Ихтиокентавры

В позднем классическом греческом искусстве ихтиокентавры ( греч . ἰχθυοκένταυρος , множественное число: ἰχθυοκένταυροι ) представляли собой кентавровых морских существ с верхней частью тела человека , нижней передней половиной и передними ногами лошади и хвостовой половиной рыбы . Самый ранний пример датируется II веком до нашей эры среди фризов Пергамского алтаря . Есть и другие примеры Афроса и/или Битоса , олицетворений пены и бездны соответственно, изображенных в виде ихтиокентавров на мозаиках и скульптурах .
Термин «ихтиокентавр» появился в позднем чеканке и принадлежит византийскому писателю Иоанну Цецесу в XII веке. Их еще называют морскими кентаврами .
Номенклатура
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]не является термином в лексиконе классической древности «Ихтиокентавр» вообще . Самое раннее известное использование этого слова встречается в XII веке Иоанном Цецесом в его комментарии «О Ликофроне» , 34, и, возможно, было придумано им. [1] [2] [3]
Значение
[ редактировать ]Ихтиокентавр — это тритон , имеющий передние ноги лошади, а не просто рыбоподобную нижнюю часть тела. [4]
Ихтиокентавр происходит от двух разных слов: ихтио- и кентавр . Ихтио — прилагательное, происходящее от греческого ихтис ( ιχθύς ) «рыба»; кентавр , от греческого kentauros ( κένταυρος ), существо из классической мифологии, у которого верхняя часть тела человека прикреплена к телу и ногам лошади.
Синонимы
[ редактировать ]Этот термин или его эквивалент на других европейских языках ( немецкий : Ихтиокентавр , множественное число: Ихтиокентаурен ; французский : Ихтиокентавр, Ихтиокентавр ) использовался в комментариях к классическому искусству в современную эпоху, а также в народных терминах, таких как «морской кентавр» ( немецкий : Seekentauren) . , Fischkentauren ; французский язык : centaures marins ) также взаимозаменяемо применялись. [5] [6] Анри ван де Ваал (1976) поместил «ихтиокентавра», « кентавротритона » и «морского кентавра» в одну и ту же иконографическую группу или класс икон. [7] синонимическая трактовка этих терминов встречается и в археологических работах. [3] [8]
Кентавр-тритоны — еще одно название ихтиокентавров, отмеченное в справочнике XIX века. [9]
Греческое искусство
[ редактировать ]Самое раннее датируемое изображение ихтиокентавра встречается в рельефных скульптурах Пергамского алтаря (2 век до н.э.), хотя в надписи эта фигура обозначена как « Тритон ». [10] [3] Ихтиокентавр на этой рельефной скульптуре имеет крылья на спине; эти крылья особого типа покрыты водорослями или частями морских существ вместо перьев. [5]
Ихтиокентавров иногда изображают с парой клешней (похожих на когтистые руки омара ), выходящих из головы. [11] [а]
Афрос и Битос
[ редактировать ]
Зевгмская мозаика
[ редактировать ]Мозаика « Рождение Венеры (Афродиты) », раскопанная в Зевгме (Турция), изображает Афродиту, вылезающую из раковины, поддерживаемую двумя «морскими кентаврами», что истолковано как особые названия тритонов, согласно статье, опубликованной руководителем французских раскопок. команда. [14] На мозаиках есть надписи, идентифицирующие морских кентавров как Афрос («Морская пена», олицетворение ) и Битос («Морские глубины»). [14]
Афрос изображен с парой придатков, похожих на омара, растущих из его головы. [14] [б] как и Битос (см. изображения). [16] [17] [18]
На мозаике Зевгмы тритон, выглядящий старше, назван Афросом, а тритон, выглядящий моложе, - Битосом, что противоречит общепринятому мнению, наблюдаемому в других примерах. [19]
Эта мозаика датируется III веком нашей эры и сейчас является частью коллекции Археологического музея Газиантепа . [16] сейчас находится в пристройке под названием « Музей мозаики Зевгмы» . [20]
Апамея, Пафос и другие.
[ редактировать ]На мозаике морской процессии, найденной под собором в Апамее, Сирия (ок. 362–363 гг. н. э.), изображен Афрос в форме ихтиокентавра. [21] [22] Этот Афрос (идентифицированный по надписи) изображен в виде молодого тритона с усиками, похожими на омара, на голове и волосами из морских водорослей. [15] Битос также появляется в той же группе; он явно выглядит пожилым, и комментатор отмечает, что это не кто иной, как « Морской старик ». [23]

Пафосская мозаика изображает одного Битоса , несущего нереиду Фетиду вместе с двумя другими нереидами, Дорисой и Галатеей .
Два морских бога также появляются в паре одинаковых скульптур (принадлежащих музеям Лувра и Ватикана ), изображающих их, несущих молчаливых спутников бога Диониса после того, как его компания была изгнана в море королем Фракии Ликургом .
Афрос в блесках
[ редактировать ]Афрос считается царем Древней Ливии и прародителем Афроев (или Карфагенян ). Согласно статье в византийском лексиконе Суда , [17] [24] Мозаика, обнаруженная в Тунисе, подтверждает это мнение; на нем изображена пара африканских морских богов, плывущих рядом с колесницей Посейдона: один — ихтиокентавр Афрос, а другой — двухвостый Тритон, бог ливийского озера Тритонис . [17] [ нужен лучший источник ]
Суда также утверждает , что этот Афрос был сыном Кроноса и Филиры. [24] Это соответствует происхождению кентавра Хирона , который был сыном титана Кроноса и нимфы Филиры ( Библиотека Псевдо-Аполлодора 1.2). [25] из чего можно было сделать вывод, что Афрос и Хирон были братьями и сестрами. [17] Афрос, возможно, считался приемным отцом Афродиты, учитывая их сходство имен. [17]
Другие примеры
[ редактировать ]Монохромная мозаика Иштмия (2 век н.э. или позже), [26] включал Тритона в форме ихтиокентавра на верхней панели и Тритона в форме крылата на нижней; Оба этих безбородых тритона были изображены с парой чего-то вроде ракообразных, клешней растущих из их голов. [27] [28] [29]
пара морского тиаса фрагментов фрески в Геркулануме Описана , в одном фрагменте изображены два тритона, один из них - ихтиокентавр. Ихтиокентавр здесь безбородый и несет ленточный трезубец. пара ног или клешней морского рака (лобстера). Из головы каждого тритона вырастает [с] Во втором фрагменте юный ихтиокентавр идет впереди пристани Венеры; ихтиокентавр держит в руках два объекта, которые трудно идентифицировать. [30] [31]
Литературные примеры
[ редактировать ]Один поздний литературный пример, который был отмечен, - это стихотворение Клавдиана (ум. 404) «Эпиталамий» к свадьбе Гонория и Марии, в котором Венера едет на Тритоне на спине, пока вся ее процессия направляется на свадьбу. Здесь Тритон описывается следующим образом: «Ужасное чудовище восстало из бездны; его развевающиеся волосы раскинулись по плечам; копыта из раздвоенного рога, обросшие щетиной, выросли из того места, где его рыбий хвост соединялся с телом его человека». [32] Вильгельм Генрих Рошер заметил, что этот тритон (с раздвоенными копытами ) описывается как подтип ихтиокентавра с бычьими передними ногами. [5]
период Возрождения
[ редактировать ]Конрада Гесснера «Морской сатир» или «Морской Пан» также был описан как «ихтиокентавр» или «морской дьявол» в главе о тритонах в его «Истории животных IV» (1558 г.). [33] [34] [35] В немецком переводном издании это существо называется « Меертойфель [ sic ] » или «морской дьявол». [36]
Этот «морской демон» ( нем . Meerteufel ) с другими именами, такими как «морское чудовище Пана», «чудовищный морской сатир» или «рыба-кентавр» также использовался на геральдических изображениях . [37]
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ См. Океан традиционно изображается с клешнями краба или омара (« pinces de crabe/homard ») на голове, включая Зевгму. [12] См. также Полина (1972) как на «усиках ( усиках )», так и на «клещах ( пинсах )», присутствующих на мозаичных головах Океана/морских божеств. [13]
- ^ Абади-Рейналь на самом деле утверждает, что «увенчан усиками омаров ( couronné d'antennes de homards )», но они заканчиваются чем-то похожим на клешни (или щипцы , используемые другими французскими учеными для описания таких придатков), и отличается от прямые «усики», описанные на мозаике Апамеи Афрос, описанной ниже. [15]
- ↑ Второй тритон, бородатый, имеет два рыбьих хвоста и весло.
Ссылки
[ редактировать ]- Цитирование
- ^ Цец Ликофрону , 34 , 886 и 892
- ^ Паккард (1980) , с. 329, примечание 7
- ^ Jump up to: а б с Литвинский и Пичикян (1995) , с. 142.
- ^ «Тритон». Новый Поли Брилла: Энциклопедия древнего мира. Античность . Том. 14. Брилл. 2009. с. 101.
- ^ Jump up to: а б с Рошер, Вильгельм Генрих (1890), «Ихтиокентаурен» , Подробный словарь греческой и римской мифологии (на немецком языке), том. 2, Б.Г. Тойбнер, стр. 91–94 Альтернативный URL
- ^ Брюле, Раймонд (1990). Галло-римский саркофаг Турне . Католический университет Лувена, факультет археологии и истории искусств. п. 68.
- ^ ван де Ваал, Анри (1976), Iconclass: система иконографической классификации. Общество, цивилизация, культура. Система. Часть I-Часть II. , том. 4, Северная Голландия, с. 98, ISBN 9-780-72048-264-5
- ^ Латтимор (1976) , с. 44, где приравниваются «ихтиокентавр» и «морской кентавр».
- ^
Шмитц, Леонард (1870). «Тритон (1)» . Смит , Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 3. п. 1176. Проект «Персей» : Тритон (1) .
- ^ Румпф 1939 , с. 105 и примечание 140, цитируется по Lattimore (1976) , p. 44, примечание 84.
- ^ Коллиньон, Максим (1890). Руководство по мифологии: по отношению к греческому искусству . Перевод Харрисона, Джейн Э. Х. Гревель и Ко, стр. 197–199 .
затем, в последние дни, приходят морские кентавры, бьющие по воде своими могучими плавниками, их головы иногда увенчиваются когтями омара.
- ^ Эраслан, Шехназ (2015), «Фигуры Океана, Тетиса и Тальсы в свете мозаик Антиохии и Зевгмы» (PDF) , Журнал международных социальных исследований , 8 (37): 454, 459, 45, doi : 10.17719/jisr. 20153710616
- ^ Воуте, Полина (1972), «Заметки об иконографии Океана. О мозаичном фонтане, обнаруженном в Ноле (Кампания)» , Смеси французской римской школы: античность (на французском языке), 81 (1): 660–664 ; инжир. 11–14
- ^ Jump up to: а б с Абади-Рейналь (2002) , с. 760 .
- ^ Jump up to: а б Балты (1972) , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Вуттон, Уилл (2016). Алкок, Сьюзен Э .; Эгри, Мариана; Фрейкс, Джеймс Ф.Д. (ред.). Портрет художника-мозаикаста в эпоху Римской империи . Публикации Гетти. стр. 74–75. ISBN 978-1-606-06471-9 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с д и Аарон Дж. Атсма (2010–2017 гг.). «Ихтиокентавры» . Проект Теой .
- ^ «Eserleri: Zeugma ve Diğer Buluntular. Aphrodithe'in Doğuşu» [Работы: Зевгма и другие находки: Рождение Афродиты]. zeugma.org.tr (на турецком языке). 2014 . Проверено 12 сентября 2019 г. ; См. фото галереи .
- ^ Абади-Рейналь (2002) , с. 760; Уордл, Марианна Эйлин (2010). Обнаженные и бесстыдные: исследование Афродиты Анадиомены в греко-римском мире (PDF) (доктор философии). Университет Дьюка, факультет искусства, истории искусств и визуальных исследований. п. 233.
- ^ «Рождение Венеры Мозаика» [А 20 Рождение Венеры Мозаика]. Музей мозаики Зевгмы. План музея [Музей мозаики Зевгмы: План этажа] (на турецком языке). 2014. Архивировано из оригинала г. 30 ноября 2020 Проверено 12 сентября 2019 г.
- ^ «Объект14827» . Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (Франция) . 11 сентября 2012 г. Проверено 14 сентября 2019 г.
- ^ Балти (1972) , с. 115. Рис. 5; Рис. 7
- ^ Балти (1972) , стр. 118, 120. Рис. 9.
- ^ Jump up to: а б " Ἄφροι ", Suda On Line", тр. Дженнифер Бенедикт, 5 июня 2001 г.
- ^ Аполлод. 1,2 ; Библиотека Аполлодора и Фабулы Гигина: два справочника по греческой мифологии . Перевод Стивена М. Тшаскома; Р. Скотт Смит. Издательство Хакетт. 2007. с. 2. ISBN 9-781-60384-052-1 .
- ^ Паккард (1980) , с. 344.
- ^ Packard (1980) , стр. 328–329 и листы 97–99.
- ^ Рейнхард, Джейн Хантингтон (2005). Римская баня в Истмии: украшения, культ и Герод Аттик . Университет Миннесоты . п. 46.
- ^ «Поднятие монохромной мозаики» . Раскопки ОГУ на Истмии . Колледж искусств и наук Университета штата Огайо. 2019 . Проверено 10 сентября 2019 г.
- ^ Марешаль, Сильвен (1789), «Тарелка CLV» , Antiquités d'Herculaneum (на французском языке), том. 5, Франсуа-Анн Давид (гравюры), Chez David, стр. 76–77 ; пл.
- ^ Барре, Луи [на французском языке] (1840 г.), «Таблица 16» , Геркуланум и Помпеи: общая коллекция картин, бронзы, мозаики и т. д. (на французском языке), том. 5, Франсуа-Анри Ру, старший (гравюры), Ф. Дидо, с. 36–38
- ^ Клавдиан . Эпиталамий Гонория и Марии . Классическая библиотека Леба 135. Перевод М. Платнауэра. Издательство Гарвардского университета. стр. 252–253.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Геснер, Конрад (1558) Historiae Animalium [1237 } Книга IIII] , стр. 1197; (изд. 1604 г.), с. 1001
- ^ Хендрикс, София. «Морские чудовища. Таксономия и традиции в обсуждении Конрадом Гесснером (1516-1565) китообразных и морских чудовищ» . Антропозоология . 53 (11): 132–135.
- ^ Урсула Венер, Пегги; Зирау, Вольфганг; Ардитти, Джозеф (2013). Germanicus и Plinius Indicus: описания и иллюстрации орхидей «корзины для мусора», ресупинация, семена, цветочные сегменты и старение цветов в шестнадцатом и семнадцатом веках в европейской ботанической литературе по биологии орхидей: обзоры и перспективы . Springer Science & Business Media. стр. 42–44. ISBN 978-9-401-72500-2 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Геснер, Конрад (1558) Gesnerus redivivus acutus et emendatus, oder: Allgemeines Thier-Buch: Gesneri redivivus acuti et emendati ... oder Vollkommenes Fisch-Buch , Tomus IV , p. 153
- ^ Холм, Рэндл III (1688). «16.39 Морской Демон». Академия Оружейной палаты . стр. 375, 367. через EEBO.
- Библиография
- Абади-Рейналь, Екатерина (2002), «Дома с мозаичными украшениями Зевгмы» , Отчеты о сессиях Академии надписей и изящной словесности (на французском языке), 146 (2): 743–771.
- Балти, Жан-Шарль (1972), «Новые языческие мозаики и епископская группа, известная как «Восточный собор» в Апамее Сирии» , Отчеты о сессиях Академии надписей и изящной словесности (на французском языке), 116 (1): 112
- Латтимор, Стивен (1976). Морской Тиас в греческой скульптуре . Институт археологии Калифорнийского университета, Лос-Анджелес. ISBN 9780917956027 .
- Литвинский, Б.А.; Пичикян, И. Р. (1995). Инверницци, Антонио (ред.). Речные божества Греции приветствуют бога реки Окс-Вакш: Ахелоя и Гиппокампа . Монография Месопотамии 5. Райнхарт и компания . стр. 335–336. ISBN 9788871662480 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Паккард, Памела М. (1980), «Монохромная мозаика в Истмии» (PDF) , Hesperia , 49 (4), Американская школа классических исследований в Афинах: 326–346 JSTOR 147913
- Румпф, Андреас (1939), Морские существа на рельефах древних саркофагов , том. 5, стр. 1, Немецкий археологический институт . Перепечатка (1969) , L'Erma di Bretschneider.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Теои Греческая мифология: ИХТИОКЕНТАВРОИ
- Университет Питтсбурга: Центр Борхеса: Фантастическая зоология: Ихтиокентавр. Архивировано 9 июля 2010 г. в Wayback Machine.
- УКАЗАТЕЛЬ ГРЕЧЕСКИХ МИФОВ: ИХТИОКЕНТАВР
- Метрополитен-музей: ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА: АЗИАТСКОЕ ИСКУССТВО: Морское божество (Тритон или Ихтиокентавр)