Хосров II
Хосров II 𐭧𐭥𐭮𐭫𐭥𐭣𐭩 | |
---|---|
Король королей Ирана и неиранских стран [а] | |
![]() Золотой динар Хосрова II, отчеканенный в 611 г. | |
Шаханшах Сасанидской империи | |
1-е правление | 590 |
Предшественник | Хормизд IV |
Преемник | Бахрам Чобин |
2-е правление | 591 – 25 февраля 628 г. |
Предшественник | Бахрам Чобин |
Преемник | Планы II |
Рожденный | в. 570 |
Умер | Ктесифон | 28 февраля 628 г. (около 57–58 лет)
Супруга | |
Проблема | См. ниже |
Дом | Дом Сасана |
Отец | Хормизд IV |
Мать | Неназванная Испабудхан дворянка |
Религия | Зороастризм |
Хосров II пишется Хосров II ( в классических источниках ; среднеперсидский : 𐭧𐭥𐭮𐭫𐭥𐭣𐭩 , латинизированный: Хусро и Хосров ), широко известный как Хосров Парвиз ( новоперсидский : خسرو پرویز , «Хосров Победоносный»), считается последним великим . Сасанином Йен Кинг ( шах ) Ирана , правил с 590 по 628 год с перерывом в один год. [1]
Хосров II был сыном Хормизда IV (годы правления 579–590) и внуком Хосрова I (годы правления 531–579). Он был последним царем Ирана, правившим в течение длительного времени до мусульманского завоевания Ирана , которое началось через пять лет после его казни. Он потерял свой трон, затем восстановил его с помощью византийского императора Мориса , а десятилетие спустя продолжил подражать подвигам Ахеменидов , завоевывая богатые римские провинции Ближнего Востока; большая часть его правления прошла в войнах с Византийской империей и в борьбе с узурпаторами, такими как Бахрам Чобин и Вистам .
Хосров II начал войну против византийцев в 602 году, якобы чтобы отомстить за убийство своего союзника Мориса. Персидские войска захватили большую часть территорий Византийской империи, за что Хосров II получил прозвище «Победоносный». Осада византийской столицы Константинополя в 626 году оказалась неудачной, и Ираклий , теперь в союзе с турками , начал рискованную, но успешную контратаку вглубь Персии. Недовольные войной, феодальные семьи империи поддержали переворот, в ходе которого Хосров II был свергнут и убит своим отчужденным сыном Шероэ, пришедшим к власти как Кавад II . Это привело к гражданской войне и междуцарствию в империи, а также к отмене всех сасанидских завоеваний в войне против византийцев.
В произведениях персидской литературы, таких как и » Фирдоуси « Шахнаме « » Низами Гянджеви (1141–1209) Хосров и Ширин , знаменитый трагический роман и тщательно разработанная художественная версия жизни Хосрова сделали его одним из величайших героев культуры. такой же любовник, как и король. Хосров и Ширин рассказывают историю его любви к армянско -римской (первоначально арамейской) принцессе Ширин , которая становится его царицей после длительного ухаживания, полного неудач и трудностей.
Имя
[ редактировать ]«Хосров» — это новоперсидский вариант его имени, используемый учеными; его первоначальное имя было среднеперсидским , Хусрав , что само по себе происходит от авестийского Хаосраууа («тот, у кого хорошая слава»). [2] [3] Имя транслитерируется по- гречески как Хосров (Χοσρόης) и по -арабски как Кисра . [3] Его имя в сочетании с эпитетом «Парвиз» засвидетельствовано по- грузински как Кясре Амбарвез ( Псевдо-Джуаншер , писано около 800 года) и по-армянски как Апроуэж Хосров . [4] [5]
Фон
[ редактировать ]Хосров II родился в ок. 570 ; он был сыном Хормизда IV и неназванной дворянки из Дома Испахбудхана , одного из Семи Великих Домов Ирана . [1] Ее братья, Виндуйих и Вистам , оказали глубокое влияние на молодость Хосрова II. [1] Дедом Хосрова по отцовской линии был знаменитый сасанидский шах I Ануширван ( годы правления 531–579 ), а его бабушка по отцовской линии была дочерью хазара хаганского Хосров . [6] Хосров впервые упоминается в 580-х годах, когда он находился в Партаве , столице Кавказской Албании . Во время своего пребывания там он служил губернатором королевства и сумел положить конец Иберийскому королевству и превратить его в сасанидскую провинцию . [1] Более того, Хосров II также занимал пост губернатора Арбелы в Месопотамии незадолго до своего восшествия на престол. [7]
Восстание Бахрама Чобина
[ редактировать ]Свержение Хормизда IV и воцарение
[ редактировать ]
своего выдающегося полководца Бахрама Чобина В 590 году Хормизд IV опозорил и уволил . Бахрам, разгневанный действиями Хормизда, ответил восстанием , и из-за своего благородного статуса и больших военных знаний к нему присоединились его солдаты и многие другие. Затем он назначил нового губернатора Хорасана , а затем отправился в сасанидскую столицу Ктесифон . [8] Легитимность Дома Сасанов была основана на признании того, что ореол королевской власти, хварра , был передан первому сасанидскому шаху Ардаширу I ( годы правления 224–242 ) и его семье после завоевания последним Парфянской империи . [9] Однако теперь это было оспорено Бахрамом Чобином, что стало первым случаем в истории Сасанидов, когда парфянская династия бросила вызов легитимности Сасанидской семьи, подняв восстание. [9] [10]
Тем временем Хормизд пытался прийти к соглашению со своими зятьями Вистамом и Виндуйихом, которые, по словам сирийского писателя Джошуа Столпника , оба «одинаково ненавидели Хормизда». [1] [11] Два брата свергли Хормизда в ходе, казалось бы, бескровной дворцовой революции. [1] [11] Они приказали ослепить Хормизда раскаленной иглой и посадить на трон Хосрова II. [1] [12] Где-то летом 590 года два брата приказали убить Хормизда, по крайней мере, с безоговорочного одобрения Хосрова II. [1] Тем не менее Бахрам Чобин продолжил свой поход на Ктесифон, теперь уже под предлогом требования отомстить за Хормизда. [13]
Затем Хосров занял позицию кнута и пряника и написал послание Бахраму Чобину, подчеркнув его законные претензии на сасанидское царство: «Хосров, цари царей, правитель правящих, господин народов, князь мира, спасение людей. среди богов добрый и вечно живой человек, среди людей самый почитаемый бог, самый прославленный, победитель, тот, кто восходит с солнцем и дарует ночи свое зрение, тот, кто прославился через своих предков, царь, который ненавидит , благодетелю, который нанял сасанидов и спас иранцам их царствование, - Бахраму, иранскому генералу, нашему другу... Мы также заняли царский трон законным образом и не нарушили никаких иранских обычаев... .. Мы так твердо решили не снимать диадему, что рассчитывали даже править другими мирами, если бы это было возможно... Если вы желаете своего благополучия, подумайте, что следует сделать». [14]
Драться
[ редактировать ]
Бахрам Чобин, однако, проигнорировал его предупреждение - через несколько дней он достиг канала Нахраван возле Ктесифона, где сражался с людьми Хосрова, численность которых была значительно меньше, но сумел сдержать людей Бахрама Чобина в нескольких столкновениях. Однако люди Хосрова в конечном итоге начали терять боевой дух и в конце концов были разбиты силами Бахрама Чобина. После этого Хосров вместе со своими двумя дядями, женами и свитой из 30 дворян бежал на территорию Византии, а Ктесифон пал перед Бахрамом Чобином. [1] Бахрам Чобин объявил себя царем царей летом 590 года, утверждая, что первый сасанидский царь Ардашир I ( годы правления 224–242 ) узурпировал трон Аршакидов и что теперь он восстанавливает их правление. [8]
Бахрам Чобин пытался поддержать свое дело зороастрийской апокалиптической верой в то, что к концу тысячелетия Зороастра произойдет хаос и разрушительные войны с эфталитами/гуннами и римлянами, и тогда появится спаситель. Действительно, сасаниды ошибочно отождествили эпоху Зороастра с эрой Селевкидов ( 312 г. до н. э.), что поставило жизнь Бахрама Чобина почти на конец тысячелетия Зороастра. Поэтому многие приветствовали его как обещанного спасителя Кея Бахрама Варджаванда. [8] Бахрам должен был восстановить Империю Аршакидов и начать новое тысячелетие династического правления. Он начал чеканить монеты, на лицевой стороне которых он изображен как возвышенная фигура, бородатый и носящий зубчатую корону с двумя полумесяцами луны, а на реверсе изображен традиционный огненный алтарь в окружении двух служителей. [8] Тем не менее, многие дворяне и священники по-прежнему предпочитали встать на сторону неопытного и менее доминирующего Хосрова II. [8]
Чтобы привлечь внимание византийского императора Маврикия (годы правления 582–602), Хосров II отправился в Сирию и отправил сообщение в оккупированный сасанидами город Мартирополь с просьбой прекратить их сопротивление византийцам, но безуспешно. [15] Затем он отправил сообщение Морису и попросил его помочь вернуть сасанидский трон, с чем византийский император согласился; взамен византийцы восстановили бы суверенитет над городами Амида , Карра , Дара и Мартирополь . Более того, Иран был обязан прекратить вмешательство в дела Иберии и Армении , фактически уступив контроль над Лазистаном византийцам. [1]
Вернуться в Иран
[ редактировать ]
В 591 году Хосров двинулся в Констанцию и приготовился вторгнуться на территории Бахрама Чобина в Месопотамии, в то время как Вистахм и Виндуйих собирали армию в Адурбадагане под наблюдением византийского полководца Иоанна Мистакона , который также собирал армию в Армении. Через некоторое время Хосров вместе с византийским полководцем юга Коментиолом вторгся в Месопотамию. Во время этого вторжения Нисибис и Мартирополис быстро перешли на их сторону. [1] а командир Бахрама Чобина Затспархам потерпел поражение и был убит. [16] Один из других командиров Бахрама Чобина, Бризаций, был схвачен в Мосиле , ему отрезали нос и уши, а затем отправили в Хосров, где он был убит. [17] [18] Хосров II и византийский генерал Нарсес затем проникли глубже на территорию Бахрама, захватив в феврале Дару, а затем Мардин , где Хосров был повторно провозглашен королем. [16] Вскоре после этого Хосров послал одного из своих иранских сторонников, Махбода, захватить Ктесифон, что ему удалось осуществить. [19]

В то же время отряд из 8000 иранцев под командованием Вистама и Виндуйиха и 12000 армян под командованием Мушега II Мамиконяна вторгся в Адурбадаган. [8] Бахрам Чобин попытался подорвать силы, написав письмо Мушегу II, в письме говорилось: «Что касается вас, армян, демонстрирующих несвоевременную лояльность, разве дом Сасана не уничтожил вашу землю и суверенитет? Почему иначе ваши отцы восстали и освободились? отказаться от своей службы и до сих пор сражаетесь за свою страну?» [20] Бахрам Чобин в своем письме обещал, что армяне станут партнерами новой иранской империи, управляемой парфянской династической семьей, если он примет его предложение предать Хосрова II. [21] Однако Мушег отклонил это предложение. [21]
Затем Бахрам Чобин потерпел поражение в битве при Бларатоне , что вынудило его бежать с 4000 человек на восток. Он двинулся к Нишапуру , где разгромил преследующую армию, а также армию под предводительством каренидского дворянина в Кумисе . Постоянно обеспокоенный, он переправился через реку Окс , где был с честью принят тюркским каганом, которым, скорее всего, был Бирмудха — тот самый тюркский принц, которого Бахрам Чобин победил и захватил в плен несколькими годами ранее во время своих войн против турок. [8] [13] Бахрам Чобин поступил к нему на службу и был назначен командующим армией, добившись там дальнейших военных успехов. [8] [22] Бахрам Чобин стал весьма популярной фигурой после того, как спас кагана от заговора, спровоцированного братом последнего Быгу (вероятно, неправильный перевод ябгу ). [13] Однако Хосров II не мог чувствовать себя в безопасности, пока жив Бахрам Чобин, и ему удалось убить его. [8] Сообщается, что убийство было совершено путем раздачи подарков и взяток между членами тюркской королевской семьи, особенно королевой. [22] Оставшиеся сторонники Бахрама Чобина вернулись в северный Иран и присоединились к восстанию Вистама (590/1–596 или 594/5–600). [23]
Объединение империи
[ редактировать ]Внутренние дела и отношения с византийцами
[ редактировать ]Теперь, когда правление Хосрова восстановлено, его целью было укрепить свою власть над своим царством, что включало проявление терпимости и поддержки к своим христианским подданным. [24] Его жена Ширин — христианка из Хузестана — была самой влиятельной из его жен, сыграв важную роль в королевской благосклонности, которой пользовались месопотамские христиане. Она приказала построить церковь и монастырь недалеко от дворца в Ктесифоне, которые использовались для получения части казны на заработную плату духовенству и его облачения. [1] Арабские Лахмиды/Насриды , государство-клиент, расположенное в Аль-Хире и его окрестностях, теперь могли открыто перейти в несторианское христианство, не вызывая гнева сасанидского двора. [1]
Иранцы и византийцы поддерживали хорошие отношения друг с другом в течение первых одиннадцати лет. Это было очевидно в их решении проблем, возникших в Армении. В 590-х годах многие армянские дворяне и их сторонники искали убежища в Иране, чтобы избежать призыва для участия в балканских кампаниях Мориса . Открытые границы между двумя империями означали, что дворяне могли свободно иммигрировать в Иран и получить повышение по службе. Однако, когда они проявили признаки стремления сражаться с византийцами, иранцы работали вместе с византийцами, чтобы решить эту проблему. [ нужна ссылка ]
Восстание Вистама
[ редактировать ]После своей победы Хосров наградил своих дядей высокими постами: Виндуйих стал казначеем и первым министром, а Вистам получил пост спахбеда Востока, охватывающего Табаристан и Хорасан , который был традиционной родиной Испабудхана. [11] [25] Однако вскоре Хосров изменил свои намерения: пытаясь отмежеваться от убийства отца, он решил казнить своих дядей. Традиционное недоверие сасанидских монархов к сверхсильным магнатам и личное недовольство Хосрова покровительственным поведением Виндуйи, безусловно, способствовали этому решению. По словам сирийского источника, Виндуйих вскоре был казнен, захваченный при попытке бежать к своему брату на Восток. [11] [26]

Узнав об убийстве своего брата, Вистам поднял открытое восстание. По словам Динавари , Вистам отправил Хосрову письмо, в котором объявил о своих притязаниях на трон через свое парфянское ( Аршакидское ) наследие: «Ты недостоин править, чем я. Действительно, я более достоин этого из-за моего происхождения от Дария, сына Дария , который сражался с Александром . Вы, сасаниды, обманом завоевали превосходство над нами [Аршакидами] и узурпировали наше право, и поступили с нами несправедливо, ваш предок Сасан был не более чем пастырем». Восстание Вистама, как и незадолго до этого восстание Бахрамса, нашло поддержку и быстро распространилось. К нему стекались местные магнаты, а также остатки армии Бахрама Чобина, особенно после того, как он женился на сестре Бахрама Гордии . Вистам отразил несколько попыток лоялистов подчинить его, и вскоре он начал господствовать во всех восточных и северных секторах иранского царства, владениях, простирающихся от реки Окс до региона Ардебиль на западе. Он даже провел кампанию на востоке, где подчинил себе двух Эфталитские князья Трансоксианы Шауг и Париок. [11] [27] Дата восстания Вистама неизвестна. Из его чеканки известно, что его восстание длилось семь лет. Общепринятые даты - ок. 590–596, но некоторые ученые, такие как Дж. Д. Ховард-Джонстон и Парване Пуршариати, считают, что его вспышка произошла позже, в 594/5, чтобы совпасть с армянским восстанием Вахевуни. [23]
Когда Вистам начал угрожать Мидии , Хосров послал против своего дяди несколько армий, но не смог добиться решающего результата: Вистам и его последователи отступили в горный район Гилян , а несколько армянских контингентов королевской армии восстали и перешли на сторону Вистама. Наконец, Хосров воспользовался услугами армянина Смбата Багратуни , который вступил в бой с Вистахмом возле Кумиса . Во время битвы Вистам был убит Париовком по настоянию Хосрова (или, согласно альтернативной версии, его женой Гордией). Тем не менее, войскам Вистама удалось отбить королевскую армию у Кумиса, и в следующем году потребовалась еще одна экспедиция Смбата, чтобы окончательно положить конец восстанию. [11] [28]
Упразднение династии Лахмидов
[ редактировать ]В 600 году Хосров II казнил Ан-Нумана III , короля Лахмидов Аль - Хиры , предположительно из-за отказа арабского короля выдать ему свою дочь аль-Хурку и оскорбления персидских женщин. замуж [29] После этого центральное правительство взяло на себя защиту западных границ пустыни, и буферное государство Лахмидов исчезло. мусульманскими халифами В конечном итоге это облегчило вторжение и завоевание Нижнего Ирака менее чем через десять лет после смерти Хосрова. [30]
Византийско-Сасанидская война 602–628 гг.
[ редактировать ]Первоначальное иранское вторжение и господство
[ редактировать ]

К началу своего правления Хосров II имел хорошие отношения с византийцами . Однако, когда в 602 г. император Маврикий был убит своим генералом Фокой (602–610), узурпировавшим римский (византийский) престол, Хосров начал наступление на Константинополь: якобы для того, чтобы отомстить за смерть Маврикия, но его цель явно включала в себя аннексию как большую часть византийской территории, насколько это было возможно. [1] Хосров II вместе с Шахрбаразом и другими своими лучшими генералами быстро захватил Дару и Эдессу в 604 году и вернул утраченные территории на севере, в результате чего сасанидско-византийские границы вернулись к границам до 591 года, прежде чем Хосров отдал территорию Мориса взамен. за военную помощь против Бахрама Чобина . Вернув утраченную территорию, Хосров ушел с поля боя и передал военные операции Шахрбаразу и Шахину Вахманзадегану . Сасанидские армии затем вторглись и разграбили Сирию и Малую Азию , а в 608 году продвинулись в Халкидон .
В 610 году Ираклий восстал против Фоки и убил его, короновав себя императором Византийской империи . Затем он попытался договориться о мире с Хосровом II, отправив дипломатов ко двору. Хосров, однако, отклонил их предложение и сказал: «Это царство принадлежит мне, и я возведу на престол сына Маврикия, Феодосия, как императора. [Что касается Ираклия], он пошел и принял власть без нашего приказа и теперь предлагает нам наше собственное сокровище в качестве подарка, но я не остановлюсь, пока не возьму его в свои руки». Затем Хосров казнил дипломатов. [31]
В 613 и 614 годах генерал Шахбараз осадил и захватил Дамаск и Иерусалим , и Истинный Крест был с триумфом унесен. Вскоре после этого Шахин прошел через Анатолию , неоднократно разбивая византийцев; он завоевал Египет в 618 году. Византийцы не могли оказать лишь незначительного сопротивления, поскольку их раздирали внутренние раздоры и давили авары и славяне , вторгавшиеся в Империю из-за реки Дунай . [32] В 622/3 г. Родос и несколько других островов в восточной части Эгейского моря пали перед сасанидами, что стало угрозой морского нападения на Константинополь. [33] [34] [35] [36] Отчаяние в Константинополе было настолько велико, что Ираклий подумывал о переносе правительства в Карфаген в Африке. [37]
Тюрко-эфталитское нашествие
[ редактировать ]Примерно в В 606/607 году Хосров отозвал Смбата IV Багратуни из Сасанидской Армении и послал его дать отпор тюрко - эфталитам , совершившим набег до Спахана в центральном Иране. Смбат с помощью иранского принца по имени Датоян отбросил тюрко-эфталитов из Ирана и разграбил их владения в восточном Хорасане , где, как говорят, Смбат убил их царя в единоборстве. [38] Затем Хосров дал Смбату почетный титул Хосров Шун («Радость или Удовлетворение Хосрова»). [38] а его сын Варазтироц II Багратуни получил почетное имя Джавитян Хосров («Вечный Хосров»). [38] [39]
Себеос описывает это событие так:
Он [Хосров] приказал украсить огромного слона и привести его в палату. Он повелел, чтобы [сына Смбата] Варазтироца (которого царь называл Джавитеаном Хосровом) посадили на [слона]. И он приказал разбросать сокровища по толпе. Он написал [Смбату] хровартак, [выразив] большое удовлетворение и с великим почетом и помпой вызвал его на суд. [Смбат] умер на 28-м году правления [Хосрова] [618–19]. [40]
Византийское контрнаступление и возрождение
[ редактировать ]
В 622 году, несмотря на значительный прогресс сасанидов в районе Эгейского моря , византийский император Ираклий смог выступить на поле боя с мощными силами. В 624 году он продвинулся в северный Адурбадаган , где его приветствовали Фаррух Хормизд и его сын Ростам Фаррохзад , восставшие против Хосрова. [41] Затем Ираклий начал разграбить несколько городов и храмов, в том числе храм Адур-Гушнасп . [32]
В 626 году Ираклий захватил Лазистан ( Колхиду ). Позже в том же году Шахбараз продвинулся к Халкидону на Босфоре и попытался захватить Константинополь с помощью аварских и славянских союзников. Во время осады Константинополя в 626 году объединенным силам Сасанидов, славян и аваров не удалось захватить столицу Византии. У аваров не хватило ни терпения, ни технологий для завоевания города. Вдобавок ко всему, иранцы, которые были экспертами в осадной войне , не смогли переправить свои войска и технику на другую сторону Босфора , где находились их славянские и аварские союзники, из-за усиленной охраны пролива византийским флотом . Более того, стены Константинополя легко защищались от осадных башен и машин. Другая причина заключалась в том, что у персов и славян не было достаточно сильного флота, чтобы обойти морские дамбы и установить канал сообщения. Отсутствие припасов для аваров в конечном итоге заставило их отказаться от осады. [42] Поскольку этот маневр провалился, силы Шахрбараза потерпели поражение, и позже в 628 году он вывел свою армию из Анатолии .
После Третьей персидско-тюркской войны в 627 году Ираклий разгромил иранскую армию в битве при Ниневии и двинулся к Ктесифону . Хосров II бежал из своей любимой резиденции Дастагирд (близ Ктесифона), не оказав сопротивления. [32] Затем Ираклий захватил Дастагирд и разграбил его.
Свержение и смерть
[ редактировать ]
После захвата Дастагирда сын Хосрова Шероэ был освобожден феодальными семьями Сасанидской империи , в состав которых входили испахбудхан спахбед Фаррух Хормизд и два его сына Ростам Фаррохзад и Фаррухзад . Шахрбараз из семьи Мигран , армянская фракция, представленная Варазтиротом II Багратуни , и, наконец, Канадбак из семьи Канарангиян . [43] В ночь на 25 февраля ночная стража сасанидской столицы Ктесифона , которая обычно выкрикивала имя правящего шаха, вместо этого выкрикивала имя Шероэ, что указывало на государственный переворот . происходящий [44] Шероэ во главе своей армии с Аспадом Гушнаспом захватил Ктесифон и заключил Хосрова II в дом некоего Мехр-Сепанда (также известного как Мараспанд). Шероэ, который теперь принял династическое имя Кавад II, затем приказал Ападу Гушнаспу возглавить обвинение против свергнутого шаха. Однако Хосров отверг все обвинения одно за другим. [45]
Вскоре Кавад казнил всех своих братьев и сводных братьев, включая наследника Марданшаха, который был любимым сыном Хосрова. Убийство всех его братьев, «всех хорошо образованных, доблестных и рыцарских людей», [6] лишил Сасанидскую династию будущего компетентного правителя и был описан как «безумное неистовство» и «безрассудство». [46] Три дня спустя он приказал Михру Хормозду казнить Хосрова. Однако после цареубийства своего отца Кавад также приказал убить Михра Хормозда. [47] Сообщается, что дочери Хосрова Боран и Азармидохт критиковали и ругали Кавада за его варварские действия, что вызвало у него раскаяние. [48] При поддержке иранской знати Кавад затем заключил мир с византийским императором Ираклием , что заставило византийцев вернуть себе все утраченные территории, пленных солдат, военную контрибуцию , а также Истинный Крест и другие реликвии, утраченные в Иерусалиме в 614. [49] [50]
Из-за действий Кавада его правление рассматривается как поворотный момент в истории Сасанидов, и некоторые ученые утверждают, что оно сыграло ключевую роль в падении Сасанидской империи. [46] Свержение и смерть Хосрова завершились хаотичной гражданской войной , в которой наиболее влиятельные представители знати получили полную автономию и начали создавать собственное правительство. Возобновились также военные действия между персидскими ( парсигами ) и парфянскими ( Пахлавами ) дворянскими родами, что привело к дроблению богатств нации. [6] Гражданская война наконец закончилась, когда на трон взошел восьмилетний внук Хосрова Йездигерд III . [51] Однако молодой король унаследовал распадающуюся империю, последний удар которой был нанесен в 651 году во время арабского завоевания Ирана . [52]
Религиозная политика и убеждения
[ редактировать ]Хосров II, как и все другие сасанидские правители, был приверженцем зороастризма. [53] Начиная с V века, сасанидские монархи были осведомлены о значении религиозных меньшинств в королевстве и в результате пытались объединить их в структуру управления, где в соответствии с правовыми принципами ко всем относились бы прямо как к мардам. / zan ī šahr , т.е. «мужчина/женщина [гражданин] страны». [54] Евреи и (особенно) христиане приняли концепцию Ирана и считали себя частью нации. [54]
Во время его правления происходили постоянные конфликты между христианами- монофизитами и несторианцами . Хосров отдавал предпочтение монофизитам и приказал всем своим подданным придерживаться монофизитства, возможно, под влиянием Ширин и королевского врача Габриэля Синджара , которые оба поддерживали эту веру. Хосров также раздавал деньги и подарки христианским святыням. [55] Большая терпимость Хосрова к христианству и дружба с христианскими византийцами даже заставили некоторых армянских писателей думать, что Хосров был христианином. [55] Его позитивная политика по отношению к христианам (которая, однако, была, вероятно, политически мотивирована) сделала его непопулярным среди зороастрийских священников, а также способствовала значительному распространению христианства по Сасанидской империи. [56] Во время войны Хосрова с византийцами христианские элиты и организации были включены в сасанидскую систему в рамках его попытки поглотить Византийское царство в свою расширенную империю. [57] Положение христианской знати достигло своего апогея при Хосрове. [58] Мушег II Мамиконян , выдающийся армянский нахарар , является первым и единственным дворянином-христианином, которого хвалят придворные историографы за то, что он отверг соблазны Бахрама Чобина. Его решение предпочесть Хосрова своей родной Армении обеспечило ему место в « Шахнаме» , национальном эпосе Ирана. [58] Смбат IV Багратуни также сделал блестящую карьеру при Хосрове, дослужившись до должности пограничного командующего Горгана , возможно, самого важного и спорного региона Сасанидского царства. В награду за заслуги на востоке Смбат был назначен руководителем военной юрисдикции на Кавказе. Более того, его аристократический дом – Багратуниды – стал опорой сасанидской власти в этом районе. [58]
Хосров также обратил внимание на зороастрийцев и построил различные храмы огня . Однако это не помогло зороастрийской церкви, которая во время его правления находилась в тяжелом упадке. По словам Ричарда Н. Фрая , зороастрийская церковь при Хосрове «отличалась своей преданностью роскоши больше, чем преданностью мысли». [59]
Музыка во время правления Хосрова II
[ редактировать ]считалось золотым веком музыки Правление Хосрова II . До Хосрова II было много других сасанидских царей, которые проявляли особый интерес к музыке, например, Хосров I , Бахрам Гур и даже Ардашир I. Известными музыкантами во время правления Хосрова II были Барбад (любимый придворный музыкант Хосрова), Бамшад , Саркаш и Нагиса .
Скальные рельефы
[ редактировать ]Хосров восстановил практику возведения наскальных рельефов после почти трехвекового отсутствия, последний из которых был возведен при Шапуре III ( годы правления 383–388 ). [60] В Так-е Бостане Хосров имитировал и увеличил скальный рельеф Шапура III. [60] Его рельеф, известный как «Великий Айван », находится в цилиндрическом своде, высеченном в скале. Айван разделен на верхнюю и нижнюю части; В верхней части изображена сцена божественного посвящения, где зороастрийские божества Ахура Мазда и Анахита дарят Хосрову диадему . [60] В нижней части изображен Хосров II верхом на коне, в полном доспехе, с копьем и щитом в руках. Его голову окружает нимб , который, по мнению Говарда-Джонстона, скорее всего, является изображением его хварры , то есть царской славы. [1] [60] На левой боковой панели изображена сцена охоты на кабана: Хосров сидит на лодке и целится из лука. Справа сцена охоты на оленей. Однако помощь не завершена, вероятно, из-за неудачи Хосрова на более поздних этапах войны и его возможного падения. [1]
- Рельефный камень Хосрова II во время коронации
- Конная статуя Хосрова II.
- Наскальный рельеф на левой боковой панели, изображающий охоту на кабана.
- Рисунок незавершенного наскального рельефа на правой боковой панели, изображающего охоту на оленя.
- На этом листе из рукописи Уолтера W.659 изображена гора Бистун и резные изображения Хосрова, Ширин и Фархада.
Чеканка монет
[ редактировать ]
Хосров во время своего второго правления добавил на свои монеты идеограмму GDH, что означает хварра («королевское великолепие»). Он объединил это слово со словом абзот («он увеличил»), сделав полную надпись таким образом: «Хосров, он увеличил царское великолепие» ( Хусрохварра абзот ). [61] титул Царя царей, пропавший со времен правления Пероза I ( годы правления 459–484 ). На его монетах также был восстановлен [61] По словам Шайегана, принятие Хосровом этого титула было «несомненно следствием его византийской политики» и означало возрождение древней империи Ахеменидов . [62] Два его преемника, Кавад II ( годы правления 628–628 ) и Ардашир III ( годы правления 628–630 ), воздержались от использования этого титула, по-видимому, для того, чтобы дистанцироваться от него. [61]
Хосров II в исламской традиции
[ редактировать ]Исламская традиция рассказывает историю, в которой Хосров II (по- арабски : كسرى Транслитерация: Кисра) был персидским царем, к которому Мухаммед послал посланника Абдуллу ибн Худафу ас-Сахми вместе с письмом, в котором Хосрова просили проповедовать религию. ислама. [63] [64] В сообщении, переданном мусульманской традицией, говорится:
«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.От Мухаммада, Посланника Аллаха, до Кисры, великого (вождя/главы) персов. Мир тому, кто ищет истину и выражает веру в Аллаха и Его Пророка, и свидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что у Него нет сотоварища, и кто верит, что Мухаммад — Его слуга и Пророк. По повелению Аллаха я приглашаю вас к Нему. Он послал меня для руководства всеми людьми, чтобы я мог предупредить их всех о Его гневе и предъявить неверующим ультиматум. Примите ислам, чтобы вы могли оставаться в безопасности (в этой жизни и в следующей). А если вы откажетесь принять ислам, вы будете нести ответственность за грехи волхвов » . [64] [65]
Исламская традиция далее утверждает, что Хосров II разорвал письмо Мухаммеда. [66] говоря: «Жалкий раб среди моих подданных посмеет написать свое имя перед моим» [67] и приказал Бадхану , своему вассальному правителю Йемена , послать двух доблестных людей, чтобы опознать, схватить и привести к нему этого человека из Хиджаза (Мухаммада). Когда Абдулла ибн Хузафа ас-Сахми рассказал Мухаммеду, как Хосров разорвал его письмо на куски, Мухаммед пообещал уничтожить Хосрова II, заявив: «Даже в этом случае Аллах уничтожит его царство». [66] Позже люди Бадхана прибыли в Медину и поговорили с Мухаммедом, приказав ему сопровождать их обратно в Хосров II. Сообщается, что Мухаммед сменил тему, дал понять, что ему не нравится их внешний вид, и в ответ спросил, почему они сбривают бороды и оставляют усы такими большими. Когда они сказали, что это приказывает им делать их бог, он сказал, что его бог приказывает ему подстричь усы и отрастить бороду. После того, как он таким образом взял под свой контроль разговор, он вернулся к теме и попросил их прийти к нему на следующий день. Когда они это сделали, он сообщил им, что Хосров II был убит своим сыном. Люди Бадхана ответили гневно, пригрозив Мухаммеду рассказать Бадхану, что он говорит о Хосрове II. На это он ответил, побудив их написать Бадхану, а также сказать ему, что ислам и его сила достигнут всего, чем когда-либо правил Хосров II. Несколько дней спустя Бадхан получил подтверждение из Персии о том, что Хосров II мертв. Как следствие, говорят, что он принял ислам, и Мухаммед оставил его правителем своего народа. [68]
В искусстве
[ редактировать ]
Битвы между Ираклием и Хосровым изображены на знаменитой фреске раннего Возрождения Пьеро делла Франческа , входящей в цикл «История Истинного Креста» в церкви Сан-Франческо в Ареццо . Многие персидские миниатюры изображают события из его жизни, такие как сражения или его убийство.
Семья
[ редактировать ]Хосров был сыном Хормизда IV и неназванной дворянки Испахбудхан , которая была сестрой Вистама и Виндуйиха . У Хосрова также было два двоюродных брата из семьи Испабудхан, которых звали Мах-Адхур Гушнасп и Нарси . [69] Был у него зять по имени Хормузан , [70] Сасанидский дворянин из одного из семи парфянских кланов , впоследствии воевавший против арабов во время мусульманского вторжения в Персию . Однако это, скорее всего, неверно, поскольку матерью Кавада была византийская принцесса по имени Мария . [71]
Хосров был женат трижды: сначала на Марии , дочери византийского императора Маврикия , родившей ему Кавада II . Затем к Гордии, сестре Бахрама Чобина , родившей ему Джаваншира . Затем к Ширин , которая родила ему Марданшаха . [1] Были у Хосрова и другие дети, которых назвали: Борандухт , Азармидохт , Шахрияр и Фаррухзад Хосров V. Все эти люди, за исключением Шахрияра, впоследствии стали монархами Ирана во время Сасанидской гражданской войны 628-632 годов . У Хосрова была сестра по имени Мирран, которая была замужем за сасанидским спахбедом Шахрбаразом и позже родила ему Шапур-и Шахрвараза . [72]
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Khosrow I (531–579) | Шапур († 580 с) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хормизд IV (579–590) | Неизвестный | Вистам (590/1–596 или 594/5–600) | Виндуйих | Безымянная дворянка | Юшнас | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хосров II (590–628) | Планы | Миргран | Мах-Адхур Гушнасп | нарси | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планы II (628) | Азармидохт (630–631) | Марданшах († 628) | Джаваншир | Хосров III (630) | Шапур-и Шахрвараз (630) | Аношаган | Бистам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борандухт (629–630, 631–632) | Farrukhzad Khosrow V (631) | Шахрияр († 628) | Неизвестный | Планы Гушнаспа | Тамахидж | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
См. также
[ редактировать ]
- Бабай Великий
- Бехистунская надпись
- Бехистунский дворец
- Легенда о Кисре , африканский миграционный миф, который, как утверждал историк Лео Фробениус, был основан на Хосрове II.
- Мукавкис , правитель Александрии
- Немусульмане, взаимодействующие с мусульманами в эпоху Мухаммеда
- Шабдиза Хосрова Любимая лошадь
- Гандж-э Бадавард
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также пишется «Король королей иранцев и неиранцев».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Ховард-Джонстон 2010 .
- ^ Скьерво 2000 .
- ^ Jump up to: а б Николсон, Канепа и Дарьяи, 2018 г.
- ^ Рэпп 2014 , с. 341.
- ^ Шмитт и Бейли 1986 .
- ^ Jump up to: а б с Шахбази 2004 , стр. 466–467.
- ^ Хансман 1986 , стр. 277–278.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Шахбази 1988 , стр. 514–522.
- ^ Jump up to: а б Шайеган 2013 , с. 810.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шахбази 1989 , стр. 180–182.
- ^ Аль-Табари 1985–2007 , том. 5: с. 49.
- ^ Jump up to: а б с Резахани 2017 , с. 178.
- ^ Киа 2016 , с. 241.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 173.
- ^ Мартиндейл, Джонс и Моррис 1992 , стр. 251.
- ^ Роулинсон 2004 , с. 509.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 174.
- ^ Пуршариати 2008 , стр. 128–129.
- ^ Jump up to: а б Пуршариати 2008 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б Киа 2016 , с. 242.
- ^ Jump up to: а б Пуршариати 2008 , стр. 133–134.
- ^ Дарьяи и Резахани 2016 , с. 43.
- ^ Пуршариати 2008 , стр. 131–132.
- ^ Пуршариати 2008 , стр. 132, 134.
- ^ Пуршариати 2008 , стр. 132–133, 135.
- ^ Пуршариати 2008 , стр. 136–137.
- ^ Ландау-Тассерон 1996 .
- ^ Фрай 1984 , с. 330.
- ^ Себеос , глава 24
- ^ Jump up to: а б с Мейер 1911 г.
- ^ Киа 2016 , с. 223.
- ^ Greatrex & Lieu 2005 , с. 197.
- ^ Фосс 1975 , с. 725.
- ^ Ховард-Джонстон 2006 , с. 33.
- ^ Каэги 2003 , с. 88
- ^ Jump up to: а б с Мартиндейл, Джонс и Моррис 1992 , стр. 1363–1364.
- ^ Пуршариати 2008 , стр. 153–154.
- ^ Судавар 2012 .
- ^ Пуршариати 2008 , стр. 152–153.
- ^ Каэги 2003 , с. 140.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 173.
- ^ Морони 2005 , с. 92.
- ^ Тафаццоли 1987 , с. 743.
- ^ Jump up to: а б Киа 2016 , стр. 255–256.
- ^ Аль-Табари 1985–2007 , том. 5: с. 398.
- ^ Аль-Табари 1985–2007 , том. 5: с. 399.
- ^ Оман 1893 , с. 212
- ^ Каэги 2003 , стр. 178 , 189–190.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 219.
- ^ Киа 2016 , стр. 284–285.
- ^ Пейн 2015 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Дарьяи 2014 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Фрай 1983 , с. 166.
- ^ Фрай 1983 , с. 171.
- ^ Пейн 2015 , с. 200.
- ^ Jump up to: а б с Пейн 2015 , с. 168.
- ^ Фрай 1983 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б с д Канепа 2018 , с. 361.
- ^ Jump up to: а б с Шиндель 2013 , с. 837.
- ^ Шайеган 2013 , стр. 806, 812–813.
- ^ аль-Мубаракпури 2002 , с. 417.
- ^ Jump up to: а б Субхани, Джафар (27 декабря 2012 г.). «Глава 42: События седьмого года миграции» . Сообщение . Проверено 13 сентября 2023 г. - через Al-Islam.org.
- ^ Табакат-и Кубра , том. я, с. 360; Тарих-и Табари , т. II, стр. 295, 296; Тарих-и Камиль , т. II, с. 81; и Бихарул Анвар , том. ХХ, с. 389.
- ^ Jump up to: а б Мороний 1980 , с. 185 .
- ^ Мубаракпури 2009 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Ибн Касир, Исмаил (1367 г.). Аль Бидая Валь Нихая .
- ^ Пуршариати 2008 , с. 179.
- ^ Шахбази 2004b .
- ^ Пуршариати 2008 , с. 236.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 205.
Источники
[ редактировать ]- аль-Мубаракпури, Саиф-ур-Рахман (2002). ар-Рахик аль-Махтум, «Запечатанный нектар» . Исламский университет Медины . Эр-Рияд: Издательство Даруссалама. ISBN 1-59144-071-8 .
- Аль-Табари, Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир (1985–2007). Эхсан Яр-Шатер (ред.). История Аль-Табари . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. 40 томов.
- Бака-Винтерс, Кинан. Он не боялся: Ксусро Парвиз, король царей Сасанидской империи . Горгиас Пресс, 2019. ISBN 978-1-4632-3927-5
- Бака-Винтерс, Кинан. «От Рима до Ирана: идентичность и Ксусро II». Доктор философии. дисс., Калифорнийский университет, Ирвин, 2015. https://escholarship.org/uc/item/1rp8c11b.
- Канепа, Мэтью П. (2018). Иранское пространство: трансформация королевской идентичности через архитектуру, ландшафт и искусственную среду, 550 г. до н.э. – 642 г. н.э. Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520964365 .
- Кроуфорд, Питер (2013). Война трех богов: римляне, персы и возникновение ислама . Перо и меч. ISBN 978-1-84884-612-8 .
- Дарьяи, Турадж (2014). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . ИБ Таурис. стр. 1 –240. ISBN 978-0857716668 .
- Дарьяи, Турадж; Резахани, Ходадад (2016). От Окса до Евфрата: мир позднеантичного Ирана . Х&С Медиа. ISBN 978-1780835778 .
- Эдвард Уолфорд , переводчик, «Церковная история Евагрия: История Церкви с 431 по 594 год нашей эры» , 1846. Перепечатано в 2008 году. Evolution Publishing, ISBN 978-1-889758-88-6 . [1] – первоисточник, содержащий подробные сведения о начале правления Хосрова II и его взаимоотношениях с римлянами.
- Фосс, Клайв (1975). «Персы в Малой Азии и конец античности». Английский исторический обзор . 90 . Издательство Оксфордского университета: 721–747. doi : 10.1093/ehr/XC.CCCLVII.721 .
- Фрай, Р.Н. (1983). «Глава 4: Политическая история Ирана при Сасанидах». Кембриджская история Ирана . Том 3 Часть 1. Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-20092-9 .
- Фрай, Р.Н. (1984). «Реформы Хосроя Ануширвана («Бессмертной души»)». История Древнего Ирана . Проверено 7 марта 2020 г. - через fordham.edu/.
- Грейтрекс, Джеффри; Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (2005). Римская восточная граница и персидские войны 363–628 гг . Рутледж. ISBN 978-1-134-75646-9 .
- Грейтрекс, Джеффри; Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (2002). Римская восточная граница и персидские войны (часть II, 363–630 гг. н.э.) . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж (Тейлор и Фрэнсис). ISBN 0-415-14687-9 .
- Хансман, Дж. Ф. (1986). «Арбела » Энциклопедия Ирана, Том. II, Фаск. 3 . стр. 100-1 277–278.
- Ховард-Джонстон, Джеймс (2006). Восточный Рим, Сасанидская Персия и конец античности: историографические и исторические исследования . Издательство Эшгейт. ISBN 0-86078-992-6 .
- Ховард-Джонстон, Джеймс (2010). «Косров II» . Энциклопедия Ираника, онлайн-издание . Проверено 9 ноября 2013 г.
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия [2 тома]: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-61069-391-2 .
- Ландау-Тассерон, Элла (15 декабря 1996 г.). «Ду Кар » Энциклопедия Ираника Получено 8 января.
- Мартиндейл, Джон Роберт; Джонс, Арнольд Хью Мартин; Моррис, Дж., ред. (1992). Просопография Поздней Римской империи, Том III: 527–641 гг. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-20160-5 .
- Мейер, Эдуард (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 272.
- Морони, М. (1980). «Кисра». В CE Босворте; Э. ван Донзель; Б. Льюис; Дж. Пеллат (ред.). Энциклопедия ислама, Том. В. Э.Дж.Брилл. ISBN 9004060561 .
- Морони, Майкл Г. (2005). Ирак после мусульманского завоевания . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-15-93333-15-7 .
- Мубаракпури, Сафиур Рахман (2009). Когда Луна раскололась . Даруссалам. ISBN 978-603-500-060-4 .
- Николсон, Оливер; Канепа, Мэтью; Дарьяи, Турадж (2018). «Хосров и Аноширван» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Оман, Чарльз (1893). Европа, 476–918, Том 1 . Макмиллан.
- Пейн, Ричард Э. (2015). Состояние смеси: христиане, зороастрийцы и иранская политическая культура в поздней античности . Университет Калифорнии Пресс. ISBN 978-0520961531 .
- Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-645-3 .
- Каеги, Уолтер Эмиль (2003). Ираклий: император Византии . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-81459-6 .
- Рэпп, Стивен Х. младший (2014). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Рутледж. ISBN 978-1472425522 .
- Роулинсон, Джордж (2004). Семь великих монархий древнего восточного мира . Горгиас Пресс. ISBN 978-1593331719 .
- Резахани, Ходадад (2017). «Восточный Иран в поздней античности». Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1474400305 . JSTOR 10.3366/j.ctt1g04zr8 .
- Шиндель, Николаус (2013). «Сасанидская чеканка». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199733309 .
- Шмитт, Р .; Бейли, HW (1986). «Армения и Иран iv. Иранское влияние в армянском языке» . Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 4–5 . стр. 445–465.
- Шахбази, А. Шапур (1988). "Бахрам VI Кобин" Энциклопедия Ирана, Том. III, Фаск. 5 . Лондон и др.: Энциклопедия Ираника. стр. 100-1 514–522.
- Шахбази, А. Шапур (2004). «Хормозд IV» . Энциклопедия Ираника, Том. XII, Фаск. 5 . стр. 466–467.
- Шахбази, А. Шапур (15 декабря 2004 г.b). "ГОРМОЗЕН " Энциклопедия Ираника
- Шахбази, А. (2005). «Сасанидская династия» . Энциклопедия Ираника, онлайн-издание . Проверено 30 марта 2014 г.
- Шахбази, А. (1989). «Бестам о Бендой» . Энциклопедия Ираника, Том. IV, Фаск. 2 . стр. 180–182. Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 года . Проверено 13 августа 2013 г.
- Шайеган, М. Рахим (2013). «Сасанидская политическая идеология» . В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0190668662 .
- Скьярво, Prods Oktor (2000). «Каяниан vii. Каууи Хаосраууах, Кей Хусрой, Кей Хосров» . Энциклопедия Ираника .
- Судавар, Аболала (январь 2012 г.). « Взгляд двумя глазами Земли : переоценка сасанидских наскальных рельефов» (PDF) . Иранские исследования . 45 (1): 29–58. дои : 10.1080/00210862.2011.595976 . S2CID 154699256 – через www.soudavar.com.
- Тафазцоли, А. (1987). «Асфад Йошнас» . Энциклопедия Ираника, Том II, Фаск. 7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хямеен-Анттила, Яакко (2022). «Письма Шахрбараза и среднеперсидская историография о последней великой войне поздней античности» (PDF) . Журнал позднеантичных, исламских и византийских исследований . 1 (1–2): 65–93. дои : 10.3366/jlaibs.2022.0005 . S2CID 263274105 .
- Пирас, Андреа (2022). «Апокалиптические образы и королевская пропаганда в письме Хосрова II византийскому императору Морису». Журнал персидских исследований . 14 (1–2): 178–195. дои : 10.1163/18747167-bja10018 . S2CID 251787417 .
- Хосров II
- 570-е рождения
- 628 смертей
- Сасанидские монархи VI века
- Сасанидские монархи VII века
- Лидеры свергнуты в результате переворота
- Персонажи «Тысячи и одной ночи»
- Участники Византийско-Сасанидской войны 602–628 гг.
- Кавказская Албания
- Губернаторы Сасанидской империи
- Персонажи Шахнаме
- Казненные монархи