Сасанидская чеканка
Сасанидские монеты производились на территории Иранской Сасанидской империи (224–651 гг.). Вместе с Римской империей Сасанидская империя была важнейшим эмиссионным государством в поздней античности . [1] Сасанидская чеканка оказала значительное влияние на чеканку других государств. [2] [1] Сасанидские монеты являются ключевым источником для изучения сасанидского периода и имеют большое значение для истории и истории искусства в целом. [2] [3] Sylloge nummorum Sasanidarum — самый важный справочник по сасанидским монетам. [2]
Контекст
[ редактировать ]


Основной купюрой сасанидов, введенной царем Ардаширом I ( годы правления 224–242) и унаследованной от парфян , была серебряная драхма ( среднеперсидский : драхм ). [2] [4] Это большая тонкая монета (новинка того времени) весом около 4 граммов и диаметром 25–30 мм. Он был изготовлен из довольно чистого серебра и производился в больших количествах всеми сасанидскими царями. Несколько сасанидских правителей также выпускали дробное серебро (в гораздо меньших количествах). [2] [3] Некоторые из этих дробных монет включают полудрахму, обола и тетрадрахму . [3] Ардашир I, скорее всего, унаследовал полудрахму и обол от денежной системы своей родной провинции Персис (т. е. Парс ). [3] Монеты из меди и (редко) свинца производились в разные времена правления.
Однако тетрадрахма уже впала в немилость в ранний сасанидский период, во время правления Бахрама I (271-74 гг.), поскольку в основном она делалась из меди с лишь небольшим количеством серебра. [4] Гемидрахмы также появились только в начале сасанидского периода. [4] Оболы и гемиоболы использовались в течение более длительного периода, но они использовались лишь спорадически в особых случаях (например, подарки при вступлении в должность, бросание в толпу). [4] Производство полудрахм и тетрадрахм в конечном итоге прекратилось при Бахраме II ( годы правления 274-93), но иранский вариант обола, данг (среднеперсидское слово), чеканился до конца правления Кавада I в начале 6 век. [4] [5]
Золотые монеты выпускались в ограниченном количестве и в основном чеканились «в целях рекламы и для конкуренции с римским и кушанским золотом». [2] Золотые динары (среднеперсидский: dēnār , в конечном итоге от латинского denarius aureus ) также были введены Ардаширом I, первым сасанидским правителем. [6] [3] Чеканка золотых монет была неизвестна парфянской денежной системе, предшественнице сасанидской. [3] Золотые сасанидские монеты весили от 7 до 7,4 грамма до Шапура III (383–388 гг.). правления [6] Чеканка медных монет в Сасанидской империи была очень ограничена. [5]
На протяжении более чем четырехсотлетней истории Сасанидов чеканка монет была единственной привилегией правящей королевской семьи, и типология, используемая при чеканке сасанидских монет, была неизменно одинаковой во всех частях империи; это показывает, что сасанидские монетные дворы находились под жестким контролем царских центральных властей. [2] [3] Помимо использования для уплаты налогов, точный контекст сасанидской чеканки монет как денег внутри империи остается неясным. [2] Однако известно, что большая часть сасанидской чеканки шла на оплату солдат и войск. [4] Таким образом, по мнению Филиппа Жину и Майкла Бейтса, Шапур II ( годы правления 309–379) и Пероз I ( годы правления 459–484) «должно быть» увеличили производство монет во время своего правления, поскольку они проводили многочисленные кампании. [4] Огромные количества были отчеканены при Каваде I , Хосрове I ( годы правления 531–579) и Хосрове II ( годы правления 590–628), которые участвовали в громких войнах. [4] Все сасанидские монеты чеканились вручную, и, как и в Римской империи , производство монет регулировалось в соответствии с «точными и хорошо организованными планами». [3]
Иконография и типология
[ редактировать ]Сасанидские монеты демонстрируют очень последовательный тип иконографии , начиная с 3-го века по 7-й век, «хотя с точки зрения стиля их портреты и реверсы становятся все более стилизованными». По словам Ребекки Дарли и Мэтью Канепы : [2]
Монеты обычно имели царский портрет на аверсе и огненный алтарь с двумя служителями на реверсе, сасанидские монеты имели несколько ободков, а поздние сасанидские монеты обычно включали астральные символы за пределами ободков. Легенды ходили о Пехлеви . Они включают имя и титулы Царя Королей на аверсе, а на реверсе - фразу «огонь (имя короля)», а иногда и лозунг. Иногда указывается место чеканки. Каждый король носил личную корону с божественными и астральными символами. По большому счету, они были для него уникальными. Исключения составляют случаи первоначального совместного регентства (например, Ардашир I и Шапур I ) и поздний сасанидский период, когда короны становятся очень стилизованными и часто похожими. Если король терпел серьезное поражение, он мог принять новую корону (например, Нарсе ).
Сасанидская чеканка Синда
[ редактировать ]

Сасанидская чеканка Синда относится к серии выпусков сасанидского стиля, отчеканенных с 325 по 480 год нашей эры, отчеканенных в Синде , в южной части современного Пакистана , с типом монет сменявших друг друга правителей Сасанидской империи , от Шапура II до Пероза I. [7] Вместе с чеканкой кушано-сасанидов эти монеты часто называют «индо-сасанидскими». [9] Они составляют важную часть сасанидской чеканки.
Сасанидская чеканка Иберии (Грузия)
[ редактировать ]Хотя на территории современной Грузии были обнаружены различные клады , содержащие обычные сасанидские монеты, на этих обычных сасанидских монетах до сих пор не было обнаружено никаких отметок местного монетного двора. Однако так называемые картвело-сасанидские монеты чеканились на месте Картли в более поздний период сюзеренитета и правления Сасанидов над Центрально-Восточной Грузией (Иберией классических авторов), то есть в конце VI и первой половине VII в. . Поскольку все дошедшие до нас монеты этого типа украшены на аверсе изображением либо Хормизда IV , либо Хосрова II , не существует картвело-сасанидских монет, предшествующих правлению Хормизда IV (начавшемуся в 579 году). Производство картвело-сасанидских монет началось после подавления Иберийской монархии Сасанидами, датированных Кириллом Тумановым ок . 580 . [10]
Картвело-Сасанидские монеты обычно украшаются буквами асомтаврули и/или монограммами. Эти монограммы обычно представляли собой имена выдающихся и современных эриставов и правящих князей ( эриставта-мтаварис ) Иберии. Самые ранние картвело-сасанидские монеты, как часть первой фазы, имели надпись JO , что, по мнению Стивена Х. Раппа-младшего, переводится как «О, Крест». После того, как Княжество Иберия утвердилось, надписи на этом втором этапе превратились в монограммы, в которых упоминались имена правящих принцев. Примерами среди них являются GN и GRG , т.е. «Гурген/Гуарам» соответственно; обе аббревиатуры отождествляются с принцем Гуарамом I ( годы правления 588-590). Правящие князья, последовавшие за этим этапом, были еще смелее в заявлении о своей религиозной принадлежности. На этом третьем и последнем этапе картвело-сасанидских монет можно выделить небольшой крест, заменяющий священное зороастрийское пламя на вершине огненного алтаря. Эта серия начинается с аббревиатуры СПНС , т.е. « Степаноз I », позиционировался вокруг изображения сасанидского шаханшаха Хормизда VI. Текст не препятствует чтению типично используемой среднеперсидской легенды. Эти адаптации получили дальнейшее развитие во время правления Степаноза I (590–627) или, возможно, во время правления Степаноза II (642–650). На этом подэтапе полную надпись имени «Степаноз» можно увидеть по обе стороны головы сасанидского шаханшаха, а среднеперсидская надпись, изображающая имя и год правления шаханшаха, удаляется. [11]
- Монета сасанидского типа принца Гуарама I с аверсным бюстом Хормизда IV и асомтаврули надписью GRG , т.е. Гурген.
- Монета сасанидского типа князя Стефана I с аверсным бюстом Хосрова II и асомтаврули надписью СТЕП'АНОС.
Влияние на чеканку монет других государств
[ редактировать ]По мнению Дарли и Канепы, сасанидская чеканка широко использовалась в торговле, особенно со Средней Азией и Китаем , и сформировала модель для типов, чеканенных в районах, прилегающих к Сасанидской империи, включая территории, управляемые гефталитами и кидаритами . [2] После арабского завоевания Ирана халифат Омейядов некоторые арабские легенды. копировал сасанидскую чеканку, но обычно добавлял к монетам [2] Однако некоторые монеты этого периода были отчеканены без арабского текста. [12] Эти так называемые арабо-сасанидские монеты чеканились в самом сердце бывшей Сасанидской империи и следовали сасанидским мотивам, включая изображение зороастрийского огненного алтаря. [2] [12] Когда во время правления Абд аль-Малика ибн Марвана ( годы правления 685–705) была создана новая «аниконическая» мусульманская монета, новый исламский серебряный дирхам все еще «обязан своей отличительной серебряной тканью и широким фланом сасанидской технике чеканки». [2]
- Монета сасанидского типа Омейядов , бюст имитирует бюст Хосрова II.
- Монета сасанидского типа кидаритов , бюст имитирует бюст Шапура III.
- Ранняя монета Алчонских гуннов , основанная на сасанидском дизайне, с бюстом, имитирующим Шапур II. Датировано 400–440 гг. н.э. [13] [14] [15] [16]
- Монета гуннского царя Михиракулы с легендой, выполненной индийским письмом Гупта . Реверс: Пунктирная граница вокруг Огненного алтаря, окруженная служителями в сасанидском стиле. [17] [18] [19]
- Неопределенный вождь гуннов, монета, производная от сасанидской чеканки Синда . Синд, V век.
- Серебряная драхма по сасанидскому образцу Бухарских Худахов , Согдия, начало VIII века. 30 мм, 3,08 гр. На реверсе изображена голова царя на алтаре, служители почти неузнаваемы.
- Монета Рашидунского халифата . Подражание Сасанидской империи типу правителя Хосрова II . BYS ( Бишапур ) мята. Датировано 25 годом нашей эры = 36 годом хиджры (656 г. н.э.). Бюст в сасанидском стиле, имитирующий Хосрова II справа; Бисмиллах на полях.
Индо-сасанидская чеканка (530–1202 гг. Н. Э.)
[ редактировать ]Существует также целая категория индийских монет «индо-сасанидского стиля», которые были заимствованы из сасанидского дизайна довольно геометрическим образом, среди Гурджаров , Пратихаров , Чаулукья - Парамара и Паласа примерно с 530 г. по 1202 г. н.э. . Обычно бюст короля на аверсе сильно упрощен и геометрически, а дизайн огненного алтаря с двумя служителями или без них появляется как геометрический мотив на реверсе монет этого типа. [20] [21]
- Монета Конфедерации Гурджара по образцу сасанидской чеканки Синда. Синд . Около 570–712 гг. н.э.
- Гурджара-Пратихара, чеканка Бходжи или Михары, короля Канауджа , 850-900 гг. н.э. Аверс: Кабан, воплощение Вишну и солярный символ. Реверс: «Следы сасанидского типа». Легенда: Шримад Ади Вараха «Удачливый первобытный вепрь». [22]
- Монета Чаулукья - Парамара , около 950-1050 гг. н.э. Стилизованное изображение монет династии Чавда : бюст в индо-сасанидском стиле справа; гранулы и украшения вокруг / Стилизованный огненный алтарь; гранулы вокруг. [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дарли 2018 , с. 1044.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Дарли и Канепа 2018 , с. 367.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шиндель 2005 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Gignoux & Bates 1995a , стр. 424–428.
- ^ Перейти обратно: а б Альбом, Bates & Floor, 1992 , стр. 14–41.
- ^ Перейти обратно: а б Gignoux & Bates 1995b , стр. 412–416.
- ^ Перейти обратно: а б Шиндель, Николаус; Альрам, Майкл; Дарьяи, Турадж; Пендлтон, Элизабет (2016). Парфянская и раннесасанидская империи: адаптация и расширение . Книги Оксбоу. стр. 126–129. ISBN 9781785702105 .
- ^ Старший, RC (2012). «Некоторые неопубликованные древние монеты» (PDF) . Восточное нумизматическое общество . 170 (Зима): 17. Архивировано (PDF) из оригинала 6 октября 2019 г. Проверено 02 января 2024 г.
- ^ Рэй, Химаншу Прабха (2019). Переговоры о культурной идентичности: ландшафты в истории раннего средневековья Южной Азии . Тейлор и Фрэнсис. стр. 177–178. ISBN 9781000227932 . Архивировано из оригинала 2 ноября 2023 г. Проверено 02 января 2024 г.
- ^ Рэпп 2014 , стр. 323–329.
- ^ Рэпп 2014 , стр. 326–329.
- ^ Перейти обратно: а б Бейтс 1986 , стр. 225–229.
- ^ Браарвиг, Йенс (2000). Буддийские рукописи (Том 3-е изд.). Гермес Паб. п. 257. ИСБН 9788280340061 .
- ^ «За одну из этих монет» . Архивировано из оригинала 9 июля 2023 г. Проверено 4 апреля 2019 г.
- ^ Тандон, Панкадж (2013). «Заметки об эволюции монет Алхона» (PDF) . Журнал Восточного нумизматического общества (216): 24–34. Архивировано (PDF) из оригинала 19 мая 2023 г. Проверено 8 июля 2018 г.
- ^ «Монеты КПГ» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2019 г. Проверено 4 апреля 2019 г.
- ^ Верма, Тхакур Прасад (2018). Императорские Маухари: История Императорских Маухари Канауджа и Харшавардханы (на хинди). Идея Пресс. п. 264. ИСБН 9781643248813 .
- ^ Сиркар, округ Колумбия (2008). Исследования индийских монет . Мотилал Банарсидасс. п. 376. ИСБН 9788120829732 . Архивировано из оригинала 2 января 2024 г. Проверено 31 октября 2019 г.
- ^ Тандон, Панкадж (2013). Заметки об эволюции монет Алхона Журнал Восточного нумизматического общества, № 216, Лето . Восточное нумизматическое общество. стр. 24–34. Архивировано из оригинала 9 августа 2019 г. Проверено 31 октября 2019 г. также Coinindia Alchon Coins (точное описание этого типа монет). Архивировано 9 августа 2019 г. на Wayback Machine.
- ^ Рэй, Химаншу Прабха (2019). Переговоры о культурной идентичности: ландшафты в истории раннего средневековья Южной Азии . Тейлор и Фрэнсис. стр. 162–163. ISBN 9781000227932 . Архивировано из оригинала 2 января 2024 г. Проверено 02 января 2024 г.
- ^ «Индо-Сасанидские монеты, также называемые Гадахия и бывшие в обращении с 600 по 1200 год нашей эры, в большом количестве найдены в Ахмадахаде, Банасканте, Бхаванагаре, Джунагархе, Кайре, Катче, Мехсане в Гуджарате». в Журнал Академии индийской нумизматики и сигиллографии . Академия индийской нумизматики и сигиллографии. 1988. с. 145. Архивировано из оригинала 02 января 2024 г. Проверено 02 января 2024 г.
- ^ Смит, Винсент Артур; Эдвардс, С.М. (Стивен Мередит) (1924). Ранняя история Индии: с 600 г. до н.э. до мусульманского завоевания, включая вторжение Александра Македонского . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. Табличка 2.
- ^ Монета Пост-Гупта (Чаулукья-Парамара). Архивировано 4 сентября 2017 г. в Wayback Machine , Классическая нумизматическая группа.
Источники
[ редактировать ]- Альбом, Стивен; Бейтс, Майкл Л.; Флор, Виллем (1992). «МОНЕТЫ И ЧЕНА» . Энциклопедия Ираника, Том. VI, Фаск. 1 . стр. 14–41.
- Бейтс, Майкл (1986). "АРАБ-САСАНСКИЕ МОНЕТЫ" . Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 3 . стр. 225–229.
- Дарли, Ребекка; Канепа, Мэтью (2018). «чеканка персидская» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Дарли, Ребекка (2018). "деньги" . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Жиньу, Филипп; Бейтс, Майкл (1995b). «ДИНАР» . Энциклопедия Ираника, Том. VII, Фаск. 4 . стр. 412–416.
- Жиньу, Филип; Бейтс, Майкл (1995a). "ДИРХАМ " Энциклопедия Ирана, Том. VII, Фаск . стр. 100-1 424–428.
- Рэпп, Стивен Х. младший (2014). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Рутледж. ISBN 978-1472425522 .
- Шиндель, Николаус (2005). «САСАНСКАЯ МОНЕТА» . Энциклопедия Ираника .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ховард-Джонстон, Джеймс (2014). «Сасанидское государство: свидетельства чеканки монет и военного строительства». Журнал древней истории . 2 (2): 144–181. дои : 10.1515/jah-2014-0032 .
- Шиндель, Николаус (2013). «Сасанидская чеканка». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 814–840.