Персидская мифология
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Культура Ирана |
---|
Иранский портал |
Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
Мифология |
---|
Иранская мифология, или персидская мифология в западном понимании ( персидский : اسطورهشناسی ایرانی ), представляет собой совокупность мифов, первоначально рассказанных древними персами и другими иранскими народами , и жанр древнеперсидского фольклора. Эти истории касаются происхождения и природы мира, жизни и деятельности божеств, героев и мифологических существ, а также происхождения и значения собственных культовых и ритуальных практик древних персов. Современные ученые изучают мифы, чтобы пролить свет на религиозные и политические институты не только Ирана, но и Персосферы , которая включает регионы Западной Азии , Центральной Азии , Южной Азии и Закавказья , где культура Ирана имела значительное влияние. Исторически это были регионы, долгое время находившиеся под властью династий различных иранских империй. [примечание 1] [1] [2] [3] который вобрал в себя значительные аспекты персидской культуры благодаря обширным контактам с ними, [примечание 2] или там, где поселилось достаточное количество иранских народов, чтобы по-прежнему сохранять общины, которые покровительствуют их соответствующим культурам. [примечание 3] Это примерно соответствует Иранскому нагорью и прилегающим к нему равнинам . [4] [5]
В проекте « Энциклопедия Ираника» для обозначения этого региона используется термин «иранский культурный континент» . [6] [7]
Религиозное происхождение
[ редактировать ]Большинство персонажей персидской мифологии либо добрые, либо злые. Возникший в результате разлад отражает националистические идеалы ранней исламской эпохи, а также моральные и этические представления зороастрийского периода , когда мир воспринимался как вовлеченный в битву между разрушительным Ариманом демонических Дивов и его ордами и их Сторонники Анерана против Творца Ахура Мазды , который хотя и не участвовал в повседневных делах человечества, но был представлен в мире изадами праведными и иранцами - ахлавами. Единственные письменные тексты, относящиеся к религии, исходят от пророка Зороастра , инициатора реформ, которые впоследствии стали зороастризмом.
Добро и Зло
[ редактировать ]Иранская мифология основана на борьбе добра и зла. Индоиранские народы верили в две основные категории богов: Ахура и зло: Диван. Характеристики этих двух рангов богов у иранцев и индуистов трансформировались друг в друга в том смысле, что у индийцев Ахурас стал злым, а Диван стал добрым, а у иранцев Ахурас стал добрым, а Диван стал злым. Они приносили жертвы обоим типам богов. Целью жертвоприношения злым богам было заплатить им выкуп, чтобы они прекратили убивать людей. Добрым богам приносились жертвы, чтобы просить у них помощи и благословения. По другую сторону забора находится Заххак , символ деспотизма , который, наконец, был побеждён Каве , возглавившим против него народное восстание. Заххака ( авестийский : Ази-Дахака ) охраняли две змеи , выросшие из обоих его плеч. Сколько бы раз их ни обезглавливали, у них вырастали новые головы, охраняющие его. Змея, как и во многих других мифологиях, была символом зла, но в иранской мифологии фигурируют и многие другие животные и птицы, и, особенно, птицы были знаками добра. приметы . Самая известная из них — Симург , большая, красивая и сильная птица; и птица Хума , царская птица победы, чье перо украшало персидские короны. Пери (авестийская Паирика ), красивая, хотя и злая женщина в ранней мифологии, постепенно становилась менее злой и более красивой. Конфликт между добром и злом широко распространен в персидских мифах, а также в зороастризме.
Разработка
[ редактировать ]До Мидян на этой земле жили отдельные арийские цивилизации, которые по большей части не имели ни языкового, ни расового, ни даже религиозного родства со своими соседями за пределами Иранского нагорья, а иногда и солидарности. В число этих племен входили лулуби , гутианы , касситы и урарту . также У эламитов была древняя и известная цивилизация на юго-западе Иранского нагорья , но они не принадлежали к арийской расе. У этих племен, контролировавших южную половину Ирана, запад и северо-запад, были свои особые мифы. Об их мифологии известно немногое. Однако мифология касситов имеет некоторое сходство с более поздними иранскими цивилизациями, а именно с мидянами и персами , особенно в названиях. Мифология эламитов, которые были отдельным народом и имели языковое родство с неарийцами Индии, разделяет некоторые мифы, содержащиеся в Ригведе . Традиции и верования этих людей повлияли на верования их более позднего общества, находившегося под культурным господством ариев. С могуществом мидян, а затем и персов, началась новая мифология, известная как всеобъемлющая мифология Ирана. Исследователи полагают, что до прихода к власти мидян из Ирана в Индия . Вот почему древние формы индийской мифологии очень похожи на древние формы иранской мифологии. На мифологию Ирана большое влияние оказали мифы коренных народов Иранского нагорья и мифы Средней реки. Исследователи показали это влияние во многих местах иранской мифологии. Индийская и иранская мифология во многом близки. Эта близость иногда доходит до сходства названий лиц и мест. Близкие языки этих двух групп также подтверждают их общие корни; Поэтому происхождение мифологии этих двух народов в далеком прошлом было одинаковым, но переселение индейцев с Арийского нагорья в земли с разными природными и климатическими условиями, а также коренных народов повлекло за собой коренные изменения в их мифология и религиозные верования. В обоих этих мифах есть силы добра и зла. Имена их богов близки друг к другу. Огонь священн и восхваляется в иранских и индийских верованиях, и аналогичным образом они приносили жертвы богам. Древнейшими примерами древней формы иранской мифологии являются упоминания в Авеста , особенно в Яште . Поскольку Яшты представляют собой прежде всего сборник молитвенных гимнов, в них нет подробных упоминаний о мифах. Все закрыто и коротко. Наиболее подробные тексты об иранской мифологии имеются в зороастрийских сочинениях на среднеперсидском языке. Окончательная компиляция большинства из них относится к ранней исламской эпохе; Но большинство из них основано на текстах позднего сасанидского периода . Некоторые из самых известных из этих книг - Bundahisn , Denkard и Vendidad . Другим важным источником персидской мифологии является « Шахнаме» («Книга царей»), написанная персидским поэтом Аболкасемом Фердоуси (940–1020 гг. н. э.).
Обзор мира
[ редактировать ]В мифологических верованиях иранцев дозороастрийского мира мир был круглым и плоским, как тарелка. Небо также представлялось каменным и твердым, как алмаз. Земля в центре была совершенно плоской и нетронутой, и между Землей, Луной и звездами не было никакого движения. Но все изменил Ахура Мазда . Возник динамизм, были созданы горы, потекли реки, а луна и звезды начали вращаться. В общей картине мира того времени мир был разделен на семь областей, центр которых назывался Хунирт, а вокруг него находились шесть земель-сателлитов. Небо имело три уровня: звездное основание, лунное основание и солнечное основание. Тёмная Гора, которая находилась в Альборзе , считалась центром Вселенной. Послание иранских мифов – это противостояние двух драгоценностей добра и зла. Одно — истина, а другое — неправда, одно — благоухающее, а другое — светлое, одно — свет, а другое — тьма. Фактически, служение добрым идеям по-прежнему остается одним из величайших мифологических посланий Ирана.
Злые силы
[ редактировать ]В иранской мифологии повсюду во всех мифологических повествованиях можно увидеть присутствие зла и злых сил в мире. Эти злые силы, считающиеся помощниками Ангра-Майнью (Аримана), упоминаются под именами Див и Друк. У этих двоих есть мужской и женский пол, и они против всего хорошего в мире. В иранской мифологии мир всегда является ареной конфликта между этими злыми и добрыми силами.
Ахура Мазда и Ариман
[ редактировать ]Ахура Мазда и Ариман извечно враждуют друг с другом, и жизнь в мире является отражением космической борьбы этих двоих. Место жительства Аримана – север земли, где находится весь диван «Зида и Ислаха». Ариман появляется в 3-х формах, отличных от его образа: Челпаса (ящерица), Змея и Янг. Хотя он упоминается в «Шахнаме» царства Мардоша, в Авесте он представляет собой трёхголового, шестиглазого и трёхносого демона с телом, полным скорпионов. Однако, согласно зороастрийским писаниям, в последние дни мира именно Ахура Мазда победит Аримана и уничтожит его навсегда, и после этого в мире останется только добро, свет и здоровье.
Мифы о сотворении мира и конце света
[ редактировать ]Сотворение происходит в течение двенадцати тысяч мифологических лет. Эти двенадцать тысяч лет разделены на четыре периода по три тысячи лет. Первые три тысячи лет начинаются с рождения двух детей по имени Ахура Маза и Ариман из Зарвана. В первые три тысячи лет мир минойский, и в нем еще нет ни места, ни времени. В этот период упоминаются два объекта. Один — это мир, принадлежащий Ахура Мазе, который полон света, жизни, знания, красоты и аромата, а второй — мир, принадлежащий Ариману, который темен, уродлив, вонюч и полон печали и болезней. Ахура Маза сначала создает Амеша Спента , которыми являются: Сепанд Мино, Хордад, Мордад, Бахман, Ордибехешт, Шахривар и Спандармад. После создания Амшаспандана Ахура Мазда создает богов. Ариман также создает Сардиван для каждого из амшаспандцев, чтобы разобраться с Ахурой Мазой. В конце первых трех тысяч лет между Ахура Маздой и Ариманом заключается мир о том, что последняя битва между силами зла и добра состоится девять тысяч лет спустя. После заключения договора Ахура Мазда произносит истинную молитву Ахунур, и в результате Ариман попадает в ад и остается там без сознания вторые три тысячи лет.
Вторые три тысячи лет: После бессознательного состояния Аримана Ахура Мазда начинает сотворение мира. Он создает небо, воду, землю, растения, животных и людей за один год. Юбилеем этих творений являются шесть фестивалей, которые известны как Гахамбары . Главными прототипами творения являются корова, четвероногие животные и человек. В конце вторых трёх тысяч лет Ариман с помощью своих союзников возвращается и решает уничтожить нынешний мир.
Третьи три тысячи лет: в этот период мы видим конфликт Аримана и его демонов с Ахура-Мазой и его богами. Тем временем Ариман убивает созданную корову, создаются зерна, растения и животные. Через 40 лет из семени Кейумара вырастает ветвь ревеня , имеющая два стебля и пятнадцать листьев. Эти пятнадцать листьев соответствуют годам Мишии и Мишьяне, первой пары Адамов в то время. Мишия — мужчина, Мишьяне — женщина. Мишия известен как отец людей, а Мишьяне как мать людей. Ариман атакует их мысли, и они произносят первую ложь и приписывают Ариману творение. Они оба раскаиваются, рожают семь пар детей и умирают, прожив сто лет. Генеалогия потомков Мишии и Мишьяне включает в себя происхождение многих разных рас. Иранская раса происходит от пары по имени Сиамак и Нешак. Фараг-Фарвагин, а вслед за ними чета Хушанг После них рождается и Гузак.
Четвертые три тысячи лет: Третьи три тысячи лет заканчиваются в середине эпохи Кея Лораспа . Важнейшей особенностью этого периода является появление Зороастра . Этот период является периодом религиозного откровения. Ахура Мазда открывает Зороастру тайны религии, и он объявляет себя пророком религии зороастризма и своей миссии. Маздаизм – это религия, во главе богов которой стоит Ахура Мазда, иными словами, это зороастрийская религия. После смерти Зороастра Ошидар, Ошидар Мах и Саошьянт берут на себя руководство Бехдинаном. Период Сушьянта – это период эволюции существ Урмазди, и все диваны из поколения двуногих и четвероногих уничтожаются. У Сушьянта есть задача воскрешать мертвых. Каждый из этих погибших людей проходит через мост Чинват .
Мифологическая история Ирана
[ редактировать ]Пишдадская династия : Пишдадцы — первая династия иранской истории согласно мифологическим текстам, связанным с Кеем Лораспом . Это серия царей, которые принесли иранцам начало человеческой цивилизации и смогли записать в своих записях огонь, использование металлов и других живых существ, а также запечатлеть двор. Он начинается от Кей Лораспа и заканчивается в Гаршаспе. Однако все это мифологические персонажи в Авесте, а в зороастрийских текстах сасанидского периода — боги издерской расы.
Династия Каянов : Каянцы — вторая мифологическая династия Ирана, которая в «Шахнаме» Фирдоуси соответствует эпическим периодам. Все начинается с Кея Кавада и заканчивается владельцами. В этот период представлена зороастрийская религия и мы видим фундаментальные изменения в мифологической истории Ирана. Наиболее важные события этого периода связаны с Иранской и Туранской войнами. История Араша принадлежит к повествованиям этого периода. В «Шахнаме» он связан с эпосом, и в нем на вершину поднимается Ростам, менее заметный персонаж в зороастрийских текстах. Эти цари, вероятно, считались местными королями восточного Ирана. Аль-Бируни в своих произведениях сравнил Ахеменидов с каянами. Однако ясно, что последним киянским царем, побежденным Александром в мифологических текстах, является тот самый Дарий III Ахеменидский.
Слияние мифологической истории и реальной истории: этот период соответствует времени, когда иранское мифологическое повествование совпадает с конкретными историческими данными, такими как каменные надписи и греческие тексты; Это означает падение Ирана от рук Александра. Однако иранское повествование считало правление Александра и греков очень коротким и не предполагало никакого времени для Селевкидов, а также оценивало период 450-летнего правления парфян всего в 200 лет. Итоговые данные парфянской эпохи в иранской мифологии касаются битвы Артабана IV с Ардеширом I , что совпадает с тем, что встречается в латинских и армянских текстах. После этого начинается период Сасанидов , и они представлены как потомки каянов.
Жизнь и загробная жизнь
[ редактировать ]Тот, кто решил следовать за Ахура Маздой, проживет хорошую жизнь с другими, а тот, кто выбрал Аримана, станет источником раздора. Смерть — это путешествие в загробный мир, и душе умершего приходится пересечь мост Чинват . Добрые души нашли мост широкой дорогой, ведущей в рай, а плохие души, решившие следовать за Ариманом при жизни, упали с моста в ад.
Боги
[ редактировать ]- Ахура Мазда : божество-творец и бог неба . Он первый и наиболее часто вызываемый дух в персидской мифологии. Буквальное значение слова Ахура — «господин», а Мазды — «мудрость».
- Ангра-Майнью (Ариман): «разрушительный/злой дух» и главный противник в зороастризме либо Спента- Майнью , «святых/творческих духов/менталитета», либо непосредственно Ахура Мазды .
- Митра : бог заветов , света, клятвы, справедливости, солнца, контрактов и дружбы. Митра также является фигурой правосудия, всевидящим защитником Истины и хранителем скота, урожая и вод . Римляне источникам , приписывали свои митраистские мистерии зороастрийским персидским . касающимся Митры С начала 1970-х годов доминирующие ученые отмечают различия между персидской и римской традициями, что делает их, в лучшем случае, результатом восприятия римлянами зороастрийских идей.
- Анахита : богиня, появляется в полной и более ранней форме как Аредви Сура Анахита, связанная с плодородием, исцелением и мудростью. В Иране также есть храм Анахита. Символом богини Анахиты является цветок лотоса . Фестиваль Лотоса (персидский: Джашн-э Нилупар) — иранский фестиваль, который проводится в конце первой недели июля. Проведение этого фестиваля в это время, вероятно, было основано на цветении цветов лотоса в начале лета.
- Рашну : Рашну — один из трех судей, которые выносят приговор душам людей после смерти. Стандартное прозвище Рашну — «самый прямой». 18-й день каждого месяца в зороастрийском календаре посвящен Рашну. В «Советах Адарбада Махраспандана» , тексте эпохи Сасанидов, отмечается, что на 18-й день «жизнь весела».
- Веретрагна : существительное среднего рода веретрагна родственно авестийскому веретра , «препятствие», и веретрагнан , «победитель». Олицетворением этой концепции является божество Веретрагна, которое является ипостасью «победы», и «как податель победы Веретрагна явно пользовался величайшей популярностью в древности.
- Вайю-Вата : божество ветра (Ваю) и атмосферы (Вата). Имена также используются независимо друг от друга, причем «Ваю» встречается чаще, чем «Вата», но даже когда они используются независимо, все равно представляют другой аспект. Существо одновременно ангельское и демоническое, то есть, в зависимости от обстоятельств, либо язата — «достойный поклонения», — либо даэва , который в зороастрийской традиции является демоном. Писание часто применяет эпитет «добрый», когда говорит о том или ином в положительном контексте.
- Тиштрия : доброжелательное божество, связанное с приносящими жизнь дождями и плодородием. Тиштрия — это Тир на средне- и современном персидском языке. В зороастрийском религиозном календаре 13-й день месяца и 4-й месяц года посвящены Тиштрии/Тиру и, следовательно, названы в честь этого объекта. В иранском гражданском календаре , который унаследовал названия месяцев от зороастрийского календаря, 4-й месяц также называется Тир .
- Атар : зороастрийская концепция священного огня , иногда описываемая в абстрактных терминах как «горящий и несгорающий огонь» или «видимый и невидимый огонь». Считается видимым присутствием Ахура Мазды и его Аши через одноименного Язату . Ритуалы очищения огня совершаются 1128 раз в год.
- Хаома : божественное растение в зороастризме , а также в более поздней персидской культуре и мифологии. Хаома берет свое начало в индоиранской религии и является родственником ведической сомы .
- Зорван : Зурван воспринимался как бог бесконечного времени и пространства, а также был известен как «один» или «одинокий». Зурван изображался как трансцендентный и нейтральный бог без страстей; тот, для кого не было различия между добром и злом. Имя Зурван представляет собой нормализованную интерпретацию слова, которое на среднеперсидском языке звучит как Зурван , Зруван или Зарван . Среднеперсидское имя происходит от авестийского « зруван».
- Спента Армаити : Спента Армаити — хранительница и богиня зеленой земли, а также знак плодородия и рождения.
Существа
[ редактировать ]- Симург : доброжелательная птица. Иногда его приравнивают к другим мифологическим птицам, таким как феникс и хума , хотя его следует понимать как совершенно другое мифологическое существо. Эту фигуру можно встретить во все периоды иранского искусства и литературы, а также она очевидна в иконографии Грузии , средневековой Армении , Восточной Римской империи и других регионов, находившихся в сфере персидского культурного влияния.
- Чамрош : птица, которая, как говорят, обитала на вершине горы Альборз , имеет тело собаки/волка, голову и крылья орла. Говорили, что он обитал в земле под деревом сома , которое было прибежищем Сенмурва . Когда Сенмурв спускался или слезал со своего насеста, все созревшие семена падали на землю. Эти семена были собраны Чамрошами, которые затем распространили их по другим частям земли. Чамрош — архетип всех птиц, который, как говорят, правит и защищает всю орнитофауну на Земле. Согласно Авесте , каждые три года Иран грабят чужаки, и когда это происходит, ангел Бурдж отправляет Чамроша полететь на самую высокую вершину горы, а затем схватить грабителей своими когтями, как птица кукурузу.
- Хума : мифическая птица, продолжающая оставаться общим мотивом в суфийской поэзии и поэзии Дивана . Хотя существует множество легенд об этом существе, общим для всех является то, что птица, как говорят, никогда не садится на землю, а вместо этого проживает всю свою жизнь, летая невидимо высоко над землей. Говорят, что птица Хума никогда не успокаивается, всю свою жизнь летая невидимо высоко над землей и никогда не садясь на землю (в некоторых легендах говорится, что у нее нет ног). В нескольких вариациях мифов Хумы говорится, что птица подобна фениксу : она сгорает в огне каждые несколько сотен лет только для того, чтобы снова восстать из пепла. Говорят, что птица Хума объединяет мужскую и женскую природу в одном теле, причем каждая природа имеет одно крыло и одну ногу. Хума считается сострадательной и «птицей удачи», поскольку ее тень считается благоприятной. В суфийской традиции поймать Хуму невозможно даже в самом смелом воображении, но уловить ее проблеск или даже тень наверняка сделает человека счастливым на всю оставшуюся жизнь. Также считается, что Хуму нельзя поймать живым, а человек, убивший Хуму, умрет через сорок дней.
- Ал : класс демонов . Альсы — демоны деторождения, мешающие воспроизводству человека.
- Храфстра : термин в зороастризме , обозначающий вредных или отталкивающих животных. Их считали творениями злого духа Ангра-Майнью , и их убийство считалось заслуженным. В текстах «Молодой Авесты» и среднеперсидских текстах класс xrafstars включает лягушек, рептилий, скорпионов и насекомых, таких как муравьи и осы, тогда как хищники, такие как волк, не упоминаются как xrafstars, хотя они тоже считаются порождениями зла. . Геродот повествует о практике убийства храфстаров среди волхвов: «Волхвы — очень своеобразная раса, полностью отличающаяся от египетских жрецов, да и вообще от всех других людей. Египетские жрецы считают своим религией не убивать живых существ. Напротив, маги убивают всех видов животных, за исключением собак и людей. Кажется, они даже получают удовольствие от этого занятия и убивают с такой же готовностью, как и они. другие животные, муравьи и змеи, а также летающие или ползающие существа».
- Джинны : невидимые существа в ранней религии доисламской эпохи , а затем в исламской культуре и верованиях . Как и люди, они несут ответственность за свои поступки и могут быть либо верующими ( мусульманами ), либо неверующими ( кафирами ), в зависимости от того, принимают ли они . руководство Бога Поскольку джинны не являются ни изначально злыми, ни изначально добрыми, ислам признавал духов других религий и смог адаптировать их во время своего распространения. Джинны не являются строго исламской концепцией; они могут представлять собой несколько языческих верований, интегрированных в ислам.
- Пери : изысканные крылатые духи , известные своей красотой. В одном справочнике они описаны как озорные существа, которым было отказано во входе в рай до тех пор, пока они не совершят покаяние для искупления.
- Див : чудовищные существа из ближневосточных преданий персидского происхождения. Они существуют наряду с джиннами , пери и шаятинами . Их описывают как имеющие тело, подобное человеческому, только гигантского размера, с двумя рогами на голове и зубами, клыкам кабана подобными . Могущественные, жестокие и бессердечные, они особенно любят вкус человеческой плоти. Некоторые используют только примитивное оружие, такое как камни; другие, более сложные, экипированы как воины, носят доспехи и используют металлическое оружие. Несмотря на свою неотесанную внешность – и в дополнение к огромной физической силе – многие из них также являются мастерами колдовства , способными одолеть своих врагов с помощью магии и поразить их кошмарами . [8] В «Шахнаме » они уже являются злыми существами, наделенными примерно человеческим обликом и сверхъестественными способностями, знакомыми из более позднего фольклора, в котором дивы описываются как уродливые демоны со сверхъестественной силой и мощью, которых, тем не менее, иногда можно подчинить и заставить совершать приказ колдуна.
- Аешма : младоавестийское имя зороастризма демона «гнева» . Аешма по-разному интерпретируется как «гнев», «ярость» и «ярость». Его стандартный эпитет — «кровавая булава».
- Див-э Сепид : В «Шахнаме» -э Сепид (Белый Демон) является вождем Дивов Див (демонов) Мазандарана . Он огромное существо. Он обладает огромной физической силой и опытен в колдовстве и некромантии . Он уничтожает армию Кая Кавуса, вызывая темную бурю из града , валунов и стволов деревьев, используя свои магические навыки. Затем он захватывает Кая Кавуса , его командиров и паладинов; ослепляет их и заключает в темницу. Ростам предпринимает свои « Семь подвигов », чтобы освободить своего государя. В конце Ростам убивает Див-э Сепида и использует свое сердце и кровь, чтобы вылечить слепоту короля и пленных персидских героев. Ростам также использует голову Дива как шлем, и его часто изображают в нем.
- Мантикора : легендарное существо , похожее на египетского сфинкса , которое также широко распространено в западноевропейском средневековом искусстве. У него голова человека, тело льва и хвост скорпиона . Есть сведения, что шипы можно запускать, как стрелы. Он поедает своих жертв целиком, используя три ряда зубов, не оставляя после себя костей.
- Ажи ( Дракон )
Знаменитые мифы
[ редактировать ]Персидские мифы наполнены знаменитыми героями, и это лишь некоторые из них: величайший персидский герой — Ростам , внук героя Сэма и сын Зала и Рудабы . Ростама всегда представляли как самого могущественного из иранских паладинов (святых воинов). Он ездит на легендарном жеребце Рахше и носит в боях специальный костюм по имени Бабр-э Баян . В Шахнаме Ростам и его предшественники марзбанами Систана являются . Ростам наиболее известен своей трагической битвой с Эсфандияром , другим легендарным иранским героем; за его экспедицию в Мазандаран (не путать с современной провинцией Мазандаран ); и за трагическую борьбу и убийство своего сына Сохраба , не зная, кто его противник. Он также известен историей своих семи подвигов .
Еще один великий герой — Джамшид (также известный как Яма), который правит миром справедливо. Боги дали ему силу в награду за его самоотверженную преданность, и он использует ее мудро. В персидской мифологии и фольклоре Джамшид описывается как четвертый и величайший царь эпиграфически не подтвержденной династии Пишдадцев (до династии Каянидов ). Эдвард Фитцджеральд транслитерировал это имя как Джамшид . В восточных регионах Большого Ирана и у зороастрийцев Индийского субконтинента оно переводится как Джамшед.
Бахрам — иранский герой в «Шахнаме» . Он сын Гударза и брат Рохама , Гива и Ходжира . В истории Сиаваша он и Занге-Шаваран являются советниками Сиаваша. Они безуспешно пытаются убедить Сиаваша не ехать в Туран . Когда Сиаваш отправляется в Туран и покидает иранскую армию, Бахрам становится командующим иранской армией до прибытия Тоуса . Его самое важное приключение связано с историей Фаруда , где он сражается с туранской армией вместе с другими иранскими героями.
Рудаба : персидская мифологическая женская фигура в Шахнаме эпосе Фирдоуси « » . Она принцесса Кабула , дочь Мехраба Каболи и Синдухта , позже выходит замуж за Зала , поскольку они становятся любовниками. У них было двое детей, в том числе Ростам , главный герой «Шахнаме».
Семь подвигов Ростама : серия деяний, совершенных величайшим из иранских героев Ростамом . Эта история была пересказана Фирдоуси в его эпической поэме « Шахнаме» . Семь подвигов представляли собой семь трудных задач, выполненных Ростамом в сопровождении, в большинстве случаев, только его верного и проницательного коня Рахша , хотя в двух подвигах его сопровождал также чемпион Олад.
Ростам и Сохраб : Трагедия Ростама и Сохраба является частью персидского эпоса 10-го века «Шахнаме» персидского поэта Фирдоуси . В нем рассказывается трагическая история героев Ростама и его сына Сохраба.
Эсфандияр : легендарный иранский герой и один из персонажей « Фирдоуси » Шахнаме . Он был сыном и наследным принцем каянского короля Гоштаспа и королевы Катаюн . Он был внуком Кей Лорасп . Эсфандияр наиболее известен трагической историей битвы с Ростамом . Это один из самых длинных эпизодов «Шахнаме» и один из его литературных ярких моментов.
Вис и Рамин : классическая персидская история любви . Эпос в был написан на стихи Фахруддином Асадом Гургани XI веке. Гургани утверждал, что эта история имеет сасанидское происхождение, но теперь считается, что она имеет парфянское династическое происхождение, вероятно, из I века нашей эры. Также было высказано предположение, что история Горгани отражает традиции и обычаи периода, предшествующего его жизни. В основе повествования лежит противостояние двух парфянских правящих домов , одного на западе, другого на востоке. Горгани изначально принадлежала Гиркании , одной из главных земель парфян . Существование этих небольших царств и феодальный фон указывают на парфянский период иранской истории . История рассказывает о Вис, дочери Шахру и Карина, правящей семьи Маха (Мидии) в западном Иране , и Рамине (Рамине), брате Мобеда Маникана, короля Марва на северо-востоке Ирана. Маникан видит Шахру на королевском гала-концерте, удивляется ее красоте и просит ее выйти за него замуж. Она отвечает, что уже замужем, но обещает выдать ему дочь замуж, если у нее родится девочка.
Фарамарз : иранский легендарный герой в Фирдоуси » «Шахнаме . Он был сыном Ростама и наконец убит Кеем Бахманом . Книга «Фарамарз-нама» , написанная примерно через сто лет после Шахнаме, посвящена Фарамарзу и его войнам. Он также упоминается в других древних книгах, таких как Борзу Нама .
Иранская мифология в исламский период
[ редактировать ]После того, как ислам пришел в Иран, многие иранские мифы были отвергнуты или, по крайней мере, вышли из моды. Среди них мифы, связанные с творением, действиями богов и сверхъестественных сил в целом, а также предсказания, связанные с концом света. В отличие от упомянутых случаев, деяния мифологических персонажей были перенесены на современный персидский язык в форме былин и в значительной степени сохранились. «Шахнаме» Фирдоуси, величайшее эпическое произведение в истории Ирана, было написано в исламскую эпоху. В литературно-эпическом отношении «Шахнаме» имеет большое превосходство над всеми произведениями предыдущих эпох. Некоторые иранцы даже пытались установить некое равнозначное отношение между мифологическими фигурами этих двух совершенно разных основ. Так перемешались время, место и мифологические персонажи двух мифологических систем, иранской и семитской; Например, в иранской мифологии родителями человека являются Аюдамен (или Мешиа) и Мешиани. В исламскую эпоху некоторые люди приравнивали Аюдамена к Адаму, первому из людей в семитской мифологии, и это то же самое. Наряду с смешением иранской и семитской мифологии, которое с течением времени увеличивалось, иранская мифология продолжала жить и развиваться среди зороастрийского меньшинства. Одним из наиболее важных событий стали изменения, произошедшие в предсказаниях конца времен. Было больше упоминаний о тазовских налетчиках и новой религии завоевателей.
См. также
[ редактировать ]- Иранский фольклор
- Иранская мифология
- Список статей, связанных с персидской мифологией
- Персидский фольклор
- Персидская литература
- Протоиндоиранская религия
- Зороастризм
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марцинковски, Кристоф (2010). Шиитская идентичность: сообщество и культура в меняющихся социальных контекстах . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 83. ИСБН 978-3-643-80049-7 .
- ^ «Интервью с Ричардом Н. Фраем (CNN)» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2016 г.
- ^ Фрай, Ричард Нельсон (1962). «Райценштейн и Кумран, вновь посещенные иранцем». Гарвардское теологическое обозрение . 55 (4): 261–268. дои : 10.1017/S0017816000007926 . JSTOR 1508723 . S2CID 162213219 .
- ^ «ИРАН и ЗЕМЛИ ИРАНА » Энциклопедия Ираника
- ^ Диалект, культура и общество в Восточной Аравии: Глоссарий . Клайв Хоулс. 2001. Страница XXX. ISBN 978-90-04-10763-2
- ^ «Колумбийский колледж сегодня» . Колумбия.edu . Архивировано из оригинала 27 ноября 2015 г. Проверено 9 декабря 2015 г.
- ^ Сархош-Кертис, В., Персидские мифы (1993), Лондон, ISBN 0-7141-2082-0
- ^ «Энциклопедия Ираника» , Arc.Ask3.Ru , 15 ноября 2023 г. , получено 3 декабря 2023 г.
- Иранский альманах и книга фактов 1964–1965 гг. Издание четвертое, новая печать. Опубликовано «Эхом Ирана», Тегеран, 1965 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хиннеллс, младший (1985). Персидская мифология . П. Бедрик. ISBN 0872260178 .