уже в лавровом венке) и Дафна, Археологический музей Антакьи.

Рассказ Парфения был известен Павсанию , который изложил его в своем «Описании Греции» (II век нашей эры). По его словам, Левкипп был сыном принца Пизы , чьи попытки добиться ее путем открытого ухаживания потерпели неудачу, поскольку Дафна избегала всех мужчин. [16] Тогда Левкипп придумал следующий трюк; он отрастил волосы и носил женскую одежду и таким образом сумел сблизиться с Дафной, которой представился дочерью принца. Поскольку он был самым высокопоставленным и лучшим охотником в компании Дафны, он подружился с ней. [17] Аполлон , тоже влюбленный в Дафну, [18] завидовал успехам Левкиппа в любви, однако уловка Левкиппа вскоре была раскрыта, когда девушки принимали ванну в озере; они раздели сопротивлявшегося Левкиппа догола и, узнав его истинный пол, убили его копьями и кинжалами. [19]

Когда Аполлон преследовал девственницу Дафну, которая в версии Гигина является дочерью речного бога Пенея земли богини Геи , она просила защиты у . Затем Гея приняла ее, превратив в лавровое дерево, а Аполлон создал венок из одной из его ветвей. [20]

Другие авторы

[ редактировать ]

Филострат в своей «Жизни Аполлония Тианского» говорит, что ассирийцы , поклонявшиеся Аполлону Дафнею («Аполлону Лавровому»), разместили место превращения Дафны из Аркадии в Антиохию (современная Антакья в Турции). [21]

Нонн также поместил жилища Дафны близ реки Оронта и говорит, что именно Гея поглотила девушку до того, как она познала замужество; Аполлон всегда винил в этом Гею. [22]

В своих «Диалогах богов сатирик Лукиан Самосатский » автор - предлагает Аполлону назвать Дафну и Гиацинта своими двумя величайшими возлюбленными и сожалеть о потере их обоих; он объявляет себя невезучим в любви, тем более что Дафна нашла вариант стать деревом более привлекательным, чем он. [23] Эрос также упоминает Зевсу, что Дафна не влюбилась в Аполлона. [24]

Поэт шестого века нашей эры Диоскор из Афродиты сочинил стихотворение, в котором Аполлон называет Дафну и Гиацинта своими двумя величайшими возлюбленными и оплакивает их утрату. [25]

Сорта лавра

[ редактировать ]
Мозаика Аполлона и Дафны из Пафоса , Кипр.

Имя Дафна в переводе с греческого Δάφνη означает « лавр » . [26] Хотя история Дафны традиционно связана с лавром ( Laurus nobilis ), почти 90 видов вечнозеленых кустарников, известных своими ароматными цветами и ядовитыми ягодами, сгруппированы под родом Дафна , включая цветок-гирлянду ( Daphne cneorum ); дафна февральская или мезереон ( Daphne mezereum ); и молочай лавр или лавр лесной ( Daphne laureola ). Эти виды относятся к семейству Thymelaeaceae и произрастают в Азии, Европе и Северной Африке.

Артемида Дафния

[ редактировать ]

Артемида Дафная, имевшая свой храм среди лакедемонян, в месте, называемом Гипсой. [27] в древности, на склонах горы Кнакадион, недалеко от спартанской границы, [28] у нее были свои священные лавровые деревья. [29]

Аполлон Дафнефор, Эретрия

[ редактировать ]

В Эретрии опознавательный знак раскопанного храма VII и VI веков до нашей эры. [30] Аполлону Дафнефору , «Аполлону, носителю лавра», или «уносившему Дафну», «месту, где граждане должны принести клятву», указано в надписях. [31]

Культурные изображения

[ редактировать ]
Гипсовое изображение Аполлона и Дафны, Англия, вторая половина XVI века. Пальцы Дафны изображены в виде листьев, а Аполлона можно узнать по колчану со стрелами, перекинутому через плечо.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ RSP Beekes предложил догреческую протоформу * dak В -(н)- . Дафна этимологически связана с латинским laurus , «лавровым деревом» ( Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 306–7).
  2. ^ Павсаний , 10.7.8
  3. ^ Гигин , Басни 203 ; Овидий , Метаморфозы 1.452
  4. ^ Павсаний, 8.20.1 и 10.7.8 ; Филострарус , Жизнь Аполлония Тианского 1.16 ; Стаций , Фиваида 4.289 ; Нонн , Дионисия 42.386
  5. ^ Цецес объявление Ликофрон , 6 ; Первый мифограф Ватикана 2.216
  6. ^ Схолиаст об Пиндара Олимпийских одах 6.143
  7. ^ Парфений , Erotica Pathemata 15, цитирует Диодора Элейского, фр. и Филарх , фр. в качестве источников
  8. ^ Овидий, Метаморфозы 1.452 ; такое лечение обычно рассматривается как изобретение Овидия: см. H. Fränkel, Ovid: A Poet Between Two Worlds (1945), p. 79, или Э. Добльхофер, «Овидий Урбан: eine Studie zum Humor в метаморфозах Овидия», Philologis 104 (1960), стр. 79. 79 и далее; об этом эпизоде ​​как остроумном переложении Ио» Кальвуса « см . Отис Б., Овидий как эпический поэт , 2-е изд., 1970, с. 102
  9. ^ Перевод, строка 456, Классическая библиотека Леба
  10. ^ Овидий, Метаморфозы 1.452.
  11. ^ «Метаморфозы» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2005 года . Проверено 17 ноября 2017 г. Перевод А.С. Клайна, 2000.
  12. ^ Насо], Овидий [Публий Овидий (11 сентября 2008 г.), «Метаморфозы», в Мелвилле, AD; Кенни, Эдвард Дж. (ред.), Классика мира Оксфорда: Овидий: Метаморфозы , Oxford University Press, стр. 1–380, doi : 10.1093/oseo/instance.00080405 , ISBN  9780199537372
  13. ^ Дж. Л. Лайтфут, тр. Парфений Никейский: поэтические фрагменты и Erōtika pathēmata 1999, примечания к XV, Περὶ Δάφνης, стр. 471 и далее.
  14. ^ Царь Амикла также является отцом другого любовника Аполлона, Гиацинта .
  15. ^ Лайтфут (1999), с. 471.
  16. ^ Павсаний, 8.20.2
  17. ^ Павсаний, 8.20.3
  18. ^ Павсаний, 10.7.8
  19. ^ Павсаний, 8.20.4
  20. ^ Гигин , Басни 203
  21. ^ Филострат , Жизнь Аполлония Тианского 1.16
  22. ^ Нонн , Дионисия 33.217–220
  23. ^ Лукиан , Диалоги богов Гермеса и Аполлона II
  24. ^ Люциан, Диалоги любви богов и Зевса
  25. ^ МакКулл, Лесли С.Б. «У МЕНЯ ДВЕ ЛЮБВИ: ДИОСКОР, АПОЛЛОН, ДАФНА, ГИАЦИНТ». Византия, т. 77, Peeters Publishers, 2007, стр. 305–14 .
  26. ^ RSP Beekes предложил догреческую протоформу * dak В -(н)- . Дафна этимологически связана с латинским laurus , «лавровым деревом» ( Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 306–7).
  27. ^ Г. Шипли, «Размеры спартанской территории в позднеклассический и эллинистический периоды», Ежегодник Британской школы в Афинах , 2000.
  28. ^ Павсаний, 3.24.8 ; Лилий Грегориус Гиральд, Historiae Deorum Gentilium , Базель, 1548, Синтагма 10, отмечен в этой связи в Gründliches мифологическом лексиконе , Бенджамин Хедерих , 1770.
  29. ^ Карл Кереньи , Боги греков , 1951:141
  30. Построено на стенах VIII века и апсидальном здании под наосом , что указывает на геометрическую дату святилища.
  31. ^ Ричардсон, Руфус Б. (июль 1895 г.). «Храм в Эретрии». Американский журнал археологии и истории изящных искусств . 10 (3): 326–337. дои : 10.2307/496539 . JSTOR   496539 . ; Пол Оберсон, Эретрия. Fouilles et Recherches I, Храм Аполлона Дафнефора, Архитектура (Берн, 1968). См. также Плутарх , Пифийский оракул , 16.
  32. ^ ДОЧЬ СПАРТЫ
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ebb5eea0b31559652aaa4319a9684121__1722065220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/21/ebb5eea0b31559652aaa4319a9684121.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Daphne - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)