Ариман
Ариман | |
---|---|
Дух зла, хаоса, разрушения, даэвов | |
![]() Среднеперсидское слово «hlmn» (Ареман) в письме Пехлеви . Слово традиционно всегда пишется в перевернутом виде. | |
Принадлежность | Зороастризм |
Область | Большой Иран |

Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Ангра-Майнью ( / ˈ æ ŋ r ə ˈ m aɪ nj uː / ; авестийский : 𐬀𐬢𐬭𐬀⸱𐬨𐬀𐬌𐬥𐬌𐬌𐬎 Aŋra Mainiiu или Ариман ( персидский : اهريمن ) - авестийский название зороастрийской ипостаси ) «разрушительного/злого духа» и Главный противник в зороастризме либо Спента -Майнью , «святые/творческие духи/менталитет», либо непосредственно Ахура Мазда , высшее божество зороастризма. эквивалент Среднеперсидский - Ариман 𐭠𐭧𐭫𐭬𐭭𐭩 (англизированное произношение: / ˈ ɑːr ɪ m ə n / ). Имя может встречаться в англоязычных произведениях как Ahrimanes . [1]
В Авесте
[ редактировать ]В откровении Зороастра
[ редактировать ]Авестийская ангра-майнью «кажется, была оригинальной концепцией Зороастра ». [2] В Гатах , которые являются древнейшими текстами зороастризма и приписываются Зороастру, ангра-майнью еще не является именем собственным. [а] В единственном случае в этих гимнах, где эти два слова встречаются вместе, речь идет о концепции майню («разум», «дух» или иная абстрактная энергия и т. д.). [б] это ангра («разрушительный», «хаотичный», «беспорядочный», «тормозящий», «злонамеренный» и т. д., проявлением которого может быть гнев ). В этом единственном случае – в Ясне 45.2 – «самый щедрый из двоих духов» объявляет ангра-майнью своей «абсолютной противоположностью ». [2]
Аналогичное утверждение встречается в Ясне 30.3, где антитезой является, однако, «майнью» , то есть слово на авестийском языке, означающее «зло». Следовательно, ака маинью — это «злой дух», или «злой ум», или «злая мысль», в отличие от шедта майнью , «щедрого духа», с помощью которого Ахура Мазда задумал творение, которое тогда «было».
Эпитет ака-майнью повторяется в Ясне 32.5, когда этот принцип отождествляется с даэвами , которые обманывают человечество и самих себя. Хотя в более позднем зороастризме даэвы являются демонами, в Гатах это еще не очевидно: Зороастр заявил, что даэвы — это «неправильные боги» или «ложные боги», которых следует отвергнуть, но они еще не демоны. [3] Некоторые также предполагают связь между Ангра-Майнью и мудрецом Ангирасом из Ригведы. [4] [5] Если это правда, то это можно рассматривать как свидетельство религиозного раскола между поклонявшимися дэвам ведическими индоарийцами и ранними зороастрийцами.
В Ясне 32.3 эти даэвы идентифицируются как потомки не Ангра-Майнью, а акем манах , «злого мышления». Однако несколькими стихами ранее это даэбааман , «обманщик» - не идентифицированный иначе, но «вероятно, Ангра-Майнью». [2] – который побуждает даэвов выбирать ачистем манах – «худшее мышление». В Ясне 32.13 обителью нечестивцев является не обитель Ангра-Майнью, а обитель того же «худшего помысла». «Можно было ожидать, что [Ангра-Майнью] будет править в аду, поскольку он создал «смерть и то, что в конце самое худшее существование будет для обманщиков» ( Y. 30.4)». [2]
В Младшей Авесте
[ редактировать ]Ясна 19.15 напоминает, что чтение Ахура Маздой призыва Ахуна Вайрьи приводит Ангра-Майнью в ступор. В Ясне 9.8 Ангра-Майнью создает Ази-Дахаку , но змей отшатывается при виде Митры булавы ( Яшт 10.97, 10.134). В Яште 13 Фраваши разрушают планы Ангра-Майнью по высушиванию земли, а в Яште 8.44 Ангра-Майнью сражается, но не может победить Тиштрю и таким образом предотвратить дожди. В Вендидаде 19 Ангра-Майнью убеждает Зороастра отвернуться от хорошей религии, обещая ему суверенитет над миром. Получив отказ, Ангра-Майнью нападает на Зороастра с легионами демонов, но Зороастр отклоняет их всех. В Яште 19.96, стихе, отражающем предписание Гатика, Ангра-Майнью будет побежден и в конечном итоге победит Ахура Мазда.
В Яште 19.46 и далее Ангра-Майнью и Спента-Майнью сражаются за обладание хвараэна , «божественной славой» или «удача». В некоторых стихах Ясны (например, Ясна 57.17) говорится, что два принципа создали мир, что, по-видимому, противоречит принципу Гата, который объявляет Ахура Мазду единственным творцом и который повторяется в космогонии Вендидада 1. 9–12 веков В этой первой главе, которая является основой для Бундахишн , созданию шестнадцати земель Ахура Маздой противостоит создание Ангра-Майнью шестнадцати бедствий, таких как зима, болезни и пороки. «Этот сдвиг в положении Ахура Мазды, его полная ассимиляция с этим Щедрым Духом [орудием творения Мазды] должен был произойти самое позднее в IV веке до нашей эры; ибо это отражено в свидетельстве Аристотеля , которое противостоит Арейманию. с Оромаздом (apud Диоген Лаэртский, 1.2.6)». [2]
Яшт 15.43 относит Ангра-Майнью к подземному миру, миру тьмы. То же самое касается и Вендидада 19.47, но в других отрывках той же главы (19.1 и 19.44) он обитает в области даэвов , которая, как утверждает Вендидад , находится на севере. Там (19.1, 19.43–44) Ангра-Майнью является даэво , « даэвом даэвов даэванам » или главой даэвов . Однако превосходная степень даэво.таэма присвоена демону Пайтише («противнику»). В перечислении даэвов в Вендидаде 1.43 Ангра-Майнью появляется первым, а Пайтиша — последним. «Нигде не говорится, что Ангра-Майнью является создателем даэвов или их отцом». [2]
В зурванитском зороастризме
[ редактировать ]Зурванизм - историческая ветвь зороастризма, которая стремилась теологически решить дилемму, обнаруженную в упоминании противоположных «духов-близнецов» в Ясне 30.3, - разработала представление о том, что Ахура Мазда ( МП : Ормузд) и Ангра-Майнью (МП: Ариман) были братьями-близнецами. , причем первое является воплощением добра, а второе - воплощением зла. Эта мифология братства-близнеца явно засвидетельствована только в постсасанидской сирийской и армянской полемике , такой как полемика Эзника из Кольба . Согласно этим источникам, в книге Бытия Зурван рассматривался как андрогинное божество, существующее в одиночку, но желающее потомства, которое создаст «рай, ад и все, что между ними». Затем Зурван приносил жертвы в течение тысячи лет. К концу этого периода Зурван начал сомневаться в действенности жертвоприношения, и в момент этого сомнения были зачаты Ормузд и Ариман: Ормузд для жертвоприношения и Ариман для сомнения. Поняв, что должны родиться близнецы, Зурван решил предоставить первенцу власть над творением. Ормузд воспринял решение Зурвана, о котором затем сообщил своему брату. Затем Ариман опередил Ормузда, разорвав матку, чтобы выйти первым. Напомнив о решении предоставить Ариману верховную власть, Зурван уступил, но ограничил царствование периодом в 9000 лет, после чего Ормузд будет править вечно. [6] : 419–428 Эзник из Колба также резюмирует миф, в котором говорится, что Ариман продемонстрировал способность создавать жизнь, создав павлина.
История о том, как Ариман вскрыл утробу, чтобы выйти наружу, предполагает, что зурванитская идеология воспринимала Аримана как зло по своему выбору, а не как всегда злого по своей сути (как это можно обнаружить, например, в космологических мифах Бундахишн ) . А история о создании павлина Ариманом предполагает, что зурванитская идеология воспринимала Аримана как творца, подобного Ормазду. Это значительно отличается от того, что можно найти в Авесте (где основной эпитет Мазды — дадва , «Творец», подразумевая, что Мазда — Создатель ), а также в зороастрийской традиции, где создание жизни продолжает оставаться исключительной прерогативой Мазды и где творение Говорят, что он был хорош, пока не был испорчен Ариманом и разработчиками .
В зороастрийской традиции
[ редактировать ]В текстах Пехлеви 9–12 веков Ариман (пишется ʼhl(y)mn ) часто пишется перевернутым «в знак презрения и отвращения». [2]
В Книге Арда Вираф 5.10 рассказчик – «праведный Вираф» – взят Сарошем и Адаром , чтобы увидеть «реальность Бога и архангелов, а также нереальность Аримана и демонов», как описано немецким филолог и востоковед Мартин Хауг , радикальная интерпретация которого заключалась в изменении веры в XIX веке (см. «В современном зороастризме» ниже). [7] Эта идея «нереальности» также выражена в других текстах, таких как Денкард , «энциклопедия маздеизма» 9-го века. [8] в котором говорится, что Аримана «никогда не было и никогда не будет». [2] В главе 100 Книги Арда Вираф , которая называется «Ариман», рассказчик видит «Злого духа, ... чья религия — зло, [и] который всегда высмеивал и издевался над нечестивыми в аду».
В зурванитском «Улема-и Ислам» (зороастрийском тексте, несмотря на название) «Некоторые люди также называют Аримана каким-то именем, и они приписывают ему зло, но он также ничего не может сделать без Времени. [ нужна ссылка ] Несколькими главами позже улемы отмечают, что «очевидно, что Ариман — ничтожество», но «при воскресении Ариман будет уничтожен, и после этого все будет хорошо; и [изменение?] произойдет по воле Бога». В « Сад Даре » мир описывается как созданный Ормуздом и ставший чистым благодаря его истине. Но Ариман, «будучи лишенным чего-либо хорошего, не возникает из то, что происходит благодаря истине» (62.2).
В книге Джамаспи 2.3 отмечается, что «Ариман, как червь, настолько связан с тьмой и старостью, что в конце концов погибает». [9] Глава 4.3 напоминает гротескную легенду о Тахмураспе (авестийском: Таксма Урупи), который ездил на Ангра-Майнью в течение тридцати лет (ср. Яшт 15.12, 19.29) и таким образом удерживал его от зла. В главе 7 Джамасп объясняет, что индейцы заявляют, что Ариман умрет, но «те, кто не придерживается хорошей религии, попадут в ад».
«Бундахишн » , зороастрийское описание творения, завершенное в XII веке, многое говорит об Аримане и его роли в космогонии. В главе 1.23, после чтения Ахуна Вайрьи , Ормузд пользуется неспособностью Аримана создавать жизнь без вмешательства. Когда Ариман выздоравливает, он создает Дже , первобытную соблазнительницу, которая поражает женщин своими менструальными циклами. В Бундахишн 4.12 Ариман понимает, что Ормузд превосходит его самого, и поэтому бежит, чтобы создать своих многочисленных демонов, с помощью которых он сможет завоевать вселенную в битве. Вся вселенная окончательно разделена между Ормуздом и Язадами с одной стороны и Ариманом с его создателями с другой. Ариман убивает первобытного быка , но луна спасает семя умирающего существа, и из него возникают все животные создания. Но битва продолжается, и человечество оказывается посередине, обязанностью которого остается противостоять силам зла посредством добрых мыслей, слов и дел.
В других текстах мир, созданный Ормуздом, рассматривается как ловушка для Аримана, который затем отвлекается на творение и тратит свои силы в битве, которую он не может выиграть. ( Послания Зацпрама 3.23; Шканд Гуманиг Вичар 4.63–4.79). объясняет Дениг Дадистана , что Ормузд, будучи всеведущим, знал о намерениях Аримана, но было бы против его «справедливости и доброты наказать Аримана до того, как он совершил зло, [и] именно поэтому создан мир». [2]
У Аримана нет такого всеведения, о чем ему напоминает Ормузд ( Бундахишн 1.16). Напротив, в манихейском писании Мани приписывает Ариману предвидение. [10]
Некоторые зороастрийцы считали, что Ариман «создал опасные бури, чуму и монстров во время борьбы с Ахура Маздой» и что эти два бога были близнецами . [11]
В современном зороастризме
[ редактировать ]В 1862 году Мартин Хауг учением Зороастра предложил новую реконструкцию того, что, по его мнению, было оригинальным монотеистическим , выраженным в Гатах – учение, которое, по его мнению, было искажено более поздней зороастрийской дуалистической традицией, выраженной в постгатических писаниях и в текстах традиция . [12] Для Ангра-Майнью эта интерпретация означала понижение от духа, равного Ахура Мазде, до простого продукта Ахура Мазды. Теория Хауга во многом основывалась на новой интерпретации Ясны 30.3; он утверждал, что хорошего «близнеца» в этом отрывке не следует рассматривать как более или менее идентичного Ахура Мазде, как предполагали ранние зороастрийские мысли: [13] но как отдельная созданная сущность, Спента-Майнью. Таким образом, и Ангра-Майнью, и Спента-Майнью были созданы Ахура Маздой, и их следует рассматривать как его соответствующие «творческие» и «разрушительные» эманации. [13]
Интерпретация Хауга была с благодарностью принята парсами Бомбея , которые в то время находились под значительным давлением со стороны христианских миссионеров (наиболее заметным среди них был Джон Уилсон ). [14] которые искали новообращенных среди зороастрийской общины и критиковали зороастризм за его предполагаемый дуализм в отличие от их собственного монотеизма. [15] Реконструкция Хауга имела и другие привлекательные аспекты, которые, казалось, делали религию более совместимой с Просвещением девятнадцатого века , поскольку он приписывал Зороастру отказ от ритуалов и поклонения сущностям, отличным от верховного божества. [16]
Эти новые идеи впоследствии были распространены как интерпретация на парси, которая в конечном итоге достигла Запада и, в свою очередь, подтвердила теории Хауга. Среди городских парсов, привыкших к англоязычной литературе , идеи Хауга повторялись чаще, чем возражения священников на гуджаратском языке , в результате чего идеи Хауга прочно укоренились и сегодня почти повсеместно принимаются в качестве доктрины. [15]
Хотя некоторые современные учёные [с] [д] есть теории, аналогичные теории Хауга относительно происхождения Ангра-Майнью, [13] [и] многие теперь думают, что традиционная «дуалистическая» интерпретация на самом деле была правильной с самого начала и что Ангра-Майнью всегда считался полностью отдельным и независимым от Ахура Мазды. [13] [20] [21]
ислам
[ редактировать ]В исламском дискурсе Ариман олицетворяет абсолютное зло (Дьявол) в отличие от Иблиса (Сатаны), который представляет изначальное благородное существо, все еще находящееся под властью Бога . [22] Хотя дивы , творения Аримана в зорастианских верованиях, вошли в исламскую литературу до такой степени, что их отождествляли с демонами исламской религии, [23] [24] (стр. 34) Ариман — это скорее стилистический прием, призванный опровергнуть идею абсолютного зла. Дивы были еще одним творением Бога, хотя и предшествовали дьяволам, ангелам, джиннам и людям , упомянутым в Коране. [25] (стр. 40)
Айн аль-Кузат Хамадани утверждает, что зло существует по отношению к людям, но всегда служит более великой цели. Согласно Таухиду , Бог является высшим источником добра и зла. [26] Руми полностью отрицает существование Аримана: [27]
Это наша главная ссора с магами (зороастрийцами). Говорят, есть два Бога: создатель добра и создатель зла. Покажите мне добро без зла – тогда я признаю, что есть Бог зла и Бог добра. Это невозможно, ибо добро не может существовать без зла. Поскольку между ними нет разделения, как могут быть два творца?
Антропософия
[ редактировать ]Рудольф Штайнер , основатель эзотерического духовного движения «Антропософия» , использовал концепцию Аримана, чтобы назвать одну из двух крайних сил, которые уводят человечество от центрирующего влияния Бога. Штайнер ассоциировал Аримана, низший дух, с материализмом , наукой , наследственностью , объективностью и ожесточением души. Он считал, что современное христианство подвержено ариманическому влиянию, поскольку оно склонно к материалистическим интерпретациям. Штейнер предсказал, что Ариман, как сверхчувственное Существо, воплотится в земной образ через некоторое время после нашего нынешнего земного существования, фактически в третьем послехристианском тысячелетии . [28]
Дело Святых Ангелов
[ редактировать ]Opus Sanctorum Angelorum , дискуссионная группа внутри Римско-католической церкви , определяет Аримана как «демона в ранге Падших Сил». Там говорится, что его долг — затмить человеческие мозги от Истины Божией. [29]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Temple of Ahriman — песня шведской блэк-метал группы Dark Funeral , вышедшая в 2016 году, об Ангра-Майнью и Башнях тишины .
- Различные воплощения Ангра-Майнью появляются в Type-Moon 's Fate серии .
- Различные воплощения Ангра Майну и Аримана появляются в Final Fantasy . серии игр
- Персонаж Азек Ариман из сеттинга Warhammer 40,000 основан на Ангра-Майнью, а его брат Ормузд основан на Ахура Мазде.
- «ДРАУГА» Майкла У. Форда — это оккультная работа, исследующая знания, мифологию и современную магическую практику Ятук Диноиха (колдовства) и даэва-ясны (поклонения демонам) из древней Персии с люциферианского подхода.
- Ангра-Майнью — главное «божество» Маркагиров друджанского королевства в «Аватаре Кушиэля» , третьей книге Жаклин Кэри из серии «Кушиэль».
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Имена собственные в Гатах вообще редки. В этих текстах даже Ахура Мазда и Амеша Спента еще не являются именами собственными.
- ^ Перевод слова «майню » как «дух» является распространенным приближением. Основа слова «майнью » — «человек», «мысль», а «дух» здесь подразумевается в смысле «разум».
- ↑ Неизбежен вывод о том, что Дьявольский Дух тоже был эманацией Ахура Мазды. Но нам не нужно заходить так далеко, чтобы предполагать, что Заратустра представлял себе Дьявола непосредственно исходящим от Бога. Скорее, поскольку свободная воля также является основным принципом заратуштризма, мы можем думать о «рождении», подразумеваемом идеей близнецов, как о состоящем в эманации Богом недифференцированного «духа», который только при возникновении свободного разделится на два «двойных» Духа с противоположной преданностью. - Гершевич (1964) [17] : 13
- ↑ Миф о духах-близнецах — это модель, которую он установил для выбора, который призван сделать каждый человек. Не подлежит сомнению, что оба являются сыновьями Ахура Мазды, поскольку о них прямо сказано как о близнецах, и мы узнаем об этом от Й [асны] . 47.2–3, что Ахура Мазда является отцом одного из них. До выбора ни один из них не был злым. Поэтому нет ничего шокирующего в том, что Ангра-Майнью был сыном Ахура Мазды, и нет необходимости прибегать к невероятному выводу, что Зороастр говорил образно. Другое дело, что братство Ормазда и Аримана позже считалось отвратительной ересью; К тому времени Ормазд заменил Щедрого Духа; пророка и, с ортодоксальной точки зрения, больше не было и следа первобытного выбора, возможно, самой оригинальной концепции . - Дюшен-Гиймен (1982) [18]
- ↑ Эта западная гипотеза повлияла на реформистов-парсов в девятнадцатом веке и до сих пор доминирует во многих богословских дискуссиях на парси, а также до сих пор поддерживается некоторыми западными учеными. - Бойс (1990) [19]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Например: Коббе, Фрэнсис Пауэр (1865). «Священные книги зороастрийцев». Исследования новых и старых этических и социальных предметов . Лондон: Трубнер и компания. п. 131 . Проверено 30 апреля 2022 г.
Что старый зороастрийец мог ежедневно говорить: «Пусть Ахура Мазда приумножится!» Сломлена сила Аримана! является немаловажным свидетельством того, насколько далеко по правильному пути вела его вера.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Дюшен-Гиймен, Жак (1982), «Ариман» , Энциклопедия Ираника , том. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 670–673.
- ^ Хелленшмидт, Кларис; Келленс, Джин (1993), «Дайва», Иранская энциклопедия , том. 6, Коста Меса: Mazda, стр. 599–602.
- ^ Талагери, Шрикант Г. (2000). Ригведа: исторический анализ . Адитья Пракашан. п. 179. ИСБН 9788177420104 .
- ^ Бозе, Сайкат К. (20 июня 2015 г.). Ботинки, копыта и колеса: и социальная динамика, стоящая за войной в Южной Азии . Vij Books India Pvt Ltd. ISBN 9789384464547 .
- ^ Зенер, Ричард Чарльз (1955), Зурван, зороастрийская дилемма , Оксфорд: Кларендон
- ^ Хауг, Мартин; Чарльз Ф. Хорн, ред. (1917), «Книга Арда Вирафа», «Священные книги и ранняя литература Востока» , том. 7, перевод Хауга, Мартина, Нью-Йорк: Парк, Остин и Липскомб.
- ^ де Менас, Жан-Пьер (1958), Маздадская энциклопедия: Денкарт. Четыре конференции, проведенные в Парижском университете под эгидой фонда Ратанбая Катрака , Париж: Presses Universitaires de France
- ^ Моди, Дживанджи Джамшеджи Моди (1903), Джамасп Намак («Книга Джамаспи») , Бомбей: Восточный институт КР Кама
- ^ Дхалла, Манекджи Нуссерванджи (1938), История зороастризма , Нью-Йорк: ОУП , с. 392.
- ^ Уилкинсон, Филип (1999). Спиллинг, Майкл; Уильямс, Софи; Дент, Мэрион (ред.). Иллюстрированный словарь религий (первое американское издание). Нью-Йорк: ДК . п. 70. ИСБН 0-7894-4711-8 .
- ^ Хауг, Мартин (1884). Уэст, Эдвард В. (ред.). Очерки священного языка, письменности и религии парсов (3-е изд.). Лондон, Великобритания: Трубнер – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б с д См. Бойс, Мэри (1982). История зороастризма (Третье впечатление, с исправлениями). Том. 1: Ранний период. стр. 192–194.
- ^ Уилсон, Джон (1843). Религия парсов: развернутая, опровергнутая и противопоставленная христианству . Бомбей, Индиана: American Mission Press. стр. 106 и далее.
- ^ Jump up to: а б Манек, Сьюзен Стайлз (1997). Смерть Аримана: культура, идентичность и теологические изменения среди парсов Индии . Бомбей, Индиана: Восточный институт Камы КР. стр. 182 и далее.
- ^ Бойс, Мэри (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Рутледж. п. 20. ISBN 9780415239028 – через Google Книги.
- ^ Гершевич, Илья (январь 1964 г.). «Собственный вклад Зороастра». Журнал ближневосточных исследований . 23 (1): 12–38. дои : 10.1086/371754 . S2CID 161954467 .
- ^ Дюшен-Гиймен, Жак (1982). «Ариман» . Энциклопедия Ираника . Том. 1. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 670–673.
- ^ Бойс, Мэри (1990). Текстовые источники для изучения зороастризма . Издательство Чикагского университета. п. 16. ISBN 9780226069302 – через Google Книги.
- ^ Кларк, Питер (1998). Зороастризм: введение в древнюю веру . Сассекс Академик Пресс. стр. 7–9. ISBN 9781898723783 – через Google Книги.
- ^ Нигосян, Соломон Александр (1993). Зороастрийская вера: традиция и современные исследования . МакГилл – Queen's Press. п. 22. ISBN 9780773511446 – через Google Книги.
- ^ Аса Саймон Миттман, Питер Дж. Дендл, научный сотрудник Эшгейта по Monsters and the Monstrous, Routledge, 24 февраля 2017 г., ISBN 978-1-351-89431-9
- ^ Даваран, Ферештех. Преемственность иранской идентичности: устойчивость культурного наследия. Том. 7. Рутледж, 2010.
- ^ Нюнлист, Тобиас (2015). Вера в демонов в исламе [ Исламская вера в демонов ] (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-110-33168-4 .
- ^ Абединифард, Мостафа; Азадибугар, Омид; Вафа, Амирхоссейн, ред. (2021). Персидская литература как мировая литература . Литературы как мировая литература. США: Издательство Блумсбери. стр. 40–43. ISBN 978-1501354205 , ISBN 9781501354205
- ^ Рустом, Мохаммед. «Адвокат дьявола: защита Иблиса Айн аль-Кудатом в контексте». Студия Исламика 115.1 (2020): 65-100.
- ^ Асгар, Ирфан. Понятие зла в Коране и исламской мистической мысли. Дисс. Университет Западного Онтарио (Канада), 2021 г.
- ^ Штайнер, Рудольф (1985). Ариманический обман . Спринг-Вэлли, Нью-Йорк: Антропософская пресса. п. 6.
Лекция Рудольфа Штайнера в Цюрихе 27 октября 1919 года.
- ^ Das Handbuch des Engelwerkes . Инсбрук , 1961. с. 120.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ариманом, на Викискладе?