Бимоизм
Бимоизм [1] ( китайский : 毕摩教 ; пиньинь : Bìmójiào , Yi : ꀘꂾ bi mox ) — коренная религия народа И , крупнейшей этнической группы в Юньнани после ханьских китайцев . Он получил свое название от бимо , шаманов - жрецов, которые также являются мастерами языка И и священных писаний, носящих характерные черные одежды и большие шляпы.
Бимо [ править ]
Бимо , что означает «мастер писаний», [2] обслуживать дни рождения, похороны, свадьбы и праздники. [3] Человек может стать бимо по отцовскому происхождению после периода ученичества или формального признания старого бимо учителем. [4] меньший священник, известный как суни (ꌠꑊ су ньит Избирается ), но бимо более почитаемы и могут читать сценарии И , а суни - нет. Оба могут совершать ритуалы, но только бимо может совершать ритуалы, связанные со смертью. В большинстве случаев суни выполняют только экзорцизм для лечения болезней. Как правило, суни могут происходить только из скромного гражданского происхождения, тогда как бимо могут происходить как из аристократических, так и из скромных семей. [5] [6]
И поклонялись и обожествляли своих предков примерно так же, как это делали последователи китайской народной религии , а также поклонялись богам природы: огню, холмам, деревьям, скалам, воде, земле, небу, ветру и лесам. [3] Бимоисты также поклоняются драконам, которые считаются защитниками от злых духов, вызывающих болезни, неурожаи и другие несчастья. Бимоисты верят в множественность душ. После смерти одна душа остается наблюдать за могилой, а другая в конечном итоге перевоплощается в какую-то живую форму. После смерти человека приносят в жертву свинью или овцу у входа, чтобы поддерживать связь с духом умершего. [5]
Бимо , которых когда-то китайское правительство считало пропагандирующими «отсталую религию», теперь рекламируются как послы культуры И. Они организуют масштабные ритуалы для ежегодного Фестиваля Факелов . [1] С 1980-х годов, с ослаблением религиозных ограничений в Китае , бимоизм претерпел возрождение. [1] В 1996 году был основан Научно-исследовательский центр культуры Бимо. [1] В начале 2010-х годов правительство Китая помогло возрождению бимоистской веры посредством строительства крупных храмов и церемониальных комплексов. [7] [8] [9]
Фольклор [ править ]
Самый известный герой мифологии И — Жыгэ Алу. Он был сыном дракона и орла, который обладал сверхъестественной силой, антимагическими и антипризрачными способностями. Он ездил на девятикрылом летающем коне, прозванном «длинными небесными крыльями». Ему также помогли волшебные павлин и питон. Волшебный павлин назывался Шуотные Вопли и мог оглушать уши слышавших его крик, но, если его пригласить в дом, поглощал зло и изгонял проказу. Питон по имени Ббахха Аюоссе был побежден Жыге Алу, который боролся с ним в океане после превращения в дракона. Говорили, что он способен обнаруживать проказу, лечить туберкулез и искоренять эпидемии. Подобно китайскому мифологическому лучнику Хоу И , Чжиге Алу сбивает солнца, чтобы спасти людей. [10] В бимоизме религии Ии Чжиге Алу помогает священникам бимо лечить проказу и сражаться с призраками. [11]
Цзегуцзенуо был призраком, вызывавшим головокружение, медлительность в действиях, слабоумие и беспокойство. Призрака обвиняли в недугах, и для борьбы с ним проводились ритуалы экзорцизма. Готовясь к ритуалу, бимо воздвигали на месте ритуала небольшие палочки, считавшиеся священными, кьемоббур. [11]
Фестиваль факелов [ править ]
Фестиваль факелов — один из главных праздников народа И. Согласно легенде Йи, когда-то жили два человека огромной силы, Сираби и Атилаба. Сираби жил на небесах, а Атилаба – на земле. Когда Сираби услышал о силе Атилабы, он вызвал Атилабу на поединок по борьбе. Потерпев два поражения, Сираби был убит в схватке, чем сильно разозлил бодхисаттв , наславших нашествие саранчи, чтобы наказать землю. В 24-й день 6-го месяца лунного календаря Атилаба срубил множество сосен и использовал их как факелы для уничтожения саранчи, защищая посевы от уничтожения. Таким образом, в его честь проводится Фестиваль факелов. [12]
См. также [ править ]
Библиография [ править ]
- Пан Цзяо, Институт антропологии Китайского университета Минцзу. Присутствие государства в религиозном возрождении на этническом пространстве Ляншань И. В: Религиозное возрождение в этнических районах Китая . Институт азиатских исследований, Национальный университет Сингапура, 2011 г.
- Оливия Краеф, Институт китаеведения, Свободный университет Берлина. Картирование Ли(а)нгшань – меняющиеся последствия культуры И (Нуосу)-бимо . В: Религиозное возрождение в этнических районах Китая . Институт азиатских исследований, Национальный университет Сингапура, 2011 г.
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Пан Цзяо, 2011 г.
- ^ Бероунский, Даниэль (15 декабря 2020 г.). «Мастера псалмов (бимо): Библейский шаманизм в Юго-Западном Китае, Орели Нево» . Европейский бюллетень гималайских исследований (55): 102–106. дои : 10.4000/ebhr.249 . Проверено 8 июня 2022 г. - через preo.u-bourgogne.fr.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеймс Б. Минахан (10 февраля 2014 г.). Этнические группы Северной, Восточной и Центральной Азии: Энциклопедия . АБД-КЛИО. п. 316. ИСБН 9781610690188 .
- ^ «Перспективы И Юго-Западного Китая» . Публикация.cdlib.org . Проверено 8 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чжэнь Ван. «Из гор: изменение ландшафтов в сельских районах Китая» (PDF) . Environmentandsociety.org . Проверено 8 июня 2022 г.
- ^ «Религия народа И в Китае-Культура-Сайт народа И» . En.yizuren.com . Проверено 8 июня 2022 г.
- ^ «昭通旅游网» . 1 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 8 июня 2022 г.
- ^ «Отделение Святой Земли национальности И, Волшебный Фестиваль факелов национальности Умен Чжаотун-И - Сеть национальности И» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2014 года. Проверено 8 июня 2022 года .
- ^ «Китайский фестиваль поклонения предкам И в 2012 году прошел в храме Наньчжао Тучжу_Социальные новости_Dali Channel_Sina Colorful Yunnan_Sina.com» 2 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 г. Проверено 8 июня 2022 г. .
- ^ Лихуэй, Ян и Ан Деминг. «Мир китайской мифологии: Введение». В: Мифы о создании и происхождении Китая . Лейден, Нидерланды: Brill, 2011. с. 52. дои: https://doi.org/10.1163/ej.9789004194854.i-354.18
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Картины духов | Узоры гор» . Burkemuseum.org . Проверено 8 июня 2022 г.
- ^ Люсьен Миллер; Го Сюй (1994). К югу от облаков . Вашингтонский университет Пресс . стр. 114–115. ISBN 978-0295973487 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Нево, Орели (2019). Мастера псалмов (Бимо): Священный шаманизм в Юго-Западном Китае . БРИЛЛ. ISBN 9789004414846
Внешние ссылки [ править ]
- Идзурэн (веб-сайт народа И): Бимо и суни: религиозные священники И.