Пейто
Пейто | |
---|---|
Олицетворение убеждения | |
![]() Помпейская фреска, изображающая Эрота, приносимого Пейфоном Афродите | |
Обитель | Гора Олимп |
Генеалогия | |
Родители | Океан и Тефия |
Братья и сестры | Океаниды , Потамои |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Суада или Суадела |
Греческие божества ряд |
---|
Персонификации |
Список |
В мифологии греческой Пейто ( древнегреческий : Πειθώ , латинизированный : Peithō , букв. «Убеждение» или «побеждающее красноречие»). [1] ) — олицетворение убеждения . [2] Обычно ее представляют как важную спутницу Афродиты . Ее противоположностью является Биа , олицетворение силы. [3] Как олицетворение ее иногда представляли как богиню, а иногда как абстрактную силу, а ее имя использовалось как нарицательное, так и собственное существительное. [4] Есть свидетельства того, что Пейто упоминалась как богиня до того, как о ней стали говорить как об абстрактном понятии, что редко встречается для персонификации. [5] Пейто представляет как сексуальные, так и политические убеждения. Она связана с искусством риторики. [5]
Семья
[ редактировать ]
Происхождение Пейто неясно, поскольку разные авторы называют ее родителей разными авторами. Гесиод в «Теогонии» идентифицирует Пейто как дочь титанов Тетиса и Океана , что делает ее Океанидой и сестрой таких известных богинь, как Диона , Дорис и Метида . [1] [7] По словам лирики Сафо , она была дочерью Афродиты. [8] Эсхил идентифицирует ее как дочь Афродиты в «Просительницах женщин» («Хикетиды») , но также описывает ее как дитя Ате в «Агамемноне» . [9] [10] Нонн в своей «Дионисии» описывает Хариты (Грации), ансамбль богинь грации и очарования, включающий Пейфона, Пасифею и Аглаю , и все они идентифицируются как дочери Диониса . [11] Элегический эпохи эллинистической поэт Гермесианакс также называет Пейфона одним из Харитов. [12] Алкман описывает ее как дочь Прометеи и сестру Тихе и Евномии . [13]
Нонн идентифицирует Пейто как жену Гермеса , посланника богов. [14] Однако в комментарии к «Оресту» Еврипида отмечается, что Пейфона — жена Форонея , первобытного царя Аргоса , и мать Эгиалея , Аписа , Европы и Ниобеи . [15] Альтернативная аргивская традиция описывает ее как жену Аргоса , внука Форонея. [5] [16] В византийском энциклопедическом тексте Суда говорится, что матерью Иинкса была либо Пейто, либо Эхо .
Мифология
[ редактировать ]Пейто играет ограниченную роль в мифологии, в основном появляясь вместе с Афродитой или как ее спутница.
Ухудшенный фрагмент Сафо может идентифицировать Пейфона как спутника Афродиты, хотя другие возможности - это Геба , Ирис или даже Геката . [17] Пиндар характеризует Пейто либо как абстрактную концепцию убеждения, либо как богиню, как мудрую, владеющую «тайным ключом к святой любви», связывая ее с Афродитой. [18] Ее также описывают как кормилицу младенцев Эротов , детей Афродиты. [19] Фрагмент Ивика описывает Афродиту и Пейфона, который описывается как нежноглазый ( аганоблефар ), кормящих Эвриала среди цветущих роз. [20]
Нонн дает ей роль в браке Кадмоса и Гармонии , поскольку она является Кадмосу в образе смертной рабыни и покрывает Кадмоса туманом, чтобы незаметно провести его через Самофракию во дворец Электры , приемной матери Гармонии. [19] Пейто часто появляется на эпинетроне V века художника из Эретрии, изображая свадебные приготовления Гармонии с участием Афродиты, Эроса , Персефоны (Коры) , Гебы и Химероса . [21] В искусстве она также изображалась на свадьбах Диониса и Ариадны , Алкестиды и Адмета , Фетиды и Пелея , а также при союзе Афродиты и Адониса . [5] Гидрия, приписываемая художнику Мейдиасу, изображает Пейфона, убегающего с места похищения Левкиппидов Диоскурами , что указывает либо на то, что она убедила женщин сбежать, либо на то, что она не одобряет брак по афинским стандартам. [5]
Когда Зевс приказал создать первую женщину, Пандора , Пейфон и Хариты золотые ожерелья надели ей на шею , а Хоры (Времена года) увенчали голову Пандоры весенними цветами. [22] К экстравагантным украшениям, особенно ожерельям, в древнегреческой литературе относились с подозрением, поскольку они обычно рассматривались женщинами как способ соблазнить мужчин, что делало ожерелье способом повысить сексуальную привлекательность и убедительные способности Пандоры. [23]
В искусстве Пейфон часто изображается с Афродитой во время похищения Елены , символизируя силы убеждения и любви, действующие во время сцены. [24] Ее присутствие на мероприятии может быть истолковано как либо Пэрис, нуждающийся в убеждении потребовать Елену в качестве приза за выбор Афродиты, либо необходимость убедить Елену сопровождать его в Трою, поскольку уровень свободы воли Елены стал популярной темой для дискуссий в V веке. . [23] Присутствие Пейто ставит вопрос о том, способны ли смертные противостоять ее силе или они связаны с ее способностями убеждения. [23]
Культ и функция
[ редактировать ]Культы, посвященные Пейто, датируются по крайней мере началом V века. [17] В своей роли помощницы или спутницы Афродиты Пейфон была тесно связана с богиней любви и красоты. Афродиту и Пейто иногда объединяли, чаще всего в более поздние периоды, при этом имя Пейфон появлялось вместе с эпитет . именем Афродиты или как его [23] Она также отождествляется с Тихе в «Женщинах-просительницах» («Хикетиды»). [25] Пейто ассоциировался с браком , поскольку жених или его отец вели переговоры с отцом или опекуном молодой женщины о ее руке и предлагали в обмен на нее выкуп за невесту. Самые желанные женщины привлекали множество потенциальных женихов, и умение убеждать часто определяло успех жениха. Плутарх включает ее в список пяти божеств, которым могут молиться новые пары, в него также входят Зевс (Телейос), Гера (Телея), Афродита и Артемида . [26]

Пейфон был важной фигурой, подчеркивавшей гражданскую гармонию, особенно в Афинах и Аргосе , а также гармонию в межличностных отношениях. [27] В частности, в Афинах объединение ( синоикисмос ) города Тесеем стало возможным только благодаря вмешательству Афродиты и Пейфона для создания демократического духа и сотрудничества. [5] В Аргосе она была в паре с первыми царями города, выступая в качестве гражданского объединителя в той же роли, что и Гармония , первая царица Фив . [28] На вазе IV века из Апулии Пейфон и Гермес изображены вместе, поручающие Триполему научить человечество сельскому хозяйству, что указывает на роль Пейто в создании гармонии посредством цивилизации. [3] Плутарх описывает роль Пейто в межличностной гармонии в «Моралии» , где он утверждает, что роль убеждения в браке заключается в том, чтобы супруги могли достигать своих желаний, не ссорясь. В «Эвмениде» Афина благодарит Пейто после того, как убедила фурий в своих доводах в пользу оправдания Ореста и успешного прекращения раздора. [29] Однако Пейто может быть разрушительной силой, когда он используется для соблазнения или корыстной личной выгоды, как, например, в «Агамемноне» , где Клитемнестра проклинает Пейто за кражу Елены Парисом и использует убеждение, чтобы убедить Кассандру войти в дом и убить ее.
Культ в Афинах
[ редактировать ]Павсаний сообщает, что после объединения ( синойкисмос ) Афин Тезей учредил культ Афродиты Пандемос на южном склоне Афинского Акрополя и Пейфон . [30] В знак признания этого мифа обеим богиням поклонялись на Аттическом фестивале Афродизии . [31] Пейфону поклонялись независимо как богине сексуального и риторического убеждения в Афинах с 4-го века до эпохи Римской империи , времени Павсания . написания [23] [5] Однако некоторые ученые полагают, что поклонение датируется VI веком, но убедительных доказательств этому утверждению нет. [27] На месте храма Афродиты была найдена вотивная надпись Пейфону, подтверждающая связь между этими богинями в Афинах. [28] В Театре Диониса было отведено место жрице Пейфона. [23] Пейфон был важной фигурой для афинских риторов V века и считался важной фигурой в человеческих делах, поскольку убеждение было основным компонентом риторики. Ритор Исократ отмечает в разделе 249 «Антидозиса» , что в городе ежегодно приносятся жертвы Пейфону. [4] Кроме того, поэт-комик Евполис сказал, что Пейфон понравился Периклу своим умением убеждать. [3] Убеждение считалось необходимым для успеха демократического государства. [31]
Культы в других греческих городах
[ редактировать ]Несмотря на ее связь с Афродитой в Афинах, Пейфон чаще ассоциировалась с Артемидой на Пелопоннесе , поскольку две богини либо делили храм в Аргосе , либо «Пейфон» использовался как эпитет для Артемиды. [5] Ассоциация Пейто с Артемидой, возможно, образовалась из-за общей важности развития взрослых и потери сексуальной невинности. [32] В Аргосе этот храм также делился с Гиперместрой , которая была оправдана в суде по делу, возбужденному ее отцом, поскольку она была единственной Данаидой , которая не убила своего мужа в брачную ночь по приказу отца. [28] [17] Благодаря этой ассоциации Пейто связан с убедительной речью в целом, а не просто с соблазнительным убеждением. [28]
Пиндар называет куртизанок и проституток в Коринфе «слугами Пейто», однако он не уточняет, существовали ли в городе какие-либо культы, связанные с Пейто, и испытывали ли куртизанки особое почтение к богине. [33] Этот отрывок вызвал споры среди ученых о том, практиковалась ли священная проституция в Греции. [32] Пейто обычно изображали носящей украшения, поправляющей одежду, держащей в руках баночки с духами или смотрящей в зеркало — черты, которые могут быть связаны с гетайрай . [32]
В Сикионе у Пейфона был культ и храм, который был связан с культами Артемиды и Аполлона . [17] Согласно местной культовой практике, записанной Павсанием, во время праздника Аполлона семь мальчиков и девочек выносят статуи Артемиды и Аполлона к реке Сиф и относят их в святилище Пейфона, после чего их возвращают в храм Аполлона. . [34] Этиологическим мифом этой практики было то, что граждане Сикиона отказались очистить богов-близнецов после убийства Пифона , и в результате на город была послана чума. Семь мальчиков и девочек пошли к реке, чтобы убедить богов вернуться, и им это удалось, что указывает на то, что даже боги поддаются силе убеждения, и на этом месте было установлено святилище Пейто. [17] не было культового изображения Пейфона В период Римской империи , однако это означает, что его никогда не существовало. [17]
По мнению Павсания, помимо культов и святилищ, посвященных Пейфону в Афинах и Аргосе, существовало изображение, украшающее трон храма Зевса в Олимпии, где Афродита, поднявшаяся из моря, приветствуется Эросом и коронуется Пейфоном. [35] [36] В Мегаре статуи Пейто и Парегорос (олицетворение успокаивающих слов). в храме Афродиты Праксис (соития) стояли [32] Есть также свидетельства того, что у Пейфона были культы на Паросе , Тасосе и Лесбосе . [23]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бэйн, Тереза (2013). Энциклопедия фей в мировом фольклоре и мифологии . МакФарланд, Инкорпорейтед, Издательство. п. 268. ИСБН 9780786471119 .
- ^ Новый Поли Брилла , св. Пейто .
- ^ Jump up to: а б с Норт, Хелен (1993). «Эмблемы красноречия». Труды Американского философского общества . 137 : 406–430.
- ^ Jump up to: а б Марш, Чарльз (2015). «Странная история богини Пейто: классические предшественники амбивалентности связей с общественностью по отношению к убеждению» . Журнал исследований связей с общественностью . 27 (3): 229–243. дои : 10.1080/1062726X.2015.1024249 . S2CID 143067078 – через Taylor & Francisco Group.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Смит, Эми (2011). Полис и персонификация в классическом афинском искусстве . Лейден, Нидерланды: BRILL. стр. 55–62. ISBN 9789004194175 .
- ^ Розенцвейг, Рэйчел (2004). Поклонение Афродите: искусство и культ в классических Афинах . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. п. 20. ISBN 978-0472113323 .
- ^ Гесиод , Теогония 346–349 и 362–366.
- ^ Сафо фр. 200 Кэмпбелл, стр. 186–7 [= Схолия о Гесиода трудах и днях , 73c]; Ганц, с. 104.
- ^ Эсхил , Просительницы , 1039 .
- ^ Эсхил , Агамемнон , 385 .
- ^ Нонн , Дионисия , 24.261.
- ^ Павсаний , Описание Греции , 9.35.5
- ^ Алкман , Фрагменты 3 и 64.
- ^ Нонн , Дионисия , 8.220 и 48.230.
- ^ Схолия объявления Еврипида , Орест 932 г.
- ^ Схолия объявления Еврипида, Фениссы 1116 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Брайтенбергер, Барбара (2007). «Пейто: сила убеждения». Афродита и Эрос: развитие греческой эротической мифологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 117–135 . ISBN 978-0-415-96823-2 .
- ^ Пиндар , Пифиан 9 , 35-39 .
- ^ Jump up to: а б Нонн , Дионисия , 3.84.
- ^ Ивикус , Фрагмент 288.
- ^ Нилс, Дженифер (2004). Маркони, Клемент (ред.). Греческие вазы: изображения, контексты и противоречия . Бостон, Массачусетс: БРИЛЛ. стр. 76 . ISBN 978-90-04-13802-5 .
- ^ Гесиод, Труды и дни , 69-82 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стаффорд, Эмма (1999). Совет Плутарха жениху и невесте и утешение его жене: английские переводы, комментарии, пояснительные очерки и библиография . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. стр. 162–165. ISBN 978-0195120233 .
- ^ Стаффорд, Эмма (2013). «От гимназии до свадьбы: Эрос в афинском искусстве и культе». Эрос в Древней Греции . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. п. 198. ИСБН 9780199605507 .
- ^ Эсхил , Просительницы (Хикетиды), строка 523.
- ^ Плутарх , Моралия (Этика) , строка 264b.
- ^ Jump up to: а б Розенцвейг, Рэйчел (2004). Поклонение Афродите: искусство и культ в классических Афинах . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. стр. 13–26. ISBN 978-0472113323 .
- ^ Jump up to: а б с д Бакстон, Ричард (2010). Убеждение в греческой трагедии: исследование Пейфона . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. стр. 29–37 . ISBN 9780521136730 .
- ↑ Эсхил , Эвменид , 825–829 гг.
- ^ Павсаний , Описание Греции , 1.22.3 .
- ^ Jump up to: а б Пала, Элизабетта (2010). «Афродита на Акрополе: свидетельства аттической керамики». Спутница Брилла Афродиты . Лейден: Брилл. стр. 195–216.
- ^ Jump up to: а б с д Бернетт Пиппин, Энн (2011). «Слуги Пейфона: Пиндар фр. 122». Греческие, римские и византийские исследования . 51 : 49–60.
- ^ Пиндар , Фрагмент панегирика 122.
- ^ Павсаний, Описание Греции , 2.7.8.
- ^ Павсаний , Описание Греции 2.7.7 , 2.21.1 и 5.11.8
- ^ Павсаний , Описание Греции , 5.11.8
Ссылки
[ редактировать ]- Новый Поли Брилла : Энциклопедия древнего мира. Античность, Том 10 , Обл-Фе, редакторы: Хуберт Канчик, Хельмут Шнайдер, Брилл , 2007. ISBN 978-90-04-14215-2 . Онлайн-версия на сайте Brill .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Грималь, Пьер (1996). Словарь греческой и римской мифологии . Уайли. п. 349. ИСБН 978-0-631-20102-1 .
- Гесиод , Теогония из «Гомеровских гимнов и Гомерики» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Гесиод , «Труды и дни из гомеровских гимнов и Гомерики» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Нонн из Панополиса , Дионисия, перевод Уильяма Генри Денэма Роуза (1863-1950), из Классической библиотеки Леба, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1940. Онлайн-версия в Topos Text Project.
- Нонн Панопольский, Дионисийский. 3 тома. WHD Роуз. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, Уильям Хайнеманн, Лтд., 1940–1942 гг. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Норт, Хелен Ф. (1993). «Эмблемы красноречия» . Труды Американского философского общества . 137 (3): 406–430. ISBN 978-1-4223-7018-6 .
- Павсаний , Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918 г. ISBN 0-674-99328-4 . Онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Павсаний, «Описание Греции». 3 тома . Лейпциг, Тойбнер. 1903. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Смит, Уильям ; Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873 г.). «Пейто» 1.
Внешние ссылки
[ редактировать ]