Дасатир-и-Асмани
Десатир « или Дасатир ( دساتیر букв. Постановления»), также известный как Дасатир-и-Асмани , [ произношение? ] — зороастрийский мистический текст, написанный на вымышленном языке. Несмотря на то, что оно якобы имеет древнее происхождение, сейчас его обычно считают литературной подделкой. [1] наиболее вероятно, что автором в 16 или 17 веке был Азар Кайван , лидер зороастрийской секты иллюминаторов . [2] Его неоплатонические идеи находились под сильным влиянием философа XII века Сухраварди . [3] [4] и имеют лишь слабую связь с господствующим зороастризмом. [1] [5]
Содержание и язык
[ редактировать ]Первая часть «Десатира» содержит шестнадцать разделов, написанных на вымышленном языке, которые, как говорят, были открыты шестнадцати последовательным пророкам , начиная с Махабада , через Заратустру и кончая пятым Сасаном, который, как предполагалось, жил во времена Хосров II (V–VI вв.). [6] [7] В конце каждого раздела, за исключением последнего, содержится пророчество о следующем пророке. Вторая часть текста представляет собой персидский перевод первой части, который приписывается пятому Сасану, но его лингвистические особенности типичны для XVI-XVII веков и, скорее всего, написаны тем же автором. [2]
Изобретенный язык первой части был назван Асмани забан «небесный язык». [8] Его грамматика в основном персидская . [6] при этом его словарный запас по большей части придуман, хотя есть слова, адаптированные из персидского , хинди , авестийского , санскрита и арабского языка . [2]
Публикация и прием
[ редактировать ]Текст, хотя и написан, вероятно, в Индии, [2] Впервые был обнаружен в иранском городе Исфахане в конце XVIII века парсом Муллой Каусом из Бомбея . [9] Английский перевод был начат губернатором Бомбея Джонатаном Дунканом , который умер, не доведя его до завершения. [10] Затем эту задачу взял на себя сын муллы Кауса мулла Фируз , перевод которого был опубликован вместе с оригиналом в 1818 году. [11] Отредактированная версия этого текста была переиздана Дхунджибхоем Дж. Медхорой в 1888 году, в то время как в то же время отдельный перевод Мирзы Мохомеда Хади был опубликован в журнале American Platonist . [12] Впоследствии были обнаружены и другие рукописи. [13]
После публикации текст вызвал споры: некоторые ученые того времени считали его подлинным древним текстом, равным Авесте , другие считали его подделкой. [14] Текст был принят как индийской, так и иранской зороастрийской общиной как подлинный. [4] и это стало популярным, [11] особенно среди фракции Кадими . [7] Этот текст с его монотеистической тенденцией, более родственной религиозным чувствам Запада, затем использовался некоторыми бомбейскими парсами для защиты своей религии от зарождающейся критики со стороны христианских миссионеров, таких как Джон Уилсон . [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бойс 1979 , с. 197.
- ^ Jump up to: а б с д Моджтабай 1994 .
- ^ Корбин 1987 .
- ^ Jump up to: а б Роза 2011 , с. 204.
- ^ Дхалла 1938 , с. 463 «вне лона зороастризма».
- ^ Jump up to: а б Бойс 1979 , с. 198.
- ^ Jump up to: а б Роза 2011 , с. 203.
- ^ В Дабестане ( Мойтабай 1994 ).
- ^ Мулла Фируз 1818 , стр. 10.
- ^ Мулла Фируз 1818 , стр. 11–12.
- ^ Jump up to: а б Бойс 1979 , стр. 197–98.
- ^ Медхора 1888 , с. ii.
- ^ Ромер 1857 , с. 102.
- ^ Далла 1938 , с. 463.
Библиография
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (1979). Зороастрийцы . Лондон: Рутледж. ISBN 9780710001214 .
- Корбин, Генри (1987). «Асар Кайван» . Энциклопедия Ираника . Проверено 16 апреля 2017 г.
- Дхалла, Манекджи Насарванджи (1938). История зороастризма . Нью-Йорк: ОУП.
- Мулла Фируз (1818 г.). "Предисловие". Десатир, или, Священные писания древнеперсидских пророков: на языке оригинала... с древнеперсидским вариантом и комментарием пятого Сасана . Бомбей: Курьерская пресса. стр 3–13 . . Проверено 15 апреля 2017 г.
- Медхора, Дхунджибхой Дж. (1888). "Введение". Десатир: Или священные писания древних персидских пророков . Бомбейское образовательное соц. Пр. стр. I – II . Проверено 15 апреля 2017 г.
- Моджтабай, Фатх-Аллах (1994). «Дасатир» . Энциклопедия Ираника . Проверено 14 апреля 2017 г.
- Ромер, Джон (1857). «Краткие сведения о персидском языке и языке под названием Зенд» . Журнал Азиатского общества Бомбея . 5 .
- Роуз, Дженни (2011). Зороастризм: введение . И.Б. Таврида. Введение в религию. Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-84885-088-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Десатир, или, Священные писания древнеперсидских пророков: на языке оригинала... с древнеперсидским вариантом и комментарием пятого Сасана . Перевод муллы Фируза. Бомбей: Курьерская пресса. 1818.
- Десатир: Или священные писания древних персидских пророков: Вместе с комм. из 5-го Сасана . Перевод муллы Фируза (2-е изд.). Бомбейское образовательное соц. Пр. 1888.