Аура (мифология)
Аура | |
---|---|
Богиня ветерка | |
![]() Аура верхом на лошади работы Тимофея , Национальный археологический музей, Афины . | |
греческий | Аура |
Обитель | Фригия |
Генеалогия | |
Родители | |
Супруга | Дионис |
Дети | Якх , безымянный сын |
В греческой и римской мифологии Аура ( греч . Αὔρα , транслит . Aúra , букв. «ветерок»). произносится [ώu̯raː] или Αὔρη произносится [ώu̯rɛː] ) — второстепенная богиня ветра, имя которой означает « ветер ». [1] Форма множественного числа, Аура ( греч . Αὔραι ), иногда используется для описания группы нимф ветерка . По мнению позднеантичного писателя Нонна , Аура — дочь титана Лелантоса и мать, от Диониса , Иакха , второстепенного божества, связанного с Элевсинскими мистериями , в то время как Квинт Смирней делает Аур дочерьми Борея , бога севера. ветер. [2] «Ауры» — название пьесы афинского поэта-комика Метагена, современника Аристофана , Фриниха и Платона . [3]
Этимология
[ редактировать ]Греческое существительное αὔρα означает «ветер, свежий воздух», особенно прохладный ветерок. [4] Оно родственно слову ἀήρ , означающему воздух или утренний туман, от более раннего протоиндоевропейского корня *h₂ewsḗr . [5]
Мифология
[ редактировать ]Греческие божества ряд |
---|
Нимфы |
Овидий
[ редактировать ]Овидий Поэт-августовец в « Ars Amatoria» и вновь в «Метаморфозах » вводит Ауру в трагическую историю Цефала и Прокриды , возможно, играя на словесном сходстве Ауры и Авроры , римской богини зари (греч. Эос ), которая имела некоторое время был любовником Цефала, прежде чем вернулся к жене. [6]
В «Метаморфозах » Овидий рассказывает Цефалу, что у него была привычка после окончания охоты искать прохладный ветерок:
«Я ухаживал за ветром, нежно дующим на меня в жару; ветерок, которого я ждал. Она была моим отдыхом в родах. «Приди, Аура, - помню, я плакала, - приди, успокой меня; Добро пожаловать и, как и вы, избавьте меня от жара, которым я горю». Возможно, я бы добавил, поскольку судьба привлекла меня, еще больше ласки и сказал: «Ты моя величайшая радость, ты освежаешь и утешаешь меня; ты заставляешь меня любить леса и уединенные места. почувствуй твое дыхание на моем лице. [7]
Но однажды, как рассказывает Цефал: «Кто-то, подслушав эти слова, был обманут их двойным смыслом; и, подумав, что слово «Аура», так часто слетавшее с моих губ, было именем нимфы, убедился, что я влюблен в какую-то нимфу. ." [8] Когда слова Цефала были переданы его жене Прокриде, она была поражена горем и страхом из-за, по словам Цефала, «просто ничего» и «пустого имени». [9] На следующий день после удачной утренней охоты Цефал снова закричал: «Приди, Аура, приди и успокой мой труд», но, сказав это, Цефалу показалось, что он услышал стон, и крикнул: «Приди, любимая». [10] Затем, услышав шелест листьев, он метнул копье в какое-то животное, но вместо этого оказался Прокрис, пришедший шпионить за своим мужем, опасавшийся, что он изменяет ей с Авророй. [11] На последнем вздохе Прокрис говорит: «Союзом нашей любви, богами небесными и моими собственными богами, всем, что я сделал для тебя, и любовью, которую я все еще несу к тебе в свой смертный час, причина моя собственная смерть, я умоляю тебя, не позволяй этой Ауре занять мое место». [12] А Цефал говорит: «И тогда я понял наконец, что это ошибка в названии». [13]
Существительное
[ редактировать ]Нонн рассказывает историю изнасилования Ауры Дионисом в последней книге его эпической поэмы «Дионисия» (начало V века). [14] В этом рассказе Аура — нимфа, дочь титана Лелантоса . [15] Ноннус, по-видимому, подразумевает, что мать Ауры была женой Ленатоса, Океанид нимфы Перибойи . [16] хотя в другом месте он называет Ауру «дочерью Кибелы». [17]
Аура была жительницей Фригии и спутницей богини Артемиды . Она была «Аурой-Девой Ветра», быстрой, как ветер, «горной девушкой Риндакоса», «мужскоподобной» девственницей, «которая ничего не знала об Афродите» и охотницей, «преследующей дикого медведя» и «ненасытной». львы» и «держались в стороне от представлений о невоинственных служанках».

Ноннус описывает Ауру следующим образом:
Затем [Дионис] покинул чертоги Паллены и фракийского Борея и направился к дому Реи, где на фригийской земле находился божественный двор плодовитой Кибелы. Там росла Аура, горная дева Риндакоса, и охотилась у подножия скалистого Диндимона. Она еще не знала любви, товарищ Лучницы. Она держалась в стороне от представлений о невоинственных служанках, как младшая Артемида, эта дочь Лелантоса; ибо отцом этой девушки-буреногих был древний Титан Лелантос, который женился на Перибойе, дочери Океаноса; это была мужеподобная дева, ничего не знавшая об Афродите. Она выросла выше своих одноклассников, очаровательное розорукое создание, всегда подруга холмов. Часто на охоте она настигала дикого медведя и стреляла в львицу своим быстрым копьем, но не убивала ни одного колючка и не стреляла в зайцев. Нет, она несла свой рыжевато-коричневый колчан, чтобы сбивать раскинувшиеся по холмам племена хищных львов своими стрелами, смертельными для диких зверей. Ее имя было похоже на ее дела: Аура, Дева Ветра, могла бежать очень быстро, не отставая от горных ветров. [19]
Однажды Аура вместе с Артемидой отправляется на охоту. Чтобы избавиться от полуденной жары, охотничий отряд останавливается, чтобы искупаться. Затем Аура дразнит Артемиду, говоря, что ее грудь была лучше, чем у Артемиды, поскольку ее грудь была маленькой и круглой, как у мужчины, а у Артемиды была большой и сладострастной, как у женщины, и таким образом противоречило предполагаемому «ненарушенному девичьему состоянию» Артемиды. [20] Глубоко оскорбленная, разгневанная Артемида отправляется к Немезиде , богине божественного возмездия, которая устраивает наказание Ауры лишением девственности. [21] Затем Диониса сводит с ума от желания Ауры стрела из лука Эроса по приказу Немезиды. Но зная, что ему никогда не удастся соблазнить упрямо девственную Ауру, Дионис накачивает Ауру вином, связывает ее и насилует, пока она находится без сознания и неподвижно. [22]
Когда Аура просыпается и обнаруживает, что она больше не девственница, но не зная, кто виноват, в ярости она «опустошила хижины горных пастухов и залила холмы кровью». [23] После болезненных родов Аура рожает мальчиков-близнецов. [24] Она дает их съесть львице, но она отказывается это делать. [25] Поэтому Аура хватает одного из мальчиков, подбрасывает его высоко в воздух, а после того, как тот падает на землю, съедает его. Однако Артемида благополучно уносит другого ребенка. [26] Затем Аура тонет в реке Сангариос , где Зевс превратил ее в источник: [27]

ее груди стали струями падающей воды, поток - ее телом, цветы - ее волосами, ее лук - рогом рогатой реки в форме быка, тетива превратилась в порыв, а свистящие стрелы - в голосовые трости, прошел колчан до илистого русла реки и, превратившись в полый канал, лил ее звучные воды. [28]
Согласно Нонну, выжившим ребенком Ауры от Диониса является Якх . [29] второстепенное божество, связанное с Элевсинскими мистериями , хотя в других источниках Иакх, если не отождествляется с самим Дионисом, является сыном Деметры или Персефоны .
Единственное другое сообщение об изнасиловании Ауры содержится в лексиконе Etymologicum Magnum XII века , согласно которому Аура была фригийской девушкой, охотившейся вместе с Артемидой. Дионис увидел ее и изнасиловал, после чего Артемида пригрозила выгнать ее из общества. В страхе Аура сбежала в город Кизик , где родила близнецов (пол, имена и личности которых не разглашаются). Таким образом, гора неподалеку получила свое название « Диндимон » («близнец») в честь детей Ауры. [30]
Иконография
[ редактировать ]
Дошедшие до нас изображения Ауры из древности редки. [31] Есть только две, которые по надписи можно идентифицировать как Ауру. [32] пятого века до нашей эры Самым старым из них является скифос из Таранто , ныне находящийся в Николсона Музее Сиднейского университета (53.30), на котором изображена фигура с надписью «Аура», сидящая на скале у моря, с velificatio , развевающейся одеждой, образующей арка над головой. [33] Другой найден на погребальной вазе с завитком-кратером (ок. 370–350 до н.э.), которая сейчас находится в Британском музее (F277). На шее у него изображена поло макушкой надпись «Аура» -макушка с локонами, а над поло- . [34]
Плиний описывает две статуи Ауры с velificantes sua Veste , «раскинувшими свои плащи, как паруса», в Портике Октавии в Риме. [35] Под влиянием описания Плиния пару velificantes (фигур, обрамленных velificatio ), которые появляются на Ara Pacis Augustae («Алтарь мира Августа»), часто идентифицировали как Aurae, хотя эта идентификация подвергалась критике, и многие другие идентификации были было предложено. [36]
Ауры могут напоминать нереид , от которых они отличаются главным образом отсутствием морских образов. [37] Женские фигуры с развеваемой ветром драпировкой, украшавшие памятник Нереидам в Ксанфе , хотя обычно идентифицируются как Нереиды , иногда идентифицируются как Ауры. [38]
Ауру иногда идентифицируют как женскую фигуру, которую несет Зефир на Сандро Боттичелли картине «Рождение Венеры» .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Обсуждение литературных источников см. в Canciani, p. 52.
- ^ Квинт Смирней , Падение Трои 1.684 .
- ^ Canciani, p. 52; Smith, s.v. Metagenes ; Suda s.v. Metagenes .
- ^ Лидделл и Скотт 1940 , св. αὔρα .
- ^ Бикс 2009 , с. 171-172 .
- ^ Овидий , Ars Amatoria 3.687–746 (стр. 166–171) и Метаморфозы 7.690–862 (стр. 390–403) ; Грин, с. 254, ср. Сервий , Ад Вергилий, Энеида 6.445 . Историю о Цефале и Прокриде см. Дэвидсон, стр. 256–258 . О трактовке этой истории Овидием см. Грин, глава 14, «Невиновность Прокриды: Овидий AA 3.687–746», стр. 250–263.
- ^ Овидий , Метаморфозы 7.811–820 (стр. 398, 399) .
- ^ Овидий , Метаморфозы 7.821–823 (стр. 398–401) .
- ^ Овидий , Метаморфозы 7.830 (стр. 400, 401) .
- ^ Овидий , Метаморфозы 7.835–838 (стр. 400, 401 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 7.839–850 (стр. 400, 401) .
- ^ Овидий , Метаморфозы 7.851–855 (стр. 402, 403) .
- ^ Овидий , Метаморфозы 7.856–857 (стр. 402, 403) .
- ^ Дэвидсон, стр. 678 – 679 с. 17; Нонн , Dionysiaca 48.238–942 (III стр. 440–491) . Единственным другим источником истории об изнасиловании Ауры Дионисом является Etymologicum Magnum , sv 'Δίνδυμον' («Диндимон»), где название фригийской горы связано с сыновьями-близнецами Ауры, см. Hadjittofi, стр. 127 н. 10 .
- ↑ Гримал, «Аура», с. 71; Нонн , Дионисий 48.238–247 (III стр. 440–443) , 48.421 (III стр. 454, 455) ; 48.444 (III стр. 456, 457) .
- ^ Нонн , Дионисия 48.245–247 (III стр. 440–443) .
- ^ Нонн , Дионисия 1.26–28 (I стр. 4, 5) .
- ^ Канчиани, с. 53, LIMC 32282 Aurai 20 , перечисленные в разделе «Документы сомнительного толкования».
- ^ Нонн , Дионисия 48.238–257 (III стр. 440–443) .
- ^ Нонн , Дионисия 48.302–370 (III стр. 444–451) .
- ^ Нонн , Дионисия 48.370–448 (III стр. 450–457) .
- ^ Нонн , Дионисия 48.470–634 (III стр. 458–471) .
- ^ Нонн , Дионисия 48.652–688 (III стр. 470–473) .
- ^ Нонн , Дионисия 48.786–855 (III стр. 481–485) .
- ^ Нонн , Дионисия 48.910–916 (III стр. 488, 489) .
- ^ Нонн , Дионисия 48.917–927 (III стр. 488, 489) .
- ^ Нонн , Dionysiaca 48.928–936 (III стр. 490, 491) .
- ^ Нонн , Дионисия 48.936–942 (III стр. 490, 491) .
- ^ Бернабе и Гарсиа-Гаско, с. 109 ; Нонн , Дионисия 1.26–28 (I стр. 4, 5) , 48.848–968 (III стр. 484–493 ).
- ^ Etymologicum Magnum , св 'Δίνδυμον'
- ^ Подробное обсуждение иконографии Ауры/Ауры см. в Канчиани, стр. 52–54.
- ^ де Граммонд, с. 669.
- ^ Трендалл, стр. 55, 64 рис. 66; Шпет, с. 77 н. 103; Канчиани, стр. 52, 53, LIMC 32269 У вас будет 1 .
- ^ Трендалл, стр. 92–93; Дэвидсон, с. 679 н. 17 ; Канчиани, с. 52, LIMC 6862 Аурай 2 ; Британский музей , 1885,0314.1 , изображение с описанием ; Метрополитен-музей , «Погребальные вазы Южной Италии и Сицилии» .
- ^ Плиний , Естественная история 36.29 (стр. 22, 23) ; Шпет, с. 77; Канчиани, с. 52, ЛИМЦ Аурай 3.
- ^ Шпет, стр. 67 (с № 11–15), 77; де Граммонд, с. 669. Об идентификации как Aurae см., например, Zanker, стр. 174–175; Саймон, с. 27. По мнению де Граммонда, эта идентификация [как Aurae] «покоится на тонкой основе», указывая на то, что простое наличие velificatio не является окончательным, поскольку с ними показаны многие другие фигуры. Шпет, с. 78, утверждает, что идентификация как Aurae «поэтому может быть отклонена». Другие идентификации пары, упомянутые Спэтом, стр. 67 — это «Аура и Нереида; нимфы; нимфа и Нереида; Муза и морское божество; небесные и морские аспекты Венеры; и Хоры». де Граммонд идентифицирует эту пару как Хора, а Шпет, с. 78 идентифицирует пару как «Нереиду , или морскую нимфу, и Наяду , или пресноводную нимфу».
- ^ Шпет, стр. 77–78.
- ^ Робинсон, с. 355; Канчиани, с. 54.
Ссылки
[ редактировать ]- Бикс, Роберт С.П. (2009). Люсьен ван Бик (ред.). Этимологический словарь греческого языка . Серия Лейденских индоевропейских этимологических словарей. Том. Ι. Лейден, Нидерланды: Публикации Brill . ISBN 978-90-04-17420-7 .
- Бернабе и Гарсиа-Гаско, «Нонн и дионисийско-орфическая религия» в «Спутнике Брилла Нонну из Панополиса» , редактор Доменико Аккоринти, BRILL, 2016. ISBN 9789004310698 .
- Канчиани, Фульвио, «Аураи» в Lexicon Iconographicum Classic Mythology (LIMC) III.1 Артемида Верлаг, Цюрих и Мюнхен, 1981. ISBN 3-7608-8751-1 . стр. 52–54.
- Дэвидсон, Джеймс, Греки и греческая любовь , Random House, Inc., 2009. ISBN 978-0-375-50516-4 .
- де Граммонд, Нэнси Томсон , «Pax Augusta и часы Ara Pacis Augustae», AJA 94, No. 4 (октябрь 1990 г.), 663–677. JSTOR 505125
- Грин, Питер , От Икарии к звездам: классическая мифификация, древность и современность , University of Texas Press, 2004. Онлайн-версия на ProQuest Ebook Central .
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996, ISBN 978-0-631-20102-1 .
- Хаджиттофи, Фотини, «Глава 6: Основные темы и мотивы в Дионисии , в «Спутнике Брилла Нонну из Панополиса », под редакцией Доменико Аккоринти, BRILL, 2016». ISBN 9789004310698 .
- Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт (1940). Греко-английский лексикон , переработанный и дополненный сэром Генри Стюартом Джонсом при содействии Родерика Маккензи . Оксфорд: Кларендон Пресс . Онлайн-версия на проекте Perseus.tufts.
- Нонн , Дионисий ; перевод Роуз, WHD , I Книги I – XV. Классическая библиотека Леба № 344, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1940. Интернет-архив.
- Нонн , Дионисий ; перевод Роуз, WHD , III Книги XXXVI – XLVIII. Классическая библиотека Леба № 346, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1940. Интернет-архив.
- Овидий , Ars Amatoria в «Искусстве любви». Косметика. Средства от любви. Ибис. Ореховое дерево. Морская рыбалка. Утешение. Перевод Дж. Х. Мозли. Отредактировано ГП Гулдом. Классическая библиотека Леба № 232, Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1929. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Овидий . Метаморфозы , Том I: Книги 1–8 . Перевод Фрэнка Джастуса Миллера. Отредактировано ГП Гулдом. Классическая библиотека Леба № 42. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1916. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Плиний Старший , Естественная история (ред. Джон Босток, доктор медицины, FRSHT Райли, эсквайр, бакалавр) Лондон. Тейлор и Фрэнсис, Ред Лайон Корт, Флит Стрит. (1855). ( Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .)
- Квинт Смирней , Квинт Смирней: Падение Трои , Переводчик: А.С. Уэй; Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, 1913. Интернет-архив.
- Робинсон, Терстан (1995), «Памятник Нереиде в Ксантосе или Элияне в Арнне?», Oxford Journal of Archeology , 14 (3): 355–359. doi:10.1111/j.1468-0092.1995.tb00069.x
- Сервий , Комментарий к «Энеиде» Вергилия , Георгий Тило, Изд. 1881. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Саймон, Эрика Ара Пацис Огаста , Нью-Йоркское графическое общество LTD, Гринвич, Коннектикут, 1967.
- Смит, Уильям ; Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873 г.).
- Спэт, Бабетта Стэнли, «Богиня Церера в Ara Pacis Augustae и рельефе Карфагена», American Journal of Archeology 98 (1994), стр. 65–100.
- Трендалл, А.Д. Краснофигурные вазы Южной Италии и Сицилии , Лондон, 1989.
- Занкер, Пол, Сила изображений в эпоху Августа , University of Michigan Press, 1988, 1990.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Аурой, на Викискладе?
- АУРА из Theoi Project