Пуническая религия
Пуническая религия , карфагенская религия или западно-финикийская религия в западном Средиземноморье были прямым продолжением финикийской разновидности политеистической древней ханаанской религии . Однако значительные местные различия возникли на протяжении столетий после основания Карфагена и других пунических сообществ в других местах Северной Африки , южной Испании, Сардинии , западной Сицилии и Мальты , начиная с девятого века до нашей эры. После завоевания этих регионов Римской республикой в третьем и втором веках до нашей эры пунические религиозные обряды продолжались, в некоторых случаях сохраняясь до четвертого века нашей эры. Как и в большинстве культур древнего Средиземноморья, пуническая религия пронизывала их общество, и не было резкого различия между религиозной и светской сферами. [1] Источники по пунической религии скудны. Литературных источников не сохранилось, а пуническая религия в основном реконструируется на основе надписей и археологических свидетельств. [2] Важным священным местом в пунической религии, по-видимому, были большие святилища под открытым небом, известные в современной науке как тофеты , в которых хоронили урны с кремированными костями младенцев и животных. Существует давняя научная дискуссия о том, происходили ли в этих местах жертвоприношения детей , о чем свидетельствуют греко-римские и библейские источники.
Пантеон [ править ]
Пуники заимствовали первоначальное ядро своей религии из Финикии, но также создали свои собственные пантеоны. [3] Низкое качество доказательств означает, что выводы об этих богах должны быть предварительными. [4] Гимнов, молитв или списков богов не сохранилось, и хотя надписей много, [5] они очень шаблонны и обычно упоминают только имена богов. [6] [7] Имена богов также часто включались в теофорические личные имена, и некоторые боги известны прежде всего благодаря этим ономастическим свидетельствам. [8] [1]
Трудно реконструировать иерархию карфагенских богов. [9] Пантеоны финикийских городов обычно возглавлялись божественной парой, именуемой Баал (господин) и Баалат («госпожа»). [10] В Карфагене эта божественная пара, по-видимому, состояла из бога Баал-Хаммона и богини Танит , которые часто появляются в надписях с тофета Саламбо, с которым они, по-видимому, были особенно связаны. [4] [11] С пятого века до нашей эры Танит начинает упоминаться в надписях перед Баал-Хаммоном и носит титул «Лик Ваала» ( пене Баал ), что, возможно, указывает на то, что она рассматривалась как посредник между поклоняющимся и Баал-Хаммоном. [12] Антропоморфный символ , состоящий из круглой «головы», горизонтальных «рук» и треугольного «тела», часто встречающийся на карфагенских стелах, известен современным учёным как знак Танит , но неясно, является ли Сами карфагеняне связывали его с Танит. Связи Баал-Хаммона и Танит с финикийским пантеоном обсуждаются: Танит может иметь ливийское происхождение, [12] но некоторые ученые связывают ее с финикийскими богинями Анат , Астартой или Ашерой ; Баал-Хаммон иногда связывают с Мелькартом или Эль . [4] Боги Эшмуна и Мелькарта также имели свои храмы в Карфагене. [4] Жрецы других богов известны из эпиграфических свидетельств, среди них Аштарт (Астарта), Решеф , Сакон и Шамаш . [11]
В разных пунических центрах были свои пантеоны. В Пунической Сардинии Сид или Сид Баби (известный римлянам как Сардус Патер и, по-видимому, местное божество) почитался как сын Мелькарта и был особенно связан с островом. [13] В Мактаре , к юго-западу от Карфагена, важным богом был Хотер Мискар. [14] («скипетр Мискара»). В Лептис-Магне засвидетельствовано существование ряда уникальных богов, многие из которых представлены в двуязычных пунически-латинских надписях, таких как Эль-коне-эрес, Милкаштарт (Геркулес) и Шадрафа ( Liber Pater ). [15] Надписи на тофете в Мотие на западе Сицилии, как и в Карфагене, часто относятся к Баал-Хаммону, но вообще не относятся к Танит. [16]
Следуя общепринятой практике интерпретации , греко-римские источники последовательно используют греческие и латинские имена, а не пунические , для обозначения пунических божеств. [8] Они обычно отождествляют Баал-Хаммона с Кроносом / Сатурном , Танит с Герой / Юноной Целестис , [11] Мелькарт с Геркулесом , [12] и Астарта с Венерой / Афродитой , хотя этрусско -пунические двуязычные таблички Пирги, созданные около 500 г. до н.э., отождествляют ее с этрусской богиней Уни ( Герой / Юноной ). [16] И Решеф, и Эшмун могли быть Аполлоном , но Эшмун также отождествлялся с Асклепием . [8] [12] Многие из этих римских богов, особенно Сатурн, Целестида, Геракл и Асклепий, оставались очень популярными в Северной Африке после римского завоевания и, вероятно, представляют собой адаптацию и продолжение пунических божеств. [17]
Важным источником карфагенского пантеона является договор между Гамилькаром Карфагенским и Филиппом III Македонским, сохраненный греческим историком второго века до нашей эры Полибием , в котором карфагенские боги перечислены под греческими именами в наборе из трех триад. Общие формулы и формулировки показывают, что он принадлежит к ближневосточной договорной традиции, параллели с которой зафиксированы на хеттском , аккадском и арамейском языках . [18] [19] Учитывая несоответствия в определениях греко-римских авторов, неясно, каких карфагенских богов следует интерпретировать. [8] Паоло Кселла и Майкл Барре (а затем Клиффорд) выдвинули разные мнения. [15] [18] [19] Барре также связал свою идентификацию с тирскими и угаритскими предшественниками. [19]
Греческий бог | карфагенский бог (Кселла) [15] | карфагенский бог (Барре, Клиффорд) [19] [18] | Тириан бог | Угаритовый бог |
---|---|---|---|---|
Зевс | Баал-Хаммон | Баал-Хаммон | Байт-ил | Он |
Гера | Танит | Танит | Анат-Байт-ил | ушел |
Аполлон | Ашмун? | Решеф | — | Решеп |
[« Даймон карфагенян »] | Гад ? | Аштарте | Аштарте | Аттарт |
Геракл | Мелькарт | Мелькарт | Милкарт | Молоко |
Иолай | [« проблемный »] | Ашмун | Ашмун | ? |
Арес | Решеф? | Баал-Шамем | Баал-Шамем | Сейчас |
Тритон | [« Морское божество »] | Кушор | Баал Малахи | Котару |
Посейдон | [« Морское божество »] | Баал Сафон | Мыло Баал | Балу-Сапани (=Хадду) |
Карфагеняне также переняли греческие культы Персефоны (Коры) и Деметры в 396 г. до н.э. в результате чумы, которая рассматривалась как божественное возмездие за осквернение карфагенянами святынь этих богинь в Сиракузах . [20] Тем не менее карфагенская религия не претерпела сколько-нибудь существенной эллинизации . [21] египетские божества Бес , Бастет , Исида , Осирис и Ра . Почитались также [22] [8]
Существует очень мало свидетельств пунической мифологии , но некоторые ученые видят в истории основания Карфагена оригинальный карфагенский миф, о котором сообщают греческие и латинские источники, особенно Иосиф Флавий и Вергилий . В этой истории Элисса (или Дидона ) бежит из Тира после того, как ее брат, царь Пигмалион, убивает ее мужа, священника Мелькарта, и основывает город Карфаген. В конце концов, Элисса/Дидона сжигает себя на костре. Некоторые ученые связывают этот и другие случаи самосожжения в исторических отчетах карфагенских полководцев с ритуалами тофета. [23] Жозефина Кроули Куинн предположила, что миф о братьях Филэни в Ливии имеет свои корни в пуническом мифе, а Каролина Лопес-Руис привела аналогичные аргументы в пользу истории Гаргориса и Хабиса в Тартессе . [24] [25]
Практики [ править ]
Священство [ править ]
У карфагенян, по-видимому, были как временные, так и постоянные священники, последние назывались хнм (единственное число хн , родственно еврейскому термину коэн ), возглавляемые первосвященниками по имени рб хнм . [26] Религиозные чиновники более низкого ранга, прикрепленные к конкретным святилищам, включали «начальника привратников», людей, называемых «слугами» или «рабами» святилища (мужчины: ˤbd , женщины: ˤbdt или mt ), а также таких функционеров, как повара, мясники. , певцы и парикмахеры. [21] [27] Богиням, возможно, поклонялись вместе, и у них были одни и те же священники. [28] Класс культовых чиновников, известный как mqm lm (озвученный миким элим , обычно переводимый как «Пробудивший бога»), отвечал за то, чтобы умирающий и воскресающий бог Мелькарт каждый год возвращался, чтобы присматривать за городом. [20] [29] В святилищах существовали ассоциации, называемые мрзх в пунических и нео-пунических надписях, которые проводили ритуальные банкеты. [27] М'Хамед Хассин Фантар предполагает, что священники, работающие по совместительству, каким-то образом назначаемые гражданскими властями, контролировали религиозные дела, в то время как священники, работающие полный рабочий день, в первую очередь отвечали за обряды и интерпретацию мифов. [30] В Карфагене, например, существовал совет из тридцати человек, который регулировал жертвоприношения. [31] Некоторые финикийские общины практиковали священную проституцию ; в пунической сфере это засвидетельствовано в Сикка-Венерии ( Эль-Кеф ) в западном Тунисе и в святилище Венеры Эрикиной в Эриксе на западе Сицилии. [27]
Погребальные практики [ править ]
Погребальная практика карфагенян была очень похожа на погребальную практику финикийцев, проживающих в Леванте . Они включают в себя ритуалы захоронения останков, погребальные пиры и поклонение предкам . В гробницах обнаружен разнообразный погребальный инвентарь, свидетельствующий о вере в жизнь после смерти . [32]
Кладбища располагались за пределами населенных пунктов. [33] Они часто были символически отделены от них географическими объектами, такими как реки или долины. [34] Короткий папирус, найденный в гробнице Таль-Вирту на Мальте, предполагает веру в то, что мертвым приходилось пересекать водоем, чтобы попасть в загробную жизнь. [35] Гробницы могли иметь форму ямок (прямоугольных могил, высеченных в земле или скале), поцци (неглубоких круглых ям) и гипогеев (высеченных в скале палат с каменными скамейками, на которых клали умерших). Есть несколько построенных гробниц , датированных ранее шестого века до нашей эры. [36] [37] Гробницы часто увенчиваются небольшими погребальными стелами и баэтилами .
В разные времена пунические люди практиковали как кремацию , так и погребение . До шестого века до нашей эры кремация была обычным способом захоронения умерших. [32] [38] В шестом веке до нашей эры кремация была почти полностью заменена погребением . После этого кремация в основном ограничивалась захоронениями младенцев. [32] [38] Это изменение иногда связывают с расширением карфагенского влияния в западном Средиземноморье, но как именно и почему произошло это изменение, неясно. [38] Около 300 г. до н.э. кремация снова стала нормой, особенно на Сардинии и Ибице . [39] Ямы для кремации были обнаружены в Гадесе в Испании и Монте-Сирай на Сардинии. [40] [41] [42] После кремации кости очищали и отделяли от пепла, а затем осторожно помещали в урны перед захоронением. Например , в Хойя-де-лос-Растрос, недалеко от Айямонте в Испании, кости в урнах располагались в таком порядке, что ступни находились внизу, а череп вверху. [40] [43] Кремированные и погребенные останки можно было поместить в деревянные гробы или каменные саркофаги. [44] [38] Примеры известны из Тарроса и Сульчи на Сардинии. [45] Лилибей на Сицилии, Casa del Obispo в Гадесе в Испании, [46] и Карфаген и Керкуан в Тунисе. [40] Перед погребением усопшего умащали благовонной смолой. [47] окрашенный в красный цвет с охрой или киноварью , [48] следы которых были обнаружены археологами. [49]
Похороны сопровождались застольем на кладбище. [50] Этот банкет, называемый мрз , засвидетельствован в надписях четвертого и третьего веков до нашей эры, но известен в Леванте и в более ранние периоды. Присутствующие украсили алтарь и принесли в жертву животное, которое затем съели. [50] Праздники включали употребление вина, [50] которые, возможно, имели символическую связь с кровью, плодородием Земли и новой жизнью, как и у других средиземноморских народов. [51] По окончании застолья посуду разбивали или закапывали, чтобы ритуально убить ее. [50] [52] На кладбищах были помещения и оборудование для приготовления пищи. [50] Праздник, возможно, сыграл роль в определении наследства и мог символизировать прочную связь между умершими и оставшимися в живых. [50] Эти погребальные пиры повторялись через регулярные промежутки времени как часть культа предков (называемого rp'm , родственного еврейскому rephaim ). В неопунических текстах rpʼm приравнивается к латинскому Manes . [53] В Монте-Сирай на Сардинии в гробницах были амфоры для направления возлияний, совершаемых в этих случаях, в гробницу. [54] Погребальные стелы и батилии, воздвигнутые на вершинах гробниц, на которых часто написано имя умершего и антропоморфизированы, возможно, были задуманы как центр поклонения умершим в контексте этого культа предков. [55] Небольшие каменные алтари были найдены на кладбищах в Палермо и Лилибее на Сицилии и изображены на погребальных стелах на Сардинии и Сицилии. Судя по всему, на них зажигали костры в рамках очистительных обрядов. [56] [57]
Рядом с умершим обнаружен целый ряд погребального инвентаря, который, судя по всему, предназначался для того, чтобы обеспечить умершему защиту и символическое питание. [58] Они существенно не различаются в зависимости от пола и возраста умершего. [59] Погребальные подношения могут включать резные маски. [21] и амулеты, особенно глаз Гора ( ваджет ) и маленькие стеклянные апотропные головки ( протоме ), которые предназначались для защиты умершего. [60] Подношения еды и питья, вероятно, предназначались для питания умершего в загробной жизни. [20] [33] Их часто сопровождал стандартизированный набор застольного инвентаря для покойного, состоящий из двух кувшинов, пиалы и масляной лампы. [44] [61] Масло и духи, возможно, предназначались для обеспечения умершего теплом и светом. [62] Куры и их яйца были особенно частыми подношениями и, возможно, в пунической мысли символизировали воскресение души или переход в загробную жизнь. [44] [63] Бритвы, оставленные рядом с головой умершего, могут указывать на то, что труп был побрит перед погребением, или на ожидание, что священники и после смерти будут бриться так же, как и при жизни. [49] [64] Бронзовые цимбалы и колокольчики, найденные в некоторых гробницах, могут быть связаны с песнями и музыкой, исполнявшимися на похоронах умершего, возможно, предназначенными для отпугивания злых духов. Терракотовые фигурки музыкантов встречаются в могилах, их изображения вырезаны на погребальных стелах и на бритвах, хранящихся в могиле. Почти все эти музыканты — женщины, что позволяет предположить, что женщины играли особую роль в этой части похорон; большинство из них играют на барабанах, кифаре или авлосе . [65] [66]
Погребальная иконография [ править ]
Большинство пунических могильных стел, помимо выгравированного текста и иногда стоящей фигуры с чашей для возлияния, демонстрируют стандартный набор (религиозных) символов. Считается, что такие символы, которые можно сравнить с крестом на христианском надгробии, обычно представляют собой «божества или верования, связанные с загробной жизнью, направленные, вероятно, на облегчение или защиту вечного покоя умершего». [67] Символы также помогли подавляющему большинству неграмотных людей понять функцию стелы. [68]
Основными пуническими погребальными символами являются: [68] [69]
- так называемый « символ Танит » , женская фигура, составленная из треугольника (тело), плюс круга (голова) и горизонтальной линии (руки, часто с вытянутыми вверх). Символ часто появляется на стелах, посвященных двум богам « Тиннит-Фанебалу и Баал-Хаммону ». Неизвестного происхождения, в отличие от других погребальных символов, поклонение Танит (или Тиннит) кажется автохтонным: его можно найти только в пунической культуре. О Танит мало что известно, но она считается символом плодородия и изобилия (символ Танит также очень похож на египетский символ Анк , символ жизни). Символ Танит чаще всего встречается в неопунический период (после 146 г. до н.э.).
- « полумесяц и диск» , очень распространенный символ на карфагенских могильных стелах, круг, покрытый серпом. Вероятно, изображает новую («серп») и полную («диск») луну. [70] Кажется, что этот символ относится к течению времени, но точное значение неизвестно. Редко использовался на более поздних неопунических стелах. Иногда заменяется «розеткой и полумесяцем», где розетка расположена над перевернутым полумесяцем, похожим на корабль.
- поднятая правая рука ладонью наружу, как будто изображающая благословение или молитву. Часто сочетается с текстом типа «Он (бог) благословил меня» или «Я был благословлен». Этот символ полностью исчез к неопуническому периоду.
- кадуцей . , или посох посланника По сути, он состоит из трех элементов: стебля снизу вверх, круга и U-образной формы. Возможно, заимствовано из кадуцея греческого бога Гермеса , который был проводником в загробный мир . Однако в Карфагене символ кадуцея часто ассоциировался не со смертью, а с исцелением и с Эсмуном , богом исцеления. Символ был распространен в IV-II веках до нашей эры, но стал еще более редким в неопунический период.
- стандарт . Обычно используется парно: один из двух «стандартов» располагается слева, а другой справа от центрального изображения. Часто сочетается с «символом Танит». Во II веке до нашей эры он «слился» с кадуцеем .
- символ бутылки вазы или , появившийся в IV и III веках до нашей эры. Попытки интерпретировать его были самыми разными, но, похоже, существуют параллели с египетским знаком, изображающим могилу Осириса , что привело к предположению, что этот символ «выражает надежду на личное обновление в загробной жизни». [71]
Жертвоприношение и посвящение [ править ]
Животные и другие ценности приносились в жертву умилостивлению богов; такие жертвоприношения должны были совершаться в соответствии со строгими требованиями, [20] которые описаны в девяти сохранившихся надписях, известных как «жертвенные тарифы». [27] Самый длинный из них — КАИ 69, известный как Марсельский тариф , по названию места его находки, которое, вероятно, первоначально находилось в Карфагене. В нем перечислены части жертвоприношений, на которые имели право жрецы храма Ваала Сафона. Другие жертвенные тарифы — CIS I.165, 167–170, 3915–3917, все они найдены в Северной Африке. Эти тарифы аналогичны паре тарифных надписей пятого века до нашей эры, найденных в финикийском городе Китион на Кипре . Они также разделяют некоторую терминологию и формулы с угаритскими и библейскими текстами о жертвоприношениях. Также имеется список праздничных подношений CIS I.166 и множество коротких вотивных надписей, в основном связанных с тофетами. [72] Многие из этих надписей на тофетах называют жертвенный ритуал млк (озвученный мульк или молк ), который некоторые учёные связывают с библейским Молохом . [73] [74] Вотивные надписи встречаются и в других контекстах; длинная надпись на бронзовой статуэтке VIII века до нашей эры, найденной в Севилье, посвящает ее Аттарту ( КАИ 5 294). [75] Надпись пятого века до нашей эры ( КАИ 72) из Эбуса сообщает о посвящении храма сначала Рашапу-Мелькарту, а затем Тинниту и Гаду священником, который утверждает, что этот процесс включал в себя принятие обета . [76] Стела, воздвигнутая в Карфагене в середине второго века до нашей эры женщиной по имени Авибаал, изображает принесение в жертву коровьей головы путем сжигания на жертвеннике; Детали изображения демонстрируют преемственность с гораздо более ранними жертвенными ритуалами Ближнего Востока. [77]
Судя по археологическим находкам, возлияния и благовония также были важной частью жертвоприношений. [78] Обычай, засвидетельствованный в Библосе греческим писателем Лукианом Самосатским , согласно которому те, кто приносил жертву Мелькарту, должен был брить головы, может объяснить ритуальные бритвы, найденные во многих карфагенских гробницах. [64]
Тофеты и детские жертвоприношения [ править ]
Различные греческие и римские источники описывают и критикуют карфагенян как практикующих принесение детей в жертву путем сожжения. [12] К классическим писателям, описывающим некоторую версию детского жертвоприношения «Кроносу» (Баалу Хаммону), относятся греческие историки Диодор Сицилийский и Клитарх , а также христианские апологеты Тертуллиан и Орозий . [79] [80] Эти описания сравнивались с описаниями в еврейской Библии, описывающими принесение в жертву детей посредством сожжения Ваалу и Молоху в месте под названием Тофет . [79] Древние описания, по-видимому, были подтверждены обнаружением в Карфагене в 1921 году так называемого «Тофета Саламбо », в котором находились урны кремированных детей. [81] Однако современные историки и археологи спорят о реальности и масштабах этой практики. [82] [83] Некоторые ученые предполагают, что все останки тофета были принесены в жертву, тогда как другие полагают, что были принесены в жертву только некоторые из них. [84]
Археологические свидетельства [ править ]
Особый вид святилища под открытым небом, описываемый в современной науке как Тофет, уникален для пунических общин Западного Средиземноморья. [85] По всему Западному Средиземноморью было найдено более 100 тофетов. [86] но они отсутствуют в Испании. [87] Самым большим обнаруженным тофетом был тофет Саламбо в Карфагене. [81] Тофет Саламбо, похоже, датируется основанием города и продолжал использоваться в течение по крайней мере нескольких десятилетий после разрушения города в 146 году до нашей эры. [88] Карфагенских текстов, объясняющих или описывающих ритуалы, совершавшиеся у тофета, не сохранилось. [87] Когда в карфагенских надписях упоминаются эти места, они называются bt (храм или святилище) или qdš (святилище), а не Тофеты. Это то же самое слово, которое используется для обозначения храмов в целом. [89] [86]
Насколько показывают археологические данные, типичный ритуал в Тофете – который, однако, имеет множество вариаций – начинался с захоронения небольшой урны с прахом ребенка, иногда смешанного с пеплом животного или замененного им, после чего стела воздвигалась , обычно посвящённая Баал-Хаммону, а иногда и Таниту. В некоторых случаях также была построена часовня. [90] Неравномерное обгорание костей указывает на то, что они были сожжены на открытом костре. [91] В надписях на стелах никогда не упоминаются мертвые дети, только посвященные и то, что боги удовлетворили их какую-то просьбу. [92]
Хотя тофеты вышли из употребления после падения Карфагена на островах, ранее контролируемых Карфагеном, в Северной Африке они стали более распространены в римский период. [93] Помимо младенцев, некоторые из этих тофетов содержат в жертву только коз, овец, птиц или растения; многие верующие носят ливийские, а не пунические имена. [93] Их использование, по-видимому, сократилось во втором и третьем веках нашей эры. [94]
Споры [ править ]
Степень и существование карфагенских детских жертвоприношений являются спорными с тех пор, как в 1920 году был обнаружен Тофет Саламбо. [95] Некоторые историки предполагают, что Тофет мог быть кладбищем недоношенных или недолговечных младенцев, которые умерли естественной смертью, а затем были ритуально принесены в жертву. [83] Греко-римские авторы не были очевидцами, противоречат друг другу относительно того, как были убиты дети, и описывают убийства детей старше младенцев, а не младенцев, найденных в тофетах. [81] Сообщения, подобные рассказу Клитарха, в котором ребенок упал в огонь рядом со статуей, противоречат археологическим данным. [96] Нет никаких упоминаний о жертвоприношениях детей во время Пунических войн , которые лучше документированы, чем более ранние периоды, когда утверждалось о массовых жертвоприношениях детей. [81] Детское жертвоприношение, возможно, было преувеличено ради эффекта; После того, как римляне наконец разгромили Карфаген и полностью разрушили город, они занялись послевоенной пропагандой, чтобы представить своих заклятых врагов жестокими и менее цивилизованными. [97] Мэтью Маккарти утверждает, что, даже если греко-римские свидетельства неточны, «даже самая фантастическая клевета основана на зародыше фактов». [96]
Многие археологи утверждают, что древние авторы и свидетельства о Тофете указывают на то, что все останки Тофета, должно быть, были принесены в жертву. Другие утверждают, что в жертву были принесены лишь некоторые младенцы. [84] Паоло Кселла утверждает, что совокупность классических и библейских источников указывает на то, что жертвоприношения имели место. [98] Далее он утверждает, что количество детей в тофете намного меньше уровня естественной младенческой смертности. [99] По мнению Кселлы, внутриутробные останки на тофете, вероятно, принадлежат детям, которых обещали принести в жертву, но которые умерли до рождения, но которые, тем не менее, были принесены в жертву во исполнение обета. [100] Он заключает, что жертвоприношение ребенка, вероятно, совершалось в крайнем случае и, вероятно, часто включало замену ребенка животным. [101]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кселла 2019 , с. 273.
- ^ Кселла 2019 , с. 273, 281.
- ^ Кристиан 2013 , с. 202.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Клиффорд 1990 , с. 62.
- ^ Морштадт 2017 , с. 22.
- ^ Кселла 2019 , с. 281.
- ^ Клиффорд 1990 , с. 55.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Дыры 2021 , с. 15.
- ^ Кселла 2019 , с. 282.
- ^ Xella 2019 , стр. 275–276.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кселла 2019 , стр. 282–283.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Уормингтон 1995 , с. 453.
- ^ Майлз 2010 , с. 104.
- ^ Уайтхаус, Джон; Харизе, Сами (13 марта 2023 г.). «Местные сообщества и археологические памятники в Тунисе: пример в Дугге (древняя Тугга) о культурной памяти и культурных маркерах в Лонг-Дюре» . Журнал африканской археологии . 21 (1): 63–80. дои : 10.1163/21915784-bja10024 . ISSN 1612-1651 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кселла 2019 , с. 283.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кселла 2019 , с. 284.
- ^ Xella 2019 , стр. 283–284.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Клиффорд 1990 , стр. 61–62.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Барре 1983 , стр. 100–103, 125.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дыры 2021 , с. 16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уормингтон 1995 , с. 454.
- ^ Фантар 2001 , с. 64.
- ^ Xella 2019 , стр. 281–282.
- ^ Куинн 2014 .
- ^ Лопес-Руис 2017 .
- ^ ДеГульельмо, Антонин А. (1955). «Жертвоприношение в угаритских текстах» . Католический библейский ежеквартальный журнал . 17 (2): 76–96. ISSN 0008-7912 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кселла 2019 , с. 287.
- ^ Кристиан 2013 , стр. 201–202.
- ^ Самора 2017 , стр. 66–67.
- ^ Фантар 2001 , с. 62.
- ^ Морштадт 2017 , с. 24.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лопес-Бертран 2019 , с. 293.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лопес-Бертран 2019 , с. 296.
- ^ Гомес Беллард 2014 , с. 71.
- ^ Френдо, де Траффорд и Велла 2005 , с. 433.
- ^ Гомес Беллард, 2014 , стр. 71–72.
- ^ Бен Юнес и Крандель-Бен Юнес 2014 , стр. 149–153.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гомес Беллард 2014 , с. 72.
- ^ Гомес Беллард, 2014 , стр. 72–73.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лопес-Бертран 2019 , с. 300
- ^ Саес Ромеро и Белизон Арагон 2014 , стр. 194.
- ^ Гирги 2010 .
- ^ Гарсиа Тейсандье и др. 2016 , стр. 493–530.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лопес-Бертран 2019 , с. 301.
- ^ Бернардини 2005 , с. 74.
- ^ Дженер Басаллот и др. 2014 , с. 136.
- ^ Бенишу-Сафар 1975–1976 , стр. 133–138.
- ^ Алатраш и др. 2001 , с. 281–297.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лопес-Бертран 2019 , с. 297.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Лопес-Бертран 2019 , с. 303-304.
- ^ Бен Юнес и Крандель-Бен Юнес 2014 , стр. 155–156.
- ^ Липински 1993 , стр. 257–281.
- ^ Гарбати 2010 , с. 43.
- ^ Гирги 2010 , с. 38.
- ^ Лопес-Бертран 2019 , с. 304.
- ^ Лопес-Бертран 2019 , с. 303.
- ^ Спатафора 2010 , с. 30.
- ^ Гомес Беллард 2014 , с. 74.
- ^ Лопес-Бертран 2019 , с. 305.
- ^ Лопес-Бертран 2019 , с. 298.
- ^ Спатафора 2010 , стр. 25–26.
- ^ Лопес-Бертран 2019 , с. 302.
- ^ Хименес Флорес 2002 , с. 280.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Купер 2005 , с. 7131.
- ^ Лопес-Бертран 2019 , стр. 298–299.
- ^ Лопес-Бертран и Гарсия-Вентура 2012 , стр. 393–408.
- ^ Садер, Элен (2005). «Погребальные стелы железного века из Ливана» . Записные книжки по средиземноморской археологии . 11 :11–157 . Проверено 4 декабря 2022 г. Цитата на стр.22.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мендлесон, Кэрол (2001). «Изображения и символы: на пунических стелах с Тофета в Карфагене» (PDF) . Археология и история в Ливане . Весна (13): 45–50 . Проверено 3 декабря 2022 г.
- ^ Г. Торе, «Искусство. Саркофаги, рельеф, стелы: C. Stelae», в: Крингс, Вероника (1995). Финикийская и Пуническая цивилизация. Мануэль де Исследователь (Справочник по востоковедению, I.20) . Лейден, Нью-Йорк, Кельн: Brill. стр. 475–493. ISBN 9004100687 .
- ^ Но часто интерпретируется как луна и солнце: Sader (2005), стр. 118-120; Мендлсон (2001) с. 47.
- ^ Куликан, Уильям (1968). «Проблемы финикийско-пунической иконографии — вклад» (PDF) . Австралийский журнал библейской археологии . 1 (3): 28-57: стр. 34-45 . Проверено 4 декабря 2022 г. Цитата со стр. 43.
- ^ Ричи 2019 , с. 234.
- ^ Кселла 2013 , с. 269.
- ^ Холм 2005 , с. 7134.
- ^ Ричи 2019 , с. 231.
- ^ Ричи 2019 , стр. 231–232.
- ^ Майлз 2010 , с. 18.
- ^ Морштадт 2017 , с. 26.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стагер и Вольф, 1984 .
- ^ Куинн 2011 , стр. 388–389.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дыры 2021 , с. 17.
- ^ Шварц и Хоутон 2017 , с. 452.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Холм 2005 , с. 1734.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шварц и Хоутон, 2017 , стр. 443–444.
- ^ Кселла 2013 , с. 259.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккарти 2019 , с. 313.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Боннет 2011 , с. 373.
- ^ Боннет 2011 , с. 379.
- ^ Боннет 2011 , с. 374.
- ^ Боннет 2011 , стр. 378–379.
- ^ Маккарти 2019 , с. 315.
- ^ Боннет 2011 , стр. 383–384.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккарти 2019 , с. 321.
- ^ Маккарти 2019 , с. 322.
- ^ Маккарти 2019 , с. 316.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккарти 2019 , с. 317.
- ^ Маккиарелли и Бондиоли, 2012 .
- ^ Кселла 2013 , с. 266.
- ^ Кселла 2013 , с. 268.
- ^ Xella 2013 , стр. 270–271.
- ^ Кселла 2013 , с. 273.
Библиография [ править ]
- Алатраш, А.; Махджуб, Х.; Айед, Н.; Бен Юнес, Х. (2001). «Косметический и ритуальный красный макияж на основе киновари и охры пунического периода Туниса: анализ, идентификация и характеристика». Международный журнал косметической науки . 23 (5): 281–297. дои : 10.1046/j.1467-2494.2001.00095.x . ПМИД 18498476 . S2CID 38115452 .
- Барре, Майкл Л. (1983). Список богов в договоре между Ганнибалом и Филиппом V Македонским: исследование в свете древней ближневосточной договорной традиции . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 9780801827877 .
- Бенишу-Сафар, Х. (1975–1976). «Смоляные ванны в пунических гробницах Карфагена». Картаго . 18 : 133–138.
- Бернардини, П. (2005). «Недавние открытия в пуническом некрополе Сульцис». Журнал финикийских исследований . 33 :63–80.
- Бонне, Коринн (2011). «О богах и земле: Тофет и построение новой идентичности в Пуническом Карфагене» . В Грюн, Эрих Стивен (ред.). Культурная самобытность в древнем Средиземноморье . стр. 373–387. ISBN 978-0-89236-969-0 .
- Кристиан, Марк А. (2013). «Финикийская морская религия: моряки, поклонение богине и грот Регина». Мир Востока . 43 (2): 179–205. дои : 10.13109/wdor.2013.43.2.179 . JSTOR 23608854 .
- Клиффорд, Ричард Дж. (1990). «Финикийская религия». Бюллетень американских школ восточных исследований . 279 (279): 55–64. дои : 10.2307/1357208 . JSTOR 1357208 . S2CID 222426941 .
- Купер, Алан М. (2005). «Финикийская религия [первое издание]». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 10 (2-е изд.). Справочник Макмиллана. стр. 7128–7133.
- Фантар, М'Хамед Хассин (2001). «Религиозный факт в Карфагене». Паллас . 56 (56): 59–66. JSTOR 43607567 .
- Френдо, AJ; де Траффорд, А.; Велла, Николас К. (2005). «Водные путешествия мертвых: взгляд на финикийскую и пуническую эсхатологию». В Спано Джаммелларо, Антонелла (ред.). Материалы V Международного конгресса финикийских и пунических исследований . Палермо. стр. 427–443.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гарбати, Г. (2010). «Предки и «прославленные умершие» на Сардинии: некоторые соображения о погребальной идеологии пунической эпохи» (PDF) . Интернет-бюллетень археологии . 1 :37–47.
- Гарсиа Тейсандье, Э.; Марзоли, Эд; Кабако Энсинас, Б.; Хойснер, Б.; Гамер-Валлерт, И. (2016). «Открытие финикийского некрополя Айямонте, Уэльва (8-7 вв. до н. э.)». В Хименесе Авила, Дж. (ред.). Sidereum Ana. III: Река Гвадиана и Тартесс: [протокол научного совещания] . Мерида. стр. 493–530. ISBN 9788469747889 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Генерал Басаллот, Ж.-М.; Жюри Фреснадильо, Г.; Пахуэло Саес, Ж.-М.; Торрес Ортис, М (2014). «Процесс сакрализации пространства в Гадире: место епископского дома (Кадис). Часть I». Ин Ботто, М. (ред.). Финикийцы в Кадисском заливе: новое исследование . Пиза: Фабрицио Серра Эдиторе. стр. 123–155. ISBN 978-8862277648 .
- Гомес Беллард, Карлос (2014). «Смерть среди пуников». В Куинне, Жозефина Кроули; Велла, Николас К. (ред.). Пуническое Средиземноморье: идентичности и идентификация от финикийского поселения до римского правления . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 69–75. ISBN 9781107295193 .
- Гирги, Мишель (2010). Финикийско-Пунический некрополь Монте-Сирай: археологические исследования 2005-2007 гг . Кальяри: Ортацесус. ISBN 978-8889061-72-5 .
- Холм, Тони Л. (2005). «Финикийская религия [Дальнейшие соображения]». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 10 (2-е изд.). Справочник Макмиллана. стр. 7134–7135.
- Ойос, Декстер (2021). Карфаген: Биография . Рутледж. ISBN 9781138788206 .
- Хименес Флорес, Ана Мария (2002). Города и гробницы: восточное влияние на погребальные ритуалы крайнего запада . : Gráficas Sol. Ecija 9788487165924 .
- Липински, Э. (1993). Квагебер, Дж. (ред.). Ритуалы и жертвоприношения на древнем Ближнем Востоке: материалы международной конференции, организованной Католическим университетом Левена с 17 по 20 апреля 1991 года . Левен: Питерс. стр. 257–281. ISBN 9789068315806 .
- Лопес-Бертран, Мирела; Гарсиа-Вентура, А. (2012). «Музыка, пол и ритуалы в Древнем Средиземноморье: новый взгляд на пунические свидетельства». Мировая археология . 44 (3): 393–408. дои : 10.1080/00438243.2012.726043 . HDL : 10550/58819 . S2CID 162345582 .
- Лопес-Руис, Каролина (2017). «Гаргорис и Хабис: иберийский миф и финикийский эвгемеризм». Феникс . 71 (3–4): 265–287. дои : 10.7834/phoenix.71.3-4.0265 .
- Лопес-Бертран, Мирела (2019). «Похоронный ритуал». В Лопес-Руисе, Каролина; Доук, Брайан Р. (ред.). Оксфордский справочник по финикийскому и пуническому Средиземноморью . Издательство Оксфордского университета. стр. 293–309. ISBN 9780190499341 .
- Майлз, Ричард (2010). Карфаген должен быть разрушен: взлет и падение древней цивилизации . Пингвин. ISBN 978-0143121299 .
- Маккарти, Мэтью М. (2019). «Тофет и жертвоприношение младенца». В Лопес-Руисе, Каролина; Доук, Брайан Р. (ред.). Оксфордский справочник по финикийскому и пуническому Средиземноморью . Издательство Оксфордского университета. стр. 311–325. ISBN 9780190499341 .
- Морштадт, Бербель (2017). «Пантеон Карфагена». Древний мир . 1 (1): 22–29. JSTOR 26530885 .
- Маккиарелли, Р.; и др. (2012). «Кости, зубы и оценка возраста перинатов: новый взгляд на карфагенское жертвоприношение младенцев». Античность . 86 (333): 738–745. дои : 10.1017/S0003598X00047888 . ISSN 1745-1744 . S2CID 162977647 .
- Куинн, Жозефина Кроули (2011). «Культуры Тофета: идентификация и идентичность в финикийской диаспоре» . В Грюн, Эрих Стивен (ред.). Культурная самобытность в древнем Средиземноморье . стр. 388–413. ISBN 978-0-89236-969-0 .
- Куинн, Жозефина Кроули (2014). «Карфагенский взгляд на алтари Филен». В Куинне, Жозефина Кроули; Велла, Николас К. (ред.). Пуническое Средиземноморье: идентичности и идентификация от финикийского поселения до римского правления . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 169–179. ISBN 9781107295193 .
- Ричи, Мадад (2019). «Надписи». В Лопес-Руисе, Каролина; Доук, Брайан Р. (ред.). Оксфордский справочник по финикийскому и пуническому Средиземноморью . Издательство Оксфордского университета. стр. 223–240. ISBN 9780190499341 .
- Саес Ромеро, AM; Белизон Арагон, Р. (2014). «Раскопки на улице Геркулеса, 12 в Кадисе. Предварительные результаты и первые предложения о возможном островном финикийском некрополе Гадира». Ин Ботто, М. (ред.). Финикийцы в Кадисском заливе: новое исследование . Пиза: Фабрицио Серра Эдиторе. стр. 181–200. ISBN 978-8862277648 .
- Шварц, Дж. Х.; и др. (2017). «Два рассказа об одном городе: данные, умозаключения и карфагенское жертвоприношение младенцев» . Античность . 91 (356): 442–454. дои : 10.15184/aqy.2016.270 . S2CID 164242410 .
- Спатафора, Ф. (2010). «Ритуальность и символика в Пуническом некрополе Палермо». В Дольче, Р. (ред.). Материалы учебного дня в честь Антонеллы Спано: факультет литературы и философии, 30 мая 2008 г. Палермо: Университет Палермо. Отдел культурного наследия. стр. 25–26. ISBN 9788890520808 .
- Стейджер, Лоуренс Э .; Вольф, Сэмюэл Р. (январь – февраль 1984 г.). «Детское жертвоприношение в Карфагене: религиозный обряд или контроль над населением?» (PDF) . Обзор библейской археологии . [ мертвая ссылка ]
- Уормингтон, Британская Колумбия (1995). «Карфагенский период». В Мохтаре, Г. (ред.). Общая история Африки. Том. 2. Древние цивилизации Африки . Лондон: Хайнеманн. стр. 441–464.
- Кселла, Паоло (2013). « Тофет: общая интерпретация» . В Кселле, П. (ред.). Тофет в Древнем Средиземноморье . Эсседу. стр. 259–281.
- Кселла, Паоло (2019). «Религия» . В Лопес-Руисе, Каролина; Доук, Брайан Р. (ред.). Оксфордский справочник по финикийскому и пуническому Средиземноморью . стр. 273–292. ISBN 978-0-19-049934-1 .
- Бен Юнес, Хабиб; Крандель-Бен Юнес, Алия (2014). «Пуническая идентичность в Северной Африке: погребальный мир». В Куинне, Жозефина Кроули; Велла, Николас К. (ред.). Пуническое Средиземноморье: идентичности и идентификация от финикийского поселения до римского правления . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 148–168. ISBN 9781107295193 .
- Самора, Хосе А. (2017). «Миким элим: эпиграфические свидетельства для специалиста по финикийско-пуническому культу» . Ревиста ди Студи Феничи . 45 : 65–85.
Внешние ссылки [ править ]
- СМИ, связанные с пунической религией , на Викискладе?