Функция церемонии ясны , очень грубо описанная, состоит в том, чтобы укрепить упорядоченные духовные и материальные творения Ахура Мазды против нападения разрушительных сил Ангра-Майнью . Служба ясны , то есть чтение текстов Ясны, завершается апэ заотра , «подношением водам». Церемонию также можно продлить чтением текстов Висперада и Вендидада . Обычная церемония ясны без продления занимает около двух часов, когда ее читает опытный священник.
Всего тексты Ясны составляют 72 главы, составленные в разное время и разными авторами. [2] Средние главы включают (лингвистически) древнейшие тексты зороастрийского канона. Эти очень древние тексты, написанные на очень архаичном и лингвистически сложном древнеавестийском языке, включают в себя четыре наиболее священные зороастрийские молитвы, а также 17 глав, состоящих из пяти Гат , гимнов, которые, как полагают, были сочинены самим Зороастром . Некоторые разделы Ясны содержат экзегетические комментарии . Указатели глав и стихов Ясны традиционно обозначаются буквой Y.
на авестийском языке Слово ясна буквально означает «приношение» или «поклонение». Это слово лингвистически и функционально связано с ведической санскритской яджной .
Теологическая функция церемонии ясны и ее правильное выполнение заключаются в содействии аше , то есть церемония направлена на укрепление того, что правильно/истинно (одно значение аша ) в существовании/творении (другое значение аша). ) божественного порядка (еще одно значение аши ). Энциклопедия Ираника резюмирует цель церемонии ясны как «поддержание космической целостности доброго творения Ахура Мазды ». [3] Космологическое/эсхатологическое восприятие цели человечества в зороастризме заключается в укреплении упорядоченных духовных и материальных творений Мазды против нападения разрушительных сил Ангра-Майнью . В этом конфликте, с теологической точки зрения, главным оружием человечества является церемония ясны , которая, как считается, имеет прямой, немедленный эффект: «[f]а не символический акт, правильное выполнение ясны — это то, что предотвращает падение космоса. в хаос». [3] Кульминацией церемонии ясны является Аб-Зор , «укрепление вод».
Служба Ясны , то есть чтение текстов Ясны, завершается Аб-Зором , «подношением водам». Церемонию Ясны можно продлить чтением Висперада и Вендидада .
Хорошо обученный священник способен прочитать всю Ясну примерно за два часа. [4] С насадками это занимает примерно на час больше. В обычной форме церемонию Ясны следует проводить только утром.
Тексты Ясны разбиты на 72 главы, известные как хас или хас (от авестийского хаити , «разрез»). 72 нити зороастрийского Кусти – священного пояса, который носят на поясе – представляют собой 72 главы Ясны .
С литературной точки зрения 72 главы состоят из двух вложенных внутренних ядер и внешней оболочки. Внешние главы/разделы («конверт») написаны на младоавестийском языке. Средние 27 глав включают (лингвистически) древнейшие тексты зороастрийского канона. Внутренние главы/разделы (за исключением глав 42.1–4,52.5–8) написаны на более архаичном древнеавестийском языке, с четырьмя священными формулами, заключающими в себе самое внутреннее ядро. Это сокровенное ядро включает в себя 17 глав Гат , древнейших и наиболее священных текстов зороастрийского канона.
Глава 70–72: Заключение и благодарность божествам за участие.
Некоторые разделы Ясны встречаются более одного раза. Например, Ясна 5 повторяется как Ясна 37, а Ясна 63 состоит из отрывков из Ясны 15.2, 66.2 и 38.3. Умение читать Ясну по памяти является одним из обязательных условий зороастрийского священства.
Ясна 1 открывается восхвалением Ахура Мазды, перечисляя его божественные титулы как Творца: «сияющий, славный, величайший, лучший, самый красивый, самый твердый, самый мудрый, самой совершенной формы, высочайший в праведность, обладающая великой радостью, творец, творец, кормилец и Пресвятой Дух». (Дхалла, 1936:155). Затем Ясна 1 перечисляет божества, приглашая их на службу.
Ясна 2 , Барсом Яшт возлияние и барсом , преподносит приглашенным божествам (связку из 23 веток, связанных вместе, символизирующих святость). Ясна 2–4 дополняет Ясну 1. Большинство стихов Ясны 2–3 начинаются с формулы айезе йешти… «посредством этого жертвоприношения я призываю…», за которой следует имя вызываемого божества.
Ясна 3–8, известная под общим названием Сарош- дрон , представляет и другие подношения ( заотра ). Ясна 3 привлекает внимание божеств, упомянутых в Ясне 1, а в Ясне 4 подношения посвящаются божествам. Ясна 5 повторяется в Ясне 37. Ясна 6 почти идентична первым 10 стихам Ясны 17.
Ясна 12 представляет собой Фраваран , зороастрийское вероучение и декларацию веры. Он находится на «искусственном» гатическом авестийском языке, то есть стилистически и лингвистически соответствует языку Гат , но несовершенно. Последняя строфа 7-го стиха, а также все 8-й и 9-й стихи включены в ритуал Кусти .
Ясна 13–18 сравнима с Ясной 1–8, поскольку они тоже представляют собой сборник обращений к божествам. служат введением к Стаоте Еснии Ясны Главы 14–18 19–59. Первые 10 стихов Ясны 17 «огням, водам, растениям» почти идентичны Ясне 6.
Ясна 19–21 , Бхаган Яшт , представляют собой комментарии к трем «высоким молитвам» Ясны 28–53.
Ясна 22–26 — это еще один набор обращений к божествам.
В Ясне 27 есть молитвы, упомянутые в Ясне 19–21. Это:
Ясна 28.1, Ахунаваити Гатха (Бодлианский MS J2) Ясна 28–53 включает (лингвистически) древнейшие тексты зороастрийского канона. 17 из 26 глав составляют Гаты , самые священные гимны зороастризма, предположительно сочиненные самим Зороастром . Гаты написаны в стихах. Структурно они прерываются а) Ясной Хаптангаити из семи глав (« Ясна », № 35–41), которая так же стара, как Гаты, но написана в прозе, б) двумя короткими главами (№ 42 и № 52), которые не являются старо, как Гаты и Ясна Хаптангаити .
В Ясне 54 есть текст airiiema ishiio , молитвы, упомянутой в Ясне 27.
Ясна 55 — восхваление Гат и Стаоты Еснии .
Ясна 56 – это снова обращение к божествам, призывающее их внимание.
Ясна 57 — это Сарош Яшт , гимн божественности религиозной дисциплины. Он тесно связан с и, по-видимому, содержит разделы, заимствованные из Яшт гимном Митре 10 .
Ясна 58 — это снова «скрытый» Яшт , здесь к гению молитвы ( ср. Дахман ).
Ясна 59 представляет собой повторение разделов Ясны 17 и 26.
Ясна 60 – благословение дома ашавана ( «справедливого» или «истинного» человека). Ясна 60.2–7 представляет собой призыв Дахма Африти , также известный как Афринаган Дахман .
Ясна 61 восхваляет антидемонические силы, заключенные в Афринаган Дахман , Йенхэ хатам и трех основных молитвах Ясны 27.
Ясна 62 представляет собой Атакш Ньяшес , молитвы огню и его божественности.
Ясна 63–69 представляют собой молитвы, сопровождающие Аб-Зор , «подношение воде».
Ясна 70–72 — это снова набор обращений к божествам.
Переводы литургии Ясны теперь в свободном доступе:
Миллс, Лоуренс Хейворт (1887), Авеста: Ясна , Священные книги Востока , том. 31, Издательство Оксфордского университета . на avesta.org (сгруппировано по отделениям).
Миллс, американское издание, 1898 г., с избранными отрывками, заимствованными из Дхалла, Манекджи Нуссерванджи (1908), Ньяишес или зороастрийские ектении , издательство Колумбийского университета . на сайте Holy-texts.com (обычный текст).
Дроуэр, Элизабет Стивенс (1944), «Роль огня в парсийском ритуале», Журнал Королевского антропологического института , 74 (1/2): 75–89, doi : 10.2307/2844296 , JSTOR 2844296
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 957d7cc415f037f105a947e6c296cc1f__1699819080 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/1f/957d7cc415f037f105a947e6c296cc1f.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Yasna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)