Пишдадская династия

Династия Пишдадианов ( персидский : دودمان پیشدادیان Дудман-и Пишдадиан ) — мифическая линия первобытных царей, представленная в зороастрийских верованиях и персидской мифологии . В легендах они представлены как первоначально правители мира, но чье царство в конечном итоге ограничилось Эраншахром или Большим Ираном . Хотя есть разрозненные ссылки на них в зороастрийских писаниях — Авесте — и более поздней литературе Пехлеви XI века , именно благодаря иранскому национальному эпосу «Шахнаме » известна каноническая форма их легенд. С IX века мусульманские писатели, особенно Табари , пересказывали многие пишдадские легенды в прозе и других произведениях. Однако пишдадские цари и истории, связанные с ними, не имеют под собой никаких исторических фактов.
Согласно « Шахнаме» , пишдадцы были первой иранской династией, существовавшей до исторических Ахеменидов и правившей в течение более двух тысяч лет. Их прародителем был Кеймарс , первый человек и «зороастрийский Адам ». За ним последовали его потомки, которые, будучи королями мира, сражались с демонами и улучшали жизнь человечества, знакомя его с новыми знаниями и навыками. Его самый известный преемник Джамшид установил основные элементы цивилизации, но в результате своей гордыни и высокомерия был свергнут злым тираном Заххаком . После народного восстания против Заххака трон в конечном итоге был возвращен пишдадцам. Однако следующий король, Ферейдун , разделил мир между тремя своими сыновьями, причем его младший, Ирадж , получил Иран , лучшую часть, в честь которого он назван. Ирадж и его преемники вызвали зависть у других потомков Ферейдуна, что привело к длительной вражде и серии войн, которые в конечном итоге привели к падению династии. Шахнаме рассказывает, как иранцы, не доверяя последним из пишдадцев, заменили их другой мифической династией — каянцами .
Табари повторил многие из тех же историй в своей «Истории» с некоторыми вариациями. Как и многие средневековые мусульманские писатели, он смешивал эти истории с рассказами о коранических фигурах и рассказами о пророках , чтобы придать им отчетливо исламскую перспективу.
Истории о пишдадских царях оказали политическое и культурное влияние на иранское общество. И в древности, и в средние века правящие династии заявляли о своем происхождении от них, чтобы проникнуться их престижем и политической легитимностью. В современную эпоху сказки о Шахнаме продолжают проникать во все аспекты иранской культуры, и, как часть этой культуры, пишдадцы остаются центральными в понимании иранцами корней своей собственной истории и национальной идентичности.
Происхождение, этимология и источники
[ редактировать ]Пишдадские цари — персонажи персидской мифологии , о которых записан ряд легенд в зороастрийских текстах, в том числе в « Авесте» , и в «Шахнаме» , [ 1 ] Ирана средневековая персидская поэма, признанная национальным эпосом . [ 2 ] С IX века пишдадцы появляются и в арабских прозаических произведениях мусульманских писателей. [ 3 ] Неопровержимым доказательством является то, что существование династии Пишдадян не имеет исторической основы. [ 4 ] Тем не менее, в различных рассказах об их истории они изображаются как первая иранская династия, правившая мифическим царством, существовавшим во времена до Ахеменидов , первой исторической персидской династии. [ 1 ] Этимология слова Пишдадиан (от персидского : پيشداد , pišdād ) обычно означает «те, кто первым обнародовал законы». Однако альтернативная точка зрения состоит в том, что оно происходит от парадхаты , слова из Авесты, означающего «созданный раньше [других]» или «созданный первым». [ 5 ]
Источник | Дата | Язык |
---|---|---|
Авеста | в. 1000 – 550 г. до н. э. [ 6 ] |
Авестийский [ 7 ] |
Денкард | 9 век н.э. [ 8 ] | Середина персидский [ 8 ] |
Бундахишн | 9 век н.э. [ 8 ] | Середина персидский [ 8 ] |
Аядгари Джамаспиг | 9/10 век н. э. [ 9 ] | Середина персидский [ 10 ] |
Табари История | Начало 10 числа сто. ЭТОТ [ 11 ] |
арабский [ 12 ] |
название даты | 962 г. н.э. [ 12 ] | Новый персидский [ 13 ] |
Шахнаме | 1010 г. н.э. [ 14 ] | Новый персидский [ 15 ] |
Гаршасп-нама | 1066 г. н.э. [ 16 ] | Новый персидский [ 17 ] |
Наиболее каноническое описание мифических первых царей Ирана содержится в « Шахнаме» , эпической поэме начала XI века, написанной Аболкасемом Фердоуси , персидским поэтом из Туса в Хорасане . [ 18 ] Считается литературным шедевром мирового значения. [ 19 ] Поэма представляет собой историю Ирана от его мифического начала до мусульманского завоевания в конце сасанидского периода и открывается историей пишдадских царей. [ 14 ] Творчество Фирдоуси стало кульминацией давней традиции устной и письменной прозы и поэзии. [ 20 ] и истории, которые он использовал, могут восходить к индоевропейским традициям, предшествовавшим иранской культуре . [ 4 ] Считается, что он использовал как устные, так и письменные источники. [ 21 ] включая, по-видимому, ныне утраченный прозаический эпос, составленный в Тусе в середине X века и который сам был основан на позднесасанидской хронике, также ныне утерянной, называемой Xwaday -nāmag . [ 20 ] [ 22 ] Кроме того, Фирдоуси вполне мог использовать свое поэтическое воображение, чтобы дополнить или изменить истории, хотя трудно судить, в какой степени он это сделал. [ 23 ] Хотя Фирдоуси был мусульманином [ 24 ] писать для мусульманской аудитории, [ 25 ] Шахнаме считается « неисламским» (хотя и монотеистическим) [ 26 ] и частично отражающий зороастрийскую точку зрения. [ 25 ] [ примечание 1 ] Фирдоуси исключает исламскую космологию и хронологию из « Шахнаме» и делает доисламские персидские мифы основным посланием эпоса. [ 29 ]
После « Шахнаме » иранская традиция написания эпосов о мифологических героях сохранялась около 300 лет. [ 30 ] Единственным значительным изданием, содержавшим материалы о пишдадцах, было « Гаршасп-нама» , открывающееся пересказом некоторых рассказов « Шахнаме» . [ 16 ]
Мифические цари Шахнаме имеют параллели с персонажами гораздо более ранней Авесты. [ 31 ] который, вероятно, достиг своей окончательной формы к середине первого тысячелетия до нашей эры. [ 6 ] Однако Авеста дает лишь краткие ссылки на участвующих персонажей, используя разные или варианты имен, с небольшими подробностями мифов, которые позже находят свое полное выражение в « Шахнаме» . [ 32 ] [ 33 ] В основном они встречаются в яштах или авестийских гимнах. Хотя эти ссылки кратки, из контекста и способа их представления ясно, что они отсылают к историям, очень похожим на более позднюю, более развитую зороастрийскую традицию. [ 34 ] Между Авестой и Шахнаме находятся среднеперсидские или пехлевийские зороастрийские тексты, такие как Денкард , Бундахишн. [ 35 ] и Аядгари Джамаспиг . [ 10 ] Хотя они почти современны « Шахнаме» , они могут включать в себя истории и традиции из гораздо более ранних источников и обеспечивать связь с древними авестийскими текстами. Они дают больше подробностей, чем авестийские ссылки, на некоторые истории, относящиеся к мифическим царям, но все же не дают полных повествований в духе Шахнаме . В некоторых случаях описания расходятся как с Шахнаме , так и с Авестой. [ 35 ]
Начиная с 9-го века нашей эры, большинство мусульманских « универсальных историй », то есть историй мира, предположительно от сотворения мира , включают рассказы о пишдадских царях. [ 36 ] [ 37 ] Наиболее важным из них и тем, что обеспечивает наиболее полное освещение традиционных доисламских иранских повествований – того, что иранолог Эхсан Яршатер назвал иранской «национальной историей» – является Табари « История пророков и царей» , написанная на арабском языке в период начало 10 века. [ 12 ] [ 37 ] Его повествование переплетает рассказы о мифических персидских царях с библейскими историями и пророками ислама . [ 38 ] [ 39 ] и интегрирует зороастрийские мифы о борьбе пишдадцев со злом в концепцию борьбы человечества с сатанинскими силами. [ 40 ] Считается, что Табари, как и Фирдоуси, включил утерянный Квадай-намаг в число источников, которые он использовал. [ 12 ] Табари» «История оказала важное влияние на последовавшую за ним мусульманскую историографию. [ 41 ] середины X века последующим персидским развитием этого жанра была Тарихнама Балами и наиболее значительным . [ 42 ] Якобы перевод « Истории Табари» на персидский язык. [ 12 ] на самом деле Балами использовал другие источники для существенного развития текста; например, рассказ о двух пишдадских царях, Кейумаре ( Гайомарде ) и Джамшиде, существенно различается между Балами и Табари. [ 43 ]
Шахнаме традиция и зороастрийская
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]
Зороастрийская вера считала, что династия произошла от первого человека, Гайомарда (также известного как Кейумары). [ 44 ] и назван Гайомартом в «Шахнаме» и Гая Маретан в « Авесте» ), которого оживил Ахура Мазда , божество-творец зороастризма. [ 45 ]
В « Шахнаме » Гайомард является первым царем мира, и, нося шкуры животных и живя в горах, он учит человечество, как кормить и одеваться, и устанавливает правила королевской власти. Во время правления Гайомарда его сын Сиямак погибает в битве со злым божеством Ариманом . Ариман, в свою очередь, терпит поражение в дальнейшей битве с Гайомардом и сыном Сиямака, Хушангом . Гайомард правил тридцать лет, и после его смерти ему наследовал Хушанг, который основал династию Пишдади. [ 45 ]
Далее в эпосе рассказывается история о том, как пишдадцы правили более двух тысячелетий, в течение которых они боролись с демонами, давали человечеству знания и навыки и создавали цивилизацию. Однако высокомерие приводит к тому, что их свергает злой тиран. [ 14 ] Трон в конечном итоге возвращается пишдадцам. [ 46 ] но они делят свое мировое царство между тремя разными ветвями королевской линии, создавая три новых королевства: [ 47 ] один на западе, один на востоке ( «Туран» ) и Большой Иран в центре мира, [ 48 ] позже приравнивается к сасанидской концепции Эраншахра . [ 49 ] Это приводит к продолжающейся вражде и длительной войне между иранцами и туранцами , что в конечном итоге приводит к падению пишдадцев и их замене новой династией - каянцами . [ 14 ] [ 50 ] Всего, как рассказывается в « Шахмане» , существует десять царей, считающихся пишдадскими: Хушанг , Тахмурас , Джамшид , Заххак , Ферейдун , Ирадж , Манучехр , Новзар , Зав и Гаршасп . [ 45 ] Однако Заххак, Зав и Гаршасп не имеют отношения к другим монархам. [ 51 ]
Эти истории не встречаются в Авесте. Гая Маретан упоминается как одно из двух первых живых существ, второе - бык, без объяснения того, как они были созданы. [ 52 ] В яштах , или гимнах Авесты, имеются разрозненные упоминания о персонажах, впоследствии фигурирующих в Шахнаме , в том числе о пишдадцах. Обычно они находятся в контексте краткого упоминания персонажа, приносящего жертву богам, чтобы попросить об исполнении его желаний, с кратким описанием их атрибутов. [ 53 ] [ 54 ]
Короли
[ редактировать ]Дальнейшие подробности о пишдадских царях, изложенные в « Шахнаме» , резюмируются ниже вместе с их эквивалентными предшествующими персонажами в Авесте и более поздних текстах Пехлеви, главным образом « Денкарде» и « Бундахишне» .
Король в Шахнаме [ примечание 2 ] | Тексты Пехлеви | Авестийский предшественник |
---|---|---|
![]() |
В Бундахишне , Хошанг основатель династии Пишдадиев, был внуком первого человека Машьи , который в свою очередь был сыном Гайомарда. Три священных огня, или Атар , древнего Ирана (Фарнбаг, Гушнасп и Бурзин Михр) были установлены Хушаном. [ 56 ] | В Авесте Хушанг — это Хаошьянга , [ 45 ] парадхата , « тот, кто предшествовал всем остальным». Он правил всеми богами и людьми на семи континентах. Ему был дан дар «сразить» две трети «старых» богов. [ 57 ] В яштах первым королем является Хаошьянга, а не Гайомард / Гая Маретан. [ 58 ] |
![]() |
Согласно « Бундахишну» , Тахмураф был братом Джама (то есть Джамшида). Его проглотил Ариман . Джем отвлекал Аримана двумя вещами, которые Ариману нравились больше всего: пением и предложением изнасиловать его. Отвлекшись, Джамшид полез в живот и вытащил Тамурафа. [ 61 ] | Тахмураса зовут Тахма Урупа , и он правит миром, включая всех демонов, волшебников и ведьм. В Авесте [ 62 ] У него было такое же положение, как и у Хаошянхи, но вдобавок «триста лет он ездил на Злом Духе, принявшем форму лошади, по обеим границам земли». [ 63 ] «Злой дух» — это сам Ариман (также называемый Ангра-Майнью). [ 62 ] |
![]() |
В литературе Пехлеви Джам был эквивалентом авестийской Йимы, но был предметом дополнительных мифов, в том числе о том, как праздник Навруз , зороастрийский Новый год, был установлен в ознаменование восшествия Джама на престол; мифы, связанные с его сестрами Шахрназ и Арнаваз ; и представление Дахага как персонажа. В « Бундахишне» Дахаг помог Спитиюре разрезать Джема на две части. [ 61 ] | Авестийским предшественником Джамшида является Йима , [ 33 ] которого Ахура Мазда избрал первым царем земли. После принесения жертвы богам его желание обрести силу сделать смертных бессмертными и улучшить климат было удовлетворено. Его последующее высокомерие привело к потере трона, и он был приговорен скитаться по земле, пока его не разрезал пополам персонаж по имени Спитиюра. [ 63 ] |
![]() |
В Денкарде . дракон Дахаг заключен Третоной в пещеру на горе Дамаванд до конца света, когда он будет убит Гаршаспом [ 67 ] | Истоки Заххака можно найти в Ажи-Дахаке Авесты. [ 68 ] дракон, который принес жертву богам, чтобы получить возможность обезлюдить землю. [ 63 ] Его описывают как «трехчелюстного и трехголового, шестиглазого, обладающего тысячей сил и могучей силы». [ 68 ] В конечном итоге его убивает Третона. [ 67 ] |
![]() |
В « Бундахишне » история Феретона похожа на историю Ферейдуна и трех его сыновей. [ 69 ] В Денкарде содержится история «Феретона, господина Кванираса», который побеждает Ажи-Дахаку и делит его земли между тремя своими сыновьями Салмом, Точем и Эричем. Позже Феретона сменил Манушир, «король Ирана и потомок Эрича». Говорят, что это позволяет сохранить краткое изложение утраченной части Авесты. [ 49 ] | Траэтона — авестийский предшественник Ферейдуна. [ 68 ] и упоминается под эпитетом Атбиани («из дома Атбии»). Он был одновременно воином и врачом и прославился победой над драконом Ажи-Дахакой. Ему приписывали магические силы. [ 67 ] |
![]() |
В «Аядгари Джамаспиг» разделение мира Феретоном (Ферейдуном) основывалось на характере каждого из его сыновей: каждому было дано королевство, которое отражало его ценности. Эрич (Ирай), который ценил закон и религию, получил Эраншахр В результате . Ему также была вручена корона Феретона, а его потомкам была предоставлена власть над потомками его братьев. Однако его убил завистливый брат. [ 49 ] | Ирадж появляется как Айрю в Авесте. [ 70 ] но упоминается только в контексте того, что он является отцом Манушитры (Манучера). Существует также намек на историю о разделе мира между тремя братьями, поскольку в соответствующем отрывке есть упоминание о землях, унаследованных Салмом. [ 69 ] |
![]() |
В Бундахишне Манушихр был потомком Эрича по линии его дочери. Когда он достиг совершеннолетия, он отомстил за убийство Эрича, убив братьев Эрича. Затем он становится королем и правит 120 лет. Он открывает исток Евфрата , а также строит каналы для орошения. [ 70 ] | называется Манушчитрой . Манучехр в Авесте [ 70 ] к нему обращаются В Фарвардин Яште со словами: «Мы поклоняемся фраваши». [ примечание 3 ] святого Манущитры, сына Айрю». [ 70 ] [ 73 ] В другом гимне, Замьяд Яшт , упоминается Манушитра, рожденная на второй горе, поднявшейся над землей, называемой Мануша. [ 70 ] |
![]() |
В текстах Пехлеви (например, « Бундахишн ») сына Манушихра зовут Нодар . Однако он так и не стал царем и был убит во время правления своего отца Афрасиабом. [ 75 ] | В Авесте имя Нозара появляется только в форме отчества Наотара , в двух яштах , со ссылкой на потомков Нозара. [ 76 ] |
![]() |
» он упоминается как Аузобо «Тухмаспиан» В «Бундахишне . [ 77 ] где он описан как внук Нозара. [ 51 ] Существует также история о том, что он спас от утопления Кая Кобада , который впоследствии стал каянским королем, когда тот был ребенком. [ 78 ] | называется Узавой . Зав в Авесте [ 79 ] Его вызывают в Фарвардин Яште . [ 80 ] |
![]() |
В « Бундахишне » Каршасп не назван царем. Он упоминается только после ссылки на каянского короля Кая Хосрова . Денкард действительно описывает его как короля , но перечисляет его между правлениями каянских королей Кая Кавада и Кая Кавуса . [ 83 ] | Кересеспа — авестийская форма имени Гаршасп. В яштах Кересеспа — могучий воин, наиболее известный благодаря убийству драконов. [ 82 ] |
Табари и мусульманские повествования
[ редактировать ]В отличие от Фердоуси, другие мусульманские авторы, включающие персидских мифических царей в свои истории, стремились адаптировать эти истории в соответствии с исламской хронологией и мышлением. [ 29 ] Табари представляет несколько линий происхождения доисламских персов и утверждает ряд способов, которыми они могут быть связаны или переплетены с линиями исламских пророков или других фигур из Корана . Одной из таких линий является династия Пишдадиев. [ 84 ] В следующем кратком изложении этого повествования были приняты имена персонажей, использованные Табари.
Шахнаме |
Табари эквивалент |
---|---|
Гайомарт | Джаюмарт [ 85 ] |
Хушан | Ошахандж |
Тахмура | Тахмурат [ 40 ] |
Джамшид | Джам аль-Шидх [ 40 ] |
Заххак | Ад-Даххак или Бисварасб [ 86 ] |
Ферейдун | Четыре дня [ 87 ] |
Ирадж | Ирадж [ 88 ] |
Манучехр | Манушихр [ 89 ] |
Глава | Зау |
Афрасиаб | Фарасиат или Фрасиаб [ 90 ] [ примечание 7 ] |
Первые пишдадские цари и конфликт с Иблисом
[ редактировать ]В большинстве мусульманских повествований первыми двумя королями были Джаюмарт и его внук Ошахандж. [ 92 ] хотя некоторые считают Ошаханджа первым царем, что, вероятно, отражает позицию позднесасанидских источников. [ 93 ] Табари говорит, что «большинство персидских учёных предполагают», что Джаюмарт — это Адам , другие — что он сын Адама и Евы , третьи опять же «имеют множество разнообразных утверждений», а неперсы говорят, что он — один из ряда других библейских фигур ( Гомер , Иафет или Ной ). Он также говорит, что был владыкой Табаристана и Фарса и что «все согласны», что он был «отцом» персов. В более позднем возрасте он взял имя «Адам» и стал тираном. Его сын и дочь Мари и Марияна были предками королей. [ 92 ] По словам Табари, его преемник Ошахандж был первым королем, который ввел законы и правил справедливо и честно. До его правления люди питались фруктами и одевались листьями. Он построил им дома и научил есть мясо, использовать шкуры животных для одежды, рубить деревья, добывать и обрабатывать металл, а также возделывать землю. [ 94 ]
Темой мусульманских писателей является борьба пишдадских царей с Иблисом и демонами. [ 95 ] Для Балами конфликт начинается с Джаюмарта и позиционируется как кровная месть . [ 40 ] Джаюмарт бежит из Месопотамии , где он находился в споре с остальными членами своей семьи, и поселяется на горе Дамаванд . Там он встречает демонов, живущих в этом регионе. Возникает конфликт, и он побеждает их, но демоны убивают сына Джаюмарта Пашанга , и в отместку Джаюмарт убивает некоторых из тех, кто причастен к убийству его сына. Остальные демоны вынуждены построить город Балх , «самый старый город из городов мира». [ 96 ]
По мнению Табари, конфликт начинается во время правления Ошаханджа, и его происхождение неясно: [ 95 ]
Персы говорят... что он [Ошахандж] имел в виду (применить) наказание и месть мятежным людям и сатанам. Они снова упоминают, что он подчинил Иблиса и его армии и запретил им смешиваться с людьми. Написав документ на белом листе, он наложил на них заветы, предписывающие им не противостоять ни одному человеку... Далее они упоминают, что Иблис и его армия радовались смерти Ошаханджа. Это произошло потому, что его смерть позволила им войти в жилища детей Адама... [ 97 ]
Табари сообщает, что «персы говорят», что преемником Ошаханджа был Тахмурат. Он добавляет, что существуют разногласия относительно точной родословной Тахмурата, хотя обе родословные, которые он упоминает, утверждают, что конечным предком Тахмурата был Ошахандж. [ 98 ] Табари кратко упоминает продолжающуюся борьбу с демонами во время правления Тахмурата: [ 40 ] и отмечает, что «Бог дал ему столько власти, что Иблис и его сатаны подчинились ему». [ 99 ] Другие мусульманские историки дали Тахмурату титул Дивбанд или Связывающий демонов и добавили к его рассказу ряд мифологических событий. Например, Бируни сообщает, что Тахмарат был предупрежден о Потопе за 231 год до того, как он произошел. [ 62 ]
От Джам аль-Шида до Зау: ад-Даххак и война с турками
[ редактировать ]Табари говорит, что, по мнению «персидских ученых», Тахмурату наследовал сын его брата Джам аль-Шидх. [ 100 ] Мусульманские авторы обычно приписывают аль-шиду такие значения , как «сияние» или «сияние», а в одном случае его полное имя, включая Джам , означало «яркость луны». [ 61 ] Табари говорит, что его прозвище было дано ему «из-за его красоты». [ 100 ] Табари далее сообщает, что «персидские ученые» утверждают, что Джам аль-Шидх инициировал производство оружия, железных инструментов, тканей и других материалов и создал четыре класса общества: солдат, религиозных ученых, секретарей, ремесленников и земледельцев. [ примечание 8 ] Затем он подчинил демонов и «заставил их вырубать камни и скалы из гор». [ 102 ] Однако Иблис убеждает его, что он бог. Как следствие, Джам аль-Шидх требует от своих подданных поклоняться ему, что приводит к его свержению и казни. [ 103 ] Табари - единственный автор, который открыто утверждает, что падение Джам аль-Шида произошло из-за того, что Иблис обманул его. [ 61 ]
Ад-Даххак, которого, по словам Табари, персы называют Бисварасбом, затем захватывает власть. [ 104 ] Он был потомком Джаюмарта. [ 105 ] и «злой колдун», правивший тысячу лет после Джам аль-Шида, «проявляя тиранию и угнетение». [ 104 ] В конце концов Каби поднимает восстание против ад-Даххака. Последний терпит поражение в битве от Афаридхуна, потомка Джама, который становится королем и заключает Ад-Даххака в тюрьму на горе Дамаванд. [ 67 ] По словам Табари, «некоторые маги группу джиннов ; другие утверждают, что он убил его». утверждают, что он взял ад-Даххака в плен и заточил его в горах, поставив над ним [ 106 ]
Мусульманские историки – в том числе Табари, Балами, Таалеби и Динавари – приводят, по сути, ту же историю, что и Шахнаме Ферейдуна (Афаридхуна) о разделе его царства между тремя сыновьями и последующем убийстве Ираджа, его любимый сын. земли тюрков, хазар В случае Табари Афаридхун отдает Туджу земли славян и Грузии и Китая; Рум, Сарму отводятся ; и Эраншахр, «центр мира», становится владением Ираджа. [ 49 ]
Табари говорит, что Сарм и Тудж правили землей 300 лет после того, как убили своего брата. [ 107 ] Манушихр, потомок Ираджа, [ 108 ] становится королем и мстит за убийство Ираджа, убивая Сарма и Туджа. Правление Манушихра «описывалось как справедливое и щедрое». [ 107 ] Ближе к концу своего правления на него нападает Фрасияб, царь Турана (то есть тюрков) и потомок Туджа. Заключается соглашение, согласно которому граница между их владениями устанавливается путем того, что иранский лучник выпускает стрелу с горы, и место, где она приземлится, образует границу. Стрела упала недалеко от Балха, у реки Окс , которая становится границей между иранцами и турками. [ 109 ]
После смерти Манушихра Табари говорит, что Фрасияб завоевал Персию и правил ею до тех пор, пока Зау, потомок Манушихра, не был выбран королем. [ 109 ] [ 110 ] Зау изгоняет Фрасияба, и его «хвалили за его правление и хорошее поведение по отношению к своим подданным». [ 111 ] Ему наследовал Кайкубад (Кей Кобод), первый из династии царей Каян. [ 112 ]
Значение
[ редактировать ]Чтобы обрести политическую легитимность, несколько древних и средневековых иранских династий заявляли о своем происхождении от пишдадцев. До мусульманского завоевания Персии сюда входили сасаниды, заявлявшие о своем происхождении как от пишдадцев, так и от каянов. [ 113 ] Даже мусульманские династии после завоевания заявляли о своем пишдадском происхождении, например Саманиды . [ 114 ] Короли и правители позднего средневековья Ирана находились под сильным влиянием историй о мифических царях Шахнаме . Ценности и поведение, приписываемые пишдадцам и другим мифическим царям и героям, рассматривались как « зеркало князей ». Правители продолжали заказывать богато иллюстрированные престижные рукописи произведений, такие как « Шахнаме шаха Тахаспа» или « Великий монгол Шахнаме» , поскольку даже обладание прекрасными копиями этих историй позволяло правителю обрести политическую легитимность. [ 115 ]
Шахнаме Таджикистана его легенды сыграли ключевую роль в культурной самобытности народов Ирана, Афганистана и и . [ 116 ] Влияние его мифических историй на культуру и верования иранцев было огромным, они проникли в иранское образование, литературу и общество. [ 117 ] В частности, несмотря на данные археологии и современной исторической науки, династия Пишдадцев и ее столь же мифические преемники, каянцы, лежат в основе взглядов персидского народа на историю Ирана и формируют их чувство национальной идентичности. [ 118 ] Это отражается в том, что иранцы упорно называют Персеполь , место расположения столицы Ахеменидов, его мифологическим названием Тахт-е Джамшид («Трон Джамшида»). [ 119 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Однако ACS Peacock оспорил мнение о том, что Фирдоуси не опирается на исламские традиции: [ 27 ] «…образ Фирдоуси как страстного традиционалиста, стремящегося сохранить умирающую культуру своей страны и строго соблюдающего традиции, унаследованные от иранских предков, не полностью подтверждается». [ 28 ]
- ^ XVI века « Изображения каждого короля представляют собой миниатюры из иллюстрированного манускрипта Шаха Шахнаме Тахмаспа» , за исключением изображения Ферейдуна, которое взято из « Тарджума-и Шахнама» рукописи начала 17-го века , османской , а также рукописей Зава и Гаршаспа. XIV века, которые взяты из рукописи Ильханата известной как Великий Монгол Шахнаме .
- ↑ Как представлено в « Фарвардин Яште» , фраваши , в том числе фраваши Манушитры, представляют собой души умерших героев, которые существуют как могущественные сверхъестественные существа, населяющие стратосферу, защищающие тех, кто им поклоняется. [ 72 ]
- ↑ Согласно « Шахнаме» , Зав — сын Тахмаспа и не связан с другими пишдадцами. [ 51 ]
- ^ Гаршасп исключен из более старых и более аутентичных рукописей Шахнаме . Поэтому он может быть ложной позднейшей интерполяцией в стихотворение. [ 81 ]
- ^ Транслитерация арабских имен, используемых Табари, соответствует транслитерации в переводах Табари Розенталя (1989) и Бриннера (1987) соответственно. См. Библиографию ниже.
- ^ Бриннер в своем переводе Табари отмечает, что «в тексте есть Фрасиат (Афрасиаб, Фрасиаб)», и он использует Фрасиаб в своем переводе. [ 91 ]
- ↑ Табари также упоминает слуг как класс, но неясно, как это согласуется с утверждением о четырех классах. Более поздний писатель, Ибн аль-Асир , повторяет историю Табари, но говорит, что слуги отбираются для каждого из остальных четырех классов. Балами, с другой стороны, включает секретарей второго класса и богословов, чтобы сохранить их число до четырех. [ 101 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Абдуллаев 2018 , с. 337.
- ^ Дэвис 2007 , с. xiii.
- ^ Брукшоу 2020 , с. 157.
- ^ Jump up to: а б Пухвель 1990 , стр. 443–444.
- ^ Субтельный 2013 , стр. 44.
- ^ Jump up to: а б Скьярво 2011 , с. 2.
- ^ Даваран 2010 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д Яршатер 1983 , с. 364.
- ^ Агостини 2013 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Бойс 1987 , с. 126.
- ^ Камола 2019 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б с д и Яршатер 1983 , с. 360.
- ^ Павлин 2011 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с д Льюис 2013 , с. 492-493.
- ^ Гартвейт 2005 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б де Блуа 2000 , стр. 318–319.
- ^ Фрай 1996 , с. 100.
- ^ Дэвидсон 2009 , стр. 264–265.
- ^ Лоренц 2007 , с. 295.
- ^ Jump up to: а б БеДун 2014 , с. 136.
- ^ Дэвис 2007 , с. XIX.
- ^ Халеги-Мотлах 1983 , с. 337.
- ^ Зутфен 2014 , с. 2.
- ^ Халеги-Мотлах 1999 , стр. 514–523.
- ^ Jump up to: а б Дэвидсон 2019 , с. 14.
- ^ Эсса 2010 , с. 170.
- ^ Павлин 2018 , с. 6.
- ^ Павлин 2018 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Дэвис 2007 , с. хх.
- ^ Дэвис 2006 , с. 233.
- ^ Киа 2016 , с. 52-53.
- ^ Скьярво 2011 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Киа 2016 , с. 1.
- ^ Яршатер 1983 , стр. 412–413.
- ^ Jump up to: а б БеДун 2014 , стр. 136–137.
- ^ Босворт 1983 , с. 489.
- ^ Jump up to: а б Яршатер 2004 , стр. 229–307.
- ^ Куинн 2020 , с. 113.
- ^ Павлин 2018 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д и Ласман 2021 , с. 38.
- ^ Ученый 2013 , с. 46.
- ^ Дэниел 2012 , с. 103–104.
- ^ Дэниел 2012 , с. 110–111.
- ^ Grigor 2021 , Ch. 3.
- ^ Jump up to: а б с д Киа 2016 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б с Киа 2016 , с. 55.
- ^ Арешян 2013 , с. 149.
- ^ Киа 2016 , стр. 52, 55.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шахбази 2004 , стр. 200–202.
- ^ Киа 2016 , стр. 55–56.
- ^ Jump up to: а б с Фишер 2004 , с. 78.
- ^ Скьярво 2011 , с. 21.
- ^ Скьярво 2011 , стр. 22–24.
- ^ Яршатер 1983 , стр. 412–415, 420–424.
- ^ Хачадурян 2016 , с. 1.
- ^ Киа 2016 , с. 30.
- ^ Скьярво 2011 , стр. 22–23.
- ^ Арешян 2013 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б Косман и Джонс 2008 , с. 707.
- ^ Хоган 2003 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б с д Скьярво 2008 , стр. 501–522.
- ^ Jump up to: а б с Киа 2016 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б с Скьярво 2011 , с. 23.
- ^ Лоренц 2007 , с. 297.
- ^ Jump up to: а б Ансари 2012 , стр. 216–217.
- ^ Лоренц 2007 , с. 299.
- ^ Jump up to: а б с д и Тафазцоли 1999 , стр. 531–533.
- ^ Jump up to: а б с д Киа 2016 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Киа 2016 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д и Киа 2016 , с. 49.
- ^ Киа 2016 , с. 20.
- ^ Бойс 2000 , стр. 195–199.
- ^ Фарвардин Яшт 1883 , 131 (стр. 222).
- ^ Jump up to: а б с Киа 2016 , с. 56.
- ^ Яршатер 1984 , с. 572.
- ^ Рубанович 2012 , с. 32, примечание 40.
- ^ Вест 1880 , с. 136.
- ^ Киа 2016 , с. 47.
- ^ Дарместетер 1883 , с. 221, примечание 9.
- ^ Фарвардин Яшт 1883 , 131 (стр. 221).
- ^ Зутфен 2014 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Зутфен 2014 , стр. 158–162.
- ^ Яршатер 1983 , с. 432.
- ^ Savant 2013 , стр. 39–40.
- ^ Субтельный 2013 , стр. 36.
- ^ Бриннер 1987 , стр. 1, примечание 1.
- ^ Бриннер 1987 , стр. 1, 7 (примечания 5, 30, 31).
- ^ Бриннер 1987 , с. 24, примечание 76.
- ^ Зутфен 2014 , с. 223.
- ^ Яршатер 1984 , с. 570.
- ^ Бриннер 1991 , с. 112, примечание 623.
- ^ Jump up to: а б Куинн 2020 , стр. 113–115.
- ^ Яршатер 1983 , с. 421.
- ^ Киа 2016 , стр. 31.
- ^ Jump up to: а б Ласман 2021 , стр. 37–38.
- ^ Ласман 2021 , стр. 41–42.
- ^ Табари 1989 , 172 (стр. 342).
- ^ Табари 1989 , 175 (стр. 344–345).
- ^ Табари 1989 , 176 (стр. 345).
- ^ Jump up to: а б Табари 1989 , 179 (с. 348).
- ^ Марлоу 2002 , с. 79.
- ^ Марлоу 2002 , стр. 78–79.
- ^ Марлоу 2002 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Табари 1987 , 204 (с. 3).
- ^ Табари 1987 , 203 (стр. 2).
- ^ Табари 1987 , 208 (стр. 8).
- ^ Jump up to: а б Табари 1991 , 434 (с. 23).
- ^ Табари 1991 , 431 (стр. 19).
- ^ Jump up to: а б Яршатер 1984 , стр. 570–576.
- ^ Табари 1991 , 529 (стр. 112–113).
- ^ Табари 1991 , 531 (стр. 114).
- ^ Табари 1991 , 534 (стр. 116).
- ^ Пейн 2012 , с. 213.
- ^ Даваран 2010 , с. 157.
- ^ Леони 2008 .
- ^ Киа 2016 , с. 2.
- ^ Нахванди 2009 , с. 245.
- ^ Ширан 2017 , стр. 269.
- ^ Ансари 2012 , с. 104.
Библиография
[ редактировать ]Переводы первоисточников
[ редактировать ]- Бундахишн . Священные книги Востока . Том. 5: Тексты Пехлеви. Перевод Уэста, Эдвард Уильям. Кларендон Пресс. 1880 г. [исходный текст: 9 век н.э.]. стр. 1–152.
- Фарвардин Яшт . Священные книги Востока . Том. 23: Зенд-Авеста, часть. 2. Сироза, Ясты и Ньяи. Перевод Дарместетера, Джеймса. Кларендон Пресс. 1883 г. [оригинальный текст: до середины I тысячелетия до н.э.]. стр. 178–230.
- Фердоуси, Аболкасем (2007) [исходный текст: ок. 1010 г. н.э. ]. Шахнаме: Персидская книга царей . Перевод Дэвиса, Дика. Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-310832-0 .
- Табари, Мухаммад ибн Джарир ибн Язид (1989) [исходный текст: начало X века]. «От сотворения мира до потопа» . История . Том. 1. Перевод Розенталя, Франца. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-563-7 .
- Табари, Мухаммад ибн Джарир ибн Язид (1987) [исходный текст: начало X века]. «Пророки и патриархи» . История . Том. 2. Перевод Бриннера, Уильям М. Государственный университет Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-313-8 .
- Табари, Мухаммад ибн Джарир ибн Язид (1991) [исходный текст: начало X века]. «Дети Израиля» . История . Том. 3. Перевод Бриннера, Уильям М. Государственный университет Нью-Йорка. ISBN 978-0-79140-688-5 .
Цитируются второстепенные работы
[ редактировать ]- Абдуллаев, Камолудин (2018). Исторический словарь Таджикистана Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-5381-0252-7 .
- Агостини, Доменико (2013). Аядгари Джамаспиг: зороастрийский эсхатологический текст . Григорианская и библейская пресса. ISBN 978-88-7653-353-2 .
- Ансари, Али М. (2012). Политика национализма в современном Иране . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-86762-7 .
- Арешян, Грегори Э. (2013). «Сасанидский империализм и формирование армянской идентичности: междисциплинарная проверка и двойственность отношений империя-нация» . В Арешяне, Грегори Э. (ред.). Империи и разнообразие: на перекрестке археологии, антропологии и истории . Издательство Института археологии Котсена. ISBN 978-0-917956-09-6 .
- БеДун, Джейсон (2014). «Иранский эпос в Честере Битти Кефалайе » . В Гарднере, Иэн; БеДун, Джейсон; Дилли, Пол (ред.). Мани при дворе персидских царей: исследования Кодекса Честера Битти Кефалайи . Брилл. ISBN 978-90-04-23470-3 .
- Бойс, Мэри (1987). «Аядгари Джамаспиг » В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, Том III/2: Аваэль аль-макалат – Азербайджан IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0-71009-114-7 .
- Бойс, Мэри (2000). «Фраваши» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том X/2: Форуди – Фрукты . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0-933273-41-2 .
- Босворт, CE (1983). «Влияние Персии на арабскую литературу» . В Бистоне, АФЛ; и др. (ред.). Арабская литература до конца периода Омейядов . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-24015-4 .
- Бриннер, Уильям М. (1987). «Заметки переводчика» . История Табари . Мухаммад ат-Табари. Том. 2 Пророка и Патриарха. Перевод Бриннера, издательство Уильяма М. Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-313-8 .
- Бриннер, Уильям М. (1991). «Заметки переводчика» . История Табари . Мухаммад ат-Табари. Том. 3 Дети Израиля. Перевод Бриннера, издательство Уильяма М. Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-79140-688-5 .
- Брукшоу, Доминик Парвиз (2020). Хафиз и его современники: поэзия, перформанс и покровительство в Иране четырнадцатого века . Блумсбери. ISBN 978-0-7556-3834-5 .
- Косман, Мадлен Пелнер; Джонс, Линда Гейл (2008). Справочник по жизни в средневековом мире . Том. 3. Публикация информационных баз. ISBN 978-0-8160-4887-8 .
- Дарместетер, Джеймс (1883). «Заметки переводчика» . Священные книги Востока . Древние зороастрийские авторы. Том. 23: Зенд-Авеста, часть. 2. Сироза, Ясты и Ньяи. Перевод Джеймса, Даместетера. Кларендон Пресс.
- Дэниел, Элтон Л. (2012). «Возникновение и развитие персидской историографии». В Мелвилле, Чарльз (ред.). История персидской литературы . Том. 10 Персидская историография. Блумсбери. ISBN 978-0-85772-359-8 .
- Даваран, Ферештех (2010). Преемственность иранской идентичности: устойчивость культурного наследия . Рутледж. ISBN 978-0-415-48104-5 .
- Дэвидсон, Ольга М. (2009). «Персидско-иранский эпос» . В Фоли, Джон Майлз Фоли (ред.). Спутник древнего эпоса . Уайли. ISBN 978-1-4051-8838-8 .
- Дэвидсон, Ольга М. (2019). Поэт и герой персидской Книги Царств . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-1-5017-3397-0 .
- Дэвис, Ричард (2006). «Эпосы персидские» . В Мери, Йозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Том. 1. Рутледж. ISBN 978-0-415-96691-7 .
- Дэвис, Дик (2007). Введение . Шахнаме: Персидская книга царей . Аболкасем Фердоуси. Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-310832-0 .
- де Блуа, Франсуа (2000). «Гаршасп-Нама» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том X/3: Фрукты – Гавбази . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0-933273-47-4 .
- Эсса, Ахмед (2010). Исследования исламской цивилизации: вклад мусульман в эпоху Возрождения . Международный институт исламской мысли. ISBN 978-1-56564-351-2 .
- Фишер, Майкл М.Дж. (2004). Немые мечты, слепые совы и рассеянные знания: персидский поэзис в транснациональной схеме . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-8551-6 .
- Фрай, Ричард Н. (1996) [первая публикация в 1965 году, University of Oklahoma Press]. Бухара: Средневековые достижения . Издательство Мазда. ISBN 978-1-56859-048-6 .
- Гартуэйт, Джин Р. (2005). Персы . Издательство Блэквелл. ISBN 978-1-4051-5680-6 .
- Григор, Талинн (2021). Персидское возрождение: империализм копии в иранской и парсийской архитектуре . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-0-271-08968-3 .
- Хоган, Патрик Колм (2003). Разум и его истории: повествовательные универсалии и человеческие эмоции . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-44070-7 .
- Камола, Стефан (2019). Создание истории Монголии: Рашид ад-Дин и «Джами аль-Таварих» . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-2142-3 .
- Халеги-Мотлах, Джалал (1983). «Абу Мансур Мамари» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том I/4: Абу Мансур Херави – Адат . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0-71009-093-5 .
- Халеги-Мотлах, Джалал (1999). «Фирдоуси, Абуль-Касем и. Жизнь» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том IX/5: Фауна III – Фестивали VIII . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0-933273-33-7 .
- Хачадурян, Лори (2016). Имперская материя: Древняя Персия и археология империй . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-96495-2 .
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия . Том. 2. АВС-КЛИО. ISBN 978-1-61069-391-2 .
- Ласман, Сэм (2021). «Литература потустороннего мира: прошлое парахуманов в классической персидской историографии и эпосе» . В Вафе — Амирхоссейн; Абединифард, Мостафа; Азадибугар, Омид (ред.). Персидская литература как мировая литература . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-5013-5422-9 .
- Леони, Франческа (2008). «Шахнама Шаха Тахмаспа» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Метрополитен-музей, Нью-Йорк . Проверено 10 мая 2022 г.
- Льюис, Франклин (2013). «Шахнама» . В Бёверинге, Герхард; Кроун, Патрисия; Мирза, Махан (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-13484-0 .
- Лоренц, Джон Х. (2007). Иран от А до Я. Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-7638-5 .
- Марлоу, Луиза (2002). Иерархия и эгалитаризм в исламской мысли . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89428-9 .
- Нахванди, Афсане (2009). «Культурная мифология и глобальное лидерство в Иране» . В Вонг-Мингджи, Диана Дж.; Кесслер, Эрик Х. (ред.). Культурная мифология и глобальное лидерство . Эдвард Элгар. ISBN 978-1-84844-738-7 .
- Пейн, Рикахард (2012). «Избегание этнической принадлежности: использование древнего прошлого в позднесасанидской Северной Месопотамии» . В Поле, Уолтер; Клеменс, Гантнер; Пейн, Ричард (ред.). Видения сообщества в постримском мире: Запад, Византия и исламский мир, 300–1100 гг . Рутледж. ISBN 978-1-4094-2709-4 .
- Павлин, ACS (2011). «Ранние персидские историки и доисламское наследие Ирана» . В Херциге, Эдмунд; Стюарт, Сара (ред.). Ранний исламский Иран . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-78673-446-4 .
- Павлин, САУ (2018). Фирдавси « Шахнама в контексте Газневидов» (PDF) . Иран . 56 (1): 2–12. дои : 10.1080/05786967.2018.1426195 . hdl : 10023/18185 . S2CID 194072788 .
- Пухвель, Яан (1990). «Иранская книга царей: сравнительный взгляд» . В Хонко, Лаури (ред.). Религия, миф и фольклор в мировых эпосах: «Калевала и ее предшественники» . Мутон де Грюйтер. ISBN 978-3-11-012253-4 .
- Куинн, Шоле А. (2020). Персидская историография в разных империях: османы, Сефевиды и Великие Моголы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-84221-1 .
- Рубанович, Юлия (2012). «Отслеживание традиции Шахнама в средневековой персидской народной прозе» . В Мелвилле, Чарльз; Ван Ден Берг, Габриэль (ред.). Шахнама Исследования II: Рецепция «Шахнамы» Фирдоуси . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-21127-8 .
- Савант, Сара Боуэн (2013). Новые мусульмане Ирана после завоевания: традиции, память и обращение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-01408-4 .
- Скьярво, Prods Oktor (2008). «Джамшид и. Миф о Джамшиде» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XIV/5: Джамалзаде, Мохаммед-Али II. Работа – Япония IV. Иранцы в Японии . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-1-934283-06-6 .
- Скьярво, Prods Oktor (2011). Дух зороастризма . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-17035-1 .
- Шахбази, А. Шапур (2004). "Ирадж " В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том XIII/2: Индустриализация II – Иран II . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0-933273-86-3 .
- Ширан, Париса (2017). «Литературная история как национальная история: суфийская традиция в иранской культуре и идентичности» . В Паскале, Ана-Мария (ред.). Мультикультурализм и конвергенция веры и практической мудрости в современном обществе . IGI Global. ISBN 978-1-5225-1956-0 .
- Субтельный, Мэри (2013). «Между персидской легендой и саминидским православием: рассказы о Гаюмарте в истории » Балами В Пикоке, АСУ; Абдуллаева, Фируза; Хилленбранд, Роберт (ред.). Фирдоуси, Монголы и история Ирана: искусство, литература и культура от раннего ислама до Каджарской Персии . Блумсбери. ISBN 978-1-78672-465-6 .
- Тафазцоли, Ахмад (1999). «Фередун » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том IX/5: Фауна III – Фестивали VIII . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0-933273-33-7 .
- Уэст, Эдвард Уильям (1880). «Заметки переводчика» . Священные книги Востока . Различные средневековые зороастрийские авторы. Том. 5: Тексты Пехлеви. Перевод Уэста, Эдвард Уильям. Кларендон Пресс.
- Уильямс, Алан (2001). «Демоны в зороастризме» . В Лимане, Оливер (ред.). Энциклопедия азиатской философии . Рутледж. ISBN 978-0-415-17281-3 .
- Яршатер, Эхсан (1983). «Глава 10b Иранской национальной истории» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 3(1) Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-20092-9 .
- Яршатер, Эхсан (1984). «Афрасиаб» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том I/6: Афганистан – Ариман . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0-71009-095-9 .
- Яршатер, Эхсан (2004). «Иран III. Традиционная история» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том XIII/3: Иран II. История Ирана – Иран V. Народы Ирана . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0-933273-89-4 .
- Зутфен, Марджолин ван (2014). Фарамарз, систанский герой: тексты и традиции Фарамарзнаме и персидского эпического цикла . Брилл. ISBN 978-90-04-26826-5 .