Jump to content

Мифология пауни

Символ богини Атиры в Пауни Хако (или Калумет). [1] : 154  Церемония, 1912 год. Кукуруза нарисована так, что изображены Ливень, Гром, Молния и Ветер.

Мифология пауни — это совокупность устной истории , космологии и мифов народа пауни, касающихся их богов и героев. Пауни — признанное на федеральном уровне племя коренных американцев , первоначально проживавшее на Великих равнинах вдоль притоков рек Миссури и Платт в Небраске и Канзасе , а в настоящее время находящееся в Оклахоме . Они традиционно говорят пауни , каддоанском языке. Пауни жили в деревнях, состоящих из земляных домиков . Они выращивали кукурузу и дважды в год отправлялись на длительную охоту на бизонов на открытых равнинах. В племени есть четыре банды: скиди и «южные банды», состоящие из чави, киткахахки и питахавирата-пауни.

Были некоторые различия в мифологии скиди и южных полос. [2] : 465  Скиди были «великими звездными специалистами». [2] : 465  с системой убеждений, ориентированной на видимые объекты на ночном небе. Звезды к востоку от Млечного Пути считались богами-мужчинами, а на западном небе царили женские силы. [1] : 40  Южные банды признавали творческую силу некоторых небесных объектов и метеорологических явлений, но в основном рассчитывали на поддержку и руководство животных. [2] : 186 

Божества и духовные животные [ править ]

Атиас Тирава, что на языке пауни означает «Наш Отец Наверху» (часто неточно переводится как «Великий Дух»), [3] был богом-творцом . Другой вариант, возможно, наиболее часто используемый, — Тиравахат. [1] : 38 и 179 [4] : 66  Считалось, что он научил народ пауни татуированию , разведению костров, охоте, сельскому хозяйству, речи и одежде, религиозным ритуалам (включая использование табака и священных связок) и жертвоприношениям. Он был связан с большинством природных явлений, включая звезды и планеты, ветер, молнию, дождь и гром. Женой Тиравы была Атира , богиня Земли. Атира (буквально «Мать кукуруза») ассоциировалась с кукурузой. [5]

Считалось, что мужчина-Утренняя звезда на Востоке был создан первым. Быть богом войны [1] : 158  он носил одежду воина. [1] : 38  После него на Западе пришла женщина-Вечерняя Звезда. [1] : 39  Она сопротивлялась божественному плану по созданию человечества. Утренней Звезде пришлось сразиться и преодолеть множество сил на западном небе с помощью своего огненного шара. [1] : 126  чтобы наконец спариться с ней. Первым человеком, созданным таким образом, была девочка. [1] : 31 

Шесть главных звезд представляли других богов, контролируемых Тиравахутом. Двое из них были женщинами Юго-Западной и Северо-Западной Звезд. Мужскими звездами были Северная, Северо-восточная, Юго-восточная и Южная звезды. У некоторых были конкретные задачи:

  • Полярная звезда была сыном Южной звезды. Он следил за людьми и должен был сохранить свой пост . [1] : 40 
  • Северо-Восточная Звезда (или Большая Черная Метеорная Звезда) управляла животными, в частности бизонами. Он также отвечал за смену дня и ночи. [1] : 39  По мнению некоторых Скиди, эта неопознанная и загадочная звезда была быком-буйволом, несущим на своей спине небо. [1] : 42  В мифологии Южных полос этот бог вообще не упоминается, а лишь ряд других звездных богов. [2] : 465 
  • Юго-Восточная Звезда (или Красная Звезда) регулировала наступление дня и имела власть среди животных. [1] : 39 
  • Южная звезда иногда поднималась на небо, чтобы посмотреть, остался ли его сын (Полярная звезда) на своем фиксированном положении. Южная Звезда правила страной мёртвых. Ему не молились, и во имя его не проводилось никаких церемоний. [1] : 39  Пути Млечного Пути привели мертвых людей к его владениям. [1] : 42 

Гром, Молния, Облако и Ветер были четырьмя великими силами на западе. Они подчинялись «Вечерней звезде». Посредством постоянной песни они создали Землю [1] : 42  на котором была помещена первая девочка (дитя Вечерней и Утренней звезд).

Солнечными и лунными божествами были Шакуру и Па соответственно. Они были последними из всех богов, помещённых на небесах. [1] : 41  Их потомком стал мальчик, и его тоже поместили на Землю. Помимо этого, Солнце и Луна имеют относительно второстепенное значение в мифологии скиди-пауни. [1] : 39 

Метеориты принесли удачу нашедшим. Их считали детьми Тиравахута, посланными на Землю. [1] : 67 

В то время как пауни-скиди во многом полагались на силы и помощь звезд и других объектов в космосе , южные банды добились успеха, прежде всего, благодаря помощи и советам ряда животных. [2] : 465  Тем не менее, боги на небесах существовали, и животные действовали как посредники, когда они наставляли и направляли Южные племена. [2] : 186 

Церемония Белого Бобра у Чави служила почти той же цели, что и возобновление или возобновление церемонии Весеннего пробуждения (церемония Грома) у Скиди. Однако спящие животные оживлялись посредством этого обряда, а не возобновления посевов кукурузы. [2] : 201 

Тирава наделял некоторых животных чудесными способностями. Эти духовные животные, нахураки , действовали как посланники и слуги Тиравы и могли ходатайствовать перед ним от имени пауни. В нахураке было пять жилищ или домиков: [6]

Небесное наблюдение [ править ]

Сезонные ритуалы пауни были связаны с наблюдением за звездами и планетами. Их земляные домики были построены одновременно с обсерваториями и «микрокосмом» (масштабной моделью Вселенной).Каждая ложа «была одновременно вселенной и чревом женщины, а домашние дела представляли ее репродуктивные силы». [9] Ложа также представляла вселенную более практично. Физическая конструкция дома потребовала установки четырех столбов, обозначающих четыре стороны света , «почти точно выровненных по осям север-юг, восток-запад». [10] Обсерватория Пауни также требовала беспрепятственного обзора восточного неба. Ось ложи будет ориентирована с востока на запад таким образом, чтобы восход солнца в день весеннего равноденствия освещал алтарь. Размеры дымового отверстия и двери домика будут рассчитаны так, чтобы обеспечить возможность наблюдения за небом, например, если дымовое отверстие будет выровнено так, чтобы можно было наблюдать за Плеядами . [11]

По словам одного пауни из банды Скиди в начале двадцатого века: «Скиди были организованы звездами; эти силы свыше превратили их в семьи и деревни и научили их, как жить и как проводить свои церемонии. Святыни из четырех ведущих деревень были даны четыре ведущие звезды и представляют собой те звезды, которые направляют и управляют людьми». [12]

Регулярные церемонии проводились перед крупными событиями, такими как полугодовая охота на буйволов . Каваха, бог удачи, к которому часто обращаются, был тесно связан с охотой на буйволов. [2] : 71–72  Многие другие важные мероприятия года начинались с церемонии, например, посев семян весной и сбор урожая осенью.

Самая важная церемония культуры пауни, церемония весеннего пробуждения, была призвана пробудить землю и подготовить ее к посадке растений. Его можно связать с астрономическими наблюдениями, проведенными в то время, когда священник впервые отследил «две маленькие мерцающие звезды, известные как Плавающие Утки, на северо-восточном горизонте возле Млечного Пути ». а затем услышал раскаты грома с Запада. [1] : 14 и 53 (См. выше роль Грома в мифе о Творении ). [13]

Церемония Утренней звезды [ править ]

Фотография миниатюрной диорамы, изображающей церемонию, опубликованная в 1922 году от имени Полевого музея естественной истории в Чикаго .

Церемония «Утренняя звезда» представляла собой религиозную церемонию, иногда включающую ритуальное человеческое жертвоприношение молодой девушки, которую проводила только одна деревня (Деревня через холм). [1] : 32  из банды Скиди пауни. Это было связано с повествованием о сотворении пауни, в котором в результате спаривания самца Утренней звезды с самкой Вечерней звезды возникло первое человеческое существо, девочка.

Пауни-скиди регулярно практиковали ритуал Утренней Звезды, хотя, по-видимому, не ежегодно. [1] : 14  до 1810-х годов. В июне 1818 года газета Missouri Gazette сообщила о жертвоприношении «некоторое время назад». Новорожденного пленницы - команчи принесли в жертву после того, как самой женщине удалось сбежать на украденной лошади. [14] : 159  Однако два участника Долгой экспедиции в 1820 году полагали, что молодой человек-пауни Петалешаро спас девушку-команчей, и призвали положить конец ритуалу Утренней звезды. Эдвин Джеймс назвал это событие 1817 годом, а Джон Р. Белл отнес его к 1815 году. [14] : 159 

Американские индийские агенты пытались убедить вождей запретить ритуал. [15] : 294  и крупные лидеры, такие как Вождь Ножа и его родственник Петалешаро или Вождь Человека, [15] : 294–295  работал над изменением практики, против которой возражало растущее число американских поселенцев на равнинах. Дополнительной целью агентов могла быть защита торговли мехом за счет снижения межплеменной вражды. [16] : 276  [14] : 161 

Обычай привлек более широкое внимание общественности на востоке Соединенных Штатов в 1820 году из-за сообщений о молодом воине-пауни, человеке-вожде, который рисковал своей жизнью, чтобы спасти девушку-команча с жертвенного эшафота вопреки священству скиди-пауни. [17] безуспешно пытались спасти жизнь шайеннской девушки. Индийский агент Джон Догерти и несколько влиятельных пауни до середины апреля 1827 года [15] Хасти, 14-летней девочкой из племени Оглала Лакота . Последнее известное жертвоприношение было совершено 22 апреля 1838 года [18] (Позднее заявленное жертвоприношение 1833 года было перепутано с жертвоприношением в апреле 1827 года). [19]

Личность Утренней звезды [ править ]

Личность Утренней звезды не ясна. «В самых ранних источниках Венера указывалась как Утренняя звезда, тогда как большинство этнографов отдавали предпочтение Марсу », поскольку считалось, что он был красным. [14] : 155  Юпитер также является кандидатом. [1] : 41 

Расчеты показывают, что во время известных церемоний 1827 и 1838 годов Венера поднималась на утреннем небе. [14] : 158 

Человеческое жертвоприношение [ править ]

Церемония проводилась весной, в годы, когда « Марс был утренней звездой » (см. выше: Название Утренней звезды), но обычно не как фактическое человеческое жертвоприношение , а просто как символическая церемония. Однако один источник утверждает: «Между проведением Церемонии Утренней звезды часто проходило несколько или более лет». [1] : 14  Настоящее человеческое жертвоприношение совершалось только тогда, когда жителю деревни снилось, что к нему пришла Утренняя Звезда и велела провести соответствующую церемонию. Затем он советовался с хранителем связки Утренней звезды , получая от него костюм воина. По первому указанию и провидец, и священник плакали, зная, что миссия, возложенная на них Утренней звездой, была неправильной. [1] : 115  Затем мужчине с помощью добровольцев пришлось совершить нападение на вражескую деревню и захватить девушку подходящего возраста. [20]

Вернувшись в деревню, пленную девушку передавали слуге (жрецу) Утренней звезды. Люди, контактировавшие с девочкой, относились к ней с уважением, но держали в изоляции от остального племени. Когда пришло время весеннего жертвоприношения, ее ритуально очистили . Затем началась пятидневная церемония с пения священником песен, описывающих последующие этапы обряда, и девушка символически трансформировалась из человеческой формы в небесную, как ритуальное изображение Вечерней звезды. В последний день церемонии процессия мужчин, мальчиков и младенцев мужского пола, которую несли их матери, сопровождала девочку за пределами деревни к эшафоту . [1] : 124  Эшафот был сделан из священного дерева и шкур и символизировал «сад Вечерней звезды на западе, источник всей животной и растительной жизни». [21]

Антрополог Ральф Линтон сообщил, что данные указывают на то, что эта практика «проводилась несколько неохотно» религиозными лидерами пауни, которые считали ее обязанностью или долгом и не получали от этой практики никакого удовольствия. [22] Жрецы сняли с нее одежду, и она осталась одна на эшафоте в момент восхода Утренней звезды (Марса). Символизируя Утреннюю звезду и ее огненные шары , двое мужчин приходили с востока и прикасались пылающими ветвями к ее подмышкам и паху. прикоснулись к ней боевыми дубинками Затем четверо других мужчин . Священная стрела из связки Черепа была выпущена ей в сердце человеком, который схватил ее, в то время как другой мужчина ударил ее по голове боевой дубинкой из связки Утренней звезды. Затем священник разрезал грудь мертвой девушки кремневым ножом, а ее похититель собирал ее кровь на сушеном мясе. («Делается очень маленький разрез... Сердце не обнажается и не удаляется».) [1] : 123  Затем все мужчины племени продвигались вперед и пускали стрелы в мертвое тело, затем четыре раза обходили эшафот и расходились. [23] [24]

Пуская стрелы в ее тело, деревенские мужчины, как воплощения Утренней звезды, символически спаривались с ней. Ее кровь стекала с строительных лесов на землю, которая была создана, чтобы символизировать сад Вечерней Звезды, полный растений и животных. Они взяли ее тело и положили девочку лицом вниз в прерии, где ее кровь попадет в землю и удобрит ее. Считалось, что дух Вечерней звезды высвобождается, и эта церемония якобы гарантировала успех урожая, продолжение всей жизни на Равнинах и сохранение Вселенной.

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Мюри, Джеймс Р. (1981a): «Церемонии пауни. Часть I. Скири». Смитсоновский вклад в антропологию . № 27. Вашингтон.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Мюри, Джеймс Р. (1981b): «Церемонии пауни. Часть II. Южные группы». Смитсоновский вклад в антропологию . № 27. Вашингтон.
  3. ^ «Легендарные деятели коренных американцев: Тирава (Атиус Тирава)» . www.native-languages.org . Проверено 16 ноября 2014 г.
  4. ^ Блейн, Марта Р. (1990): Пассаж Пауни, 1870-1875 . Норман и Лондон.
  5. ^ «Атира» . Званый ужин . Бруклинский музей . Проверено 11 октября 2011 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гриннелл, Джордж Берд (1893). Истории героев-пауни и народные сказки . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. Проверено 16 сентября 2010 г.
  7. ^ Дженсен, Ричард Э. (1973). «Национальный реестр исторических мест - Форма номинации: Пахук».
  8. ^ «История Ваконды». Архивировано 25 августа 2010 г. в Wayback Machine Глен Элдер, Канзас. Архивировано 29 января 2011 г. на Wayback Machine . Проверено 16 сентября 2010 г.
  9. ^ Велтфиш, Затерянная Вселенная: жизнь и культура пауни , Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press, 1965; перепечатка 1977 г., стр. 64.
  10. ^ Патрисия Дж. О'Брайен, «Доисторические свидетельства космологии пауни», американский антрополог (новая серия), Vol. 88, № 4 (декабрь 1986 г.), стр. 939–946.
  11. ^ 'Вельтфиш, с. 942
  12. ^ Элис К. Флетчер, «Звездный культ среди пауни: предварительный отчет», американский антрополог (новая серия), том 4, № 4 (октябрь 1902 г.), стр. 730–736.
  13. ^ «Положение звезд было важным указателем времени, когда должна была проводиться эта церемония. Земная палатка служила астрономической обсерваторией, и поскольку жрецы сидели внутри на западе, они могли наблюдать звезды в определенных положениях через дымовую дыру и через длинный вход, ориентированный на восток. Они также внимательно следили за горизонтом сразу после захода солнца и незадолго до рассвета, чтобы отметить порядок и положение звезд». Велтфиш, с. 79
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Турман, Мельберн Д.: «Время жертвоприношения утренней звезды Скиди-Пауни. [так в оригинале]» Этноистория , Vol. 30 (1983), № 3, стр. 155-163.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джонс, Дороти В.: «Джон Догерти и обряд человеческого жертвоприношения пауни: апрель 1827 года». Историческое обозрение штата Миссури , Vol. 63 (1969), стр. 293–316.
  16. ^ Турман, Мельберн Д.: «Жертвоприношение утренней звезды Скиди Пауни в 1827 году». История Небраски . 1970, стр. 268–280.
  17. ^ Велтфиш, с. 9
  18. ^ Хайд, Джордж . Индейцы Пауни . Норман: Университет Оклахомы Пресс, 1974. ISBN   0-8061-2094-0 стр. 19–359
  19. ^ Турман, Мельбрун Д.: «Случай исторической мифологии: жертвоприношение утренней звезды Скиди Пауни в 1833 году». Равнинный антрополог . Том. 50 (1970), стр. 309–311.
  20. ^ "Жертвоприношение совершалось только в годы, когда Марс был утренней звездой, и обычно возникало во сне, в котором Утренняя звезда являлась какому-то человеку и велела ему поймать подходящую жертву. Сновидец отправился к хранителю связки Утренней звезды и Получив от него хранившийся в нем костюм воина, он отправился в путь в сопровождении добровольцев и совершил ночную атаку на вражескую деревню. Как только девушка подходящего возраста была схвачена, атака прекратилась, и отряд вернулся. посвящена «Утренней звезде» в момент ее пленения и передана на попечение лидера партии, который по возвращении передал ее руководителю «Утренней звезды». Ральф Линтон, «Происхождение жертвоприношения утренней звезды пауни», американский антрополог . (Новая серия), том 28, № 3 (июль 1926 г.), стр. 457–466.
  21. ^ Линтон, 1926, с. 458
  22. ^ Линтон (1926), стр. 22
  23. ^ Линтон (1926). Происхождение жертвоприношения Утренней Звезды пауни . Том. 28. с. 459. Процессия была рассчитана так, чтобы она осталась одна на эшафоте в момент восхода утренней звезды. Когда появилась утренняя звезда, с востока пришли двое мужчин с горящими головнями и слегка коснулись ее подмышек и паха. Затем еще четверо мужчин прикоснулись к ней боевыми дубинками. Мужчина, который ее схватил, затем побежал вперед с луком из связки Черепа и священной стрелой и выстрелил ей в сердце, в то время как другой мужчина ударил ее по голове боевой дубинкой из связки Утренней звезды. Затем исполняющий обязанности священник вскрыл ей грудь кремневым ножом и испачкал лицо кровью, в то время как ее похититель ловил капающую кровь на сушеное мясо. Затем все мужчины племени двинулись вперед и выпустили стрелы в тело. Затем они четыре раза обошли эшафот и разошлись. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  24. ^ Велтфиш (1965). Затерянная Вселенная: жизнь и культура пауни . п. 82 . Чтобы осуществить создание жизни, жители деревни взяли на себя роль Утренней звезды, поэтому с востока приходили двое мужчин с пылающими головнями, символизирующими солнце. Мужчины разыграли насилие, которое позволило Утренней звезде спариться с Вечерней звездой (сломав ей вагинальные зубы) в своей истории создания, с помощью «метеоритного камня».
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eba169a132e3768e549d9a68e26c8356__1713610800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/56/eba169a132e3768e549d9a68e26c8356.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pawnee mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)