Сиде (дочь Иктина)
В греческой мифологии Сиде [ а ] - второстепенная фигура, женщина, которая пыталась сбежать от своего влюбленного отца и превратилась в дерево, чтобы спастись от него, что является частью этиологического мифа, пытающегося объяснить природу деревьев и птиц. Ее краткий рассказ сохранился в трудах Дионисия Перигета , древнегреческого автора, который, как полагают, родился в городе Александрии и жил примерно во времена римского императора Адриана (годы правления 117–138 гг. н.э.).
Этимология
[ редактировать ]Древнегреческое σίδη существительное переводится как « гранат». [ 1 ] и относится как к дереву, так и к его плодам. [ 2 ] Роберт Бикс и Ферни предполагают, что все его варианты написания (такие как σίβδη síbdē , ξίμβα xímba и σίβδα síbda ) указывают на догреческое происхождение слова, [ 3 ] а Витчак говорит конкретно о западно-анатолийском . [ 4 ]
Семья
[ редактировать ]Единственный известный член семьи Сиде — отец по имени Иктинус . [ 5 ] Больше ничего не известно об их семье, как и не названа земля, где происходит ее миф, поскольку, скорее всего, и Сиде, и Иктинус были придуманы ради этой истории. [ 6 ]
Мифология
[ редактировать ]Согласно мифу, отец Сиде Иктинус развил кровосмесительное желание к своей дочери и преследовал ее с намерением изнасиловать. [ 7 ] [ 8 ] Сайд бежала от него, пока не добралась до надгробия своей умершей матери и не покончила с собой на нем, чтобы избежать его хищных нападок. [ 9 ] Ее красная кровь пролилась на землю и породила гранатовое дерево, а сам ее отец превратился в воздушного змея . [ 6 ] [ 10 ] [ 11 ] хищная птица, которая, по словам Оппиана , ненавидит отдыхать на гранатовых деревьях. [ 12 ] [ 13 ]
Символизм
[ редактировать ]
Карл Кереньи сравнил эту историю как с богиней Персефоной , которая была похищена в Подземный мир ее царем Аидом и вынуждена оставаться там по несколько месяцев в году благодаря употреблению ею плодов граната, так и охотника Ориона с первой женой Сиде , которая разозлил Геру и в наказание был брошен в Тартар . Все три истории объединяет тема девушки, связанной с гранатом, которая умирает, буквально или метафорически, и попадает в подземный мир. В случае с этой Сиде ее отец Иктинус заменяет подземного бога, который соблазняет/насилует девушку. Кереньи резюмировала эту тему как женщина, которая должна спуститься в Подземный мир на благо своего сообщества. [ 14 ]
Миф о Сиде также имеет схожие элементы с мифом о Никтее. [ 15 ] [ 16 ] и Никтимена , [ 17 ] [ 18 ] две другие женщины, которые превратились во что-то другое, пытаясь вырваться из объятий своих хищных отцов.
Плод граната считался символом плодородия и Афродиты , богини любви и плодородия, возможно, потому, что его многочисленные красные семена символизируют деторождение и сексуальность; его также использовали в качестве противозачаточного средства. [ 19 ] Что наиболее важно, когда дело доходит до этого мифа, помимо связи с воздушными змеями, он имеет ярко-красный цвет, напоминающий кровь, поскольку Сиде пролила свою собственную, когда покончила с собой, что затем дало начало дереву. [ 6 ]
Древнегреческая колония в районе Памфилии (на южном побережье Малой Азии , ныне в Турции ) называлась и до сих пор называется Сиде , и на монетах этого города изображались плоды граната. [ 20 ] [ 21 ] Другие анатолийские города под названием Сиде включают один в Карии и другой в Понте .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Сторона / s aɪ d ɪ / , SYE -dee ; Древнегреческий : Σίδη , латинизированный : Sídē , букв. 'гранат', произносится [sϐːdɛː] .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хюнемёрдер, Кристиан (2006). Канчик, Юбер; Шнайдер, Хельмут (ред.). « Гранат», в: «Новый Поли Брилла, античные тома» . referenceworks.brillonline.com . Перевод Салазар, Кристин Ф. Гамбург . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ «Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон . www.perseus.tufts.edu . Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ Бикс 2010 , с. 1329.
- ^ Витчак и Задка 2014 , стр. 113–126 и 131–139.
- ^ Розмари М. Райт. «Словарь классической мифологии: Краткое изложение преобразований» . myandreligion.upatras.gr . Университет Патры . Архивировано из оригинала 30 декабря 2022 года . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Форбс Ирвинг 1990 , стр. 242–243.
- ^ Стоун 2017 , с. 15 .
- ^ Рошер 1909 , с. 815 .
- ^ Grimal 1987 , s.v. Side .
- ^ Феокрит (1857 г.). Буколические и дидактические поэты (на латыни). Дидо
- ^ Гарзя 1955 , стр. 205-206 .
- ^ Фолкард 1884 , с. 500 .
- ^ Белл 1991 , с. 400 .
- ^ Кереньи 1967 , с. 139 .
- ^ Лактанций Плацид; Янке, Ричард (1898). Лактанций Плацид, написавший комментарии к «Статиям Фиваиды» и «Комментарий к «Ахиллеиде», был рецензирован Рихардом Янке . неизвестная библиотека. Lipsiae: в аэдибах Б. Г. Теубнери.
- ^ фон Паули 1971 , с. 1515.
- ^ Овидий 1916 , стр. 100-101, строки 2.591-5 .
- ^ Гигин , Басни 204 , 253
- ^ Кирино 2010 , стр. 63-64 .
- ^ Сир 1978 , с. 494.
- ^ Хилл 1897 , с. 81 .
Библиография
[ редактировать ]- Бикс, Роберт С.П. (2010). Люсьен ван Бик (ред.). Этимологический словарь греческого языка . Серия Лейденских индоевропейских этимологических словарей. Том. ΙΙ. Лейден, Нидерланды: Публикации Brill . ISBN 978-90-04-17419-1 .
- Белл, Роберт Э. (1991). Женщины классической мифологии: Биографический словарь . АВС-Клио . ISBN 9780874365818 .
- Сирино, Моника С. (25 июня 2010 г.). Афродита . Боги и герои древнего мира. Нью-Йорк и Лондон: Рутледж . ISBN 978-0-415-77523-6 .
- Фолкард, Ричард (1884). Знания, легенды и тексты растений: мифы, традиции, суеверия и фольклор царства растений . Мичиган: С. Лоу, Марстон, Сирл и Ривингтон.
- Форбс Ирвинг, Пол MC (1990). Метаморфозы в греческих мифах . Кларендон Пресс . ISBN 0-19-814730-9 .
- Гарзия, Энтони (1955). «Перефраз поэмы Дионисия об Акупии» . Византия 25–27 (1). Peters Publishers , JSTOR : 195–240. JSTOR 44170039 . Проверено 28 декабря 2022 г.
- Грималь, Пьер (1987). Словарь классической мифологии . Перевод А. Р. Максвелла-Хислопа. Нью-Йорк, США: Уайли-Блэквелл. ISBN 0-631-13209-0 .
- Хилл, сэр Джордж Фрэнсис (1897). Каталог греческих монет Ликии, Памфилии и Писидии . Каталог греческих монет в Британском музее. Том. 19. Лондон, Великобритания: Попечители Британского музея.
- Гигин, Гай Юлий , Мифы о Гигине . Отредактировано и переведено Мэри А. Грант, Лоуренс: University of Kansas Press, 1960.
- Кереньи, Карл (1967). Элевсин: архетипический образ Матери и Дочери . Перевод Ральфа Манхейма. Нью-Йорк , Нью-Йорк : Книги Пантеона.
- Лактанций Плацид (1898). Лактанций Плацид, которого называют «Комментарием к Статию Фиваиду», редактировал «Комментарий к Ахиллеиде» . Перевод Ричарда Янке. Липсии: Б.Г. Тевнери.
- Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт (1940). Греко-английский лексикон , переработанный и дополненный сэром Генри Стюартом Джонсом при содействии Родерика Маккензи . Оксфорд: Кларендон Пресс . Онлайн-версия на проекте Perseus.tufts.
- Овидий (1916). Метаморфозы . Классическая библиотека Леба 42. Том. Я: Книги 1–8. Перевод Фрэнка Джастуса Миллера, отредактированный Г. П. Гулдом. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета .
- Рошер, Вильгельм Генрих (1909). греческой и римской мифологии ( Подробный словарь на немецком языке). Том IV. Лейпциг: Тойбнер-Верлаг.
- Сир, Дэвид Р. (1978). Греческие монеты и их стоимость . Лондон, Великобритания: Сиби. ISBN 978-0-900652-46-2 .
- Стоун, Дэмиен (15 мая 2017 г.). Гранат: глобальная история . Лондон, Великобритания: ISBN Reaktion Books Ltd. 9781780237954 .
- Поли, Август Фридрих (1971). Настоящая энциклопедия классической древности Паули: новое издание при участии многочисленных специалистов (на немецком языке). Том 17, часть 2. Германия: Druckenmüller Verlag.
- Витчак, Кшиштоф Томаш; Задка, Малгожата (2014). «Древнегреческий σίδη как заимствование из догреческого субстрата/Об анатолийском происхождении древнегреческого σίδη» . Греко-латинская Бруненсия . 19 (1–2).
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение сиди в Викисловаре