Аб-Зор
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Аб -Зор ( / ɑː b z ɔːr , æ b -/ ; авестийский : 𐬀𐬞 𐬰𐬀𐬊𐬚𐬭𐬀 , латинизированный: ap-zaoθra ; среднеперсидский : 𐭠𐭯 𐭦𐭥𐭧𐭫 , латинизированный: ab-zo hr ) — кульминационный обряд великой Ясны службы , основной зороастрийский акт поклонения, сопровождающий чтение литургии Ясны .
Как описано в литургии, сопровождающей процедуру, обряд представляет собой символическое приношение ( 𐭦𐭥𐭧𐭫 , zohr < 𐬰𐬀𐬊𐬚𐬭𐬀 , zaoθra ) к водам ( абан < апас ), чтобы очистить их.
Технические условия
[ редактировать ]Технические термины среднеперсидского ab-zohr и авестийского apé zaoθra буквально означают «подношение воде» ( ab — вода; zohr — подношение; ср. Apas ). Слова выражения имеют индоиранские корни. Парси « (индийское зороастрийское) название этой процедуры — jōra-mēḷavi ( гуджарати : જોરમેળવી , букв. укрепление»), что отражает символическую цель «подношения воде», которая состоит в том, чтобы придать ей «силу» путем ее очищения. (см. «Символизм и цель » ниже). дари произносится как «аб-зор» «Аб-Зор» на зороастрийском языке .
Процедуру также называют обрядом парахаомы , что отражает техническое название жидкости хаома , приготавливаемой и освящаемой во время ритуала. В текстах зороастрийской традиции 9-12 веков эту процедуру также иногда называют хом-зор , что также отражает использование растения хаома в обряде.
Процедура
[ редактировать ]Подготовка
[ редактировать ]Растение хаома ), освященной жидкости, составляющей (авестийский, средний и современный персидский: хом ) является источником основного ингредиента для парахаомы (среднеперсидский: парахом подношение ( заотра ). В зороастрийской традиции два независимых приготовления парахаомы для подношения готовятся .
Оба приготовления должны быть сделаны между восходом солнца и полуднем, в Хаван гах (авестийское: хавани рату ), «время прессования». Время суток службы Ясны само по себе продиктовано этим ограничением. Первая парахаома готовится во время предварительных обрядов (до службы Ясны ), во время которых освящается место поклонения. Вторая подготовка парахаомы происходит в средней трети службы Ясны .
Рецепты двух препаратов парахаомы , хотя и не идентичны, во многом одинаковы. В обоих случаях в состав ингредиентов входят три небольшие хаомы веточки ; освященная вода; веточки и листья гранатового дерева. Ко второй парахаоме относится и молоко (в Иране коровье, в Индии козье). Освящение воды и хаомы (сопровождаемое ритуальным омовением) также происходит во время предварительных обрядов.
Первое нажатие
[ редактировать ]В первой парахаоме , которую готовят непосредственно перед службой Ясны (во время предварительного ритуала, освящающего также место поклонения), листья или небольшие веточки гранатового дерева разрезаются на части и вместе с освященными хаомы веточками и немного освященной воды многократно растирают и процеживают. Жидкость оставляют в миске, а остатки веток и листьев кладут рядом с огнем для высыхания.
Второе нажатие
[ редактировать ]Вторая подготовка парахамы происходит в средней трети службы Ясны . Его готовит священнослужитель Ясны , и по сути он такой же, как и первый, но включает молоко и сопровождается еще более сильным растиранием и процеживанием. Эта вторая подготовка к парахаоме начинается с чтения 22-й Ясны и продолжается до начала 28-й Ясны ( Ахунаваити Гатха ). Во время чтения Ясны 25 священник посвящает смесь «водам» (см. Абан ), что отражает цель приготовления парахаомы (см. ниже).
Ступа остается нетронутой во время чтения Ясны 28–30. Наконец, во время чтения Ясны 31–34 священник растирает смесь в последний раз, а затем процеживает жидкость в чашу, в которой также находится первая парахаома . Остатки веток и листьев второй парахаомы также кладут рядом с огнем для просушки.
Предложение
[ редактировать ]Ясна 62 знаменует собой начало заключительного этапа службы Ясны . В начале чтения этой главы жрец, сотворивший первую парахаому, перемещает (теперь уже сухую) ветку и остатки листьев из-под огня в сам огонь. Хотя это делается в определенный момент во время чтения литургии, сжигание остатков — это не приношение огню, а ритуально правильный способ избавиться от горючего освященного материала.
Ясна 62.11 также знаменует начало настоящего Аб-Зора . Во время следующего чтения Ясны 62, 64, 65 и 68 священнослужитель неоднократно выливает объединенную парахаому между двумя чашами и ступкой, так что к концу Ясны 68 все три сосуда содержат одинаковое количество жидкости.
Затем служба завершается чтением Ясны 72, сразу после чего священник несет ступу с парахаомой к колодцу или ручью. Там в три излияния совершаются возлияния на воды ( Абан ), сопровождаемые обращениями к Аредви Суре Анахита . Оставшуюся парахаому в двух чашах раздают присутствующим на церемонии. Поскольку жидкость в ритуально чистом состоянии считается полезной, участники могут выпить немного ее или дать немного младенцам или умирающим. Остаток выливают на корни плодоносящих деревьев.
Символизм и цель
[ редактировать ]Подношение ( смесь парахаомы ) представляет жизнь животных (молоко) и жизнь растений (сок листьев и ветвей граната) в сочетании с укрепляющими и целебными свойствами, приписываемыми хаоме .
Благодаря добавлению освященной воды приготовление парахаомы символически возвращает жизнь, данную Абаном («водами»). Основная цель аб-зора — «очистить» эти воды, как видно из Ясны 68.1, где заотра («подношение») возмещает ущерб, нанесенный воде человечеством: «Эти подношения, обладающие хаомой , обладающие молоко, имеющее гранат, воздаст тебе».
Это подчеркивается в Вендидаде 14.4, где подходящим искуплением греха убийства «водяной собаки» (выдры) является «приношение водам». Вендидад 18.72 также рекомендует использовать его в качестве общего покаяния. Согласно отрывку из Авесты, который сохранился только в виде перевода в Денкарде 8.25.24, ингредиенты и материалы для подношения водам несли жрецы, сопровождавшие армию, чтобы солдаты могли выполнить ритуал перед битвой.
Символика обеззараживания в Аб-Зоре является отражением зороастрийской космогонии , в которой первобытные воды (нижняя половина неба, на которой покоится Вселенная и откуда две реки окружают землю) опасаются загрязнения со стороны человечества. Согласно Бундахишну 91.1, Ахура Мазда пообещал водам «создать того (то есть Зороастра), который изольет в вас хаому , чтобы снова очистить вас».
Согласно традиции, Зороастр часто делал подношение воде ( Зацпрам 19.2-3) и получил свое откровение на берегу реки, готовя парахаому ( Зацпрам 21.1).
Библиография
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (1979), Зороастрийцы: их религиозные верования и практики , Лондон: Routledge, ISBN 0-415-23903-6
- Бойс, Мэри (1983), «Аб-Зор», Энциклопедия Ираника , том. 1, Коста Меса: Рутледж и Кеган Пол, стр. 48–49.
- Котвал, Фирозе М.; Бойд, Джеймс В. (1991), Ясна: зороастрийская высокая литургия , Левен: Питерс