Минойская религия
Минойская религия была религией бронзового века минойской цивилизации на Крите . Из-за отсутствия читаемых текстов большей части периода современные ученые почти полностью реконструировали его на основе археологических свидетельств, таких как минойские картины , статуэтки, ритуальные сосуды, печати и кольца . Считается, что минойская религия была тесно связана с древними религиями Ближнего Востока , и ее центральным божеством обычно считалась богиня, хотя сейчас считается, что ряду божеств поклонялись. Выдающиеся минойские священные символы включают быка и рога посвящения , лабрис двуглавый топор и, возможно, змею .
Старая точка зрения заключалась в том, что, в отличие от современных культур Египта, Месопотамии и Сирии, минойская религиозная практика не была сосредоточена вокруг огромных формальных общественных храмов. [1] [2] [3] [4] Однако теперь считается, что минойские «дворцы» и, возможно, также более мелкие «виллы» сами были храмами, и выполнение религиозных ритуалов было одной из их главных целей. [5] Были также сельские святилища на вершинах и множество священных пещер . Возникает вопрос, насколько дворцовую религию, которая, по-видимому, отражена в минойской живописи большая часть населения следовала или даже понимала и печатях.
Принято считать, что доминирующей фигурой в минойской религии была богиня, с которой часто ассоциируется более молодая мужская фигура, возможно, супруг или сын, обычно в контекстах, предполагающих, что мужская фигура является поклоняющимся. Богиню также часто ассоциировали с животными и сопровождали фантастические существа. Судя по всему, ей служили жрицы, и одна сложная проблема заключается в том, что некоторые ученые предполагают, что они имитировали или выступали в роли божества в ходе ритуалов, что запутывает то, что представляют собой изображения в минойском искусстве , например, в случае со змеиной богиней. фигурки , по крайней мере одна из которых может изображать «жриц», что было сэра Артура Эванса первоначальной идеей .
Многие фундаментальные вопросы о минойской религиозной практике остаются крайне неопределенными. К ним относятся: степень, в которой он и его «священники» были привязаны к политической системе; степень централизации или региональных расхождений; изменения с течением времени, особенно после предполагаемого микенского завоевания около 1450 г. до н. э.; глубина заимствований из Египта, Сирии и Месопотамии и степень их влияния на позднюю древнегреческую религию . До микенского завоевания у нас не было ни имен божеств, ни какого-либо реального представления о том, как минойцы думали о них и об их отношениях со своими последователями.
Божества
[ редактировать ]Артур Эванс считал, что минойцы более или менее исключительно поклонялись богине-матери , что сильно повлияло на их взгляды на протяжении десятилетий. Согласно недавнему мнению ученых, религиозный ландшафт стал гораздо более разнообразным, хотя отсутствие текстов или даже читаемых соответствующих надписей делает картину очень туманной. Существует значительное разнообразие теорий. У нас нет имен божеств. Большинству минойского искусства придается какое-то религиозное значение, но оно имеет тенденцию быть расплывчатым, не в последнюю очередь потому, что минойское правительство теперь часто рассматривается как теократия , поэтому политика и религия во многом совпадают. В минойском пантеоне было много божеств — большинство из них женщины, но также известен молодой бог-мужчина с копьем. [6]
Очень часто бывает трудно различить изображения богомольцев, жрецов и жриц, правителей и божеств; действительно, роли жрецов и царей часто могли быть одинаковыми, поскольку ведущие ритуалы часто рассматриваются как суть правления. Также возможно, что в религиозном ритуале люди выступали в роли божеств, что еще больше запутывает то, что показывает искусство.
Возможно, в качестве аспектов главной, вероятно, доминирующей богини природы/матери археологи определили горную богиню, которой поклоняются в пиковых святилищах , богиню-голубя, богиню-змей, возможно, защитницу домашнего хозяйства, Потнию Терон богиню животных и богиню. родов. [7] Позднихинойские терракотовые вотивные фигуры, такие как богиня мака (возможно, поклонница), несут на своих диадемах атрибуты, часто птиц .
Некоторые ученые видят в Минойской богине женскую божественную солнечную фигуру. [8] [9] Кароли Кереньи считал, что самой важной богиней была Ариадна , дочь царя Миноса и хозяйка лабиринта , которая указана на табличках с линейным письмом B ( микенский греческий язык ) в Кноссе .
Один сверхъестественный тип фигур на древнем Крите, а затем и у микенцев, называется Минойским гением или «демоном», хотя они кажутся в основном безобидными. Это было фантастическое существо, имеющее сходство как со львом, так и с бегемотом, что предполагает связь с Древним Египтом . Эти фигурки (часто изображаются парами или несколькими) появляются как помощники и сторонники божеств и, возможно, играли роль защитника детей, связанную с плодородием. Вероятно, они сами не получали поклонения. Также появляется грифон , например , рисующий колесницу на саркофаге Святой Триады . Человек с бычьей головой, возможно, предшественник Минотавра , которого греки позже обнаружили в Кноссе, появляется на печатях только после микенского вторжения.
Культовая практика
[ редактировать ]Артур Эванс пришел к выводу, что на пике могущества Кносса им правили царь-жрец и его супруга, королева-жрец, которые проводили сложные ритуалы, а также контролировали большую часть дворцовой экономики Крита, собирая, храня и перераспределяя сельскохозяйственная продукция. Он признал, что доказательств этому мало. В отличие от соседних материковых цивилизаций, здесь заметно отсутствие четких изображений монархов и мало величественных королевских гробниц. Несмотря на это, а также на опровержение некоторых утверждений Эванса, таких как его реконструкция так называемого Царя -Жреца Фреско (или Принца Лилий ), многие учёные до сих пор считают, что некоторая форма теократии на Крите существовала . Это сравняло бы Крит с современными Египтом и Месопотамией , где цари обычно считались имеющими тесные отношения с богами. [11]
Доказательства того, что жрицы возглавляют ритуалы, более убедительны, хотя есть также мужчины, играющие особую роль, поскольку жрецы или короли-жрецы можно узнать по диагональным полосам на их длинных одеждах и нести на плече ритуальный «топор-скипетр» с закругленным лезвием. . [12] Их количество увеличивается в неопространственный период , когда могут быть свидетельства того, что мужчины одевались жрицами, возможно, чтобы избежать гендерных ограничений. [13]
Обнаружение металлических и глиняных вотивных фигурок , двойных топоров , миниатюрных сосудов, моделей артефактов, животных и человеческих фигур позволило выявить места культа , такие как многочисленные небольшие святыни на минойском Крите, с вершинными святилищами , некоторые из которых входят в число очень многочисленных священных пещер Крит . Из них исследовано более 300; они были центрами какого-то культа, но храмы в том виде, в котором они развивались греками, были неизвестны. [14] [15] В дворцовом комплексе не было определенно обнаружено никаких центральных комнат, посвященных культу, за исключением центрального двора, где молодые люди, возможно, обоих полов, возможно, совершали ритуал прыжка на быка .
Многие очень сложные сосуды имеют отверстие внизу и явно предназначены для возлияний , вероятно, крови жертвоприношений животных , а также вина и других жидкостей или зерна, полученного в сельском хозяйстве. В ходе раскопок в Фесте были обнаружены чаши для жертвоприношений животных, датируемые периодом с 2000 по 1700 год до нашей эры. [16] Вопрос о том, приносились ли человеческие жертвы, является спорным, как обсуждается ниже. Было высказано предположение, что и шафран , и мед имели религиозную роль. Ритуал прыжка через быка изображен настолько ярко, что предполагается, что он имел религиозное значение. Быки, особенно их головы, занимают большое место в дворцовом искусстве, но им, вероятно, не поклонялись. На очень позднем саркофаге Агия Триада изображено жертвоприношение быка, но неясно, было ли это типично для более ранних культовых практик. Были ли сожжены жертвы, неясно.
Хризелефантин — Паликастро Курос единственное возможное сохранившееся культовое изображение для поклонения в святилище; похоже, он был намеренно разрушен во время микенского вторжения. [17] В Кноссе были найдены части других крупных скульптур, возможно, культовых изображений, в основном сделанных из дерева: золотой «парик» и глиняные ноги. Считается, что многие типы терракотовых вотивных изображений меньшего размера также представляют собой божества, хотя на других изображены поклоняющиеся. Прихожане часто используют жест, прижимая сжатый кулак ко лбу или скрещивая руки на груди. Фигуры жриц, особенно при совершении подношений, вытягивают руки вперед и вниз, с раскрытыми ладонями вверх или вниз, возможно, в зависимости от соответствующего божества.
Аспект минойской религии, интерпретируемый с помощью минойских печатей и золотых колец, — это прозрение или теофания , когда (по мнению историков искусства) божество появляется или даже вызывается верующим. Один из типов этих сцен - это когда верующий достигает женского божества, встряхивая или держа дерево. [18] Другой тип сцены прозрения показывает преданного, лежащего на овальном камне и, возможно, спящего. Это было интерпретировано как скорбящий, лежащий на могиле, но Нанно Маринатос предполагает, что камень представляет собой особое место или скалу, где, как полагают, может проявиться божество; то, что называется баэтилом в более поздних средиземноморских культурах. Эта сцена и сцена сотрясения деревьев могут появляться вместе, но, в отличие от сотрясателей деревьев, лежащие на камнях могут смотреть в лицо божеству. [19]
Эти и подобные типы эпифанических сцен очень часто включают в себя то, что Э. Кириакидис называет «неопознанными плавающими объектами на минойских печатях», многие из которых, такие как змея или лабрис , встречаются в других контекстах и считаются имеющими религиозное значение. Кириакидис интерпретирует их, плавая в верхние части печатей (каменных или металлических) как изображения созвездий звезд. [20]
Изменения со временем
[ редактировать ]Многочисленные терракотовые фигурки доминойского периода неолита были раскопаны, в основном вокруг домов. Фигурки изображают сидящих на корточках женщин с акцентом на крупные части женского тела от груди до бедер, часто у них маленькие головы и отсутствуют ступни. Они интерпретируются как связанные с плодородием, но неясно, как использовались эти женские фигуры в домах и кого они должны были представлять. [21] Женское «ритуальное платье» появляется в искусстве протопалатского периода , и с этого момента религиозные ритуалы в недавно построенных дворцах, вероятно, значительно развились. [22]
Минойская религия, по-видимому, изменила акцент в непалациальный период , отойдя от элементов материнства и плодородия в главной женской богине и введя культ «юного бога», возможно, ее сына, но, вероятно, ее партнера (или обоих). [23] Пиковые святилища, возможно, потеряли свою значимость в неопространственный период. [ нужна ссылка ]
После микенского вторжения в надписях линейным письмом B приводятся имена некоторых божеств, также найденных в материковой микенской Греции . Вопрос о том, в какой степени на Крите в этот период сохранилась самобытная религия; правящая элита, вероятно, была иммигрантами, но основная масса населения, вероятно, происходила от минойских критян. [ нужна ссылка ]
Ритуал прыжка с быком
[ редактировать ]Главным праздничным праздником или ритуалом был знаменитый минойский прыжок быка , изображенный на фресках Кносса. [24] и начертаны миниатюрными минойскими печатями и золотыми кольцами. Молодые люди - были ли в этом задействованы молодые женщины, и если да, то каким образом, остается предметом споров - показаны с быками, в том числе выполняющими впечатляющие прыжки с трамплина со спины быков. Такая фигура присутствует в большинстве изображений.
Среди ученых ведутся споры о том, действительно ли спортсмены прыгали через быка. Сэр Артур Эванс утверждал, что на фреске «Прыгающий бык» изображены акробаты, буквально хватающие быка за рога и перепрыгивающие через спину существа. [25] Нанно Маринатос утверждал, что на фреске, скорее всего, изображены молодые минойцы, пытающиеся оседлать быка, и что поймать атакующего быка и перепрыгнуть через него нереально. [26] Другие рассматривают этот требовательный ритуал как своего рода обряд посвящения или испытание на вступление в минойскую элиту.
Неясно, был ли тогда принесен в жертву бык; то, что явно является жертвоприношением быка (вероятно, как часть похорон), изображено на саркофаге Святой Триады , но это датируется периодом после микенского завоевания и может не отражать более ранние практики. Золотые кубки Вафио демонстрируют два разных метода отлова диких быков. Многие ученые полагают, что прыжки быков происходили в центральных дворах минойских дворцов, но Нанно Маринатос сомневается в этом, поскольку там было слишком мало безопасного места для зрителей, а каменное покрытие могло заставить быков поскользнуться. [27]
Фрески, изображающие быков и прыжков быков, происходят в основном из Кносса, но недавно обнаруженные минойские фрески из Телль-эль-Дабы в Египте включают большую сцену прыжка быка; возможно, они были написаны после свадьбы с минойской принцессой.
Саркофаг Святой Триады
[ редактировать ]Этот практически уникальный расписной каменный саркофаг в основном находится в хорошем состоянии и представляет собой гораздо более величественную версию керамических сундуков с пеплом из ларнакса , которые стали обычным явлением в этот поздний период. Предполагается, что на нем показаны погребальные ритуалы погребения важной мужской фигуры, включая принесение в жертву быка и другие подношения. Оно датируется примерно 1400 г. до н. э. или последующими десятилетиями, то есть намного позже предполагаемого завоевания Крита микенцами, и степень, в которой то, что оно показывает, отражает практику до завоевания, является одним из многих вопросов, которые он поднимает. Помимо того, что предположительно является стоящим трупом умершего (справа на «лицевой стороне»), наиболее важными фигурами, ведущими ритуал, являются женщины (весьма возможно, повторяется одна и та же женщина), а мужчины ограничиваются переносом подношений и игрой музыки. . [28]
Практика погребения и морга
[ редактировать ]Как и большая часть археологии бронзового века, останки захоронений составляют большую часть материальных и археологических свидетельств того периода. К концу Второго дворцового периода в минойской погребальной практике преобладают две широкие формы: ульевые гробницы или толои , расположенные на южном Крите, и «домашние гробницы» на севере и востоке. Конечно, в минойской погребальной практике существует множество тенденций и моделей, которые не соответствуют этой простой схеме. В целом захоронение было самым популярным; кремация, похоже, не была популярным способом захоронения на Крите бронзового века. [29] На протяжении всего этого периода, за некоторыми исключениями, наблюдается тенденция к индивидуальным захоронениям. К ним относится широко обсуждаемый Хриссолаккос комплекс в Малии , состоящий из ряда зданий, образующих комплекс. Он расположен в центре захоронения Малии и, возможно, был центром погребальных ритуалов или «склепом» знатной семьи.
Эти гробницы часто свидетельствуют о групповых захоронениях, где захоронено более одного тела. Они могут представлять собой погребальные склепы поколений родственной группы или конкретного поселения, где люди не были тесно связаны и не участвовали в строительстве гробницы. Дом-гробница в Гурнии является типичным примером, конструкция которого состояла из глиняной и тростниковой крыши, увенчанной сырцовым кирпичом и каменным основанием. В Айя Фотии некоторые высеченные в скалах камерные гробницы, возможно, использовались исключительно для захоронения детей, что указывает на сложные схемы захоронений, которые различались от региона к региону. Погребальная мебель и погребальный инвентарь сильно различались, но могли включать кувшины для хранения, бронзовые изделия, такие как инструменты и оружие, и косметические предметы, такие как подвески. Мало что известно о погребальных ритуалах или этапах, через которые умерший прошел перед окончательным захоронением, но было указано, что частью этого процесса могли быть «ритуалы поджаривания», о чем свидетельствует преобладание сосудов для питья, найденных в некоторых гробницах. [30]
В более поздние периоды (EM III) на Крите наблюдается тенденция к единичным захоронениям, обычно в глиняных пифах (больших сосудах для хранения), заменяющих практику построенных гробниц. В равной степени выявляется введение ларнаксных захоронений, где тело помещалось в глиняном или деревянном саркофаге. Эти гробы часто были богато украшены мотивами и сценами, похожими на те, что использовались в более ранних традициях фрески и росписи ваз. Однако высеченные в скалах гробницы и толои продолжали использоваться даже в период LM III, включая городище Филаки .
Распределение захоронений варьируется во времени и пространстве. Некоторые функциональные требования, возможно, повлияли на решение о местоположении кладбища: позднеминойские гробницы, высеченные в скалах в Армени, используют географию местности для структурной поддержки, где камеры вырыты глубоко в скале. Как правило, кладбища имеют тенденцию группироваться в регионах, близких к населенным пунктам. Кладбище Мохлос , например, обслуживало жителей этого острова, поселившихся на юге местности. Само кладбище было интерпретировано как указание на видимую иерархию, возможно, указывающую на социальную дифференциацию местного населения; более крупные монументальные гробницы для «элиты» и гробницы поменьше, включая некоторые ранние захоронения пифои , для большей части населения.
Немецкий геолог Ганс Георг Вундерлих утверждал, что Кносский дворец сам представлял собой погребальный храм в египетском стиле. [31] Эта интерпретация категорически отвергается основной археологией. [32]
Человеческие жертвы
[ редактировать ]Доказательства, указывающие на практику человеческих жертвоприношений , были найдены в трех местах: (1) Анемоспилия , в здании MMII (1800–1700 до н.э.) возле горы Юктас , интерпретируемом как храм, (2) EMII (2900–2300 до н.э.) комплекс святилищ в Фурну-Корифи на юге центрального Крита и (3) Кноссос в здании LMIB (1500–1450 до н. э.), известном как «Северный дом». ( разъяснение сокращений ) Тема остается спорной.
Храм в Анемоспилии был разрушен землетрясением в период MMII. Здание похоже на трехчастное святилище, а терракотовые ножки и немного обугленного дерева были интерпретированы археологами как остатки культовой статуи. В его руинах были найдены четыре человеческих скелета; один, принадлежавший молодому человеку, был найден в необычно скрюченном положении на возвышении, что позволяет предположить, что его связали для принесения в жертву, очень похоже на быка в сцене жертвоприношения на саркофаге Агия Триада микенской эпохи . Среди его костей находился бронзовый кинжал, а изменение цвета костей на одной стороне его тела позволяет предположить, что он умер от потери крови. Бронзовый клинок имел длину пятнадцать дюймов и имел изображения кабана на каждой стороне. Кости находились на возвышении в центре средней комнаты, рядом со столбом с желобом у основания.
Родни Каслден, обсуждая находку, назвал ее останками семнадцатилетнего мальчика, принесенного в жертву.
Его лодыжки, очевидно, были связаны, а ноги сложены, чтобы он мог уместиться на столе... Он был ритуально убит длинным бронзовым кинжалом с выгравированной головой кабана, который лежал рядом с ним. [33]
Положение трех других скелетов позволяет предположить, что землетрясение застало их врасплох: скелет двадцативосьмилетней женщины валялся на земле в той же комнате, что и принесенный в жертву мужчина. Рядом с жертвенной платформой лежал скелет мужчины лет под тридцать со сломанными ногами. Его руки были подняты, как бы защищаясь от падающих обломков, что позволяет предположить, что его ноги были сломаны в результате обрушения здания во время землетрясения. В вестибюле здания находился четвертый скелет, слишком плохо сохранившийся, чтобы можно было определить возраст или пол. Рядом были обнаружены 105 фрагментов глиняной вазы, разбросанных таким образом, что можно предположить, что ее уронил человек в вестибюле, когда на него ударились обломки разрушающегося здания. Судя по всему, в банке находилась бычья кровь.
К сожалению, археологи этого места не опубликовали официального отчета о раскопках; это место в основном известно благодаря статье 1981 года в журнале National Geographic (Сакелларакис и Сапуна-Сакелларакис, 1981). Не все согласны с тем, что это было человеческое жертвоприношение. Нанно Маринатос говорит, что человек, предположительно принесенный в жертву, погиб в результате землетрясения, произошедшего в то время, когда он умер. Она отмечает, что это землетрясение разрушило здание и убило двух минойцев, которые предположительно принесли его в жертву. Она также утверждает, что это здание не было храмом и что доказательства жертвоприношения «далёко от… убедительных». [34] Деннис Хьюз соглашается и утверждает, что платформа, на которой лежал мужчина, не обязательно была алтарем, а лезвие, вероятно, было наконечником копья, которое, возможно, не было помещено в молодого человека, но могло упасть во время землетрясения с полок или верхнего этажа.
В комплексе-святилище Фурну-Корифи фрагменты человеческого черепа были найдены в одной комнате с небольшим очагом, ямой для приготовления пищи и кухонным оборудованием. Этот череп был интерпретирован как останки принесенной в жертву жертвы. [35]
Раскопки в Кноссе выявило практику принесения в жертву детей обнаружили дополнительные массовые захоронения, что, возможно, также . Британская школа в Афинах, возглавляемая Питером Уорреном , раскопала братскую могилу жертвоприношений, особенно детей. Результаты также позволяют предположить, что они стали жертвами каннибализма. [36] [37]
явные доказательства того, что их плоть была тщательно срезана, во многом подобно жертвенным животным. На самом деле кости забитых овец были найдены вместе с костями детей... Более того, что касается костей, то дети, судя по всему, были здоровы. Какими бы поразительными это ни казалось, имеющиеся на данный момент доказательства указывают на аргумент, что детей убивали, а их мясо готовили и, возможно, съедали в ритуале жертвоприношения, совершаемом в служении божеству природы, чтобы обеспечить ежегодное возобновление плодородия. [38] [39]
В «Северном доме» в Кноссе были найдены кости по меньшей мере четырех детей (которые были здоровы) с признаками того, что «они были забиты таким же образом, как минойцы резали своих овец и коз, что позволяет предположить, что они были убиты таким же образом, как минойцы резали своих овец и коз». были принесены в жертву и съедены. Старший критский археолог Николаос Платон был настолько напуган этим предположением, что настаивал на том, что это кости обезьян, а не людей». [40]
кости, найденные Питером Уорреном, датируются позднеминойским периодом IB (1580–1490 до н. э.), до прибытия микенцев (в LM IIIA, ок. 1320–1200 до н. э.). По мнению Пола Рехака и Джона Г. Янгера, [41] Деннис Хьюз и Родни Каслден утверждают, что эти кости были захоронены как «вторичное захоронение». Вторичное захоронение — это нередкая практика хоронения мертвых дважды: сразу после смерти, а затем снова после того, как плоть покинула скелет. Основная слабость этого аргумента в том, что он не объясняет тип порезов и следов ножей на костях. [ нужна ссылка ]
Наследие микенской и классической греческой традиции
[ редактировать ]Вальтер Буркерт предупреждает: «В какой степени можно и нужно различать минойскую и микенскую религию — это вопрос, который еще не нашел окончательного ответа». [42] Буркерт предполагает, что полезные параллели можно найти в отношениях между этрусской и архаической греческой культурой и религией или между римской и эллинистической культурой. Минойская религия не передавалась на ее собственном языке, а использование грамотными греками сохранившихся критских мифов после столетий чисто устной передачи изменило скудные источники: рассмотрим афинскую точку зрения на легенду о Тесее . сохранилось несколько критских имен В греческой мифологии , но нет никакой возможности связать имя с существующим минойским изображением, таким как знакомая нам змея -богиня.
Однако М. Нильссон предположил, что греческая богиня Афина произошла от минойской богини-змей, сославшись на то, что Афина была тесно связана со змеями. [43]
Плутарх ( «Разум животных», 983) упоминает роговой алтарь ( кератон ), связанный с Тесеем , сохранившийся на Делосе : «Я видел Алтарь Рога, прославляемый как одно из семи чудес света, потому что он не нуждается ни в клее, ни в каком-либо другая переплетка, но соединенная и скрепленная, сделана целиком из рогов, взятых с правой стороны головы». [44]
См. также
[ редактировать ]- Астерион
- Бритомартис (Диктинна)
- Эйлейфия
- Европа (Мифология)
- идея
- Корибанты
- Гора Ида
- Мелисса
- Пасифая
- Рея (мифология)
- Талос
- Велханос (см. также Вулкан (мифология) )
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бери, Дж. Б.; Мейггс, Рассел (1956). История Греции до смерти Александра Македонского (3-е изд.). Лондон: Макмиллан. п. 18.
- ^ Берн, Арканзас (1988). Пеликанская история Греции . Пингвин. п. 38.
- ^ Хаммонд, ШФЛУ (1967). История Греции до 322 г. до н.э. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 30.
- ^ Худ, Синклер (1967). Дом героев: Эгейское море до греков . Лондон: Темза и Гудзон. п. 90.
- ^ Маринатос, Глава 3; Актеры, 5–7 лет
- ^ Джонстон, Сара Айлс (2004). Религии Древнего мира: Путеводитель . Издательство Гарвардского университета. п. 206. ИСБН 978-0-674-01517-3 – через Google Книги.
- ^ Кристиансен и Ларссон, (2005), стр. 84–86.
- ^ Риддерстад, Марианна (26 октября 2009 г.). «Свидетельства минойской астрономии и календарной практики». arXiv : 0910.4801 [ physical.hist-ph ].
- ^ Маринатос, Нанно (2013). Минойское царство и солнечная богиня: ближневосточный койне . Чикаго, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса.
- ^ Маринатос (2004), 29
- ^ Кристиансен и Ларссон, 2005: Глава 3.
- ^ Кристиансен и Ларссон, 2005: 85.
- ^ Василакис, 203.
- ^ Карл Кереньи , Дионис: Архетипический образ нерушимой жизни , часть I iii: Критское ядро мифа о Дионисе (Princeton University Press, 1976), 18.
- ^ Уолтер Буркерт, Греческая религия (Harvard University Press, 1985), 24 и далее.
- ^ К.Майкл Хоган, Knoss Fieldnotes , The Modern Antiquarian (2007). Архивировано 16 апреля 2016 г., в Wayback Machine.
- ^ Хемингуэй, Шон, Искусство Эгейского бронзового века , 31, Бюллетень Художественного музея Метрополитен , весна 2012 г., том LXIX, номер 4
- ^ Маринатос (2004), 25-31.
- ^ Маринатос (2004), 32-39.
- ^ Кириакидис, повсюду. Вывод из п. 147
- ^ Василакис, 77 лет.
- ^ Василакис, 126-128.
- ^ Василакис, 200-203.
- ↑ В небольшом дворике восточного крыла Кносского дворца.
- ^ Каллендер, 1987, с. 81
- ^ Маринатос, 1993, с. 219
- ^ Маринатос
- ^ Герман, Сента, «Саркофаг Святой Триады» , Ханская Академия ; Брауэрс, Джошо, «Саркофаг Агия Триада» , журнал Ancient World Magazine , октябрь 2019 г. «Спереди» и «сзади» — нестандартные термины, используемые здесь только для удобства.
- ^ Синклер Худ (1971) «Минойцы; история Крита бронзового века», стр. 140
- ^ Дикинсон, О (1994), стр. 219
- ^ Тайна Крита , 1974 г.
- ^ Браниган, Кейт (1978). «Рецензируемая работа: Тайна Крита, Ганс Георг Вундерлих, Ричард Уинстон». Географический журнал . 144 (3): 502–503. дои : 10.2307/634841 . JSTOR 634841 .
- ^ Каслден, Родни. (2012). Кносский лабиринт: новый взгляд на «дворец Миноса» в Кноссе, стр. 121-122.
- ^ Маринатос 1993, с. 114
- ^ Гесселл 1983.
- ^ Родни Каслден, минойцы. Жизнь на Крите бронзового века (иллюстрировано автором), Лондон-Нью-Йорк, Routledge, стр. 170–173.
- ^ Родни Каслден (2002). Минойцы: Жизнь на Крите бронзового века . Рутледж. п. 172. ИСБН 978-1-134-88064-5 .
- ^ Питер Уоррен, «Кносс: новые раскопки и открытия», археология (июль/август 1984 г.): стр. 48-55.
- ^ Минойский Крит и экстатическая религия: предварительные наблюдения о раскопках 1979 года в Кноссе. Питер Уоррен. 1981 год
- ^ МакГилливрей 2000, Минотавр: сэр Артур Эванс и археология минойского мифа» стр.312-13
- ^ Рехак, Пол; Младший, Джон Г. (1998). «Обзор Эгейской предыстории VII: Неопалациальный, Последний Дворцовый и Постдворцовый Крит». Американский журнал археологии . 102 (1): 91–173. дои : 10.2307/506138 . JSTOR 506138 .
- ^ Буркерт 1985, с. 21.
- ^ Нильссон, М. (1967). История греческой религии . Мюнхен, Германия: CF Beck Verlag.
- ^ «Плутарх - Об интеллекте животных: 975–985 C» .
Ссылки
[ редактировать ]- Каллендер, Гэй. Древность: Минойцы . Сидней: Shakespeare Head Press, 1987.
- Каслден, Родни. Минойцы: Жизнь на Крите бронзового века . Тейлор и Фрэнсис, 2002. ISBN 9781134880645 , книги Google
- Кристиансен, Кристиан и Томас Б. Ларссон. Возвышение общества бронзового века: путешествия, передачи и трансформации . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2005.
- Кириакидис, Э. (2005). «Неопознанные плавучие объекты на минойских тюленях». Американский журнал археологии . 109 (2): 137–154. дои : 10.3764/aja.109.2.137 . JSTOR 40024508 . S2CID 192949342 .
- Маринатос, Нанно . Минойская религия: ритуал, образ и символ . Колумбия: Университет Южной Каролины, 1993.
- Маринатос, Нанно (2004). «Характер минойских прозрений». Классические исследования Иллинойса . 29 : 25–42. JSTOR 23065339 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гулицио, Джоан; Накассис, Дмитрий (2014). «Минойская богиня (богини)». КЕ-РА-МЕ-ДЖА: Исследования, представленные Синтии В. Шелмердин . Предыстория Монографии. Академическое издательство ИНСТАП. стр. 115–128. дои : 10.2307/j.ctt1287gx6.18 . ISBN 9781931534765 . JSTOR j.ctt1287gx6.18 .
- Талли, Кэролайн. 2018. Культовая жизнь деревьев в доисторическом Эгейском море, Леванте, Египте и на Кипре . Левен: Петерс, 2018.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с минойской религией, на Викискладе?