Jump to content

Микенская религия

Религиозный элемент трудно выявить в микенской Греции (ок. 1600–1100 гг. до н. э.), особенно что касается археологических памятников, где по-прежнему очень проблематично с уверенностью выбрать место поклонения. Джон Чедвик указывает, что между самым ранним присутствием протогреческих говорящих в Элладе и самыми ранними надписями микенским письмом, известным как линейное письмо B , лежит по крайней мере шесть столетий, в течение которых концепции и практики смешались с местными догреческими верованиями, и — если культурные влияния в материальной культуре отражают влияния в религиозных верованиях — с минойской религией . [1] Что касается этих текстов, то несколько списков подношений, в которых упоминаются имена богов как получателей товаров, мало что говорят о религиозных практиках, и другой сохранившейся литературы не существует.

Джон Чедвик отверг смешение минойской и микенской религий, возникшее на основе археологических корреляций. [2] и предостерег от «попыток раскрыть предысторию классической греческой религии путем предположений о ее происхождении и угадывания смысла ее мифов». [3] прежде всего из-за коварной этимологии. [4] Мозес И. Финли обнаружил очень мало подлинных микенских отражений в гомеровском мире восьмого века, несмотря на его «микенскую» обстановку. [5] Однако Нильссон утверждает, основываясь не на неопределенных этимологиях, а на религиозных элементах, а также на изображениях и общих функциях богов, что многие минойские боги и религиозные концепции слились в микенской религии. Из существующих свидетельств следует, что микенская религия была матерью греческой религии . [6] Микенский пантеон уже включал в себя множество божеств, которых можно встретить в классической Греции. [7]

Божества

[ редактировать ]
Фреска с изображением богини или жрицы в Микенах, 1250–1180 гг. до н.э.
Леди Филакопи; керамическая фигурка богини или жрицы, выполненная на круге, из Западного святилища в Филакопи ; поздний элладский период III А , 14 век до н. э., Археологический музей Милоса.
Бронзовая фигурка человека из Святилища в Филакопи , Поздний элладский период III C , Микенская культура , Археологический музей Милоса.

Посейдон ( По-се-да-о ), похоже, занимал привилегированное место. Он был хтоническим божеством, связанным с землетрясениями ( Э-не-си-да-о-не : «сотрясатель земли»), но, похоже, он также олицетворял речной дух подземного мира, как это часто бывает в североевропейском фольклоре. . [8] [ сомнительно обсудить ] Также можно найти коллекцию «Дамы». На ряде табличек из Пилоса мы находим По-ти-ни-джа ( Потния , «госпожа» или «госпожа») без какого-либо сопутствующего слова. Похоже, что у нее была важная святыня на городище Пакиянес недалеко от Пилоса. [9] В надписи в Кноссе на Крите мы находим «хозяйку Лабиринта» ( da-pu-ri-to-jo po-ti-ni-ja ), которая напоминает миф о минойском лабиринте. [10] Этот титул применялся ко многим богиням. В табличке с линейным письмом B, «две царицы и царь» ( ва-на-ссой , ва-на-ка-те найденной в Пилосе, упоминаются ), и Джон Чедвик связывает их с богинями-предшественницами Деметры, Персефоны и Посейдона. . [11] [12]

Деметру и ее дочь Персефону , богинь Элевсинских мистерий , в исторические времена обычно называли «двумя богинями» или «владычицами». [13] В надписях линейным письмом Б, найденных в Пилосе, упоминаются богини Пе-рес-сва , которые могут быть связаны с Персефоной, и Си-то по-ти-ни-джа , [14] кто является богиней земледелия. [9] Культовый титул Деметры — «Сито» ( σίτος : пшеница). [15] Мистерии были установлены в микенский период (1500 г. до н. э.) в городе Элевсин . [16] и кажется, что они были основаны на догреческом культе растительности с минойскими элементами. [17] Культ изначально был частным, и сведений о нем нет, но некоторые элементы позволяют предположить, что он мог иметь сходство с культом Деспойны («владычицы») — богини-предшественницы Персефоны — в изолированной Аркадии , сохранившейся до классических времен. В первобытном аркадском мифе Посейдон, речной дух подземного мира, выступает в образе коня (Посейдон Гиппий). Он преследует Деметру, которая становится кобылой и от союза она рожает сказочного коня Ариона и дочь Деспойну, которая, очевидно, изначально имела форму или голову кобылы. Павсаний упоминает статуи Деметры и других богов с головами животных в Аркадии. [18] В Ликосуре на мраморном рельефе появляются фигуры женщин с головами разных животных, очевидно, в ритуальном танце. [19] Это могло бы объяснить микенскую фреску 1400 г. до н. э., изображающую процессию в масках животных. [20] и шествие «демонов» перед богиней на золотом кольце из Тиринфа . [21] Греческий миф о Минотавре, вероятно, произошел от подобного «демона». [22] В культе Деспойны в Ликосуре две богини тесно связаны с источниками и животными, особенно с Посейдоном и Артемидой, «повелительницей животных», которая была первой нимфой . Существование нимф было связано с деревьями или водами, в которых они обитали.

Артемида появляется как дочь Деметры в аркадских культах и ​​стала самой популярной богиней в Греции. [23] Самыми ранними засвидетельствованными формами имени Артемида являются микенские греческие a-te-mi-to и a-ti-mi-te , написанные линейным письмом B в Пилосе . [24] Ее богиня-предшественница (вероятно, минойская Бритомартида ) изображена между двумя львами на минойской печати, а также на некоторых золотых кольцах из Микен. [25] Изображения очень похожи на изображения «Артемиды Орфии» в Спарте. В ее храме в Спарте были найдены деревянные маски, изображающие человеческие лица, которые использовались танцорами в культе растительности. [26] Артемида была также связана с минойским «культом дерева», экстатическим и оргиастическим культом, который представлен на минойских печатях и микенских золотых кольцах. [27]

Пеан ( Па-джа-во ), вероятно, является предшественником греческого врача богов в «Илиаде» Гомера . Он был олицетворением волшебной песни, которая должна была «исцелить» пациента. Позже она стала еще и песней победы (παιάν). Магов называли также «провидцами-врачами» (ιατρομάντεις), и эта функция позже была применена и к Аполлону . [28]

Афина ( А-та-на ) появляется в надписи линейного письма B в Кноссе II позднеминойской эпохи. Форма А-та-на по-ти-ни-джа (госпожа Афина) схожа с поздней гомеровской формой. [29] Вероятно, она была богиней дворца, изображенной на знаменитой фреске «Процессия» в Кноссе . [30] На микенской фреске изображена композиция двух женщин, протягивающих руки к центральной фигуре, прикрытой огромным щитом в форме восьмерки. Центральной фигурой является богиня войны с ее палладием или ее палладием в аниконическом изображении. [9]

Дионис ( Свекровь [31] ) также появляется в некоторых надписях. Его имя трактуется как «сын Зевса » и, вероятно, имеет фрако-фригийское происхождение. Позже его культ связан с Беотией и Фокидой , где, по-видимому, он был введен еще до конца микенской эпохи. Это может объяснить, почему его мифы и культ были сосредоточены в Фивах и почему гора Парнас в Фокиде была местом его оргий. Однако в поэмах Гомера он является супругом минойской богини растительности Ариадны . [32] Он единственный греческий бог, кроме Аттиса , который умирает, чтобы возродиться, как это часто появляется в религиях Востока. [33] Его миф родственен минойскому мифу о «божественном ребенке», которого бросила мать, а затем воспитали силы природы. Подобные мифы появляются в культах Гиакинфа ( Амиклай ), Эрихтония ( Афины ), Плута ( Элевсин ). [34]

Подобный миф о божественном ребенке был широко распространен в различные периоды собственно Миканской Греции, и там считалось, что ребенком был Вакх, Зевс или другая фигура мифического значения. [35]

Были идентифицированы и другие божества, которых можно встретить в более поздние периоды, такие как пара Зевс Гера , Гефест , Арес , Гермес , Эйлейфия и Эринья . Гефест, например, вероятно, связан с А-па-и-ти-джо в Кноссе, тогда как Аполлон упоминается только в том случае, если он отождествляется с Пайавоном ; Афродита, однако, полностью отсутствует. [36] Ко-ви-джа («коровьи глаза») — стандартный гомеровский эпитет Геры. [14] Арес появился под именем Эниалиос (при условии, что Эниалиос не является отдельным богом), и хотя важность Ареяса неизвестна, оно действительно напоминает имя бога войны. [37] Элевтия связана с Эйлейтуей , гомеровской богиней деторождения. [38]

Изображения « минойского гения » широко встречаются в континентальных частях Микенской Греции. [39]

Святыни и святилища

[ редактировать ]

Были некоторые места, важные для культов , такие как Лерна , обычно в виде домашних святилищ, поскольку отдельно стоящий храм, содержащий культовое изображение в своей целле с алтарем под открытым небом, прежде чем он стал более поздним развитием. Некоторые здания, найденные в цитаделях, с центральным помещением, мегароном , продолговатой формы, окруженным небольшими помещениями, возможно, служили местами поклонения. Кроме того, можно предположить существование домашнего культа. Были расположены некоторые святилища, например, в Филакопи на Мелосе, где значительное количество обнаруженных там статуэток, несомненно, были созданы для использования в качестве подношений, и на основании археологических данных можно предположить, что такие места, как Дельфы , Додона, Делос , Элевсин , Лерна , и Абаи уже были важными святынями, а на Крите несколько минойских святилищ демонстрируют преемственность с LMIII (1400–1150 гг. До н.э.), периодом минойско-микенской культуры.

  1. ^ Чедвик 1976 , с. 88.
  2. ^ Как прямо сказано в книге Мартина П. Нильссона, «Минойско-микенская религия и ее выживание в греческой религии» , 1927.
  3. ^ Чедвик 1976 , с. 84.
  4. ^ Чедвик 1976 , с. 87: «Слова, которые непонятны, постоянно искажаются, чтобы придать им значение. Простое сходство, конечно, почти всегда обманчиво».
  5. ^ Финли 1954 .
  6. ^ Нильссон 1967 , Том I, с. 339.
  7. ^ Пол, Адамс Джон (10 января 2010 г.). «Микенские божества» . Нортридж, Калифорния: Университет штата Калифорния . Проверено 25 сентября 2013 г.
  8. ^ Нильссон 1940 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с Милонас 1966 , с. 159.
  10. ^ Чедвик 1976 , стр. 92–93.
  11. ^ Милонас 1966 , с. 159: «Ва-на-ссой, ва-на-ка-те (двум королевам и королю). Ванакс лучше всего подходит Посейдону, особому божеству Пилоса. Личность двух божеств, называемых ванассой, является неопределенным».
  12. ^ Чедвик 1976 , с. 76.
  13. ^ Нильссон 1967 , Том I, с. 463.
  14. ^ Перейти обратно: а б Чедвик 1976 , с. 95.
  15. Евстафий Фессалоникийский , схолия по Гомеру , 265.
  16. ^ Милонас 1961 .
  17. ^ Нильссон 1967 , Том I, с. 475.
  18. ^ Павсаний. Описание Греции , VIII–25.4, VIII–37.1 и далее, VIII–42.
  19. ^ Нильссон 1967 , Том I, стр. 479–480.
  20. ^ Робертсон 1959 , с. 31
  21. ^ Нильссон 1967 , Том I, с. 293.
  22. ^ Нильссон 1967 , Том I, стр. 227, 297.
  23. ^ Павсаний. Описание Греции , VIII–37,6.
  24. ^ Чедвик и Баумбах 1963 , с. 176ф.
  25. ^ Нильссон 1967 , Том I, стр. 273, 295.
  26. ^ Нильссон 1967 , Том I, стр. 162, 310, 489.
  27. ^ Нильссон 1967 , Том I, стр. 281, 283, 301, 487.
  28. ^ Нильссон 1967 , Том I, стр. 500–504; Чедвик 1976 , с. 88: « Па-джа-во предложил гомеровский Пайон, который раньше был Пайавон , позже Пайдн , альтернативное имя Аполлона, а то и снова отдельного бога».
  29. ^ Kn V 52 (текст 208 в Вентрисе и Чедвике); Чедвик 1976 , с. 88.
  30. ^ Hagg & Wells 1978 , Арне Фурумарк, «Эгейское общество», стр. 14: «Атано идентична греческой Атане (то, что изначально она была минойской «дворцовой богиней», давно справедливо заключил Мартин П. Нильссон)».
  31. ^ Палеолексикон. «ди-во-ну-со» .
  32. ^ Нильссон 1967 , Том I, стр. 565–568.
  33. ^ Нильссон 1967 , Том I, с. 215.
  34. ^ Нильссон 1967 , Том I, стр. 215–219.
  35. ^ Янсон, Хорст Вольдемар ; Янсон, Энтони Ф. (2004). Туборг, Сара; Мур, Джулия; Оппенгеймер, Маргарет; Кастро, Анита (ред.). История искусства: западная традиция . Том. 1 (пересмотренное 6-е изд.). Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Pearson Education . п. 105. ИСБН  0-13-182622-0 .
  36. ^ Чедвик 1976 , с. 99.
  37. ^ Чедвик 1976 , стр. 95, 99.
  38. ^ Чедвик 1976 , с. 98.
  39. ^ П. Рехак, «Гений» в глиптике позднего бронзового века: поздняя эволюция фигуры эгейского культа (файл PDF) , в В. Мюллере (редактор), Sceaux Minoens et Mycéniens [CMS Beiheft 5] (Берлин, 1995) 215–231

Источники

[ редактировать ]
  • Чедвик, Джон; Баумбах, Лидия (1963). «Микенский греческий словарь». Глотта . 41 (3/4): 157–271.
  • Чедвик, Джон (1976). Микенский мир . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-29037-6 .
  • Финли, Моисей И. (1954). Мир Одиссея . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Обзоры книг Нью-Йорка. ISBN  978-1-59-017017-5 .
  • Хагг, Робин; Уэллс, Берит (1978). Афинские памфлеты XII . Лунд: Пол Астромс Форлаг. ISBN  978-9-18-508612-2 .
  • Милонас, Джордж Эммануэль (1961). Элевсин и Элевсинские мистерии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
  • Милонас, Джордж Эммануэль (1966). Микены и микенская эпоха . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-03523-9 .
  • Нильссон, Мартин Перссон (1940). Греческая народная религия . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
  • Нильссон, Мартин Перссон (1967). История греческой религии (3-е изд.). Мюнхен: CH Beck Verlag.
  • Робертсон, Мартин (1959). La peinture Grecque . Национальный археологический музей Афин, № 2665. Женева: Издание d'art Альберта Скиры.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гийе, Николь. Религия в Новых табличках из Фив. Дополнительные мысли. В: Гражданское пространство, религиозное пространство в Эгейском море в микенский период. Эпиграфический, лингвистический и археологический подходы. Материалы дней микенской археологии и филологии, Лион, 1 февраля и 1 марта 2007 г. Лион: Maison de l'Orient et de la Méditerranée Jean Pouilloux, 2010. стр. 93–102. (Труды Дома Востока и Средиземноморья, 54 [www.persee.fr/doc/mom_1955-4982_2010_act_54_1_3161]
  • Гражданское пространство, религиозное пространство в Эгейском море в микенский период. Эпиграфический, лингвистический и археологический подходы . Материалы дней микенской археологии и филологии, Лион, 1 февраля и 1 марта 2007 г. Лион: Maison de l'Orient et de la Méditerranée Jean Pouilloux, 2010. -1 стр. (Труды Дома Востока и Средиземноморья, 54) [www.persee.fr/issue/mom_1955-4982_2010_act_54_1]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8052a149a5a2a49e91f365b2059f0b35__1719277980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/35/8052a149a5a2a49e91f365b2059f0b35.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mycenaean religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)