Арахна
Арахна | |
---|---|
![]() Минерва и Арахна , Рене-Антуан Уасс , 1706 год. | |
Информация во вселенной | |
Разновидность | Человек, затем паук |
Пол | Женский |
Дети | Клостер |
Родственники | Идмон (отец) Фаланга (брат) |
Место рождения | Лидия или Аттика |
Источник | Метаморфозы , 8 год нашей эры. |
Арахна ( / ə ˈ r æ k n iː / ; от древнегреческого : Ἀράχνη , латинизированного : arákhnē , букв. «паук», родственного латинскому araneus ) [1] — главный герой сказки греческой мифологии, известной прежде всего по версии римского поэта Овидия (43 г. до н. э. – 17 г. н. э.), которая является самым ранним из сохранившихся источников этой истории. [2] В шестой книге своей эпической поэмы «Метаморфозы » Овидий рассказывает, как талантливая смертная Арахна вызвала богиню Афину на состязание по ткачеству. Когда Афина не смогла найти никаких изъянов в гобелене, который Арахна соткала для конкурса, богиня пришла в ярость и избила девушку своим челноком . После того, как Арахна от стыда повесилась, она превратилась в паука . Этот миф одновременно объяснял этиологию способностей пауков к плетению паутины и предостерег от высокомерия.
Биография
[ редактировать ]Согласно мифу, изложенному Овидием , Арахна была лидийской девушкой, дочерью Идмона из Колофона , известного красильщика пурпура. [3] Ей приписывают изобретение льняной ткани и сетей, а ее сын Клостер ввел использование веретена в производстве шерсти. Говорят, что она была уроженкой Гипепы , недалеко от Колофона в Малой Азии . [4]
Мифология
[ редактировать ]Овидий
[ редактировать ]
В «Метаморфозах» римский поэт Овидий пишет, что Арахна была дочерью пастуха, которая начала ткать в раннем возрасте. Она стала великой ткачихой, хвасталась, что ее мастерство выше, чем у Афины, и отказывалась признать, что ее мастерство, по крайней мере частично, исходило от богини. Афина обиделась и устроила между ними состязание. Представившись старухой, она подошла к хвастливой девушке и предупредила ее, что неразумно сравнивать себя с кем-либо из богов и что ей следует просить прощения у Афины.
Арахна не унывала и хвасталась, что, если Афина желает остановить ее, ей следует явиться лично и сделать это самой. Афина тут же сняла свою маскировку и появилась в сияющей славе, одетая в сверкающий белый хитон . Они сразу же начали плести. Ткачество Афины представляло собой четыре отдельных состязания между смертными и богами, в которых боги наказывали смертных за то, что они ставили себя на равных с богами. Ткачество Арахны изображало способы, которыми боги, особенно Зевс, вводили в заблуждение и оскорбляли смертных, обманывая и соблазняя многих женщин. Когда Афина увидела, что Арахна не только оскорбила богов, но и сделала это произведением, гораздо более прекрасным, чем произведение Афины, она пришла в ярость. Она разорвала работу Арахны в клочья и трижды ударила ее челноком по голове. Потрясенная и смущенная, Арахна покончила с собой через повешение.
Увидев это, Афина пожалела девушку, превратив ее в паука, который будет плести паутину навечно, как и ее потомки. Афина сделала это, окропив ее соком травы Гекаты.
[И] сразу же от прикосновения к этому темному яду у Арахны выпали волосы. Вместе с этим исчезли ее нос и уши, голова уменьшилась до самых маленьких размеров, а все тело стало крошечным. Ее тонкие пальцы прилепились к бокам как ноги, остальное — брюхо, из которого она до сих пор прядет нить и, как паук, плетет свою древнюю паутину. [5]
Миф об Арахне также можно рассматривать как попытку показать связь искусства и тиранической власти во времена Овидия. Он писал при императоре Августе и был им сослан. В то время ткачество было распространенной метафорой поэзии, поэтому артистизм Арахны и цензура его со стороны Афины могут служить провокационной аллегорией роли писателя при автократическом режиме. [6]
Гобелены
[ редактировать ]Афина выткала в каждом из четырех углов гобелен с темами высокомерия, наказанного богами, в качестве предупреждения Арахне против того, что она делала. Это Гера и Зевс превратили Родопу и Гемуса в одноименные горные хребты, Гера превратила царицу Герану в журавля за то, что она осмелилась похвастаться тем, что она красивее царицы богов, Гера снова превратила Антигону Троянскую в аиста за то, что она соперничала с ней и, наконец, Кинира окаменевшая дочь . Эти четыре сказки окружали центральную, которая представляла собой Афины и Посейдона спор об ареопаге , который получит город Афины ; Афина предложила оливковое дерево, а Посейдон — источник с морской водой (афиняне в конечном итоге выбрали Афину). Наконец, богиня окружила внешние края оливковыми венками. [7]
Тем временем Арахна решила включить несколько историй о богах-мужчинах, которые обманывали и обманывали женщин, принимая другие формы вместо своей собственной. Она изобразила Зевса, превратившегося в: быка для Европы , орла для Астерии , лебедя для Леды , сатира для Антиопы , Амфитриона для Алкмены , золотого дождя для Данаи , пламени для Эгины , пастуха для Мнемозины и змеи для Персефоны . Посейдон превратился в быка для Канака , Энипей для Ифимедеи , [а] баран для Феофана , лошадь для Деметры , птица для Медузы и дельфин для Меланто . Аполлон превращался в пастуха для Иссы, а затем в земляка, ястреба и льва еще в трех неясных случаях, Дионис в «обманчивый виноград» для Эригоны и, наконец, Кронос в лошадь для Филиры . На внешнем крае гобелена были переплетены цветы и переплетенный плющ. [8]
Другие сертификаты
[ редактировать ]Было высказано предположение, что древний коринфский арибалл, датируемый шестым веком до нашей эры, изображает состязание ткачей Афины и Арахны, что делает его самым ранним свидетельством мифа; [9] [10] однако было отмечено, что эта интерпретация не является бесспорной, и арибаллы могли быть просто изображением Афины, обучающей народ искусству ткачества, без какого-либо отношения к Арахне. [11]
Между тем, самое раннее письменное свидетельство о столкновении Арахны с Афиной любезно предоставлено Вергилием , римским поэтом первого века до нашей эры, который писал, что Афина ненавидит паука, но не объяснил причину. [12] Плиний Старший писал, что у Арахны был сын Клостер (что по-гречески означает «веретено») от неназванного отца, который изобрел использование веретена при производстве шерсти. [13]
В более редкой версии Арахна была девушкой из Аттики , которую Афина обучала искусству ткачества, а ее брат Фаланкс вместо этого обучался у богини боевым искусствам. Но затем двое братьев и сестер вступили в кровосмесительный половой акт, поэтому Афина, испытывая отвращение, превратила их обоих в пауков, животных, обреченных быть съеденными собственными детенышами. [14]
Писатель-сатирик Лукиан примерно во втором веке нашей эры писал в своем произведении «Подагра» , что «меонская дева Арахна считала себя ровней Афине, но она потеряла свою форму и до сих пор должна плести и плести свою паутину». [15]
Влияние
[ редактировать ]
Метаморфоза Арахны в рассказе Овидия послужила материалом для эпизода » Эдмунда Спенсера пародийно-героического «Муйопотмоса , 257–352. [16] Адаптация Спенсера, которая «перечитывает историю Овидия с точки зрения елизаветинского мира», призвана дать обоснование ненависти потомка Арахны Араньолла к герою-бабочке Клариону. [17]
Данте Алигьери использует Арахну в XVII песни « Ада» , первой части «Божественной комедии» , для описания ужасного чудовища Гериона . «Спина его, и весь живот, и оба бока были расписаны арабесками и завитушками: турки и татары никогда не делали ткани с более насыщенными цветами и замысловато сотканной, и таких сложных паутинок не плела Арахна». [18]
Сказка об Арахне вдохновила Веласкеса на создание одной из самых реальных картин: « Лас Хиландерас» («Прядильщики, или Басня об Арахне» в Прадо ), в которой художник представляет два важных момента мифа. Спереди — состязание Арахны и богини (молодого и старого ткача), а сзади — « Похищение Европы» , являющееся копией Тициана версии Рубенса (или, может быть, копии Тициана ). Перед ним появляется Минерва (Афина) в момент наказания Арахны. Оно превращает миф в размышление о творении и подражании, боге и человеке, мастере и ученике (а значит, и о природе искусства). [19]
Также было высказано предположение, что новелла Иеремиаса Готтельфа девятнадцатого века «Черный паук Овидия » находилась под сильным влиянием истории Арахны из «Метаморфоз» . [20] В повести женщина превращена в ядовитого паука, нарушившего сделку с дьяволом. [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]- Пендула с Арахной и Афиной из мейсенского фарфора , приписываемая Иоганну Готлибу Киршнеру и Георгу Фриче (1727 г.)
- Паоло Веронезе - Диалектика - Палаццо Дукале
См. также
[ редактировать ]- Культурные изображения пауков
- Марсий , сатир , участвовавший в музыкальном состязании с Аполлоном и также пострадавший за свою самонадеянность.
- Медуза , которая также преобразилась в результате гнева Афины.
- 407 Арахна , астероид, названный в честь Арахны.
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ RSP Beekes , Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 124.
- ^ «Теой.com» .
- ^ Овидий , Метаморфозы , 6. 8
- ^ Плиний Старший . Naturalis Historia , Книга 7.56.3 ; По словам Джастина, Б. ii. в. 6 г. афиняне ввели среди своих соотечественников употребление шерсти; но предполагалось, что они научились этому от египтян. Поскольку у нас есть достаточно свидетельств того, что египтяне производили лен в очень ранний период, мы можем предположить, что этот рассказ об Арахне либо является вымышленным, либо что она тем или иным образом сыграла важную роль в распространении льна в Греции.
- ^ Клайн, А.С. «Овидий — Метамофозы» (PDF) . Тикабу . АС Клайн. Архивировано из оригинала (PDF) 18 апреля 2016 года . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ Роман Л. и Роман М. (2010). Энциклопедия греческой и римской мифологии. , с. 78, в Google Книгах
- ^ Овидий , Метаморфозы 6.70-102.
- ^ Овидий , Метаморфозы 6.103-128.
- ^ Окли, Джон (31 августа 2014 г.). Афинские гончары и художники . Том. III. США: Oxbow Books . п. 99 . ISBN 978-1-78297-663-9 .
- ^ Неизвестный. Арибалл с изображением мифа о битве Арахны и Афины (Глины). Коринф , Греция : Археологический музей древнего Коринфа . Архивировано из оригинала 4 октября 2023 г. Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ «Археологические рассказы из Афин» . Афинские анналы археологии (на греческом языке). 3–4 . Главное управление древностей и реставрации: 95 . 1971.
- ^ Вергилий , Георгика 4.246 и далее
- ^ Плиний Старший , Естественная история 7.196.
- ^ Зальцман-Митчелл, Патрисия Б. (2005). Паутина фантазий: взгляд, образ и пол в «Метаморфозах» Овидия . Издательство Университета штата Огайо . п. 228 . ISBN 0-8142-0999-8 .
- ^ Люциан (1967). Солоециста. Люциус или Осел. Любовь. Безмятежный. Демосфен. Подагра. Окипус. Цинискус. Филопатрис. Харидем. Нерон . Классическая библиотека Леба 432. Перевод доктора медицины Маклауда. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . п. 318-319 .
- ^ Написано ок. 1590 г. и опубликовано в «Жалобы» , 1591 г. Упоминание Спенсером Арахны в «Королеве фей» , ii, xii.77, также отмечено в Смит, Рид (1913). «Метаморфозы в Муйопотмосе». Заметки о современном языке . 28 (3): 82–85. дои : 10.2307/2916008 . JSTOR 2916008 .
- ^ Бринкли, Роберт А. (1981). «Муйопотмос Спенсера и политика метаморфозы». ЭЛХ . 48 (4): 668–676. дои : 10.2307/2872956 . JSTOR 2872956 .
- ^ Данте Алигьери , Божественная комедия, Том 1: Инферно . Песнь XVII, строки 15–18 (с. 223–224). Перевод Марка Мусы.
- ^ «Легенда об Арахне» (на французском языке) . Проверено 20 февраля 2013 г.
- ^ Галлахер, Дэвид (октябрь 2008 г.). «Передача метаморфозы Арахны Овидия в « Die Schwarze Spinne » Иеремиаса Готтельфа». Неофилолог . 92 (4): 699–711. дои : 10.1007/s11061-007-9071-y . S2CID 162479504 .
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Овидий , Метаморфозы VI.1–145
- Плиний Старший , Naturalis Historia vii.56.196
- Вергилий , Георгики iv.246-247
Вторичные источники
[ редактировать ]- Гарри Терстон Пек, Словарь классических древностей Харпера (1898) (13.23)
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Харрис, Байрон (1990). » Овидия «Прядиха и поэт: Арахна в «Метаморфозах ». Труды Кембриджского филологического общества . 36 (216): 64–82. дои : 10.1017/S006867350000523X . JSTOR 44696682 .
- Гейдук, Юлия Д. (2012). «Отношение Арахны: Метаморфозы 6.25». Мнемозина . 65 (4/5): 764–768. дои : 10.1163/156852512X585241 . JSTOR 41725255 .
- Хёфлер, Стефан; Нильсен, Йохан Ульрик (2022). «Протоиндоевропейское слово, обозначающее« паук »?: расплетение предыстории греческого ἀράχνη и латинского araneus» . Греко-латинская Бруненсия (1): 69–89. дои : 10.5817/GLB2022-1-6 . hdl : 11222.digilib/145031 . S2CID 251755480 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение Арахны в Викисловаре
СМИ, связанные с Арахной, на Викискладе?
- Работы Арахны в Project Gutenberg
- Работы Арахны или о ней в Интернет-архиве.
- Иконографическая база данных Института Варбурга (изображения Арахны)