Мифология пауни
Мифология пауни — это совокупность устной истории , космологии и мифов народа пауни, касающихся их богов и героев. Пауни — признанное на федеральном уровне племя коренных американцев , первоначально проживавшее на Великих равнинах вдоль притоков рек Миссури и Платт в Небраске и Канзасе , а в настоящее время находящееся в Оклахоме . Они традиционно говорят пауни , каддоанском языке. Пауни жили в деревнях, состоящих из земляных домиков . Они выращивали кукурузу и дважды в год отправлялись на длительную охоту на бизонов на открытых равнинах. В племени есть четыре банды: скиди и «южные банды», состоящие из чави, киткахахки и питахавирата-пауни.
Были некоторые различия в мифологии скиди и южных полос. [2] : 465 Скиди были «великими звездными специалистами». [2] : 465 с системой убеждений, ориентированной на видимые объекты на ночном небе. Звезды к востоку от Млечного Пути считались богами-мужчинами, а на западном небе царили женские силы. [1] : 40 Южные банды признавали творческую силу некоторых небесных объектов и метеорологических явлений, но в основном рассчитывали на поддержку и руководство животных. [2] : 186
Божества и духовные животные [ править ]
Атиас Тирава, что на языке пауни означает «Наш Отец Наверху» (часто неточно переводится как «Великий Дух»), [3] был богом-творцом . Другой вариант, возможно, наиболее часто используемый, — Тиравахат. [1] : 38 и 179 [4] : 66 Считалось, что он научил народ пауни татуированию , разведению костров, охоте, сельскому хозяйству, речи и одежде, религиозным ритуалам (включая использование табака и священных связок) и жертвоприношениям. Он был связан с большинством природных явлений, включая звезды и планеты, ветер, молнию, дождь и гром. Женой Тиравы была Атира , богиня Земли. Атира (буквально «Мать кукуруза») ассоциировалась с кукурузой. [5]
Считалось, что мужчина-Утренняя звезда на Востоке был создан первым. Быть богом войны [1] : 158 он носил одежду воина. [1] : 38 После него на Западе пришла женщина-Вечерняя Звезда. [1] : 39 Она сопротивлялась божественному плану по созданию человечества. Утренней Звезде пришлось сразиться и преодолеть множество сил на западном небе с помощью своего огненного шара. [1] : 126 чтобы наконец спариться с ней. Первым человеком, созданным таким образом, была девочка. [1] : 31
Шесть главных звезд представляли других богов, контролируемых Тиравахутом. Двое из них были женщинами Юго-Западной и Северо-Западной Звезд. Мужскими звездами были Северная, Северо-восточная, Юго-восточная и Южная звезды. У некоторых были конкретные задачи:
- Полярная звезда была сыном Южной звезды. Он следил за людьми и должен был сохранить свой пост . [1] : 40
- Северо-Восточная Звезда (или Большая Черная Метеорная Звезда) управляла животными, в частности бизонами. Он также отвечал за смену дня и ночи. [1] : 39 По мнению некоторых Скиди, эта неопознанная и загадочная звезда была быком-буйволом, несущим на своей спине небо. [1] : 42 В мифологии Южных полос этот бог вообще не упоминается, а лишь ряд других звездных богов. [2] : 465
- Юго-Восточная Звезда (или Красная Звезда) регулировала наступление дня и имела власть среди животных. [1] : 39
- Южная звезда иногда поднималась на небо, чтобы посмотреть, остался ли его сын (Полярная звезда) на своем фиксированном положении. Южная Звезда правила страной мёртвых. Ему не молились, и во имя его не проводилось никаких церемоний. [1] : 39 Пути Млечного Пути привели мертвых людей к его владениям. [1] : 42
Гром, Молния, Облако и Ветер были четырьмя великими силами на западе. Они подчинялись «Вечерней звезде». Посредством постоянной песни они создали Землю [1] : 42 на котором была помещена первая девочка (дитя Вечерней и Утренней звезд).
Солнечными и лунными божествами были Шакуру и Па соответственно. Они были последними из всех богов, помещённых на небесах. [1] : 41 Их потомком стал мальчик, и его тоже поместили на Землю. Помимо этого, Солнце и Луна имеют относительно второстепенное значение в мифологии скиди-пауни. [1] : 39
Метеориты принесли удачу нашедшим. Их считали детьми Тиравахута, посланными на Землю. [1] : 67
В то время как пауни-скиди во многом полагались на силы и помощь звезд и других объектов в космосе , южные банды добились успеха, прежде всего, благодаря помощи и советам ряда животных. [2] : 465 Тем не менее, боги на небесах существовали, и животные действовали как посредники, когда они наставляли и направляли Южные племена. [2] : 186
Церемония Белого Бобра у Чави служила почти той же цели, что и возобновление или возобновление церемонии Весеннего пробуждения (церемония Грома) у Скиди. Однако спящие животные оживлялись посредством этого обряда, а не возобновления посевов кукурузы. [2] : 201
Тирава наделял некоторых животных чудесными способностями. Эти духовные животные, нахураки , действовали как посланники и слуги Тиравы и могли ходатайствовать перед ним от имени пауни. В нахураке было пять жилищ или домиков: [6]
- Самым выдающимся среди них был Паук , обычно переводимый как «холмистый остров», утес на южном берегу реки Платт , недалеко от города Сидар-Блафс в современном округе Сондерс, штат Небраска . [7]
- Лалавакохтито , или «темный остров», был островом в Платте недалеко от Централ-Сити, штат Небраска .
- Ахкавитакол , или «белый берег», находился на реке Лу, напротив устья реки Седар, на территории нынешнего округа Нэнс, штат Небраска .
- Китцавицук , что в переводе означает «вода на берегу», также известный пауни как Пахова, был источником на реке Соломон. [6] : 358 недалеко от Глен Элдер, штат Канзас . Сейчас он находится под водами водохранилища Ваконда . [8]
- Пятая ложа нахураков была известна пауни как Пахур (/па'хур/, что переводится как «холм, указывающий путь» или «скала-путеводитель»). [6] : XXI, 359
Небесное наблюдение [ править ]
Сезонные ритуалы пауни были связаны с наблюдением за звездами и планетами. Их земляные домики были построены одновременно с обсерваториями и «микрокосмом» (масштабной моделью Вселенной).Каждая ложа «была одновременно вселенной и чревом женщины, а домашние дела представляли ее репродуктивные силы». [9] Ложа также представляла вселенную более практично. Физическая конструкция дома потребовала установки четырех столбов, обозначающих четыре стороны света , «почти точно выровненных по осям север-юг, восток-запад». [10] Обсерватория Пауни также требовала беспрепятственного обзора восточного неба. Ось ложи будет ориентирована с востока на запад таким образом, чтобы восход солнца в день весеннего равноденствия освещал алтарь. Размеры дымового отверстия и двери домика будут рассчитаны так, чтобы обеспечить возможность наблюдения за небом, например, если дымовое отверстие будет выровнено так, чтобы можно было наблюдать за Плеядами . [11]
По словам одного пауни из банды Скиди в начале двадцатого века: «Скиди были организованы звездами; эти силы свыше превратили их в семьи и деревни и научили их, как жить и как проводить свои церемонии. Святыни из четырех ведущих деревень были даны четыре ведущие звезды и представляют собой те звезды, которые направляют и управляют людьми». [12]
Регулярные церемонии проводились перед крупными событиями, такими как полугодовая охота на буйволов . Каваха, бог удачи, к которому часто обращаются, был тесно связан с охотой на буйволов. [2] : 71–72 Многие другие важные мероприятия года начинались с церемонии, например, посев семян весной и сбор урожая осенью.
Самая важная церемония культуры пауни, церемония весеннего пробуждения, была призвана пробудить землю и подготовить ее к посадке растений. Его можно связать с астрономическими наблюдениями, проведенными в то время, когда священник впервые отследил «две маленькие мерцающие звезды, известные как Плавающие Утки, на северо-восточном горизонте возле Млечного Пути ». а затем услышал раскаты грома с Запада. [1] : 14 и 53 (См. выше роль Грома в мифе о Творении ). [13]
Церемония Утренней звезды [ править ]
Церемония «Утренняя звезда» представляла собой религиозную церемонию, иногда включающую ритуальное человеческое жертвоприношение молодой девушки, которую проводила только одна деревня (Деревня через холм). [1] : 32 из банды Скиди пауни. Это было связано с повествованием о сотворении пауни, в котором в результате спаривания самца Утренней звезды с самкой Вечерней звезды возникло первое человеческое существо, девочка.
Пауни-скиди регулярно практиковали ритуал Утренней Звезды, хотя, по-видимому, не ежегодно. [1] : 14 до 1810-х годов. В июне 1818 года газета Missouri Gazette сообщила о жертвоприношении «некоторое время назад». Новорожденного пленницы - команчи принесли в жертву после того, как самой женщине удалось сбежать на украденной лошади. [14] : 159 Однако два участника Долгой экспедиции в 1820 году полагали, что молодой человек-пауни Петалешаро спас девушку-команчей, и призвали положить конец ритуалу Утренней звезды. Эдвин Джеймс назвал это событие 1817 годом, а Джон Р. Белл отнес его к 1815 году. [14] : 159
Американские индийские агенты пытались убедить вождей запретить ритуал. [15] : 294 и крупные лидеры, такие как Вождь Ножа и его родственник Петалешаро или Вождь Человека, [15] : 294–295 работал над изменением практики, против которой возражало растущее число американских поселенцев на равнинах. Дополнительной целью агентов могла быть защита торговли мехом за счет снижения межплеменной вражды. [16] : 276 [14] : 161
Обычай привлек более широкое внимание общественности на востоке Соединенных Штатов в 1820 году из-за сообщений о молодом воине-пауни, человеке-вожде, который рисковал своей жизнью, чтобы спасти девушку-команча с жертвенного эшафота вопреки священству скиди-пауни. [17] безуспешно пытались спасти жизнь шайеннской девушки. Индийский агент Джон Догерти и несколько влиятельных пауни до середины апреля 1827 года [15] Хасти, 14-летней девочкой из племени Оглала Лакота . Последнее известное жертвоприношение было совершено 22 апреля 1838 года [18] (Позднее заявленное жертвоприношение 1833 года было перепутано с жертвоприношением в апреле 1827 года). [19]
Личность Утренней звезды [ править ]
Личность Утренней звезды не ясна. «В самых ранних источниках Венера указывалась как Утренняя звезда, тогда как большинство этнографов отдавали предпочтение Марсу », поскольку считалось, что он был красным. [14] : 155 Юпитер также является кандидатом. [1] : 41
Расчеты показывают, что во время известных церемоний 1827 и 1838 годов Венера поднималась на утреннем небе. [14] : 158
Человеческое жертвоприношение [ править ]
Мифология |
---|
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2018 г. ) |
Церемония проводилась весной, в годы, когда « Марс был утренней звездой » (см. выше: Название Утренней звезды), но обычно не как фактическое человеческое жертвоприношение , а просто как символическая церемония. Однако один источник утверждает: «Между проведением Церемонии Утренней звезды часто проходило несколько или более лет». [1] : 14 Настоящее человеческое жертвоприношение совершалось только тогда, когда жителю деревни снилось, что к нему пришла Утренняя Звезда и велела провести соответствующую церемонию. Затем он советовался с хранителем связки Утренней звезды , получая от него костюм воина. По первому указанию и провидец, и священник плакали, зная, что миссия, возложенная на них Утренней звездой, была неправильной. [1] : 115 Затем мужчине с помощью добровольцев пришлось совершить нападение на вражескую деревню и захватить девушку подходящего возраста. [20]
Вернувшись в деревню, пленную девушку передавали слуге (жрецу) Утренней звезды. Люди, контактировавшие с девочкой, относились к ней с уважением, но держали в изоляции от остального племени. Когда пришло время весеннего жертвоприношения, ее ритуально очистили . Затем началась пятидневная церемония с пения священником песен, описывающих последующие этапы обряда, и девушка символически трансформировалась из человеческой формы в небесную, как ритуальное изображение Вечерней звезды. В последний день церемонии процессия мужчин, мальчиков и младенцев мужского пола, которую несли их матери, сопровождала девочку за пределами деревни к эшафоту . [1] : 124 Эшафот был сделан из священного дерева и шкур и символизировал «сад Вечерней звезды на западе, источник всей животной и растительной жизни». [21]
Антрополог Ральф Линтон сообщил, что данные указывают на то, что эта практика «проводилась несколько неохотно» религиозными лидерами пауни, которые считали ее обязанностью или долгом и не получали от этой практики никакого удовольствия. [22] Жрецы сняли с нее одежду, и она осталась одна на эшафоте в момент восхода Утренней звезды (Марса). Символизируя Утреннюю звезду и ее огненные шары , двое мужчин приходили с востока и прикасались пылающими ветвями к ее подмышкам и паху. прикоснулись к ней боевыми дубинками Затем четверо других мужчин . Священная стрела из связки Черепа была выпущена ей в сердце человеком, который схватил ее, в то время как другой мужчина ударил ее по голове боевой дубинкой из связки Утренней звезды. Затем священник разрезал грудь мертвой девушки кремневым ножом, а ее похититель собирал ее кровь на сушеном мясе. («Делается очень маленький разрез... Сердце не обнажается и не удаляется».) [1] : 123 Затем все мужчины племени продвигались вперед и пускали стрелы в мертвое тело, затем четыре раза обходили эшафот и расходились. [23] [24]
Пуская стрелы в ее тело, деревенские мужчины, как воплощения Утренней звезды, символически спаривались с ней. Ее кровь стекала с строительных лесов на землю, которая была создана, чтобы символизировать сад Вечерней Звезды, полный растений и животных. Они взяли ее тело и положили девочку лицом вниз в прерии, где ее кровь попадет в землю и удобрит ее. Считалось, что дух Вечерней звезды высвобождается, и эта церемония якобы гарантировала успех урожая, продолжение всей жизни на Равнинах и сохранение Вселенной.
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Мюри, Джеймс Р. (1981a): «Церемонии пауни. Часть I. Скири». Смитсоновский вклад в антропологию . № 27. Вашингтон.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Мюри, Джеймс Р. (1981b): «Церемонии пауни. Часть II. Южные группы». Смитсоновский вклад в антропологию . № 27. Вашингтон.
- ^ «Легендарные деятели коренных американцев: Тирава (Атиус Тирава)» . www.native-languages.org . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ Блейн, Марта Р. (1990): Пассаж Пауни, 1870-1875 . Норман и Лондон.
- ^ «Атира» . Званый ужин . Бруклинский музей . Проверено 11 октября 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гриннелл, Джордж Берд (1893). Истории героев-пауни и народные сказки . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ Дженсен, Ричард Э. (1973). «Национальный реестр исторических мест - Форма номинации: Пахук».
- ^ «История Ваконды». Архивировано 25 августа 2010 г. в Wayback Machine Глен Элдер, Канзас. Архивировано 29 января 2011 г. на Wayback Machine . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ Велтфиш, Затерянная Вселенная: жизнь и культура пауни , Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press, 1965; перепечатка 1977 г., стр. 64.
- ^ Патрисия Дж. О'Брайен, «Доисторические свидетельства космологии пауни», американский антрополог (новая серия), Vol. 88, № 4 (декабрь 1986 г.), стр. 939–946.
- ^ 'Вельтфиш, с. 942
- ^ Элис К. Флетчер, «Звездный культ среди пауни: предварительный отчет», американский антрополог (новая серия), том 4, № 4 (октябрь 1902 г.), стр. 730–736.
- ^ «Положение звезд было важным указателем времени, когда должна была проводиться эта церемония. Земная палатка служила астрономической обсерваторией, и поскольку жрецы сидели внутри на западе, они могли наблюдать звезды в определенных положениях через дымовую дыру и через длинный вход, ориентированный на восток. Они также внимательно следили за горизонтом сразу после захода солнца и незадолго до рассвета, чтобы отметить порядок и положение звезд». Велтфиш, с. 79
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Турман, Мельберн Д.: «Время жертвоприношения утренней звезды Скиди-Пауни. [так в оригинале]» Этноистория , Vol. 30 (1983), № 3, стр. 155-163.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джонс, Дороти В.: «Джон Догерти и обряд человеческого жертвоприношения пауни: апрель 1827 года». Историческое обозрение штата Миссури , Vol. 63 (1969), стр. 293–316.
- ^ Турман, Мельберн Д.: «Жертвоприношение утренней звезды Скиди Пауни в 1827 году». История Небраски . 1970, стр. 268–280.
- ^ Велтфиш, с. 9
- ^ Хайд, Джордж . Индейцы Пауни . Норман: Университет Оклахомы Пресс, 1974. ISBN 0-8061-2094-0 стр. 19–359
- ^ Турман, Мельбрун Д.: «Случай исторической мифологии: жертвоприношение утренней звезды Скиди Пауни в 1833 году». Равнинный антрополог . Том. 50 (1970), стр. 309–311.
- ^ "Жертвоприношение совершалось только в годы, когда Марс был утренней звездой, и обычно возникало во сне, в котором Утренняя звезда являлась какому-то человеку и велела ему поймать подходящую жертву. Сновидец отправился к хранителю связки Утренней звезды и Получив от него хранившийся в нем костюм воина, он отправился в путь в сопровождении добровольцев и совершил ночную атаку на вражескую деревню. Как только девушка подходящего возраста была схвачена, атака прекратилась, и отряд вернулся. посвящена «Утренней звезде» в момент ее пленения и передана на попечение лидера партии, который по возвращении передал ее руководителю «Утренней звезды». Ральф Линтон, «Происхождение жертвоприношения утренней звезды пауни», американский антрополог . (Новая серия), том 28, № 3 (июль 1926 г.), стр. 457–466.
- ^ Линтон, 1926, с. 458
- ^ Линтон (1926), стр. 22
- ^ Линтон (1926). Происхождение жертвоприношения Утренней Звезды пауни . Том. 28. с. 459.
Процессия была рассчитана так, чтобы она осталась одна на эшафоте в момент восхода утренней звезды. Когда появилась утренняя звезда, с востока пришли двое мужчин с горящими головнями и слегка коснулись ее подмышек и паха. Затем еще четверо мужчин прикоснулись к ней боевыми дубинками. Мужчина, который ее схватил, затем побежал вперед с луком из связки Черепа и священной стрелой и выстрелил ей в сердце, в то время как другой мужчина ударил ее по голове боевой дубинкой из связки Утренней звезды. Затем исполняющий обязанности священник вскрыл ей грудь кремневым ножом и испачкал лицо кровью, в то время как ее похититель ловил капающую кровь на сушеное мясо. Затем все мужчины племени двинулись вперед и выпустили стрелы в тело. Затем они четыре раза обошли эшафот и разошлись.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Велтфиш (1965). Затерянная Вселенная: жизнь и культура пауни . п. 82 .
Чтобы осуществить создание жизни, жители деревни взяли на себя роль Утренней звезды, поэтому с востока приходили двое мужчин с пылающими головнями, символизирующими солнце. Мужчины разыграли насилие, которое позволило Утренней звезде спариться с Вечерней звездой (сломав ей вагинальные зубы) в своей истории создания, с помощью «метеоритного камня».