Jump to content

Арахна

Арахна
Минерва и Арахна , Рене-Антуан Уасс , 1706 год.
Информация во вселенной
Разновидность Человек, затем паук
Пол Женский
Дети Клостер
Родственники Идмон (отец)
Фаланга (брат)
Место рождения Лидия или Аттика
Источник Метаморфозы , 8 год нашей эры.

Арахна ( / ə ˈ r æ k n / ; от древнегреческого : Ἀράχνη , латинизированного : arákhnē , букв. «паук», родственного латинскому araneus ) [1] — главный герой сказки греческой мифологии, известной прежде всего по версии римского поэта Овидия (43 г. до н. э. – 17 г. н. э.), которая является самым ранним из сохранившихся источников этой истории. [2] В шестой книге своей эпической поэмы «Метаморфозы » Овидий рассказывает, как талантливая смертная Арахна вызвала богиню Афину на состязание по ткачеству. Когда Афина не смогла найти никаких изъянов в гобелене, который Арахна соткала для конкурса, богиня пришла в ярость и избила девушку своим челноком . После того, как Арахна от стыда повесилась, она превратилась в паука . Этот миф одновременно объяснял этиологию способностей пауков к плетению паутины и предостерег от высокомерия.

Биография

[ редактировать ]

Согласно мифу, изложенному Овидием , Арахна была лидийской девушкой, дочерью Идмона из Колофона , известного красильщика пурпура. [3] Ей приписывают изобретение льняной ткани и сетей, а ее сын Клостер ввел использование веретена в производстве шерсти. Говорят, что она была уроженкой Гипепы , недалеко от Колофона в Малой Азии . [4]

Мифология

[ редактировать ]
Афина и Арахна ( Антонио Темпеста )

В «Метаморфозах» римский поэт Овидий пишет, что Арахна была дочерью пастуха, которая начала ткать в раннем возрасте. Она стала великой ткачихой, хвасталась, что ее мастерство выше, чем у Афины, и отказывалась признать, что ее мастерство, по крайней мере частично, исходило от богини. Афина обиделась и устроила между ними состязание. Представившись старухой, она подошла к хвастливой девушке и предупредила ее, что неразумно сравнивать себя с кем-либо из богов и что ей следует просить прощения у Афины.

Арахна не унывала и хвасталась, что, если Афина желает остановить ее, ей следует явиться лично и сделать это самой. Афина тут же сняла свою маскировку и появилась в сияющей славе, одетая в сверкающий белый хитон . Они сразу же начали плести. Ткачество Афины представляло собой четыре отдельных состязания между смертными и богами, в которых боги наказывали смертных за то, что они ставили себя на равных с богами. Ткачество Арахны изображало способы, которыми боги, особенно Зевс, вводили в заблуждение и оскорбляли смертных, обманывая и соблазняя многих женщин. Когда Афина увидела, что Арахна не только оскорбила богов, но и сделала это произведением, гораздо более прекрасным, чем произведение Афины, она пришла в ярость. Она разорвала работу Арахны в клочья и трижды ударила ее челноком по голове. Потрясенная и смущенная, Арахна покончила с собой через повешение.

Увидев это, Афина пожалела девушку, превратив ее в паука, который будет плести паутину навечно, как и ее потомки. Афина сделала это, окропив ее соком травы Гекаты.

[И] сразу же от прикосновения к этому темному яду у Арахны выпали волосы. Вместе с этим исчезли ее нос и уши, голова уменьшилась до самых маленьких размеров, а все тело стало крошечным. Ее тонкие пальцы прилепились к бокам как ноги, остальное — брюхо, из которого она до сих пор прядет нить и, как паук, плетет свою древнюю паутину. [5]

Миф об Арахне также можно рассматривать как попытку показать связь искусства и тиранической власти во времена Овидия. Он писал при императоре Августе и был им сослан. В то время ткачество было распространенной метафорой поэзии, поэтому артистизм Арахны и цензура его со стороны Афины могут служить провокационной аллегорией роли писателя при автократическом режиме. [6]

Гобелены

[ редактировать ]

Афина выткала в каждом из четырех углов гобелен с темами высокомерия, наказанного богами, в качестве предупреждения Арахне против того, что она делала. Это Гера и Зевс превратили Родопу и Гемуса в одноименные горные хребты, Гера превратила царицу Герану в журавля за то, что она осмелилась похвастаться тем, что она красивее царицы богов, Гера снова превратила Антигону Троянскую в аиста за то, что она соперничала с ней и, наконец, Кинира окаменевшая дочь . Эти четыре сказки окружали центральную, которая представляла собой Афины и Посейдона спор об ареопаге , который получит город Афины ; Афина предложила оливковое дерево, а Посейдон — источник с морской водой (афиняне в конечном итоге выбрали Афину). Наконец, богиня окружила внешние края оливковыми венками. [7]

Тем временем Арахна решила включить несколько историй о богах-мужчинах, которые обманывали и обманывали женщин, принимая другие формы вместо своей собственной. Она изобразила Зевса, превратившегося в: быка для Европы , орла для Астерии , лебедя для Леды , сатира для Антиопы , Амфитриона для Алкмены , золотого дождя для Данаи , пламени для Эгины , пастуха для Мнемозины и змеи для Персефоны . Посейдон превратился в быка для Канака , Энипей для Ифимедеи , [а] баран для Феофана , лошадь для Деметры , птица для Медузы и дельфин для Меланто . Аполлон превращался в пастуха для Иссы, а затем в земляка, ястреба и льва еще в трех неясных случаях, Дионис в «обманчивый виноград» для Эригоны и, наконец, Кронос в лошадь для Филиры . На внешнем крае гобелена были переплетены цветы и переплетенный плющ. [8]

Другие сертификаты

[ редактировать ]

Было высказано предположение, что древний коринфский арибалл, датируемый шестым веком до нашей эры, изображает состязание ткачей Афины и Арахны, что делает его самым ранним свидетельством мифа; [9] [10] однако было отмечено, что эта интерпретация не является бесспорной, и арибаллы могли быть просто изображением Афины, обучающей народ искусству ткачества, без какого-либо отношения к Арахне. [11]

Между тем, самое раннее письменное свидетельство о столкновении Арахны с Афиной любезно предоставлено Вергилием , римским поэтом первого века до нашей эры, который писал, что Афина ненавидит паука, но не объяснил причину. [12] Плиний Старший писал, что у Арахны был сын Клостер (что по-гречески означает «веретено») от неназванного отца, который изобрел использование веретена при производстве шерсти. [13]

В более редкой версии Арахна была девушкой из Аттики , которую Афина обучала искусству ткачества, а ее брат Фаланкс вместо этого обучался у богини боевым искусствам. Но затем двое братьев и сестер вступили в кровосмесительный половой акт, поэтому Афина, испытывая отвращение, превратила их обоих в пауков, животных, обреченных быть съеденными собственными детенышами. [14]

Писатель-сатирик Лукиан примерно во втором веке нашей эры писал в своем произведении «Подагра» , что «меонская дева Арахна считала себя ровней Афине, но она потеряла свою форму и до сих пор должна плести и плести свою паутину». [15]

Прядильщики, или Басня об Арахне (1644–1648) Веласкеса

Метаморфоза Арахны в рассказе Овидия послужила материалом для эпизода » Эдмунда Спенсера пародийно-героического «Муйопотмоса , 257–352. [16] Адаптация Спенсера, которая «перечитывает историю Овидия с точки зрения елизаветинского мира», призвана дать обоснование ненависти потомка Арахны Араньолла к герою-бабочке Клариону. [17]

Данте Алигьери использует Арахну в XVII песни « Ада» , первой части «Божественной комедии» , для описания ужасного чудовища Гериона . «Спина его, и весь живот, и оба бока были расписаны арабесками и завитушками: турки и татары никогда не делали ткани с более насыщенными цветами и замысловато сотканной, и таких сложных паутинок не плела Арахна». [18]

Сказка об Арахне вдохновила Веласкеса на создание одной из самых реальных картин: « Лас Хиландерас» («Прядильщики, или Басня об Арахне» в Прадо ), в которой художник представляет два важных момента мифа. Спереди — состязание Арахны и богини (молодого и старого ткача), а сзади — « Похищение Европы» , являющееся копией Тициана версии Рубенса (или, может быть, копии Тициана ). Перед ним появляется Минерва (Афина) в момент наказания Арахны. Оно превращает миф в размышление о творении и подражании, боге и человеке, мастере и ученике (а значит, и о природе искусства). [19]

Также было высказано предположение, что новелла Иеремиаса Готтельфа девятнадцатого века «Черный паук Овидия » находилась под сильным влиянием истории Арахны из «Метаморфоз» . [20] В повести женщина превращена в ядовитого паука, нарушившего сделку с дьяволом. [ нужна ссылка ]


См. также

[ редактировать ]
  1. Обычно говорят, что Посейдон принимал форму Энипея, чтобы обмануть Тиро (у которого также были близнецы), а не Ифимедею.
  1. ^ RSP Beekes , Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 124.
  2. ^ «Теой.com» .
  3. ^ Овидий , Метаморфозы , 6. 8
  4. ^ Плиний Старший . Naturalis Historia , Книга 7.56.3 ; По словам Джастина, Б. ii. в. 6 г. афиняне ввели среди своих соотечественников употребление шерсти; но предполагалось, что они научились этому от египтян. Поскольку у нас есть достаточно свидетельств того, что египтяне производили лен в очень ранний период, мы можем предположить, что этот рассказ об Арахне либо является вымышленным, либо что она тем или иным образом сыграла важную роль в распространении льна в Греции.
  5. ^ Клайн, А.С. «Овидий — Метамофозы» (PDF) . Тикабу . АС Клайн. Архивировано из оригинала (PDF) 18 апреля 2016 года . Проверено 12 декабря 2016 г.
  6. ^ Роман Л. и Роман М. (2010). Энциклопедия греческой и римской мифологии. , с. 78, в Google Книгах
  7. ^ Овидий , Метаморфозы 6.70-102.
  8. ^ Овидий , Метаморфозы 6.103-128.
  9. ^ Окли, Джон (31 августа 2014 г.). Афинские гончары и художники . Том. III. США: Oxbow Books . п. 99 . ISBN  978-1-78297-663-9 .
  10. ^ Неизвестный. Арибалл с изображением мифа о битве Арахны и Афины (Глины). Коринф , Греция : Археологический музей древнего Коринфа . Архивировано из оригинала 4 октября 2023 г. Проверено 4 июня 2023 г.
  11. ^ «Археологические рассказы из Афин» . Афинские анналы археологии (на греческом языке). 3–4 . Главное управление древностей и реставрации: 95 . 1971.
  12. ^ Вергилий , Георгика 4.246 и далее
  13. ^ Плиний Старший , Естественная история 7.196.
  14. ^ Зальцман-Митчелл, Патрисия Б. (2005). Паутина фантазий: взгляд, образ и пол в «Метаморфозах» Овидия . Издательство Университета штата Огайо . п. 228 . ISBN  0-8142-0999-8 .
  15. ^ Люциан (1967). Солоециста. Люциус или Осел. Любовь. Безмятежный. Демосфен. Подагра. Окипус. Цинискус. Филопатрис. Харидем. Нерон . Классическая библиотека Леба 432. Перевод доктора медицины Маклауда. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . п. 318-319 .
  16. ^ Написано ок. 1590 г. и опубликовано в «Жалобы» , 1591 г. Упоминание Спенсером Арахны в «Королеве фей» , ii, xii.77, также отмечено в Смит, Рид (1913). «Метаморфозы в Муйопотмосе». Заметки о современном языке . 28 (3): 82–85. дои : 10.2307/2916008 . JSTOR   2916008 .
  17. ^ Бринкли, Роберт А. (1981). «Муйопотмос Спенсера и политика метаморфозы». ЭЛХ . 48 (4): 668–676. дои : 10.2307/2872956 . JSTOR   2872956 .
  18. ^ Данте Алигьери , Божественная комедия, Том 1: Инферно . Песнь XVII, строки 15–18 (с. 223–224). Перевод Марка Мусы.
  19. ^ «Легенда об Арахне» (на французском языке) . Проверено 20 февраля 2013 г.
  20. ^ Галлахер, Дэвид (октябрь 2008 г.). «Передача метаморфозы Арахны Овидия в « Die Schwarze Spinne » Иеремиаса Готтельфа». Неофилолог . 92 (4): 699–711. дои : 10.1007/s11061-007-9071-y . S2CID   162479504 .

Библиография

[ редактировать ]

Первоисточники

[ редактировать ]

Вторичные источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8df188fe1a1d011afbb7dfe86474a315__1715920500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/15/8df188fe1a1d011afbb7dfe86474a315.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arachne - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)