Jump to content

Ихтиокентавры

Статуя Ихтиокентавра возле здания Капитолия штата Миссури

В позднем классическом греческом искусстве ихтиокентавры ( греч . ἰχθυοκένταυρος , множественное число: ἰχθυοκένταυροι ) представляли собой кентавровых морских существ с верхней частью тела человека , нижней передней половиной и передними ногами лошади и хвостовой половиной рыбы . Самый ранний пример датируется II веком до нашей эры среди фризов Пергамского алтаря . Есть и другие примеры Афроса и/или Битоса , олицетворений пены и бездны соответственно, изображенных в виде ихтиокентавров на мозаиках и скульптурах .

Термин «ихтиокентавр» появился в позднем чеканке и принадлежит византийскому писателю Иоанну Цецесу в XII веке. Их еще называют морскими кентаврами .

Номенклатура

[ редактировать ]

Источник

[ редактировать ]

не является термином в лексиконе классической древности «Ихтиокентавр» вообще . Самое раннее известное использование этого слова встречается в XII веке Иоанном Цецесом в его комментарии «О Ликофроне» , 34, и, возможно, было придумано им. [1] [2] [3]

Значение

[ редактировать ]

Ихтиокентавр — это тритон , имеющий передние ноги лошади, а не просто рыбоподобную нижнюю часть тела. [4]

Ихтиокентавр происходит от двух разных слов: ихтио- и кентавр . Ихтио — прилагательное, происходящее от греческого ихтис ( ιχθύς ) «рыба»; кентавр , от греческого kentauros ( κένταυρος ), существо из классической мифологии, у которого верхняя часть тела человека прикреплена к телу и ногам лошади.

Синонимы

[ редактировать ]

Этот термин или его эквивалент на других европейских языках ( немецкий : Ихтиокентавр , множественное число: Ихтиокентаурен ; французский : Ихтиокентавр, Ихтиокентавр ) использовался в комментариях к классическому искусству в современную эпоху, а также в народных терминах, таких как «морской кентавр» ( немецкий : Seekentauren) . , Fischkentauren ; французский язык : centaures marins ) также взаимозаменяемо применялись. [5] [6] Анри ван де Ваал (1976) поместил «ихтиокентавра», « кентавротритона » и «морского кентавра» в одну и ту же иконографическую группу или класс икон. [7] синонимическая трактовка этих терминов встречается и в археологических работах. [3] [8]

Кентавр-тритоны — еще одно название ихтиокентавров, отмеченное в справочнике XIX века. [9]

Греческое искусство

[ редактировать ]
Тритон на Пергамском алтаре

Самое раннее датируемое изображение ихтиокентавра встречается в рельефных скульптурах Пергамского алтаря (2 век до н.э.), хотя в надписи эта фигура обозначена как « Тритон ». [10] [3] Ихтиокентавр на этой рельефной скульптуре имеет крылья на спине; эти крылья особого типа покрыты водорослями или частями морских существ вместо перьев. [5]

Ихтиокентавров иногда изображают с парой клешней (похожих на когтистые руки омара ), выходящих из головы. [11] [а]

Афрос и Битос

[ редактировать ]
Афродита с Битосом и Афросом.

Зевгмская мозаика

[ редактировать ]

Мозаика « Рождение Венеры (Афродиты) », раскопанная в Зевгме (Турция), изображает Афродиту, вылезающую из раковины, поддерживаемую двумя «морскими кентаврами», что истолковано как особые названия тритонов, согласно статье, опубликованной руководителем французских раскопок. команда. [14] На мозаиках есть надписи, идентифицирующие морских кентавров как Афрос («Морская пена», олицетворение ) и Битос («Морские глубины»). [14]

Афрос изображен с парой придатков, похожих на омара, растущих из его головы. [14] [б] как и Битос (см. изображения). [16] [17] [18]

На мозаике Зевгмы тритон, выглядящий старше, назван Афросом, а тритон, выглядящий моложе, - Битосом, что противоречит общепринятому мнению, наблюдаемому в других примерах. [19]

Эта мозаика датируется III веком нашей эры и сейчас является частью коллекции Археологического музея Газиантепа . [16] сейчас находится в пристройке под названием « Музей мозаики Зевгмы» . [20]

Апамея, Пафос и другие.

[ редактировать ]

На мозаике морской процессии, найденной под собором в Апамее, Сирия (ок. 362–363 гг. н. э.), изображен Афрос в форме ихтиокентавра. [21] [22] Этот Афрос (идентифицированный по надписи) изображен в виде молодого тритона с усиками, похожими на омара, на голове и волосами из морских водорослей. [15] Битос также появляется в той же группе; он явно выглядит пожилым, и комментатор отмечает, что это не кто иной, как « Морской старик ». [23]

Фетида (в центре), Битос (в центре внизу).
— Мозаика Археологического парка Пафоса, «Конкурс красоты между Кассиопеей и нереидами».

Пафосская мозаика изображает одного Битоса , несущего нереиду Фетиду вместе с двумя другими нереидами, Дорисой и Галатеей .

Два морских бога также появляются в паре одинаковых скульптур (принадлежащих музеям Лувра и Ватикана ), изображающих их, несущих молчаливых спутников бога Диониса после того, как его компания была изгнана в море королем Фракии Ликургом .

Афрос в блесках

[ редактировать ]

Афрос считается царем Древней Ливии и прародителем Афроев (или Карфагенян ). Согласно статье в византийском лексиконе Суда , [17] [24] Мозаика, обнаруженная в Тунисе, подтверждает это мнение; на нем изображена пара африканских морских богов, плывущих рядом с колесницей Посейдона: один — ихтиокентавр Афрос, а другой — двухвостый Тритон, бог ливийского озера Тритонис . [17] [ нужен лучший источник ]

Суда также утверждает , что этот Афрос был сыном Кроноса и Филиры. [24] Это соответствует происхождению кентавра Хирона , который был сыном титана Кроноса и нимфы Филиры ( Библиотека Псевдо-Аполлодора 1.2). [25] из чего можно было сделать вывод, что Афрос и Хирон были братьями и сестрами. [17] Афрос, возможно, считался приемным отцом Афродиты, учитывая их сходство имен. [17]

Другие примеры

[ редактировать ]

Монохромная мозаика Иштмия (2 век н.э. или позже), [26] включал Тритона в форме ихтиокентавра на верхней панели и Тритона в форме крылата на нижней; Оба этих безбородых тритона были изображены с парой чего-то вроде ракообразных, клешней растущих из их голов. [27] [28] [29]

пара морского тиаса фрагментов фрески в Геркулануме Описана , в одном фрагменте изображены два тритона, один из них - ихтиокентавр. Ихтиокентавр здесь безбородый и несет ленточный трезубец. пара ног или клешней морского рака (лобстера). Из головы каждого тритона вырастает [с] Во втором фрагменте юный ихтиокентавр идет впереди пристани Венеры; ихтиокентавр держит в руках два объекта, которые трудно идентифицировать. [30] [31]

Литературные примеры

[ редактировать ]

Один поздний литературный пример, который был отмечен, - это стихотворение Клавдиана (ум. 404) «Эпиталамий» к свадьбе Гонория и Марии, в котором Венера едет на Тритоне на спине, пока вся ее процессия направляется на свадьбу. Здесь Тритон описывается следующим образом: «Ужасное чудовище восстало из бездны; его развевающиеся волосы раскинулись по плечам; копыта из раздвоенного рога, обросшие щетиной, выросли из того места, где его рыбий хвост соединялся с телом его человека». [32] Вильгельм Генрих Рошер заметил, что этот тритон (с раздвоенными копытами ) описывается как подтип ихтиокентавра с бычьими передними ногами. [5]

период Возрождения

[ редактировать ]

Конрада Гесснера «Морской сатир» или «Морской Пан» также был описан как «ихтиокентавр» или «морской дьявол» в главе о тритонах в его «Истории животных IV» (1558 г.). [33] [34] [35] В немецком переводном издании это существо называется « Меертойфель [ sic ] » или «морской дьявол». [36]

Этот «морской демон» ( нем . Meerteufel ) с другими именами, такими как «морское чудовище Пана», «чудовищный морской сатир» или «рыба-кентавр» также использовался на геральдических изображениях . [37]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ См. Океан традиционно изображается с клешнями краба или омара (« pinces de crabe/homard ») на голове, включая Зевгму. [12] См. также Полина (1972) как на «усиках ( усиках )», так и на «клещах ( пинсах )», присутствующих на мозаичных головах Океана/морских божеств. [13]
  2. ^ Абади-Рейналь на самом деле утверждает, что «увенчан усиками омаров ( couronné d'antennes de homards )», но они заканчиваются чем-то похожим на клешни (или щипцы , используемые другими французскими учеными для описания таких придатков), и отличается от прямые «усики», описанные на мозаике Апамеи Афрос, описанной ниже. [15]
  3. Второй тритон, бородатый, имеет два рыбьих хвоста и весло.
Цитирование
  1. ^ Цец Ликофрону , 34 , 886 и 892
  2. ^ Паккард (1980) , с. 329, примечание 7
  3. ^ Jump up to: а б с Литвинский и Пичикян (1995) , с. 142.
  4. ^ «Тритон». Новый Поли Брилла: Энциклопедия древнего мира. Античность . Том. 14. Брилл. 2009. с. 101.
  5. ^ Jump up to: а б с Рошер, Вильгельм Генрих (1890), «Ихтиокентаурен» , Подробный словарь греческой и римской мифологии (на немецком языке), том. 2, Б.Г. Тойбнер, стр. 91–94 Альтернативный URL
  6. ^ Брюле, Раймонд (1990). Галло-римский саркофаг Турне . Католический университет Лувена, факультет археологии и истории искусств. п. 68.
  7. ^ ван де Ваал, Анри (1976), Iconclass: система иконографической классификации. Общество, цивилизация, культура. Система. Часть I-Часть II. , том. 4, Северная Голландия, с. 98, ISBN  9-780-72048-264-5
  8. ^ Латтимор (1976) , с. 44, где приравниваются «ихтиокентавр» и «морской кентавр».
  9. ^ Общественное достояние Шмитц, Леонард (1870). «Тритон (1)» . Смит , Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 3. п. 1176. Проект «Персей» : Тритон (1) .
  10. ^ Румпф 1939 , с. 105 и примечание 140, цитируется по Lattimore (1976) , p. 44, примечание 84.
  11. ^ Коллиньон, Максим (1890). Руководство по мифологии: по отношению к греческому искусству . Перевод Харрисона, Джейн Э. Х. Гревель и Ко, стр. 197–199 . затем, в последние дни, приходят морские кентавры, бьющие по воде своими могучими плавниками, их головы иногда увенчиваются когтями омара.
  12. ^ Эраслан, Шехназ (2015), «Фигуры Океана, Тетиса и Тальсы в свете мозаик Антиохии и Зевгмы» (PDF) , Журнал международных социальных исследований , 8 (37): 454, 459, 45, doi : 10.17719/jisr. 20153710616
  13. ^ Воуте, Полина (1972), «Заметки об иконографии Океана. О мозаичном фонтане, обнаруженном в Ноле (Кампания)» , Смеси французской римской школы: античность (на французском языке), 81 (1): 660–664 ; инжир. 11–14
  14. ^ Jump up to: а б с Абади-Рейналь (2002) , с. 760 .
  15. ^ Jump up to: а б Балты (1972) , с. 115.
  16. ^ Jump up to: а б Вуттон, Уилл (2016). Алкок, Сьюзен Э .; Эгри, Мариана; Фрейкс, Джеймс Ф.Д. (ред.). Портрет художника-мозаикаста в эпоху Римской империи . Публикации Гетти. стр. 74–75. ISBN  978-1-606-06471-9 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  17. ^ Jump up to: а б с д и Аарон Дж. Атсма (2010–2017 гг.). «Ихтиокентавры» . Проект Теой .
  18. ^ «Eserleri: Zeugma ve Diğer Buluntular. Aphrodithe'in Doğuşu» [Работы: Зевгма и другие находки: Рождение Афродиты]. zeugma.org.tr (на турецком языке). 2014 . Проверено 12 сентября 2019 г. ; См. фото галереи .
  19. ^ Абади-Рейналь (2002) , с. 760; Уордл, Марианна Эйлин (2010). Обнаженные и бесстыдные: исследование Афродиты Анадиомены в греко-римском мире (PDF) (доктор философии). Университет Дьюка, факультет искусства, истории искусств и визуальных исследований. п. 233.
  20. ^ «Рождение Венеры Мозаика» [А 20 Рождение Венеры Мозаика]. Музей мозаики Зевгмы. План музея [Музей мозаики Зевгмы: План этажа] (на турецком языке). 2014. Архивировано из оригинала г. 30 ноября 2020 Проверено 12 сентября 2019 г.
  21. ^ «Объект14827» . Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (Франция) . 11 сентября 2012 г. Проверено 14 сентября 2019 г.
  22. ^ Балти (1972) , с. 115. Рис. 5; Рис. 7
  23. ^ Балти (1972) , стр. 118, 120. Рис. 9.
  24. ^ Jump up to: а б " Ἄφροι ", Suda On Line", тр. Дженнифер Бенедикт, 5 июня 2001 г.
  25. ^ Аполлод. 1,2 ; Библиотека Аполлодора и Фабулы Гигина: два справочника по греческой мифологии . Перевод Стивена М. Тшаскома; Р. Скотт Смит. Издательство Хакетт. 2007. с. 2. ISBN  9-781-60384-052-1 .
  26. ^ Паккард (1980) , с. 344.
  27. ^ Packard (1980) , стр. 328–329 и листы 97–99.
  28. ^ Рейнхард, Джейн Хантингтон (2005). Римская баня в Истмии: украшения, культ и Герод Аттик . Университет Миннесоты . п. 46.
  29. ^ «Поднятие монохромной мозаики» . Раскопки ОГУ на Истмии . Колледж искусств и наук Университета штата Огайо. 2019 . Проверено 10 сентября 2019 г.
  30. ^ Марешаль, Сильвен (1789), «Тарелка CLV» , Antiquités d'Herculaneum (на французском языке), том. 5, Франсуа-Анн Давид (гравюры), Chez David, стр. 76–77 ; пл.
  31. ^ Барре, Луи [на французском языке] (1840 г.), «Таблица 16» , Геркуланум и Помпеи: общая коллекция картин, бронзы, мозаики и т. д. (на французском языке), том. 5, Франсуа-Анри Ру, старший (гравюры), Ф. Дидо, с. 36–38
  32. ^ Клавдиан . Эпиталамий Гонория и Марии . Классическая библиотека Леба 135. Перевод М. Платнауэра. Издательство Гарвардского университета. стр. 252–253. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  33. ^ Геснер, Конрад (1558) Historiae Animalium [1237 } Книга IIII] , стр. 1197; (изд. 1604 г.), с. 1001
  34. ^ Хендрикс, София. «Морские чудовища. Таксономия и традиции в обсуждении Конрадом Гесснером (1516-1565) китообразных и морских чудовищ» . Антропозоология . 53 (11): 132–135.
  35. ^ Урсула Венер, Пегги; Зирау, Вольфганг; Ардитти, Джозеф (2013). Germanicus и Plinius Indicus: описания и иллюстрации орхидей «корзины для мусора», ресупинация, семена, цветочные сегменты и старение цветов в шестнадцатом и семнадцатом веках в европейской ботанической литературе по биологии орхидей: обзоры и перспективы . Springer Science & Business Media. стр. 42–44. ISBN  978-9-401-72500-2 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  36. ^ Геснер, Конрад (1558) Gesnerus redivivus acutus et emendatus, oder: Allgemeines Thier-Buch: Gesneri redivivus acuti et emendati ... oder Vollkommenes Fisch-Buch , Tomus IV , p. 153
  37. ^ Холм, Рэндл III (1688). «16.39 Морской Демон». Академия Оружейной палаты . стр. 375, 367. через EEBO.
Библиография
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 21d09b0c58d982f46f356dcf39b7deba__1717169520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/ba/21d09b0c58d982f46f356dcf39b7deba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ichthyocentaurs - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)