Хормизд I
Хормизд I 𐭠𐭥𐭧𐭥𐭬𐭦𐭣 | |
---|---|
Король королей Ирана и неиранских стран [а] | |
Король Армении | |
Царствование | в. 252 – 270 |
Предшественник | Тиридат II ( династия Аршакидов ) |
Преемник | Нарсе |
Шаханшах Сасанидской империи | |
Царствование | 270 мая – 271 июня |
Предшественник | Шапур I |
Преемник | Бахрам I |
Умер | 271 июня |
Проблема | Гормоздак |
Дом | Дом Сасана |
Отец | Шапур I |
Мать | безымянная дочь Миграка |
Религия | Зороастризм |
Хормизд-Ардашир , более известный под своим династическим именем Хормизд I (также пишется Хормозд I или Ормазд I ; среднеперсидский : 𐭠𐭥𐭧𐭥𐭬𐭦𐭣 ), был третьим сасанидским царем царей ( шаханшахом ) Ирана , который правил с мая 270 по июнь 271 года. Он был третьим сыном Шапура I ( годы правления 240–270 ), при котором он был наместником-царем Армении , а также принимал участие в войнах своего отца против Римской империи . Короткое время пребывания Хормизда I на посту правителя Ирана прошло в основном без происшествий. Он построил город Ормизд-Ардашир (современный Ахваз ), который и сегодня остается крупным городом Ирана. Он возвел зороастрийского священника Картира в сан первосвященника ( косившего ) и дал манихейскому пророку Мани разрешение продолжать свою проповедь.
Именно при Хормизде I титул «Царь царей Ирана и неиранцев» стал регулярным в сасанидской чеканке ; раньше королевским титулом обычно был «Король королей Ирана». Хормизду I наследовал его старший брат Бахрам I.
Этимология
[ редактировать ]Имя Хормизд (также пишется как Ормазд , Хормозд ) — среднеперсидский вариант имени верховного божества в зороастризме , известного в Авестии как Ахура Мазда . [1] Древнеперсидский Аурамазда эквивалент — Хормиздас , а транслитерация — . греческая [1] [2] Имя засвидетельствовано на армянском языке как Ормизд и на грузинском языке как Урмизд . [3] [4] Его личное имя было «Хормизд-Ардашир», комбинация слов «Хормизд» и «Ардашир», причем последнее является среднеперсидской формой древнеперсидского Ṛtaxšira (также пишется Artaxšaçā ), что означает «чье правление осуществляется через истину ( аша )». . [5] [6]
Фон
[ редактировать ]Хормизд был третьим сыном Шапура I ( годы правления 240–270 ). [7] Согласно фольклору, мать Хормизда была дочерью парфянского династа Михрака . [8] Двумя его старшими братьями были Бахрам (старший) и Шапур Мешаншах , а Нарсе был его младшим братом. [7] У Хормизда было две сестры по имени Адур-Анахид и Шапурдухтак . [9] [10] Его дедом был Ардашир I , основатель Сасанидской империи. [11] Сасаниды вытеснили Империю Аршакидов в качестве правителей Ирана в 224 году, когда Ардашир I победил и убил последнего царя царей Аршакидов Артабана IV ( годы правления 213–224 ) в битве при Хормоздгане . [11]
Рост
[ редактировать ]Хормизд впервые упоминается во время войн Шапура I против Римской империи . [1] Он стал царем Армении после ее завоевания Шапуром I в 252 году. [1] Многие современные историки полагают, что Хормизд принимал участие во второй римской экспедиции Шапура I, которая проходила в римских провинциях Сирии , Киликии и Каппадокии и продолжалась с 253 по 256 годы. [1] Это подтверждается сообщениями о каппадокийских завоеваниях. [1] Каппадокия, по-видимому, была не единственной областью, где воевал Хормизд: согласно Scriptores Historiae Augustae , римский мятежник Кириад помогал Шапуру I и некоему Одомасту в завоевании Антиохии . [1] Имя Одомастес является неправильной транслитерацией Хормизда и, таким образом, может указывать на то, что после разграбления Каппадокии Хормизд принял участие в осаде Антиохии в 253 году . [1]
Хормизд упоминается в надписи на стене Кааба -е Зартошт в Накше-Ростаме недалеко от Персеполя на юге Ирана, которую Шапур I создал, чтобы восхвалять своих сыновей, называя их имена и титулы. [12] [1] В надписи Хормизду присвоен титул Вузург Шах Арминан («Великий царь армян»). [1] [13] Армянский историк IV века Агафангелос утверждает, что этот титул давался только наследнику шаханшаха . [13]
Когда Шапур I лежал на смертном одре, в мае 270 года он короновал Хормизда как нового шаханшаха Ирана. [14] [11]
Царствование
[ редактировать ]О правлении Хормизда мало что известно. [1] Сообщается, что он дал зороастрийскому священнику Картиру одежду, которую носили представители высшего сословия, шапку и пояс ( кулаф уд камарбанд ) и назначил его главным священником ( косившим ). [15] [1] Как и его отец, Хормизд также разрешил манихейскому пророку Мани продолжать свою проповедь. [16] Неясно, почему Хормизд поддержал Картира и Мани, которые оба представляли другую религию. [17] Иранолог предположил, что , Турадж Дарьяи возможно, это было частью его попытки контролировать обе религии, которые стремились стать главной религией в империи. [17] По словам иранолога Продса Октора Скьяерво , Хормизд, как и два его предшественника, был «теплым зороастрийцем». [18] источниках Хормизду обычно дается эпитет new или yaxī/yaxē (оба означают «храбрый») В манихейских среднеиранских , что, возможно, указывает на его военные достижения. [1] По-видимому, именно при Хормизде два новогодних праздника ( Навруз ) в месяце Фарвардин были объединены вместе, чтобы создать фестиваль, который длился шесть дней. [19] В первоисточниках Хормизд считается основателем города Хормизд-Ардашир (современный Ахваз ), однако в некоторых случаях его основателем считается и Ардашир I. [1] Современные историки (цитируя Шахрестаниха и Эраншахра ) обычно считают Хормизда его фактическим основателем. [1] Он также основал город Рам-Хормизд-Ардашир (что означает «Ардаширский мир Хормизда»), сокращенно Рам-Хормизд . [20] Он воссоздал город Артемиту как Дастагирд , царская резиденция которого позже станет важным местом для шаханшахов Хосрова I ( годы правления 531–579 ) и Хосрова II ( годы правления 590–628 ). [21] [22] Преемником Хормизда стал не его сын Хормоздак, а его брат Бахрам (который стал известен как Бахрам I ), взошедший на престол с помощью Картира. [7] [11] Согласно местному фольклору, Хормизд был похоронен в Рам-Хормизде. [21]
Чеканка монет и имперская идеология
[ редактировать ]В то время как Ардашир I и Шапур I обычно использовали титул «Король царей (иранцев)» на своих монетах, Хормизд немного изменил титул, добавив фразу «и неиранцы (иранцы)». [23] [24] Таким образом, его полный титул гласил: «Поклоняющийся Мазде божественный Хормизд, царь царей Ирана (иранцев) и неиранцев (иинцев), чей образ / блеск исходит от богов». [23] [24] [б] Фраза «и неиранцы (иранцы)» уже использовалась в надписях Шапура I. [25] и в редких случаях чеканит его монеты, [26] но впервые был урегулирован при Хормизде. [25] что именно считалось «неиранским (ианским)» ( анеран ). Расширенное название демонстрирует включение новой территории в состав империи, однако неясно, [1] На реверсе монеты Хормизда были изображены два служителя - дополнение, которое впервые было сделано Шапуром I, на чеканке которого оба служителя изображены в фресковых коронах , глядя в сторону от храма огня между ними. [27] Скорее всего, они представляли шаха. [27] На монетах Хормизда служители обращены к храму и носят разные короны. [27] Фигура слева представляет Хормизда, а фигура справа — в зависимости от ее изображения — представляет иранских божеств Митру или Анахиту . [28]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также пишется «Король королей иранцев и неиранцев».
- ^ На среднеперсидском языке : Mazdesn Ормазда Шаха Эран уд Анеран написал некоторые из них . [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Шайеган 2004 , стр. 462–464.
- ^ Веваина и Канепа 2018 , с. 1110.
- ^ Шмитт и Бейли 1986 , стр. 445–465.
- ^ Рэпп 2014 , с. 341-343.
- ^ Шмитт 1986 , стр. 654–655.
- ^ Wiesehöfer 1986 , стр. 371–376.
- ^ Jump up to: а б с Шахбази 1988 , стр. 514–522.
- ^ Пуршариати 2008 , стр. 46–47.
- ^ Брозиус 2000 .
- ^ Жинью 1983 , с. 472.
- ^ Jump up to: а б с д Шахбази 2005 .
- ^ Киа 2016 , с. 233.
- ^ Jump up to: а б Вебер 2016 .
- ^ Al-Tabari 1985–2007 , v. 5: pp. 39, 43.
- ^ Дарьяи 2014 , с. 76.
- ^ Киа 2016 , с. 246.
- ^ Jump up to: а б Дарьяи 2014 , с. 10.
- ^ Скьярво 2012 .
- ^ Стаусберг, Веваина и Тессманн, 2015 , с. 383.
- ^ Джалалипур 2015 , стр. 15–16.
- ^ Jump up to: а б Бадийи 2020 , с. 210.
- ^ Бруннер 1983 , с. 758.
- ^ Jump up to: а б с Шиндель 2013 , с. 836.
- ^ Jump up to: а б Шайеган 2013 , с. 805.
- ^ Jump up to: а б Кертис и Стюарт 2008 , с. 21.
- ^ Кертис и Стюарт 2008 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с Шиндель 2013 , с. 835.
- ^ Кертис и Стюарт 2008 , с. 24.
Источники
[ редактировать ]- Аль-Табари, Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир (1985–2007). Эхсан Яр-Шатер (ред.). История Аль-Табари . Том. 40 томов. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Бадийи, Бахрам (2020). «Города и монетные центры, основанные сасанидами» . Древняя иранская нумизматика : 203–233. дои : 10.1163/9789004460720_012 . ISBN 978-90-04-46072-0 . S2CID 242624054 .
- Брозиус, Мария (2000). «Женщины i. В доисламской Персии» . Энциклопедия Ираника . Лондон и др.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бруннер, Кристофер (1983). «Географическое и административное деление: Поселения и экономика». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (2): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 747–778. ISBN 0-521-24693-8 .
- Кертис, Веста Сархош; Стюарт, Сара (2008). Сасанидская эпоха . ИБТаурис. стр. 100-1 1–200. ISBN 978-0-85771-972-0 .
- Дарьяи, Турадж (2014). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . ИБТаурис. стр. 1–240. ISBN 978-0-85771-666-8 .
- Жиньу, доктор философии (1983). «Адур-Анахид» . Энциклопедия Ираника, Том. Я, Фаск. 5 . Лондон и др. п. 472.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Джалалипур, Саид (2015). «Арабское завоевание Персии: провинция Хузистан до и после триумфа мусульман» (PDF) . Сасаника .
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО . ISBN 978-1-61069-391-2 . (2 тома)
- Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-645-3 .
- Рэпп, Стивен Х. младший (2014). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Рутледж. ISBN 978-1-4724-2552-2 .
- Шиндель, Николаус (2013). «Сасанидская чеканка». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник по Древнему Ирану . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973330-9 .
- Шмитт, Р .; Бейли, HW (1986). «АРМЕНИЯ И ИРАН iv. Иранское влияние в армянском языке» . Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 4-5 . стр. 445–465.
- Шмитт, Р. (1986). «Артаксеркс» . Иранская энциклопедия, Том. II, Фаск. 6 . стр. 654–655.
- Шахбази, А. Шапур (1988). «Бахрам I» . Энциклопедия Ираника, Том. III, Фаск. 5 . стр. 514–522.
- Шахбази, А. Шапур (2005). «Сасанидская династия» . Энциклопедия Ираника, онлайн-издание .
- Шайеган, М. Рахим (2004). «Хормозд I» . Энциклопедия Ираника, Том. XII, Фаск. 5 . стр. 462–464.
- Шайеган, М. Рахим (2013). «Сасанидская политическая идеология». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник по Древнему Ирану . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973330-9 .
- Скьярво, Prods Oktor (2012). «Картир» . Энциклопедия Ираника .
- Стаусберг, Майкл ; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу; Тессманн, Анна (2015). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . Джон Уайли и сыновья, ООО
- Веваина, Юхан; Канепа, Мэтью (2018). «Ормазд» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Вебер, Урсула (2016). «Нарсе» . Энциклопедия Ираника .
- Визехёфер, Йозеф (1986). «Ардашир I и. История» . Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 4 . стр. 371–376.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дарьяи, Турадж (2018). «Хормизд и Ардашир» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .