Jump to content

Пейто

Пейто
Олицетворение убеждения
Помпейская фреска, изображающая Эрота, приносимого Пейфоном Афродите
Обитель Гора Олимп
Генеалогия
Родители Океан и Тефия
Братья и сестры Океаниды , Потамои
Эквиваленты
Римский эквивалент Суада или Суадела

В мифологии греческой Пейто ( древнегреческий : Πειθώ , латинизированный : Peithō , букв. «Убеждение» или «побеждающее красноречие»). [1] ) — олицетворение убеждения . [2] Обычно ее представляют как важную спутницу Афродиты . Ее противоположностью является Биа , олицетворение силы. [3] Как олицетворение ее иногда представляли как богиню, а иногда как абстрактную силу, а ее имя использовалось как нарицательное, так и собственное существительное. [4] Есть свидетельства того, что Пейто упоминалась как богиня до того, как о ней стали говорить как об абстрактном понятии, что редко встречается для персонификации. [5] Пейто представляет как сексуальные, так и политические убеждения. Она связана с искусством риторики. [5]

Фрагмент с изображением Пейфона, Афродиты и Эроса. Этот фрагмент скифоса может быть самым ранним известным художественным изображением Пейфона. [6] около 490 г. до н.э. ( Метрополитен-музей ).

Происхождение Пейто неясно, поскольку разные авторы называют ее родителей разными авторами. Гесиод в «Теогонии» идентифицирует Пейто как дочь титанов Тетиса и Океана , что делает ее Океанидой и сестрой таких известных богинь, как Диона , Дорис и Метида . [1] [7] По словам лирики Сафо , она была дочерью Афродиты. [8] Эсхил идентифицирует ее как дочь Афродиты в «Просительницах женщин» («Хикетиды») , но также описывает ее как дитя Ате в «Агамемноне» . [9] [10] Нонн в своей «Дионисии» описывает Хариты (Грации), ансамбль богинь грации и очарования, включающий Пейфона, Пасифею и Аглаю , и все они идентифицируются как дочери Диониса . [11] Элегический эпохи эллинистической поэт Гермесианакс также называет Пейфона одним из Харитов. [12] Алкман описывает ее как дочь Прометеи и сестру Тихе и Евномии . [13]

Нонн идентифицирует Пейто как жену Гермеса , посланника богов. [14] Однако в комментарии к «Оресту» Еврипида отмечается, что Пейфона — жена Форонея , первобытного царя Аргоса , и мать Эгиалея , Аписа , Европы и Ниобеи . [15] Альтернативная аргивская традиция описывает ее как жену Аргоса , внука Форонея. [5] [16] В византийском энциклопедическом тексте Суда говорится, что матерью Иинкса была либо Пейто, либо Эхо .

Мифология

[ редактировать ]

Пейто играет ограниченную роль в мифологии, в основном появляясь вместе с Афродитой или как ее спутница.

Ухудшенный фрагмент Сафо может идентифицировать Пейфона как спутника Афродиты, хотя другие возможности - это Геба , Ирис или даже Геката . [17] Пиндар характеризует Пейто либо как абстрактную концепцию убеждения, либо как богиню, как мудрую, владеющую «тайным ключом к святой любви», связывая ее с Афродитой. [18] Ее также описывают как кормилицу младенцев Эротов , детей Афродиты. [19] Фрагмент Ивика описывает Афродиту и Пейфона, который описывается как нежноглазый ( аганоблефар ), кормящих Эвриала среди цветущих роз. [20]

Нонн дает ей роль в браке Кадмоса и Гармонии , поскольку она является Кадмосу в образе смертной рабыни и покрывает Кадмоса туманом, чтобы незаметно провести его через Самофракию во дворец Электры , приемной матери Гармонии. [19] Пейто часто появляется на эпинетроне V века художника из Эретрии, изображая свадебные приготовления Гармонии с участием Афродиты, Эроса , Персефоны (Коры) , Гебы и Химероса . [21] В искусстве она также изображалась на свадьбах Диониса и Ариадны , Алкестиды и Адмета , Фетиды и Пелея , а также при союзе Афродиты и Адониса . [5] Гидрия, приписываемая художнику Мейдиасу, изображает Пейфона, убегающего с места похищения Левкиппидов Диоскурами , что указывает либо на то, что она убедила женщин сбежать, либо на то, что она не одобряет брак по афинским стандартам. [5]

Когда Зевс приказал создать первую женщину, Пандора , Пейфон и Хариты золотые ожерелья надели ей на шею , а Хоры (Времена года) увенчали голову Пандоры весенними цветами. [22] К экстравагантным украшениям, особенно ожерельям, в древнегреческой литературе относились с подозрением, поскольку они обычно рассматривались женщинами как способ соблазнить мужчин, что делало ожерелье способом повысить сексуальную привлекательность и убедительные способности Пандоры. [23]

В искусстве Пейфон часто изображается с Афродитой во время похищения Елены , символизируя силы убеждения и любви, действующие во время сцены. [24] Ее присутствие на мероприятии может быть истолковано как либо Пэрис, нуждающийся в убеждении потребовать Елену в качестве приза за выбор Афродиты, либо необходимость убедить Елену сопровождать его в Трою, поскольку уровень свободы воли Елены стал популярной темой для дискуссий в V веке. . [23] Присутствие Пейто ставит вопрос о том, способны ли смертные противостоять ее силе или они связаны с ее способностями убеждения. [23]

Культ и функция

[ редактировать ]

Культы, посвященные Пейто, датируются по крайней мере началом V века. [17] В своей роли помощницы или спутницы Афродиты Пейфон была тесно связана с богиней любви и красоты. Афродиту и Пейто иногда объединяли, чаще всего в более поздние периоды, при этом имя Пейфон появлялось вместе с эпитет . именем Афродиты или как его [23] Она также отождествляется с Тихе в «Женщинах-просительницах» («Хикетиды»). [25] Пейто ассоциировался с браком , поскольку жених или его отец вели переговоры с отцом или опекуном молодой женщины о ее руке и предлагали в обмен на нее выкуп за невесту. Самые желанные женщины привлекали множество потенциальных женихов, и умение убеждать часто определяло успех жениха. Плутарх включает ее в список пяти божеств, которым могут молиться новые пары, в него также входят Зевс (Телейос), Гера (Телея), Афродита и Артемида . [26]

Римский рельеф с изображением Пейфона, около I века до н.э. ( Метрополитен-музей ).

Пейфон был важной фигурой, подчеркивавшей гражданскую гармонию, особенно в Афинах и Аргосе , а также гармонию в межличностных отношениях. [27] В частности, в Афинах объединение ( синоикисмос ) города Тесеем стало возможным только благодаря вмешательству Афродиты и Пейфона для создания демократического духа и сотрудничества. [5] В Аргосе она была в паре с первыми царями города, выступая в качестве гражданского объединителя в той же роли, что и Гармония , первая царица Фив . [28] На вазе IV века из Апулии Пейфон и Гермес изображены вместе, поручающие Триполему научить человечество сельскому хозяйству, что указывает на роль Пейто в создании гармонии посредством цивилизации. [3] Плутарх описывает роль Пейто в межличностной гармонии в «Моралии» , где он утверждает, что роль убеждения в браке заключается в том, чтобы супруги могли достигать своих желаний, не ссорясь. В «Эвмениде» Афина благодарит Пейто после того, как убедила фурий в своих доводах в пользу оправдания Ореста и успешного прекращения раздора. [29] Однако Пейто может быть разрушительной силой, когда он используется для соблазнения или корыстной личной выгоды, как, например, в «Агамемноне» , где Клитемнестра проклинает Пейто за кражу Елены Парисом и использует убеждение, чтобы убедить Кассандру войти в дом и убить ее.

Культ в Афинах

[ редактировать ]

Павсаний сообщает, что после объединения ( синойкисмос ) Афин Тезей учредил культ Афродиты Пандемос на южном склоне Афинского Акрополя и Пейфон . [30] В знак признания этого мифа обеим богиням поклонялись на Аттическом фестивале Афродизии . [31] Пейфону поклонялись независимо как богине сексуального и риторического убеждения в Афинах с 4-го века до эпохи Римской империи , времени Павсания . написания [23] [5] Однако некоторые ученые полагают, что поклонение датируется VI веком, но убедительных доказательств этому утверждению нет. [27] На месте храма Афродиты была найдена вотивная надпись Пейфону, подтверждающая связь между этими богинями в Афинах. [28] В Театре Диониса было отведено место жрице Пейфона. [23] Пейфон был важной фигурой для афинских риторов V века и считался важной фигурой в человеческих делах, поскольку убеждение было основным компонентом риторики. Ритор Исократ отмечает в разделе 249 «Антидозиса» , что в городе ежегодно приносятся жертвы Пейфону. [4] Кроме того, поэт-комик Евполис сказал, что Пейфон понравился Периклу своим умением убеждать. [3] Убеждение считалось необходимым для успеха демократического государства. [31]

Культы в других греческих городах

[ редактировать ]

Несмотря на ее связь с Афродитой в Афинах, Пейфон чаще ассоциировалась с Артемидой на Пелопоннесе , поскольку две богини либо делили храм в Аргосе , либо «Пейфон» использовался как эпитет для Артемиды. [5] Ассоциация Пейто с Артемидой, возможно, образовалась из-за общей важности развития взрослых и потери сексуальной невинности. [32] В Аргосе этот храм также делился с Гиперместрой , которая была оправдана в суде по делу, возбужденному ее отцом, поскольку она была единственной Данаидой , которая не убила своего мужа в брачную ночь по приказу отца. [28] [17] Благодаря этой ассоциации Пейто связан с убедительной речью в целом, а не просто с соблазнительным убеждением. [28]

Пиндар называет куртизанок и проституток в Коринфе «слугами Пейто», однако он не уточняет, существовали ли в городе какие-либо культы, связанные с Пейто, и испытывали ли куртизанки особое почтение к богине. [33] Этот отрывок вызвал споры среди ученых о том, практиковалась ли священная проституция в Греции. [32] Пейто обычно изображали носящей украшения, поправляющей одежду, держащей в руках баночки с духами или смотрящей в зеркало — черты, которые могут быть связаны с гетайрай . [32]

В Сикионе у Пейфона был культ и храм, который был связан с культами Артемиды и Аполлона . [17] Согласно местной культовой практике, записанной Павсанием, во время праздника Аполлона семь мальчиков и девочек выносят статуи Артемиды и Аполлона к реке Сиф и относят их в святилище Пейфона, после чего их возвращают в храм Аполлона. . [34] Этиологическим мифом этой практики было то, что граждане Сикиона отказались очистить богов-близнецов после убийства Пифона , и в результате на город была послана чума. Семь мальчиков и девочек пошли к реке, чтобы убедить богов вернуться, и им это удалось, что указывает на то, что даже боги поддаются силе убеждения, и на этом месте было установлено святилище Пейто. [17] не было культового изображения Пейфона В период Римской империи , однако это означает, что его никогда не существовало. [17]

По мнению Павсания, помимо культов и святилищ, посвященных Пейфону в Афинах и Аргосе, существовало изображение, украшающее трон храма Зевса в Олимпии, где Афродита, поднявшаяся из моря, приветствуется Эросом и коронуется Пейфоном. [35] [36] В Мегаре статуи Пейто и Парегорос (олицетворение успокаивающих слов). в храме Афродиты Праксис (соития) стояли [32] Есть также свидетельства того, что у Пейфона были культы на Паросе , Тасосе и Лесбосе . [23]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Бэйн, Тереза ​​(2013). Энциклопедия фей в мировом фольклоре и мифологии . МакФарланд, Инкорпорейтед, Издательство. п. 268. ИСБН  9780786471119 .
  2. ^ Новый Поли Брилла , св. Пейто .
  3. ^ Jump up to: а б с Норт, Хелен (1993). «Эмблемы красноречия». Труды Американского философского общества . 137 : 406–430.
  4. ^ Jump up to: а б Марш, Чарльз (2015). «Странная история богини Пейто: классические предшественники амбивалентности связей с общественностью по отношению к убеждению» . Журнал исследований связей с общественностью . 27 (3): 229–243. дои : 10.1080/1062726X.2015.1024249 . S2CID   143067078 – через Taylor & Francisco Group.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Смит, Эми (2011). Полис и персонификация в классическом афинском искусстве . Лейден, Нидерланды: BRILL. стр. 55–62. ISBN  9789004194175 .
  6. ^ Розенцвейг, Рэйчел (2004). Поклонение Афродите: искусство и культ в классических Афинах . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. п. 20. ISBN  978-0472113323 .
  7. ^ Гесиод , Теогония 346–349 и 362–366.
  8. ^ Сафо фр. 200 Кэмпбелл, стр. 186–7 [= Схолия о Гесиода трудах и днях , 73c]; Ганц, с. 104.
  9. ^ Эсхил , Просительницы , 1039 .
  10. ^ Эсхил , Агамемнон , 385 .
  11. ^ Нонн , Дионисия , 24.261.
  12. ^ Павсаний , Описание Греции , 9.35.5
  13. ^ Алкман , Фрагменты 3 и 64.
  14. ^ Нонн , Дионисия , 8.220 и 48.230.
  15. ^ Схолия объявления Еврипида , Орест 932 г.
  16. ^ Схолия объявления Еврипида, Фениссы 1116 г.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж Брайтенбергер, Барбара (2007). «Пейто: сила убеждения». Афродита и Эрос: развитие греческой эротической мифологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 117–135 . ISBN  978-0-415-96823-2 .
  18. ^ Пиндар , Пифиан 9 , 35-39 .
  19. ^ Jump up to: а б Нонн , Дионисия , 3.84.
  20. ^ Ивикус , Фрагмент 288.
  21. ^ Нилс, Дженифер (2004). Маркони, Клемент (ред.). Греческие вазы: изображения, контексты и противоречия . Бостон, Массачусетс: БРИЛЛ. стр. 76 . ISBN  978-90-04-13802-5 .
  22. ^ Гесиод, Труды и дни , 69-82 .
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж г Стаффорд, Эмма (1999). Совет Плутарха жениху и невесте и утешение его жене: английские переводы, комментарии, пояснительные очерки и библиография . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. стр. 162–165. ISBN  978-0195120233 .
  24. ^ Стаффорд, Эмма (2013). «От гимназии до свадьбы: Эрос в афинском искусстве и культе». Эрос в Древней Греции . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. п. 198. ИСБН  9780199605507 .
  25. ^ Эсхил , Просительницы (Хикетиды), строка 523.
  26. ^ Плутарх , Моралия (Этика) , строка 264b.
  27. ^ Jump up to: а б Розенцвейг, Рэйчел (2004). Поклонение Афродите: искусство и культ в классических Афинах . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. стр. 13–26. ISBN  978-0472113323 .
  28. ^ Jump up to: а б с д Бакстон, Ричард (2010). Убеждение в греческой трагедии: исследование Пейфона . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. стр. 29–37 . ISBN  9780521136730 .
  29. Эсхил , Эвменид , 825–829 гг.
  30. ^ Павсаний , Описание Греции , 1.22.3 .
  31. ^ Jump up to: а б Пала, Элизабетта (2010). «Афродита на Акрополе: свидетельства аттической керамики». Спутница Брилла Афродиты . Лейден: Брилл. стр. 195–216.
  32. ^ Jump up to: а б с д Бернетт Пиппин, Энн (2011). «Слуги Пейфона: Пиндар фр. 122». Греческие, римские и византийские исследования . 51 : 49–60.
  33. ^ Пиндар , Фрагмент панегирика 122.
  34. ^ Павсаний, Описание Греции , 2.7.8.
  35. ^ Павсаний , Описание Греции 2.7.7 , 2.21.1 и 5.11.8
  36. ^ Павсаний , Описание Греции , 5.11.8
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 42aad6ab5794329125cd2880a35e6996__1719747900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/96/42aad6ab5794329125cd2880a35e6996.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Peitho - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)