Виштаспа
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
Религиозный портал |
Виштаспа ( авестийский : 𐬬𐬌𐬱𐬙𐬁𐬯𐬞𐬀 Виштаспа ; древнеперсидский : 𐎻𐏁𐎫𐎠𐎿𐎱 Виштаспа ; персидский : گشتاسپ Гуштасп ; древнегреческий Ὑστά σπης Hustáspēs ) — авестийское имя фигуры, появляющейся в зороастрийских писаниях и традициях, изображаемой как ранний последователь Зороастра , и его покровитель и способствовал распространению послания пророка. Хотя Виштаспа не засвидетельствован эпиграфически, он, как и Зороастр, традиционно считается исторической фигурой, хотя и скрыт за наслоениями легенд и мифов .
В зороастрийской традиции, основанной на намеках из Авесты , Виштаспа — праведный царь, который помогал распространять и защищать веру. В незороастрийских текстах Систанского цикла Виштаспа - отвратительный правитель династии Каянов. [ 1 ] который намеренно отправляет своего старшего сына на верную смерть. В греко-римской литературе покровителем Зороастра был псевдоанонимный автор ряда пророчеств, написанных под его именем.
В Священном Писании
[ редактировать ]Виштаспа упоминается в Гатах , древнейших текстах зороастризма, которые, как считалось, были составлены самим Зороастром. В этих гимнах поэт говорит о Виштаспе как о своем союзнике ( Ясна 46. 14), последователе пути Воху Манаха ( Я 51. 16) и приверженном распространению послания пророка ( Ясна 51. 16, 46. 15, 53. 2). В Ясне 28. 1–28. 7 Зороастр обращается к Мазде с просьбой о нескольких дарах, в том числе о силе победить своих врагов ради Виштаспы и себя самого. В совокупности Гаты прославляют Виштаспу как «покровителя Зороастра и основателя первой зороастрийской общины». [ 2 ]
Намеки на Гатику повторяются в Яштах Младшей Авесты . Обращение к Мазде с просьбой о милости вновь появляется в Яште 5.98, где милость просят для Хаугвана. [ н 1 ] и семьи Наотара, и Виштаспа, как говорят, является членом последних. [ н 2 ] Позже в том же гимне Зороастр описывается как взывающий к Мазде «привести Виштаспа, сына Аурватаспы, думать согласно Даэне (Религии), говорить согласно Религии, действовать согласно Религии». ( Ят . 5. 104–105). В Яште 9. 25–26, последняя часть которого представляет собой переработку Гатхической Ясны 49. 7, [ 4 ] Пророк обращается с тем же призывом к Хутаосе, жене Виштаспы. [ 5 ]
В Яште 9.30 сам Виштаспа взывает к способности отразить атаки даэвов , поклоняющихся Арежат.аспе, и других членов семьи друджвант Хьяона. Точно так же в Яште 5. 109 Виштаспа умоляет о силе, чтобы он мог «сокрушить Татриаванта плохой религии, даэва -поклонника Пешану и злого Ареджатаспа». [ 6 ] В другом месте ( Yt . 5. 112–113) Виштаспа также призывает к силе от имени Заириваири (Pahl. Zarēr), который в более поздних традициях считается младшим братом Виштаспы. [ 1 ] Намеки на конфликты (возможно, сражения, см. ниже ) снова косвенно упоминаются в Яште 13.99–100, в котором фраваши Зороастра и Виштаспы описываются как победоносные борцы за Ашу , а также спасители и пропагандисты религии. Это описание повторяется в Яште 19. 84–87, где дополнительно говорится, что Зороастр, Виштаспа и предки Виштаспы обладали хвареной . [ 7 ] Хотя главным героем конфликтов считается сын Виштаспы, Шпентодхата ( Yt. 13. 103). [ 6 ] в Яште 13.100 провозглашается, что Виштаспа поставил принятую веру «на почетное место» среди народов. [ 8 ] [ 9 ]
Отрывки из « Фравардин Яшт» ( Yt. 13. 99–103) и других источников позволили комментаторам сделать вывод о семейных связях между Виштаспой и несколькими другими фигурами, упомянутыми в Авесте. [ 10 ] Краткое изложение нескольких утраченных авестийских текстов ( Виштасп саст наск , Спанд наск , Чихрдад наск и Варштмансар наск ), как сообщается в Денкарде (соответственно 8.11, 8.13, 8.14 и 9.33.5), предполагают, что когда-то в Священных Писаниях существовала подробная «история» Виштаспы и его предков. [ 11 ] В Яште 13 упоминаются Заириууайри, Пиши Шииаона (эсхатологический сын Виштаспы Пишишотан), Спэнтоδата (Спандьяд), Бастаууайри (Баствар), Каууаразман, Фрашаоштра и Джамаспа (братья Хуугууа в Гатах), все из которых фигурируют в Повествование Пехлеви о войне между Виштаспой и Арзаспом (Арджаспом, царем шияонов ). В Яште 9.31 Виштаспа молится Друаспе, чтобы он мог успешно сражаться и убивать различных противников и, по-видимому, отвратить Хумайю и Варэдакану от земель Ксияона. [ 1 ]
В Ясне 12 в Ясне фраваши Гайи Мартана, Заратустры, Виштаспы и Исатвастры (еще одного из Заратустры) упоминаются 23.2 и 26.5. эсхатологические сыновья) указаны как главные борцы за Ашу. [ 1 ]
Значение имени Виштаспы неясно. Интерпретации включают: «тот, чьи лошади ( или лошадь) готовы (к верховой езде и т. д.)»; [ 12 ] «тот, кто дрессировал лошадей»; [ 13 ] и «чьи лошади выпущены (для скачек)». [ 14 ] [ н 3 ] Это согласуется с описанием из Яшта 5.132, в котором был прототип победителя гонки на колесницах. [ 1 ]
В традициях и фольклоре
[ редактировать ]В зороастрийской традиции
[ редактировать ]В Гатах Виштаспа неоднократно ( Й. 46. 14, 51. 16, 53. 2) упоминается как кави , что этимологически является термином для мантического провидца, или поэта-жреца, а в Ясне 28. 11 - также используется в отношении врагов Зороастра. [ 15 ] В Младшей Авесте этот термин также применяется к мудрецам в целом, включая Виштаспу и его предков. Однако по традиции кави являются королями, «очевидно, потому что Виштаспа и его предки, по преимуществу «кави» , были княжескими правителями. По-видимому, дар пророчества и мантической поэзии был наследственным в их семье». [ 15 ] И Священные Писания, и традиция относятся к предкам Виштаспы, но не упоминают преемников Виштаспы; Виштаспа, очевидно, был последним из своего рода и последним из кави. [ 9 ] В зороастрийской апокалиптической хронологии династии мира разделены на семь эпох, каждая из которых названа в честь металла. Согласно этой хронологии ( Занд-и Вахман ясн 2. 16, Дабистан 140), восхождение Виштаспы (по-зороастрийски среднеперсидски Виштасп ) на престол положило конец царствованию серебра, и его царствование приходилось на век золота. [ 16 ] Традиционно считалось, что произведения Зороастра хранились в королевской библиотеке, которая затем была разрушена Александром Великим. В Денкарде 3. 420 г. говорится, что именно Виштаспа был королем, который создал эти тексты и поместил их в королевскую библиотеку.
на Намеки Яшта конфликты усилены в книгах зороастрийской традиции IX–XI веков, где конфликты изображаются как откровенные битвы веры. Так, например, сохранившиеся фрагменты фрагментарного текста, прославляющего деяния Заиривари, брата Виштаспы и капитана его войск, против Арежатаспа, вождя хёнов. Согласно этому тексту ( Айадгар и Зареран , 10–11), узнав об обращении Виштаспы, Ариджат.аспа послал послов с требованием, чтобы Виштаспа «оставил «чистую религию поклонения Мазде, которую он получил от Ормазда», и должен был однажды стать больше «той же религии», что и он сам. Битва, последовавшая за отказом Виштаспы, оставила Виштаспу победителем. [ 9 ]
Обращение Виштаспы также является темой книг 9–11 веков, и эти легенды остаются «самыми известными и самыми актуальными» среди зороастрийцев сегодня. [ 17 ] [ 18 ] Согласно этой традиции, когда Зороастр прибыл ко двору Виштаспы, пророк «был встречен враждебностью со стороны каягов и карабов ( кави и карапанов ), с которыми он спорил на большом собрании – традиция, которая вполне может быть основана на на самом деле, ибо [Виштаспа] должен был иметь своих жрецов и провидцев, которые вряд ли приветствовали бы нового пророка, претендующего на божественный авторитет». [ 19 ] Традиция продолжает рассказывать, что Зороастр одержал победу после трех дней дебатов только для того, чтобы его враги оклеветали Виштаспу, который затем заключил пророка в тюрьму. Но из тюрьмы Зороастр вылечил одну из любимых лошадей Виштаспы (которую внезапно парализовало), чем пророк затем заслужил поддержку и восхищение Виштаспы. Эта история косвенно упоминается в « Антологии Задспрама» (24.6), где предполагается, что читатель уже знает ее. [ 20 ] и это резюмировано в Денкарде (7. 4. 64–86) и - как «произведение народной фантазии». [ 19 ] - подробно описано в более поздней Книге Зороастра (942–1094). [ н 4 ] В мифе Зороастр лечит каждую из четырех ног лошади в обмен на четыре уступки: во-первых, что Виштаспа сам примет послание Зороастра; во-вторых, что сын Виштаспы Спентодата (МП: Эсфандиар) делает то же самое; в-третьих, жена Виштаспы Хутаоса (МП: Хутос) также обратилась; [ n 5 ] и, наконец, казнить людей, клеветавших на Зороастра. Когда эти четыре желания исполняются, лошадь встает помолодевшей. Виштаспа, приняв веру Зороастра, затем просит взамен четыре одолжения: [ 22 ] во-первых, чтобы он, Виштаспа, знал свое место на том свете; во-вторых, что он должен стать неуязвимым; в-третьих, что он должен знать будущее; и в-четвертых, что его тело не должно покидать его душу до воскресения. Зороастр отвечает, что они слишком велики, чтобы их можно было отдать одному человеку, и что ему следует выбрать одного. Виштаспа соглашается и выбирает первое. Затем Зороастр дает ему выпить освященное вино, что вводит Виштаспа в транс, в котором у него происходит прозрение; он видит, как его дух возносится на небеса, где он созерцает славу Божью. [ n 6 ] Традиционно считается, что обращение Виштаспы произошло на сорок втором году правления Зороастра, «эта цифра, несомненно, была получена в результате более поздних расчетов». [ 8 ]
В средневековой зороастрийской хронологии Виштаспа идентифицируется как дедушка «Ардашира», то есть Артаксеркса I (или II ) V века до нашей эры. [ 24 ] Этот миф связан с заявлением Сасанидов (начало III – начало VII веков) о происхождении от Артаксеркса и заявлением о родстве с Каянидами, то есть с Виштаспой и его предками. Полное заимствование Сасанидами имен, титулов и мифов Каянидов из Авесты было «главным компонентом [Сасанидской] идеологии». [ 25 ] Ассоциация Артаксеркса с Каянидами произошла благодаря отождествлению титула Артаксеркса II («Мнемон» по-гречески) с именем легендарного внука и преемника Виштаспы, Вахмана : оба являются теофорами авестийского Воху Манаха «Добрый разум (ред)»; Среднеперсидское «Вахман» — это сокращение авестийского имени, а греческое «Мнемон» — его калька. Объединение династии Сасанидов с династией Виштаспы является развитием, датируемым концом IV века, и которое «возникло в некоторой степени потому, что это произошло, когда сасаниды завоевали Балх , место рождения Виштаспа и «святую землю» зороастризма». [ 26 ] [ н 7 ]
Как и в случае с римским отождествлением покровителя Зороастра в четвертом веке с отцом Дария I (см. Ниже ) в конце VI века до нашей эры - когда-то воспринималось отождествление Виштаспы как деда «Ардашира» (Артаксеркса I / II). чтобы обосновать «традиционную дату» Зороастра, которая относит пророка к VI веку до нашей эры. Традиционные описания предков Виштаспы как обладателей колесниц (описание, которое полностью относит их к бронзовому веку) также способствуют академическим дебатам о датировке Зороастра; краткое изложение роли предков Виштаспы в этом вопросе см. Boyce 1984 , p. 62, н. 38. [ н 8 ]
В героическом цикле Систана
[ редактировать ]Незороастрийская литература на новоперсидском и арабском языках единообразно отражает регулярное развитие среднеперсидского ви- в гу- , причем среднеперсидский Виштасп становится, таким образом , Гоштасбом в национальной истории Систана ( Тарих-е Систан ), Гоштаспом Фирдоуси в Книге царей ( Шахнаме ). , Гоштасф в Моджмал ат-таварих , [ 2 ] Бешташб Аль -Табари .
В некоторых отношениях, например, в мифологической генеалогии Гоштасба/Гоштаса (и т. д.), тексты Систанского цикла продолжают зороастрийскую традицию. Так, например, Гоштасп идентифицируется как член династии Каянианов , является сыном Лохраспа /Лохрасба (и т.д.), является братом Заре /Зарера (и т.д.), является отцом Эсфандиара /Исфандиара (и т.д. ) и Башутан/ Бешотан (и т. д.) и так далее. Однако в легендах Систана Гоштасб/Гоштасф (и т. д.) представляет собой отвратительную фигуру, совершенно не похожую на героя зороастрийской традиции. Причина этого несоответствия неизвестна. Согласно систанской традиции, Гоштасб требует трон от своего отца Лораспа , но уносится в Индию («Хинд»), когда король отказывается. Брата Гоштасба Заре (Заре/Зарер и т. д., авестийский Заиривари) посылают за ним, но Гоштасб бежит в « Рим », где женится на Катаюн (Катаюн/Катаюн и т. д.), дочери « кайсара ». Впоследствии Гоштасб становится военачальником римского императора и призывает императора требовать дань от Ирана. Снова Заре посылают за Гоштасбом, которому затем обещают трон, и таким образом его убеждают вернуться.
Вернувшись в Систан, Гоштасб заключает в тюрьму своего собственного сына Эсфандиара (Эсфандиар/Исфандиар и т. д., Авестан Спентодата), но затем вынужден искать помощи Эсфандиара в победе над Арджаспом (Авестиан Аурватаспа), угрожающим Балху . Гоштасб обещает Эсфандиару трон в обмен на его помощь, но когда Эсфандиар добивается успеха, его отец останавливается и вместо этого отправляет его на другую миссию по подавлению восстания в Туране . Эсфандияр снова добивается успеха, и по возвращении Гоштасб снова уклоняется и, зная о предсказании, предсказывающем смерть Эсфандиара от руки Ростама, отправляет его на миссию, в которой Эсфандиару суждено умереть. В «Шахнаме» знать упрекает Гоштасба, называя его позором трона; его дочери осуждают его как гнусного преступника; а его младший сын Башутан (авестийский Пешотану ) осуждает его как бессмысленного разрушителя Ирана. [ 11 ] [ 1 ]
Как и в зороастрийской традиции, в текстах Систанского цикла Гоштаспа наследует сын Эсфандиара Бахман (< М. П. Вахман). [ 1 ] Отождествление Бахмана с «Ардаширом» (см. выше ) снова появляется и в текстах Систанского цикла.
В греческой и римской мысли
[ редактировать ]Имя «Вистаспа» — « Гистасп » в греческих и латинских текстах эллинистической эпохи . Помимо ссылки на исторически подтвержденных людей по имени Виштаспа, это слово также применялось к покровителю Зороастра, которого греки и римляне считали мудрецом великой древности и предполагаемым автором ряда пророчеств, написанных под его именем. [ n 9 ] Хотя работы, приписываемые Псевдо-Гистаспу, основаны на реальных зороастрийских источниках, греческие и римские портреты его личности столь же причудливы, как и портреты двух других les Mages hellénisés , Псевдо-Зороастра и Псевдо-Остана . [ 29 ] В то время как Псевдо-Зороастр считался «изобретателем» астрологии, а Псевдо-Останес считался мастером-колдуном, Псевдо-Гистасп, похоже, стереотипно воспринимался как апокалиптический пророк.
Ни одно из приписываемых ему произведений до сих пор не сохранилось, но цитаты и ссылки сохранились в произведениях других, особенно в произведениях двух раннехристианских писателей – Иустина Мученика (ок. 100–165 гг. н.э.) в Самарии и середины III века. Лактанций в Северной Африке, который использовал их для подтверждения того, что то, что они считали открытой истиной, уже было сказано. [ 30 ] Только одно из этих псевдоэпиграфических произведений, называемое « Книгой Гистаспа» , или « Оракулами Гистаспа» , или просто «Гистаспом », известно по имени. На эту работу (или набор работ) первого века до нашей эры ссылаются Лактанций, Юстин Мученик, Климент Александрийский , Лид и Аристокрит, которые описывают ее как предсказание падения Римской империи , возвращения правления востоке и о пришествии Спасителя. [ 31 ]
Лактанций дает подробное изложение Оракулов Гистаспа в своих Divinae Institutiones (Книга VII, с конца главы 15 по главу 19). Все начинается с того, что Гистасп просыпается от сна и ему нужно его истолковать. Это должным образом выполняется мальчиком, «здесь символизирующим, согласно традиции, открытость юности и невиновность перед божественными посещениями». [ 32 ] В интерпретации мальчика сон «предсказывает» беззаконие последнего века и грядущее уничтожение нечестивцев огнем. Божественный огонь сожжет и праведников, и нечестивцев, но только нечестивцы пострадают, и ни один из них не будет уничтожен. Во время эсхатологического ада «последователи истины» отделятся от нечестивцев и взойдут на гору. Злой король, который доминирует над миром, разгневается, услышав это, и решит окружить гору своей армией. Праведники молятся «Юпитеру», который посылает им спасителя, который сойдет с небес в сопровождении ангелов и перед ним пылающий меч. Гистасп «пророчествует», что злой царь (т.е. римский император) переживет уничтожение своих армий, но потеряет власть. Это было "предположительно" [ 33 ] пророчество об уничтожении победившей державы (то есть Римской империи), из-за которого работа была запрещена Римом; по мнению Иустина Мученика ( «Апология» , I. 44. 12), чтение произведения каралось смертью. [ 34 ] [ 35 ]
В отличие от работ, приписываемых двум другим les Mages hellénisés , « Оракулы Гистаспа», очевидно, были основаны на подлинных зороастрийских мифах, и «аргумент в пользу окончательного магического состава является сильным. [...] Будучи пророчествами, они имеют политический контекст». , функция и фокус, которые радикально отличают их от философской и энциклопедической мудрости других псевдоэпиграфов». [ 36 ] Хотя «пророчества о бедах и беззакониях последней эпохи чужды ортодоксальному зороастризму», в конце четвертого — начале третьего веков, вероятно, наблюдался рост зороастрийской литературы, осуждающей зло эллинистической эпохи и вселяющей надежду на будущее. грядущее царство Ахура Мазды. [ 37 ]
Греко-римская одержимость Зороастром как «изобретателем» астрологии также повлияла на образ Гистаспа. Так, например, в Лида » «О месяцах ( de Mensibus II. 4), где приписывают « халдеям из круга Зороастра и Гистаспа и египтянам» создание семидневной недели по числу планет. [ 38 ]
Живущий в четвертом веке Аммиан Марцеллин (XXIII, 6, 32) отождествляет покровителя Зороастра с другим Виштаспой, более известным на английском языке как Гистаспа , отцом Дария I (конец VI века до н.э.) . Агафий, живший в шестом веке, был более двойственен, отмечая, что ему неясно, относится ли имя покровителя Зороастра к отцу Дария или к другому Гистаспу (II, 24). Как и в средневековой зороастрийской хронологии, которая отождествляет Виштаспа с «Ардаширом» (см. выше ), отождествление Аммиана когда-то считалось подтверждающим «традиционную дату» Зороастра. [ 39 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Яв. Хаугван – это Гатик Хвогва. Названными членами этого клана являются Джамаспа и Фрашаоштра ( Y 51. 17-18, Гатха 3), два члена двора Виштаспы. В Ясне 53 (Гата 5) Зороастр является священнослужителем на свадьбе своей дочери Поуручисты с Джамаспой Хвогвой. В зороастрийской традиции (например, Денкард 21. 17) одна из жен Зороастра, Хвови, является дочерью другой по имени Хвогва, Фрашаоштры.
- ^ В Яште 15. 95–96 жена Виштаспы Хутаоса также считается членом клана Наотара. В Яште 17 говорится, что Аши (Фортуна) бежала от «быстрых коней» Наотаров. Смысл этого мифа неясен. [ 3 ]
- ^ Обзор старых (начала 20 века) интерпретаций см. в Kent 1945 , стр. 55–57.
- ^ "По богословским вопросам Книга Зороастра не демонстрирует существенных отличий от более старых среднеперсидских трактатов. Однако нетипичная направленность на фигуру Зороастра с одной стороны, и уподобление фигуры Зороастра с пророческим "типом" С другой стороны, присущие Мухаммеду, безошибочны. Не теряя своего зороастрийского характера, текст изображает Зороастра как носителя совершенной книги, как фигуру пророка в исламском смысле. Возможно, наиболее очевидный пример исламизации Функции Зороастра заключаются в сцене, в которой, согласно Книге Зороастра , Зороастр представляет себя Виштаспе со словами: «Я пророк, которого послал к тебе Бог» [ZN 281], в которой использовано первоначально арабское слово расул – в исламе для «Пророка Божьего» – используется». [ 21 ]
- ↑ В альтернативной традиции, основанной на Яште 9. 25–26, Хутаоса, как говорят, был первым, кто услышал учение Зороастра. [ 4 ]
- ^ В Книге Зороастра Зороастр совершает дрон яшт , меньшую службу, во время которой он освящает вино, молоко, благовония и гранат. Вино он дает Вистаспа, который затем погружается в сон, в котором узнает о вознесении своей души на небеса. Остальные три милости распределяются между сыном Виштаспы Пешотану (МП: Пешотан), который становится бессмертным, выпивая молоко: министр Виштаспы Джамасп, который получает все знания, вдыхая благовония; и Спентодата, который обретает непобедимость, съев гранат. [ 23 ]
- ^ В «легенде, [которая] сохранилась до сасанидских времен и позже, [...] и Зороастр, и его покровитель Виштаспа [были связаны] с бактрийской столицей Балхом », [ 27 ] Бактрия была не единственным регионом, претендовавшим на Виштаспу; Как записано в постсасанидских источниках (но, очевидно, более древних), по крайней мере четыре другие иранские провинции – Парфия , Дрангиана ( Систан ), Атропатена и Персия – также приписывали события своей местной истории Виштаспе. [ 28 ]
- ^ Кроме того, в рамках аргументов о том, что Кир Великий был зороастрийцем, Бойс 1982 , стр. 68–69 предполагает, что причина, по которой «имя [Кира] никогда не упоминается в книгах Пехлеви или в более поздних королевских генеалогиях » произошло потому, что традиция отождествляла Кира с Виштаспой, используя имя Виштаспы вместо имени Кира, что привело к «полному забвению Кира в зороастрийской традиции».
- ^ Первоисточники см. Bidez & Cumont 1938 , vol. Я: стр. 215–223; том. II: стр. 359–377.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Скьяерво 2013 .
- ^ Jump up to: а б Шабази 2003 , с. 171.
- ^ Бойс 1975 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Бойс 1975 , с. 187, н. 35.
- ^ Бойс 1975 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б Бойс 1975 , с. 188.
- ^ Бойс 1975 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Бойс 1975 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б с Бойс 1975 , с. 249.
- ^ см . Кристенсен 1931 , стр. 24–25.
- ^ Jump up to: а б Шабази 2003 , с. 175.
- ^ Кент 1945 , с. 57.
- ^ Бойс 1975 , с. 187, н. 36.
- ^ Майрхофер 1977 , стр. 97.
- ^ Jump up to: а б Бойс 1975 , с. 11.
- ^ Бойс 1975 , с. 288.
- ^ Бойс 1975 , с. 279.
- ^ см . Стаусберг 2002 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Бойс 1975 , с. 280.
- ^ Стаусберг 2002 , с. 46.
- ^ Стаусберг 2002 , с. 48.
- ^ Бойс 1975 , с. 281.
- ^ Бойс 1984 , с. 60.
- ^ см . Уильямс Джексон 1899 , стр. 158–160.
- ^ Дарьяи 1995 , с. 136.
- ^ Луконин 1983 , стр. 697–698.
- ^ Бойс 1975 , стр. 275–276.
- ^ Шабази 2003 , с. 174.
- ^ Бек 1991 , стр. 491 и далее.
- ^ Бойс и Гренет 1991 , стр. 101-1. 376–377.
- ^ Хиннелс 1973 , стр. 126.
- ^ Бойс и Гренет 1991 , с. 378.
- ^ Бойс и Гренет 1991 , стр. 101-1. 378–379.
- ^ Бойс и Гренет 1991 , с. 379, н. 68.
- ^ см . Хиннелс 1973 , стр. 127–128.
- ^ Бек 1991 , с. 493, н. 4.
- ^ Бойс и Гренет 1991 , с. 382.
- ^ см . Бек 1991 , с. 524, н. 83.
- ^ Уильямс Джексон 1899 , стр. 158–160.
Источники
[ редактировать ]- Кристенсен, Артур (1931), Les Kayanides , Копенгаген: AF Høst & Søn .
- Бек, Роджер (1991), «Так не говорил Заратуштра: зороастрийские псевдоэпиграфы греко-римского мира», в Бойсе, Мэри; Грене, Франц (ред.), История зороастризма, том. 3 , Лейден: Брилл, стр. 491–565 .
- Байден, Джозеф; Кюмон, Франц (1938), Эллинизированные волхвы , Le Muséon 512, Париж: Société d'Editions Les Belles Lettres .
- Бойс, Мэри (1975), История зороастризма, том. 1 , Лейден: Брилл .
- Бойс, Мэри (1982), История зороастризма, том. 2 , Лейден: Брилл .
- Бойс, Мэри (1984), «О древности зороастрийской апокалиптики», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 47 (1): 57–75, doi : 10.1017/S0041977X0002214X , S2CID 170804351 .
- Бойс, Мэри; Грене, Франц (1991), История зороастризма, том. 3 , Лейден: Брилл .
- Бойс, Мэри (1992), Зороастризм: его древность и постоянная сила , Коста Меса: Mazda Press .
- Дарьяи, Турадж (1995), «Национальная история или история Кеянидов?: Природа зороастрийской историографии Сасанидов», Иранские исследования , 28 (3/4): 129–141, doi : 10.1080/00210869508701832 .
- Хиннелс, Джон Р. (1973), «Зороастрийская доктрина спасения в римском мире: исследование оракулов Гистаспа», в Шарпе, Эрик Джон; Хиннелс, Джон Р. (ред.), Человек и его спасение , Манчестер: Manchester UP, стр. 125–148 .
- Кент, Роланд Г. (1945), «Имя Гистаспа», Language , 21 (2): 55–58, doi : 10.2307/409718 , JSTOR 409718 .
- Луконин, В.Г. (1983), «Политические, социальные и административные институты», в Яршатер, Эхсан (редактор), Кембриджская история Ирана, том. 3 (2): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды , Лондон: Cambridge UP, стр. 681–747.
- Майрхофер, Манфред, изд. (1977), «Виштаспа», Авестийские имена , Иранская книга личных имен, том. I(1), Вена: Издательство Австрийской академии наук, № 379, стр. 97 .
- Рассел, Джеймс Р. (1993), «О мистицизме и эзотеризме среди зороастрийцев», Иранские исследования , 26 (2): 73–94, doi : 10.1080/00210869308701787 .
- Шабази, А. Шапур (2003), «Гоштасп», Энциклопедия Ираника, том. 11 , Коста Меса: Издательство Калифорнийского университета, стр. 111–11. 171–176 .
- Скиэрво, Prods Oktor (2013), Каууи Виштаспа, Кей Виштаспа, Кей Бештасб/Гостиб , Энциклопедия Ираника
- Стаусберг, Майкл (2002), Религия Заратуштры, том. Я , Штутгарт: Кольхаммер .
- Уильямс Джексон, А.В. (1893), «Где было родное место Зороастра?», Журнал Американского восточного общества , 15 : 221–232, doi : 10.2307/592356 , JSTOR 592356 .
- Уильямс Джексон, AV (1899), Зороастр, пророк древнего Ирана , Нью-Йорк: Columbia UP