Jump to content

Виштаспа

(Перенаправлено с Гоштаспа (Шахнаме) )

Виштаспа ( авестийский : 𐬬𐬌𐬱𐬙𐬁𐬯𐬞𐬀 Виштаспа ; древнеперсидский : 𐎻𐏁𐎫𐎠𐎿𐎱 Виштаспа ; персидский : گشتاسپ Гуштасп ; древнегреческий Ὑστά σπης Hustáspēs ) — авестийское имя фигуры, появляющейся в зороастрийских писаниях и традициях, изображаемой как ранний последователь Зороастра , и его покровитель и способствовал распространению послания пророка. Хотя Виштаспа не засвидетельствован эпиграфически, он, как и Зороастр, традиционно считается исторической фигурой, хотя и скрыт за наслоениями легенд и мифов .

В зороастрийской традиции, основанной на намеках из Авесты , Виштаспа — праведный царь, который помогал распространять и защищать веру. В незороастрийских текстах Систанского цикла Виштаспа - отвратительный правитель династии Каянов. [ 1 ] который намеренно отправляет своего старшего сына на верную смерть. В греко-римской литературе покровителем Зороастра был псевдоанонимный автор ряда пророчеств, написанных под его именем.

В Священном Писании

[ редактировать ]

Виштаспа упоминается в Гатах , древнейших текстах зороастризма, которые, как считалось, были составлены самим Зороастром. В этих гимнах поэт говорит о Виштаспе как о своем союзнике ( Ясна 46. 14), последователе пути Воху Манаха ( Я 51. 16) и приверженном распространению послания пророка ( Ясна 51. 16, 46. 15, 53. 2). В Ясне 28. 1–28. 7 Зороастр обращается к Мазде с просьбой о нескольких дарах, в том числе о силе победить своих врагов ради Виштаспы и себя самого. В совокупности Гаты прославляют Виштаспу как «покровителя Зороастра и основателя первой зороастрийской общины». [ 2 ]

Намеки на Гатику повторяются в Яштах Младшей Авесты . Обращение к Мазде с просьбой о милости вновь появляется в Яште 5.98, где милость просят для Хаугвана. [ н 1 ] и семьи Наотара, и Виштаспа, как говорят, является членом последних. [ н 2 ] Позже в том же гимне Зороастр описывается как взывающий к Мазде «привести Виштаспа, сына Аурватаспы, думать согласно Даэне (Религии), говорить согласно Религии, действовать согласно Религии». ( Ят . 5. 104–105). В Яште 9. 25–26, последняя часть которого представляет собой переработку Гатхической Ясны 49. 7, [ 4 ] Пророк обращается с тем же призывом к Хутаосе, жене Виштаспы. [ 5 ]

В Яште 9.30 сам Виштаспа взывает к способности отразить атаки даэвов , поклоняющихся Арежат.аспе, и других членов семьи друджвант Хьяона. Точно так же в Яште 5. 109 Виштаспа умоляет о силе, чтобы он мог «сокрушить Татриаванта плохой религии, даэва -поклонника Пешану и злого Ареджатаспа». [ 6 ] В другом месте ( Yt . 5. 112–113) Виштаспа также призывает к силе от имени Заириваири (Pahl. Zarēr), который в более поздних традициях считается младшим братом Виштаспы. [ 1 ] Намеки на конфликты (возможно, сражения, см. ниже ) снова косвенно упоминаются в Яште 13.99–100, в котором фраваши Зороастра и Виштаспы описываются как победоносные борцы за Ашу , а также спасители и пропагандисты религии. Это описание повторяется в Яште 19. 84–87, где дополнительно говорится, что Зороастр, Виштаспа и предки Виштаспы обладали хвареной . [ 7 ] Хотя главным героем конфликтов считается сын Виштаспы, Шпентодхата ( Yt. 13. 103). [ 6 ] в Яште 13.100 провозглашается, что Виштаспа поставил принятую веру «на почетное место» среди народов. [ 8 ] [ 9 ]

Отрывки из « Фравардин Яшт» ( Yt. 13. 99–103) и других источников позволили комментаторам сделать вывод о семейных связях между Виштаспой и несколькими другими фигурами, упомянутыми в Авесте. [ 10 ] Краткое изложение нескольких утраченных авестийских текстов ( Виштасп саст наск , Спанд наск , Чихрдад наск и Варштмансар наск ), как сообщается в Денкарде (соответственно 8.11, 8.13, 8.14 и 9.33.5), предполагают, что когда-то в Священных Писаниях существовала подробная «история» Виштаспы и его предков. [ 11 ] В Яште 13 упоминаются Заириууайри, Пиши Шииаона (эсхатологический сын Виштаспы Пишишотан), Спэнтоδата (Спандьяд), Бастаууайри (Баствар), Каууаразман, Фрашаоштра и Джамаспа (братья Хуугууа в Гатах), все из которых фигурируют в Повествование Пехлеви о войне между Виштаспой и Арзаспом (Арджаспом, царем шияонов ). В Яште 9.31 Виштаспа молится Друаспе, чтобы он мог успешно сражаться и убивать различных противников и, по-видимому, отвратить Хумайю и Варэдакану от земель Ксияона. [ 1 ]

В Ясне 12 в Ясне фраваши Гайи Мартана, Заратустры, Виштаспы и Исатвастры (еще одного из Заратустры) упоминаются 23.2 и 26.5. эсхатологические сыновья) указаны как главные борцы за Ашу. [ 1 ]

Значение имени Виштаспы неясно. Интерпретации включают: «тот, чьи лошади ( или лошадь) готовы (к верховой езде и т. д.)»; [ 12 ] «тот, кто дрессировал лошадей»; [ 13 ] и «чьи лошади выпущены (для скачек)». [ 14 ] [ н 3 ] Это согласуется с описанием из Яшта 5.132, в котором был прототип победителя гонки на колесницах. [ 1 ]

В традициях и фольклоре

[ редактировать ]

В зороастрийской традиции

[ редактировать ]

В Гатах Виштаспа неоднократно ( Й. 46. 14, 51. 16, 53. 2) упоминается как кави , что этимологически является термином для мантического провидца, или поэта-жреца, а в Ясне 28. 11 - также используется в отношении врагов Зороастра. [ 15 ] В Младшей Авесте этот термин также применяется к мудрецам в целом, включая Виштаспу и его предков. Однако по традиции кави являются королями, «очевидно, потому что Виштаспа и его предки, по преимуществу «кави» , были княжескими правителями. По-видимому, дар пророчества и мантической поэзии был наследственным в их семье». [ 15 ] И Священные Писания, и традиция относятся к предкам Виштаспы, но не упоминают преемников Виштаспы; Виштаспа, очевидно, был последним из своего рода и последним из кави. [ 9 ] В зороастрийской апокалиптической хронологии династии мира разделены на семь эпох, каждая из которых названа в честь металла. Согласно этой хронологии ( Занд-и Вахман ясн 2. 16, Дабистан 140), восхождение Виштаспы (по-зороастрийски среднеперсидски Виштасп ) на престол положило конец царствованию серебра, и его царствование приходилось на век золота. [ 16 ] Традиционно считалось, что произведения Зороастра хранились в королевской библиотеке, которая затем была разрушена Александром Великим. В Денкарде 3. 420 г. говорится, что именно Виштаспа был королем, который создал эти тексты и поместил их в королевскую библиотеку.

на Намеки Яшта конфликты усилены в книгах зороастрийской традиции IX–XI веков, где конфликты изображаются как откровенные битвы веры. Так, например, сохранившиеся фрагменты фрагментарного текста, прославляющего деяния Заиривари, брата Виштаспы и капитана его войск, против Арежатаспа, вождя хёнов. Согласно этому тексту ( Айадгар и Зареран , 10–11), узнав об обращении Виштаспы, Ариджат.аспа послал послов с требованием, чтобы Виштаспа «оставил «чистую религию поклонения Мазде, которую он получил от Ормазда», и должен был однажды стать больше «той же религии», что и он сам. Битва, последовавшая за отказом Виштаспы, оставила Виштаспу победителем. [ 9 ]

Обращение Виштаспы также является темой книг 9–11 веков, и эти легенды остаются «самыми известными и самыми актуальными» среди зороастрийцев сегодня. [ 17 ] [ 18 ] Согласно этой традиции, когда Зороастр прибыл ко двору Виштаспы, пророк «был встречен враждебностью со стороны каягов и карабов ( кави и карапанов ), с которыми он спорил на большом собрании – традиция, которая вполне может быть основана на на самом деле, ибо [Виштаспа] должен был иметь своих жрецов и провидцев, которые вряд ли приветствовали бы нового пророка, претендующего на божественный авторитет». [ 19 ] Традиция продолжает рассказывать, что Зороастр одержал победу после трех дней дебатов только для того, чтобы его враги оклеветали Виштаспу, который затем заключил пророка в тюрьму. Но из тюрьмы Зороастр вылечил одну из любимых лошадей Виштаспы (которую внезапно парализовало), чем пророк затем заслужил поддержку и восхищение Виштаспы. Эта история косвенно упоминается в « Антологии Задспрама» (24.6), где предполагается, что читатель уже знает ее. [ 20 ] и это резюмировано в Денкарде (7. 4. 64–86) и - как «произведение народной фантазии». [ 19 ] - подробно описано в более поздней Книге Зороастра (942–1094). [ н 4 ] В мифе Зороастр лечит каждую из четырех ног лошади в обмен на четыре уступки: во-первых, что Виштаспа сам примет послание Зороастра; во-вторых, что сын Виштаспы Спентодата (МП: Эсфандиар) делает то же самое; в-третьих, жена Виштаспы Хутаоса (МП: Хутос) также обратилась; [ n 5 ] и, наконец, казнить людей, клеветавших на Зороастра. Когда эти четыре желания исполняются, лошадь встает помолодевшей. Виштаспа, приняв веру Зороастра, затем просит взамен четыре одолжения: [ 22 ] во-первых, чтобы он, Виштаспа, знал свое место на том свете; во-вторых, что он должен стать неуязвимым; в-третьих, что он должен знать будущее; и в-четвертых, что его тело не должно покидать его душу до воскресения. Зороастр отвечает, что они слишком велики, чтобы их можно было отдать одному человеку, и что ему следует выбрать одного. Виштаспа соглашается и выбирает первое. Затем Зороастр дает ему выпить освященное вино, что вводит Виштаспа в транс, в котором у него происходит прозрение; он видит, как его дух возносится на небеса, где он созерцает славу Божью. [ n 6 ] Традиционно считается, что обращение Виштаспы произошло на сорок втором году правления Зороастра, «эта цифра, несомненно, была получена в результате более поздних расчетов». [ 8 ]

В средневековой зороастрийской хронологии Виштаспа идентифицируется как дедушка «Ардашира», то есть Артаксеркса I (или II ) V века до нашей эры. [ 24 ] Этот миф связан с заявлением Сасанидов (начало III – начало VII веков) о происхождении от Артаксеркса и заявлением о родстве с Каянидами, то есть с Виштаспой и его предками. Полное заимствование Сасанидами имен, титулов и мифов Каянидов из Авесты было «главным компонентом [Сасанидской] идеологии». [ 25 ] Ассоциация Артаксеркса с Каянидами произошла благодаря отождествлению титула Артаксеркса II («Мнемон» по-гречески) с именем легендарного внука и преемника Виштаспы, Вахмана : оба являются теофорами авестийского Воху Манаха «Добрый разум (ред)»; Среднеперсидское «Вахман» — это сокращение авестийского имени, а греческое «Мнемон» — его калька. Объединение династии Сасанидов с династией Виштаспы является развитием, датируемым концом IV века, и которое «возникло в некоторой степени потому, что это произошло, когда сасаниды завоевали Балх , место рождения Виштаспа и «святую землю» зороастризма». [ 26 ] [ н 7 ]

Как и в случае с римским отождествлением покровителя Зороастра в четвертом веке с отцом Дария I (см. Ниже ) в конце VI века до нашей эры - когда-то воспринималось отождествление Виштаспы как деда «Ардашира» (Артаксеркса I / II). чтобы обосновать «традиционную дату» Зороастра, которая относит пророка к VI веку до нашей эры. Традиционные описания предков Виштаспы как обладателей колесниц (описание, которое полностью относит их к бронзовому веку) также способствуют академическим дебатам о датировке Зороастра; краткое изложение роли предков Виштаспы в этом вопросе см. Boyce 1984 , p. 62, н. 38. [ н 8 ]

В героическом цикле Систана

[ редактировать ]
Гуштасп убивает дракона горы Сакила . Миниатюра Мирзы Али из « Шахнаме шаха Тахмаспа» . Тебриз , гр. 1530-35 Музей Ага Хана

Незороастрийская литература на новоперсидском и арабском языках единообразно отражает регулярное развитие среднеперсидского ви- в гу- , причем среднеперсидский Виштасп становится, таким образом , Гоштасбом в национальной истории Систана ( Тарих-е Систан ), Гоштаспом Фирдоуси в Книге царей ( Шахнаме ). , Гоштасф в Моджмал ат-таварих , [ 2 ] Бешташб Аль -Табари .

В некоторых отношениях, например, в мифологической генеалогии Гоштасба/Гоштаса (и т. д.), тексты Систанского цикла продолжают зороастрийскую традицию. Так, например, Гоштасп идентифицируется как член династии Каянианов , является сыном Лохраспа /Лохрасба (и т.д.), является братом Заре /Зарера (и т.д.), является отцом Эсфандиара /Исфандиара (и т.д. ) и Башутан/ Бешотан (и т. д.) и так далее. Однако в легендах Систана Гоштасб/Гоштасф (и т. д.) представляет собой отвратительную фигуру, совершенно не похожую на героя зороастрийской традиции. Причина этого несоответствия неизвестна. Согласно систанской традиции, Гоштасб требует трон от своего отца Лораспа , но уносится в Индию («Хинд»), когда король отказывается. Брата Гоштасба Заре (Заре/Зарер и т. д., авестийский Заиривари) посылают за ним, но Гоштасб бежит в « Рим », где женится на Катаюн (Катаюн/Катаюн и т. д.), дочери « кайсара ». Впоследствии Гоштасб становится военачальником римского императора и призывает императора требовать дань от Ирана. Снова Заре посылают за Гоштасбом, которому затем обещают трон, и таким образом его убеждают вернуться.

Вернувшись в Систан, Гоштасб заключает в тюрьму своего собственного сына Эсфандиара (Эсфандиар/Исфандиар и т. д., Авестан Спентодата), но затем вынужден искать помощи Эсфандиара в победе над Арджаспом (Авестиан Аурватаспа), угрожающим Балху . Гоштасб обещает Эсфандиару трон в обмен на его помощь, но когда Эсфандиар добивается успеха, его отец останавливается и вместо этого отправляет его на другую миссию по подавлению восстания в Туране . Эсфандияр снова добивается успеха, и по возвращении Гоштасб снова уклоняется и, зная о предсказании, предсказывающем смерть Эсфандиара от руки Ростама, отправляет его на миссию, в которой Эсфандиару суждено умереть. В «Шахнаме» знать упрекает Гоштасба, называя его позором трона; его дочери осуждают его как гнусного преступника; а его младший сын Башутан (авестийский Пешотану ) осуждает его как бессмысленного разрушителя Ирана. [ 11 ] [ 1 ]

Как и в зороастрийской традиции, в текстах Систанского цикла Гоштаспа наследует сын Эсфандиара Бахман (< М. П. Вахман). [ 1 ] Отождествление Бахмана с «Ардаширом» (см. выше ) снова появляется и в текстах Систанского цикла.

В греческой и римской мысли

[ редактировать ]

Имя «Вистаспа» — « Гистасп » в греческих и латинских текстах эллинистической эпохи . Помимо ссылки на исторически подтвержденных людей по имени Виштаспа, это слово также применялось к покровителю Зороастра, которого греки и римляне считали мудрецом великой древности и предполагаемым автором ряда пророчеств, написанных под его именем. [ n 9 ] Хотя работы, приписываемые Псевдо-Гистаспу, основаны на реальных зороастрийских источниках, греческие и римские портреты его личности столь же причудливы, как и портреты двух других les Mages hellénisés , Псевдо-Зороастра и Псевдо-Остана . [ 29 ] В то время как Псевдо-Зороастр считался «изобретателем» астрологии, а Псевдо-Останес считался мастером-колдуном, Псевдо-Гистасп, похоже, стереотипно воспринимался как апокалиптический пророк.

Ни одно из приписываемых ему произведений до сих пор не сохранилось, но цитаты и ссылки сохранились в произведениях других, особенно в произведениях двух раннехристианских писателей – Иустина Мученика (ок. 100–165 гг. н.э.) в Самарии и середины III века. Лактанций в Северной Африке, который использовал их для подтверждения того, что то, что они считали открытой истиной, уже было сказано. [ 30 ] Только одно из этих псевдоэпиграфических произведений, называемое « Книгой Гистаспа» , или « Оракулами Гистаспа» , или просто «Гистаспом », известно по имени. На эту работу (или набор работ) первого века до нашей эры ссылаются Лактанций, Юстин Мученик, Климент Александрийский , Лид и Аристокрит, которые описывают ее как предсказание падения Римской империи , возвращения правления востоке и о пришествии Спасителя. [ 31 ]

Лактанций дает подробное изложение Оракулов Гистаспа в своих Divinae Institutiones (Книга VII, с конца главы 15 по главу 19). Все начинается с того, что Гистасп просыпается от сна и ему нужно его истолковать. Это должным образом выполняется мальчиком, «здесь символизирующим, согласно традиции, открытость юности и невиновность перед божественными посещениями». [ 32 ] В интерпретации мальчика сон «предсказывает» беззаконие последнего века и грядущее уничтожение нечестивцев огнем. Божественный огонь сожжет и праведников, и нечестивцев, но только нечестивцы пострадают, и ни один из них не будет уничтожен. Во время эсхатологического ада «последователи истины» отделятся от нечестивцев и взойдут на гору. Злой король, который доминирует над миром, разгневается, услышав это, и решит окружить гору своей армией. Праведники молятся «Юпитеру», который посылает им спасителя, который сойдет с небес в сопровождении ангелов и перед ним пылающий меч. Гистасп «пророчествует», что злой царь (т.е. римский император) переживет уничтожение своих армий, но потеряет власть. Это было "предположительно" [ 33 ] пророчество об уничтожении победившей державы (то есть Римской империи), из-за которого работа была запрещена Римом; по мнению Иустина Мученика ( «Апология» , I. 44. 12), чтение произведения каралось смертью. [ 34 ] [ 35 ]

В отличие от работ, приписываемых двум другим les Mages hellénisés , « Оракулы Гистаспа», очевидно, были основаны на подлинных зороастрийских мифах, и «аргумент в пользу окончательного магического состава является сильным. [...] Будучи пророчествами, они имеют политический контекст». , функция и фокус, которые радикально отличают их от философской и энциклопедической мудрости других псевдоэпиграфов». [ 36 ] Хотя «пророчества о бедах и беззакониях последней эпохи чужды ортодоксальному зороастризму», в конце четвертого — начале третьего веков, вероятно, наблюдался рост зороастрийской литературы, осуждающей зло эллинистической эпохи и вселяющей надежду на будущее. грядущее царство Ахура Мазды. [ 37 ]

Греко-римская одержимость Зороастром как «изобретателем» астрологии также повлияла на образ Гистаспа. Так, например, в Лида » «О месяцах ( de Mensibus II. 4), где приписывают « халдеям из круга Зороастра и Гистаспа и египтянам» создание семидневной недели по числу планет. [ 38 ]

Живущий в четвертом веке Аммиан Марцеллин (XXIII, 6, 32) отождествляет покровителя Зороастра с другим Виштаспой, более известным на английском языке как Гистаспа , отцом Дария I (конец VI века до н.э.) . Агафий, живший в шестом веке, был более двойственен, отмечая, что ему неясно, относится ли имя покровителя Зороастра к отцу Дария или к другому Гистаспу (II, 24). Как и в средневековой зороастрийской хронологии, которая отождествляет Виштаспа с «Ардаширом» (см. выше ), отождествление Аммиана когда-то считалось подтверждающим «традиционную дату» Зороастра. [ 39 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Яв. Хаугван – это Гатик Хвогва. Названными членами этого клана являются Джамаспа и Фрашаоштра ( Y 51. 17-18, Гатха 3), два члена двора Виштаспы. В Ясне 53 (Гата 5) Зороастр является священнослужителем на свадьбе своей дочери Поуручисты с Джамаспой Хвогвой. В зороастрийской традиции (например, Денкард 21. 17) одна из жен Зороастра, Хвови, является дочерью другой по имени Хвогва, Фрашаоштры.
  2. ^ В Яште 15. 95–96 жена Виштаспы Хутаоса также считается членом клана Наотара. В Яште 17 говорится, что Аши (Фортуна) бежала от «быстрых коней» Наотаров. Смысл этого мифа неясен. [ 3 ]
  3. ^ Обзор старых (начала 20 века) интерпретаций см. в Kent 1945 , стр. 55–57.
  4. ^ "По богословским вопросам Книга Зороастра не демонстрирует существенных отличий от более старых среднеперсидских трактатов. Однако нетипичная направленность на фигуру Зороастра с одной стороны, и уподобление фигуры Зороастра с пророческим "типом" С другой стороны, присущие Мухаммеду, безошибочны. Не теряя своего зороастрийского характера, текст изображает Зороастра как носителя совершенной книги, как фигуру пророка в исламском смысле. Возможно, наиболее очевидный пример исламизации Функции Зороастра заключаются в сцене, в которой, согласно Книге Зороастра , Зороастр представляет себя Виштаспе со словами: «Я пророк, которого послал к тебе Бог» [ZN 281], в которой использовано первоначально арабское слово расул – в исламе для «Пророка Божьего» – используется». [ 21 ]
  5. В альтернативной традиции, основанной на Яште 9. 25–26, Хутаоса, как говорят, был первым, кто услышал учение Зороастра. [ 4 ]
  6. ^ В Книге Зороастра Зороастр совершает дрон яшт , меньшую службу, во время которой он освящает вино, молоко, благовония и гранат. Вино он дает Вистаспа, который затем погружается в сон, в котором узнает о вознесении своей души на небеса. Остальные три милости распределяются между сыном Виштаспы Пешотану (МП: Пешотан), который становится бессмертным, выпивая молоко: министр Виштаспы Джамасп, который получает все знания, вдыхая благовония; и Спентодата, который обретает непобедимость, съев гранат. [ 23 ]
  7. ^ В «легенде, [которая] сохранилась до сасанидских времен и позже, [...] и Зороастр, и его покровитель Виштаспа [были связаны] с бактрийской столицей Балхом », [ 27 ] Бактрия была не единственным регионом, претендовавшим на Виштаспу; Как записано в постсасанидских источниках (но, очевидно, более древних), по крайней мере четыре другие иранские провинции – Парфия , Дрангиана ( Систан ), Атропатена и Персия – также приписывали события своей местной истории Виштаспе. [ 28 ]
  8. ^ Кроме того, в рамках аргументов о том, что Кир Великий был зороастрийцем, Бойс 1982 , стр. 68–69 предполагает, что причина, по которой «имя [Кира] никогда не упоминается в книгах Пехлеви или в более поздних королевских генеалогиях » произошло потому, что традиция отождествляла Кира с Виштаспой, используя имя Виштаспы вместо имени Кира, что привело к «полному забвению Кира в зороастрийской традиции».
  9. ^ Первоисточники см. Bidez & Cumont 1938 , vol. Я: стр. 215–223; том. II: стр. 359–377.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Скьяерво 2013 .
  2. ^ Jump up to: а б Шабази 2003 , с. 171.
  3. ^ Бойс 1975 , с. 65.
  4. ^ Jump up to: а б Бойс 1975 , с. 187, н. 35.
  5. ^ Бойс 1975 , с. 187.
  6. ^ Jump up to: а б Бойс 1975 , с. 188.
  7. ^ Бойс 1975 , с. 67.
  8. ^ Jump up to: а б Бойс 1975 , с. 187.
  9. ^ Jump up to: а б с Бойс 1975 , с. 249.
  10. ^ см . Кристенсен 1931 , стр. 24–25.
  11. ^ Jump up to: а б Шабази 2003 , с. 175.
  12. ^ Кент 1945 , с. 57.
  13. ^ Бойс 1975 , с. 187, н. 36.
  14. ^ Майрхофер 1977 , стр. 97.
  15. ^ Jump up to: а б Бойс 1975 , с. 11.
  16. ^ Бойс 1975 , с. 288.
  17. ^ Бойс 1975 , с. 279.
  18. ^ см . Стаусберг 2002 , с. 46.
  19. ^ Jump up to: а б Бойс 1975 , с. 280.
  20. ^ Стаусберг 2002 , с. 46.
  21. ^ Стаусберг 2002 , с. 48.
  22. ^ Бойс 1975 , с. 281.
  23. ^ Бойс 1984 , с. 60.
  24. ^ см . Уильямс Джексон 1899 , стр. 158–160.
  25. ^ Дарьяи 1995 , с. 136.
  26. ^ Луконин 1983 , стр. 697–698.
  27. ^ Бойс 1975 , стр. 275–276.
  28. ^ Шабази 2003 , с. 174.
  29. ^ Бек 1991 , стр. 491 и далее.
  30. ^ Бойс и Гренет 1991 , стр. 101-1. 376–377.
  31. ^ Хиннелс 1973 , стр. 126.
  32. ^ Бойс и Гренет 1991 , с. 378.
  33. ^ Бойс и Гренет 1991 , стр. 101-1. 378–379.
  34. ^ Бойс и Гренет 1991 , с. 379, н. 68.
  35. ^ см . Хиннелс 1973 , стр. 127–128.
  36. ^ Бек 1991 , с. 493, н. 4.
  37. ^ Бойс и Гренет 1991 , с. 382.
  38. ^ см . Бек 1991 , с. 524, н. 83.
  39. ^ Уильямс Джексон 1899 , стр. 158–160.

Источники

[ редактировать ]
  • Кристенсен, Артур (1931), Les Kayanides , Копенгаген: AF Høst & Søn .
  • Бек, Роджер (1991), «Так не говорил Заратуштра: зороастрийские псевдоэпиграфы греко-римского мира», в Бойсе, Мэри; Грене, Франц (ред.), История зороастризма, том. 3 , Лейден: Брилл, стр. 491–565 .
  • Байден, Джозеф; Кюмон, Франц (1938), Эллинизированные волхвы , Le Muséon 512, Париж: Société d'Editions Les Belles Lettres .
  • Бойс, Мэри (1975), История зороастризма, том. 1 , Лейден: Брилл .
  • Бойс, Мэри (1982), История зороастризма, том. 2 , Лейден: Брилл .
  • Бойс, Мэри (1984), «О древности зороастрийской апокалиптики», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 47 (1): 57–75, doi : 10.1017/S0041977X0002214X , S2CID   170804351 .
  • Бойс, Мэри; Грене, Франц (1991), История зороастризма, том. 3 , Лейден: Брилл .
  • Бойс, Мэри (1992), Зороастризм: его древность и постоянная сила , Коста Меса: Mazda Press .
  • Дарьяи, Турадж (1995), «Национальная история или история Кеянидов?: Природа зороастрийской историографии Сасанидов», Иранские исследования , 28 (3/4): 129–141, doi : 10.1080/00210869508701832 .
  • Хиннелс, Джон Р. (1973), «Зороастрийская доктрина спасения в римском мире: исследование оракулов Гистаспа», в Шарпе, Эрик Джон; Хиннелс, Джон Р. (ред.), Человек и его спасение , Манчестер: Manchester UP, стр. 125–148 .
  • Кент, Роланд Г. (1945), «Имя Гистаспа», Language , 21 (2): 55–58, doi : 10.2307/409718 , JSTOR   409718 .
  • Луконин, В.Г. (1983), «Политические, социальные и административные институты», в Яршатер, Эхсан (редактор), Кембриджская история Ирана, том. 3 (2): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды , Лондон: Cambridge UP, стр. 681–747.
  • Майрхофер, Манфред, изд. (1977), «Виштаспа», Авестийские имена , Иранская книга личных имен, том. I(1), Вена: Издательство Австрийской академии наук, № 379, стр. 97 .
  • Рассел, Джеймс Р. (1993), «О мистицизме и эзотеризме среди зороастрийцев», Иранские исследования , 26 (2): 73–94, doi : 10.1080/00210869308701787 .
  • Шабази, А. Шапур (2003), «Гоштасп», Энциклопедия Ираника, том. 11 , Коста Меса: Издательство Калифорнийского университета, стр. 111–11. 171–176 .
  • Скиэрво, Prods Oktor (2013), Каууи Виштаспа, Кей Виштаспа, Кей Бештасб/Гостиб , Энциклопедия Ираника
  • Стаусберг, Майкл (2002), Религия Заратуштры, том. Я , Штутгарт: Кольхаммер .
  • Уильямс Джексон, А.В. (1893), «Где было родное место Зороастра?», Журнал Американского восточного общества , 15 : 221–232, doi : 10.2307/592356 , JSTOR   592356 .
  • Уильямс Джексон, AV (1899), Зороастр, пророк древнего Ирана , Нью-Йорк: Columbia UP
Предшественник Легендарные короли Шахнамы
120 лет ( 2871–2991 по Кейумару )
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8e6aa36d1b4f839fdaf090048e6c9b62__1713117660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/62/8e6aa36d1b4f839fdaf090048e6c9b62.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vishtaspa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)