Jump to content

Зороастрийская космология

Зороастрийская или иранская космология относится к происхождению ( космогонии ) и структуре ( космографии ) космоса в зороастризме . Зороастрийская литература, описывающая космографические верования, включает Авесту (особенно в описании авестийской географии ) и, в более поздней среднеперсидской литературе , тексты, включая Бундахишн , Денкард и Визидагиха-и Задспрам .

Космогония

[ редактировать ]

Согласно зороастрийскому мифу о творении , существует одно универсальное, трансцендентное , всеблагое и несотворенное верховное божество-творец Ахура Мазда. [1] или «Мудрый Господь» ( Ахура означает «Господь», а Мазда означает «Мудрость» на авестийском языке ), [1] [2] всеведущий, хотя и не всемогущий. [1]

Ахура Мазда существовал в свете и добре наверху, а Ангра-Майнью (или «Ариман») [3] [4] существовало во тьме и невежестве внизу. Они существовали независимо друг от друга во все времена и проявляли противоположные субстанции. В Гатах Ахура Мазда действует через эманации, известные как Амеша Спента. [5] и с помощью «других ахур ». [6] Эти эманации поддерживают его и представляют и охраняют различные аспекты творения и идеальную личность. [5] Ахура Мазда имманентно присущ человечеству и взаимодействует с творением через этих щедрых/святых божеств. Ему также помогает лига божеств под названием Язатас , что означает «достойный поклонения». Каждый из них является ипостасью морального или физического аспекта творения. Аша [1] [7] — главная духовная сила, исходящая от Ахура Мазды. [7] Это космический порядок и антитеза хаосу, который проявляется как друдж , ложь и беспорядок, исходящие от Ангра-Майнью. [8] Возникающий в результате космический конфликт вовлекает в себя все творение, ментальное/духовное и материальное, включая человечество в его основе, которое играет активную роль в конфликте. [9] Главным представителем Аши в этом конфликте является Спента-Майнью , творческий дух/менталитет. [3] Ахура Мазда создал сам материальный и видимый мир, чтобы уловить зло. Он создал парящую вселенную в форме яйца из двух частей: сначала духовной ( меног ) и 3000 лет спустя физической ( гетиг ). [10] Затем Ахура Мазда создал Гайомарда , архетипического идеального человека, и Гаваеводату , изначального быка. [11]

Миф о сотворении мира и эсхатология

[ редактировать ]

В то время как Ахура Мазда создал вселенную и человечество, Ангра-Майнью, чья природа — разрушать, неправильно создал демонов, злых дэвов и ядовитых существ ( храфстар ), таких как змеи, муравьи и мухи. Ангра-Майнью создал противоположное злое существо для каждого доброго существа, за исключением людей, с которыми, как он обнаружил, он не мог сравниться. Ангра-Майнью вторглась во вселенную через основание неба, причинив Гайомарду и быку страдания и смерть. Однако злые силы оказались в ловушке во вселенной и не могли отступить. Умирающий первобытный человек и крупный рогатый скот испускали семена, которые находились под защитой Маха , Луны. Из семени быка выросли все полезные растения и животные мира, а из семени человека выросло растение, листья которого стали первой человеческой парой . Таким образом, люди борются в двойной вселенной, материальной и духовной, в ловушке и в долгой борьбе со злом. Зло этого физического мира не является продуктом врожденной слабости, а является виной нападения Ангра-Майнью на творение. Это нападение превратило совершенно плоский, мирный и ежедневно освещенный мир в гористое, жестокое место, в котором царит полночь. [11] Согласно зороастрийской космологии , формулируя формулу Ахуна Вайрьи , Ахура Мазда сделал очевидным окончательную победу добра над Ангра-Майнью. [12] Ахура Мазда в конечном итоге победит злого Ангра-Майнью , после чего реальность подвергнется космическому обновлению под названием Фрашокерети. [13] и ограниченное время закончится. В окончательном обновлении все творение — даже души мертвых, которые изначально были изгнаны или решили спуститься во «тьму» — воссоединятся с Ахура Маздой в Кшатра Вайрье (что означает «лучшее владычество»). [14] воскреснуть к бессмертию.

Космография

[ редактировать ]

Космос в целом

[ редактировать ]

Авестийские источники регулярно описывают космос как состоящий из неба и земли, например, некоторые из появляющихся фраз включают «мы поклоняемся земле и небу» и «между небом и землей». [15] Первоначальное разделение неба и земли приписывают Ахура Мазде . [16] В одном тексте элементы космоса перечислены следующим образом: [17] :

Семь относятся к разным видам звезд;

Два относятся к Светилам (Луне и Солнцу);

Три относятся к высшей райской обители.

Общая сумма всех упомянутых локусов, начиная с семи континентов земли и заканчивая Раем, составляет двадцать девять

Другие описания космоса отражают творения Ормазда. В одном тексте во время создания неба он создает звезды, двенадцать знаков Зодиака ( созвездия; просто называемые «двенадцатью»), соответствующие двенадцати месяцам года, двадцати семи или двадцати восьми. лунные особняки, а также 6 488 000 поддерживающих маленьких звезд для созвездий. [18]

Зороастрийская концепция рая первоначально делила его на три уровня. Самым низким является небо звезд, за ним следует небо луны, а самым высоким является небо солнца, ближайшее к обители Ахура Мазды и где находится Рай, недостижимый для Аримана . [19] Над самими небесами расположены «Бесконечные огни». Источники Пехлеви предполагают, что расстояние между каждой из этих станций эквивалентно 34 000 парасангам . [20] В более поздней литературе возникло множество моделей, которые развивали эту базовую структуру. В одном из них самое нижнее звездное небо разделено на четыре уровня, охватывающих звездное небо с (1) семенем или природой вод (2) имеющими семя или природой земли (3) имеющими семя или природа растений (4) Святого Духа. Другое представление состоит в том, что само небо/небо имеет сферическую форму. Самая внутренняя сфера — это зодиакальная сфера, поскольку она содержит двенадцать созвездий, а также другие зодиакальные звезды. Над сферой Солнца находится Трон ( гах ) Амахраспандана. Этот Трон соприкасается с Троном Ормазда и Бесконечным Светом. Другая модель описывает семь небесных станций: облака, сферу звезд, сферу несмешиваемых звезд, луну, солнце, Трон Амахраспандана и Бесконечный Свет, где находится Трон Ормазда. Некоторые дополнения, такие как самая нижняя точка облаков, отражают астрономические дополнения к тому, что изначально было мифической концепцией неба. [21] Одним из текстов, в котором первоначальное тройное небо превратилось в семеричное, был « Бундахишн» . [22]

Источник трехстороннего неба (неба) широко обсуждался, особенно в отношении древней ближневосточной космологии , ранней греческой космологии (особенно в Анаксимандре ) и индуистской космологии . Все трое имели трехстороннее небо, хотя порядок астральных тел в ведических текстах был разным. [23] Недавние данные указывают на то, что зороастрийское трехстороннее небо и зороастрийская традиция уранографии не были независимыми, а, как полагают, вместо этого находились под влиянием космологических традиций, зародившихся в Месопотамии. [24] В свою очередь, зороастрийская традиция могла быть передана греческим источникам. [25] [26] Расположение Луны выше звезд сохранялось, несмотря на доказательства того, что сасанидские астрономы знали, что это невозможно с точки зрения наблюдений. Кроме того, вероятны и другие влияния греческих и индийских источников на зороастрийскую космографию, такие как введение понятия сферичности из-за греческих влияний (по отношению как к небу, так и к земле). [27] и концепция движения планет (особенно ретроградации ), определяемого небесными шнурами или веревками. [28] Точный источник концепции веревки неясен: в конечном итоге она могла быть взята из « 38а Платона Тимея» –39а, в котором описываются «живые связи», управляющие движениями небесных тел. В какой-то момент поздней античности эти веревки взяли на себя антидемоническую роль, поскольку они были механизмом, с помощью которого падающие звезды можно было направлять на демонов и поражать их - идея, разделяемая в зороастрийской, манихейской и мандейской мысли. [29]

Авестийская литургия поклонялась небу или небесам как божеству, созданному без опоры и столпов в течение сорока дней, как первому из семи актов творения (в порядке: небеса, земля, вода, растения, скот, человек, огонь). [16] Небо можно назвать набах или «туман, облако, пар». [30]

Говорят, что на Земле есть космическая гора, известная как Хара Бэрз . Эта горная вершина, называемая Таэра, расположена в мировом центре (плоской) Земли, аналогично той роли, которую играет гора Меру в индуистской , джайнской и буддийской космологии . [31] На Земле также есть три «Водных объекта», три «Наземных объекта» и три «Горных объекта». Последние соответствуют горе Хара, горе Хукайрия и пику Хараити. Вершины гор достигают атмосферы, и по крайней мере две из них являются астрономическими, поскольку звезда Садвес вращается вокруг вершины горы Хукайрия и, согласно тексту, известному как Рашн Яшт , звезды, солнце и луна вращаются вокруг вершина горы Хараити. [32] Более того, гору Хара иногда называют первой горой в цепи из 2244 гор, окружающих внешний край Земли. Хара также представляет собой самую выдающуюся вершину, поскольку близость к ней солнца гарантирует, что здесь никогда не бывает ночи. [32]

Горы были помещены в землю во время ее создания, чтобы закрепить ее. Когда впервые пошел дождь, земля была разделена на семь основных суши или континентов. Первая человеческая пара была потомком Гайомарда. Жизнь и движение стали возможными благодаря защите огня. [33]

Знакомство с планетами, такими как Меркурий и Венера , отсутствует в ранних иранских и зороастрийских источниках, таких как Авеста, что, вероятно, отражает незаинтересованность в них или относит их к астрономическим или астрологическим системам. Такой термин, как «созвездие», обозначающий общую группу звезд, также не использовался в этот ранний период, хотя существовало множественное число слова «звезда», а также некоторые термины для некоторых конкретных звездных скоплений, таких как Плеяды . Однако в целом знания об основных звездах и звездных группах оставались архаичными. [34] С другой стороны, возник интерес к астральным телам с нерегулярным движением, особенно к падающим звездам (или метеорам) и болидам (метеорам, взрывающимся в атмосфере), в отличие от «неподвижных» звезд (т. видимое движение и считалось, что они зафиксированы на небесном своде). Эти беспорядочно движущиеся звезды считались демонами/ведьмами ( париками ). [25] Ко времени появления среднеперсидской литературы названия всех пяти (известных) планет были задокументированы как продукт вавилонского влияния: Анахид (Пехлеви от Венеры ), Тир ( Меркурий ), Вахрам ( Марс ), Ормазд ( Юпитер ) и Кеван. ( Сатурн ). [35] Из всех названий планет только Кеван имеет месопотамское (в частности, аккадское ) влияние. [36]

Планеты также демонизировались, поскольку они взяли на себя роль астральной мифологии падающих звезд, называясь демонами, грабителями, бандитами и т. д. [37] [38] Это можно рассматривать в контексте других космологических традиций, таких как мандейская космология , где демонизировались все планеты, включая два светила (Солнце и Луну), манихейская космология , где демонизировались все планеты, за исключением двух светил, и маздакитская космология, где все астральные тела рассматривались положительно. [39]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Бойс 1983 .
  2. ^ Дюшен-Гиймен, Жак (4 января 2024 г.). «Зороастризм» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 22 января 2012 года . Проверено 3 августа 2013 г.
  3. ^ Jump up to: а б «АХРИМАН» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 17 мая 2023 года . Проверено 13 июля 2019 г.
  4. ^ Бойс 1979 , стр. 6–12.
  5. ^ Jump up to: а б «АМƎША СПƎНТА» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 17 мая 2023 года . Проверено 13 июля 2019 г.
  6. ^ Хиннеллс и Уильямс 2007 .
  7. ^ Jump up to: а б «АṦА (Аша «Истина»)» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 26 мая 2020 года . Проверено 14 июня 2017 г.
  8. ^ «Дружь» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 5 октября 2023 года . Проверено 14 июня 2017 г.
  9. ^ «Зороастризм: Священный текст, верования и практики» . Энциклопедия Ираника . 01.03.2010. Архивировано из оригинала 5 декабря 2018 года . Проверено 14 июня 2017 г.
  10. ^ Шауль, Шакед (2001). «ГЕТЕГ И МЕНОГ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 21 апреля 2024 г.
  11. ^ Jump up to: а б Кавендиш, Ричард; Линг, Тревор Освальд (1980), Мифология: иллюстрированная энциклопедия , Риццоли, стр. 40–5, ISBN  978-0847802869
  12. ^ «АХУНВАР» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 29 мая 2023 года . Проверено 13 июля 2019 г.
  13. ^ «ФРАШО.КƎРƎТИ» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 5 октября 2023 года . Проверено 13 июля 2019 г.
  14. ^ «ШАХРЕВАР» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 17 мая 2023 года . Проверено 13 июля 2019 г.
  15. ^ История 2019 , с. 58.
  16. ^ Jump up to: а б Погода 2019 , с. 39–41.
  17. ^ История 2019 , с. 71–72.
  18. ^ История 2019 , с. 102.
  19. ^ История 2019 , с. 9.
  20. ^ История 2019 , с. 85.
  21. ^ Панаино 1995 , с. 205–208.
  22. ^ Эррикьелло 2024 , с. 8.
  23. ^ Панаино 1995 , с. 209–218.
  24. ^ Панаино 1995 , с. 218–221.
  25. ^ Jump up to: а б Погода 2015 , с. 236.
  26. ^ История 2019 , с. 99.
  27. ^ История 2019 , с. 43–54.
  28. ^ История 2019 , с. 10.
  29. ^ Погода 2020 , с. 110–115.
  30. ^ История 2019 , с. 55–56.
  31. ^ История 2019 , с. 24–25.
  32. ^ Jump up to: а б Погода 2019 , с. 72–73.
  33. ^ Крейенбрук 1993 .
  34. ^ Панаино 2015 , с. 231–235.
  35. ^ Погода 2020 , с. 105–106.
  36. ^ История 2019 , с. 142.
  37. ^ Панаино 2015 , с. 238–240.
  38. ^ Погода 2020 , с. 106–110.
  39. ^ Погода 2020 , с. 104–105.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Панайно, Антонио (2015b). «Космологии и астрология» . В Стаусберге, Майкл; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . Уайли-Блэквелл. стр. 235–258.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 06a803112b539ad638f4cf9778b4a523__1722034380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/23/06a803112b539ad638f4cf9778b4a523.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zoroastrian cosmology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)