Дафна
Дафна | |
---|---|
Лавровая нимфа | |
Член Наяд | |
![]() Античная фреска Аполлона и Дафны из Помпеи, I век. | |
Обитель | Фессалия , Аркадия или Лакония. |
Генеалогия | |
Родители | (1) Пеней и Креуса (2) Ладон и Гея (3) Ladon and Stymphalis (4) Амиклас |
Братья и сестры | (1) Мениппа , Стилб и Гипсей (2, 3) Метоп |
Дафна ( / ˈ d æ f n i / ; DAFF -урожденная ; греч . Δάφνη , Dáphnē , букв. ' лавр ' ), [1] Фигура в греческой мифологии — наяда , разновидность нимфы женского пола , связанная с фонтанами, колодцами, источниками, ручьями, ручьями и другими водоемами.
Существует несколько версий мифа, в котором она появляется, но общее повествование, встречающееся в греко-римской мифологии, таково, что из-за проклятия, наложенного свирепым гневом бога Купидона , сына Венеры , на бога Аполлона ( Феба ), она стала невольным объектом увлечения Аполлона , который преследовал ее против ее воли. Незадолго до того, как он поцеловал Дафну, она призвала своего речного бога-отца, который превратил ее в лавровое дерево, тем самым помешав Аполлону.
С тех пор Аполлон стал особенно почитать лавр. На Пифийских играх , которые проводились каждые четыре года в Дельфах в честь Аполлона, лавровый венок, собранный в долине Темпе в Фессалии в качестве приза раздавался . Поэтому позже стало принято награждать победителей-полководцев, спортсменов, поэтов и музыкантов наградами в виде лавровых венков, которые носили в качестве венка на голове. « Поэт-лауреат» — известный современный пример такого лауреата, относящийся к эпохе раннего Возрождения в Италии. По мнению Павсания, причина этого была «просто и исключительно потому, что, согласно господствующему преданию, Аполлон влюбился в дочь Ладона (Дафну)». [2] Большинство художественных изображений мифа сосредоточены на моменте превращения Дафны.
Семья
[ редактировать ]В древних источниках по-разному говорится, что Дафна была дочерью (1) фессалийского речного бога Пенея. [3] нимфой ) Креусой или (2) другим аркадским речным божеством Ладоном (Оронтом [4] от Ge (Земля) [5] и Стимфалис, [6] или, наконец, король Амикла из Амиклы . [7]
Греческие божества ряд |
---|
Нимфы |
Мифология
[ редактировать ]
Самый ранний источник мифа о Дафне и Аполлоне — Филарх , цитируемый Парфением Никейским . Позднее римский поэт Овидий делает пересказ этой греческой легенды, который появляется в его произведении «Метаморфозы» .
Овидий
[ редактировать ]Преследование местной нимфы богом -олимпийцем , являющееся частью архаической формы религиозного культа в Греции, получило в « Метаморфозах» архи-анекдотический поворот. [8] римского поэта Овидия (умер в 17 г. н. э.). Согласно этой версии, увлечение Аполлона было вызвано стрелой с золотым наконечником, выпущенной в него Купидоном , сыном Венеры , который хотел наказать Аполлона за оскорбление его навыков стрельбы из лука, прокомментировав: «Что тебе делать с человеческим оружием, ты распутный мальчик?", [9] и продемонстрировать силу стрелы любви. Эрос также выстрелил в Дафну, но стрелой со свинцовым наконечником, в результате чего она бежала от Аполлона.
Воодушевленный внезапной любовью, Аполлон постоянно преследовал Дафну. Он пытался заставить ее прекратить бегство, говоря, что не хочет причинять ей вреда. Когда она продолжала бежать, Аполлон сокрушался, что, хотя он и знал лекарственные травы, ему не удалось вылечиться от раны, нанесенной стрелой Купидона. Когда Аполлон наконец догнал ее, Дафна взмолилась о помощи своему отцу, речному богу Пенею из Фессалии . [10] которая немедленно начала свое превращение в лавровое дерево ( Laurus nobilis ):
тяжелое онемение охватило ее члены, тонкая кора сомкнулась на груди, волосы превратились в листья, руки в ветки, ноги, еще мгновение назад столь быстрые, увязли в медленно растущих корнях, лицо потерялось в кроне. Осталась только ее сияющая красота. [11]
Но даже это не угасило пыла Аполлона, и, обняв дерево, он почувствовал, как ее сердце все еще бьется. Затем он заявил:
«Моя невеста, — сказал он, — поскольку ты никогда не сможешь быть, по крайней мере, сладким лавром, ты будешь моим деревом. Моей приманкой, моими кудрями, моим колчаном ты будешь обвивать». [12]
Услышав его слова, Дафна сгибает свои ветви, не в силах остановить это.
Парфений
[ редактировать ]Версия покушения на присягу Дафны, менее известная со времен Возрождения, была рассказана эллинистическим поэтом Парфением в его Erotica Pathemata , «Страдания любви», которую он приписывает эллинистическому историку Филарху . [13] В этом самом раннем письменном рассказе Дафна — смертная девушка, дочь Амикла . [14] увлекается охотой и полна решимости остаться девственницей; ее преследует мальчик Левкипп («белый жеребец»), который переодевается в девичий наряд, чтобы присоединиться к ее банде охотниц. Ему также удается завоевать ее невинную привязанность. Это злит Аполлона, и он внушает девушке остановиться, чтобы искупаться в реке Ладон; там, как все раздеваются догола, раскрывается хитрость, как в мифе о Каллисто , и оскорбленные охотницы вонзают копья в Левкиппа. В этот момент внимание Аполлона привлекается, и он начинает собственное преследование. Дафна, спасаясь от нападок Аполлона, молит Зевса о помощи. Зевс превращает ее в лавровое дерево. Современный редактор Парфения отмечает довольно неуклюжий переход, связывающий два повествования. [15]
Павсаний
[ редактировать ]
Рассказ Парфения был известен Павсанию , который изложил его в своем «Описании Греции» (II век нашей эры). По его словам, Левкипп был сыном принца Пизы , чьи попытки добиться ее путем открытого ухаживания потерпели неудачу, поскольку Дафна избегала всех мужчин. [16] Тогда Левкипп придумал следующий трюк; он отрастил волосы и носил женскую одежду и таким образом сумел сблизиться с Дафной, которой представился дочерью принца. Поскольку он был самым высокопоставленным и лучшим охотником в компании Дафны, он подружился с ней. [17] Аполлон , тоже влюбленный в Дафну, [18] завидовал успехам Левкиппа в любви, однако уловка Левкиппа вскоре была раскрыта, когда девушки принимали ванну в озере; они раздели сопротивлявшегося Левкиппа догола и, узнав его истинный пол, убили его копьями и кинжалами. [19]
Гигин
[ редактировать ]Когда Аполлон преследовал девственницу Дафну, которая в версии Гигина является дочерью речного бога Пенея земли богини Геи , она просила защиты у . Затем Гея приняла ее, превратив в лавровое дерево, а Аполлон создал венок из одной из его ветвей. [20]
Другие авторы
[ редактировать ]Филострат в своей «Жизни Аполлония Тианского» говорит, что ассирийцы , поклонявшиеся Аполлону Дафнею («Аполлону Лавровому»), разместили место превращения Дафны из Аркадии в Антиохию (современная Антакья в Турции). [21]
Нонн также поместил жилища Дафны близ реки Оронта и говорит, что именно Гея поглотила девушку до того, как она познала замужество; Аполлон всегда винил в этом Гею. [22]
В своих «Диалогах богов сатирик Лукиан Самосатский » автор - предлагает Аполлону назвать Дафну и Гиацинта своими двумя величайшими возлюбленными и сожалеть о потере их обоих; он объявляет себя невезучим в любви, тем более что Дафна нашла вариант стать деревом более привлекательным, чем он. [23] Эрос также упоминает Зевсу, что Дафна не влюбилась в Аполлона. [24]
Поэт шестого века нашей эры Диоскор из Афродиты сочинил стихотворение, в котором Аполлон называет Дафну и Гиацинта своими двумя величайшими возлюбленными и оплакивает их утрату. [25]
Сорта лавра
[ редактировать ]
Имя Дафна в переводе с греческого Δάφνη означает « лавр » . [26] Хотя история Дафны традиционно связана с лавром ( Laurus nobilis ), почти 90 видов вечнозеленых кустарников, известных своими ароматными цветами и ядовитыми ягодами, сгруппированы под родом Дафна , включая цветок-гирлянду ( Daphne cneorum ); дафна февральская или мезереон ( Daphne mezereum ); и молочай лавр или лавр лесной ( Daphne laureola ). Эти виды относятся к семейству Thymelaeaceae и произрастают в Азии, Европе и Северной Африке.
Храмы
[ редактировать ]Артемида Дафния
[ редактировать ]Артемида Дафная, имевшая свой храм среди лакедемонян, в месте, называемом Гипсой. [27] в древности, на склонах горы Кнакадион, недалеко от спартанской границы, [28] у нее были свои священные лавровые деревья. [29]
Аполлон Дафнефор, Эретрия
[ редактировать ]В Эретрии опознавательный знак раскопанного храма VII и VI веков до нашей эры. [30] Аполлону Дафнефору , «Аполлону, носителю лавра», или «уносившему Дафну», «месту, где граждане должны принести клятву», указано в надписях. [31]
Культурные изображения
[ редактировать ]
- Дафна (1598), опера Якопо Пери и Якопо Корси на либретто Оттавио Ринуччини
- Ла Дафна (1608), опера Марко да Гальяно на либретто Оттавио Ринуччини
- Die Dafne (1627), утраченная опера Генриха Шютца на либретто Мартина Опица , перевод либретто Ринуччини.
- Дафна (1938), опера Рихарда Штрауса о легенде, основанной на рассказах Овидия и Еврипида.
- Знаменитой интерпретацией этой темы является Джана Лоренцо Бернини скульптура «Аполлон и Дафна» .
- В WEBTOON комиксе Lore Olympus Дафна — фотомодель, инструктор йоги и влиятельная личность в социальных сетях, которая встречается с Танатосом , богом смерти.
- Дочь Спарты (2021), молодежный исторический фэнтезийный роман Клэр М. Эндрюс, переосмысляющий историю Аполлона и Дафны. Дафна — молодой спартанский воин, который должен работать вместе с Аполлоном, чтобы спасти Олимп и всю Грецию. [32]
Галерея
[ редактировать ]- Преображение Дафны в искусстве
- Аполлон и Дафна
Уотерхаус г. , 1908
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ RSP Beekes предложил догреческую протоформу * dak В -(н)- . Дафна этимологически связана с латинским laurus , «лавровым деревом» ( Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 306–7).
- ^ Павсаний , 10.7.8
- ^ Гигин , Басни 203 ; Овидий , Метаморфозы 1.452
- ^ Павсаний, 8.20.1 и 10.7.8 ; Филострарус , Жизнь Аполлония Тианского 1.16 ; Стаций , Фиваида 4.289 ; Нонн , Дионисия 42.386
- ^ Цецес объявление Ликофрон , 6 ; Первый мифограф Ватикана 2.216
- ^ Схолиаст об Пиндара Олимпийских одах 6.143
- ^ Парфений , Erotica Pathemata 15, цитирует Диодора Элейского, фр. и Филарх , фр. в качестве источников
- ^ Овидий, Метаморфозы 1.452 ; такое лечение обычно рассматривается как изобретение Овидия: см. H. Fränkel, Ovid: A Poet Between Two Worlds (1945), p. 79, или Э. Добльхофер, «Овидий Урбан: eine Studie zum Humor в метаморфозах Овидия», Philologis 104 (1960), стр. 79. 79 и далее; об этом эпизоде как остроумном переложении Ио» Кальвуса « см . Отис Б., Овидий как эпический поэт , 2-е изд., 1970, с. 102
- ^ Перевод, строка 456, Классическая библиотека Леба
- ^ Овидий, Метаморфозы 1.452.
- ^ «Метаморфозы» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2005 года . Проверено 17 ноября 2017 г. Перевод А.С. Клайна, 2000.
- ^ Насо], Овидий [Публий Овидий (11 сентября 2008 г.), «Метаморфозы», в Мелвилле, AD; Кенни, Эдвард Дж. (ред.), Классика мира Оксфорда: Овидий: Метаморфозы , Oxford University Press, стр. 1–380, doi : 10.1093/oseo/instance.00080405 , ISBN 9780199537372
- ^ Дж. Л. Лайтфут, тр. Парфений Никейский: поэтические фрагменты и Erōtika pathēmata 1999, примечания к XV, Περὶ Δάφνης, стр. 471 и далее.
- ^ Царь Амикла также является отцом другого любовника Аполлона, Гиацинта .
- ^ Лайтфут (1999), с. 471.
- ^ Павсаний, 8.20.2
- ^ Павсаний, 8.20.3
- ^ Павсаний, 10.7.8
- ^ Павсаний, 8.20.4
- ^ Гигин , Басни 203
- ^ Филострат , Жизнь Аполлония Тианского 1.16
- ^ Нонн , Дионисия 33.217–220
- ^ Лукиан , Диалоги богов Гермеса и Аполлона II
- ^ Люциан, Диалоги любви богов и Зевса
- ^ МакКулл, Лесли С.Б. «У МЕНЯ ДВЕ ЛЮБВИ: ДИОСКОР, АПОЛЛОН, ДАФНА, ГИАЦИНТ». Византия, т. 77, Peeters Publishers, 2007, стр. 305–14 .
- ^ RSP Beekes предложил догреческую протоформу * dak В -(н)- . Дафна этимологически связана с латинским laurus , «лавровым деревом» ( Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 306–7).
- ^ Г. Шипли, «Размеры спартанской территории в позднеклассический и эллинистический периоды», Ежегодник Британской школы в Афинах , 2000.
- ^ Павсаний, 3.24.8 ; Лилий Грегориус Гиральд, Historiae Deorum Gentilium , Базель, 1548, Синтагма 10, отмечен в этой связи в Gründliches мифологическом лексиконе , Бенджамин Хедерих , 1770.
- ^ Карл Кереньи , Боги греков , 1951:141
- ↑ Построено на стенах VIII века и апсидальном здании под наосом , что указывает на геометрическую дату святилища.
- ^ Ричардсон, Руфус Б. (июль 1895 г.). «Храм в Эретрии». Американский журнал археологии и истории изящных искусств . 10 (3): 326–337. дои : 10.2307/496539 . JSTOR 496539 . ; Пол Оберсон, Эретрия. Fouilles et Recherches I, Храм Аполлона Дафнефора, Архитектура (Берн, 1968). См. также Плутарх , Пифийский оракул , 16.
- ^ ДОЧЬ СПАРТЫ
Ссылки
[ редактировать ]- Овидий . Метаморфозы , Том I: Книги 1–8 . Перевод Фрэнка Джастуса Миллера. Отредактировано ГП Гулдом. Классическая библиотека Леба № 42. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1977, впервые опубликовано в 1916 году. ISBN 978-0-674-99046-3 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Гигин, Гай Юлий , Мифы о Гигине . Отредактировано и переведено Мэри А. Грант, Лоуренс: University of Kansas Press, 1960.
- Павсаний , Описание Греции Павсанием с английским переводом, выполненным WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Парфений Никейский , Парфений Никейский: поэтические фрагменты и Erōtika pathēmata Дж. Л. Лайтфут , 2000, ISBN 0-19-815253-1 . Рецензия Кристофера Франсезе в The Bryn Mawr Classical Review
- Лукиан , Диалоги богов ; перевод Фаулера, Х.В. и Ф.Г. Оксфорд: The Clarendon Press. 1905.
- Филострат , Филострат: Аполлоний Тианский. Письма Аполлония, Древние Свидетельства, Ответ Евсевия Гиероклу , изд. Кристофер П. Джонс. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2006 (Классическая библиотека Леба № 458), ISBN 0-674-99617-8 . (Греческие тексты и английские переводы)
- Нонн , Дионисий ; перевод Роуз, WHD , III Книги XVI – XXXV. Классическая библиотека Леба № 354, Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: William Heinemann Ltd., 1940. Интернет-архив .
- Схолия к Ликофрона «Александре» , примечания на полях Исаака и Иоанниса Цецеса и других из греческого издания Эдуарда Шеера (Вайдманн, 1881). Онлайн-версия в текстовом проекте Topos. . Греческий текст доступен на Archive.org.
Внешние ссылки
[ редактировать ]